На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль международных резервова в монетарной политике. Межстрановое сравнение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 

Курсовая  работа
на тему: 

  «Роль международных  резервов в монетарной  политике. Межстрановое  сравнение» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка
2 курса  группы 09МЭ-2
 Севастьянова  Юлия 

___________________
                                                                                                                                         (подпись студента) 

Проверила: Хвостова
Ирина Евгеньевна
 ассистент кафедры
финансового менеджмента 
 
 
 

НИЖНИЙ  НОВГОРОД
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
 
      Объем международных резервов играет неоспоримую  роль в монетарной политике государства  и является одним из важнейших  макроэкономических показателей уровня развития экономики страны. Методы и инструменты размещения международных резервов, их объём и структура должны быть направлены на достижение законодательно установленных целей монетарной политики государств, таких как защита и обеспечение устойчивости национальной валюты,  развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
      Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. привел к серьёзному сокращению золотовалютных резервов стран мира и их структуры. Поэтому крайне необходимо определить задачи управления золотовалютными резервами, включая их структуру по видам валют, срочности, доходности инструментов размещения средств, минимальные и максимальные объемы резервов, чтобы обеспечить стабилизационную монетарную политику и преодолеть последствия кризиса. Таким образом, остается актуальной проблема роли международных резервов в монетарной политике стран, как одного из наиболее важных её инструментов.
      Многие  исследования современных экономистов  посвящены анализу отдельных  явлений и процессов. В современном  мире встает вопрос, до каких объемов наращивать резервы и как их использовать? Для этого необходимо определиться, прежде всего, с экономической политикой государства, которая обеспечивает международные резервы стран. Так, следует обратить внимание на противоречивость и сложность данной проблемы.
      Цель  данного исследования – проанализировать значение международных резервов стран  БРИК и стран G7, а также их  динамику, структуру и управление.
      Реализация  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:
    исследовать сущность понятия монетарная политика, инструменты монетарной политики;
    рассмотреть направления монетарной политики;
    исследовать сущность понятия международные резервы;
    рассмотреть составляющие международных резервов и процесс управления международными резервами;
    проанализировать динамику международных резервов стран БРИК и G7;
    проанализировать динамику международных резервов РФ некоторых других стран в период глобального экономического кризиса 2008-2009 гг.
      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Структура работы отражает цель и задачи исследования.
      При написании работы были использованы  научные статьи, ФЗ №86 от 10.07.2002 «О Центральном Банке Российской Федерации», публикации отечественных и зарубежных авторов в таких периодических изданиях, как газета «Коммерсант», бизнес-журнал «Forbes», «Независимая газета», газета «Financial Times». Также в работе были использованы данные Международного валютного фонда, Центрального банка РФ, данные экономических и политических интернет-порталов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1
      Монетарная политика. Сущность, инструменты
      Монетарная (денежно-кредитная) политика – это проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. 1
      Согласно  ст. 35 от 10.07.2002 №86–ФЗ Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации», основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:
      процентные ставки по операциям Банка России;
      нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
      операции на открытом рынке;
      рефинансирование кредитных организаций;
      валютные интервенции;
      установление ориентиров роста денежной массы;
      прямые количественные ограничения;
      эмиссия облигаций от своего имени.2
      Различают следующие виды монетарной политики:
      Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей посредством снижения нормы резервных требований, снижения учетной ставки процента, а также покупки центральным банком государственных ценных бумаг.
      Сдерживающая  — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией посредством повышения нормы резервных требований, повышения учетной ставки процента и продажи центральным банком государственных ценных бумаг.
      Направления монетарной политики
      Логично, что цели монетарной политики должны ставиться исходя из национальных интересов России с учетом их последующей реализации. Следовательно, началом реализации монетарной политики является определение системы её целей и задач. В настоящее время целями российской монетарной политики являются:
      защита и обеспечение устойчивости рубля;
      развитие и укрепление банковской системы;
      эффективное и бесперебойное функционирование платёжной системы.3
      В развитых странах также выделяются цели монетарной политики или ориентиры. К. Э. Макконнелл и С. Л. Брю  относят к их числу задачу достижения такого уровня производства, которая характеризуется полной занятостью ресурсов и отсутствие инфляции, а также изменение денежного предложения, направленного на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Таким образом, это означает увеличение денежного предложения в периоды спада и его сокращения в периоды инфляции, т. е. Центральный банк должен адаптировать монетарную политику в зависимости от фазы делового цикла, в котором находится экономика.4
      Международные резервы
      В мировой практике к международным (золотовалютным) резервам страны относятся внешние активы, которые находятся под контролем органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей. Международные резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату.5
      Золотовалютные  резервы – такая категория  финансовых активов государства, которая, как правило, не включается в бюджетную  сферу, но косвенно может служить  инструментом погашения внешнего долга, а в особо сложных ситуациях – как инструмент ликвидации дефицита платежного баланса.
      Стоит отметить, что увеличение международных резервов положительно влияет на инвестиционную привлекательность государства, снижает риск дефолта по внешним долгам в случае неблагоприятных изменений на мировой арене, а также уменьшает возможность резких колебаний курса национальной валюты. Но в то же время рост золотовалютного запаса страны выше оптимального уровня можно рассматривать скорее как негативный аспект национальной экономики, нежели как позитивное явление. Необходимый размер резервов государства принято рассчитывать исходя из суммы выплат по внешним заимствованиям и объема импорта товаров и услуг. Экономисты считают, что достаточным является объем накоплений Центрального банка, который позволяет обеспечивать импорт товаров и услуг в течение 3 месяцев. Согласно другим, более консервативным оценкам, достаточный объем золотовалютных резервов соответствует объему денежной базы, 8-месячному объему импорта товаров и услуг, объему годовых выплат по суверенным долгам плюс общему объему долгов нефинансовых корпораций.6
         При достижении такого объёма запасов, Центральный Банк может контролировать колебания валютного курса и процентных ставок в экономике.
      Международные резервы не являются постоянной величиной. Оптимальным является поддержание их на уровне, при котором страна могла бы своевременно погашать задолженность перед другими странами. Истощение золотовалютных резервов говорит о том, что государство находится в неблагоприятном валютном положении. Уровень золотовалютных резервов является показателем внешнеэкономического товарооборота и потоков капитала в предыдущие периоды.
    Международные резервы включают следующие компоненты:
      средства в иностранной валюте;
      монетарное золото;
      специальные права заимствования (СДР);
      резервная позиция в МВФ.
      К средствам в иностранной валюте относятся: наличная иностранная валюта; остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте; депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно, в том числе – депозиты в золоте, кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, в центральных банках за рубежом, в Банке международных расчетов и других кредитных организациях-нерезидентах, имеющих рейтинги долгосрочной кредитоспособности не ниже "А" по классификации рейтинговых агентств "Fitch Ratings" и "Standard & Poor’s" (либо "А2" по классификации рейтингового агентства "Moody’s"); долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами с рейтингом выпусков долговых ценных бумаг (или эмитентов долговых ценных бумаг) не ниже "АА-" по классификации рейтинговых агентств "Fitch Ratings" и "Standard & Poor’s" (либо "Аа3" по классификации рейтингового агентства "Moody’s"), и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно.
      В настоящее время в России валюты распределяются следующим образом:
      Рисунок 1
      Распределение валютных активов  Банка России на 2010 год
      
      Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг (предоставленные в обмен на другие ценные бумаги), учитываются в составе международных резервов, в то время как ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам прямого РЕПО7, исключаются из резервов. Ценные бумаги, полученные в качестве обеспечения по сделкам обратного РЕПО или займов ценных бумаг, не включаются в состав международных резервов.
      Рисунок 2
      Структура валютных активов  по видам инструментов8
      
      Часть Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, является составляющей международных  резервов Российской Федерации.
      Финансовые  требования Банка России и Правительства  Российской Федерации к резидентам, выраженные в иностранной валюте, не включаются в состав международных  резервов Российской Федерации.
      Специальные права заимствования (СДР) – международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Фонде.
      Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях (НСЗ).
      Монетарное  золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки, монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей. 9
      Управление  резервами — это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных  активов государственного сектора  в распоряжении соответствующих  органов и осуществление контроля за ними для решения определенного круга задач, стоящих перед государством. Такому органу, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками. Обычно хранение официальных валютных резервов направлено на выполнение ряда задач, которыми являются:
      поддержка и сохранение доверия к мерам политики в области управления денежно-кредитными агрегатами и обменным курсом, в том числе к возможности проведения интервенций в целях поддержки национальной валюты;
      ограничение внешней уязвимости путем хранения ликвидных средств в иностранной валюте для нейтрализации шоков во время кризисов или при ограниченном доступе к заимствованию;
      внушение участникам рынков определенной степени уверенности в способности страны выполнить свои внешние обязательства;
      демонстрация опоры национальной валюты на внешние активы;
      оказание помощи Правительству в удовлетворении его потребностей в иностранной валюте и выполнении обязательств по внешнему долгу;
      поддержка в случае национальной катастрофы или в чрезвычайных обстоятельствах.10
      Роль международных резервов в период валютного кризиса
      Резкое  падение обменного курса и  истощение валютных резервов являются основными признаками кризиса. В  литературе под валютным кризисом, как правило, понимается падение курса национальной валюты на 25-30% и более за несколько месяцев и такое же резкое сокращение валютных резервов.
      Рассмотрим  роль международных резервов  в  период кризиса в рамках платежного баланса и государственной задолженности.
      Валютные  резервы – накопленные страной запасы иностранной валюты, которыми располагает центральный банк и финансовые органы страны, предназначенные для международных расчетов и регулирования внутреннего валютного рынка. В валютные резервы включают также золотой запас страны и другие возможные источники получения иностранной валюты.11
    Валютные  резервы используются главным образом для регулирования внешних расчетов, покрытия дефицита платежного баланса и стабилизации валютного курса на валютных рынках. Для покрытия дефицита платежного баланса обычно используются резервы иностранной валюты, однако эта возможность ограничена из-за неравномерности распределения валютных резервов.
      В большинстве стран мира основу  валютных резервов по-прежнему составляют доллары США. Также к основным резервным валютами относятся евро, английский фунт стерлингов, японская иена и швейцарский франк. Мировая практика показывает, что мотивы центральных банков включения той или иной валюты в состав золотовалютных резервов может быть самой разнообразной.
        Платежный баланс – это статистический документ, отражающий движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода.12
      Платежный баланс (ПБ) состоит из трех основных групп счетов: счета текущих операций, счета движения капитала и счет резервов ЦБ. Операции, приводящие к притоку иностранной валюты в страну, учитываются в кредитовой части ПБ. Операции, приводящие к оттоку иностранной валюты из страны, учитываются в дебетовой части ПБ.
      Счета текущих операций включают в себя:
      экспорт (кредит) и импорт (дебет) товаров;
      экспорт (кредит) и импорт (дебет) услуг;
      доход от международных (кредит) и иностранных (дебет) инвестиций;
      оплата труда резидентам за границей (кредит) и иностранцам (дебет);
      односторонние трансферты в страну (кредит) и из страны (дебет).
      Счета движения капитала включают в себя:
      счет операций с капиталом;  
      капитальные трансферты полученные (кредит) и выплаченные (дебет); 
      финансовый счет;
      прямые иностранные (кредит) и международные (дебет) инвестиции;
      портфельные иностранные (кредит) и международные (дебет) инвестиции;
      прочие инвестиции (наличная иностранная валюта, остатки на текущих счетах и депозитах, торговые кредиты и авансы, просроченная задолженность, и т.д.)
      Счет  резервов ЦБ учитывает:
      изменение резервных активов ЦБ;
      золото;
      специальные права заимствования (Special Drawing Rights) SDR;
      иностранная валюта.13
      Кризис платежного баланса происходит, когда Центральный банк фиксирует курс валюты на уровне, противоречащем другим целям монетарной политики. Если, к примеру, расширение денежной массы в данной стране идет быстрее, чем в других, то спрос на валюту будет превышать ее предложение, так как цены в данной стране будут повышаться по сравнению с мировыми, в результате чего будет невыгоден экспорт и выгоден импорт. Возможности поддержания фиксированного курса в такой ситуации определяются только величиной валютных резервов Центрального банка.
        Если у экономических агентов  появляется недоверие к возможности  центрального банка удерживать  курс на заданном уровне, то  они будут ожидать девальвацию  национальной валюты. Это приведет  к сдвигу кривой доходности  по иностранным активам (выраженным в единицах национально валюты) вправо и давлению на курс рубля в сторону понижения. В этих условиях центральный банк будет сдерживать курс на прежнем уровне, продавая иностранные активы. Когда давление на национальную валюту сохраняется достаточно долго, снижение международных резервов заставляет центральный банк отказаться от поддержания национальной валюты, что приводит к резкой девальвации.
      Рассмотрим  механизм, связывающий бюджетные дефициты с дефицитами по балансу текущих операций. Монетизация бюджетных дефицитов, т.е. их погашение за счет денежной эмиссии, ведет к инфляции, ухудшению условий торговли (из-за более быстрого роста внутренних цен) и дефициту по балансу текущих операций. Стандартными рекомендациями в таком случае являются сокращение бюджетного дефицита и ужесточение монетарной политики.
        Кризис платежного баланса может  произойти и без бюджетных  дефицитов: если темпы роста  цен в данной стране выше, чем  в других странах – торговых  партнерах (из-за инфляции издержек  или из-за либеральной монетарной политики), условия торговли и платежный баланс по текущим операциям ухудшаются, что рано или поздно должно привести к подрыву валютного курса.
        Основные черты этого типа  кризиса прослеживались в России  до 1998 года. Переоцененный с конца 1995 года (вскоре после введения валютного коридора) рубль подорвал конкурентоспособность экспорта (с 1997 года его рост прекратился) и ухудшил баланс текущих операций (он стал отрицательным в первой половине 1998 года), что привело к оттоку капитала в ожидании девальвации. Валютные резервы, бывшие и до кризиса не такими уж значительными (15 млрд долл. в начале 1998 г.), стали снижаться, четырехмиллиардный кредит МВФ, выданный в июле и целиком направленный на пополнение резервов, был почти полностью израсходован за четыре недели, и вынужденная девальвация все-таки была осуществлена 17 августа.
      Кризис  государственной задолженности  происходит из-за чрезмерного накопления государственного долга, когда у  инвесторов возникают сомнения в  способности правительства обслуживать свою задолженность. Потеря доверия к государству-заемщику вызывает стремление кредиторов вернуть свои вложения досрочно, что равносильно атаке на валюту и может привести к истощению резервов и валютному кризису.14
        Необходимо различать кризисы, вызванные чрезмерным ростом внешнего и внутреннего долга государства.
      Внешний государственный  долг – суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, т. е. общая задолженность страны по внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в текущем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы.
      Внутренний  государственный  долг – внутренняя задолженность государства банкам, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, в связи с выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия подлежащих возврату вкладов в государственных банках.15
        Если долг номинирован в иностранной валюте, связь с валютным кризисом очевидна: отток капитала в ожидании дефолта ведет к истощению резервов и девальвации. Если же обязательства правительства номинированы в национальной валюте, то инвесторы, беспокоясь о финансировании дефицита бюджета за счет сеньоража16 (что может привести к инфляции), переводят свои вложения из национальной валюты в иностранную, ускоряя тем самым девальвацию.
        Решающим фактором в таком  типе кризиса оказываются выгоды и издержки отказа от твердого курса: как только инвесторы убеждаются в том, что выгоды от девальвации для правительства (в виде обесценения долга, номинированного в национальной валюте) перевешивают издержки (рост цен, повышение стоимости обслуживания долга), они атакуют валюту, вызывая кризис. Кризис задолженности частных заемщиков, вызванный чрезмерным увеличением внешнего долга частных фирм и банков, может произойти даже когда с государственной задолженностью все в порядке. С таким кризисом столкнулись многие азиатские страны в 1997 – 1998 гг., и Индонезия является самым характерным примером. Непосредственно перед кризисом 50% всего индонезийского внешнего долга приходилось на частный сектор (конгломераты – объединения частных нефинансовых фирм), причем 79% этого долга падало на заимствования частных корпораций, а не банковской системы.
        При этом валютный кризис в  азиатских странах произошел  на фоне благоприятной макроэкономической  ситуации: высокая норма сбережений, значительный экономический рост, низкая инфляция, почти полное отсутствие бюджетных дефицитов и умеренная государственная задолженность. Как и в предыдущем случае, здесь можно различать кризис, вызванный накоплением внутренней и внешней задолженности частного сектора и банков. Недоверие населения к национальной валюте может в какой-то момент спровоцировать «набег» вкладчиков на банки с целью изъятия своих депозитов, номинированных в национальной валюте. Это чревато банковским кризисом, при котором давление на валюту неизбежно возрастет, и потому, что банки могут иметь внешнюю задолженность, возврат которой окажется под вопросом, и потому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могут потребовать дополнительных государственных расходов.
        Важным условием превращения  внутринационального кризиса частной задолженности в валютный является либерализация движения капитала в страну и особенно из страны, или высокая степень конвертируемости валюты по капитальным операциям. Одновременное ослабление ограничений в этих двух сферах известно под названием «двойная либерализация». Под такой либерализацией понимается снятие ограничений, с одной стороны, на деятельность национальных финансовых институтов, а с другой – на конвертируемость валюты по капитальным операциям.
        При слабости национальной банковской системы и набеге вкладчиков на банки у последних, как отмечалось, возникает желание перевести свои сбережения в валютные финансовые инструменты из-за недоверия к национальной валюте, даже если никаких проблем с обслуживанием внешнего долга не возникает. При отсутствии ограничений на вывоз капитала финансовые активы, номинированные в национальной валюте, будут переводиться в иностранные активы, так что внутригосударственный банковский кризис может перерасти в валютный.
        В Таиланде, например, девальвация бата в июле 1997 года произошла в момент, когда валютные резервы, составлявшие 31 млрд долл., сократились до 1.4 млрд долл., а в год, предшествующий кризису, дефицит по балансу текущих операций составил более 8% ВВП, что по международным стандартам является очень высоким показателем. Поэтому на первый взгляд можно было бы предположить, что валютный кризис в Таиланде был результатом только фиксации обменного курса на уровне, несовместимом с другими ориентирами макроэкономической политики.
        Однако повышение реального курса  бата было незначительным и  не могло объяснить глубины  таиландского кризиса, хотя сам  факт поддержания фиксированного  курса внес свой вклад в  кризис. Дело в том, что обязательство  центрального банка поддерживать фиксированный обменный курс воспринимается международными инвесторами как определенная гарантия от риска девальвации. А эта гарантия, в свою очередь, способствовала и разрастанию внутренних долгов, ослабивших национальную кредитную систему, и росту внешней задолженности частного сектора.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.