На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Теории и концепции общества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Министерство  образования и науки РФ
         Федеральное агентство по образованию
         Государственное образовательное учреждение высшего
         профессионального образования
         Ивановский  государственный архитектурно-строительный университет 

    Кафедра истории, философии  и социально-гуманитарных дисциплин 
     
     
     
     
     
     
     

         КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
         по  дисциплине: «Социология»
         на  тему: «Теории и концепции общества» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                 Выполнила:
                                                                           студентка группы ЭУС-51з
                                                                     Булкина Е.и. 

                                              Проверил:
                                                   к.и.н., доцент,
                                               Смирнов К.е..                                   
     

         Иваново 2012
         СОДЕРЖАНИЕ 
     
     

1. Типология общества   …………………………………………………3
2. Концепции происхождения общества ……………………………….7
3. Конвергенция общественных систем  ……………………………….10
4. Принципы устройства современного общества …………………….13
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2
         1.Типология  общества 

         В современном мире существуют различные  типы обществ, различающихся между  собой по многим параметрам, как  явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и  скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная  классификация предполагает выделение  наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и  объединяющих общества одной и той  же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает  как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно  было бы классифицировать.
            В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).
            Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор. 

         3
         Сложное общество – общество с сильно дифференцированными
    структурами и функциями, взаимосвязанными и  взаимозависимыми друг от друга, что  обусловливает необходимость их координации.
            К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи.              Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
            Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса – совершенствования средств производства и знания.
                           Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому
         4
    маловосприимчиво  к нововведениям. Поведение индивидов  в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.
                      Термин индустриальное общество  ввел А. Сен-Симон, подчеркивая  его новый технический базис.  Индустриальное общество – (в  современном звучании) это сложное  общество, с основанным на промышленности  способом хозяйствования, с гибкими,  динамичными и модифицирующимися  структурами, способом социокультурной  регуляции, основанном на сочетании  свободы личности и интересов  общества. Для этих обществ характерно  развитое разделение труда, развитие  средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.
            Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и  

         5
         информационных.
            Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.
            Помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         6
         2.Концепции  происхождения общества 
     

         Изменение в обществе обусловлены многими  факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. И именно поэтому изучение развития человеческого знания представляет собой исходную основу для исследования социального движения вообще. В этом смысле О.Конт подчеркнул, что человеческий разум прошел три ступени развития, которые составляют основу трех стадий развития общества. Основой первой стадии развития является наиболее примитивная  ступень развития человеческого  разума, на которой природа и общество объясняются действием сверхъестественных сил. Эта стадия называется теологической. На второй метафизической стадии явления  природы и общества объясняются  при помощи абстрактных философских  принципов. Эта стадия продолжалась от Ренессанса до Великой французской  революции. Наконец, на третьей,  позитивно-научной  стадии человеческий разум сосредотачивается  на исследовании того, что есть, т.е. на исследовании реальных фактов. Изменения  человеческого знания являются основой  изменения также и социальной организации общества. Таким образом, контовский закон трех ступеней развития мысли выступает в качестве теории общего социального развития.
         Г.Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель  органического направления, стремился  развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая  содержит в себе как идею органического  развития, так и идею борьбы за существование.
         7
           Г.Спенсер считал, что органический  мир развился из неорганического,  а человек и общество возникли из органического мира. По его мнению, в природе господствует всеобщий закон эволюции – закон сохранения энергии. Общество как организм состоит из клеток (индивидов), однако живет дольше, чем эти клетки – индивиды. Фазы в развитии общества Г.Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная революция начинается с орды, которая является наиболее простой и в то же время гомогенной общностью.
         На  этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей  к созданию в них военной организации. Такая организация в конечном итоге ведет к созданию милитаристского  общества. В рамках последнего индивиды служат обществу, и эта служба основывается на принудительном сотрудничестве, которое  распространяется на всех.
         Дальнейшее  развитие общества определяется смягчением борьбы за физическое существование. Принудительное объединение индивидов не является более условием существования. Теперь индивиды существуют за счет труда  и других видов деятельности, в  которых проявляется их предприимчивость и которые не управляются обществом  столь жестоко.  Это уже новый  тип индустриального общества. Оно  защищает индивидуальность граждан  и стремится примирить различные  интересы индивидов, чтобы все могли  свободно себя проявить. Это общество основывается на свободном сотрудничестве, поэтому исчезает потребность в  строго централизованной власти, и  общество начинает децентрализоваться. В государстве индустриального  типа наибольшее число индивидов  приспособлено к промышленному  труду, поэтому в нем лучше учитываются личные желания индивидов. Свое понимание
         8
    сущности  человека и общества К.Маркс назвал историческим материализмом, чтобы  подчеркнуть две основные его  характеристики: историчность и материалистичность.
         К.Маркс  утверждал, что предпосылка всякой истории человеческого общества – люди, которые живут  и, в  отличие от животных, производят необходимые  для своей жизни средства. Существование  людей как живых существ в  определенном окружении и географической среде и определенный способ их деятельности, в котором проявляется их образ  жизни, способ их производства и воспроизводства, представляют собой два основных условия всей человеческой истории. По сути люди являются не просто природными существами, но природными существами особого вида, специфика которых  проявляется в их активном и присваивающем  отношении к природе, отношении, посредством которого они обеспечивают свое материальное и человеческое существование.
         Таким образом, люди как  действительные индивиды и их материальная жизнь являются, с точки зрения исторического  материализма, отправным пунктом  человеческой истории.
         В основе общества, согласно К.Марксу, лежат  не идеи, как считали Г.Гегель и  Б.Бауэр, а материальные производственные силы и производственные отношения, характер, которых проявляется в  разделении труда и форме собственности. Поэтому человеческое общество в  своей основе представляет собой  систему, этих факторов производства и  вместе с их изменением изменяется само, ибо качественное изменение  производительных сил приводят к  новому разделению труда и новым  формам собственности. 
     
     

9
         3.Конвергенция  общественных систем 
     

         В обществе существуют различные виды социальных систем, например, экономические  системы, их назначение - производство товаров и услуг; система образования - передача знаний, культуры от одного поколения к другому; и т.д.         Конвергенция если переводить дословно означает “сходство”. Общественные системы можно сравнивать по множеству различных признаков. Сравним американскую и русскую системы по статусам. Американский вариант социальной стратификации: «высший класс»: главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светилы, крупные архитекторы.
         2) второго статуса - «высший класс»: главный управляющий средней  фирмой, инженер-механик, газетный  издатель, врач с частной практикой,  практикующий юрист, преподаватель колледжа.
         3) третьего статуса - «высший средний  класс»: банковский кассир, преподаватель  муниципального колледжа.
         4) четвертого статуса -«средний  класс»: банковский служащий, дантист,  учитель начальной школы, начальник  смены на предприятии, служащий  страховой компании, управляющий  универсамом.
         5) пятого статуса - «низший средний  класс»: автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный  работник, занятый физическим трудом, служащий гостиницы, работник  почты, полицейский, водитель  грузовика
         6) шестого статуса - «средний низший  класс»: водитель такси, среднеквалифицированный  работник, занятый физическим трудом,
         10
           бензозаправщик, официант, швейцар.
         7) седьмого статуса – «низший  класс»: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, шахтер, дворник,  мусорщик.
         Опираясь  на концептуальную модель многомерной  стратификации, учитывая роль власти и  идеологии в ее формировании, социолог  Инкельс (США) представляет систему  социального неравенства, сложившегося в СССР в 30-50 года в виде пирамиды, состоящей из 9 степеней (страт), вершину  которой составляли три наиболее престижные группы:
         1)  правящая элита, куда входили  руководители партии и правительства,  верхушка военных, высшие должностные  лица;
         2)  высший слой интеллигенции, выдающиеся  ученые, деятели искусства и литературы (по уровню материальных благ  и привилегий они довольно  близко стояли к первой группе, но между ними существовала  довольно значительная разница  по шкале власти;
         3)  «аристократия рабочего класса»:  ударники - герои первых пятилеток,  стахановцы и т.д.;
         4)  «отряд интеллигенции»: управленцы  среднего звена, руководители  небольших предприятий, работники  высшей школы, дипломированные  специалисты и офицеры;
         5)  «белые воротнички»: мелкие управленцы, бухгалтерские работники, и др.;
         6)  "преуспевающие крестьяне": работники  передовых колхозов и совхозов;
         7)  Средне- и малоквалифицированные  рабочие;
         8)  «беднейшие слои крестьянства»,  малоквалифицированные рабочие,  занятые тяжелым физическим трудом  на производстве за мизерную  заработную плату;
         9)  «зеки»
         11
         Большинство американцев, относящих себя к среднему классу, болезненно воспринимают все, что связано с повышением или  понижением их статуса. Например, шофер  такси сочтет за оскорбление предложение  пойти на завод, где он мог бы зарабатывать значительно больше. Очень многие американцы не связывают экономический  успех с основанием собственного дела, самостоятельного предприятия. Они  работают по найму. Тем не менее работа остается для них не только основой  материального благополучия, но и  самоутверждения, самоуважения, самооценки.
         Говоря  о том, что одна из главных причин деформации системы социальной стратификации  была связана с подменой социально-профессиональных критериев политико-идеологическими  суррогатами, следует отметить явление  так называемой аскрипции. Существование  предписываемого аскриптивного  статуса - характерная черта доиндустриальных обществ, тогда как в современном  западном обществе преобладает ориентация на «статус достигаемый»: успешная карьера человека, его социальный престиж определяются главным образом  его профессиональными результатами и достижениями. В нашей стране феномен» предписываемого статуса  получил весьма широкое распространение, особенно в последние два десятилетия: социальное положение человека в  обществе определялось не только объемом  его социально-политической активности, но и множеством других критериев, выступавших  в качестве признаков социальной дифференциации. 
     
     
     
     

         12
         4.Принципы  устройства современного  общества 
     

         Развитие  общества, как правило, направлено на создание все более сложных системных  элементов. Динамика развития общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов  и их замедления, частичного распада  общественных структур, с частичным  возвратом к старому.
         Конечно, каждый отдельный человек рождается  в определенном обществе и в определенную историческую эпоху. Он застает сложившуюся  систему общественных отношений, которую  невозможно игнорировать. Но он должен определить свое место и роль в  этой системе. Сегодня человечество переживает нравственно-культурный кризис, связанный с неумением установить гармоничные отношения между  обществом и человеком, между  народами, нациями, государствами.
         Социальная  структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы  находятся в тесной взаимосвязи  между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни  постоянно взаимодействуют между  собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают  большое влияние на отношения  наций, отношения наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношения классов.
         Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных  условиях представляет собой не просто некое множество параллельно  сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную
         13 

    общественную  целостность. В том и состоит  сложность существования 
    и функционирования социальной структуры общества, что  в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются  как качественно устойчивые социальные образования.
         Социальная  структура рассматривается в  широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком  смысле слова включает в себя различные  виды структур и представляет собой  объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова  являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.
         Социальная  структура в узком смысле слова  - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.
         Социальная  структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической  формации свойственна 
         14 

    своя  социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова,
         в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки  и культуры сыграла буржуазия  в период Возрождения в странах  Западной Европы. Не менее важной оказалась  роль русской интеллигенции в  развитии общественной жизни России в ХIХ веке.
         Говоря  о структуре современного общества, следует сказать о его социально-классовом  характере. Социология (как наука  об обществе) сегодня исходит из того, что социальные группы – это  относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие ценности, интересы и нормы поведения. Большие социальные группы – это: общественные классы; социальные слои; профессиональные группы; этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Малые социальные группы, специфический  признак которых – непосредственные контакты ее членов, - это: семья, производственная бригада, школьный класс, соседские  общности, дружеские компании. Под  общественным классом понимается большая  социальная группа, отличающаяся отношением к средствам производства и собственности. Классовый характер структуры общества имеет объективные корни, т.к. связан с местом данного класса в производстве.
         В наше время происходят очень важные изменения в социально-классовой  структуре общества. Здесь играют большую роль два обстоятельства. Во-первых, более половины населения  нашей планеты перешло к урбанистическому (городскому) образу жизни. Практически  во всех странах мира образование  считается сегодня важнейшей  сферой развития общества. На первый план в жизни современного
         15 

    общества  выходит человек, его сознание, мышление и творчество.
         Во-вторых, вот уже почти пятьдесят лет  наблюдается поступательный переход  к информационной модели развития человечества, где стирается грань между  производством и потреблением, где  деятельность человека связана, прежде всего, с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.
         Кроме социально-классовой структуры общества, каждый человек включен в профессиональную структуру. Профессиональная структура  общества – это состав занятого в экономике населения по роду занятий (в той или иной отрасли) и профессий (с учетом квалификации и образования).
         Любой индивид включен также в культурную среду, поселенческую структуру (город, село), семью и т.д. Таким образом, мы видим, что создается сложное  переплетение социальной структуры  общества. Здесь еще очень важно  отметить, что человек в течение  жизни может поменять свою классовую  принадлежность и профессию. Только половые, этнические и культурные особенности  являются устойчивыми элементами современной  структуры общества. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         16 

         СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

         1. Арутюнян Ю.В. О социальной  структуре общества постсоветской  Россиии. - Режим доступа: www.socman.ru;
         2.    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1998;
         3.     Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 704 с.
         4.    Дюркгейм, Э. Социология. – М., 1995
         5.    Зборовский Г.Е. Общая социология. - Екатеринбург, 1999
         6.   Ковалевский М.М. Соч. в 2-х т. - Т.1. Социология. - СПб: АЛЕТЕЙЯ, 1997.
         7.     Кравченко А.И. Социология. Словарь. - М.: Академия, 1997.
         8.  Кравченко А.И. Социология. Справочное пособие для студентов и преподавателей. - М.: "Московский лицей", 1996.
         9.   Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 368 с.
         10. Крашенинников М.А., Тузиков А.Р. Социология (курс лекций). - Казань: Изд-во ИЭУП "Таглимат", 1999.
         11.  Социология. Учебное пособие. / Под ред. Э.В.Тадевосяна - М.: Знание, 1995.
         12.   Социология. Хрестоматия. - Саранск, 1994.
         13.   Социология: Курс лекций: учебное пособие. - Р-н-Д., 1999. 
     
     
     
     
     

         17

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.