На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Иностранные инвестиции в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       3 Иностранные инвестиции  в Республике  Беларусь 
     Основу  правового регулирования инвестиционной деятельности составляет Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001 года. Он определяет общие  правовые условия осуществления  инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
     Под инвестиционной деятельностью в  соответствии с белорусским законодательством  понимаются действия юридического или физического лица либо государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата (ст. 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).
     нвестиции могут быть как национальными, так  и иностранными. Государственная  поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде гарантий Правительства  Республики Беларусь; централизованных инвестиционных ресурсов.
     Юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции, является коммерческой организацией с иностранными инвестициями. Все коммерческие организации с  иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.
     Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.
     При создании и регистрации предприятий  с иностранными инвестициями помимо Инвестиционного кодекса Республики Беларусь применяются также положения  законов, устанавливающие порядок  создания и регистрации предприятий  без иностранных инвестиций. В целях упорядочения государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", которым утверждено соответствующее Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.
     Порядок открытия и деятельности представительств иностранных предприятий на территории Республики Беларусь регулируется Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 1997 г. № 929. Согласно Положению о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах и страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах, осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом). Банки и небанковские кредитно-финансовые организации с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах регистрируются Национальным банком Республики Беларусь. Страховые организации, страховые брокеры, объединения страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах регистрируются Министерством юстиции Республики Беларусь.
     Привлечение и эффективное использование  иностранных инвестиций является одним  из направлений взаимовыгодного  экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают  существенное воздействие на ход экономических преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь, ее народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей. 
 

     Информация  об иностранных инвестициях, поступивших  в реальный сектор экономики республики, позволяет объективно оценить возможные  последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам страны и обеспечивающую достижение перспективных целей. Каковы объемы привлеченных и накопленных иностранных инвестиций в территориальном и отраслевом разрезах, по странам и видам инвестиций?
     Ответ на этот вопрос можно получить на основе данных статистической отчетности по форме 2-инвест «Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж» за 2007 г.
     Статистическим  наблюдением были охвачены организации  — резиденты Республики Беларусь, получающие инвестиции из-за рубежа от иностранных инвесторов или осуществляющие инвестиционную деятельность за рубежом, кроме бюджетных организаций и банков.
     В последние годы сложилась положительная  тенденция валового поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики республики. Объемы зарубежных вложений увеличиваются достаточно стабильными темпами. За 2004–2007 гг. ежегодный приток иностранного капитала в Республику Беларусь увеличился с 1,5 млрд долл. США до 5,4 млрд долл. США, или в 3,6 раза (табл. 1). 

     Таблица  1-  Динамика   поступления иностранных   инвестиций   в  2006-2009 годах  

                                                                                            Тыс.долл.США
  2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2009/2008
Республика  Беларусь  1517381,4 1816169,1 4036054,0 5421864,6 134,3
Из  них           
Прямые  инвестиции 859176,3 451303,1 748594,1 1313471,2 175,5
В том  числе:          
Вклад  в уставный фонд  100787,7 54200,4 73296,5 183390,3 250,2
Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов 568141,7 325310,4 595650,2 786093,8 132,0
Финансовая  аренда 362 1324,4 1497,9 4256 284,1
Прочие  прямые  инвестиции 189884,9 70467,9 78149,5 339731,1 434,7
Портфельные инвестиции 391,3 246,9 3224,2 2233,1 69,3
Прочие  инвестиции 657813,8 1364619,6 3284235,7 4106160,3 125,0
В том  числе           
Торговые  кредиты  и займы  185284,6 263060,3 436828,9 427597,7 97,9
Иностранные кредиты и займы  152880,1 1091319,7 2814101,4 3634210,8 129,1
Другие  иностранные инвестиции 319649,1 10239,1 33305,4 44351,8 133,2
 
     В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики  республики в 2007 г., доля прямых инвестиций составила 24,2 % (в 2006 г. — 18,5 %), портфельных  — 0,04 % (0,1 %), прочих — 75,7 % (81,4 %).
     Несмотря  на некоторое увеличение в 2007 г. доли прямых иностранных инвестиций тенденция  сохранения неэффективной структуры  импортируемого капитала выражена предельно  четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных международных финансовых организаций и правительств иностранных государств.
     Зарубежные  кредиты, получаемые правительством, при  их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать источником дополнительных доходов бюджета. Однако это возможно лишь при условии достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем жестком контроле за фактическим использованием заемных средств.
     Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и  для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед  другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта  в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.
     Начиная с 2002 г. в республике наблюдался постоянный рост валового поступления прямых иностранных  инвестиций: 2002 г. — 298,9 млн долл. США (41,4 % от всех полученных инвестиций), 2003 г. — 674,5 млн долл. США (51,6 %), 2004 г. — 859,2 млн долл. США (56,6 %), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений.
     Однако  в 2005 г. поступление прямых (и обычно долгосрочных по своему характеру) инвестиций, в которых Республика Беларусь особенно заинтересована, составило 453,1 млн долл. США, а их доля в общем поступлении иностранного капитала снизилась до 24,9 %. По итогам 2006 г. доля прямых инвестиций снизилась еще на 6,4 процентных пункта и составила 18,5 % в общем объеме поступивших иностранных инвестиций.
     В 2007 г. отмечается тенденция роста  поступления прямых инвестиций — 1,3 млрд долл. США, что в 1,8 раза больше, чем в 2006 г. При этом их доля в общем поступлении иностранного капитала возросла до 24,2 %.
     Наибольший  интерес с точки зрения воздействия  на развитие белорусской экономики  представляет распределение прямых иностранных инвестиций по их видам (рис. 1). 
 

       
 

     В 2004–2007 гг. наибольший удельный вес в составе прямых инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики, занимали кредиты, полученные от прямых инвесторов.
     Другой  формой внешнего финансирования являются портфельные инвестиции, которые  представляют собой долгосрочное вложение капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и иные организации путем покупки акций и других ценных бумаг. Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Республику Беларусь зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост иногда был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 2006 г. (3,2 млн долл. США). В 2007 г. этот показатель снизился и составил 2,2 млн долл. США.
     На  протяжении 2004–2005 гг. свыше 90 % портфельных  инвестиций было направлено в промышленность. По итогам 2006 г. наибольшие суммы портфельных  инвестиций были привлечены строительными  организациями (82,5 % всех портфельных  инвестиций).
     В 2007 г. портфельные инвестиции поступили в 6 отраслей экономики. Самые значительные суммы таких инвестиций получили промышленные предприятия — 645,9 тыс. долл. США (28,9 % общего поступления портфельных инвестиций), организации материально-технического снабжения и сбыта — 520 тыс. долл. США (23,3 %), сельского хозяйства — 226,5 тыс. долл. США (10,1 %).
     Зарубежные  портфельные капиталовложения в  Беларуси изначально не могли играть той активной роли в формировании инвестиционных ресурсов принимающей  страны, которую они выполняют в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть эту роль и белорусские портфельные инвестиции.
     Это связано с сохраняющейся неразвитостью  фондового рынка страны, незначительным количеством эмитентов, акции которых  способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов. Остальные факторы непосредственно вытекают из вышесказанного: неопределенность, «непрозрачность» рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, — все это не способствует заинтересованности иностранного инвестора вкладывать деньги в ценные бумаги эмитентов Республики Беларусь.
     В связи с этим заметный приток внешних портфельных инвестиций может ожидаться лишь при достаточной стабилизации ситуации на фондовом рынке, хотя в любом случае в краткосрочной перспективе он не сможет привести к существенному изменению положения в инвестиционной сфере белорусской экономики.
     Немаловажное  значение в составе иностранных  инвестиций, поступающих от иностранных  инвесторов в реальный сектор экономики  Республики Беларусь, имеют прочие инвестиции, состоящие из финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе, — кредитов (в первую очередь торговых) и банковских вкладов.
     Видовую структуру прочих иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики  в 2005–2007 гг., характеризует рис. 2. 

       
 

     Рис. 2. Структура прочих иностранных  инвестиций в 2005–2007 гг. 
 

     Начиная с 2004 г. в республике наблюдался постоянный рост валового поступления прочих иностранных  инвестиций: 2004 г. — 657,8 млн долл. США (43,4 % от всех полученных инвестиций), 2005 г. — 1,4 млрд долл. США (75,1 %), 2006 г. — 3,3 млрд долл. США (81,4 %), 2007 г. — 4,1 млрд долл. США (75,7 %).
     В составе прочих иностранных инвестиций по итогам 2007 г. на иностранные кредиты  и займы приходилось 88,5 % всех поступивших прочих инвестиций (в 2006 г. — 85,7 %).
     В 2007 г. чистое поступление иностранных  инвестиций (превышение поступления  иностранных инвестиций над их изъятием) составило 1,3 млрд долл. США и возросло по сравнению с 2006 г. в 2 раза. При  этом чистое поступление прямых иностранных инвестиций составило 565,2 млн долл. США, или 44,2 % всего поступления иностранных инвестиций. Чистое поступление прямых инвестиций в 2007 г. увеличилось по сравнению с 2006 г. в 5,3 раза.
     По  итогам 2007 г. чистое поступление портфельных инвестиций составило 532,9 тыс. долл. США, что в 20,3 раза больше, чем в 2006 г.
     Чистое  поступление прочих иностранных  инвестиций составило 712,8 млн долл. США, или 55,8 % всего поступления иностранных  инвестиций и увеличилось по сравнению с 2006 г. на 29,8 %, главным образом за счет роста чистого поступления иностранных кредитов и займов (в 1,7 раза).
     При этом в 2007 г. отмечается изъятие по торговым кредитам на 56,8 млн долл. США против чистого поступления на 104,5 млн  долл. США в 2006 г. (табл. 2). 

     Таблица 2 Чистое поступление иностранных инвестиций в 2004–2007 гг., тыс. долл. СШ 
 
 
 
 
 
 

  2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2009/2008
Республика  Беларусь           
Из  них           
Прямые  инвестиции          
В том  числе:          
Вклад  в уставный фонд           
Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов          
Финансовая  аренда          
Прочие  прямые  инвестиции          
Портфельные инвестиции          
Прочие  инвестиции          
В том  числе           
Торговые  кредиты  и займы           
Иностранные кредиты и займы          
Другие  иностранные инвестиции          
 
 
 
 
 
 
 
 
     По  состоянию на 1 января 2008 г. накопленный  иностранный капитал, включая вложения государств — участников СНГ, составил 4,2 млрд долл. США, что на 39,4 % больше, чем на начало 2007 г. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, — 61,5 %. Доля прямых инвестиций составила 38,3 %, портфельных — 0,2 %. 
 

     Отраслевое  распределение иностранных инвестиций 

     В целом анализ поступления иностранных инвестиций показывает их низкую отраслевую диверсификацию.  

     На  долю промышленности за анализируемый  период приходилось от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений (табл. 3). 

     Второй  по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. Ее доля в общей сумме зарубежных капиталовложений в 2006 г. превысила соответствующий показатель по промышленности. В 2007 г. эта доля уменьшилась и составила 1,6 млрд долл. США, или 30,1 %. 

     В 2007 г. на третье место вышел транспорт. Организациями этой отрасли экономики  в 2007 г. было привлечено 380 млн долл. США иностранных инвестиций. 

     Суммарный удельный вес названных трех секторов экономики Республики Беларусь в общем объеме иностранных инвестиций в 2004–2007 гг. увеличился с 51 % до 80,8 %. 

     Следует отметить постепенное снижение поступления  иностранных инвестиций в сферу  торговли и общественного питания  — с 435,5 млн долл. США в 2006 г. до 320,6 млн долл. США в 2007 г. При этом доля инвестиций, поступивших в эту отрасль, снизилась с 30,6 % в 2004 г. до 5,9 % в 2007 г. 

     На  долю трех основных (после промышленности) отраслей материального производства и сферы услуг — строительства, транспорта и связи — в 2004–2007 гг. в сумме приходилось от 9,2 % до 19,6 % всего объема привлеченного иностранного капитала. При этом она снизилась с 19,6 % в 2004 г. до 9,2 % в 2006 г., а в 2007 г. достигла 14,8 %. При этом доля связи снижалась практически в течение всего периода, доля строительства оставалась почти неизменной, а доля транспорта значительно выросла лишь в 2007 г. Удельный вес связи в 2007 г. составил 6,8 %, строительства — 1 %. 
 

     Таблица 3 оступление иностранных инвестиций по отраслям экономики в 2004–2007 гг., тыс. долл. США 
 
 
 
 

  2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2009/2008
Республика  Беларусь           
Из  них           
Прямые  инвестиции          
В том  числе:          
Вклад  в уставный фонд           
Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов          
Финансовая аренда          
Прочие  прямые  инвестиции          
Портфельные инвестиции          
Прочие  инвестиции          
В том  числе           
Торговые  кредиты  и займы           
Иностранные кредиты и займы           
Другие  иностранные инвестиции          
 
 
     Таким образом, иностранный капитал традиционно предпочитает те отрасли, которые, во-первых, производят продукцию, имеющую для него стратегическое значение в долгосрочном плане, т.к. ее реализация гарантирована относительно стабильным спросом на мировом рынке, во-вторых, характеризуются быстрым оборотом вложенных средств и максимальной рентабельностью производства. 

     В 2007 г. по сравнению с 2006 г. значительно  выросли вложения иностранного капитала в транспорт (в 3,6 раза), промышленность (в 2,7 раза), сельское хозяйство (в 2,6 раза). Их рост произошел прежде всего за счет увеличения различного рода кредитов и займов, полученных не от прямых инвесторов.  

     При этом значительно снизились вложения иностранных инвесторов в общую  коммерческую деятельность по обеспечению  функционирования рынка (на 576,7 млн долл. США, или на 26,1 %), торговлю и общественное питание (на 114,9 млн долл. США, или на 26,4 %). 

     Для прямых инвесторов основными отраслями, представляющими интерес, в 2004–2005 гг. являлись промышленность, связь, торговля и общественное питание. Однако динамика прямых инвестиций в эти отрасли экономики в их общем объеме претерпела существенные изменения. В 2004 г. на долю торговли и общественного питания приходилось 41,1 % поступивших прямых инвестиций (353,4 млн долл. США), а на долю промышленности — 15,2 % (130,3 млн долл. США). По итогам 2005 г. удельный вес прямых инвестиций, поступивших в промышленность, составил 17 % (76,7 млн долл. США). Начиная с 2006 г. лидирующую позицию по привлечению прямых инвестиций заняли организации общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка. В 2006 г. они привлекли 497,3 млн долл. США прямых инвестиций (66,4 %), в 2007 г. — 623,6 млн долл. США (47,5 %). 

     В 2007 г. по сравнению с 2006 г. в структуре  прямых инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь, значительно вырос удельный вес вложений в связь (с 0,1 % в 2006 г. до 11,2 % в 2007 г.). При этом снизилась доля вложений в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (на 18,9 процентных пункта), торговлю и общественное питание (на 3,4 процентных пункта). 

     В отдельные отрасли значительная часть иностранных инвестиций направлялась в виде прямых инвестиций. Так, в 2007 г. в лесном хозяйстве были прямыми 100 % всех поступивших в отрасль иностранных инвестиций, в информационно-вычислительном обслуживании — 83,5 %, в жилищно-коммунальном хозяйстве — 76,8 %. В остальных отраслях экономики удельный вес прямых инвестиций составил менее половины всех поступивших иностранных инвестиций. 

     Из  4,1 млрд долл. США прочих инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2007 г., 52,2 % составили вложения в промышленность, 24,5 % — в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка. 

     В 2007 г. чистое поступление иностранных инвестиций увеличилось в 2 раза, в том числе в транспорт — в 12,5 раза, связь — в 3,6 раза, промышленность и строительство — в 2,2 раза. Однако отмечается снижение поступления иностранных инвестиций в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в торговлю и общественное питание — на 80,4 %, общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка — на 59,3 %, материально-техническое снабжение и сбыт — на 38,5 % (табл. 4).  

     Кроме того, в 2007 г. в жилищно-коммунальном хозяйстве изъятие иностранных инвестиций превысило их поступление на 8,9 млн долл. США главным образом за счет изъятия прочих иностранных инвестиций.
     Таблица 4 

     Чистое  поступление иностранных инвестиций по отраслям экономики, тыс. долл. США 

  2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2009/2008
Республика  Беларусь           
Из  них           
Прямые  инвестиции          
В том  числе:          
Вклад  в уставный фонд           
Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов          
Финансовая  аренда          
Прочие  прямые  инвестиции          
Портфельные инвестиции          
Прочие  инвестиции          
В том  числе           
Торговые  кредиты  и займы           
Иностранные кредиты и займы           
Другие  иностранные инвестиции          
 
     Чистое  поступление прямых инвестиций в  связи составило 58,9 % чистого поступления  всех инвестиций в эту отрасль экономики, на транспорте — 31,2 %. 

     В промышленности чистое поступление  прочих инвестиций составило 69,8 % чистого  поступления инвестиций в отрасль, на транспорте — 68,8 %, в организациях материально-технического снабжения  и сбыта — 80 %. 

     В 2007 г. превышение изъятия над поступлением прочих инвестиций имело место в  сельском хозяйстве (на 721,4 тыс. долл. США), торговле и общественном питании (на 3,7 млн долл. США), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (на 23,5 млн долл. США), жилищно-коммунальном хозяйстве (на 10,6 млн долл. США). 

     Накопленные на 1 января 2008 г. промышленными предприятиями  иностранные инвестиции составили 44 % от общего объема накопленных иностранных  инвестиций, организациями торговли и общественного питания — 14,2 %, связи — 10,2 % (табл. 5). 
 

     По  состоянию на 1 января 2008 г. наибольший объем накопленных прямых иностранных  инвестиций сосредоточился в трех отраслях экономики (промышленность, торговля и  общественное питание, связь), на долю которых пришлось 1,1 млрд долл. США (70 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций). 

     Из 2,6 млрд долл. США накопленных на 1 января 2008 г. в реальном секторе  экономики прочих инвестиций 1,1 млрд долл. США (40,9 %) составили вложения в промышленность, 396,2 млн долл. США (15,3 %) — в торговлю и общественное питание, 291 млн долл. США (11,2 %) — в связь. 

     Выше, чем в среднем по республике, рост накопленных за 2007 г. иностранных  инвестиций был на транспорте, в  строительстве, связи. 
 

     Региональное распределение инвестиций  

     Низкая  отраслевая диверсификация прямых иностранных  инвестиций способствует неравномерному их распределению по регионам страны. Соответственно усиливается дифференциация их социально-экономического развития. 

     Территориальное размещение иностранных инвестиций в период с 2004 по 2007 гг. характеризуется четко выраженной концентрацией в г. Минске.  

     Общий объем поступлений инвестиций из-за рубежа в 2007 г. в г. Минске составил 50,6 % от общего объема иностранных инвестиций.  

     Как и в предыдущие периоды, меньше всего  инвестиций привлекли в 2007 г. организации  Гродненской области — 76,5 млн  долл. США (1,4 % от общего объема иностранных  инвестиций). Объемы поступления иностранных  инвестиций в Могилевскую область  не достигли уровня 2006 г. 

     В 2007 г. по сравнению с 2006 г. в общем  объеме поступлений иностранного капитала возросла доля Витебской, Гомельской и  Гродненской областей (табл. 6) 

     Таблица 6 Распределение иностранных инвестиций по областям в 2004–2007 гг., тыс. долл. США 
 

Область        
  Тыс.долл. В% к итого Тыс.долл. В% к итого Тыс.долл. В% к итого Тыс.долл. В% к итого
Республика  Беларусь                
Области                
Брестская                
Витебская                
Гомельская                
Гродненская                
Г.Минск                
Минская                
Могилевская                
 
     Рост  иностранных инвестиций более чем  в шесть раз отмечен в Витебской  области, более чем в три раза — в Гродненской области. Более  чем в два раза выросли объемы поступления иностранных инвестиций в Гомельскую область. 

     Поступление в 2007 г. прямых и портфельных иностранных инвестиций в различные регионы республики отличалось от 2006 г. Так, портфельные инвестиции в 2007 г. поступили в 5 областей. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были г. Минск, Минская и Гродненская области. Объем поступления портфельных иностранных инвестиций в эти регионы составил 2,1 млн долл. США, или 94,6 % от их общего объема. 

     Лидером по объему прямых иностранных инвестиций до 2005 г. был г. Минск.  

     Общая сумма поступивших в г. Минск прямых инвестиций по итогам 2004 г. составила 536,6 млн долл. США. 

     Наибольшие  суммы прямых инвестиций начиная  с 2005 г. иностранные инвесторы вложили  в организации Минской области. По итогам 2007 г. поступление иностранных  инвестиций в Минскую область  составило 614,6 млн долл. США (46,8 % от общего объема прямых инвестиций), в г. Минск — 530,7 млн долл. США (40,4 %). 

     Кроме того, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в 5,9 раза возрос объем прямых инвестиций в Гомельскую область, в 4,1 раза —  в г. Минск, в 1,8 раза — в Гродненскую область.  

     В 2007 г. в структуре прямых инвестиций в Минской области преобладают  кредиты, полученные от прямых инвесторов (98,2 %), во всех остальных областях республики — прочие прямые инвестиции и реинвестированный  доход (табл. 7).
     Таблица 7
     Структура прямых иностранных инвестиций по областям в 2005–2007 гг., в % к прямым инвестициям
  Вклад в  уставный фонд Кредиты и займы полученные от инвесторов Финансовая  аренда Прочие  прямые инвестиции
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
 
     Распределение прочих иностранных инвестиций по областям республики, в отличие от распределения  общего объема иностранных инвестиций и прямых инвестиций, нестабильно. Неизменной остается лишь лидирующая позиция г. Минска. В 2007 г. организациями г. Минска было привлечено 2,2 млрд долл. США иностранных инвестиций, что на 13,1 % меньше, чем за 2006 г. Меньше всего прочих инвестиций поступило в Брестскую область — 35,7 млн долл. США (0,9 % от общего объема прочих инвестиций). 

     В структуре прочих инвестиций, поступивших  в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2007 г., в Могилевской области  преобладают торговые кредиты (65,1 %), во всех остальных областях — иностранные кредиты и займы, полученные не от прямых инвесторов (рис. 3).
       

Большая часть  объема накопленных на 1 января 2008 г. иностранных инвестиций приходится на г. Минск (2,2 млрд долл. США), Гомельскую (618 млн долл. США) и Минскую (616,9 млн долл. США) области. На долю этих регионов республики приходится свыше 80 % всех накопленных иностранных инвестиций. При этом доля г. Минска составила 52,7 %. Низкая доля иностранных инвестиций остается характерной для таких регионов, как Гродненская и Могилевская области (2,6 и 3,8 % соответственно). 

Выше, чем в  целом по республике, темп роста  накопленных на 1 января 2008 г. по сравнению  с 1 января 2007 г. иностранных инвестиций сложился в Витебской области (в 2,2 раза) и в г. Минске (в 1,5 раза) (табл. 8). 

Из 1,6 млрд долл. США накопленных на 1 января 2008 г. прямых инвестиций 49,3 % пришлось на долю предприятий и организаций г. Минска, 20 % — Минской области, 11,2 % — Брестской области. При этом предприятиями и организациями  Гродненской области накоплено всего 3,6 % прямых инвестиций. 

Из 2,6 млрд долл. США прочих инвестиций, накопленных  в реальном секторе экономики  Республики Беларусь, значительная доля сосредоточена в столице (1,4 млрд долл. США, или 55 % от общего объема прочих инвестиций), Гомельской и Минской областях (529,4 млн долл. США и 292,1 млн долл. США соответственно).  
 

Страны —  основные инвесторы 

В разрезе поступления  инвестиций по странам мира на долю стран СНГ в 2007 г. приходится 33,8 % от их общего объема (в 2006 г. — 10,4 %), причем вклад России в данный показатель составляет 99,2 %. 

Подавляющая часть  иностранных инвестиций поступала  в 2007 г. в Республику Беларусь из стран  дальнего зарубежья, прежде всего из Соединенного Королевства, Швейцарии, Австрии, Кипра, Германии, Латвии и Нидерландов (табл. 9). На эти семь стран приходится свыше 55 % поступивших зарубежных капиталовложений. Если проанализировать десять крупнейших инвесторов по структуре инвестиций, то окажется, что на прямых инвестициях «специализируются» компании Швейцарии — 95,7 % всего ввезенного ими в Республику Беларусь капитала, а также Кипра — 56,8 %, Соединенных Штатов — 54,1 %. Доля прочих инвестиций преобладает в поступивших капиталах компаний Соединенного Королевства — 97,5 %, Австрии — 96,7 %, Германии — 91 %, Латвии — 77,8 %, Нидерландов — 78,7 %, Китая — 99,7 %. 

Таблица 9 

Основные страны — инвесторы в экономику Республики Беларусь, тыс. долл. США 
 
 

    Справочно
  Поступило всего В том  числе  2008 2009/2008
  Тыс.долл В % к итого прямых портфельных прочих    
Всего инвестиций              
Страны  СНГ              
Росиия               
Страны  вне СНГ              
Соединенное Королевство               
Швейцария              
Австрия              
Кипр              
Германия               
Латвия               
Нидерланды              
Китай              
США              
 
 
Капитал из России был сосредоточен в основном в  топливной промышленности (815,8 млн долл. США), электроэнергетике (250,3 млн долл. США), связи (296,2 млн долл. США), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (131,1 млн долл. США), машиностроении и металлообработке (126,1 млн долл. США); Соединенного Королевства и Швейцарии — в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (766,1 млн долл. США и 572,8 млн долл. США); Австрии — в топливной промышленности (467,1 млн долл. США); Кипра — в связи (129,3 млн долл. США), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (76,7 млн долл. США), торговле и общественном питании (75,8 млн долл. США). 

Основными поставщиками прямых иностранных инвестиций в 2007 г. были Швейцария, Россия и Кипр. На долю этих стран приходилось свыше 75 % общего объема прямых инвестиций, поступивших в экономику Республики Беларусь. 

Следует отметить, что за 2002–2006 гг. портфельные инвестиции поступали лишь из десяти стран. При  этом в 2002–2004 г. наибольшие объемы портфельных  инвестиций были вложены российскими инвесторами, а по итогам 2005 г. свыше 80 % портфельных инвестиций пришлось на Италию. На долю России в 2005 г. пришлось 7,5 % портфельных инвестиций, Соединенного Королевства — 7,2 %, Австрии — 3,7 %. В 2006 г. наибольшие суммы портфельных инвестиций поступили от латвийских инвесторов (3,1 млн долл. США). Из 2,2 млрд долл. портфельных инвестиций, поступивших в республику в 2007 г., 97,1 % приходится на российских инвесторов. 

Удельный вес  стран — основных инвесторов при  распределении прочих вложений капитала на протяжении рассматриваемого периода не является постоянным, т.к. прочие инвестиции включают в себя торговые и прочие кредиты, займы, финансовый лизинг и являются достаточно подвижной составляющей иностранных инвестиций. 

В 2007 г. в реальный сектор экономики республики поступали прочие инвестиции более чем из 60 стран — экспортеров капитала. При этом на долю наиболее крупных инвесторов (Россия, Соединенное Королевство, Австрия, Германия, Кипр) приходилось 3,4 млрд долл. США, или 84,2 % совокупного объема прочих инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.