На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Устройство и планировка помещений магазина

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального образования 
«Мурманский Государственный Технический Университет» 

                    Экономический факультет 

Кафедра менеджмента, 
коммерции, маркетинга и рекламы
 

Курсовой проект 
по дисциплине 
«Организация, технология и проектирование торговых предприятий»

Тема № 13 «Устройство и планировка помещений магазина» 

                      Специальность «Коммерция  (торговое дело)»
         Студента 4 курса   
дневной формы обучения 
         группа № К-471   
                    

      Преподаватель: к.э.н., доцент 

                                                                                                                            

Дата сдачи  работы на проверку  «___»___________20___ года

Дата защиты «___»___________20___ года

Оценка «___________________» 
 

                 Мурманск, 2011
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Общие требования к устройству, планировке и оборудованию 
   магазинов………………………………………………………….……………………5

   1.1 Классификация торговых зданий…………………………………………………..5
   1.2 Требования, предъявляемые к устройству и организации магазинов…………...6
   1.3 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь……………...........13
   1.4 Технологические планировки торговых залов магазинов………………………19
2. Характеристика торгово-хозяйственной деятельности 
   супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ»……………………………………………………24

   2.1 Общая характеристика и материально-техническая база 
         предприятия………………………………………………………………………..24

   2.2 Экономическая характеристика предприятия…………………………………...24
   2.3 Анализ устройства и планировки помещений магазина………………………...25
   2.4 Анализ показателей эффективности выбранного варианта 
         технологической планировки торгового зала……………………………………26

3. Пути совершенствования устройства и планировки помещений 
   супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ»……………………………………………………28

4. Схема технологической планировки супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ» с учетом 
   предложенных изменений…………………………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………………...31
Список  использованных источников………………………………………………..33
 

Введение 

     Основная задача торговых предприятий – это максимальное приближение торговой сети к покупателям, обеспечение необходимого ассортимента товаров и объема товарооборота на торговом предприятии при высокой прибыльности и рентабельности.
     Достижение  этих целей невозможно без совершенствования  устройства и планирования помещений торговых предприятий, без их модернизации  и реконструкции, без соблюдения современных требований, учитывающих спрос покупателя, минимальные потери времени при продаже, высокую культуру обслуживания.
     Размещение  оборудования и помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и  покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций. Планировка оборудования помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Кроме того устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
     Таким образом грамотные устройство и  планировка помещений являются важным элементом в повышении эффективности  функционирования торгового предприятия. Поэтому тема даной работы является актуальной.
     Предметом исследования данной работы являются устройство и планировка помещений магазина.
     Объекты исследования: предприятие розничной торговли
     Исследование проводилось с использованием таких методов как анализ и синтез.
     Цель исследования – на основе оценки устройства и планировки помещений магазина внести предложения по их совершенствованию. 

     Задачи:
     - изучить общие требования к  устройству, планировке и оборудованию  магазинов;
     - проанализировать торгово-хозяйственную деятельность магазина «Сити-Гурме», дать оценку устройству и планировке его помещений;
     - составить схему технологической  планировки магазина с учетом  предложенных изменений.
 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ. 

     1.1 Классификация торговых зданий  

     Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания и сооружения, являются:
     - капитальность сооружения;
     - особенности объемно-планировочного решения;
     - материал наружных стен.1
     По  капитальности все торговые здания и сооружения делятся на два вида – капитальные (предназначенные для размещения магазинов) и облегченные (для устройства мелкорозничных торговых предприятий).
     В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с подземными этажами или без них.
     Магазины, расположенные в одноэтажных  зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной застройкой.
     По  материалу наружных стен торговые здания подразделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.
     При строительстве магазинов в настоящее  время наиболее часто используют сборные железобетонные каркасно-панельные  конструкции с несущими наружными  стенами из местных строительных материалов.
     Все большее распространение получает и строительство павильонов, представляющих собой быстровозводимые конструкции, изготовленные из профилированных  стали или алюминия и других современных  высокотехнологичных материалов. 

     1.2 Требования, предъявляемые к устройству и организации магазинов 

     Основные  проектно-технологические требования к магазинам сводятся к следующим  положениям:
     - не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;
     - использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;
     - способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.
     Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:
     - обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;
     - выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;
     - организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.
     Устройство  магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади  магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.2
     Магазин должен отвечать также и важнейшим  эргономическим требованиям: создавать  условия для максимальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.
     Проекты магазинов должны соответствовать:
     - прогрессивным направлениям развития отрасли;
     - функциональным требованиям организации движения товаров в магазине от разгрузки до продажи потребителю;
     - градостроительным условиям размещения (объемно-архитектурное решение);
     - требованиям по внедрению прогрессивных конструкций и отделочных материалов;
     - экономичности проектного решения.
     При проектировании магазинов следует учитывать прогрессивные направления развития отрасли, которые оказывают влияние на планировочную структуру здания. К ним относятся: развитие системы прямых хозяйственных связей и взаимоотношений с предприятиями-изготовителями; широкое использование централизованной доставки товаров, в том числе и в таре-оборудовании; поступление товаров, максимально подготовленных к продаже, организация ритмичной доставки товаров в соответствии с потребностями магазина как по объему, так и по частоте и др. Перечисленные факторы определяют величину и структуру площадей магазина, их размещение.
     Одним из главных требований к магазинам, обеспечивающим повышение их эффективности, является создание конкурентоспособных  торговых предприятий, обладающих следующими признаками:
     - широким ассортиментом товаров;
     - наличием прогрессивных технологий при продаже товаров и обслуживании покупателей;
     - высоким уровнем рекламно-информационного обеспечения магазина;
     - высокой культурой обслуживания, обеспечивающей максимум удобств для покупателей;
     - оптимальным режимом работы;
     - широким предложением дополнительных услуг;
     - грамотной ценовой политикой;
     - минимальными издержками потребления.
     Объемно-планировочные  и конструктивные решения магазинов  должны обеспечить возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и других неторговых помещений в процессе реконструкции с минимальными затратами. Это возможно при использовании принципа гибкой планировки.
     Планировочная структура магазина должна определяться системой движения товаров и создавать условия для внедрения механизации технологических процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют обстоятельства в будущем.3
     Для решения этой задачи необходимо: помещения для хранения и продажи одноименных товаров размещать на одном уровне (этаже); предусматривать кратчайшие пути между разгрузочными площадками, помещениями для приемки, хранения и торговым залом в последовательности, определяемой технологией выполняемых операций; вспомогательные, подсобные и административно-бытовые помещения размещать в стороне от основных направлений движения товаров; не допускать пересечения направлений товародвижения с потоками покупателей; обеспечить гибкую планировку, позволяющую в процессе эксплуатации передвигать перегородки внутри здания с учетом изменений в технологическом процессе магазина, переспециализации отделов, внедрения средств механизации.
     Более рациональной является планировочная  структура с укрепленной сеткой колонн, позволяющей более рационально размещать и использовать торгово-технологическое оборудование и выбирать направления движения грузовых и покупательских потоков.
     Отсутствие  внутри здания большого количества капитальных  перегородок будет способствовать перепланировке магазина, увеличению торговой площади за счет неторговых помещений без больших затрат.
     Увеличение  площади магазина может быть достигнуто за счет пристройки к нему необходимых  помещений вместо строительства  нового объекта, что будет, с экономической точки зрения, более целесообразным. 

     В соответствии с технологическим  процессом рекомендуется:
     - разгрузку товаров осуществлять на разгрузочной площадке или на площади для приемки товаров, к которым должны примыкать кладовые для их хранения;
     - кладовые для хранения товаров связать с помещениями для их подготовки к продаже, фасовке, если того требует технология;
     - помещения для хранения и подготовки соответствующего товара максимально приблизить к местам их продажи;
     - помещения для хранения порожней тары разместить рядом с погрузочной площадкой.
     Все помещения, в которых размещаются  товары, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим их сохранность.
     Архитектурно-планировочные  условия требуют соблюдения некоторых  рекомендаций. В первую очередь важно обеспечить рациональное использование участка застройки, увязать с общей композицией застройки, придать ему выразительность и привлекательность, выделить как общественное здание. Учитывая, что это торговый объект, необходимо определить площадь световых проемов торговых залов и других помещений магазина на основе расчета необходимой естественной освещенности, создания условий сохранности товаров от воздействия солнечных лучей, оформить интерьер магазина, предусмотрев остекленные фасады, рекламные элементы (постоянные и периодически сменяемые), выносные витрины, а также «маркизы» и другие устройства, защищающие от прямых солнечных лучей.
     Конструктивные  требования к магазинам должны основываться на применении наиболее эффективных  типов унифицированных конструкций с максимальной заводской готовностью. Это ускоряет процесс строительства, дает возможность механизировать его и снижает стоимость.4
     Сетку колонн в торговых залах магазинов  применяют 6x6, 9x6, 6x12, 12x12 м, безколонное  решение. Более эффективно использование большепролетных конструкций, с тем чтобы колонны не мешали рациональной организации технологического процесса.
     Особые  требования предъявляются к материалам внутренней отделки магазинов. Они  не должны быть источником пыли и местом ее скопления. Их качество должно обеспечить возможность влажной уборки помещений, ежедневного мытья панелей и полов горячей водой с применением моющих средств.
     Отделочные  материалы, покрытия пола и панелей  стен в помещениях для приема и  хранения товаров, в разгрузочных, в душевых, в камерах для мусора должны допускать мытье с однопроцентным раствором хлорной извести.
     Полы  в торговых залах следует предусматривать  из твердых материалов (мозаичные, из керамических плит и др.) с учетом обеспечения использования напольного транспорта и нормальных условий труда продавцов.
     Рекламно-информационное оформление магазина включает различные  художественно-графические средства, используемые в различных зонах  магазина и на прилегающей к нему территории.
     Зона  наружной информации включает вывеску с режимом работы и витринно-выставочную рекламу. Вывеска магазина должна включать фирменный блок (эмблему, знак), текстовое его название, соответствующее типу магазина, информацию о принадлежности магазина. Витрины магазина должны быть оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание покупателя, представить ему срез ассортимента магазина, обеспечить просмотр торгового зала через них. Важным элементом оформления экстерьера магазина является планировка прилегающей к нему территории.5
     Художественные  качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решаемых задач:
     - создание оптимальных пропорций здания, его архитектурного облика;
     - рациональное размещение оборудования, использование рекламных средств, отделочных материалов;
     - цветовое и световое решение.
     Внутримагазинная  реклама содержит указатели размещения товарных отделов, знаки-символы входа-выхода, узлов расчета, информацию о товарах, дополнительных услугах, правилах отбора и расчета.
     Войдя в торговый зал, покупатель должен получить максимальную информацию о размещении товаров и выбрать наиболее рациональный маршрут своего движения.
     Внутримагазинная  реклама призвана побуждать покупателя к приобретению товара, совершению импульсных покупок. Для композиционной выразительности используются фризы, различные планшеты, специальные стенды, графические символы, шрифты, декоративные элементы.
     При оформлении торгового зала следует  соблюдать следующие принципы: обеспечить оптимальные условия для показа товаров. На первом плане должен быть товар, а все рекламные элементы призваны способствовать его наилучшему показу, подчеркивать его потребительские качества. Эту роль могут выполнить так называемые рекламные ценники, которые отличаются от обычных большим форматом, яркостью оформления, наличием дополнительной информации о свойствах, качестве и назначении товара.
     Качество  интерьера торгового зала определяется тем, насколько полно соблюдены  при проектировании следующие требования:
     - создание оптимальных пропорций помещений, расстановка оборудования с учетом положения колонн, лестниц, пандусов, основных проходов;
     - расположение витрин и других средств рекламы;
     - отделка потолков, стен, колонн, полов;
     - цветовое решение внутренней отделки помещений;
     - решение системы освещения, размещение светильников, подсветов;
     - устройство подвесных потолков, оформительских декоративных элементов.
     Проектируя  интерьер торгового зала, следует  иметь в виду главную задачу - создание оптимальных условий для  показа товаров, где ничто не должно отвлекать покупателя от них.
     Характер отделки интерьера магазина зависит от товарной специфики и размера торгового зала.
     Отделку пола рекомендуется выполнить в  одном тоне, геометрически нейтральным  рисунком, позволяющим передвигать  торговое оборудование, не нарушая  композиционного решения отделки.
     Подвесные потолки предусматриваются в  крупных универсальных магазинах. Они выполняют декоративные, акустические и осветительные функции.6
     В интерьерах торговых залов следует  широко использовать легко изменяемые средства рекламы в соответствии с требованиями времени.
     В интерьерах предусматривается использование  рекламы, информирующей о наличии  товаров, расположении отделов, дополнительных услугах, а также различных торговых знаков, эмблем и т. д.
     В витринах, размещаемых внутри магазина, следует создавать преимущественно постоянно сменяемые композиции. В отдельно стоящих витринах, расположенных перед фасадом торгового здания, экспозиция должна характеризовать назначение предприятия, его профиль. Она, как правило, меняется редко.
     В целях создания оптимальных условий для обозрения экспозиции в витринах следует предусмотреть специальное освещение и свободные подходы. 

     1.3 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь 

     Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на торговые и неторговые.
     К торговым относятся:
     - торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т. д.);
     К неторговым относятся:
     - помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);
     - подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);
     - административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т. д.);
     - технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);
     - площадь связи (проходы, проезды).
     Объемно-планировочное  решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие  требования:
     - торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;
     - проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;
     - помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;
     - расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.
     Торговые  помещения должны проектироваться  с учетом применения прогрессивных  методов продажи товаров; обеспечения  их эффективного использования; выполнения противопожарных требований по эвакуации; решения интерьеров на высоком художественном уровне.
     Прогрессивные методы продажи товаров оказывают  серьезное влияние на проектирование торговых залов магазинов.
     Размещение  оборудования в торговом зале, организация  расчета с покупателями, положение  входов-выходов, лестничных клеток, открытых лестниц, пандусов и основных эвакуационных проходов должны соответствовать применяемым методам продажи.
     При использовании самообслуживания в  процессе проектирования следует предусмотреть  организацию единого централизованного  расчетного узла, площади для хранения личных вещей покупателей, инвентарных корзин и тележек.7
     При методе самообслуживания обеспечивается свободный доступ покупателей к  товарам, предоставляется возможность  производить их осмотр и отбор, расчет в узле расчета. Допускается создание отдельных «боксов». Эти боксы следует отделять от основных эвакуационных проходов покупателей витринами, цветочницами, скамьями для отдыха или для примерки товаров и предусматривать контролируемые продавцом-кассиром входы-выходы в «бокс». При организации единого узла расчета торговое оборудование целесообразно размещать перпендикулярно к расчетному узлу. Боксовая планировка часто применяется, когда используется продажа непродовольственных товаров по потребительским комплексам.
     Иные  подходы проектирования магазинов диктует использование торговли по образцам (мебель, бытовая техника, крупногабаритные строительные материалы, обои, ткани и др.). Следует создать максимальные удобства для размещения большого разнообразия образцов, наилучшего их показа, рекламы, условия для ознакомления с ними, хранения рабочего запаса, доставки купленных товаров на дом. При этом приходится значительную часть торгового зала предоставлять для выставки образцов (выставочные салоны). Проектирование магазинов-салонов повышает эффективность розничной торговли некоторых видов товаров.
     При проектировании магазинов следует  учитывать и развитие такого прогрессивного метода продажи, как продажа товаров  через автоматы. Они могут быть размещены либо перед фасадом  здания, либо в витринах магазина (витроматы).
     Когда проектируется магазин с традиционными  методами продажи через прилавок, необходимо обратить внимание на организацию  расчетов с покупателями: либо с  оплатой покупки у продавца-кассира, либо через централизованный расчетный  узел.8
     Важнейшими  требованиями к устройству и планировке торгового зала являются:
     - свободное движение покупательского потока с учетом его плотности, обеспеченное рациональным размещением торгового оборудования и достаточной шириной проходов;
     - наличие кратчайших путей движения товаров с мест хранения в места продажи;
     - хорошая просматриваемость торгового зала;
     - использование рекламных средств и символов, а также планировочных решений торгового зала для быстрой ориентации покупателей в торговом зале.
     В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового зала.
     К оптимальным размерам торгового  зала следует отнести квадрат  или прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к  нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Может быть и другая его конфигурация. Высота торгового зала зависит от его площади, но не менее 3,3 м.
     Оптимальными  габаритами являются такие, где покупательские и грузовые потоки являются наикратчайшими. Менее удобна вытянутая форма торгового зала. В этом случае удлиняются грузопотоки, затруднена расстановка торгового оборудования, снижается эффективность использования торговой площади.
     При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать частоту  спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.