На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность юридического понятия источник права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.9.2014. Сдан: 20 О. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание. 

1. Введение.
2. Понятие и  признаки источников права.
    2.1. Понятие источника права.
    2.2. Признаки источников права.
3. Виды источников  права.
    3.1. Нормативно-правовой акт.
     3.1.1. Закон.
     3.1.2. Подзаконный нормативный акт.
    3.2. Судебный прецедент.
    3.3. Нормативный договор.
    3.4. Правовой обычай.
    3.5. Религиозный текст.
    3.6. Правовая доктрина.
4. Заключение.
5. Список использованной  литературы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
 
    В своей контрольной работе я обратилась к теме «Источники права» не случайно. В теории права много спорных и неоднозначных понятий, к их числу относится и понятие «источник права». Несмотря на древний возраст этого понятия (более двух тысяч лет) ни в науке, ни в юридической практике не достигнуто единство точек зрения относительно того, что понимать под источником права. В связи с этим актуальность данной темы очевидна.
    Целью данной работы  является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как источник права. 
    Для достижения цели были поставлены и  решены следующие задачи:
    1) раскрыта сущность понятия источника права;
    2) определены признаки, характеризующие источники права;
    3) рассмотрены и проанализированы основные виды источников права.
    Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух разделов, заключение и библиографический список.
    Во  введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы источники информации.
    Первый  раздел рассматривает и раскрывает сущность первой и второй задач, поставленных мною выше, а второй соответственно  третьей задачи.
    По  результатам исследования сделаны  выводы о достижении поставленной цели.
    Источниками информации для написания контрольной  работы по теме «Источники права» послужили базовая учебная литература, справочная литература и прочие актуальные источники информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие и признаки источников права.
 
    2.1. Понятие источника права.
    Формирование  понятийного аппарата отечественной  науки общей теории права функционально зависит от того, какое значение придается тому или иному слову в русском языке. Слово «источник» имеет в русском языке множество значений.
    Одно  из значений слова источник в русском  языке - это «вообще всякое начало или основание», «откуда исходит что-нибудь». В качестве такой основы права ряд ученых признают материальные условия жизни общества, систему экономико-хозяйственных связей (материальный аспект понятия источник права).
    Второе  значение слова «источник» связано  с «силой, из которой что-либо исходит». В этой связи, целый ряд авторов в качестве силы, творящей право, признавали творческую силу Бога (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий и др.), другие мыслители видели в этой силе волю народа (Руссо, Радищев), государственную волю (Н.Г. Александров, А.Ф. Шебанов и мн. др.). Целый ряд авторов в качестве силы, творящей право, признают правосознание, юридические доктрины, господствующую правовую идеологию. Отсюда сложилось употребление понятие «источника права в идеологическом смысле».
    Встречается еще и третье значение слова «источник» в русском языке. Это «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование». В этом смысле большинство ученых говорят о правовых памятниках, которые когда-то имели значение действующих юридических актов. На исследовании этих памятников мы строим свои знания о правовых системах прошлого («Законы Хаммурапи», «Русская Правда» и др.). В данном значении понятия речь идет об источниках познания права.
    Именно  из этого, третьего значения слова источник возможно формирование специально-юридического значения искомого понятия «источник права». Если источник - это определенный документ, то источник права - это определенный правовой документ-акт. Причем не все правовые документы следует относить к источникам права, а только те, которые связаны с основной характеристикой права как нормативного регулятора общественных отношений. Следовательно, к источникам права могут быть отнесены только те правовые документы, которые имеют нормативное значение, в которых закрепляются общеобязательные правила поведения (правовые нормы).
    Формы такого рода закреплений, как показывает практика. могут быть различны: сформулированы в общем виде, абстрактно на основе властного решения, либо на примере  разрешения конкретного дела судом, которому придается общеобязательное значение при разрешении всех последующих аналогичных дел нижестоящими судами, либо сформулированы в результате договорной практики правотворческих органов, а могут быть просто санкционированы государством и т.д. В этой связи, следует говорить о формировании круга правовых документов, которые следует рассматривать в качестве источников права (нормативный акт, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и др.)
    Таким образом, через определение документальной характеристики источника следует главным образом раскрывать специально-юридический (формальный) аспект понятия «источник права».
    Большинство ученых, и среди них специалисты  отраслевых юридических наук, полагают, что понятия «источник права» и «форма права» могут иметь тождественное значение, если под источником права подразумевать только специально-юридический (формальный) аспект. В этом смысле в научной и учебной литературе употребляется словосочетание источник (форма) права.
    Таким образом, источником права в специально-юридическом (формальном) смысле - это внешняя форма выражения и закрепления правовых норм в различных документах, получивших официальное признание государства. 

      Признаки  источников права.
    Источник  права характеризуется следующими признаками:
    он состоит из правовых норм. Во всех источниках права содержится набор определенных правил поведения в той или иной сфере общественных отношений, регулируемых правом.
    правовые нормы в источниках права имеют соответствующие формы выражения и закрепления. Выразить правовую норму можно в виде предписания, адресованного конкретному лицу, имеющего общеобязательное значения, либо иным способом. Правовые нормы находят закрепление либо в четко структурированной форме. т.е. в документах, имеющих деление на разделы, главы, статьи, параграфы и т.д., либо в форме неформализованного отчета о решении того или иного спора, либо в иной форме.
    влияние государства на формирование круга источников права. Государство и его органы могут самостоятельно разрабатывать те или иные источники права и вводить их в действие (напр., нормативные правовые акты), могут их санкционировать (напр., правовой обычай и др.).
    обязательность исполнения. Беспрекословное осуществление правовых предписаний всеми субъектами права обусловлена их защитой со стороны государства и возможностью применения мер государственного принуждения к нарушителю содержащихся в них правовых норм.
    формально-определенный характер выражения и закрепления. Этот признак указывает, во-первых, на четкость и определенность формулировок субъективных прав и юридических обязанностей, санкций за их нарушение, во-вторых, на документальный характер закрепления в источниках правил поведения субъектов.
    доступность источников. Здесь имеется ввиду, во-первых, свободный доступ всех субъектов права к получению информации о содержании источника, основанному на определенном порядке его обнародования, официального опубликования и, во-вторых, доступный, понятный язык изложения источников права.
    Данное  значение источника права схоже с пониманием этого термина в европейских странах, т.к. и на Западе и в России оно предполагает связь правовой нормы с государством. В меньшей степени употребление этого термина характерно для традиционных правовых систем (мусульманское право, семьи обычного права), ввиду сильного влияния религиозного фактора на государственно-правовые институты.
    В целом, мировая юридическая практика насчитывает множество видов  источников права. Среди них: правовой обычай,нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина. На выбор и закрепление в национальной правовой системе того или иного источника влияет множество факторов. Рассмотрим более подробно основные источники права. встречающиеся в национальных правовых системах различных государств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Виды  источников права.
 
    3.1. Нормативно-правовой акт.
    Нормативно-правой акт является одним из самых распространенных и ведущих источников права в  различных правовых системах мира, в том числе и в РФ.
    Нормативно-правовой акт - это официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм.
    Признаки  нормативного правового акта суть следующие. Во-первых, нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных  государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях - в результате прямого народного волеизъявления (референдума). Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов устанавливаются в Конституции, законе.
    Каждый  правотворческий орган имеет  право на издание нормативных  правовых актов только определенного  вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.) по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию правотворческого органа. Все виды нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов, основанную на иерархической подчиненности. Каждый вид нормативных актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Этот уровень определяется, исходя из нормативно закрепленного положения нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов определенного государства, как правило, исходя из соотношения с Конституцией, с законом.
    В некоторых случаях в качестве основного критерия определения места акта в иерархии нормативных правовых актов служит положение издающего их органа в системе государственно-властных органов. В случае нарушения правотворческим органом установленных юридических зависимостей акт должен быть признан неконституционным, незаконным, недействительным, отменен, приостановлен и т.п.
    Таким образом, положение нормативного правового  акта и объем полномочий, закрепленных за ор органами их издающими, обуславливают  юридическую силу издаваемых властным органом нормативных правовых актов. В свою очередь, от юридической силы нормативного правового акта зависит место акта в правовой системе, установление иерархических связей и соподчиненности с другими актами.
    Второй  признак нормативного правового акта состоит в том, что в нем устанавливаются нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, выраженные в виде абстрактно сформулированных государственно-властных предписаний, адресованных неперсонифицированному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение.
    Третья  характеристика данного источника состоит в том, что он имеет официально-документальную форму и особую структуру. В нормативном правовом акте должны содержаться определенные характеристики. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц) его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.
    Четвертая особенность нормативного правового акта как источника права состоит в особом порядке его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры есть обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых нормативных решений.
    Подводя итог общей характеристике рассматриваемого источника, следует согласиться  с тем, что нормативный правовой акт - это один из наиболее совершенных источников права. Он позволяет государству оперативно реагировать на изменения в характере общественных отношений путем принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации.  

    3.1.1. Закон.
    По  юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Верховенством среди них обладает закон.
    Закон - это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти или народом, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
    Наибольшей  юридической силой среди законов  обладает Конституция. В ней закрепляются основы конституционного строя, определяется организация различных ветвей государственной власти, содержание основных прав и обязанностей граждан, принципы государственных отношений. Конституция государства является основой для всех остальных нормативных правовых актов, своего рода первоисточником, а все другие акты должны соответствовать ей.
    Следующее место в иерархии законов принадлежит конституционным законам. Они имею наиболее тесную связь с Конституцией страны, поскольку количество и тематика конституционных законов определены в Основном Законе. Данный вид законов характерен, к примеру, для РФ (федеральные конституционные законы).
    Промежуточное положение между Конституцией и  обычными законами занимают также органические законы. Их принятие направлено на развитие конституционных норм. Но органические законы, в отличии от конституционных, могут быть приняты по любому вопросу. Органические законы характерны, к примеру, для Италии.
    Следующими  по юридической силе являются обычные законы. Они регулируют на основе Конституции, конституционных законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.
    Помимо  этого в федеративных государствах субъекты федерации имеют право  на издание своих законов - законов субъектов федерации в рамках предоставленной им компетенции. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
    По  форме объединения нормативного материала обычные законы могут  быть кодификационные (кодексы) или  текущие (тематические).
    По  времени действия законы делятся  на временные (действуют на определенный, указанный в законе срок), постоянные (действуют с момента их принятия до последующей отмены, т.е. на неопределенный срок) и чрезвычайные (начинают действовать при наступлении определенных в законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного, экстраординарного характера). 

    3.1.2. Подзаконный нормативный акт.
    Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.
    Основными признаками этого понятия являются:
    основываются на положениях законов и не должны им противоречить;
    данной группе актов присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом;
    они быстрее и более оперативно реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности;
    нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Из этого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, не может принять норму видового значения в отсутствии нормы родового значения;
    подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну большую группу.
    Основной  классификацией подзаконных актов  является принадлежность органам, их издающим. Подзаконные нормативные правовые акты издают главным образом глава государства, органы исполнительной власти, местные органы самоуправления и организации. 

    3.2. Судебный прецедент.
    Ранее отмечалось, что судебный прецедент  как источник права возник в Англии в начале 2-го тыс. н.э. Сейчас в качестве основного источника права он используется в странах англо-саксонской правовой системы, население которых составляет ни много, ни мало 1/3 часть населения всей планеты.
    Под судебным прецедентом понимается однажды  сформулированное судебное решение, которое  используется как обязательный образец для решения всех последующих аналогичных дел нижестоящими судами.
    Судебный  прецедент является одним из источников права в таких странах как  Англия, США, Канада, Австралия и  др. В этих странах публикуются  отчеты, в которых содержится информация о прецедентах. Они могут публиковаться частными лицами, общественными организациями, коммерческими фирмами. Отчеты не имеют строго формализованной структуры. Составители отчетов, как правило, формируют их по своему усмотрению.
    Общей особенностью прецедентов является трудность при формулировании правовых норм. Очень сложным в целом ряде случаев бывает сформулировать само правило поведения, выделить модель поведения субъектов права в тех или иных общественных отношениях.
    Признание прецедента источником права позволяет судебным и административным органам выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы права. 

    3.3. Нормативный договор.
    Нормативный договор - это соглашение двух и более субъектов права, регулирующее между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей.
    Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение.
    Другой  отличительной особенностью этого источника права является то, что он направлен на создание, изменение и прекращение таких прав и обязанностей, которые либо дополняют и развивают действующие нормы права, либо вводят новые правила, которые не могут противоречить действующим законам (за исключением международных договоров) и не должны выходить за границы той сферы, которая определена законодателем. Положения договоров распространяются только на круг адресатов, определенных в договоре. Юридическую силу нормативному договору придает закон, в котором устанавливаются виды договоров, их юридическая сила, круг субъектов, имеющих право на их заключение, исполнения и взаимной ответственности за их выполнение.
    К примеру, в Конституции РФ определены виды внутригосударственных договоров:
    Федеративный договор от 31 марта 1992 года;
    Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации;
    Договоры между органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края или области и органами государственной власти края или области;
    Договоры между органами государственной власти субъектов РФ.
    Существует  еще один вид нормативного договора - это международный договор. Данный источник права призван утвердить признание естественных и неотчуждаемых прав человека и гражданина, государственно-правовые гарантии его защиты.  

    3.4. Правовой обычай.
    Исторически это самый первый и наиболее древний  источник права, но, несмотря ни на что, правовой обычай как источник права сохранился во многих современных государствах, в частности, в странах мусульманской правовой семьи. Так, если в Коране или иджме отсутствует норма, регулирующая определенное общественное отношение, то применяется правовой обычай.
    Необходимо  отметить, что правовой обычай в  отличии от других источников права  характеризуется тем, что его  автором или создателем является народ или социальная группа, неформальное объединение людей.
    Итак, под правовым обычаем понимается санкционированное государственной властью общеобязательное правило поведение, сложившееся на основе многократного применения в общественной практике и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и защиты.
    Следует отметить, что на основе правового  обычая могут быть сформулированы нормы права. 

    3.5. Религиозный текст.
    Как источник права религиозные тексты представляют собой свод религиозных  норм (канонов), которым государство  придает общеобязательную силу. Такое  закрепление происходит в результате тесного взаимодействия государства и церкви, сложившегося в результате тесного взаимодействия государства и церкви, сложившегося в результате специфического развития конкретного общества. В наше время религиозные тексты сохранили значение источников права в странах мусульманской правовой системы, а также в индусской правовой системе, в некоторых европейских странах, например, в ФРГ (каноническое право). 

    3.6. Правовая доктрина.
    Правовая  доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его  принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).
    В России в юридической практике широко используются научные комментарии  к различным кодексам, но они применяются  как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Заключение. 

    Подводя итоги изложенному, можно следующим  образом определить сущность понятия источник права в юриспруденции.
    Источники права — это исходящие от государства  или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления  норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
    Источники права, следовательно, представляют собой единственное место «пребывания» юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их черпаем, что и оправдывает использование здесь термина «источник».
    Источникам  права присущ официальный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.
    Официальный характер источникам права придается  путем:
    правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т. е. прямо исходят от государства; -
    санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
    К общепризнанным, сложившимся источникам права относятся правовые обычаи, судебные прецеденты, нормативные договоры и нормативно-правовые акты, а так же религиозные тексты и правовые доктрины.
    Итак, считаю, что цель данной контрольной  работы, а именно рассмотрение и  раскрытие понятия источника права, была достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованной литературы:
 
    Алексеев  С.С. Государство и право: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.
    Головитикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права - М.: Эксмо, 2006г.
    Общая  теория  права  и  государства: Учебник/ Под  ред. В.В.Лазарева. -М.: Юристъ,1996г.
    Основы государства и права: учеб. пособие. /Под ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2005г.
    Теория государства и права /Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. - М.: Деловая книга, 2002г.
      
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.