На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  образования Федерации  профсоюзов Беларуси
Международный институт трудовых и  социальных отношений 

Витебский филиал 

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 

Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь 

Курсовая  работа по дисциплине «Макроэкономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Члены комиссии: 1.
2.
3.
Оценка  после защиты: 

    
Студент 2 курса Группы 967
Степченков  Никита Константинович
Научный руководитель:
Доцент, кандидат экономических наук
Побяржина Татьяна Павловна  
 
 

 
 
 
Витебск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в  рыночной экономике……………………4
      Понятие малого бизнеса……………………………………………………...4
      Роль и значение малого бизнеса в экономике……………………………...5
Глава 2. Зарубежный опыт.…………………………………………..…………10
2.1 Малый  бизнес в Российской Федерации…………………………………...11
2.2 Малый  бизнес в Великобритании……………………………………..........12
2.3 Малый  бизнес в США……………………………………………………….13
Глава 3. Текущее положение  малого бизнеса и проблемы связанные с его развитием в Республике Беларусь…………………….………………………..17
3.1 Статистическая и отчетная информация о состоянии среды малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………………………………17
3.2 Проблемы малого бизнеса на территории Республики Беларусь и предложения по их решению …………………………………….…………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список  литературы………………………………………………………………27
Приложения………………………………………………………………………  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В данной курсовой работе будет рассмотрен малый бизнес как отдельный сектор рыночной экономики. В последнее  время проблема малого бизнеса как  никогда актуальна не только в  нашей стране, но и в экономически более  развитых  странах. Малый  бизнес выполняет ряд важнейших  экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты  всех уровней, малый бизнес развивает  экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Поэтому развитие малого бизнеса  является важной задачей каждого государства.
    В свете текущего хоть уже и уходящего  экономического кризиса, который затронул все государства с открытой и  частично открытой экономикой, проблема малого бизнеса стоит как никогда  остро, потому как малые предприятия  известны наибольшей гибкостью, они  способны поддерживать экономику, адаптируясь  под новые рыночные условия. Хотя очевидно и то, что они являются зависимыми от более крупных предприятий, имеют трудности с получением кредитов и т.д. Поэтому цель данной работы – изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его  развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в  отношении малого бизнеса за рубежом  и в Республике Беларусь.
    Для достижения поставленных целей  в  первой главе дадим понятие малого бизнеса и охарактеризуем. Затем выясним роль малого бизнеса в рыночной экономике; после во второй главе рассмотрим опыт других стран в этой области, выделим положительные и отрицательные его стороны; в последней, третьей, главе рассмотрим положение малого бизнеса в Беларуси, выделим положительные и отрицательные моменты. В заключение внесем предложения по эффективному изменению государственной политики в отношении малого бизнеса, а так предложение по совершенствованию работы малого бизнеса  на современном этапе в условиях мировой экономики и особенностях экономики Республики Беларусь.
    В этой работе будут использованы не только учебные пособия по данной тематике, но и периодические издания  и ресурсы интернет для получения  максимально реальной картины.
    Научная и практическая значимость темы данного  исследования существенна в связи  с необходимостью обеспечения для  Республики Беларусь на современном  этапе стабильного социально-экономического развития, укрепления и активизации  экономических связей с другими  странами, совершенствования законодательной  базы для окончательного преодоления кризиса в этом секторе экономики.  
 
 
 
 

    Глава 1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
      Понятие малого бизнеса
Прежде  всего, следует сказать, что под  предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство  употребляется английский аналог- бизнес) в Республике Беларусь понимается инициативная деятельность граждан и юридических  лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого  дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное  предпринимательство) либо на праве  хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.  
      В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.
    Рассмотрим, как определяют понятие «бизнес» ученые-экономисты.
    В принятой в республике нормативной  терминологии нет понятия бизнес. Однако в литературе, периодической  печати, оно получило широкое распространение. По определению отечественных и  зарубежных исследователей процессов  рыночной экономики, бизнес как вид  экономической деятельности – это  свободное хозяйствование (кроме  запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями  или организациями с целью  получения дохода.
    Понятие бизнеса (от англ. business - дело) в словаре современных экономических и правовых терминов трактуется как:
    1. Форма экономической ответственности субъектов хозяйствования, направленная на достижение определенных результатов в экономической области (получение прибыли и т.п.). Бизнес классифицируется: в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования на промышленный, торговый, фондовый и др., в зависимости от величины хозяйственного оборота, получаемой прибыли, – малый, средний, крупный.
    2. Инициативная, самостоятельная, экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных и заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.
    3. Предприятие, фирма или совокупность предприятий, приносящая прибыль в результате осуществления определенных видов деятельности. Как правило, это экономически обособленные малые и средние предприятия, административно независимые от государственных и иных учреждений, ориентированные на рынок, формирующие структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги.
    4. Сделки, торговые операции.
    5. Профессия, занятие человека, предпринимателя.
    [6] [10]
    В Республике Беларусь к малым относятся  предприятия со среднесписочной  численностью работников:
    в промышленности и на транспорте –  до 100 человек;
    в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;
    в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
    в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
    в других отраслях непроизводственной сферы  – до 25 человек, а так же микропредприятия с численностью - до 5 человек и  индивидуальные предприниматели.
    1.2 Роль и значение  малого бизнеса  в экономике
    Особое  значение малый бизнес имеет в  переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный  сектор экономики и институты  рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает:
    - увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса - главного гаранта необратимости  реформ;
    - рост доходов граждан и в  результате сглаживание диспропорций  в благосостоянии;
    - селекция наиболее энергичных, дееспособных  индивидуальностей, для которых  малый бизнес становится школой  самореализации;
    - создание новых рабочих мест;
    - формирование необходимых навыков  работы на рынке и повышение  квалификации;
    - внедрение новых, зачастую рискованных  проектов, ведущих к технологическим  и организационным инновациям  и росту современных наукоемких  отраслей и производств;
    - мобилизация материальных, финансовых  и природных ресурсов, которые  иначе остались бы невостребованными,  а также более эффективное  их использование;
    - улучшения взаимосвязи между  различными секторами экономики,  повышению их мобильности и  эффективности.
    Те  страны с переходной экономикой, в  которых сектор малых и средних  предприятий активно развивается, как правило демонстрируют и  лучшие темпы экономического роста. Малое предпринимательство в  странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных  отраслей в отрасли, где ресурсы  используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также  связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор малого предпринимательства  поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес - это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.
    Малые предприятия   – неотъемлемая часть любой экономической системы, производственные решения в которой  принимаются децентрализовано. Степень  их влияния на процессы в экономике  может меняться от страны к стране и в значительной степени зависит  от уровня экономического развития страны и качества деловой среды в  ней. Технологические особенности  производства во многом определяют ту роль, которую дол жен играть малый  бизнес в каждой отдельной отрасли  для того, чтобы обеспечить ее международную  конкурентоспособность. В этой связи  опыт технологически раз витых индустриальных стран с устоявшейся структурой отдельных отраслей (количеством  фирм, их распределением по размеру, конкурентными  практиками и т.п.) может представлять большой интерес.
    Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия  различных организационно-правовых форм  относятся к субъектам  малого предпринимательства. Является в первую очередь средняя численность  работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ  под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой  лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятие относится  к малому бизнесу, являются: численность  персонала и размер уставного  капитала [1, c. 38].
    Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет  осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью  именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная  среда, т.е. начато реальное становление  рынка: постепенное восстановление заброшенных производств, освоение ресурсов, расширение сфер. Развитие, которых  возможно на базе малых хозяйственных  форм, создание новых рабочих мест; организация услуг и т.д. [2, с 16].
    Из  опыта стран с рыночной экономикой известно, как влияет на роль и место  малого бизнеса общее состояние  и социально-экономический уровень  развития страны. Интенсивный рост в этих странах числа предприятий  малого бизнеса, обусловленный появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм, особенно в средствах связи и информации, а также рост образовательного и квалификационного уровня населения и работников привели поистине к революционному скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, во многом изменившая направленность производства, его привычные и устоявшиеся ранее приоритеты.
              Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.
    Малый бизнес – важный сектор экономики.
    Предприятия малого бизнеса более устойчивы  к внешним изменениям. В период общего экономического спада Беларуси в начале 90-х годов именно малый  бизнес поддержал белорусскую экономику  и вовремя адаптировался под  новые рыночные условия. Государственные  предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует  свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.
    Малый бизнес - один из основных источников налоговых  поступлений.
    Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору  налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению  с представителями среднего и  крупного бизнесом
    Малый бизнес способствует развитию инновационных  технологий.
    Малый бизнес выполняет важную функцию  в развитии инновационной экономики  государства, инвестируя средства в  наукоемкие высокотехнологичные направления  производства. Есть малые предприятия, которые занимаются разработкой  новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса  в инновационную направленность позволит подготовить базис для  развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и  развитию всей национальной экономики.
    Социально-экономическая  роль малого бизнеса
    Малый бизнес способствует созданию новых  рабочих мест, обеспечивает занятость  населения, в итоге уменьшается  безработица. Относительно небольшой  персонал предприятий малого бизнеса  способствует большему сплочению трудового  коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более  усиливает трудовую мотивацию и  положительно сказывается на результатах  труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство  социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов  и т.д. Именно на этих предприятиях они  набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы  производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний  уровень заработной платы на малых  предприятиях меньше по сравнению с  крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами[15].
    При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает  своих граждан, создает богатство  стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:
    сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
    массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
    ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
    мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
    быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
    способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
    коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
    быструю адаптацию на внешнем рынке;
    углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
    значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.
    Во многом благодаря целенаправленным усилиям государств в этой среде сформировался специфический социально-экономический климат, благоприятный для предпринимательства. Его характерные признаки:
    стабильность государственной, экономической и социальной политики, нацеленной на поддержку предпринимательства;
    позитивное общественное мнение;
    льготный налоговый режим; 
    наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства.
    значительная дебюрократизация процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов
    [4, с. 48-49].
    Однако, как показывает практика, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий  уровень риска, что обусловливает  высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость  от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, большая чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров.
    Недостатки  в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются не только внутренними причинами, такими как менеджерская неопытность, профессиональная некомпетентность, запущенность бизнеса, но и внешними причинами. Прежде всего, это государственное регулирование  малого бизнеса. Очевидно, что без  активного вмешательства и помощи малому предпринимательству со стороны  органов власти невозможно добиться значительного возрастания его  роли в социально-экономическом  развитии страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.  Зарубежный опыт  

    Развитие  малого бизнеса на Западе идет более  быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают  им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах  в настоящее время представляет собой средний класс, который  служит базой для стабильного  развития экономики. Даже бывшие развивающиеся  страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой  экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий  в этих странах, то видна зависимость  развития всей экономики в целом .

    2.1 Малый бизнес в  Российской Федерации  

            Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. Однако ближайшей страной к Республике Беларусь, с похожей экономикой является Российская Федерация. Именно с примера этой страны мне хотелось бы начать анализировать зарубежный опыт, поскольку и Россия и Беларусь являются бывшими странами СССР. И на данный момент их экономики характеризуются как экономики переходного типа. И безусловно, малый бизнес играет значительную роль в переходе от командно-административной экономики к рыночной.
    Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства  в целом. Достаточно упомянуть, что, например, на 1000 российских граждан  приходится примерно около 8 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых  фирм в общем числе всех предприятий  составляет только лишь 30%, в странах  ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий. [16]
    Для страны таких масштабов малый  бизнес не может стать основой  экономики. Он может стать лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том  числе технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а так же посредническая деятельность.
    Тем не менее, малый бизнес является важным элементом российской переходной экономики. Одним их факторов способных вывести  страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской   сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.   Для более наглядного примера ситуации наших дней можно привести некоторые данные о масштабах развития малых предприятий в России за 2009 год и сравнить с другими зарубежными странами (см. табл. 1, приложение 1).
         Как видно из таблицы 1.1(приложение 1), развитие малого бизнеса в России существенно отстаёт в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя – ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах- 50-60%. Об обороте малого предпринимательства в России в 2009 г. дают данные представленные в таблице 2  (см. табл.2, приложение 2).
    Что касается государственной поддержки  малого бизнеса, то согласно Программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ в 2010 г. на эти цели предусмотрено выделение 3млрд. руб. из федерального бюджета. (УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010г. №219) Реализацию данной правительственной программы обеспечивает Департамент государственного регулировании в экономике Минэкономразвития РФ.
    Следует также отметить, что финансовая поддержка  проектов осуществляется в форме  частно-государственного партнерства, которое предполагает выделение  средств на реализацию проектов не только из федерального бюджета, но также  из региональных бюджетов и внебюджетных источников.
    Хотя  еще очень многое мешает по-настоящему развиваться малому бизнесу: бюрократия, административный прессинг, проблема доступа к имуществу, поскольку  многие представители малого бизнеса  арендуют помещения у государства, а договора аренды в основном краткосрочные, и это мешает развитию, порождает  неуверенность в завтрашнем дне, да и налоговая система далека от совершенства.
    Приложение 3 таблица 3 показывает, какие по мнению населения РФ факторы ограничивают деловую активность. Из представленной таблицы мы видим, что по-сравнению  с 1997 годом нехватка денег уже  не является наибольшей проблемой, проблемы переместились в сферу оснащенности технологиями. Это свидетельствует  о том, что в РФ все больше внимания начали уделять именно материально-технической  базе, что положительно сказывается  и на качестве продукции и на на доходах предпринимателей.
    Как видно на рисунке(см. рис.1, приложение 4) индекс предпринимательской уверенности в связи с кризисом, все еще находиться на достаточно низком уровне. Что свидетельствует о недоверии предпринимателей к государству в частности. Это не доверие не позволяет вкладывать больше денег в производство и тем самым повышать благосостояние не только себя, но и страны в целом. 

    2.2 Малый бизнес в  Великобритании  

      

    Далее, я хотел бы рассмотреть и проанализировать роль и динамику малого бизнеса в Великобритании, поскольку эта страна является одной из наиболее экономически развитых и имеющая богатый опыт в рыночной экономике, двигателем которой является малое предпринимательство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.