На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Математические модели диффузии инноваций

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание. 

     Введение…………………………………………………………………………………3
     Диффузия  инноваций по модели Э. Роджерса………………….……………………3
     Модель  провалов……………………………………………………………………...10
     Математические  модели диффузии инноваций (возможность  описать жизненный цикл товара, с  помощью моделей диффузии инноваций)………………………………….16
     Заключение……………………………………………………………………………..24 
 

 

     
     Введение. 

     Инновационные процессы являются основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия нововведений. В данном реферате будут рассмотрены основные теоретические модели диффузии инноваций, а так же способы математического представления процесса распространения нововведения и представлена возможность описания жизненного цикла товара с использование модели диффузии инноваций. 

     Диффузия  инноваций по модели Эвереста Роджерса. 

      Концепция диффузии инноваций основана на теоретических  разработках жившего в XIX веке французского ученого-правоведа и социолога  Габриэля Тарда. В своей книге  The Laws of Imitation ("Законы имитации") Тард предложил теорию S-образной кривой (рис. 1), отражающей особенности принятия инноваций, и отметил важность фактора межличностной коммуникации. Э. Роджерс описывает концепцию S-образной кривой Тарда следующим образом: "Сначала всего несколько индивидов принимают новую идею, затем инновация принимается большим количеством индивидов, и, наконец, темпы принятия замедляются" [1]. 

      

      Рисунок 1. Классическая кривая диффузии инноваций [4] 

      Г. Тард ввел также понятие лидерства общественного мнения, которое несколько десятилетий спустя приобрело огромное значение для научных исследований медиа воздействия. Тард обнаружил, что некоторые члены сообщества больше интересуются новыми идеями, порядками и событиями, поэтому разбираются в них лучше других. Мнение таких людей по подобным вопросам ценится другими членами сообщества. Во многих случаях влияние лидеров общественного мнения способствует принятию инноваций их менее информированными соседями [1].
      Подражание  играет существенную роль в диффузии инноваций. Подражание лучше всего объясняется теорией социального обучения, которая также служит концептуальным фундаментом теории диффузии инноваций. Э. Роджерс вполне категорично заявлял о том, что теория диффузии инноваций тесно связана с психологией вообще и с теорией социального обучения в частности [1].
      В 1960-х годах Альберт Бандура  разработал всеобщую теорию обучения, основанную на принципах психологии. Согласно Бандуре, диффузия инноваций  рассматривается через призму таких  понятий, как символическое моделирование, убеждение, социальное побуждение и мотивация. Процесс распространения инноваций определяется тремя основными событиями: (1) индивид узнает об инновации, (2) индивид принимает инновацию или новое поведение, (3) индивид взаимодействует с другими индивидами в системе социальных отношений, убеждая их принять инновацию или поддерживая их собственное решение о ее принятии [1].
      Этап 1 - индивид узнает об инновации
      Символическое моделирование (т.е. новые модели поведения, представленные средствами массовой информации, которые впоследствии перенимаются зрителями) — обычный источник воздействия в самом начале процесса распространения инноваций. Темпы принятия определяются многими когнитивными факторами, включая детерминанты обучения путем наблюдения [1].
      Если  инновацию трудно понять и ей сложно найти практическое применение, она  будет принята не так быстро, как  более простые в использовании  инновации. Некоторые инновации распространяются только посредством межличностной коммуникации, и в таком случае принятие инноваций зависит от возможности непосредственного контакта [1].
      Этап 2 - принятие инновации
      Дальнейшее  принятие или использование нового поведения или изделия индивидом зависит от многих факторов. Исследования показали, что чем большими преимуществами характеризуется новое поведение, тем сильнее побуждение к его принятию [1].
      Принятие  инноваций зависит также от самоэффективности  индивида, т.е. от оценки индивидом собственных  возможностей. Перед принятием чего-либо нового индивид спрашивает себя: "А  смогу ли я ? " Если индивид считает, что сможет добиться успеха в применении инновации, тогда он приложит определенные усилия и, возможно, примет новое поведение [1].
      Некоторые люди стремятся к первенству в  использовании инноваций, им нравится экспериментировать с новыми стилями. Как только большинство принимает эти товары или стили, значимость первых принимающих как символов статуса теряется, и они вынуждены искать новые товары или стили [1].
      Прием нововведений зависит также от индивидуальных ценностей и восприятия человеком себя. Если новые модели поведения или другие инновации определенным образом противоречат этим ценностям, вероятность принятия инновации снижается. Например, те дети, которые в силу воспитания усвоили негативное отношение к курению и употреблению спиртных напитков, как к греховным, порочным привычкам, менее охотно, чем другие, будут экспериментировать с соответствующими моделями поведения [1].
      Исследования  также показали, что инновации, которые  можно опробовать перед тем, как  вынести окончательное решение, принимаются с большей готовностью. Чем больше средств и усилий необходимо для испытания инновации, тем меньше вероятность ее принятия [1].
      Этап 3 - формирование социальной структуры
      Между членами общества формируются разные типы социальных связей. Группы с более устойчивыми социальными связями (семьи, ближайшие друзья, клубы, сотрудники, братства, церковные общины и т.п.) образуют своеобразные закрытые сообщества — "кластеры" — в общей системе социальных отношений. Однако кроме других членов таких замкнутых кластеров индивид общается с членами более широких групп, например, жителями того же населенного пункта, и эти связи можно считать более слабым звеном в структуре социальных отношений [1].
      Третий  этап успешного распространения  инновации включает межличностную коммуникацию — общение со случайными знакомыми, т.е. слабое звено коммуникационной сети. Исследования показали, что более устойчивые, закрытые группы, или кластеры людей, узнают об инновациях благодаря этим слабым социальным связям [1].
      Процессы распространения и принятия
      Что касается процессов распространения  и принятия нововведений, исследования показали, что осведомленность об инновациях распространяется по общественным каналам коммуникации, т.е. СМИ, гораздо  быстрее, чем при межличностном общении. При этом межличностная коммуникация часто выступает основным фактором, влияющим на принятие новой идеи или другой инновации, представленной масс-медиа [1].
      Исследователи, занимающиеся изучением СМИ, выделяют четыре ключевых этапа, которыми практически исчерпывается весь процесс диффузии инноваций [1]. Это: знание, убеждение, решение и подтверждение правильности решения.
      Знание
      Индивид или член сообщества узнает об инновации, например, новой технологии ТВЧ (телевидение  высокой четкости) или новой компьютерной программе. На первой стадии процесса диффузии информация передается по какому-нибудь каналу коммуникации, как правило, СМИ, но иногда и через межличностные контакты [1].
      Убеждение
      Вторая  стадия процесса распространения обычно протекает в сознании индивида, который взвешивает преимущества новой технологии лично для себя. Основываясь на этой оценке и мнениях других людей, индивид начинает склоняться либо к приему, либо к отвержению инновации [1].
      Решение
      На  этой стадии индивид приходит к окончательному решению относительно приема инновации. Однако, как показывает следующая стадия, это решение обратимо [1].
      Подтверждение правильности
      Как только соответствующее решение  принято, индивид обычно нуждается  в подтверждении его правильности. Независимо от того, решил ли индивид принимать или не принимать инновацию, он продолжает оценивать последствия своего решения. Даже если индивид решил не принимать инновацию, новая информация или экономическая необходимость могут заставить его принять нововведение [1].  

      Содержание  теории диффузии инноваций  Э. Роджерса. 

      Согласно  теории диффузии инноваций, разработанной Эверестом Роджерсом, любая инновация (например, новая идея, методика, технология) диффундирует, т.е. распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели. Некоторые люди принимают инновацию сразу же, едва услышав о ней. Другим людям требуется больше времени, чтобы попробовать что-либо новое, у третьих этот процесс проходит еще дольше [1].
      Быстрое принятие новой медиатехнологии большим количеством людей получило название взрыва. Чтобы описать этот феномен принятия инновации, социологи заимствовали из физики термин "критическая масса". Понятие критической массы в физике означает количество радиоактивного вещества, необходимое для начала цепной реакции. В научных исследованиях СМИ критическая масса соответствует моменту начала наиболее массового принятия инновации и отображена тем участком графика, где кривая начинает стремительно подниматься вверх (рис. 2) [1].
      В процессе принятия инновации все большим числом людей доля рынка нового продукта увеличивается (рис. 2).
      

      Рисунок 2. Распределение принимающих инновацию  во времени (синяя кривая). Увеличение доли рынка инновационного продукта во времени (оранжевая кривая). 

      Э. Роджерс выделяет 5 стадий принятия новшества [6]:
    Awareness - индивидуум ознакомлен с новшеством, но не имеет полной информации о нем
    Interest - индивидуум испытывает интерес к новшеству и осуществляет поиск дополнительной информации о нем
    Evaluation -* индивидуум мысленно применяет новшество к текущей или ожидаемой ситуации и решает, стоит или нет использовать его
    Trial -* индивидуум использует/тестирует новшество
    Adoption -* индивидуум принимает решение о дальнейшем использовании новшества.
      Э. Роджерс и другие ученые, занимающиеся феноменом диффузии, различают пять категорий людей в зависимости от особенностей принятия инноваций: новаторы, ранние принимающие, раннее большинство, позднее большинство, отстающие. Каждая группа рассматривается индивидуально далее [1].
     Категории принимающих инновации
      Э. Роджерс определил категории  принимающих инновации как "распределение  индивидов в рамках социальной системы  на основе их восприимчивости к инновациям". В своей работе Роджерс предложил определения для обозначения различных категорий членов социума, принимающих инновации. Эти термины описывали некие идеальные типы восприимчивости к инновациям. Такая стандартизация была необходима ввиду отсутствия единой системы классификации. Пять терминов, предложенных Роджерсом, стали нормативными для последующих исследований диффузии инноваций. Рассмотрим каждую категорию отдельно [1].
      Новаторы
      К категории новаторов относятся  способные на риск, открытые всему  новому индивиды. В своих социальных отношениях они более космополитичны, чем члены других категорий. Такие люди склонны образовывать между собой своеобразные клики, устанавливая связь друг с другом, невзирая на географические расстояния [1].
      Ранние последователи
      Социальные  связи ранних последователей более  локализованы. Благодаря интегральной роли, которую они играют в своем локальном сообществе, эта категория дает наибольшее количество лидеров общественного мнения. Ранние последователи — источник информации о нововведениях, с их мнением считаются. Индивиды, принадлежащие к этой категории, пользуются авторитетом у других членов сообщества ввиду своей успешности и готовности к принятию инноваций. Уважение сограждан имеет большое значение для ранних последователей, поэтому их действия направлены на поддержание этого авторитета [1].
      Раннее большинство
      Эта категория включает людей, которые  не желают принимать новые идеи или технологии первыми. Раннее большинство предпочитает сначала обдумать все "за" и "против", на что порой уходит довольно много времени, а потом уже принимать инновацию. Данная категория выполняет важную функцию легализации нововведения, демонстрируя остальной части сообщества, что инновация полезна и ее принятие желательно [1].
      Позднее большинство
      Члены позднего большинства скептически  и недоверчиво относятся к  преимуществам нововведения. Они не предпринимают никаких действий и выжидают до тех пор, пока большая часть сообщества не опробует и не примет инновацию. Иногда мотивирующим фактором для позднего большинства служит давление социальной группы. В других случаях принятие инновации обуславливается экономической необходимостью [1].
      Отстающие
      Это те члены социума, которые принимают  инновацию в последнюю очередь. Отстающие привязаны к прошлому, к традициям и очень неохотно принимают что-либо новое. Представьте, например, женщину преклонных лет, с консервативными взглядами и узким кругозором. Такая женщина может, предположим, предпочитать готовить пищу на старой газовой плите, которой несколько десятков лет, вместо того, чтобы использовать ультрасовременную микроволновую печь, подаренную внуками. Она привыкла к старой плите, она доверяет ей и своим навыкам обращения с этой плитой. Микроволновка пылится в кухне и в лучшем случае служит подставкой для фиалок. Многие отстающие предпочитают общаться с людьми такого же склада ума. К тому времени, когда отстающие наконец принимают инновацию, общество может уйти так далеко вперед, что "инновация" уже устареет [1].  

     Факторы, влияющие на скорость диффузии инноваций [6] 

     Связанные с продуктом:
      Высокое относительное превосходство про сравнению с существующими
      продуктами
      Высокая степень совместимости со сложившимися традициями использования
      Низкая сложность в освоении
      Возможность получения демонстрационной версии продукта
      Выгоды очевидны для потенциального пользователя
     Связанные с маркетингом:
      Процесс принятия решения (например, смена привычного места покупки)
      Используемые каналы коммуникации
      Природа связей в маркетингово-социальной среде
      Характер и результат усилий по продвижению
 
     Критика теории диффузии инноваций  Э. Роджерса. [5] 

     
    Большая часть доказательств о диффузии инноваций приводимых Роджерсом основаны на методах ведения сельского хозяйства и медицинской практике.
    Если несколько замечаний к модели, которые делают ее менее полезной для менеджером (управления). Во-первых, быстрое изменение в технологиях. Существуют постоянные нововведения, в целях привлечения новых потребителей по всей длине S-кривой. Кривая диффузии инноваций не всегда должна иметь форму S-кривой, иногда она имеет форму колокола. Более того, форма кривой диффузии инноваций различна для разных инновационных продуктов.
 
     Модель  провалов. 

     Главная заслуга Мура перед разработчиками всех новых продуктов в формулировании феномена пропасти, лежащей между  разными психологическими типами потребителей, с которыми встречается продукт по мере движения по кривой жизненного цикла. С помощью образов новаторов, последователей и консерваторов, поочередно сталкивающихся с товаром, Мур доказал, почему успехи продукта у одной аудитории ничего не значат для другой и, соответственно, почему успешный продукт, активно набирающий обороты, может вдруг остановиться в своем развитии, а то и вовсе уйти со сцены [7].
     Джеффри А. Мур адаптировал теорию Эверета  Роджерса о диффузии инноваций к  рынку инновационных высокотехнологичных  товаров. Он в своей книге «Преодоление пропасти: маркетинг и продажи хайтек-продуктов массовому потребителю» выделяет пять групп потребителей (сегментов), которые определенным образом ориентируются на новые инновационные товары [7]. 

     
    Новаторы (технологические  энтузиасты)
    Будут часами пытаться заставить работать продукт, который, возможно, и продавать-то не стоило
    «Привратники» у дверей любой новой технологии
    ГДЕ: отделы перспективных технологий
    «Плюсы» - отличные критики
    «Минусы»: мало полномочий, рынок небольшой
    Нельзя игнорировать то, что для них важно:
    Правда
    Доступ к самым компетентным лицам
    Хотят получить новинку первыми и дешево (последнее – вопрос восприятия)
    Ранние последователи (провидцы)
     Им  хватает проницательности, чтобы увидеть стратегические возможности новой технологии, темперамента, чтобы превратить технологию в эффектный рискованный проект, и харизмы, чтобы увлечь этим проектом своих коллег
    Обращают внимание общества на новые технологии
    КТО: Руководители с небольшим стажем, люди с сильной мотивацией, ими движет «мечта»
    Извлекают пользу не из технологии самой по себе, а из прорыва, которого она позволяет добиться (их ожидания)
    «Плюсы»:
    Мало чувствительны к цене.
    Будут работать с фирмами, у которых мало или вообще нет финансирования.
    Скрытый источник венчурного капитала
    «Минусы»:
    Им легко продать, но трудно угодить
    Важно!!! - Управление их ожиданиями
    Раннее большинство (прагматики)
    Не хотят быть пионерами, никогда добровольно не станут полигоном для «обкатки» продукта
    Их цель: постепенное, предсказуемое, измеряемое движение вперед
    Уделяют самое пристальное внимание:
    Компании
    Качеству продукта (ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОДУКТ)
    Инфраструктуре
    Надежности обслуживания
    Нуждаются в сравнительной оценке продуктов и поставщиков (необходимость конкуренции)
    Позднее большинство (консерваторы)
    Больше верят в традиции, чем в прогресс
    Против прорывных инноваций
    Не хотят отзываться на клич «присоединяйтесь», который сгоняет прагматиков в стадо
    Любят покупать все:
    В одной коробке
    По сниженным ценам
    Увальни (скептики)
    Не покупаются на посулы продавцов
    Постоянно отмечают несоответствия между обещаниями продавцов и поставляемым продуктом
    Надо использовать это, прислушаться к их доводам:
    они указывают на то, чего не хватает для поставки законченного решения (целостного продукта)
 
     Модель  описывает проникновение на рынок любого продукта новых технологий как переход от одного типа потребителей, которых этот продукт привлекает, к другому в течение всего жизненного цикла продукта. В данной модели в развитии рынка инноваций выявлены два этапа: ранний рынок и основной рынок [7]. 

     
     Рисунок 3. 

     На  ранних рынках для инновационных  компаний характерны завышенные ожидания от продукта при недостатке финансирования, При этом они сталкиваются со следующими основными проблемами: недостаток опыта по продвижению товара на рынок, продажа так называемого «фантомного продукта», необходимость преодолеть «трещину» между энтузиастами и провидцами. На этом этапе развития рынка выделяются следующие две группы клиентов: Новаторы (технологические энтузиасты) и Ранние последователи (провидцы). Чтобы преодолеть пропасть между ранним рынком и основным, инновационной компании необходимо сосредоточиться на следующей группе потребителей – раннее большинство (прагматики). Если на раннем рынке главная задача инноватора – не брать на себя завышенных обязательств, то на основном рынке уже важно зарабатывать деньги. Для этого требуется решить три проблемы [7]:
    преодолеть «пропасть» между провидцами и прагматиками;
    сформировать целостный продукт;
    заняться развитием инфраструктуры.
     Таким образом, факторами успеха в битве за основной рынок и преодоления «пропасти» являются:
    целевой покупатель (нишевой рынок);
    готовое решение (целостный продукт);
    партнеры и союзники;
    грамотная система дистрибуции;
    правильное ценообразование;
    эффективное позиционирование.
     На  рынке инновационных продуктов  необходим плавный переход от одного этапа развития рынка к  другому, от одной группы потребителей к другой – через преодоление  «трещин» и «пропасти». Другими словами, сначала фокусируемся на новаторах, затем начинаем работать с ранними последователями, позже привлекаем раннее большинство и начинаем ориентироваться на позднее большинство, и в конце обращаем внимание на увальней [7].
     Выше  мы рассмотрели пять групп потребителей, которых отличает, как раз, отношение к инновационному продукту: мотивация покупки и ожидания от нового продукта. Если первые две группы (ранний рынок) в большей степени интересуются технологиями, то последующих волнует уже коммерческая сторона вопроса, экономическая выгода. Именно на этапе основного рынка инновационная компания должна продемонстрировать свою положительную репутацию и заботу о нуждах клиентов. Поэтому именно в этот момент возникает необходимость формировать целостный продукт [7].
     Модель  «трех уровней товара» Ф. Котлера  известна уже довольно давно. При создании товара разработчику нужно воспринимать идею на трех уровнях: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением [7].
     В последние годы появилась новая  концепция – концепция целостного продукта. Так как существует серьезное несоответствие между обещанием покупателю (ценность товара для покупателя) и способностью данного товара соответствовать этому обещанию, то необходимо «расширять» продукт за счет разнообразных услуг и сопутствующих товаров, чтобы он стал целостным. Он имеет четыре уровня: «Родовой» продукт, Ожидаемый продукт, Расширенный продукт, Потенциальный продукт [7].
     Дж. А. Мур применил этот подход выделения  уровней восприятия товара к инновационному высокотехнологичному продукту. Целостный продукт, по Муру, - это решение, отвечающее потребностям рынка и представляющее собой полностью сконфигурированное решение. При выводе на рынок любого инновационного продукта инноватор предлагает сначала только «родовой» продукт, которого вполне достаточно для раннего рынка. Однако, по мере развития рынка и выхода на основной рынок конкурирующие «родовые» продукты становятся слишком похожи друг на друга, и маркетинговая битва смещается в сторону периферийных, внешних кругов. Прагматики хотят уже целостный продукт. Правильный продукт - это продукт, который удовлетворяет запросы потребителя, обладает улучшенной ценностью, чем конкурирующий и создает возможность получения адекватных доходов для оплаты текущих расходов и получения разумной прибыли [7].
     Найдя своего потребителя, мы должны знать, как  определить правильный продукт и правильную цену. Это сложная задача, требующая борьбы на рынке с целью установления баланса между ценой и степенью удовлетворения потребностей. Весь фокус состоит в том, чтобы цена соответствовала характеристикам продукта и ожиданиям потребителя. Не существует единой формулы для вычисления идеальной потребительской цены. Установление цены подвержено многим неустойчивым факторам, не контролируемым маркетингом. Необходимость первоначального установления цены возникает в тот период, когда компания разрабатывает или приобретает новое изделие, использует новые каналы сбыта или представляет ее на новой территории. В этом случае компания должна принять решение о позиционировании товара по показателям качества и цены. Прежде всего, компания должна решить - чего именно она хочет добиться, предлагая конкретный товар. Если компания ответственно подошла к выбору целевого рынка и позиционированию продукта, подход к формированию комплекса маркетинга, включая установление цены, очевиден [7].
     Если  известны три фактора (уровень потребительского спроса, размер собственных издержек и цены конкурентов), компания готова к выбору цены товара. Ее цена будет располагаться где-то в промежутке между слишком низким уровнем, не позволяющим получать прибыль, и слишком высоким, ограничивающим спрос. Как уже отмечалось, минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции. Цены конкурентов и цены на товары-заменители задают примерное значение, на которое следует ориентироваться при установке цены. Мнение покупателей об уникальных особенностях рассматриваемого изделия компании задают потолок цены. Если обратиться к рассмотренным выше группам потребителей инновационных товаров, то для провидцев
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.