На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая безопасность России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Российский  государственный торгово-экономический  университет
Иркутский филиал 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Экономическая безопасность России 
 
 
 
 

Руководитель:    (дата, подпись)                                                           (уч.степень, звание, Ф.И.О.) 
 

Студент (ка):    (дата, подпись)                                                            (Ф.И.О., форма обуч.,                                              
                                                                                             код специальности, специальность)           
 

Иркутск, 2010 

Содержание
№ стр.
Введение……………………………………………………………………………
1 Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности
2 Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблемы  обеспечения национальной экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными. Мировой финансовый кризис заставляет задуматься о формировании новой концепции глобальной и национальной структуры безопасности.
     Какие требования эта задача выдвигает  перед Россией? Какие меры должны быть предприняты для нейтрализации внешних и внутренних угроз? Данным вопросам уделяется все большее внимание среди научных, политических кругов.
     Национальная  безопасность – это термин, который  прочно вошел в жизнь современного общества, стал обязательной частью всей политики большинства государств мира.
     Считается, что обеспечение национальной безопасности является прерогативой государства. В  России реализуется государственная  политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей – свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.
     В целом сформированы предпосылки  для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.
     В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.
     В понятие национальной безопасности входит и обеспечение национальной обороны, повышение качества жизни, обеспечение экономического развития, развитие науки, технологии.
     В данной работе мы рассмотрим экономическую  составляющую национальной безопасности.
     Актуальность  выбранной темы обусловлена современным  мировым положением, характеризующимся  влиянием экономического кризиса на все процессы, протекающие внутри страны. Не секрет, что именно экономическая  основа развития государства является приоритетной. Развитие экономики дает толчок к развитию науки, социальной сферы и т.д.
     Проблемам обеспечения национальной экономической  безопасности посвящены работы многих отечественных исследователей: В.Сенчагов, Л.И.Абалкин, М.А.Абрамова,  А.И.Алексеев, С.Ю.Глазьев, Е.Б.Завьялова, Е.А.Кузнецова и другие.
     Целью нашей работы является анализ проблем  обеспечения национальной экономической  безопасности.
     Для того чтоб достичь заданную цель, необходимо внимательно разъяснить следующие пункты:
    разобрать понятие «экономической безопасности»;
    выделить индикаторы экономического состояния страны;
    выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
    рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.
     Объектом  исследования является национальная экономическая безопасность России.
В работе были использованы данные периодических  изданий («Проблемы теории и практики управления», «Современная конкуренция»), нормативные акты, учебники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности 

     Экономическая безопасность входит в систему государственной безопасности вместе с такими компонентами, как защита страны от потенциальных противников в мировом масштабе, слежение за порядком в обществе, защита от ЧП.
     До  недавнего времени доминировало традиционное понимание, согласно которому национальная экономическая безопасность рассматривалась как способность  к обеспечению выживаемости страны в условиях военных действий, а в мирный период - в случае ЧП.
     На  Западе очень распространено мнение, согласно которому экономическая безопасность рассматривается как обеспечение живучести национальной экономики во время экономических потрясений. В последние годы это понятие приобрело еще один признак – конкурирование своей экономики на мировом рынке или же ее ветвь.
     В научной литературе термину экономическая  безопасность даются разные толкования. Например, Е.А.Кузнецова считает, что "...под экономической безопасностью любой системы необходимо понять все объединенные свойства состояния ее производственной под ней системы, которая обеспечивает вероятность достижения целей полностью всей системы" [8, с.57].
     Е.Б.Завьялова  думает: "экономическая безопасность исполняет роль щита для актуальных кругозоров России. Объектами защиты могут быть: общенародное хозяйство державы, или же, некоторые части страны, некоторые слои и ветви хозяйства, лица несущие определенную ответственность как фигуры хозяйственной деятельности" [6, с.22].
     Л.И.Абалкин  полагает: "экономическая безопасность – такая часть экономической системы, в состоянии, позволяющая ей развиваться постепенно, результативно и находить решение социальным задачам и при котором страна имеет возможность формировать и проводить в жизнь независимую экономическую политику [3, с.217].
     Интересное  мнение имеет В. Паньков, вот что он думает: «Национальная экономическая безопасность – это такое интересное состояние национальной экономики, которое характеризуется неизменностью, «иммунитетом» к действию внутренних и внешних факторов, срывающих нормальное функционирование общего воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и потому вызывающих повышенное общественное недовольство в обществе, а еще угрозу самому становлению страны и ее существованию» [10, с.114].
     В данном определении фактором возникновения угрозы НЭБ считается понижение благосостояния населения, а результатом ее нарушения – возможность развала страны. Связующей частью между этими следствиями является приподнятое общественное беспокойство в обществе. Но тогда из поля зрения исчезает экономическая система государства, которая, судя по всему, и должна составлять объект НЭБ. Кроме того, в качестве основного звена механизма возникновения угрозы НЭБ внедряется «нормальное функционирование социального восстановления», которому также необходима дешифровка, ведь работа экономической системы и получается в результате из многочисленных нарушений мягкого течения экономической жизни и адаптаций к таким нарушениям.
     Экономическая безопасность в широком смысле слова  подразумевает под собой  важную характеристику системы, которая определяет возможность установления хороших условий развития населения и постоянное пополнение материалами для улучшения и расширения народного хозяйства.
     Согласно  тексту “Главных положений Государственной стратегии экономической безопасности России”, утвержденной лично Указом Президента России № 608 от 29 апреля 1996 года, экономическая безопасность – такое состояние улучшения экономики, при котором появились бы приемлемые условия для жизни и становления личности, социальной, экономической, военной и политической стабильности общества и недопущению развала государства, а успешного недопущения влияния внутренних и внешних врагов.
     Обеспечение экономической безопасности – это  залог независимости государства, условие устойчивой и результативной деятельности общества, успех во всем. Все это из за того, что экономика есть одна из постоянных и важных сторон занятия общества, страны и каждого человека, следовательно, национальная безопасность не будет чего – то стоить, не имея оценку жизнестойкости экономики, стабильности при потенциальных проблем и угроз. Следовательно, обеспечение экономической безопасности относится к одним из самых важных приоритетов государства. В этом месте недопустимы легкомыслие и попытки умалить, грозящие опасности. Очень велика и ответственна роль науки в создании концепции безопасности в экономике. Потому что это не просто слова. Чисто из принципа важно раскрыть саму суть проблемы, выявить истинные угрозы, предложить верные и эффективные методы их парирования. Конечно же, экономическая безопасность внедрена в систему государственной безопасности, вместе с такими элементами как, обеспечение постоянной обороноспособности государства, сохранение социального мира в обществе, защита от ЧП и ЧС. В этом месте все связано друг с другом, и вместе все дополняет друг друга: невозможна военная безопасность при слабой и неэффективной экономике, как и невозможна военная безопасность и не эффективная экономика в обществе, которое раздираемо общественными противоречиями. Но, просмотрев различные грани безопасности, важно обратить внимание на экономическую часть. Экономическая безопасность обычно анализируется как качественная главная характеристика экономической системы, определяющая её способность поддерживать нормальные условия жизни и деятельности населения, устойчивое снабжение материалами для формирования общественного хозяйства, и, конечно же, последовательное осуществление приоритетных интересов государства.
     Экономическая безопасность обладает сложной внутренней структурой, в которой можно выделить три основных элемента [8, с.73]:
     1) Экономическая независимость не является всеобъемлющей, т.к. из-за интернационального деления всего труда происходит зависимость различных частей экономики между собой. При этом экономическая независимость получает возможность контролировать национальные ресурсы, достигать уровня производства, при котором результативность и качество продукции, которая снабжает её конкурентоспособность и разрешает на равноправных условиях играть в мировой торговле, и совершать обмен различными научными и техническими изобретениями.
     2) Постоянство и неизменность государственной экономики, полагающие защиту имущества, формирование прочных соглашений и гарантий для предпринимателей и их деятельности, подавление факторов, которые могут ухудшить обстановку.
     3) Возможность самостоятельного развития и стремление к прогрессу. Основание подходящих условий для вложений и инноваций, стабильная модернизация производства, рост всех уровней рабочих являются нужными и неукоснительными условиями постоянства и постоянства государственной экономики.
     Мы  выяснили, что экономическая безопасность – является совокупностью обстоятельств и факторов, которые обеспечивают самостоятельность государственной экономики, её неизменность и стабильность, способность к стабильному развитию и прогрессированию. Страшный кризис, обуявший российское общество, очень усложняет решение проблем, соединенных с парированием различных факторов угрожающих экономической безопасности. Чтоб понять сущность экономической безопасности, вначале важно понять её отношение с такими понятиями как "формирование" и "неизменность". Формирование – это важный компонент, входящий в экономическую безопасность. Когда экономика не формируется, тогда резко уменьшаются шансы её выживания, и, конечно же, сопротивление угрозам. Постоянство и безопасность – основные составляющие экономики. Каждая составляющая по своему описывает экономику. Постоянство экономики характеризует крепость и надежность её элементов, разных связей внутри системы, возможность переносить различные нагрузки. Безопасность – состояние предмета при котором учитывается его возможность выживания под воздействием различных факторов [4, с.29].
     Мера экономической безопасности – это отметка того, что есть экономика со стороны основных процессов, показывающих суть экономической безопасности. Данная отметка содержит в себе оценки: ресурсов и их разработки; качества применения ресурсов, денег ,труда и их качества в самых развитых и прогрессивных государствах, и конечно же оценке, при которой угрозы сводятся к самому малому; конкурентоспособности экономики; единству территории и экономического пространства; суверенитета, самостоятельности и возможности противостояния, внешним угрозам, общественной стабильности и условий предупреждения и разрешения социальных конфликтов [7, с.53].
     Система мер, получивших количественное выражение, разрешает заблаговременно сигнализировать об угрожающей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Немаловажно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности может достигнуть при условии, что весь комплекс показателей будет находиться в границах допустимых пределов своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в урон другим. Например, уменьшение темпа инфляции до предельного уровня не должно привести к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или уменьшение дефицита бюджета до порогового значения - к полной остановке капиталовложений и падению производства и т. д.
     Отсюда, можно сделать вывод, что за границами значений пороговых показателей экономика нации теряет способность к постоянному саморазвитию, конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, и делается объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разрушается под действием коррупции, криминала, получает ущерб от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди всех показателей экономической безопасности можно выделить такие показатели как показатели [11, с.146]:
    экономического роста (постоянное развитие, структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевое строение хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
    характеризующие природный, ресурсный, производственный и научно-технический потенциал страны;
    характеризующие развитие и уровень адаптивности хозяйственного механизма, а также его подчиненность внешним факторам (уровень инфляции, недостаток консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, неизменность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
    качества жизни (уровень ВВП на душу населения, уровень разделения доходов у населения, обеспеченность основных групп населения вещественными благами и услугами, трудоспособность жителей, состояние пребывания окружающей среды и т.д.).
     Пороговые уровни понижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отображающих, в частности [11, с.147]:
    максимально допустимый уровень понижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за границами которого невозможно независимое экономическое развитие государства на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение и исполнение демократических основ общественного строя, поддержание оборонных, научно-технических, современных, инвестиционных и образовательных возможностей;
    максимально допустимое понижение уровня и качества жизни главной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых общественных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; возникает угроза утраты наиболее производительной части национального "человеческого капитала" и нации как важной части цивилизованной общности;
    максимально допустимый уровень понижения расходов на поддержание и восполнение природно-экологического потенциала, за границами которого возникает опасность необратимого полного разрушения элементов природной сферы, утраты немаловажных ресурсных источников экономического роста, а также больших территорий проживания, размещения производства и рекреации, причинение непоправимого ущерба здоровью современного и будущего поколения и др.
     Общую схему обеспечения экономической  безопасности, возможно, представить в следующем виде [13, с.20]:
    Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).
    Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).
    Индикаторы (в отличие от показателей обладают сигнальными функциями).
    Пороговые значения (отделяют опасное состояние экономики от неопасного).
    Оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с пороговыми значениями.
    Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности.
    Организационно-управленческий блок.
     Во  главу угла ставится система национальных интересов. Национальные интересы – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства [2].
     Бесперспективно подменять национальные интересы другими категориями, будь то приоритеты, задачи и т.п. Именно с национальными интересами связаны угрозы и вызовы. Причем важно классифицировать национальные интересы, а также учитывать интересы страны в широком геополитическом, экономическом и социально-культурном пространстве. Например, в связи с повышением значимости в экономическом развитии углеводородного сырья оказались актуальными национальные интересы России в Арктике.
     Угрозы  и вызовы могут быть только в контексте национальных интересов страны, ее сохранения и развития. В отличие от показателей индикаторы обладают сигнальными функциями, т.е. они более чувствительны к внутренним и внешним факторам. Далее идут пороговые значения, иными словами, та «красная черта», которая отделяет опасное состояние экономики от неопасного. За ним следует уже оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с их пороговым значением.
     Следующий шаг – формирование концепции национальной безопасности и более конкретного ее проявления – стратегии. Отдельно стоит организационно-управленческий блок. Этот блок «отвечает» за креативное, творчески активное отношение к объекту анализа, в том числе за оценку состояния экономики с позиций безопасности, которая является универсальной категорией и занимает особое место среди других категорий (эффективности, устойчивости, конкурентоспособности, приоритетов, целей, задач и др.).
     Стратегия безопасности – основа долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны, а не наоборот. На наш взгляд, долгосрочную стратегию нельзя сформировать без определения национальных интересов страны. Именно они выражают субстанцию сущности страны, суверенитет и основные ее характеристики в мировом геополитическом пространстве. 

     2. Проблема обеспечения  экономической безопасности  в настоящее время 

     Для выявления проблем обеспечения  безопасности прежде всего необходимо выделить уровни, на которых рассматриваются  эти проблемы.
     Первый  уровень – глобальная экономическая безопасность – характеризует уязвимость России перед угрозами и вызовами глобальной экономики со стороны других стран по всему периметру границ. Иногда его называют международной или внешней безопасностью. Но термин «глобальный» представляется наиболее точным.
     Второй  уровень – региональная безопасность – включает три-четыре пояса. По мнению ряда специалистов, можно выделить Южный, Северо-Кавказский, Западный и Дальневосточный пояса. Понятно, что необходимы классификация этих поясов и признание их особой роли на государственном уровне.
     Конечно, существующая ныне в России система  округов достаточно действенна. Но еще нужны ранжирование округов  и выделение указанных поясов.
     Третий  уровень – внутренняя безопасность всех элементов, всех субъектов федерации, хозяйственных организаций, т.е. системы вертикальных (центр, субъекты федерации и хозяйствующие субъекты) и горизонтальных связей в целом.
     Рассмотрим  проблемы глобальной экономической  безопасности России. Для начала оценим текущее состояние России, сложившиеся в последние годы.
     Данные, позволяющие оценить глобальную безопасность, приведены в табл. 2.1 и 2.2 (значения, отмеченные *, относятся  к 2005 г., отмеченные ** - к 2006 г., остальные - к 2007 г.).
     Анализ  информации, приведенной в табл. 2.1 и 2.2, позволяет сделать ряд  фундаментальных выводов.
     Вывод первый. При самых высоких показателях в сравнении с США, ЕС и Японией по размеру территории, природным ресурсам, добыче газа, нефти, лесным ресурсам в России производится на порядок меньший объем ВВП, а также ВВП на душу населения.  

     Таблица 2.1
     Сопоставление России с ведущими странами, % [13, с.20]
  Россия/ Россия/ Россия/ Россия/ мир
  США ЕС Япония в целом
Территория 174,0 683,6 4525,3 3,0
Население 47,1 45,1 111,2 2,2
ВВП 9,3 10,6 29,4 2,4
ВВП по ППС 15,1 20,3 48,7 3,2
Добыча  нефти 145,1     12,2
Запасы  нефти (доказанные) 270,1 9925,0   6,4
Добыча  газа 111,3 693,0   20,7
Запасы  газа (доказанные) 747,0 19756,1   25,2
Лесные  ресурсы* 186,0 651,5 1894,1 20,1
Вырубка леса* 33,3 73,3 805,9 5,8
Производство  леса и лесопродуктов* 10,4 18,3 69,1 3,1
Экспорт товаров и услуг** 23,5 7,9 31,8 2,1
Импорт  товаров и услуг** 9,1 4,8 28,7 1,6
Золотовалютные  резервы 676,1 93,5 49,1 8,8
Доходы  консолидированного бюджета 12,0 9,1    
Расходы консолидированного бюджета 9,3 7,7    
Активы  банковской системы 7,0 2,3 11,6  
Инвестиции  в основной капитал 11,8 14,0 24,7  
 
     Таблица 2.2
     Основные  показатели экономического развития России и ведущих стран [13, с.20]
  Россия США ЕС Япония Мир
ВВП, млрд долл. 1289,6 13 843,8 12 114,0 4383,8 54 395,4
ВВП на 1 км территории, тыс. долл. 75,4 1408,8 4843,0 11602,3 95,4
ВВП по ППС на 1 км территории, тыс. долл.* 122,1 1408,8 4115,1 И 353,7 114,1
ВВП на душу населения, тыс. долл.* 9,1 45,8 38,5 34,3 8,4
ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл.* 14,7 45,8 32,7 33,6 10,0
Доходы  консолидированного бюджета/ВВП, % 39,1 30,4 45,6   '
Расходы консолидированного бюджета/ВВП, % 33,3 33,5 46,2    
Профицит (дефицит) консолидированного бюджета/ВВП, % 5,8 -3,0 -0,6 «2,7  
Активы  банковской системы/ВВП, % 59,0 79,0 271,0 149,9  
Инвестиции  в основной капитал/ ВВП, % 19,5 15,3 14,8 23,2  
Справочно: курс единиц национальной валюты по отношению  к долл., в среднем за год 26,5 1 1,47 117,8  
 
     Кроме того, низки позиции в экспорте продукции обрабатывающих отраслей и конкурентоспособности, более  низкий уровень качества жизни. Есть все основания утверждать, что  обширная территория и огромные природные  ресурсы могли бы давать гораздо  большую финансовую отдачу, однако, к сожалению, этого не происходит, даже несмотря на финансовые резервы, накопленные в последние годы.
     Вывод второй. В системе обеспечения внутренней безопасности нарушены законы гармоничного развития, принципы справедливого распределения богатств и доходов.
     Выполненные в Центре финансово-банковских исследований аналитические работы показывают, что  по финансовым индикаторам вся «чаша» наших достижений переполнена: значительные резервы, профицит бюджета (кроме, может  быть, некоторых кредитных индикаторов). Что же касается развития инновационной сферы, машиностроения и социальной сферы, то пороговые значения здесь не обеспечиваются (табл. 2.3, 2.4).
 

      Таблица 2.3
     Сопоставление фактических показателей экономической  безопасности с пороговыми значениями за 2007 г. [13, с.22]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.