На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная сфера в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение  ………………………………………………………………..3 - 4               
      Глава 1. Социальная сфера, ее сущность, роль в экономике……….5-25
      1.1Сущность  социальной сферы……………………………………5 - 16
      1.2. Структуры социальной сферы, регулируемые  государством..17-25
      Глава 2. Проблемы развития социальной сферы в России………26 - 38
      2.1. Анализ уровня доходов населения  Российской федерации…26 - 32
      2.2. Безработица и занятость в  Российской федерации……..… .33 - 38
      Глава 3. Направления совершенствования социальной сферы в Российской Федерации. ……………………………………………….…..39-49
      3.1 Механизмы совершенствования социальной сферы в Российской федерации…………………………………………………………………...39 - 48
      Заключение……………………………………………………………..49                      
      Список  использованной литературы. ………………………………..50
 

ВВЕДЕНИЕ
     Ведущие страны рыночной экономики большое  внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и  отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.
     Социальная сфера представляет  собой  сложную разветвленную  многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие государства. Развитие социальной сферы - одна из наиболее важных задач государства. Она представляет собой обеспечение и развитие взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства
     В условиях перехода к рыночной экономике, сопровождающегося сильной дифференциацией населения по доходу, безработицей, падением уровня жизни и благосостояния народа, что ведет к социальной напряженности в обществе, особая роль в эффективном социально-экономическом развитии страны принадлежи государству, которое управляет социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня и качества жизни всех слоев населения, каждого человека.
     Государству отводится ведущая роль в создании гарантий безопасности в социальной сфере, разработке программных и  прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты. От государства требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей, подавление негативных проявлений рыночного механизма в их развитии, осуществление заботы о подрастающем и старшем поколении, поддержка и развитие сферы образования, культуры, здравоохранения, так как многие социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирования рыночного механизма.
     Государство Российской Федерации проводит различные реформы, для обеспечения экономического роста. Например, в экономике страны видны положительные результаты реформ, проводимых в 2009-2010 году. Так видно, что государство постепенно ликвидирует последствия мирового экономического кризиса, произошедшего в 2008. Это характеризуется небольшим ростом ВВП, который в 2010 году составил 3,8%, сокращение числа безработицы в 2010 году на 11,4% по сравнению с 2009 годом, что составляет 0,7 миллиона  человек, снижением уровня инфляции, которое составило 8,8% и т.п. Также, согласно официальной статистике, количество жителей России, живущих в крайней бедности, в 2010 году сократилось с 13,1% до 12,5%. Но в России по-прежнему остро стоит проблема скрытой безработицы и безработицы среди молодежи.
     В связи с вышеизложенным, в настоящее  время является актуальным рассмотрение   проблем,   возникающих   в   процессе   развития социальной сферы, с целью выявления направлений ее совершенствования и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в социальной сфере.
     Таким образом, целью данной работы является исследование возможностей развития социальной сферы, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед государством и поиск направлений, совершенствования путей развития социальной сферы.
     Объектом исследования данной работы является социальная сфера, и пути ее развития в Российской Федерации.
     1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА,  ЕЕ СУЩНОСТЬ, РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ.
1.1. Социальная сфера и ее сущность. 

     Функционирование  рыночного механизма само по себе не гарантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Мировой кризис 2008 года, сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряженности в ряде стран, доказал необходимость вмешательства государства в рыночные процессы, в том числе и в социальной сфере.
     Содержание  понятия «социальная сфера», как  и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько  подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.
     Ряд авторов, полагая, что социальная сфера  занимает своего рода промежуточное  положение между экономической  и политической системами и выступает  как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.
     Социальная  сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной  потребностью общества в непрерывном  воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.
     Социальная  сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное  целое, единое в своей сущности, в  своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в  силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.
     Рассматривая  структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты  и процессы, на наш взгляд, можно  отнести к социальной сфере, а  какие - к внешней среде.
     Социальная  сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы
     Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию  каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.
     Опираясь  на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности  во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека, группы.
     Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам  по себе. Его функция реализуется  через деятельность людей, удовлетворяющих  тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.
     Компоненты  социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.
     Каждый  компонент социальной сферы выполняет  определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.
     Пределом  анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие "потребность социального субъекта". Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.
     Материальные  и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных  факторов и характеризуются, с одной  стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.
     Важной  детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в  идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.
     Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.
     Социальная  инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям  в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может  рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.
     Социальная  инфраструктура может характеризоваться  числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а  также числом мест в них, объемом  услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.
     По  уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью  социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.
     Процессы  образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой  совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.
     Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:
     • потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты и т.п.);
     • субъективную оценку степени удовлетворенности  потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;
     • соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной  принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.
     Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными  и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.
     Социальная  сфера всегда изменяется. Данные находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и сложны, но и в определенной степени взаимообусловлены и регулируемы.
     Детерминированность1 социальной сферы экономическими условиями проявляется через сложную систему взаимозависимостей различных факторов, влияющих на жизнь общества. Например, развитие самой материальной сферы нередко вступает в противоречие с развитием других сфер, и прежде всего политической. Эти связи, в свою очередь, опосредуются особенностями социальной структуры общества, природно-географического и иных факторов. К тому же нельзя забывать о внешних влияниях других государств на данное общество. Сложность связей между материальной и социальной сферами заключается в том, что их развитие нельзя ставить в жесткую линейную зависимость и что воздействия материальных основ жизнедеятельности общества на различные компоненты социальной сферы проявляются с разной степенью интенсивности и с разной направленностью. Подчеркнем еще два важных момента. Аналогичное влияние на развитие социальной сферы оказывают политические и культурные факторы. При этом социальная сфера, оставаясь, в свою очередь, относительно самостоятельной, оказывает влияние на все другие сферы жизнедеятельности общества.
     Причинные связи сфер общественной жизни не выступают на разных этапах истории  как раз и навсегда данные и  неизменные - они историчны, то есть возникают, изменяются, развиваются, свертываются, и в этой динамике они, возможно, подчиняются своим собственным законам.
     Каждая  сфера в своем взаимодействии с другими может выступать  не только как причина. Будучи включенной в систему взаимодействия, она  может выступать и как следствие.
     Все сферы - материально-производственная, политическая, культурно-духовная, - составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия, в которых она функционирует, должны рассматриваться как самостоятельные факторы ее развития. В этой среде социальная сфера черпает силы, материальные средства для пополнения и развития своих компонентов и, в первую очередь, инфраструктуры, для подготовки и переподготовки кадров, для совершенствования структуры. При этом, интегрируя возможности других сфер жизнедеятельности общества, социальная сфера преобразует каждую из них, оказывая свое влияние соответственно собственной природе. Они же, в свою очередь, оказывают постоянное воздействие на социальную сферу, вынуждая ее перестраиваться, нейтрализовывать или ассимилировать эти воздействия. Таким образом, внешняя среда - это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование социальной сферы. От нее во многом зависят свойства социальной сферы.
     С другой стороны, специфика социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия.
     Еще одним рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые специфичны именно для развития социального. Здесь имеется в виду, прежде всего, влияние социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических характеристик социальной сферы.
     Взаимосвязь и взаимовлияние социальной сферы  и ее среды может иметь как  постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых и случайных  взаимодействий придают их проявлениям  вероятностный (стохастический) характер.
     Итак, выделим следующие группы  

     Качественные  и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем  развития отраслей производства и средств  потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями; с другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления. При этом анализ ее движущих сил осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях и учитывает объективные и субъективные аспекты функционирования и развития социального воспроизводства.
     Поскольку особенностью социальной сферы является планомерное воздействие на каждый ее компонент со стороны субъектов  управления, возникает необходимость выявления специфики механизмов их действия, познания объективных законов развития социальной сферы, изучения степени доминирования тех или иных законов и закономерностей в общем процессе ее функционирования. Движению в этом направлении будут способствовать выделенные нами факторы, детерминирующие самодвижение социальной сферы, а также выявление противоречий, лежащих в основе этого самодвижения.
     Представляется, что объективной основой деятельности индивидов, групп в социальной сфере, субъектов управления социальными процессами является противоречие между потребностями людей и материальными условиями, обеспечивающими их удовлетворение. В основе движения социальной сферы как движущегося, развивающегося целого лежит общий для всех его компонентов и в то же время специфический для системы в целом закон возрастания потребностей, управляющий функционированием как самого целого, так и образующих его частей. В социальной сфере общественные и личные интересы устремляются и к выравниванию степени удовлетворения потребностей людей, и к социально-групповому различию.
     Современное состояние социальной сферы в России характеризуется рядом особенностей, предопределяющих ее слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям. В их числе: недостаточность законодательной базы по данной области, что обусловливает отсутствие правовых норм по ряду услуг или порядку их предоставления, разночтения и спорные трактовки; неопределенность в организации финансовых потоков, поступающих из разных источников, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств перед группами населения, которым положено предоставление социальных услуг бесплатно или при частичной оплате, вследствие чего обязательства не выполняются; отсутствие либо необоснованное завышение (или занижение) стандартов по услугам социального характера; имеются явные различия в доступе к социальным услугам населения столицы, крупных и малых городов, а также небольших поселков и сельских поселений, вследствие чего глубинка не получает и малой доли того, что приходится на жителей городов, особенно крупнейших. Во многом с этим мнением можно согласиться и заключить, что управление социальной сферой в России нуждается в кардинальном обновлении и развитии. Решение проблем обеспечения качественного социального сервиса для всех категорий населения связано со значительными масштабными преобразованиями и с содержательным изменением функционирования социальной сферы и освоения социально ориентированного обслуживания. Качественное совершенствование рассматриваемой сферы реально в освоении нового спектра услуг, имеющих социальное значение, что требует использования новых форм оказания подобных услуг и преобразования управления в данной области, позволяющих гармонично сочетать интересы граждан, хозяйствующих субъектов, общества и государства. 

1.2 Структуры  социальной сферы, регулируемые  государством. 

     Как направление государственного регулирования социальной сферы политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.
     Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие.
     Конкретная  формулировка отдельных положений  в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:
     - социально-экономическим и политическим  развитием той или иной страны;
     - степенью и характером вмешательства  государства в вопросы регулирования заработной платы;
     - традициями заключения коллективных  договоров;
     - социальной напряженностью в  обществе.
     Под доходами населения понимается сумма  денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
       Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.
     Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.
     Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.
     Доходы  трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот   процесс  шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.                                            
     Индексация  доходов возможна со стороны, как  государства, так и предприятия,  которое  для этого отдаёт часть прибыли.
     Необходимо  учитывать, что на выплаты в порядке  индексации должна все же приходиться  незначительная доля общих доходов  трудящихся. В противоположной ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты  по труду и по созданной стоимости. Индексация же доходов переходит разумные границы своей основной функции - социальной защиты. В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и заработная плата.
     Также государство должно обеспечивать защиту населения. Прежде всего, государство должно, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
     Анализ  мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения:
1.Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование.
2.Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы.
3.Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение).
4. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые.
       Среди названных институтов социальной  защиты базовым (по объему финансовых  средств, массовости охвата разнообразию  и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.  Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств, финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.
     В России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении года - минимальная заработная плата.
       В сегодняшних условиях такая  система порождает антистимулы2: выгоднее не работать, чем работать.
     Проблема  антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит  поддержание минимальных доходов на определенном уровне.
     Если  минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.
     Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности государства в сфере занятости были:
     1) развитие НТР3 и повышение роли человека в общественном производстве;
     2) обеспечение общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство рабочей силы;
     3)обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;
     4)необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;
     5)способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала общества;
     6)влияние идей и конкретных социальных  достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма;
     Возникает вопрос, возможна ли безработица в  нашем обществе. Возможна и неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса и структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.
     Есть  два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить, одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной4. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.
     Эффективная занятость - это модель развития и  использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности).
     Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются впервые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.
     Во  втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др..
     Обеспечение компенсации потери рабочего места  государством. Речь идет о пособиях по безработице, выплате подъемных  на новом месте жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб занятости, системы  переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.
     Минимальная заработная плата является одним  из важнейших рычагов воспроизводства  рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной  зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.
     Также государство участвует в  социальной защите населения. Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
     Широкое применение международным сообществом категории "социальная защита" во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.
     Зачастую используют производный термин от "социальной защиты", а именно - "социальная защищенность". Их различие состоит в соотнесении действия и состояния:
     - для "социальной защиты" ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите;
     - для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).
     Сложилось три методологических подхода к  трактовке данной категории: политэкономический, методологический и инструменталистский.
     К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы  социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции (МОТ), рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи.
     Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.
     Обобщив трактовки категории "социальная защита", можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).
     К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.
     Социальная  защита работников включает в себя следующие направления:
     - создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;
     - обеспечение безопасных условий  труда для работников и доступа  граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
     - обеспечение работников и членов  их семей прожиточным минимумом  материальных средств в случаях  безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.
     Все многообразие видов деятельности в  социальной сфере, начиная от оказания помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления: социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь.
 

      2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
     2.1. Анализ уровня доходов населения
     Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу  определено повышение уровня жизни  народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью государства является повышение уровня и качества жизни на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
     Рассмотрим  проблемы развития социальной сферы в современный период в разрезе, учитывающем такие аспекты, как демографическая ситуация в стране, уровень доходов и качество жизни населения, борьба с бедностью и развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и т.д.).
     Демографическая динамика играет определяющую роль в  развитии человеческого капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны, качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов, выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной ответственности человека перед собой и обществом.
     После переписи населения в 2011 году выяснилось, что населения Российской Федерации составляет 141,9 млн. человек (городское население-103,7, сельское-38,2), что на 2,2 миллиона человек, или на 1,6 процента меньше, чем после переписи населения 2002 года. Несмотря на то, что государство всеми силами старается предотвратить демографический кризис, населения страны постепенно сокращается.
     Также, начиная с 2007 года, сокращается миграционный прирост населения (с 286 956 до 279 907 человек). В 2010 году миграция из стран СНГ составила 89,7%, что на 3,9% меньше чем в 2009. Всего за 2008-2010 гг. в России умерло 6,124  млн. чел., а родилось только 5,062 млн.
     Даже  беглая оценка современной демографической  ситуации показывает, что она представляет реальную угрозу безопасности развития России. Проблемы демографического развития не столь очевидны, как, например, экономические, однако их роль не менее значима для страны, поскольку они затрагивают жизненные интересы ее населения. Следует учитывать, что даже при благоприятном стечении обстоятельств и эффективной демографической политике, направленной на рост рождаемости и сокращение смертности, естественный прирост еще длительное время будет минусовым, хотя за счет естественного движения население будет убывать несколько медленнее. Депопуляция5 в стране в значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный характер и даже при обоснованной обеспокоенности общества, не могут быть в одночасье изменены на противоположные. Сложившиеся структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию в стране.
     В основе официально принятого в стране метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка потребительской корзины, а также расходы по обязательным платежам и сборам составляют величину прожиточного минимума6. Показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума используются в России в качестве официально установленного показателя малообеспеченности (бедности).
     При этом необходимо иметь в виду, что вначале к малоимущим (бедным) категориям населения в стране относились лица с уровнем располагаемых ресурсов ниже 60% минимального потребительского бюджета (МПБ). Местным органам власти рекомендовалось использовать данный норматив (60% МПБ) для отнесения граждан к категории нуждающихся и возможного оказания им помощи. Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Граждане с уровнем среднедушевых доходов ниже 60% бюджета прожиточного минимума признаются нуждающимися, и им предоставляется право на получение государственной адресной социальной помощи.
     Вместе  с тем ситуация с бедностью  в России остается сложной. Согласно официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще представляет значительную величину. С2008 года численность бедных сократилось с 18,9 млн. человек до 18,5 млн. человек.
     К основным группам с высоким уровнем бедности относятся: проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества и др. Бедные и очень бедные слои населения заняты в основном в сельском хозяйстве и непрестижных видах работ в других секторах экономики.
     Общий вывод состоит в том, что глубинной, корённой причиной бедности в России является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. (Средняя заработная плата в России 26 118 рублей)Часто получение работы не является необходимым условием для того, чтобы выбраться из бедности. Поэтому серьезной проблемой становится все еще массовое явление «работающей бедноты» и поиск путей повышения заработной платы, надежности трудоустройства и социальной защиты на низкооплачиваемых видах труда.
     Необходимо  отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие  в стране институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной рыночной экономики. Действующая система выявления и социальной поддержки бедных слоев населения, находящихся в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед государством задачу, формирования новой политики в отношении проблемы бедности во взаимосвязи с политикой на рынке труда.
     Главное направление преодоления абсолютной бедности и инструмент осуществления эффективного развития  социальной сферы - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается   в   создании   рыночных   условий   для   усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности производимой в стране продукции и оказание услуг.
     Формирование  доходов населения, ценообразование, регулирование обменного курса необходимо вести комплексно и синхронно. При этом следует иметь в виду, что повышение потребительских цен с целью их выравнивания с ценами сопредельных государств, повышение платы за жилищно-коммунальные и другие социальные услуги, в том числе снятие перекрестного субсидирования, требуют упреждающих адекватных мер в области доходов и социальной защиты населения.
     Социальная  сфера является важнейшим объектом государственного регулирования в экономической системе любого государства, тем более в современный период, переживающий глубокий экономический кризис. И если государственное регулирование, как показывает мировой опыт, является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо возрастает, ибо здесь имеют место несвойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством государственного вмешательства. Сюда следуют отнести и развитие социальной сферы, которая не может развиваться только на чисто коммерческой основе и на самотек рыночной стихии ее нельзя отпускать.
     Кроме того, значимость и роль государства в отношении отраслей социальной сферы возрастает в связи с тем, что в экономике страны наряду с рыночной системой хозяйствования действует нерыночный сектор, куда относятся отрасли образования, культуры, здравоохранения и др. и их регулирование резко отличается от регулирования рыночным сектором.
     Образование, составляя один из ключевых факторов международного престижа страны, позволяет ей сохранить довольно высокое место в международных рейтингах. Развитие экономики опирается на накопление человеческого капитала, в формировании которого важнейшую роль играет образование. С каждым годом количество ВУЗ-ов увеличивается. В 2008 году их было 660: 350 университеты, 165 академии, 145 институты. А 2009 году ВУЗ-ов было уже 662: 345 университеты, 177 академии и 140 институты. Таким образом, можно утверждать, что количество высших учебных заведений с каждым годом будет расти. Контингент студентов с 2008 года начал уменьшатся, так как в 92-94 года в стране был демографически кризис. Таким образом, в 2008 году числилось 1641,7 студентов, а в 2009 году их стало 1544,2.
     Не  смотря на имеющиеся успехи в образовательной сфере, выражающиеся в высоком уровне грамотности, широкой студенческой аудитории, инновационных образовательных технологиях, в данной сфере имеется и ряд проблем. Следует отметить хотя и возрастающее, но пока ещё недостаточное государственное финансирование образования. Но на данный период, государство старается развивать данную отрасль. Так президиум правительства РФ на заседании 11 ноября 2010 года одобрил проект федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы общей суммой 137 миллиардов рублей. По международным стандартам для динамичного развития сферы образования необходим уровень его общего финансирования не менее 10% от ВВП. Также в последние годы практически перестали открываться новые профессионально-технические училища, а старые - зачастую ликвидируются, что чревато нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров на рынке труда. Наша школа в значительной степени ориентирована на знания, умения, навыки, а не на развитие творческого потенциала подрастающего поколения, имеющего решающее значение в формировании всесторонне, гармонично развитой личности.
     Также государство старается развивать  отрасль здравоохранения. Для данных целей из бюджета государства  выделено 382,5 млрд руб. Данные средства пойдут на реализацию программы «Развитие здравоохранения» В рамках этой программы будут реализовываться приоритетный нацпроект «Здоровье», федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», мероприятия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким образом можно сказать, что государство всеми вилами пытается, выйди из данного социального кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      2.2 Безработица и занятость в Российской федерации.
     Одной из сложнейших и болезненных проблем развитии социальной сферы в период перехода к нормальным рыночным отношениям является безработица. Эта проблема возникла в связи с неспособностью экономики, основанной на государственной собственности, адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. Стала очевидной крайняя техническая отсталость социалистического производства, низкая производительность труда, неспособность конкурировать с несоциалистическими производителями аналогичных товаров из-за низкого качества и потребительских свойств выпускаемой продукции. В результате произошли падение спроса на отечественную продукцию и потеря рынков сбыта.
     Указанное обстоятельство привело к избытку  рабочей силы на предприятиях, что выражается в сокращении рабочего времени, неоплачиваемых отпусках, отсутствии фронта работ, снижении интенсивности труда. Естественное желание предприятий избавиться от лишней численности работников подавляется административными мерами, следствием чего является стагнация производства, невозможность выйти из финансовых трудностей, обновить выпускаемую продукцию, повысить конкурентоспособность производства, увеличить занятость.
     Тем не менее, процесс увольнения избыточных работников привел к фиксации открытой безработицы. Сегодня ее уровень заметно снизился и составил в 2010г 8,6 %. Это, однако, не свидетельствует об уменьшении проблемы, поскольку административные меры, дали свой эффект лишь по отношению к официально зарегистрированной (открытой) безработице. После экономического кризиса 2008 года, численность безработных в 2009 году резко возросла с 5,289 до 6,162 млн. человек, а на январь 2011 общая численность безработных составляла 5,709 млн. человек.
     Исследования, проведенные научно-исследовательским институтом социально-экономических и политических проблем, подтвердили, что сокращение открытой безработицы происходит за счет роста скрытой.
     Как же государство страны помогает безработным? В Российской федерации создана достаточно цивилизованная система социального страхования от безработицы. В 2011 году на поддержку безработных будет выделено 105 млн. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.