На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный и муниципальный кредит

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3                                                                                                                    
1. Понятие  государственного и муниципального  кредита……………………......5
1. 1. Общие  принципы государственного и  муниципального кредитования…....5
1. 2. Функции  и цели государственного и  муниципального кредита…………….7
1. 3. Формы  государственного кредита……………………………………………13
2. Государственный  и муниципальный долг: сущность  и основные формы……16
2. 1. Сущность  государственного и муниципального  долга……………………..16
2. 2. Обслуживание  долга…………………………………………………………...26
3. Основы  управления государственным и  муниципальным кредитом 
и долгом……………………………………………………………………………….28
3. 1. Государственный  кредит в современной России: особенности и тенденции развития………………………………………………………………………………....28
3. 2. Управление  государственным кредитом и государственным  долгом……...33
Заключение…………………………………………………………………………….40
Список  использованной литературы………………………………………………..42 
 
 
 
 

Введение
     Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом.
     Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.
     Государственный кредит в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.
     Вместе с тем государственный кредит в узком смысле слова отличается от других форм кредита. Во-первых, обычный кредит в отличие от государственного кредита, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита является не какой-то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.
     Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
     - определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
     - определить сущность и последствия государственного долга;
     - изучить основы управления государственным долгом.
     Предметом курсовой работы выступает финансовая категория – долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.
    В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как государственный  кредит оказывает большое влияние  на экономическое развитие страны и  регулирование долговых проблем. 

    1. Понятие государственного и муниципального  кредита.
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования.
    Государственный и муниципальный кредит – совокупность экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления, а также органов  местного самоуправления, с одной  стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, при которых  государственные органы, органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления выступают  в качестве заемщиков, кредиторов и  гарантов. [1]
    Другими словами, государственный и муниципальный  кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект  РФ или муниципальное образование  являются кредиторами или заемщиками.
    Главная форма кредитных отношений –  когда государство выступает  как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
    Как экономическая категория государственный  и муниципальный кредит находятся на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государственных и местных органов власти, т.е. бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней.
    Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов, определяется содержанием категории «кредит». Таким образом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит, представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации. В сфере заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложения затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения. Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные ресурсы для их осуществления.
    Государственный кредит отличается от банковского и  коммерческого кредитов. Так, если при  предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения обычно выступают  какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство и др., то при заимствовании средств  государством обеспечением кредита  служит все имущество, находящееся  в его собственности, имущество  данной территориальной единицы  или какой-либо ее доход.[9] 

    1. 2. Функции и цели государственного  и муниципального кредита.
         Функции государственного и муниципального  кредита непосредственно вытекают  из его сущности. Как элемент  финансовой системы, государственный  кредит выполняет распределительную,  регулирующую и контрольную функции.[4]  
         Распределительная функция государственного  и муниципального кредита проявляется  в перераспределении части вновь  созданной стоимости на особых  принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку  распределительная функция претерпела  ряд изменений, в частности,  изменились субъекты кредитных  отношений: со стороны государства  их участниками стали субъекты  Федерации, особым субъектом кредитных  отношений стали местные органы  власти, их контрагентами выступают  резиденты и нерезиденты, юридические  и физические лица, а для государства  или субъекта Федерации — иные  государства, международные финансово-кредитные  организации, и т. п. Изменились  и инструменты, посредством которых  осуществляются кредитные отношения  — все чаще государство и  его территориальные подсистемы  становятся участниками рынка  ценных бумаг, осуществляя заимствования  посредством эмиссии облигаций,  в том числе и на международном  фондовом рынке. Соответственно  меняется и сам характер государственного  кредита — все в большей  степени он переходит из плоскости  императивных отношений в плоскость  рыночных отношений, в основе  которых лежит равноположение  сторон.
    Регулирующая  функция государственного и муниципального кредита имеет две стороны  — экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем  выделения им целевых кредитов. Выделение  бюджетных ресурсов на безвозмездной  основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а  порой и дефицитности. В целом  государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством.
    Регулирующая  функция государственного кредита  выражается прежде всего в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный  кредит влияет на состояние денежного  обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.
    Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Например, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспособный спрос. Структура  активов предприятий и организаций  изменяется при покупке государственных  ценных бумаг. Происходит «связывание» денежных ресурсов, что положительно в условиях инфляционной экономики. Для финансовых компаний и банков государственные ценные бумаги служат чувствительным ориентиром в осуществлении  финансовой деятельности и формой размещения активов в целях поддержания  ликвидности. Процентные ставки, доходность государственных ценных бумаг, тенденции  развития рынка ценных бумаг в  стране являются важными макроэкономическими  индикаторами общего состояния ее экономики. Чем выше спрос государства на заемные средства, чем лучше развит рынок государственных ценных бумаг, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и цена кредита для предпринимателей.
    У государственного кредита как звена  финансовой системы существует тесная взаимосвязь с бюджетом государства, с одной стороны, и корпоративными финансами и финансами населения - с другой. В современных условиях она не ограничивается рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным компаниям или банкам.
    В рыночной экономике очевидна позитивная роль государственных ценных бумаг  в финансировании бюджетного дефицита, который является одной из главных  причин формирования государственного долга. Достигнув определенных размеров, государственный долг может представлять угрозу для экономической безопасности страны, поэтому правительства устанавливают  пределы бюджетного дефицита и государственного долга в процентах к валовому внутреннему продукту, предусматривают  мероприятия по сдерживанию расходов бюджета в связи с обслуживанием  государственного долга.
    Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие  на объем производства и занятость, которое проявляется: а) в поддержке  малого и среднего бизнеса при  их кредитовании коммерческими банками  под государственные гарантии; б) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки  товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального  производства за счет государственных  займов; в) кредитовании экспорта отечественных  товаров и др.[6, c. 14]
    Контрольная функция государственного кредита  тесно связана с деятельностью  государства и состоянием бюджета  и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные  операции совершаются на принципах  возвратности и платности получения  средств. Контроль за правильностью  и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные  уполномоченные органы. 

    Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах  государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным  займам, стали вторым после налогов  методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более  быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых  поступлений.
    Таким образом, государственный кредит —  это совокупность экономических  отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями —  с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке финансов и  кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое отношение. Так, государственный кредит участвует  в формировании и использовании  централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время  процесс его формирования и использования  осуществляется в специфической  форме — привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.
         Связь государственного кредита  с финансами заключается также  в том, что, во-первых, это распределительные  отношения, отношения вторичного  распределения части валового  внутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним из участников отношений  неизменно является государство  — субъект с особыми правами,  которые, как правило, используются  при заимствованиях (например, принудительное  размещение государственных займов  или же особое право на гарантии при международном кредитовании и т. п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Тем не менее, от финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:
         • в отличие, например, от налогов  и обязательных платежей привлечение  или предоставление средств при  кредитовании осуществляется на  возвратной и, нередко, возмездной  основе;
         • движение средств осуществляется  в прямом и обратном направлении,  тогда как налоги и платежи  движутся лишь в одном направлении; 
         • государственный кредит независимо  от формы его существования  имеет, как правило, добровольный  характер, хотя отклонения могут  иметь место; 
         • существование кредита ограничено  конкретным, заранее известным сторонам  сроком. Так, Бюджетный кодекс  РФ предусматривает, что любые  долговые обязательства Российской  Федерации погашаются в сроки,  которые определены конкретными  условиями займа, но не могут  превышать 30 лет; [11]
         • кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем  он может не возобновляться, в  то время как налоги и платежи  осуществляются регулярно; 
         • государственный кредит имеет  избирательный, селективный характер  в отличие от финансов, в которые  вовлечены практически все участники  экономической системы. 
         Как способ финансирования расходов  правительства государственный  кредит обладает рядом преимуществ  и имеет существенно меньшие  негативные последствия по сравнению  с традиционными приемами—дополнительной  денежной эмиссией и увеличением  доходов бюджета за счет прямого  повышения налогов. Государственный  кредит служит одним из факторов  улучшения денежного обращения  и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной  стороны, не прибегать к дополнительной  денежной эмиссии, а с другой  стороны, «связывать» временно  свободные денежные средства  юридических и физических лиц  и привлекать их в качестве  кредитных ресурсов. Преимущество  и особенность государственного  кредита и в том, что, как  источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением. Следует при этом уточнить, что государственные заимствования все-таки оказывают воздействие на состояние бюджетных средств, поскольку, как правило, обслуживание государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета. Поэтому привлеченные государством заемные средства называют антиципированными, или взятыми наперед налогами. Государство, таким образом, отвлекает часть бюджетных средств от производительного использования и, кроме того, распределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только между держателями обязательств государства. В этом негативная сторона государственного кредита. Этот момент может быть смягчен, если заемные средства использовать для вложений в конкретные производительные объекты, которые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.
        Особым элементом публичных финансов  является муниципальный кредит. По основным признакам он совпадает  с государственным кредитом, но  имеет другой уровень публичности  и порядок его формирования, распределения  и использования; ответственность  по подобным обязательствам определяется  местными органами власти. Таким  образом, кредитное финансирование  государства и местных органов: 
         (а) представляет собой один  из самых гибких инструментов  регулирования макро- и микроэкономических  процессов, увязки доходов и  расходов государства; 
        (б) позволяет равномерно и  в известной мере справедливо  распределить ответственность за  принятые финансовые решения  между нынешним и будущими  поколениями; 
        (в) позволяет воздействовать  на социальную и денежно-кредитную  политику;  
        (г) выступает реальным фактором  ускорения темпов социального  и экономического развития страны. Расширение границ государственного  кредита должно осуществляться  на основе развития рынка долговых  обязательств, стимулирования инвестиционной  активности юридических и физических  лиц, формирования эффективной  системы управления долгом.
    1.3.Формы государственного кредита.
Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах:
     1) государственные займы; 
     2) обращение части вкладов населения  в государственные займы; 
     3) заимствование средств общегосударственного  ссудного фонда; 
     4) казначейские ссуды; 
     5) гарантированные займы.
   1. Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные  денежные средства населения,  предприятий и организаций привлекаются  на финансирование общественных  потребностей путем выпуска и  реализации облигаций, казначейских  обязательств и других видов  государственных ценных бумаг.[11]
 Облигация  - это государственное долговое  обязательство, которое дает право  ее владельцу по истечении  определенного срока получить  обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство  обязуется вернуть сумму долга  в определенный срок с процентами  или выплачивать проценты в  течение всего срока пользования  заемными средствами, а по истечении  этого срока вернуть и сумму  долга. 
     Другим видом государственных  ценных бумаг в нашей стране  являются казначейские обязательства.  Отличия от облигаций заключаются  в целях выпуска, форме выплаты  дохода и свободе обращения.  Средства, поступающие от продажи  облигаций, направляются на пополнение  бюджетного фонда, внебюджетные  фонды или специально оговоренные  цели. Средства от реализации  казначейских обязательств государства  направляются только на пополнение  бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств, предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.
   2. Обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (казначейских сберегательных сертификатов). Это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
   3. Заимствование средств общегосударственного  ссудного фонда, как форма государственного  кредита характеризуется тем,  что государственные кредитные  учреждения непосредственно (не  опосредуя эти операции покупкой  государственных ценных бумаг)  передают часть кредитных ресурсов  на покрытие расходов правительства.  Эта форма способствует развитию  инфляционных процессов, это особенно  опасно в условиях жесткого  контроля над эмиссией денежных  знаков. Поэтому полная нормализация  отношений между государством  и кредитной системой лежит  на пути признания невозможности  прямого заимствования ссудных  средств для покрытия бюджетного  дефицита и возмещения государственному  банку долга, образовавшегося  в предыдущие годы. В нашей  стране подавляющая часть государственного  долга (93%) сложилась именно за  счет привлечения правительством  средств общегосударственного ссудного  фонда для финансирования бюджетных  расходов, что негативно сказалось  на состоянии государственных  финансов и денежного обращения.  Эта форма государственного кредита,  как правило, существует в тоталитарном  обществе.
   4. Казначейские ссуды - выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Государственные органы оказывают финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на вышеназванных условиях.
   5. Гарантированные займы - правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
     Государственные внешние займы  предоставляются, как и внутренние  на условиях возвратности, срочности  и платности. Сумма полученных  внешних займов с начисленными  процентами по ним включается  в государственный долг страны.
     Государственные внешние займы  предоставляются в денежной или  товарной форме. Выпускаются в  валюте страны-кредитора, страны-заемщика  или валюте третьей страны. Погашение  займов по соглашению сторон  осуществляется товарными поставками  или валютой.[12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы.
2. 1. Сущность государственного и муниципального долга.
    Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.
    Под государственным долгом Российской Федерации, понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
    Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
    Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.
    Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.  
         Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.
         Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. [13]
    Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов  кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
    Долговые  обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
        • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
        • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
        • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
        • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
        • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
         Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно. Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются, прежде всего, с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.[9]
    Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга.
    Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США — 70%, в Великобритании — 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляли в 2000 г. 93% всего внутреннего долга.
         Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг — облигации.
    Облигация — это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.
      Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ. [14]
    Облигационные займы классифицируются по различным  признакам:
    по виду эмиссии — на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);
    по виду выплат дохода — на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определенного товара или услуги (например, по целевым займам — телефонным, жилищным и т. п.);
    по характеру обращения — на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);
    по характеру держателей ценных бумаг — на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов», предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определенное время (обычно через год) со дня их выпуска;
    по срокам погашения — на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;
    по методам размещения — на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;
    по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей па счетах);
    в зависимости от эмитента — облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти.[3] 
    Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам  наряду с субфедеральными обязательствами.
    Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные.
    По  облигациям общего долга выплата  процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение — финансирование строительства  муниципальных больниц, школ.
      Доходные облигации покрываются  доходами от тех объектов, для  строительства которых они эмитировались,—  эстакад, мостов, жилых домов и  т. п. Для инвесторов это  более привлекательный финансовый  инструмент.
    Казначейский  вексель — основной вид краткосрочных  государственных обязательств, выпускаются  обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия  и погашение осуществляются центральным  банком по поручению казначейства или  министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.
    Казначейские  ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством  финансов или специальными государственными финансовыми органами. Особое место  в системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные  федеральным правительством. Эмитентом  в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут  быть облигации системы фермерского  кредита и облигации федеральных  банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты  и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского  акционерного общества «Высокоскоростные  магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.
         Государственные ценные бумаги  занимают определенное место  на рынке финансовых активов  и выполняют особую роль в  общественном производстве. Прежде  всего, они выполняют фискальную  и экономическую функции.  
         Фискальная функция заключается  в мобилизации временно свободных  денежных средств юридических  и физических лиц (коммерческих  банков и небанковских финансово-кредитных  институтов, предприятий, населения  и т. п.) и сосредоточении их  в руках государства. 
         Фискальная функция обусловливает  экономическую — привлеченные  государством ресурсы позволяют  ему решать текущие и перспективные  задачи (задачи социального и  экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и  т. п.).
         Государственные ценные бумаги  — важнейший финансовый инструмент  рыночной экономики. Роль их  принципиально менялась в ходе  развития общества. Первоначально  государственные ценные бумаги  использовались главным образом  для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами,  связанными с войнами, стихийными  бедствиями и другими аналогичными  событиями. Постепенно их выпуск  приобретает экономическую направленность, и они начинают играть существенную  роль в государственном регулировании  национальной экономики и денежного  обращения. Так, Россия выпустила  свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для покрытия расходов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные бумаги (государственные займы) выпускались на инвестиционные нужды — развитие производства, инфраструктуры (например, строительство железных дорог), решение задач городского хозяйства.
    В условиях рыночной экономики государственные  ценные бумаги становятся важнейшим  финансовым инструментом: они выступают  наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная  политика, осуществляется воздействие  на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи государственных  ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; наоборот — при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный  банк «выбрасывает» на рынок государственные  ценные бумаги, с тем чтобы «связать»  излишнюю денежную массу. Операции с  государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность  активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов. [9]
    Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых  отношений, т. е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому Центральным  банком правительству, по ссудам Центрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими  банкам. Это уникальный инструмент организации государственных займов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С  помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение  задолженности по государственным  займам — так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность  финансовой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в том числе и  с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.
    Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в экономической и политической жизни страны. В то же время государственные ценные бумаги, по мнению ряда специалистов, обладают рядом недостатков: «оттягивают» средства с кредитного рынка; содержат возможность принудительного размещения займов (например, российские займы военных времен); в случае нерегулируемого рынка могут провоцировать создание финансовых пирамид.[1,263].
    Государственными  признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством. Этим обусловливается не только их место и роль в общественном производстве, но и особенности эмиссии, обращения и регулирования. От имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; в России — это Министерство финансов. [8]
    Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления. В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный банк, который, в свою очередь, может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государственных бумаг. Он же либо по его усмотрению иная уполномоченная организация выполняют функции депозитария, включая функцию по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляют учет прав различных организаций на эти облигации.
    Функции субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов, но счетам «deno» депонентов (инвесторов).[1] Распространяются облигации внутренних государственных займов, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов — также и через фондовые биржи. Функции по проведению государственной политики РФ в области рынка ценных бумаг, контролю над деятельностью профессиональных его участников через определение порядка их деятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумаг осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.