Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Планирование

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
  Содержание 

  Введение…………………………………………………………………….3
    Функции и задачи планирования……………………………………….4
    Стратегическое и оперативное планирование…………………………6
    Процесс планирования в организации…………………………………7
    Система планов экономической организации………………………...9
    Организация внутрифирменного планирования……………………..10
  Список  использованной литературы………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Планирование  – важная функция управления любым  предприятием. Грамотные руководители хорошо знают, что все великие  битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в  реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту  работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется  необходимость планирования, и его  нельзя полностью заменить невидимой  регулирующей рукой рынка. Государство  должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных  социальных и научно-технических  программ, распределение бюджета  страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия  осуществляют не только стратегическое (долгФФосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.
  Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный  и всесторонне обоснованный детальный  план – документ, определяющий стратегию  и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого плана  позволяет активно развивать  предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:
    максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, предотвращать ошибочные действия;
    использовать инновации в своей деятельности;
    своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;
    объективно оценивать результаты производственной и коммерческого  деятельности предприятия.
  Одновременно  план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов  деятельности. По мере реализации и  при изменении обстоятельств  план может уточняться путем корректировки  соответствующих показателей.
  План  необходим не только крупным и  средним, но и малым предприятиям. Стратегическое планирование (определение  общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой  годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.
  Начинать  любое дело без плана слишком  рискованно. Поэтому каждый предприниматель  должен знать основы планирования в  новых условиях. Рынок и план в  общем едины. Они не исключают, а  уместно дополняют друг друга. В  результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие.
  План  – это образ, модель будущего; планирование – умственный процесс обработки  информации по обоснованию предстоящих  действий. 

    Функции и задачи планирования
 
  Планирование- это разработка и корректировка  плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую  и отдаленную перспективу. Планированием  на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного  результата. Утвержденный руководителем  план имеет силу приказа для указанных  в нем лиц и структурных  единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:
    цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей;
    средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
    правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
    этапы и сроки выполнения работ;
    исполнители плана по срокам и видам работ
    методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
  Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности фирмы  строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать  все этапы производственного  процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в  механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.
  Назначение  и цели планирования
  Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение  перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель  или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и  на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные  действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах  и действиях путем сравнительной  оценки альтернатив в ожидаемых  условиях составляет сущность планирования бизнеса.
  На  уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.
  В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержатся расчеты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия.
  План  является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
  Таким образом, планирование — это процесс  обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому и в рыночной экономике от него не отказываются.
  Руководители  предприятия должны учитывать, что  планирование — это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.
  Планирование  можно классифицировать по различным направлениям:
  1. По степени охвата сфер деятельности:
  • общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
  •частное  планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.
  2. По содержанию (видам) планирования:
  • технико-экономическое: поиск новых  возможностей, создание определенных предпосылок;
  • оперативно-производственное — реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
  3. По объектам функционирования:
  • планирование производства;
  • планирование сбыта;
  • планирование финансов;
  • планирование кадров.
  4. По периодам (охвату отрезка времени):
  • текущее технико-экономическое планирование, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
  • перспективное технико-экономическое  планирование, охватывающее отрезок времени свыше года (с разбивкой на среднесрочное — на срок до 5 лет и долгосрочное планирование — на срок более 5 лет).
  В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:
  • полнота планирования, т. е. степень  охвата планированием всех подразделений предприятий;
  • непрерывность планирования;
  • гибкость планирования, т. е. возможность  оперативной корректировки планов;
  • возможность контроля за выполнением  плана.
  В странах с развитой рыночной экономикой выделяют следующие фазы планирования:
  • выработка глобальных целей (стратегий) фирмы;
  • выработка локальных целей (стратегий) фирмы;
  • анализ внутренней и внешней среды  фирмы;
  • поиск альтернатив и оценка наилучшей  альтернативы;
  • прогнозирование;
  • принятие решения, постановка планового  задания;
  • разработка производственного (внутреннего) плана. 
 

    Стратегическое  и оперативное  планирование
 
  Весь  процесс планирования в экономической  организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).
  Стратегия фирмы — это совокупность ее главных  целей и основных способов достижения данных целей.
  Другими словами, разрабатывать стратегию  действия фирмы — значит определять общие направления ее деятельности. Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — это еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.
  Обычно  стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы. Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы.
  Тактическое планирование — это принятие решений  о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена. Основной вопрос стратегического планирования — чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами.
  Другие  различия:
  • принятие решений на уровне тактического планирования, как правило, бывает менее субъективным, потому что менеджерам, занимающимся тактическим планированием, больше доступна добротная, конкретная информация. При тактическом планировании применимы базирующиеся на компьютерных технологиях количественные методы анализа;
  • выполнение тактических решений  лучше наблюдается, менее подвержен риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
  • тактические решения легче оцениваются  так как могут быть выражены в более конкретных цифровых результатах (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска цыплят в особой упаковке при приобретении новых мощностей);
  • для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений — продуктовых, региональных, функциональных.
  Оперативное минирование означает практически  то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации. 

    Процесс планирования в организации
 
  Деятельность, связанную с планированием, можно  разделить на несколько основных этапов:
  1. Процесс составления планов, или  непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
  2. Деятельность по осуществлению  плановых решений. Результатами  этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
  3. Контроль результатов. На этом  этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации.
  Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.
  Процесс планирования — это не простая  последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
  Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
  Первый  этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
  Второй  этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
  Третий  этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
  Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
  Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
  Шестой  этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
  Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
  Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:
  • что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
  • каков разрыв между плановыми  показателями и фактическим выполнением.
  В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью. 
 

      Система планов  экономической организации
 
  Результатом процесса планирования является система  планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути план — это набор инструкций дляменеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы. Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.
  1. Стратегический план, по-другому  называемый генеральным планом  фирмы (часто составляется на 5 лет вперед) и общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана.
  2. Стратегические планы отдельных  деловых единиц, входящих в состав фирмы.
  3. Оперативные планы организации:
  • общефирменные планы текущей  деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
  • текущие планы подразделений, в  том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
  4. Помимо планов результатами процесса  планирования являются программы (или планы-программы) и проекты. Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации.
  Стратегический  план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования. Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы. Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.
  План  развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции и уметь давать ответы на следующие вопросы: Каковы будут условия спроса в будущем, каких товаров и услуг будут ждать потребители отданной экономической организации? Каков должен быть характер внутренних элементов организации, необходимый для ее развития? Какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура предприятия или же какая часть основной продукции должна быть заменена новыми товарами и услугами? Каковы должны быть методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработке новой продукции? Каков должен быть диапазон экономических ресурсов, нужный для производства новых товаров и услуг? Каковы должны быть организационные способы создания новых производств, будет ли это поглощение в форме скупки (аквизиций) других предприятий, слияние с организациями, производящими нужные продукты, или создание новых производств собственными силами, путем проведения научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов.
  План  развития для отдельной деловой  единицы оформляется в виде бизнес-плана. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план.
  Ликвидационный  план включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации элементов, то есть от таких элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные организационные единицы.
  Характерной для экономической организации  является разработка программ и проектов. Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Это могут программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и другие.
  Проекты отличаются от программ тем, "что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы. Нельзя преувеличивать возможности проектов при определении точных сроков выполнения и конкретных характеристик нового товара. В форме проекта обычно составляется бизнес-план.
  Кроме указанных видов плановых документов организация должна составить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценки планов. Основные вопросы организации внутрифирменного планирования изложены в следующем параграфе. 
 

    Организация внутрифирменного планирования
 
  Внутрифирменное планирование приносит хорошие плоды, если процесс планирования с самого начала правильно организован. Прежде чем приступить к непосредственному планированию, ответственные за планирование на предприятии должны принять содержание и последовательность процесса планирования. Крупное предприятие, как правило, осуществляет процесс планирования целиком, без существенных изъятий. Сложно организованная фирма нуждается как в стратегическом плане, так и в среднесрочных планах и программах, а также во всех разновидностях оперативного планирования. Большая фирма должна заботиться о подготовке и реализации проектов развития новых товаров, новых подразделений.
  Фирмы более скромных размеров часто упрощают процесс планирования, сводя его к составлению 5-летнего стратегического плана и годичных оперативных планов.
  При этом, если небольшая организация  ориентирована на создание наступательных планов, она также подготавливает проект развития своего производства (дела).
  Определив составные элементы процесса планирования, ответственные за эту деятельность должны установить последовательность действий по планированию. Логически, как это вытекает из схемы процесса планирования, составление тактических планов следует за стратегическим планированием. Однако многие менеджеры и плановики, являясь крепкими практиками и имея обширный опыт оперативного планирования, при первых шагах в стратегическом планировании опасаются начинать плановую деятельность с определения стратегии. Формулирование самых общих направлений деятельности организации представляется им занятием слишком абстрактным, не совсем полезным и даже опасным с точки зрения потери времени и внимания к неотложным задачам. Такие менеджеры занимаются разработкой оперативных планов как основным видом плановой деятельности, а стратегическое планирование рассматривают как пробное, побочное занятие. В таких случаях последовательность планирования оказывается противоположной: сначала составление оперативных планов, а затем разработка стратегии. Но, как показывает опыт, постепенно, через 2-3 годичных цикла, менеджеры осознают важность стратегического планирования, приобретают необходимые навыки и обнаруживают, что им удобнее следовать от стратегии к тактике. Встречаются ситуации, когда стратегические и оперативные планы выполняются одновременно. Главный недостаток такой практики — это возникновение препятствия к эффективному планированию: неотложность оперативных решений начинает доминировать над стратегическими проблемами, и фирма теряет основные ориентиры своей деятельности. Если содержание и последовательность процесса определены, полезным для организации является составление схем воспроизводящих процесс планирования в календарной последовательности. Эти схемы могут иметь различный вид: диаграммы, таблицы, графические цепочки, графики-пирамиды и т.д. В любом случае такие схемы помогают организации:
  • лучше уяснить процесс планирования в целом;
  • классифицировать его и распределить стадии процесса по различным  периодам года;
  • организовать процесс контроля за выполнением  каждого этапа процесса планирования.
  Конечно, последовательные схемы не могут  стать всеобъемлющим документом планирования, потому что:
  • во-первых, они не могут отразить всех изменений, происходящих в рамках фирмы, показать все элементы процесса планирования;
  • во-вторых, на схеме трудно обозначить все взаимосвязи между элементами процесса планирования, все силовые воздействия и потоки информации. Большая часть информации по планированию передается в устной форме, в виде специальных сообщений, на совещаниях и т.д. Тем не менее, составление схем очень полезно для участников планирования, так как это дисциплинирует плановую деятельность.
  Процесс планирования в организации продолжается непрерывно в течение года. Две основные части планирования выполняются в разные периоды года: составление стратегического плана обычно происходит в I и II четвертях (кварталах) финансового года, оставшееся время занимает оперативное планирование. Оперативные планы конкретизируют содержание 5-летних планов для первого года действий. Для того чтобы процесс планирования был непрерывным и не возникало разрыва между двумя 5-летними планами, многие организации составляют так называемые скользящие (переходные) планы. В скользящем плане вместо истекшего года каждый раз прибавляется новый год. При этом учитываются изменения, произошедшие в состоянии рынка, технологии, политики, внутренних факторов организации в предыдущем году, и во вновь составленные планы вносятся необходимые изменения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.