На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Бухгалторский учет товарных операций

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

 
        Горячеводское ГорПО в ходе  своей деятельности решает большое  количество сложных технико-экономических, финансовых и организационных задач. При этом оно реализует  главную цель: удовлетворяет потребности пайщиков – членов потребительского общества.
      Объектом  исследования в дипломной работе является Горячеводское ГорПО, а  период исследования охватывает 2001-2003 гг.
      Целью дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учёта и аудита товарных операций в Горячеводском ГорПО.
      Для достижения этой цели в дипломной  работе поставлены и определенным образом решаются следующие задачи:
    формулируется экономическая сущность товарных операций, цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций;
    изучается нормативно-правовая база, применяемая в Горячеводском ГорПО;
    даётся организационно-экономическая характеристика предприятия;
    рассматривается документальное оформление товарных операций и отчётность материально ответственных лиц;
    исследуется синтетический и аналитический учёт товарных операций;
    проводится комплексный анализ товарооборота;
    изучается организация и планирование аудита товарных операций;
    рассматривается порядок проведения и проверки материалов инвентаризации товаров;
    проводится аудит товарных операций в розничной торговле.
            Необходимость оценки прибыльности хозяйственных операций, планирования финансового результата и минимизации  налоговых платежей обусловлена большой вероятностью банкротства предприятия при принятии решений, не адекватных складывающейся обстановке.
      Постановка  и решение этих задач существенным образом зависит от современного состояния бухгалтерского учёта, которое характеризуется:
    непредсказуемостью поведения дебиторов и кредиторов;
    наличием коммерческих тайн на предприятии;
    чрезмерной жесткостью современной налоговой системы;
    нестабильностью законодательства;
    неустойчивой работой банковской системы;
    наличием вычислительной техники и развитого программного обеспечения.
      Первые  пять факторов  неблагоприятные, они  требуют максимального напряжения от всей  бухгалтерской службы предприятия. Хорошая оснащенность бухгалтерии  персональными компьютерами и программным обеспечением облегчает решение текущих задач и дает существенный выигрыш во времени. Однако сегодня этого недостаточно. Бухгалтер обязан использовать свой профессиональный опыт и для других целей. В первую очередь, для постановки и решения задач оценки прибыльности хозяйственных действий, налогового планирования и прогнозирования финансового результата. Это возможно только при условии, что бухгалтерский учёт на предприятии важный элемент стратегического и оперативного планирования. В современных условиях главный бухгалтер занимает одно из ключевых мест на предприятии. Он должен быть полностью осведомлен о состоянии дел на предприятии, и иметь достаточно прав, чтобы влиять на принятие решений. Кроме того, он обязан уметь ставить и решать задачи налогового и финансово-инвестиционного планирования, владеть вопросами анализа финансово-экономического состояния предприятия.
      Выбор темы дипломной работы связан в первую очередь с тем, что основным видом деятельности Горячеводского ГорПО является торговля, поэтому возникла необходимость изучения товарных операций, как совокупности действий, связанных с приобретением товаров и их дальнейшей перепродажей по более высокой стоимости. Понятно, что основным отличием торговых операций от процесса производства является отсутствие самого производства, но любой товар, прошедший стадию производства, попадает к потребителю через торговую сеть. Поэтому значение торговли велико, так как она является последней стадией товарооборота.
      Необходимость исследования бухгалтерского учёта товарных операций в Горячеводском ГорПО связана с:
    ознакомлением с функциями, выполняемыми главным бухгалтером;
    работой бухгалтерии и обязанностями каждого бухгалтера;
    ознакомлением с работой каждого структурного подразделения предприятия;
    с изучением отражения на счетах бухгалтерского учёта хозяйственных операций;
    с изучением составления бухгалтерской отчётности и определения финансовых результатов;
    выявлением возможности совершенствования ведения бухгалтерского учёта.
 

      

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1 Экономическая сущность товарных операций. Цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций

 
      Торговля  – это вид предпринимательской  деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа  товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже. Различают два основных вида торговли: оптовую и розничную.
      Согласно  ст. 492 ГК, по договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.   По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Однако договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар, затраты по которому не относятся на себестоимость.
      Для правильного руководства деятельностью  предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учёта на предприятии.
      Основным  объектом бухгалтерского учёта в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учёт поступающих товаров и своевременное отражение в учёте операций, связанных с их выбытием.
      Главной целью бухгалтерского учёта в розничной торговле являются: контроль за сохранностью товаров; своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
      Для достижения этих целей необходимо решить комплекс бухгалтерских задач:
    обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли и материальной ответственности за товары;
    проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учёте;
    проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
    обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
    установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
    обеспечить контроль за правильной организацией и формированием цен;
    своевременное и правильное выявления валового дохода.
      В основе решения перечисленных задач  лежат следующие основные принципы учёта товаров:
    единство показателей бухгалтерского учёта при реализации товаров предприятий розничной торговли;
    возможность получения оперативной учётной информации о хозяйственной деятельности предприятия;
    организация учёта в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учёта все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности, администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным;
    единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход; если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;
    периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учёта для проверки обеспечения сохранности ценностей;
    контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки.
      Если  в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это  создаст условия для эффективного решения задач, стоящих перед  бухгалтерским учётом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учётом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учёта вызывают отставание учёта, запаздывание предоставления отчётности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учётно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.
      Недостатки  в организации учёта приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учётного персонала.
      Осуществляя контроль за соблюдением законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей, проводится аудит – проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, служебных действий должностных лиц, документов, записей. В Горячеводском ГорПО аудита проводит ревизионный отдел, в составе которого создана постоянно действующая ревизионная комиссия.
      По  объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть: плановыми (предусмотренными в плане работы ревизионного отдела) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, требующих неотлагательной проверки).
      Инвентаризация  является одним из методов проверки наличия числящихся на балансе предприятия материальных ценностей и заключается в  установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учёта.
Принципы ревизии:
    внезапность;
    сопоставимость единиц измерения;
    плановость;
    объективность;
    юридическая правомочность результатов;
    непрерывность;
    полнота охвата объектов;
    воспитательное воздействие и материальная ответственность;
    оперативность и экономичность;
    гласность.
      Путем проведения инвентаризации выявляются и документируются изменения в составе хозяйственных средств, которые не были зарегистрированы в тот момент, когда они произошли. Например,  уменьшение величины материальных ценностей в результате их естественной убыли.
      Периодическое обобщение информации по годовой  инвентаризации отражается в годовом бухгалтерском отчёте, а текущие - в отчётности того месяца, в котором была окончена инвентаризация.
      Основными задачами инвентаризации являются:
    проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской и кредиторской задолженности  и других статей баланса;
    контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учёта;
    выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;
    выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
    проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств.
      Таким образом, с помощью инвентаризации:
    проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учёта;
    выявляются ошибки, допущенные в учёте;
    принимаются на учёт неучтенные хозяйственные объекты;
    контролируется сохранность хозяйственных средств;
    выявляются   и предупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи;
    контролируется работа материально-ответственных лиц.
      Кроме того, инвентаризация занимает важное место в процессе осуществления экономического анализа. Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют сами работники предприятия, поэтому она выступает одним из методов контроля работников за деятельностью предприятия.
 

      

1.2. Нормативно-правовая  база бухгалтерского учёта

и аудита товарных операций

 
      Законодательство  Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из  Федерального  закона «О бухгалтерском учёте»  № 129-ФЗ от 23 ноября 1996 г., устанавливающего единые правовые и методологические  основы  организации  и  ведения  бухгалтерского учёта в Российской  Федерации, других  федеральных законов,  указов  Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
      Основными задачами, согласно законодательству РФ о бухгалтерском учёте являются: обеспечение единообразного ведения учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.
      Горячеводское ГорПО ведет бухгалтерский учёт, руководствуясь Законом «О бухгалтерском учёте», а именно:
    принимает к учёту объекты бухгалтерского учёта;
    проводит регулирование бухгалтерского учёта;
    организует бухгалтерского учёта;
    определяет функции, выполняемые главным бухгалтером;
    предъявляет основные требования к ведению бухгалтерского учёта;
    оформляет первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учёт;
    определяет регистры бухгалтерского учёта;
    осуществляет оценку имущества и обязательств;
    инвентаризация имущества и обязательств;
    составляет бухгалтерскую отчётность;
    осуществляет хранение документов бухгалтерского учёта.
      На  основании Федерального закона «О бухгалтерском учёте» разработано «Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации» № 34н от 30 декабря 1999 г., которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности по законодательству РФ независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской отчётности.
      Во  исполнение Программы реформирования бухгалтерского учёта соответствия с международными стандартами финансовой отчётности, утвержденной  постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 283-р, Министерством  финансов РФ были  утверждены следующие  Положения по бухгалтерскому учёту, применяемые в торговой организации: учётная политика организации, ПБУ 1/98, которое устанавливает основы формирования учётной  и раскрытия учётной политики организации.
      Согласно  ПБУ 1/98 под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
      На  основании Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» Горячеводское ГорПО в ходе своей деятельности осуществляет:
    формирование учётной политики – формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации,  при этом утверждаются: рабочий план счетов, формы первичных документов, применяемых для осуществления хозяйственной деятельности, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, методы оценки активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учётной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями;
    раскрытие учётной политики  – о необходимости организации раскрывать принятые при формировании учётной политики способы бухгалтерского учёта, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности. Существенными являются способы ведения бухгалтерского учёта без знания, о применении которых невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации;
    изменение учётной политики, может производиться в случаях: изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учёту, разработкой организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта, существенного изменения условий деятельности.
      Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации», ПБУ 4/99, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организации. В настоящем положении даны определения: бухгалтерской отчётности, отчётному периоду, отчётной дате, а также определение – кто является пользователем отчётности. В ПБУ определены требования к составу бухгалтерской отчётности, содержание бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, содержание пояснительной записки к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках. Так же даны пояснения к правилам оценки статей бухгалтерской отчётности, проведению аудиторской проверки, публичности бухгалтерской отчётности.
      Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации», ПБУ 9/99 – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о доходах. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением взносов пайщиков. ПБУ 9/99 определяет доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы, прочие поступления, а также признание выручки в бухгалтерском учёте.
      Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации», ПБУ 10/99   устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о расходах. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов участников. В ПБУ 10/99 определены виды расходов: от обычных видов деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы, чрезвычайные расходы, прочие расходы.
      Положение по бухгалтерскому учёту 6/01 «Учёт основных средств» ПБУ 6/01 устанавливает  правила  формирования  в бухгалтерском учёте  информации  об  основных средствах организации. ПБУ 6/01 является элементом системы регулирования бухгалтерского учёта в РФ оценки основных средств, амортизации основных средств, восстановления и выбытия основных средств.
      Положение по бухгалтерскому учёту 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»  ПБУ 5/01, устанавливает основы формирования в бухгалтерском учёте информации о материально-производственных запасах, находящихся в организации на праве собственности. В ПБУ 5/01 дано определение материально-производственных запасов, их оценка, отпуск, и отражение в бухгалтерском учёте.
      Положение по бухгалтерскому учёту 14/2000 «Учёт нематериальных активов», ПБУ 14/2000 устанавливает  правила  формирования  в бухгалтерском учёте  информации  о  нематериальных  активах организаций  находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. В положении отражены требования к ведению бухгалтерского учёта нематериальных активов: оценка нематериальных активов, амортизация и списание.
      Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт займов и кредитов и затрат по их    обслуживанию» ПБУ 15/01,   устанавливает правила формирования  в бухгалтерском учёте  информации о затратах,  связанных с выполнением обязательств  по  полученным  займам  и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей,   выпуска  и  продажи  облигаций  для  организаций,  являющихся юридическими   лицами   по   законодательству  Российской  Федерации,  Положение  не  применяется  к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа. В ПБУ 15/01 отражен порядок учёта задолженности по полученным займам,  кредитам,  выданным заемным обязательствам, состав и порядок признания затрат по займам и кредитам.
      Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из Налогового кодекса  и принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах  и сборах.
      Налоговый   кодекс устанавливает  систему  налогов  и  сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
    Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
    Основания  возникновения  (изменения,  прекращения)  и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
    Права  и  обязанности налогоплательщиков,  налоговых органов других участников  отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
    Формы и методы налогового контроля;
    Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    Порядок   обжалования   актов   налоговых  органов  и  действий (бездействия) их должностных лиц.
      Действие  Налогового  кодекса распространяется  на отношения по установлению,  введению  и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом.
      Законодательство  субъектов  Российской  Федерации  о  налогах и сборах  состоит  из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах   субъектов   Российской  Федерации,  принятых  в  соответствии  с Налоговым кодексом.
      Нормативные  правовые  акты  органов  местного  самоуправления о местных  налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.
      В  Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов:  федеральные  налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
      Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
      Региональными   признаются   налоги  и сборы,  устанавливаемые Налоговым  кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие   в   соответствии   с Налоговым кодексом  и   обязательные   к   уплате   на   территориях  субъектов   Российской   Федерации.   При  установлении регионального   налога   законодательными   органами субъектов    Российской   Федерации   определяются   следующие   элементы налогообложения:  налоговые  ставки  в  пределах, установленных Налоговым кодексом,  порядок  и  сроки уплаты  налога, а также формы отчётности по    региональному    налогу.   
      При установлении регионального налога законодательными   органами   субъектов  Российской Федерации  могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.
      Местными  признаются  налоги  и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом   и   нормативными  правовыми  актами  представительных  органов местного  самоуправления,  вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом  нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления  и  обязательные  к  уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
      При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления   в  нормативных  правовых  актах  определяются  следующие элементы  налогообложения:  налоговые  ставки  в  пределах, установленных Налоговым кодексом,  порядок  и  сроки  уплаты  налога,  а  также  формы отчётности  по  данному  местному  налогу.  Иные элементы налогообложения устанавливаются  Налоговым  кодексом.  При  установлении  местного налога представительными    органами   местного   самоуправления   могут   также предусматриваться  налоговые  льготы  и  основания  для  их использования налогоплательщиком.
      Не  могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.
      Горячеводское ГорПО является плательщиком следующих  налогов и сборов:
      федеральные налоги:
    налог на добавленную стоимость;
    налог на прибыль (доход);
    налог на доходы физических лиц;
    единый налог на вмененный доход;
    взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
    государственная пошлина;
    федеральные лицензионные сборы и др.
      региональные налоги и сборы:
    налог на имущество;
    региональные лицензионные сборы  и др.
      местные налоги и сборы:
    налог на имущество физических лиц;
    налог с продаж;
    местные лицензионные сборы и др.
      Трудовой  кодекс РФ принят  30.12.2001 г. № 197-ФЗ, введен в действие с 1 февраля 2002 г.
      Целями     трудового    законодательства    являются    установление государственных   гарантий  трудовых  прав  и  свобод  граждан,  создание благоприятных  условий  труда,  защита  прав  и  интересов  работников  и работодателей.
      При осуществлении контроля за кооперативной  собственностью и проведении ревизий товарных операций Горячеводское ГорПО руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
    Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
    Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»  от 06.12.91 №1992-1 (с изменениями и дополнениями).
    Закон Российской Федерации от 07.12.91 г. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями).
    Закон Российской Федерации от 18.06.93 г №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».
    Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),  и о порядке формирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. №522 с последующими изменениями и дополнениями).
    Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфин России от 06.05.99 г. №33н.
    Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфин России от 29.07.98 г. №34н.
    Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 г. №32н.
    Основные положения по учёту тары на предприятиях, в производственных объединениях и организациях, утвержденные Минфином СССР 30.09.85 г. №166.
    План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по применению.
    Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утверждены Роскомторгом и Минфином России 20.04.95 г. 1-550/32-2).
    Методические рекомендации по учёту и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждены письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.96 г. №1-794/32-5).
    Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 г. №49).
    Методические рекомендации по использованию данных учёта выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации (письмо Банка России №51 и Госналогслужбы России №ВЗ-6-13/272 от 18.08.93 г.).
    Порядок отражения в бухгалтерском учёте товарообменных операций, осуществляемых на бартерной основе (письмо Минфина России от 30.10.92 г. №16-05/4).
    Постановление Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации №230-7/431, Комитета Российской Федерации по торговле №1-1177/32-7, Государственного комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора от 07.09.95 г.
      Основным  документом, определяющим порядок проведения инвентаризации, является Приказ Министерства Финансов РФ №49 от 13.06.95г «Об утверждении методических указаний  по инвентаризации имущества и финансовых результатов».
 

      

1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРЯЧЕВОДСКОГО  ГОРПО

 
      Горячеводское городское потребительское общество (ГорПО) было образовано на основании Постановления правления Ставропольского Крайпотребсоюза от 18 февраля 1966 г. №10 §2 на базе Горячеводского СтанПО Предгорного Райпотребсоюза, созданного в 1938 г. В состав ГорПО вошли ликвидированные хозрасчетный универмаг, Этокское СельПО, Рабкооп, Свободненское СельПО и чайная.
      Местонахождение общества – Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. Шоссейная, 103. Имеет филиал, расположенный в  пос. Константиновском.
      Общество  создалось в целях удовлетворения нужд и потребностей его членов – пайщиков. Для выполнения указанной цели ГорПО осуществляет:
    оптовую, розничную торговлю;
    производство и продажу кондитерских изделий;
    заготовительную деятельность;
    закупку сельхозпродуктов, сырья, материалов;
    оказывает услуги общественного питания;
    оказывает транспортные услуги.
      Кроме того, ГорПО в праве осуществлять другие виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ. Общество осуществляет все, не запрещенные законодательством гражданско-правовые сделки. В настоящее время в состав ГорПО входят следующие объединения, потерявшие свою самостоятельность после реорганизации, а именно:
    Объединение «Общепит»;
    Объединение по торговле хозяйственными и строительными материалами «Хозстроймаг»;
    Константиновское объединение розничной торговли – ОРТ;
    Горячеводское предприятие автомобильного транспорта и механизации.
      ГорПО ставит своей основной задачей развитие и совершенствование кооперативной  торговли, удовлетворение потребностей членов кооператива и населения  в товарах народного потребления, хозяйственного назначения, сельхозпродуктами и сырьем, развитие общественного питания, хлебопечения и других видов обслуживания бытовых нужд населения.
      Высшим  органом управления ГорПО (рис. 1) является общее собрание пайщиков, которое  правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. В период между общими собраниями пайщиков его функции выполняет Совет ГорПО, избираемый общим собранием. Совет осуществляет управление ГорПО и ведение его дел, и подотчетен общему собранию. Исполнительным органом ГорПО является правление ГорПО. Работа в Горячеводском ГорПО выполняется пайщиками и работниками, принятыми по контракту (трудовому соглашению).
      Горячеводское ГорПО  имеет достаточную материальную базу. В нее входят: здание администрации, 54 магазина, в т.ч. 39 действующих, 3 кафе, Универмаг, склады, овощехранилище, гаражи. Имеется 18 грузовых машин, 2 «Газели», 6 легковых автомашин, торговое оборудование.
      В Горячеводском ГорПО работают 307 человек. Из них работники прилавка – 186 человек, общественного питания – 35 человек, транспорта – 30, прочих отраслей – 13. Административно-управленческий аппарат состоит из 43 человек.
      ГорПО обеспечивает своих пайщиков, население  г. Пятигорска, пос. Горячеводского и прилегающих поселков продуктами питания, товарами первой необходимости. ГорПО поддерживает деловые отношения с более чем 200-ми большими и малыми предприятиями. Среди них ОАО «Пятигорский хлебокомбинат», ЗАО «Байсад», ОАО «Мясокомбинат Пятигорский», АСХОЗТ «Машук», ООО «Ликероводочный завод Пятигорский», ОАО «Экон», ОАО «Холод», ЗАО «Завод Спектр», ООО «Маруша», ОАО «Ставропольмебель», ООО «Трубокомплект», ООО «Урюпинский трикотаж». В основном это Кавминводские производители продукции и производители Ставропольского края. Также ГорПО успешно сотрудничает и с Московскими, Ростовскими, Краснодарскими, Белорусскими фирмами. Налажены связи с ООО «Пионерский леспромхоз» Свердловской области.
      Рисунок 1 «Схема управления ГорПО».
        
      
      
      
      
      
      
        

      
      
        

      
      
      
      
        
 
 

            Для изучения финансового  положения организации важное значение отводится экономической характеристике хозяйствующего субъекта, позволяющей проследить эффективность деятельности в целом по организации, проанализировать динамику экономических показателей деятельности, степени изменения размеров производства за анализируемый период.
      Каждая  организация для осуществления  своей деятельности должна иметь  ряд необходимых исходных факторов, одним из которых выступают финансовые ресурсы. Источники их образования  для каждой организации разные, что  оказывает большое влияние на действия ее руководства. 

      Таблица 1.1
      Состав  и структура финансовых ресурсов Горячеводского ГорПО (тыс. руб.)
Источники средств       По  состоянию на 1 января       Абсолютное отклонение (+,-) 2003 от 2001
      2001       2002       2003       в сумме       в % к итогу
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %
сумма уд. вес,
%
   
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Собственный капитал – всего,
в том  числе:
уставный
добавочный
 
7930,6 
39,0
7891,6
 
74,32 
0,49
99,51
 
8224,0 
39,0
8185,0
 
74,50 
0,47
99,53
 
8824,0 
39,0
8785,0
 
66,17 
0,44
99,56
 
+893,4 
-
+893,4
 
-8,15 
-0,05
+0,05
Заемные и привлеченные средства кредиты и займы кредиторская  задолженность
 
2741,0 21,0
2720,0
 
25,68 0,77
99,23
 
2814,9 21,9
2793,0
 
25,50 0,78
99,22
 
4512,1 12,6
4499,5
 
33,83 0,28
99,72
 
+1771,1 -8,4
+1779,5
 
+8,15 -0,49
+0,49
ИТОГО 10671,6 100,00 11038,9 100,00 13336,1 100,00 2664,5 Х
 
      Как видно из таблицы 1.1, собственный капитал превышает заемные средства. Однако в динамике прослеживается снижение удельного веса собственного капитала. Это связано с увеличением кредиторской задолженности, которая по сравнению с 2000 годом увеличилась на 1779,5 тыс. руб. Кредиторская задолженность не просроченная. А привлечение заемных средств в оборот является нормальным явлением, т. к. это содействует временному улучшению финансового состояния организации.
      Основные  средства выступают одним из определяющих элементом материально-технического обеспечения хозяйственной деятельности. Поэтому важно рассмотреть, насколько правильно осуществлен выбор состава и структуры основных средств.
      Таблица 1.2
      Состав  и структура основных средств (тыс. руб.)
Группа  основных средств       2001       2002       2003 2003 в % к 2001
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %
1 2 3 4 5 6 7 8
Здания 13033.3 84,58 13033,3 83,91 12870,5 80,82 98,75
Сооружения 421,1 2,73 421,1 2,71 400,4 2,51 95,08
Машины  и  оборудование
950,0 6,17 1146,1 7,38 1529,0 9,60 160,95
Транспортные  средства 1005,1 6,52 932,1 6,00 1125,6 7,07 111,99
Всего 15409,5 100,00 15532,6 100,00 15925,5 100,00 103,35
      Как видно из данных таблицы 1.2, в структуре основных средств произошли изменения. Стоимость зданий и сооружений снизилась в результате продажи убыточных предприятий, что положительно влияет тем, что уменьшается сумма налога с имущества. Однако, как видно из таблицы, оборудование и транспортные средства увеличились в объеме, что вызвано производственной необходимостью замены устаревшего и полностью амортизированного оборудования на современное, а также необходимостью обеспеченности собственными транспортными средствами для нужд хозяйственной деятельности Горячеводского ГорПО.
      Трудовые  ресурсы – это наиболее важный элемент в организации хозяйственной деятельности, который можно характеризовать как с количественной, так и с качественной стороны. Таблица 1.3 отражает только первую из них.
      Таблица 1.3
      Показатели  по труду и его оплате (тыс. руб.)
Наименование 2001 2002 2003 Абсолютное отклонение (+,-) 2003 от 2001 2003 в % к 2001
1 2 3 4 5 6
Розничный товарооборот 23028,3 32583,1 50710,5 +27682,2 220
Среднесписочная численность работников работников  прилавка
 
302 
113
 
306 
112
 
307 
105
 
+5 
-8
 
101,66 
92,92
Затраты труда, чел.час 495240 490800 494810 -430 99,91
Фонд оплаты труда 1958,2 2755,4 4225,5 +2267,3 220
Товарооборот  в расчете на одного работника  
76,3
 
106,5
 
165,2
 
+88,9
 
220
Среднемесячная  оплата труда одного работника  
0,5
 
0,8
 
1,1
 
+0,6
 
220
Оплата труда  на рубль товарооборота, руб.  
11,8
 
11,8
 
12,0
 
+0,2
 
101,69
 
      Как видно из данных таблицы 1.3, среднесписочная численность работников в период с 2000 по 2002 изменялась незначительно. Причем наблюдается снижение количества работников прилавка, в то же время, как видно из таблицы, производительность труда повышается. Прослеживается и рост среднемесячной оплаты труда одного работника, данный показатель по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,2 раза.
      Таблица 1.4
      Структура розничного товарооборота Горячеводского ГорПО (тыс. руб.)
Наименование 2000 2001 2002 Абсолютное  отклонение (+,-) 2002 от 2000
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % в сумме уд. вес %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Непродовольственные товары  
5157,4
 
22,40
 
7450,3
 
22,87
 
15067,8
 
29,71
 
+9910,4
 
+7,3
Продовольственные товары  
17870,9
 
77,60
 
25132,8
 
77,13
 
35642,7
 
70,29
 
+17771,8
 
-7,3
ИТОГО 23028,3 100,00 32583,1 100,00 50710,5 100,00 27682,2 х
 
      Как видно из таблицы 1.4, наибольший удельный вес в структуре розничного товарооборота приходится на продовольственные товары, однако в динамике прослеживается тенденция снижения данного показателя. Так, в 2000 году он составлял 77,6%, а в 2002 – уже 70,3%. В то же время доля оборота по непродовольственным товарам повысилась на 9910,4 тыс. руб.
      Для всех организаций в условиях рыночной экономики важным условием функционирования выступает безубыточность деятельности. В таблице 1.5 представлены показатели финансовых результатов.
      Таблица 1.5
      Формирование  финансовых результатов (тыс. руб.)
Показатели 2001 2002 2003 Абсолют. откл. 2003 от 2001 2003 в % к 2001
1 2 3 4 5 6
Доходы и  расходы по обычным видам деятельности: Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции  (за минусом НДС)
 
 
 
23028,3
 
 
 
32583,1
 
 
 
50710,5
 
 
 
+27682,2
 
220
Себестоимость проданных товаров 18166,2 25358,2 40725,8 +22559,6 220
Валовая прибыль 4862,1 7224,9 9984,6 +5122,5 220
Коммерческие  расходы 4445,9 5762,2 8352,3 +3906,4 187,9
Прибыль (убыток) от продаж 416,1 1462,7 1632,3 +1216,2 390
Операционные  доходы и расходы: 2,4 5,2 5,7 +3,3 240
Прочие операционные доходы 493,7 32,8 51,3 -442,4 10,4
Прочие операционные расходы 78,5 106,0 86,4 +7,9 110,1
Внереализационные доходы 192,3 59,4 - - -
Внереализационные расходы 35,2 15,8 - - -
Прибыль до налогообложения 990,9 1438,3 1603,0 +612,1 161,8
Налог на прибыль 813,4 938,0 878,4 +65,0 108,0
Чистая прибыль 177,4 500,3 724,5 +547,1 410
      Как видно из данных таблицы 1.5, размер выручки организации без НДС, налога с продаж и обязательных аналогичных платежей за  анализируемый  период вырос в 2,2 раза. В то же время себестоимость проданных товаров также выросла в 2,2 раза. В 2002 году величина нераспределенной прибыли за аналогичный период достигла максимальной величины – 724,5 тыс. руб., что в 4,1 раза больше по сравнению с 2000 годом.
      Таблица 1.6
      Структура имущества и источников его формирования (тыс. руб.)
Показатели По состоянию  на 1 января Абсолютное  отклонение (+,-) 2003 от 2001
2001 2002 2003 в сумме по уд. весу, %
сумма уд.вес, % сумма уд.вес, % сумма уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Актив Внеоборотные  активы
 
 
6860,0
 
 
62,52
 
 
6734,0
 
 
57,67
 
 
7119,1
 
 
50,17
 
 
+259,1
 
 
-12,35
Оборотные активы  
4026,0
 
36,70
 
4943,5
 
42,33
 
7070,7
 
49,83
 
+3044,7
 
+13,13
Убытки 86,0 0,78 - - - - -86,0 -0,78
Валюта баланса 10972,0 100,00 11677,5 100,00 14189,8 100,00 +3217,8 х
Пассив Капитал и  резервы
 
 
8231,0
 
 
75,02
 
 
8665,7
 
 
74,21
 
 
9677,8
 
 
68,20
 
 
+1446,8
 
 
-6,82
Краткосрочные обязательства  
2741,0
 
24,98
 
3011,8
 
25,79
 
4512,0
 
31,8
 
+1771,0
 
+6,82
Валюта баланса 10972,0 100,00 11677,5 100,00 14189,8 100,00 +3217,8 х
      Как видно из таблицы 1.6, активы организации за последние три года увеличились. Наибольший темп роста у оборотных активов. Их размер увеличился на 3044,7 тыс. руб. - по удельному  весу на 13,1%. Одновременно, как видно из таблицы, наблюдается рост источников образования имущества. В их структуре наибольший вес приходится  на собственные средства. Однако в динамике его доля в структуре пассивов постоянно снижается, и в 2002 году составила – 68,2%.
      Современные формы ведения хозяйственной  деятельности каждого хозяйствующего субъекта позволяет использовать заемный капитал. Вместе с тем, сумма этих займов не должна снижать платежеспособность и финансовую устойчивость организации ниже установленных нормативных значений, за которыми может последовать банкротство и прекращение деятельности. Значения этих коэффициентов определяется на основе соотношения отдельных частей баланса.
      Таблица 1.7
      Показатели  платежеспособности и финансовой устойчивости
Наименование Оптимальное значение По состоянию  на 1 января Абсолютное  отклонение (+,-) от оптимального значения
2001 2002 2003 2000 2001 2002
1 2 3 4 5 6 7 8
Коэффициент абсолютной ликвидности  
>0,2
 
0,1
 
0,1
 
0,2
 
-0,1
 
-0,1
 
-
Промежуточный коэффициент ликвидности  
>0,5
 
0,4
 
0,4
 
0,5
 
-0,1
 
-0,1
 
-
Общий коэффициент  текущей ликвидности  
2
 
1,5
 
1,6
 
1,6
 
-0,5
 
-0,4
 
-0,4
Коэффициент обеспеченности собственными средствами  
 
0,1
 
 
0,3
 
 
0,3
 
 
0,2
 
 
+0,2
 
 
+0,2
 
 
+0,1
Коэффициент восстановления платежеспособности  
 
1,0
 
 
1,5
 
 
1,6
 
 
1,6
 
 
+0,5
 
 
+0,6
 
 
+0,6
Коэффициент финансовой зависимости  
?2
 
1,4
 
1,4
 
1,6
 
-0,6
 
-0,6
 
-0,4
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала  
 
>0,5<1
 
 
0,3
 
 
0,3
 
 
0,5
 
 
-0,2
 
 
-0,2
 
 
-
 
      Как видно из данных таблицы 1.7, коэффициент текущей ликвидности равен 0,1. Это свидетельствует о том, что имеющиеся у потребительского общества оборотные средства не позволяют погасить долги по краткосрочным обязательствам. Однако коэффициент платежеспособности организации, который выражает ее способность осуществлять расчеты по всем видам обязательств: и по ближайшим, и по отдаленным., выше оптимального значения. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует способность потребительского общества рассчитаться с задолженностью немедленно. Чем выше данный коэффициент, тем надежнее организация. Из таблицы видно, что данный коэффициент равен 0,1. Это свидетельствует о том, что потребительское общество испытывает недостаток свободных денежных средств для финансирования текущей хозяйственной деятельности. Однако в 2003 году наблюдается приближение данного коэффициента к оптимальному значению.  Коэффициент обеспеченности собственными средствами, который представляет собой отношение собственных оборотных средств к величине оборотных активов. Из таблицы видно, что потребительское общество не испытывает дефицита собственного капитала, хотя  за последний год он уменьшился. Коэффициент финансовой зависимости определяется отношением величины обязательств организации к величине ее собственного капитала. Он показывает, каких средств у организации больше - заемных или собственных. Чем больше коэффициент, тем меньше зависимость организации от заемных средств. По сравнению с 2002 и 2001 годами этот коэффициент вырос до 1,6, хотя  это и меньше оптимального значения на 0,4.
 

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ

В Горячеводском ГорПО

2.1. Документальное оформление  товарных операций

 
      Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.
      Движение  товаров от поставщика к потребителю в Горячеводском ГорПО оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом-фактурой).
      Накладная в учёте ООО Горячеводского ГорПО выступает как приходным, так и расходным товарным документом, при отпуске товаров со склада выписывается материально-ответственным лицом. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учётом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара.
      Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит их двух разделов: товарного и транспортного.
      При доставке товаров железнодорожным  транспортом, в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная.
      Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
      Если  приемка товара осуществляется на складе Горячеводского ГорПО, то проверяется соответствие фактического наличия товара, данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и расчетных документах.
      Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально-ответственным лицом  по доверенности. Если товар находится в таре, то приемка может производиться по количеству мест. Если количество и качество товара соответствует  указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанных в сопроводительных документах.
      В случае несоответствия фактического наличия  товаров, составляется акт, который является юридическим основание для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе делается отметка об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят материально-ответственное лицо Горячеводского ГорПО, представитель поставщика.
      При закупке товаров товароведы следят за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
      Учёт первичных документов по приходу товаров регистрируется в «Журнале документов прихода товаров», который содержит название приходного документа, его дату и номер, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
      Оформление  и учёт реализации товаров в Горячеводском ГорПО зависит от способа расчета за приобретаемый товар между поставщиками и ГорПО. Товары  приобретаются как за наличный, так и по безналичному расчету. Стороны, заключившие договор, вправе избрать и установить в договоре  любую из форм расчетов.
      Внутреннее  перемещение товаров между структурными подразделениями Горячеводского ГорПО (складами, магазинами), где работают разные материально-ответственные лица, проводятся на основании письменного распоряжения старшего товароведа, и оформляется накладной в установленном порядке. Подпись материально-ответственного лица заверяется круглой печатью фирмы. Внутреннее перемещение товаров учитывается отдельной строкой в товарном отчёте.
      Горячеводское ГорПО является как покупателем, так и продавцом товаров. Порядок ведения товаров в Горячеводском ГорПО, являющемся плательщиком налога на добавленную стоимость устанавливают «Правила ведения журналов учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914.
      Горячеводское ГорПО ведет  книгу покупок, предназначенную  для регистрации счетов-фактур,  выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на   добавленную   стоимость,   предъявляемой  к  вычету  (возмещению)  в установленном порядке.
      Счета-фактуры,  полученные  от продавцов, регистрируются  в  книге  покупок  в  хронологическом  порядке по мере оплаты и оприходования  приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
      При  частичной оплате оприходованных товаров  (выполненных работ, оказанных  услуг)  регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на  каждую  сумму,  перечисленную  продавцу в порядке частичной оплаты, с указанием  реквизитов счета-фактуры по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой у каждой суммы  «частичная оплата».
      Регистрация  в книге покупок счетов-фактур с одинаковыми реквизитами производится (допускается Правилами), только  в  случаях  перечисления средств  в порядке частичной оплаты.
      В книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные:
    при  безвозмездной  передаче  товаров  (выполнении  работ,  оказании       услуг), включая основные средства и нематериальные активы;
    комиссионером  (поверенным)  от комитента (доверителя) по переданным
    для реализации товарам.
      Если Горячеводское  ГорПО,  перечисляет  денежные  средства  продавцу в виде авансовых   или   иных  платежей  в  счет  предстоящих  поставок  товаров (выполнения  работ,  оказания  услуг),  счета-фактуры по этим средствам в книге покупок не регистрируют.
      Книга   покупок   Горячеводского ГорПО прошнурована,  а  ее  страницы пронумерованы  и скреплены печатью.
      Контроль  за  правильностью  ведения  книги  покупок  осуществляется главным бухгалтером Горячеводского ГорПО.
      Книга  покупок  хранится  в течение полных 5 лет с даты последней записи.
      Горячеводское ГорПО является продавцом товаров и ведет   книгу  продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур, составляемых при совершении операций, которые  облагаются  налогом  на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
      Регистрация   счетов-фактур  в  книге  продаж  производится  в хронологическом  порядке  в  том  налоговом  периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
      При  получении  денежных  средств  в  виде  авансовых  или иных платежей  в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)  бухгалтером Горячеводского ГорПО составляется  счет-фактура,  который  регистрируется в книге продаж.
      При  отгрузке  товаров  в счет полученных  авансовых  или  иных  платежей  в  книге  продаж производится корректировочная  запись,  уменьшающая  ранее начисленную сумму налога по этим платежам.
      Регистрация счетов-фактур с одинаковыми реквизитами в  книге продаж делается  только  в  случаях  поступления  средств, в порядке частичной  оплаты,  а  также отгрузки товаров под полученную сумму авансовых или иных платежей с соответствующей корректировкой (зачетом) ранее начисленных сумм налога по платежу.
      Книга   продаж   прошнурована,    ее  страницы пронумерованы и скреплены печатью.      Контроль   за  правильностью  ведения  книги  продаж  осуществляется главным бухгалтером Горячеводского ГорПО.
      Книга  продаж  хранится  в течение  полных 5 лет, с даты последней записи.
 

2.2. Отчётность материально-ответственных лиц

 
      Материально-ответственные  лица составляют отчётность о наличии и движении товаров в срок не позднее 11, 21, 1 числа каждого месяца (сроки предоставления товарных отчётов материально-ответственными лицами устанавливаются руководителем и главным бухгалтером предприятия).
      В адресной части товарного отчёта указываются наименование организации, номер и  дата его составления, охватываемый период, а также фамилия и инициалы  материально-ответственного лица.
      Остаток товара и тары на начало отчётного периода берут из предыдущего товарного отчёта, а в случае составления первого товарного отчёта после проведения инвентаризации – из инвентаризационной описи.
      В приходной части товарного отчёта отражается поступление товаров и тары в стоимостном выражении, с указанием наименования поставщика, номера и даты приходного документа, а также выводится итог прихода с учётом остатков.
      В расходной части товарного отчёта отражается списание сумм реализованного (выбывшего) товара,  возврата недоброкачественного товара, перемещение и т.п. 
      Основой товарного отчёта является подтверждение товарного остатка.
      Товарный отчёт заполняется в двух экземплярах, при этом первый экземпляр отчёта вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, предоставляются в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчёта остается у материально-ответственного лица. Все приходные и расходные документы располагаются в хронологическом порядке.
      Нумерация товарных отчётов последовательная с начала и до конца года. Допущенные ошибки в товарных отчётах исправляются таким образом: одной чертой зачеркивается неправильная запись и надписывается правильный текст или цифровые данные. Исправление ошибок в товарном отчёте оговаривается надписью «исправлено» и подтверждается подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления.
      Если  дата проведения инвентаризации не совпадает  с установленным периодом отчётности, то составляется два отчёта: первый – с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй – от даты окончания инвентаризации до установленного представления товарного отчёта.
      Учёт товаров в Горячеводском ГорПО организован: в бухгалтерии – по материально-ответственным лицам в стоимостном выражении, на складах – по наименованиям, количеству и цене товара в карточках складского учёта.
      Бухгалтер проверяет своевременность и  полноту оприходования  поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчётов материально-ответственными лицами.
      Во  время проверки отчётов материально-ответственных лиц бухгалтер проверяет:
    подлинность документов и правильность записей в отчёте, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствие даты документов периоду, за который представляется отчёт;
    соответствие в данном отчёте остатков товаров и тары на начало отчётного периода остаткам, показанным в предыдущем отчёте на конец отчётного периода;
    соответствие в отчёте остатков на начало отчётного периода в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;
    законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.п.);
    наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально-ответственных лиц, распорядительных подписей на внутреннее перемещение товаров;
    полноту оприходования в отчётном периоде по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;
    правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчёте и приложенных к нему документах;
    соответствие выручки, показанной в расходной части товарного отчёта, сумме, оприходованной по кассовому отчёту.
      Если  при проверке цен, таксировки или  подсчетов бухгалтер выявляет ошибки, их исправляют, заверяют подписью лица, выявившего ошибку, а об изменении  остатка товаров на конец отчётного периода ставят в известность материально-ответственное лицо, которое расписывается в конце отчёта, удостоверяя правильность внесенных исправлений и нового остатка товаров.
      Отчеты  материально-ответственных лиц с  приложенными к ним документами  хранятся три года. Ответственность за сохранность документов возложено на главного бухгалтера.
 

  2.3. Синтетический и аналитический учёт товарных операций

 
      Для учёта поступления товаров в Горячеводском ГорПО используется активный счет 41.2 «Товары и тара в розничной торговле». Оборот по дебету этого счета показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчётного периода.
      В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или продажным ценам. В Горячеводском ГорПО учёт ведется по продажным ценам и разница между покупной и продажной ценами отражается на счете 42.2 «Торговая наценка в розничной торговле». При поступлении товара делается следующая проводка:
            Дт 41.2 «Товары и тара в розничной торговле» – на стоимость товара
            Дт 19 «Налог на добавленную  стоимость» – на сумму НДС
            Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
      Величина  торговой наценки при этом отражается записью:
            Дт 41.2 «Товары и тара в розничной торговле»
            Кт 42.2 «Торговая наценка  в розничной торговле».
      В Горячеводском ГорПО используется мемориально-ордерная форма учёта. При данной форме учёта, в журнале Формы К-3 по счету 41.2 систематизируются дебетовые и кредитовые записи. Журнал открывается в начале каждого месяца с соблюдением всех требований оформления и ведения учётных регистров. Лицевые счета открываются на каждое материально-ответственное лицо для записей в течение месяца.
      Записи  на лицевых счетах материально-ответственных лиц производят на основании проверенных, обработанных и утвержденных товарно-денежных отчётов. Для каждого отчёта отводится одна строка, на которую записывают итоговые данные отчёта. По результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей записи по лицевому счету материально-ответственного лица производят на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ценностей, которую также записывают отдельной строкой.
      Формы товарно-денежных отчётов и журнала К-3 имеют одинаковое построение: одни и те же разделы, показатели. Поэтому запись данных отчётов в журнале технически проста, и она обеспечивается органической связью показателей журнала и отчётов.
      В конце месяца по каждому лицевому счету в журнале подсчитывают итоги за отчётный период по всем графам, отражающим корреспонденцию счетов с основным счетом 41, субсчетом «Товары и тара на предприятиях розничной торговли», по разделам журнала «Итого по дебету» и «Итого по кредиту», по отдельным показателям – «Итого розничный товарооборот, кроме мелкого опта», «Итого мелкий опт», «Весь розничный товарооборот».
      На  каждый корреспондентский  счет выделяется отдельная графа. Например, могут быть сделаны записи в кредитовой части учётного регистра по дебету счета 41.2 в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 42.2 «Торговая наценка» и т. д. Кредитуется счет 41.2 в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 41.3 «Товары и тара в общепите», 44.2 «Расходы на продажу».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.