На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги как инструмент регулирования бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание. 
 
Введение……………………………………………………………………..2 
1. Виды и функции налогов………………………………………………...4

1.1. Сущность  налогов………………………………………………………4
1.2. Основные функции налогов…………………………………………...6 
1.3. Виды налогов и их классификация……………………………………7

1.4.Система выплаты налогов…………………………………………….10
1.5. Принципы налогообложения…………………………………………11
1.6. Структура  налогов…………………………………………………….13
2. Налоги как  инструмент регулирования бюджета……………………..15 
2.1. Зависимость налогов от бюджетных систем………………………...15 
2.2. Закрепленные и регулирующие доходные источники……………...16 
2.3. Инструменты налогового регулирования……………………………19

2.4. Бюджетное  регулирование и его основные  методы………………...21
Заключение…………………………………………………………………23 
Список используемой литературы………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

               Современное налогообложение доходов опирается на использование  прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов.       
  Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
        Среди экономических рычагов,  при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику,  важное место отводится налогам.  Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
      Налоги  – необходимое звено экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
        Налоговые отношение – отношения  перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс. В то же время они, основываясь на первичных распределительных (денежных) отношениях, зависят от их совершенства, их адекватности состоянию экономического базиса.
        Вся совокупность производственных отношений (экономических, финансовых, бюджетных ценовых, кредитных, налоговых) зависит от уровня производительных сил, самым непосредственным образом определяет этот уровень. Таким образом, совершенствование экономики – создание органичного единства между всеми фазами воспроизводства: производством, распределением, обменом и потреблением.
        В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим,  резко возрастают роль и значение  налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоёмких производств и ликвидации убыточных предприятий.
             Статьей доходов и  расходов  государства  является бюджет. Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и  процветании  государства,   продвижении   научно-технического   прогресса (бюджетные финансирования исследований  и  разработок),  развитии  экономики (особенно не  прибыльных,   но   социально-значимых   отраслей   экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.             Как правило,  раз в год,  во  время   утверждения   проекта   бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование.  Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты,  так и государственные предприятия, и частный сектор.
          Бюджетно-налоговая политика  является  ключевым  элементом  государственного  финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда  называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением,  хотя  и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом  и налогами.  Если разложить финансовую  политику  на  составляющие, то  политика  в области бюджета есть политика, связанная с государственными  расходами;  налоговая политика – государственными доходами.
           Для оплаты счетов за заказанную  фирмам продукцию и различные  выплаты населению государству  нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.
      Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:  
          1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.  
         2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития.  
         3. В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:  
         - налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);  
         - налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);          

- налоги  на движение и прирост имущества  (налог на наследство, на движение  капитала, на покупку земли и  т.д.);          
- налоги  с оборота (включая налог на  добавленную стоимость);  
         - налог с продаж и акцизный налог. Они являются "скрытыми" или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов через более высокие цены (налоги на вино-водочное изделия, табак, соль, на лотереи, скачки и т.д.).          

Среди методов налогового регулирования  важнейшее место занимает система  налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивного обложения  доходов физических лиц, налогообложение  корпораций осуществляется по пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот государство воздействует на инвестиционный процесс в определенном направлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала.
    Федеральные налоги и сборы - в  РФ - налоги и сборы, идущие в федеральный бюджет:налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала;  подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной, водный и экологический налоги  федеральные лицензионные сборы.
    Региональные  налоги и сборы - в  РФ - налоги и сборы, идущие в бюджет субъекта РФ: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.
    Местные налоги и сборы - в  РФ - налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.  
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы. Местные налоги и сборы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими.

1. Виды и функции налогов 

  1.1. Сущность налогов
   В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
   В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
   Налоги  являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.
   К налогам также не относятся платежи  обязательного характера, взимаемые  в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).
   В отдельных определениях налога указывается, что налоги — это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.
   В других определениях можно встретить  указание на то, что налоги — это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.
   Часто отмечается, что налоги — денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг.
   Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали  использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.
     Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
   В Российской Федерации в 1990-е гг. велись острые дискуссии, следует ли относить к налогам платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичные выплаты в США зачисляются в федеральный бюджет, а во Франции — во внебюджетные фонды. Природа этих платежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Аналогичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные).
   Возможна  такая ситуация: законодательством  установлена обязательность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определенных видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять средства в определенный законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых.
   Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в установленных законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются.
   В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным. фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного/ отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
   Налоговые доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости' национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Основные функции налогов 

     Государство признано вносить  в экономику  стабилизирующее   воздействие, обеспечивая наилучшие  условия  для  экономического  роста.  Для  выполнения задач оно должно располагать  необходимыми  ресурсами.  Частично  они  могут быть найдены за счет ценных  источников,  например  доходов  государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной  единицей является  не   государственное,   а   частное   предприятие.   Поэтому   для формирования государственных ресурсов правительство  изымает  часть  доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя  собственника,  превращается  в налог.
     Налоги — обязательные платежи  физических и юридических   лиц,  взимаемые государством.
     В  современных  условиях  налоги  выполняют   две   основные   функции: фискальную и экономическую.
     Фискальная функция - основная, характерная для всех  государств.  С  её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия  для функционирования государства.
     Экономическая  функция  означает,  что  налоги  как  активный  участник перераспределительных   отношений    оказывают    серьезное    влияние    на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая  или  ослабляя накопление  капитала,   расширяя   или   уменьшая   платежеспособный   спрос населения.  Расширение  налогового  метода  в  мобилизации  для  государства национального  дохода  вызывает  постоянное  соприкосновение  государства  с участниками производства, что обеспечивает ему реальные  возможности  влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса. Экономическую функцию иногда разделяют на:
     - Стимулирующую  -  при помощи налоговых льгот,  санкций решаются вопросы технического прогресса,  капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
   - Регулирующую - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
        Помимо фискальной и экономической функций также выделяют:
   Распределительная и перераспределительная - При помощи  налога распределяет и перераспределяет национальный доход.  Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.
   Социальная  функция  -  за  счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:  освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
   Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия,  формирование затрат и прибыли.  Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
   Такое разграничение функций налогов  носит целевой характер,  так  как все функции переплетаются  и осуществляются одновременно.  Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых  платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.
   Сегодня налоговая  система призвана реально  влиять на укрепление рыночных начал  в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и  одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения 
 
 
 
 

1.3.Виды налогов и их классификация 

     Современная налоговая система  включает различные виды налогов.  Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.
    Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество.
    Косвенные налоги — это налоги  на товары и услуги, оплачиваемые  в  цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при  их  реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В  данном  случае связь  между  плательщиком  и   государством   опосредована   через   объект обложения.
    В  современных  условиях  в  связи  с  расширением   социальных  функций государства широкое  распространение  получили  взносы  в  фонд  социального страхования. Они по своей сущности  являются  целевыми  налогами,  поскольку имеют определенное назначение.
    В зависимости от органа, который   взимает  налог  и  распоряжается   его суммой, различают государственные и местные налоги.  Государственные  налоги взимаются   центральным   правительством   на   основании   государственного законодательства и направляются в государственный бюджет.  К  ним  относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины  и  т.  п. Местные  налоги  взимаются  местными  органами  власти  на   соответствующей территории  и  поступают  в   местный   бюджет.   Местные   власти   взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.
    Налоги по их использованию подразделяются на  общие,  они  поступают  в единую кассу  государства,  и  специальные  (целевые)  (например,  налог  на продажу бензина, топлива, смазочных масел  в  США  направляется  в  дорожный фонд).
    В  зависимости  от   характера   взимания   налоговых   ставок   налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
    Пропорциональный налог - это  налог, ставка которого одинакова  для  всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого  повышается  по  мере  роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает  уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.
    К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.
    Соотношение различных видов   налогов  на  различных  ступенях  развития общества менялось. В ХIХ -начале XX  веков  главную  роль  играли  косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые  налоги. Для  современной  налоговой  системы  характерен   рост   взносов   в   фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как  прямые,  так и косвенные налоги.
    Можно  выделить  три  ступени   развития  взглядов  на  роль  налогов  в реализации государственных интересов:
-  на  начальных   этапах   рыночной   экономики   налоги   рассматривались   исключительно   в   фискальных   интересах   как   средство    пополнения    государственной казны;
- затем пришли к выводу о необходимости  ввести  ограничения  в  фискальную    функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать    воспроизводительный процесс в микроэкономике;
- для  настоящего  времени  стало  характерным  стремление  все  в  большей    использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.
   Классификация налогов.
   Поскольку в XVII в. стала появляться острая нужда государств Европы в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше — прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований для современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.
   При многочисленности и разнообразии налогов  классификация позволяет устанавливать  их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и .взимания, специфических административно-финансовых мер.
   Этим  объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации  налогов, т.е. разделения их на группы и  подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации.
   В первую очередь различают прямые и косвенные налоги, и в основе такого деления могут лежать различные  подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.
   По  способу взимания различают:
    прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
      реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;
      личные прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;
    косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
      косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;
      косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;
    фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
    таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
   В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
      федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
      региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
      местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.
   По  целевой направленности введения налогов различают:
    абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
    целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
   В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
      налоги, взимаемые с физических лиц;
      налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
      смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.
   По  уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
      закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;
      регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
   По  срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
    срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;
    периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
   По  характеру отражения  в бухгалтерском  учете различают налоги:
    включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);
    уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
    уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на
    прибыль);
    уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
    включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);
    удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).
   Для хозяйствующих субъектов последний  признак классификации является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.
   Возможна  классификация налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера связи двух элементов - «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» — можно различать:
   а) налоги, построенные по принципу резидентства;
   б) налоги, построенные по принципу территориальности.
   В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных налогах — наоборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4.Система выплаты налогов 

    Система и процедура выплаты  налогов должны быть  простыми,  удобными  и понятными для всех  субъектов  налогообложения.  В  странах  развитого   рынка основным налогом является личный подоходный налог или  налог  на  физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе  федеральных  налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный  доход  приближается  к  его половине. В России же доля подоходного налога с  физических  лиц составляет чуть  более 3  %  в   общем   объеме   всех   платежей.   Такая   структура налогообложения в России  объясняется ее  корнями,  которые десятилетиями питали общество государственного социализма, организованного  на  принципах хозяйствования, противоречащих  рынку.  В  результате  налоговая  система  в России становится источником хозяйственных деформаций.  Это  проявляется  по следующим направлениям:
 - государство сталкивается  со  слабой  собираемостью налогов,  поскольку бизнес имеет множество способов укрыть налоги;
 -   налогообложение   провоцирует   инфляционные    процессы,    так    как предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены;
 - возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин  реальных  доходов  граждан, что обостряет социальную напряженность.
    В дальнейшем, по мере роста  доходов населения, Россия  должна  сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических  лиц,  смягчая налогообложение бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.5. Принципы налогообложения. 

    Принципы налогообложения проявляются  в способах взимания налогов.
    Таких принципов достаточно много:
. принцип  выгоды;
. принцип  пожертвования;
. прогрессивность  ставок налогообложения доходов;
. равенство  налогов на доходы предприятий  разной формы собственности;
. сочетание  устойчивости налоговой системы  с ее гибкостью;
. определение  уровня налоговых ставок, не подрывающих   воспроизводственного процесса;
.  исключение  возможностей переложения налогового  бремени;
.  простота  и ясность системы и процедуры  налогообложения.
      Принцип выгоды предполагает  увязку налога  с  используемым  ресурсом. Например, тот, кто использует  чистую  питьевую  воду  в  технических  целях, должен платить налог за нее.
      Принцип пожертвования исходит  из того,  что  за  использование   благ, предоставляемых государством  отдельным гражданам  или   предприятиям,  платят все, в  том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.
       Современное  налогообложение   доходов  опирается  на   использование прогрессивных   ставок.  Ставки  возрастают  по  мере   увеличения   доходов.  Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных  слоев населения в финансировании государственных расходов.
      Принцип равенства. Равенство  налогов  на  доходы  предприятий   разной формы собственности обеспечивает  равные стартовые условия для их  развития. В таком случае конкуренция должна  реально отразить  заложенные  в налогах условия для эффективного хозяйствования.
      В командно-административной  системе,  которая  не  учитывала  законы  рынка,  налоговые   привилегии   всегда   сопровождали   государственное   и коллективное  хозяйствование.   Частное   хозяйство,   по   существу,   было «задушено» налогами.
       Среди  принципов  налогообложения   обычно   называют   гибкость  и адаптивность его к меняющимся  общественно-политическим потребностям.  Однако в  этой  гибкости  следует  соблюдать   меру,   не   подрывая   устойчивость действующего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как  в современной России,  да  еще  и  задним  числом,  бизнес  теряет  ориентиры, необходимые   для   выработки   долгосрочной    стратегии.    Инвестиционная деятельность обрастает дополнительными  рисками,  что  укрепляет  стремление бизнеса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.
    Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом  возможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает   действия   рынка,   уменьшает   количество   налогоплательщиков, уменьшает   предложение   товаров.   У   потребителей   чрезмерная   тяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и  тем самым угнетающе действует на стимулы производства.
       Очень  сложен  для  выполнения   принцип   исключения   двойного   и многократного  налогообложения.  Необходимость  соблюдения  этого   принципа осознается  всеми  государствами,  но  редко  кому  удается  полностью   ему следовать. Например, налогообложение акционерных  компаний  обычно  строится на двойном  налогообложении.  Налогом  облагаются  нераспределенная  прибыль компании  и  дивиденды  ее  членов.  Такая  система  действует   в   странах Бенилюкса,   США,   Швеции,   Швейцарии,   России.    Решением    исключения многократного налогообложения используемого сырья является  введение  налога на добавленную стоимость. При использовании этого  налога  надбавка  к  цене сырья, возникающая при прохождении  продукта  по  производственной  цепочке, облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только  те  результаты деятельности, которые добавляются к полученному из вне полуфабрикату.
      В налогообложении важно  соблюсти  принцип,  исключающий  возможность  переложения налогового бремени.  В странах  с  развитой  рыночной  экономикой налог на  прибыль считается не самым  лучшим налогом, так как   предприниматель обычно пытается включить этот налог в цену в  целях  компенсации  удорожания издержек.  В  результате  налоговое  бремя  перекладывается  на  покупателя. Именно он  оплачивает  налог,  а  предприниматель  выступает,  по  существу, собирателем этого налога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6. Структура налогов
   Налогоплательщик  обязан платить лишь законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно выявить: а) обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; б) границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами, в законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания — элементы налога.
   Налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих  составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст. 3 Кодекса). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
   Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге может привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.
   Слагаемые налоговых формул — элементы налогообложения  — имеют универсальное значение, хотя структура налогов различна и число их велико. Элементы, без -которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенны-' ми, называют существенными элементами закона о налоге. Налоговое законодательство на различных этапах своего развития , предусматривало различные элементы налога, при наличии которых последний считался законно установленным.
   Согласно  российскому законодательству налог  считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения (ст. 7 Кодекса):
   налогоплательщики;
    объект налогообложения;
    налоговая база;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.