На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Инновации"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ЛЕКЦИЯ 1. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
 
    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
      Инновации: сущность и основные понятия.
      Инновационный процесс: содержание и основные этапы.
      Классификация инноваций.
    ВОПРОС 1. ИННОВАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 
       Склонность  к нововведениям и способность их осуществлять – необходимый признак предприятия и предпринимателя. Когда эта способность ослабевает или угасает – это служит тревожным сигналом, что данная ячейка общества находится в кризисной ситуации, накануне своего преобразования или исчезновения, а ее руководитель не в состоянии осуществить свою стратегическую функцию.
       Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью инновационного менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации, а именно:
       1. разработка и внедрение новой  продукции и технологии (инновационная  деятельность);
       2.  модернизация и усовершенствование  выпускаемой продукции и технологии;
        3. дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции;
       4.  снятие с производства устаревшей  продукции.
       Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития.
       Инновационный менеджмент — это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение  высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности.
       Инновационный менеджмент призван гарантировать  наиболее эффективное использование  инноваций для обеспечения развития и устойчивости организаций в динамичной рыночной среде. Инновационный менеджмент преимущественно направлен на повышение эффективности функционирования и развития организации, это менеджмент организации — лидера или организации, стремящейся стать лидером в определенной сфере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг.
       Инновационный менеджмент включает следующие основные функции:
       1) организацию;
       2) планирование (стратегическое, текущее  и оперативное);
       3) контроль;
       4) мотивирование.
       Конкретное  содержание этих функций различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, конкретная организация.
       Осуществление инновационного менеджмента  в целом предполагает:
       1. разработку планов и программ  инновационной деятельности;
       2. наблюдение за разработкой новой продукции и технологией ее внедрения;
       3. рассмотрение программ создания  новой продукции и технологии;
       4. проведение единой инновационной  политики (координация деятельности  производственных подразделениях  в этой области);
       5. обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
       6. обеспечение квалифицированным  персоналом;
       7. создание временных целевых групп  для комплексного решения инновационных  проблем - от идеи до серийного  производства продукции.
       Особенность современного этапа инновационной деятельности — образование в крупнейших организациях научно-технических комплексов, объединяющих теоретические разработки и процесс производства. Это предполагает тесную связь всех этапов цикла «наука — производство — рынок». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации организации.
       В 1980-е г. в инновационной политике крупных организаций отчетливо  проявилась тенденция к переориентации направления научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выразилась прежде всего в стремлении повысить в ассортименте выпускаемой продукции удельный вес новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отметилось стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
       Innowatoin (англ.) означает «введение новаций», новшеств.
       Суть  инновации –  в  использовании достижений человеческого разума (новых идей, открытий, изобретений, усовершенствований и т.п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере, в изготовлении новых средств или продуктов труда, применении более эффективных технологий, источников энергии, создании нового оружия и средств защиты от него, освоение новых архитектурных и художественных стилей, улучшении форм организации труда и управления, финансовых, торговых или социально-политических институтов, форм международного сотрудничества.
      Перечень  возможных инноваций и сфер их применения неисчерпаем, как неиссякаемы  изобретательность человеческого  разума и разнообразие сфер деятельности, многогранность интересов человека.
      Что побуждает к инновациям, делает их необходимым? Можно назвать две главные причины- внутренняя и внешняя.
        Внутренняя причина –рост и усложнение потребностей человека, семьи, общества вынуждает изобретать все новые и более эффективные способы удовлетворения этих потребностей.
      Каждое  следующее поколение людей отталкивается от достигнутого уровня и предъявляет более высокие потребности, оно вынуждено изощрять свой ум, чтобы удовлетворять эти потребности. Растет творческий потенциал общества.
      Внешняя – окружающая человека и общество среда (природная и социально-экономическая) постоянно меняется, преподносит все новые сюрпризы и приходится напрягать интеллектуальные силы и практический опыт, чтобы адаптироваться к этим изменениям, устоять в конкурентной борьбе.
      Обществу, каждой его ячейке необходимо осваивать  все более эффективные способы и продукты своей деятельности: окостеневшая, консервативная часть общественного организма обречена на поражение в борьбе за существование и развитие.
       Представляется  возможным выделить следующие  функции инноваций в общественном развитии.
       Во-первых, они являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени).
       Во-вторых, с помощью инноваций расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей).
       В-третьих, инновации дают возможность вовлекать в производство новые экономические ресурсы (факторы производства), производить товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов и энергии (закон экономии труда).
       В-четвертых, концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести в соответствие структуру воспроизводства со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).
       Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития. В то же время инновации развиваются по своим собственным закономерностям.
       В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического процесса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
       Термин  «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.д. Для уточнения понятия инновации рассмотрим некоторые теоретические взгляды на ее сущность.
       В литературе насчитывается множество  определений инноваций, например:
       а) по признаку содержания или внутренней структуре выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.;
       б) по масштабу инноваций -глобальные и  локальные;
       в) по параметрам жизненного цикла  -выделение  и анализ всех стадий и подстадий,  закономерностей процесса внедрения.
       Анализ  существующих определений инноваций, данных различными учеными, в основном зарубежными (Н.Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
       В современной экономической науке  при анализе сущности инноваций  наиболее часто применяется подход И. Шумпетера, который выделял пять типичных изменений, а именно:
    1. использование  новой техники, новых технологических  процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
    2. внедрение  продукции с новыми свойствами;
    3. использование  нового сырья;
    4. изменения  в организации производства и  его материально-технического обеспечения;
    5. появление  новых рынков сбыта.
       Эти положения И. Шумпетер сформулировал  еще в 1911 году. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновация, трактуя  его как изменения с целью  внедрения и использования новых  видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
       Иногда  инновация рассматривается как  процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливые стадии.
       Методология системного описания инноваций в  условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Это документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 году.
       Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями  в стратегии научно-технической  политики на национальном и международном  уровнях, в организации научно-исследовательских  разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 году. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, а именно:
       А) их состав и границы;
       Б) методика измерения численности  персонала, занятого исследованиями и  разработками и др.
       Методика  сбора данных о технологических  инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 году. Она получила название «Руководство Осло».
       В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
       Следует отметить, что в нашей отечественной  экономической науке достаточно часто применяется следующее  определение инновации, трактуемое в широком смысле, а именно:  инновации - это прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Данную точку зрения разделяют и ученые нашего института, в том числе Морозов Ю.П.
       Как следует из определений, инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и статистическом аспектах. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).
       Важно подчеркнуть, что термины «инновация»  и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Это обусловлено тем, что инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
       Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
       Научно-технические  разработки и нововведения выступают  как промежуточный результат  научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации – конечный результат. Научно-технические разработки и изобретений являются приложением нового знания с целью его практического применения, а  научно-технические инновации (НТИ) – это материализация новых идей и знаний, изобретений и  научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.
       Таким образом, непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.
       Из  сказанного следует, что инновацию  - результат – нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом.
       Инновации присущи в равной мере три свойства:
      научно-техническая новизна;
      производственная применимость;
      коммерческая реализуемость.
       В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия новшество, новация, нововведение, инновация, хотя между ними есть и некоторые различия.
       Новшеством (новацией) может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Отметим, что процесс введения новации на рынок называется коммерциализацией. Период же времени между появлением новации и воплощением ее называется инновационным лагом.
       Коммерческий  аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента:
         а) «материализацию» инноваций,  изобретений и разработок в  новые технически совершенные  виды промышленной продукции,  средства и предметы труда, технологии и организации производства;
       б) «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
       Период  времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и  до ее использования принято называть жизненным циклом инновации.
       С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс. Иначе говоря, распространение нововведений, как и и их создание, является составной частью инновационного процесса. 
 

       П. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 

       Многообразие  форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.
       Прежде  всего необходимо отметить, что инновационный  процесс имеет циклический характер. Деятельность, представляющая ИП, распадается  на отдельные различающиеся между  собой участки и материализуется  в виде функциональных организационных  единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах и технологиях.
       Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составляющих элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.
       В общем виде инновационный процесс  можно записать в следующем виде:
       ФИ  - ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, где:
      ФИ – фундаментальное (теоретическое)  исследование;
      ПИ – прикладные исследования;
      Р – разработка;
      Пр – проектирование;
      С – строительство;
      ОС – освоение;
      ПП – промышленное производство;
      М – маркетинг;
      С – сбыт.
       Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ – ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ – ПИ, Пр –С) и т.д.

       Начальной стадией ИП является фундаментальное (теоретическое) исследование, связанное с понятием научной деятельности Разумеется, и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС, и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

      Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа – это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Таким образом, любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью и доказательностью.
      Характерно, что количество новых сведений и  информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская  деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
      Если  говорить о конечном результате ФИ, то необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.
      Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением конкретных прикладных задач. Однако именно они составляют фундамент ИП. Вместе с тем необходимость ФИ может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.
      ФИ, как правило, воплощаются в ПИ, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме.
      Только  некоторые ФИ воплощаются в ПИ – Р – Пр и т.д. Примерно 90% тем  ФИ могут иметь отрицательный  результат. И из оставшихся 10% с положительным  результатом не все применяются  на практике. Цель ФИ – познание и развитие процесса (теории вопроса).
      Иную  направленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т.д.
      В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС), промышленное производство (ПП). Фазы маркетинга и сбыта связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного проекта.
      Отметим, что различают три логические формы инновационного процесса:
        простой внутриорганизационный (натуральный);
        простой межорганизационный (товарный);
        расширенный.
      Простой внутриорганизационный  ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
      При простом межорганизационном инновационом процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма ИП означает отделение функции создателя и производителя от функции его потребителя.
      Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
      Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы:
      создание новшества и его распространение;
      диффузия нововведения.
      Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
      Диффузия  инновации – распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.
      В реальных инновационных процессах  скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:
      формы принятия решения;
      способа передачи информации;
      свойств социальной системы;
      свойств самого нововведения.
         Свойствами  нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность; накопленный опыт внедрения и др.
         Согласно теории нововведений Й.Шумпетера, диффузия нововведения – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
         Субъектов ИП принято разделять на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.
         Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении дохода от использования изобретений.
         В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившими новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.
         Раннее  большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им  дополнительную прибыль.
         Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
         Для быстрого распространения  инновации нужна развитая инфраструктура.
         Таким образом, рассмотрев этапы и  логические формы ИП можно  перейти к анализу основных составляющих инновационной сферы, а именно:
      рынок новаций;
      рынок конкуренции;
      рынок инвестиций.
    Рассмотрим  компоненты инновационной сферы  более подробно.
       Основным  товаром рынка новаций является научный и научно-технический результат - продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и нормативными актами.
       Принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а  также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки.
       Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение  и применение новых знаний, в том  числе:
       О фундаментальные научные исследования - экспериментальная и теоретическая  деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.