На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат управление персоналом. методические рекомендации по написанию профессиограмм

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Управление персоналом 

На этих страницах  размещены материалы по учебной  дисциплине "Управление персоналом" - методические рекомендации по написанию  профессиограмм. 

Термин “профессиография”  происходит от лат. “профессио” –  постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо”  – пишу. Понятие “профессиография”  включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии  является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат  профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой  или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями  и усовершенствованиями в профессиональной деятельности).
 Профессиографическое  исследование и составление профессиограммы  являются необходимыми этапами  всех научно-исследовательских и  прикладных работ в психологии  труда, инженерной психологии, эргономики  и в др. случаях изучения труда  в целях его гуманизации. Объектом  профессиографии являются все  “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность  субъекта труда, предмет и средства  труда – в их целостности,  качественной и количесвтенной  определенности и конкретной  отнесенности к данной профессии,  специальности, рабочему посту  и рабочему месту.
 С общими вопросами  профессиографии, психологической  классификацией профессий и профориентации  можно познакомиться по работам  К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой,  Е.М.Ивановой и др. 

Профессиограмма имеет  длинное прошлое, но короткую историю. 

В донаучной форме  она сложилась так же давно, как  люди начали выделять профессии из непрофессиональной деятельности. Сам  факт наличия в общественном сознании разделения профессий предполагает более или менее ясное, устное или письменное описание каждой из них. Древние мифы, сказки, религиозные  системы донесли до нашего времени  не только описание профессий, но и  вытекающие из них практические рекомендации по вопросам профотбора. Еще Платон в "Государстве" дает практические рекомендации, каких людей, с какими качествами необходимо подбирать для  определенных типов работ, профессий. Он делит всех людей по основным качествам, характеристикам, необходимым  для занятия того или иного  места в государственной иерархии. Также он говорил, что для занятия  руководящих должностей необходимо соответствие наиболее строгим требованиям.
 Издревле считалось,  что профессионально важным качеством  воина является эмоционально-волевая  устойчивость. Этой констатацией  не ограничивались. Предлагались  конкретные тесты, например, оценка цвета кожных покровов в ситуации опасности. При этом побледнение лица считалось признаком неблагоприятным.
 В 1575 г. в  Испании вышла книга Хуана  Уарте “Исследование способностей  к наукам”, которая может считаться  первым исследовательским трудом  по изучению индивидуальных различий  в способностях с целью профессионального  отбора.
 На рубеже ХХ  века индустриальный процесс  обусловил зарождение интересы  к исследованию проблем профессиональной  ориентации. Научный подход к  изучению и описанию профессий  стал возможен в начале нашего  века, одновременно с зарождением  психологии труда, в рамках  тейлоризма и психотехники (Мюнстерберг  и Тейлор), а также психофизиологии  труда (И.М.Сеченов). В двадцатые  годы основной вклад в профессиографию  внесли ученые-психологи. В классических  исследованиях Г. Мюнсбергера  изучались требования водительских  профессий к личности и психическим  процессам профессионалов. При этом  использовался комплекс методических  приемов, включая лабораторное  исследование. В экспериментах, организованных  непосредственно на производстве, Ф.У. Тейлор показал, что, изучив  рабочие движения и отсеяв  на этой основе лишние, можно  существенно повысить производительность  труда при одновременном уменьшении  утомляемости.
 В это время  появляется книга Парсона “Выбор  профессии”. Он организовал в  Бостоне специальное бюро, в задачи, которого входило а) помочь  личности с помощи психологических  тестов получить информацию о  своих психологических свойствах  и способностях; б) ознакомиться  с требованиями, которые предъявляются  к психофизиологическим качествам  человека различными профессиями;  в) сопоставить эти две группы  сведений, дать рациональную рекомендацию.
 Фундаментальные  открытия в области психологического  и физиологического нормирования  труда сделал основоположник  русской физиологии и материалистической  психологии И.М. Сеченов.
 В. И. Ленин,  Н.К. Крупская, П.М. Керженцев, А.Г.  Гастев – увидели в научной  организации труда, обязательным  компонентом которой является  профессиография, генеральный путь  развития советской науки и  практики организации труда. С  новой силой была поставлена  эта задача в дни перестройки.
 Закладывая основы  теории профессиографии, С.Г. Геллерштейн  писал, что психограмма – это  по существу совокупность профессионально  важных признаков и их структурное  сочетание.
 Определенный  вред принесла односторонность  первых психотехнических исследований, посвященных чуть ли не исключительно  профотбору. Сказалось это и на  профессиографии. Однако уже в  1930 году тот же автор отмечал: "Одним из показателей нашей  эволюции в вопросах профессиографии  является тот факт, что мы пытаемся  выявить профессионально важные  признаки не только в связи  с проблемой профессионального  отбора. По мере того, как психологическое  изучение становится отправным  пунктом любого психотехнического  исследования, соприкасающегося с  профессиональным трудом, дифференцируются  наши подходы к психологическому  пониманию профессий."(5,с.9)
 С 1936 по 1956 годы  произошел вынужденный перерыв  в исследованиях по психологии  труда, но это хотя и ослабило, ныне ликвидировало полностью  преемственность в отечественных  исследованиях. Наряду с С.Г. Геллерштейном личную преемственность исследований 30-х и 50-х годов обеспечили Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.В. Чебышева, В.М. Коган, Н.Д. Левитов и другие.
 За рубежом,  в частность в США, перерыва  в исследованиях по профессиографической  тематике не было. В США выполнено  и выполняется большое количество  методически тщательно сделанных,  интересных работ. Однако они  не лишены и существенных недостатков,  главный из которых – методологическая  нестрогость и влияние прагматических  установок, предопределяющих снижение  теоретического уровня исследований. Значительное число американских  работ написано с бихевиористских  позиций.
 На данный момент  использование данных методик  достаточно развито как в Америке,  так и в странах Европы. Появились  крупные центры занимающиеся  профессиональным отбором и подбором  кандидатов по запросам различных  организаций. В нашей же стране  такая практика плохо развита,  а там где получила свое  распространение имеет плохую  теоретическую основу и работы  выполняется не всегда на должном  уровне.
 Для современных  отечественных профессиографических  исследований характерен дифференциальный  подход в зависимости от ряда  факторов, в частности от того, в рамках какой науки они  производятся, цели исследования  и т.д. 
 Современные профессиографические  исследования достаточно разнообразны. Расширяется и круг их использования.  При этом они обогащаются как  новыми теоретическими так и  практическими положениями. Теоретическими  основами современной профессиографии  являются системный, деятельностный, личностный подходы и теория  общения. 

Виды профессиограмм и основы их составления 

Профессиограммы различаются  по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, на мой взгляд, следующие классификации: 

По цели составления 

Информационная – - предназначена для профконсультационной работы с оптантами – людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых  характеристик для данной должности  кратко, обобщенно. 

Диагностическая –  производится в случаях выяснения  причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести  кадров и др. - обеспечивает организацию  профессиональной психодиагностики, ориентирована  на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических  характеристик труда, важных для  конечного результата работы. 

Прогностическое профессиографирование  применяется елях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию  профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры  работников
1. Общая характеристика  профессии – история и перспективы  развития профессии, социально-экономические  условия выполнения профессиональной  деятельности, профессиональная среда
2. Содержание и  объем профессионального поля (профессиональное  поле – совокупность трудовых  действий, входящих в состав определенной  профессии, а также нескольких  родственных профессий) – характеристика  профессионального поля, факторы,  определяющие профессиональное  поле, прогноз развития профессионального  поля
3. Профессиональное  образование, подготовка и повышение  квалификации – уровень профессионального  образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации
4. Профессиональная  мобильность работника – широта  профиля специалиста, уровень  ключевых квалификаций, возможности  смены специальности и профессии
5. Оценка перспективности  профессии – профессионально-психологический  потенциал личности, профессиональная  активность работника, профессиональное  самосовершенствование и карьера 

Методологическое  профессиографирование позволяет  подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально  значимых качеств и состояний  субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования
1. Содержание деятельности  субъекта труда – виды действий  и их характеристика, характер  планирования и исполнения работы, эмоциональные проявления, виды  помех на рабочем месте, виды  ошибок, травм, брака, возникающих  в процессе деятельности
2. Условия труда  – санитарно-гигиеническая среда,  физическая среда, режим труда,  форма оплаты труда и поощрения. 

Образовательно-ориентированное  профессиографирование, проспетированное профессиографирование
1. Паспорт профессии  - тип профессии и ее отраслевая  принадлежность; уровень образования  и ступени (категории) квалификации; смежные специальности и профессии;  социально-профессиональные ограничения
2. Подготовка кадров - форма и уровни профессионального  образования и подготовки кадров; уровень получаемой квалификации; перспективы профессионального  роста и карьеры 
3. Характеристика  ведущей деятельности на каждой  стадии профессионального становления  – функции, конкретные виды  деятельности, типовые профессиональные  задачи, профессиональные умения
4. Проспектированная  профессиограмма на каждой стадии  профессионального становления 
 Ведущая деятельность, основные подструктуры субъекта  деятельности – профессиональная  направленность, профессиональная  компетентность, ПВК, профессионально  значимые психофизиологические  свойства, - психологическая характеристика  каждой подструктуры личности
5. Санитарно-гигиенические  условия труда - режим труда,  нервно-психическая напряженность,  сенсомоторная и перцептивная  сферы, медицинские противопоказания 

По мере общности: 

Общая – описывает  общие основы профессиографирования  для всех или группы профессий  и как правило носит научный  характер, а не прикладной. 

Групповая – исследует  и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака. 

Монографическая –  описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно  и применимо в рамках моей области  исследования. 

Изучение поведения, его внешней картины естественно  переходит в изучение внутренних его психологических механизмов – внутренней картины труда, т.е. то, что составляет содержание сознания субъекта труда, работающего человека. Во внутреннем плане трудовая деятельность есть множество задач, решаемых, как  правило, последовательно, в соответствии с выбранными или воспринятыми приоритетами.
 ВКТ – это  процесс непрерывного отражения  в сознании меняющейся обстановка, собственной активности и ее  регуляция во времени на основе  обратных связей и сенсорно-моторных  или интеллектуальных коррекций.  В формировании ВКТ участвуют  все психические процессы –  познавательно - преобразовательные, эмоциональные и волевые.
 Следовательно,  профессиографическое описание  – это попытка отразить как  внутреннею, так и внешнею картину  труда, описание всех субъективных  и объективных характеристик  труда. Сопоставление внутренней  и внешней картин труда происходит  в психограмме, которая является  основной частью профессиограммы.  Иногда под психограммой понимается  графическое соотнесение технологических  операций и необходимых для  их осуществления психологических  качеств профессионала. Внешняя  картина труда разбита на три  основных блока, внутренняя представлена  как структура психики человека  – от психических процессов  до свойств личности. 

 Гарбер Е.И., Козача  В.В. Методика профессиографии.  Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992. 

Часть1. Общая социальная и профессиологическая характеристика профессии 

1. Название профессии  по официально принятой номенклатуре
2. Таксономические  сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.
3. Название рабочего  поста.
4. Престиж
5. Должностной оклад  и его оценка
6. Краткая характеристика  основных обязанностей
7. Необходимое образование
8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также  перспективы административного,  научного и др. видов продвижения.
9. Краткая характеристика  требований профессий к безошибочности  и надежности.
10. Основные особенности  общения: постоянное или эпизодическое,  с узким или широким кругом  лиц, непосредственное или опосредованное  техническими средствами, характер  общения – узко профессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях  обслуживания людей и руководства  подчиненными и т.д.
11. Краткая характеристика  основных особенностей динамики  трудовой деятельности (возрастные  ограничения, большая текучесть  кадров и т.д.)
12. Референтное событие,  частота и др. особенности.
13. Профессиональные  вредности, льготы и др. особенности,  отличающие данную профессию  от большинства других. 

Часть 2. Психограмма 

А. Трудовое поведение (описание трудового поведения и  внутренней картины труда) 

1. Фотография рабочего  дня
2. Хронометраж и  описание референтного события
3. Описание и оценка  динамических факторов труда  (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность)
4. Условия труда  и их влияние на динамические  факторы труда.
5. Психологическая  оценка рабочего места и трудовых  действий
6. Психологический  анализ ошибочных действий 

В. Требования на уровне психических процессов
Рабочая поза, статические  и динамические нагрузки
Рабочие движения
Стереотипность движения
Преобладающие типы мышления (предметно-практическое, теоретическое, конкретное, абстрактное, лимитированность по времени, в условиях дефицита времени)
Сложность и ответственность  ре8ений и мера их самостоятельности (порядок, сроки, степень контроля, самоконтроля)
Преобладающий вид  памяти
Преобладающий вид  речи (монологическая, диалогическая, внутренняя)
Удельный вес речи в профессиональной деятельности (высокий, средний, небольшой)
Специальные и дополнительные требования к речи
Активность,, широта, интенсивность, устойчивость внимание
Эмоциональность
Типичный уровень  нервно-психический напряженности  труда (квалификации Т.А.Немчина)
Напряженность
Мера "автоматизированности воли" по Г.С.Струмилину
Монотония
Утомление 

Г. Требования на личностном уровне
Общая и специфическая  направленность личности. Структура, широта, активность и действенность мотивации
Значение опыта
Социальный интеллект
Внушаемость
Нравственно-психологическая  устойчивость личности
Значение возраста, темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, нервно-психической  и физической выносливости для успеха профессиональной деятельности
Профессиональные  способности
Особенности характера (необходимые, желательные, нежелательные, категорически противопоказанные) 

Рекомендуется иметь  в виду следующие черты характера  – социальная активность, принципиальность, честность, самостоятельность, инициативность, организованность, дисциплинированность, терпение, уступчивость, внимательность и т.д. 

Д. Референтное событие 

Психологическое описание и оценка РС часто ложатся в  основу выводов и рекомендаций по всему профессиографическому исследованию и потому, требует к себе особого  внимания. 

Часть 3. Заключение 

В этой части суммируются  основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии  и формируются основные рекомендации научного и (или) практического характера  в таком порядке:
Профессионально значимые качества субъекта труда (социальные, профессиональные психологические, анатомо-физиологические  и др.)
Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов. Желательно с количественными оценками, ранжированием и др. приемами конкретизации  выводов профессиографического  исследования
Количественные показатели РС
Рекомендации  

Принципы профессиографии  по В. Бодрову 

1. Специфичность  (конкретность) описания определенной  деятельности
2. поэтапность изучения  деятельности – процессуальная  последовательность сбора и анализа  материала (этапы – информационный, аналитический, синтетический, экспериментальный,  результирующий
3. направленность  описания – соответствие конкретным  целям изучения и конкретной  практической задаче
4. селективность  (избирательность) объекта изучения  – концентрация на специфике  субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее сложных задачах трудового  процесса
5. многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных  взаимосвязей на всех уровнях  функционирования системы деятельности
6. динамичность изучения  – с учетом развития субъекта  и изменения деятельности
7. системность –  изучение взаимосвязей и взаимовлияний  отдельных компонентов деятельности  на всех ее иерархических уровнях 
8. идентичность методических  приемов и программ изучения  и описания – для корректного  сравнения профессий
9. использование  качественно-количесвтенных методов  изучения – взаимное дополнение  содержательной и статистической  информации. 

Схема профессиографии (по В. Бодрову) 

А. Общая характеристика професии (описательная часть профессиограммы) 

1. Определение профессии  и краткие сведения о ее  назначении; социально-экономическое  значение, перспективы ее развития; распространенность; связи с другими  профессиями; типичные учреждения, предприятия; уровень технической  сложности, автоматизации; основные  производственные операции.
2. Требования к  общей и специальной подготовке, роль индивидуальных качеств,  состав рабочих групп; перспективы  продвижения по службе, стимулирование  профессиональной деятельности, заработная  плата.
3. Режим труда  и отдыха, распределение рабочего  времени. 

Б. Основные производственные операции и условия труда 

1. Наименование и  основное содержание наиболее  важных операций (перечисление и  анализ).
2. Основные задачи, решаемые оператором.
3. Характеристика  действий оператора по ряду  параметров; характеристика параметров  скорости, точности, быстроты, координационной  сложности выполняемых рабочих  операций; требования к физической  выносливости.
4. Характеристика  рабочих мест и сигнальных  устройств, показатели санитарно-гигиенических  условий. 

В. Психограмма 

1. Психологические  функции и анализаторные системы,  находящиеся под преимущественной  нагрузкой и имеющие наибольшую  важность для обеспечения процесса  работы. Пороги ощущения (абсолютные, дифференциальные и оперативные  пороги в анализаторах, ведущих  для данной профессии).
2. Характеристика  включения в работу различных  анализаторов, их взаимодействие, степень  напряжения в различные периоды  времени. Характеристика их необходимой  лабильности.
 Пространственное  восприятие и восприятие временных  интервалов. Важнейшие характеристики  и способы его организации.
 Характеристика  параметров скорости, точности, координационной  сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость  моторынх ответов при длительном  их повторении.
3. Преимущественный  вид установки (на скорость, точность, надежность, безопасность и др.).
4. Быстрота формирования  и переделки навыков, их прочность.
5. Особенности хранения  информации. Объем и характер  материала для запоминания. Требования  к памяти (долговременной, кратковременной,  оперативной).
6. Характеристика  преимущественных способов переработки  информации, принятия решений. Требования  к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления, его гибкости  и критичности.
7. Требования к  надежности в работе: допустимые  количественные отклонения от  заданного значения; допустимые  колебания времени выполнения  действий.
8. Характеристика  типичных ошибок в работе; по  количественным и качественным  признакам; по мотивации; по  степени осознанности; в зависимости  от информационной загрузки; в  заисимости от функционального  состояния специалиста.
9. Наличие и частота  ситуаций, вызывающих эмоциональную  напряженность, требующих больших  волевых усилий, большой ответственности.  Требования к эмоциональной устойчивости. Требования к волевым качествам  и чертам характера.
10. Особенности профессионального  общения и требования к коммуникативным  чертам личности. 

Таким образом, на основании  анализа важнейших элементов  изучаемой профессии выявляются психические качества, имеющие решающее значение; необходимые и желательные; несовместимые с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем формулируются требования к психическим качествам работника.
 В заключительной  части рассматриваются также  возможности воспитания и компенсации  психологических качеств, важных  для успешной деятельности, и  даются рекомендции по бесконфликтной  переориентации личности для  случая непреодолимого противоречия  между положительной мотивацией  к деятельности и несоответствием  свойств индивида ее требованиям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.