На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования и науки РФ
      ФИЛИАЛ  ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ
      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
      им. Н. А.НЕКРАСОВА» в г. Кировске Мурманской области
 
Кафедра менеджмента и экономики Специальность       080507
Специализация   Управление проектами
Группа     5 МЕН                                                                                                                                                                                       
 
УТВЕРЖДАЮ   Зав. кафедрой
  ______ В.А. Цукерман                                                                                                «___»__________2011 г.
 
 
ЗАДАНИЕ
на дипломный  проект студентки
Ефимовой  Анны Сергеевны 

Тема  проекта: «Совершенствование организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района (на примере Филиала ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области»)»
Утверждена приказом по филиалу от                           №_______________
Срок  представления дипломного проекта  и рецензии к защите на кафедру______________
1. Исходные  данные по проекту     Филиал ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области: отчет по преддипломной практике,  устав филиала , положение о филиале; интернет ресурсы; учебная литература
базовая организация, направление работы (НИР, организационно-экономическое и  др.), заказ предприятия, организации  и т.д.
2.Содержание (основные вопросы, подлежащие  разработке)
1 Теоретические аспекты организационной системы управления государственными образовательными учреждениями
  2 Анализ организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района
3 Предложения по совершенствованию организационной системы управления Филиала ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске
3. График  работы над дипломным проектом 

п/п
Разделы Сроки выполнения Подпись руководителя
1 Предоставление  на кафедру задания на дипломное проектирование 20.02.2011  
2 Выполнение  теоретической части 08.04.2011  
3 Выполнение  аналитической части 22.04.2011  
4 Выполнение  проектной части 05.05.2011  
5 Предоставление  работы руководителю в полном объеме 10.05.2011  
6 Предзащита работы на заседании кафедры менеджмента и экономики 12-16.05.2011  
7 Корректировка работы с учетом замечаний кафедры 25.05.2011  
8 Нормоконтроль 25.05-02.06.2011  
9 Предоставление  работы на кафедру менеджмента и экономики с отзывом руководителя 03.06.2011  
10 Рецензирование 07.06.2011  
11 Защита дипломного проекта 16.06.2011  
 
 
Руководитель  дипломной работы_____________ к.т.н., доцент В.А. Цукерман
 
Задание принял к исполнению ___________________________ А.С.Ефимова
                                                             

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………      6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ……………………………………………………………     9
1.1 Краткая характеристика организационной системы управления………     9
1.2 Организационная система управления государственными образовательными учреждениями…………………………………………..    26
1.2.1 Образовательная система как объект управления………....................     26
1.2.2 Основные методы и принципы управления………………..………….    29
1.2.3 Механизмы управления образовательными системами……………...    40
1.3 Выработка стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями…………………………………………………………......……..    43
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ  КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА……..……………………………     46
2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО
«Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова
в г. Кировске в сравнении с образовательными учреждениями
Кировско-Апатитского района………………………………………………     46
2.1.1  Анализ и оценка организационной системы управления
Кольским Филиалом Петрозаводского государственного
университета…………………………………………………………………    55    
2.1.2 Организационная система управления Филиалом Санкт-
-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета  в г.Апатиты……………………………………………………     60    
2.1.3 Апатитский Филиал МГТУ, изучение организационной
системы управления………………..…………………………………….…..     63   
2.2  Выявленные проблемы организационной системы управления
Филиалом  ГОУ ВПО «Костромской государственный  университет 
им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске………………..…………………………..     68
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА 
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.НЕКРАСОВА» В Г.КИРОВСКЕ…...…………………..…………..    70
3.1 Создание системы дистанционного обучения……………….….............    70
3.2 Использование системы интерактивного обучения…..………………...  73
3.3 Организация системы рейтинговой оценки учащихся………………….   76
3.4 Затраты на  реализацию предложенных мероприятий…………………..   85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..   88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..   89 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     В современных условиях развития общества успешное функционирование организации  определяется большей степенью тем, насколько эффективно осуществляется её управление. Под влиянием новых  социально-экономических факторов происходят изменения во всех сферах российского общества, в том числе и в образовании. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) заложена идея обеспечения опережающего характера развития образования, его многоукладности, альтернативности, демократизации. В связи с этим, осуществляется интенсивный поиск путей повышения эффективности управления образовательными системами на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
     Формирование  общества, основанного на знаниях  – актуальная задача правительства Российской Федерации и правительства европейских государств, которые в целом поощряют движение университетов в сторону рынка и создают институциональные условия его глобализации в рамках процесса создания единого образовательного пространства Европы.
     Изменение внешней среды функционирования ВУЗов неизбежно приводит к необходимости их организационной трансформации. Главной особенностью сегодняшней ситуации является то, что процесс обновления ВУЗа должен быть непрерывным. Динамическая внешняя среда не позволяет остановиться на однажды сделанных изменениях методов организационного управления ВУЗом. Другими словами, основное направление трансформации состоит в создании такой системы управления образовательным учреждением, при реализации которой получится желаемый результат, основанный на качественном предоставлении образовательных услуг.
     Потребность в совершенствовании организационной системы управления государственными образовательными учреждениями на всех уровнях его функционирования весьма актуальна в наше время, как в отдельных регионах, так и в стране в целом, так как ни одно учреждение не может полноценно функционировать без регулярного обновления функций управления, новейших систем управления и внедрения новых технологий.
     Развитие  рыночных отношений в России за последнее десятилетие шло весьма быстрыми темпами. Высшее образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в рыночную услугу. ВУЗы,  включая и университеты, стали субъектами рыночной конкуренции.
     Немаловажно и то, что с каждым годом во многих учебных заведениях сокращается количество бюджетных мест, что существенно сужает круг желающих получить высшее образование, ведь не каждому «по карману» платное обучение. И, тем не менее, система платного обучения существует и, можно даже сказать, преимущественно преобладает над обучением на бюджетной основе.
      Выбор темы дипломного проекта основан  на том, что применение правильной методологии управления организационной системой Филиала ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области позволит предотвратить возникшие проблемы, связанные с применением новых методов и технологий обучения, а также с заинтересованностью абитуриентов обучаться в данном учреждении на платной основе.
      Возможно, правильная методика  управления и не решит всех проблем, связанных с образовательной деятельностью, однако её систематическое применение позволит Филиалу более устойчиво закрепить свои позиции на рынке образовательных услуг, а соответственно и заинтересовать абитуриентов в получении высшего образования в данном учреждении.
      Объектом  исследования является организационная система управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района.
      Предметом исследования будет являться готовность Филиала ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области полноценно функционировать на рынке образовательных услуг.
      В Мурманской области существует немалое  количество высших учебных заведений, применительно к которым необходима периодическая разработка предложений по обновлению системы организации управления. Филиал ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области не является исключением.
      Таким образом, цель работы заключается в совершенствовании организационной системы управления Филиалом.
      В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
          - сбор информации о высших государственных образовательных учреждениях Кировско-Апатитского района;
          - анализ организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района;
          - выявление недостатков организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области;
          - формирование предложений по совершенствованию организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
      Краткая характеристика организационной системы управления
      В современном менеджменте рассматривается  множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.
      Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.
      Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений[3].
      Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.
      Каждая  организация имеет конкретную систему  управления.
     Система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления.
     Система — это концепция, особая форма  которой отражает цели и ценности людей, которые являются ее неотъемлемыми  элементами и реализуют собственные  идеи о том, какой должна быть система.
     Любая система задается перечислением  ее состава, структуры и функций[3].
      Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными  в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности.
      Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов, например)[13].
      Любые воздействия среды оказывают  возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и демографические факторы[13].
      Под   воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган
управления  любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.
      С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.
      Под управляющим параметром в системе  управления следует понимать такой  ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений[3].
      Для успешной работы организаций в современных  условиях необходимо периодически проводить  исследования с целью совершенствования действующих систем управления.
      Проведение  исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности. Исследования являются составной частью менеджмента организации  и направлены на совершенствование  основных характеристик процесса управления.
      При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется  определенными признаками и подчиняется  ряду требований.
      Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта (на предприятии), финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура.
      Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия  должно оценить: обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут  осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации[13].
      Исследования организационной системы управления - это совокупность методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации. Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.
      Исследования  как составная часть менеджмента  выдвигают следующие задачи:
      1 Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление).
      2 Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений.
      3 Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах.
      4 Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.
      В результате проведения исследований должны быть сформулированы
конкретные      предложения     по     совершенствованию     организационной
системы управления организацией[13].
      В связи с тем, что в третьей  части дипломного проекта сформированы предложения по внедрению таких  систем управления, как дистанционное  обучение, система рейтинговой оценки студентов и система интерактивного обучения, кратко рассмотрим характеристику этих систем.
      Во  всем мире наблюдается рост числа  студентов, обучающихся по технологиям  дистанционного обучения, растет и число ВУЗов, использующих системы дистанционного обучения в учебном процессе.
      Дистанционное обучение - это тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
     Преимущества  и возможности дистанционного обучения:
     - возможность прохождения дистанционного обучения и тестирования через интернет, без отрыва от рабочего места и личного компьютера, находясь в командировке или в другом городе;
     - обучение в любое удобное время, персонализированные программы обучения;
     - удобный персональный кабинет, содержащий всю необходимую информацию по текущему, прошедшему и планируемому обучению. Фиксация обращений и претензий, общение с инструктором, с коллегами (форум, чат), база знаний;
     - уведомления о предстоящих учебных мероприятиях;
     - возможность дистанционно обучать большие группы слушателей, находящихся в разных городах;
     - снижение средней стоимости обучения при больших потоках обучаемых;
     - возможность отслеживать динамику и удаленно управлять процессом обучения[3].
      Основными   целями  внедрения   системы   дистанционного обучения
являются:
      - повышение качества общего образовательного процесса в учебном заведении за счет использования информационных технологий;
      - увеличение охвата обучаемой аудитории и сокращение издержек на проведение мониторинга знаний за счет использования технологий дистанционного обучения;
      - повышение управляемости учебного процесса посредством системы дистанционного обучения: обеспечение непрерывного мониторинга со стороны преподавателей, администрации учебного заведения, родителей;
      - сокращение рутинной нагрузки на преподавателей;
      - повышение качества и сокращение временных затрат на проверку качества знаний.
      Внедрение функциональных модулей системы  дистанционного обучения, обеспечивающих управление электронным обучением, дает возможность учебному заведению запустить процессы дистанционного обучения и электронного тестирования. Система дистанционного обучения позволяет реализовать автоматизацию ряда элементов учебного процесса. Функционирование системы дистанционного обучения стоит рассматривать как часть единой информационно-образовательной среды учебного заведения, в которой образовательный процесс построен на базе новейших технологий электронного обучения[13].
      Можно выделить основные задачи, которые  решает система дистанционного обучения:
      - календарное и организационное планирование учебного процесса;
      - доставка образовательных ресурсов учащимся посредством системы дистанционного обучения;
      - мониторинг процесса дистанционного обучения преподавателем;
      - проведение «электронной сессии» дистанционного обучения через систему дистанционного обучения;
      - использование одной и той же информации при обучении различных
групп учащихся в системе дистанционного обучения без необходимости повторного ввода данной информации.
      Существенным  преимуществами систем дистанционного обучения являются:
      1 Сохранность инвестиций в систему автоматизации:
      - система дистанционного обучения позволяет вносить оперативные изменения и осуществлять наращивание функциональности;
      2 Сокращение издержек на ИТ-сопровождение учебного процесса.
      3 В рамках системы дистанционного обучения возможна организация дистанционных городских олимпиад, общей подготовки к ЕГЭ, а заодно и мониторинга этого процесса.
      Используя систему дистанционного обучения, учитель (преподаватель) может наблюдать за процессом обучения как в режиме реального времени (в процессе выполнения задания учащимся), так и по завершении работы с системой (анализируя предоставляемую системой дистанционного обучения отчетность), корректировать процесс обучения. назначать дополнительные тесты со специфическими критериями или выдачей индивидуальных заданий.
      Посредством системы дистанционного обучения учащиеся получают возможность осуществлять доступ ко всем учебным программам и заданиям из дома или компьютерного  класса, то есть из любого места, оснащенного компьютером, имеющего сетевое соединение с сервером системы дистанционного обучения[13].
      В мировой практике давно уже существует и достаточно успешно используется кооперирование образовательных учреждений в совместной разработке курсов дистанционного обучения, электронных учебников, баз данных, проведении совместных онлайновых форумов, конференций, пр., в том числе видеоконференций. Конечно, привлекаются частные средства бизнеса, совместные, кооперированные инвестиции самих образовательных учреждений. Не стоит забывать, что сама система дистанционного обучения не бесплатная, за некоторым, разумеется, исключением, и затраченные на ее организацию средства смогут окупиться при грамотной организации менеджмента. Рано или поздно (лучше, конечно, раньше) наш бизнес поймет, что у него прямой интерес к сфере дистанционного обучения, поскольку такая система обучения дает возможность оперативно, достаточно гибко готовить нужные кадры, повышать квалификацию работников, без отрыва от производства, экономя, таким образом, немалые средства.
      Интеграция  дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной в ВУЗах. Здесь также требуется определенная правовая регламентация профильных курсов, практических и лабораторных работ, выполняемых виртуально, тестирования и пр.
      Прогресс  всегда давался через преодоление  трудностей. Главное самим не создавать  дополнительные проблемы, а стараться  грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования в стране, ибо именно образование, квалификация – основные ценности для человека в век информационных технологий[13].
     Особенность рейтинговой системы оценки успеваемости студентов – это учет каждого  вида работы студента по дисциплине в рейтинговых баллах. Усвоение каждой изучаемой студентом за семестр дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от их значимости и трудоемкости. Пересчет рейтинговых баллов в оценки по 4-балльной системе:
     ? менее 55 – «неудовлетворительно» (2);
     ? от 55 до 69 – «удовлетворительно» (3);
     ? от 70 до 84 – «хорошо» (4);
     ? от 85 до 100 – «отлично» (5).
     В зачетную книжку студента итоговая оценка проставляется по 4-балльной системе.
     Модульное       построение        учебного       процесса       предполагает
структурирование  содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули. По каждому  дисциплинарному модулю устанавливается  перечень обязательных видов работы студента, включающий: посещение лекционных занятий; ответы на теоретические вопросы на семинаре; решение практических задач и заданий на семинаре; выполнение лабораторных работ; выполнение контрольных работ; написание рефератов; коллоквиумы по отдельным темам; тестирование по теме (группе тем); другие виды работ, определяемые преподавателем.
     Участниками модульно-рейтинговой системы являются студенты, преподаватели, кафедры, деканаты, учебно-методическое управление. За каждым участником должны быть закреплены определенные обязанности.
     Введение  рейтинговой системы в университетское  образование обусловлено необходимостью перестройки организации учебного процесса, что требует перехода от коллективной к индивидуальной форме  обучения, а значит, и к более  объективной оценке достижений студента. Рейтинговая система вводится с целью повышения качества подготовки специалистов путем создания условий для организации и мотивации систематической работы студентов в течение семестра, что является необходимым условием для приобретения прочных знаний, умений и навыков. Использование модульно-рейтинговой системы в ВУЗе требует обработки большого объема информации об организации образовательного процесса, текущей успеваемости студентов[3].
      По  каждому дисциплинарному модулю устанавливается перечень обязательных видов работы студента, включающий:
      - посещение семинарских занятий;
      - ответы на теоретические вопросы на семинаре;
      - решение практических задач и заданий на семинаре;
      - решение деловых ситуаций;
      - выполнение индивидуальных заданий по теме пропущенного занятия;
      - другие виды работ, определяемые преподавателем.
      Итоговая  рейтинговая оценка студента по дисциплине формируется на основе данных, полученных в процессе:
      - текущего контроля успеваемости;
      - промежуточного контроля успеваемости;
      Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. В рамках текущего контроля в рейтинговых баллах оцениваются все виды работы студента, предусмотренные рабочей учебной программой по дисциплине.
      Преподаватель может использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов за пропуск  лекционных занятий, за нарушение сроков выполнения учебной работы, за систематический  отказ отвечать на семинарских занятиях и т.д. Размер штрафов устанавливается в пределах норм по соответствующему виду работы студента.
      За  блестящее выполнение отдельных  видов заданий, активную работу на семинарских  занятиях студенту могут начисляться  премиальные баллы. Не рекомендуется  превышать сумму всех премиальных  баллов более 10. Премиальные баллы учитываются только при определении итоговой рейтинговой оценки, при этом итоговая сумма баллов, набранная студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100.
      Промежуточный контроль успеваемости студентов включает подготовку и сдачу индивидуальных заданий в сроки, установленные графиком учебного процесса.
      В случае пропуска занятий по уважительным причинам (болезнь студента, необходимость  ухода за близким родственником) студент имеет право отработать их путем выполнения индивидуальных заданий по соответствующим темам.
     Организация занятий таким образом, чтобы  они проходили интересно, с высокой  результативностью и усвоением  максимального объема полезной информации по изучаемому предмету - важная задача для любого преподавателя[3].
     Необходимо  также выделить рекомендации к разработке рейтинговой системы:
     1 Целью разрабатываемой рейтинговой системы ВУЗа должна являться комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.
     2 Оценка качества учебной работы студента в рейтинговой системе должна быть кумулятивной (накопительной) и использоваться для управления образовательным процессом и решения других вопросов по усмотрению ВУЗа.
     3 Главные задачи рейтинговой системы должны заключаться в:
     - повышении мотивации студентов  к освоению образовательных программ  путем более высокой дифференциации  оценки их учебной работы;
     - повышении уровня организации образовательного процесса в ВУЗе.
     4 Разработанную ВУЗом рейтинговую систему следует вводить во всем вузе по всем дисциплинам основных образовательных программ (на начальном этапе возможно введение рейтинговой системы по одной или нескольким основным образовательным программам). Разработанная ВУЗом рейтинговая система должна формироваться единой для всех задействованных в эксперименте кафедр и вводиться одновременно на всех кафедрах, обеспечивающих основную образовательную программу.
     5 Рейтинговая система должна стимулировать регулярную самостоятельную учебную работу студентов в семестре. С этой целью суммарную рейтинговую оценку по дисциплине целесообразно формировать из рейтинговой оценки качества самостоятельной работы в семестре и рейтинговой оценки на промежуточной аттестации по дисциплине в семестре[3].
     6 Рейтинговая система должна предусматривать поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзаменов или зачетов. При этом целесообразно ограничить проставление оценки без прохождения промежуточной аттестации баллом не выше «хорошо» и предусмотреть для получения оценки «отлично» обязательное прохождение промежуточной аттестации[3].
     7 Наиболее целесообразна разработка рейтинговой системы, учитывающей трудоемкость всех учебных дисциплин через, так называемые, «зачетные единицы». В этом случае успешность работы студента в семестре по каждой дисциплине оценивается одинаковой максимальной суммой баллов (например, 100 баллов - это «стопроцентный успех»). Система зачетных единиц должна позволять достаточно легко выводить кумулятивную рейтинговую оценку, в том числе и по дисциплинам, изучаемым в 2-3 семестрах, и за все время обучения. Для каждого студента возможен расчет суммарного количества баллов и определение места, которое занимает студент в группе, на курсе, в ВУЗе.
     8 Шкала оценок по отдельным модулям, блокам, разделам и т.д. каждой учебной дисциплины должна быть разработана соответствующей кафедрой и сообщается студентам в начале каждого семестра. Возможно использование варианта системы, в котором из 100 баллов по дисциплине, до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и от 20 до 40 – за экзамены и зачеты. При получении на промежуточной аттестации оценки ниже 20 баллов выставляется «неуд» и требуется повторная сдача. Для получения допуска к экзамену или зачету студент должен в семестре набрать не меньше 40 баллов.
     9 Для организации постоянного текущего контроля и управления учебным процессом в ВУЗе все кафедры регулярно в течение семестра (3-4 раза на «контрольных» неделях) должны передавать в деканат сведения по рейтинговым оценкам студентов и заполнять соответствующую форму единой ведомости для текущего контроля и промежуточной аттестации, используемую в течение всего семестра.
     10 Рейтинговая система в ВУЗе должна реализоваться с применением
автоматизированной  компьютерной подсистемы, которая собирает и обрабатывает информацию.
     Современные информационные технологии требуют  от высших учебных заведений внедрения  новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, подготовки кадров университетского уровня по данному направлению, формирования новых средств обучения[13].
     Идея  мультимедиа заключается в использование  различных способов подачи информации, включение в программное обеспечение видео - и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.
     Использование мультимедийных технологий в обучении реализует несколько основных методов  педагогической деятельности, которые  традиционно делятся на активные и пассивные принципы взаимодействия обучаемого с компьютером. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные - это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль студента, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения[13].
     Существует  несколько видов сценариев педагогической деятельности:
      Метод линейного представления информации.
     Данный      метод      представления      мультимедийной      информации
последовательно знакомит студента с учебным материалом, используя возможности линейной навигации в рамках всего ресурса. Достоинство данного метода заключается  в более широких возможностях интеграции различных типов мультимедийной информации в рамках одного средства обучения. Недостатком служит - отсутствие возможности контроля за ходом изложения материала (нет возможности управления процессом изложения материала). Этот метод рекомендуется для студентов, которые не обладают, либо обладают очень ограниченными предварительными знаниями в изучаемой области и им требуется обзорное изложение изучаемого материала. Мультимедийный курс полностью соответствует главам традиционного учебника и за счет этого, не требует от студентов усилий при изучении материала.
      Метод нелинейного представления информации.
     Это метод организации в мультимедийных средствах обучения нелинейных способов связывания информации и использование  структурированной системы навигации между мультимедийными ресурсами на основе гиперссылок. В данном методе используются активные методы педагогической деятельности, которые позволяют обучаемому проявлять самостоятельность при выборе изучаемого материала. Достоинствами данного метода являются четкая структуризации материала, возможность поиска информации, навигации в больших базах данных, организации информации по семантическим критериям. Использование гипертекстовых материалов при обучении удобно для восприятия, запоминания, направлено на свободу выбора и самостоятельность при изучении материалов. Данный метод, основанный на нелинейном представлении информации, рекомендуется использовать в том случае, когда студенты уже обладают некоторыми предварительными знаниями по изучаемой тематике, достаточными для того, чтобы они могли самостоятельно задавать вопросы и ставить перед собой задачи, или когда они могут четко сформулировать свой вопрос[13].
     При использовании мультимедийных учебных  материалов следует учитывать, что  такой вид информации приводит к умственным и эмоциональным перегрузкам обучаемых, и достаточно резко сокращает время, необходимое на усвоение материала.
     В ходе подобного обучения развиваются  способности обучаемых воспринимать информацию с экрана, перекодировать визуальный образ в вербальную систему, оценивать качество и осуществлять избирательность в потреблении информации.
     С развитием Интернет появился новый  вид мультимедийных средств, ориентированных  на www-технологии, которые можно использовать при семинарской и самостоятельной работе студентов[13].
     Важным  условием реализации и внедрения  мультимедийных технологий в образовательный  процесс является наличие специально оборудованных аудиторий с мультимедийным проектором, компьютером для преподавателя, экраном или мультимедийной доской, а так же наличие доступной среды, в которой протекает учебный процесс (компьютерных классов, электронных библиотек, медиатеки, доступа в Интернет и др.).
     Мультимедийные  материалы, разработанные фирмами, имеют достаточно обширную тематику - от школьных обучающих материалов до серьезных профессиональных исследовательских программ. Этим направленно занимаются библиотеки ВУЗов, которые формируют медиатеки и позволяют студентам не только пользоваться мультимедийными ресурсами в залах библиотеки, но и через сеть Интернет осуществлять удаленный доступ или заказывать материал по электронной почте. Такого рода продукты имеют ряд недостатков, например, ограниченное число пользователей у каждого диска, невозможность внесения изменений в уже готовый продукт, а также аппаратная и платформенная зависимость данных средств. Например, в каталоге компании CME Inc (www.cmeinc.com), занимающейся продажей средств обучения для непрерывного медицинского образования имеется большая коллекция мультимедийных курсов по различным отраслям медицины. Аналогичные программные средства находят свое применение в медицинском образовании как демонстрационный лекционный материал или в качестве пособия для самостоятельной работы студентов[3].
     При подборе мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийные технологии должны соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс.
     Кроме того, несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения. Это:
     - возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;
     - активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности;
     - интерактивное взаимодействие;
     Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: индивидуально менять настройки, изучать  результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям[13].
     - гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации.
     Включаясь с учебный процесс, где используются мультимедийные технологии (сетевые  технологии, электронные пособия  и др.), студент становится субъектом  коммуникативного общения с преподавателем, что развивает самостоятельность  и творчество в его учебной деятельности.
     Использование интерактивных досок поможет разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Но для того, чтобы учебный процесс стал по-настоящему интересным и неутомительным, необходимо правильно выбрать интерактивную доску.
     Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:
     - компьютер;
     - мультимедийный проектор;
     - соответствующее программное обеспечение;
     - саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером.
     Изображение с монитора компьютера передается через проектор на интерактивную доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением[13].
     По  основным характеристикам различают  интерактивные доски прямого  или обратного проецирования.
     При прямом проецировании проектор находится  прямо перед поверхностью интерактивной  доски, при обратном - сзади нее.
     К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время лекции. Для преподавателя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к лекции с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных on-line библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.
     Таким образом, преподавателям не будет необходимости беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и учебных пособий. В них просто отпадет необходимость. Всю проведенную в ходе лекции работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.
     Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, доступном  всем учащимся. Работая на доске  электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и  наглядно показать тот или иной прием работы[13].
     Данное  устройство позволяет проводить учебные занятия в помещениях практически любого размера, а новейшие модели ультра короткофокусных проекторов, обладающие высоким запасом световой мощности, еще и избавят преподавателей от необходимости заботиться о соответствующем уровне фонового освещения. Хотелось бы, чтобы государство системно подходило к введению инноваций в образование, в том числе, связанных с интерактивными технологиями. А для этого необходимо обеспечить достаточную подготовку кадров, умеющих работать с новыми технологиями. Не помешает и создание национального банка программного обеспечения для интерактивных технологий, и создание специальных бизнес-проектов, направленных на развитие технологий обучения[13].
      Организационная система управления государственными
          образовательными учреждениями
     1.2.1 Образовательная  система как объект управления
     Эффективность системы образования в России в значительной степени обусловлена эффективностью ее составляющих – региональных (под регионом здесь и далее понимается субъект Федерации), субрегиональных, территориальных, межмуниципальных и муниципальных образовательных систем (ОС), а также образовательных учреждений (ОУ). Необходимость их развития (совершенствования, оптимизации и т.д.) признается всеми безоговорочно, однако относительно того, что следует изменять и как изменять единое мнение отсутствует. Поэтому возникает задача единообразного описания образовательных систем и формулировки единых подходов к постановке и решению задач управления ими[10].
     Управление – это воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения.
     Поэтому, говоря об управлении образованием, в  первую очередь необходимо опираться на представления о требуемом поведении ОС, то есть на то, насколько она отвечает потребностям личности, общества, экономики и т.д.
     Для описания системы управления необходимо, в первую очередь, выделить субъект управления (управляющий орган) и объект управления (управляемую систему). В рассматриваемом случае управляемые системы (объекты управления) целесообразно разделить на две:
     - система образования (по формулировке Закона РФ «Об образовании»). Она управляется государством в лице Правительства РФ, Федерального собрания и т.д. и состоит, в свою очередь, из органов управления образованием, инфраструктуры системы образования (научно-методические центры, ресурсные центры, ремонтные, снабженческие службы и т.д.), и образовательных систем;
     - образовательная система (ОС) – совокупность образовательных учреждений (ОУ) и реализуемых ими образовательных программ (ОП).
     Таким образом, для системы образования в целом управляющим органом являются государство и общество, для образовательной системы – органы управления образованием, для образовательного учреждения – директор/заведующий/ректор.
     Субъект и объект управления могут и совпадать, например, в случае самоуправления, партисипативного управления[4].
     В зависимости от своего масштаба, ОС может включать и органы управления образованием соответствующих уровней.
     Итак, под образовательной системой предложено понимать совокупность образовательных учреждений (ОУ), реализующих преемственные образовательные программы (ОП) различного уровня и направленности.
     В более широком понимании ОС включает не только ОУ и ОП, но и инфраструктуру (учебно-методические кабинеты, ресурсные центры и т.д.), а также ОУО соответствующего уровня. Подчеркнем, что в рамках такого определения «минимальной» образовательной системой является отдельное образовательное учреждение. Система «учитель – ученик» (то есть, образовательный процесс) под это определение не подпадает и в качестве образовательной системы в настоящей работе не рассматривается.
     В настоящей работе с точки зрения управления рассматриваются образовательные системы, в значительной степени, как организационные системы управления[16].
     Образовательная система также является системой междисциплинарной природы – если рассматривать образовательный процесс как «производство» (причем как духовное производство – производство услуг, производство информации и знаний, «производство» квалификаций, компетенций и т.д.).
     Образование является «слепком» общества, то есть отражает воззрения, установки, условия жизни в каждой стране и в каждый исторический период. Чего не скажешь в той же степени про все остальные отрасли народного хозяйства.
     Образование охватывает всю жизнь человека от пренатального (дородового) периода до смерти. Образование складывается из многих источников – родителей, учителей, СМИ, улицы и т.д. (по принципу восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель»)[5].
     ОС  – искусственная система, то есть созданная человеком. ОС – открытая, то есть взаимодействующая с другими системами.
     Для ОС характерны, во-первых, определенная инерционность, консерватизм, характерные времена системы (например, плановая продолжительность обучения), как правило, превышают характерные времена изменения внешней среды (например, время изменения требований к содержанию образования или компетенциям выпускников). Во-вторых, имеет место первичность социальных целей (доминирование экономической эффективности может привести к снижению качества или доступности образования). Плюс к перечисленным признакам, проанализировав работы по управлению образованием, можно добавить, что образовательная система, как правило, является профессиональной, иерархической, целенаправленной, динамичной, адаптивной, развивающейся и т.д.
     Центральным системообразующим элементом теории управления образовательными системами является категория организации, так как управление – процесс организации, в результате которого в управляемой организационной (образовательной – имеющей основным образовательный процесс) системе появляется организация как свойство[14].
     1.2.2 Основные методы и принципы управления
     С точки зрения системного анализа любая система задается перечислением следующих её компонент: состава, структуры и функций. Значит, и любая образовательная система (ОС) определяется заданием:
     – состава ОС (участников – людей, их групп и коллективов, входящих в ОС, то есть ее элементов и состава реализуемых в ОС образовательных программ (ОП));
     – структуры ОС (совокупности информационных, управляющих, технологических и других связей между участниками ОС);
     – ограничений и норм деятельности участников ОС, отражающих, в том числе, институциональные, технологические и другие ограничения (условия) и нормы их совместной деятельности. В том числе, спрос и предложение на образовательные услуги и на выпускников (с учетом критериев, как количества, так и качества) ОС могут рассматриваться как управляемое (в том числе – самоуправляемое) ограничение деятельности ОС;
     – предпочтений участников ОС;
     – информированности – той информации о существенных параметрах, которой обладают участники ОС на момент принятия ими решений[8].
     Состав  определяет, «кто» входит в систему, структура – «кто с кем взаимодействует, кто кому подчиняется и т.д.», ограничения и нормы – «кто что может делать», предпочтения – «кто что хочет», информированность – «кто что знает».
     Например, «участниками» такой ОС, как ВУЗ, являются его сотрудники, а также структурные подразделения. Организационная структура имеет вид иерархии – по образовательной деятельности: ректор, проектор по учебной работе, декан, заведующий кафедрой, преподаватель; по обеспечивающей деятельности: ректор, проректор по общим вопросам, руководители обеспечивающих подразделений, сотрудники этих подразделений; и т.д.
     Взяв за основание системы классификаций управлений ОС предмет управления – изменяемый в процессе и результате управления компонент ОС, получаем, что по этому основанию можно выделить следующие методы (виды) управления ОС:
     – управление составом;
     – управление структурой;
     – институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности);
     – мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами);
     – информационное управление (управление информацией, которой обладают участники ОС на момент принятия решений).
     Данная  совокупность видов управления (институциональное, мотивационное и информационное управление) отличается от приведенного выше их списка лишь добавлением таких видов, как управление составом и управление структурой[8].
     Соответствие  между видами (методами) и предметами  управления
почти однозначное.
     Выбирая различные основания классификации, выделяют разные формы управления.
     Формой называется внутренняя организация содержания.
     В зависимости от структуры системы управления можно выделять:
     – иерархическое управление (система управления имеет иерархическую структуру, причем у каждого подчиненного имеется один и только один начальник);
     – распределенное управление (у одного подчиненного может быть несколько начальников; пример – матричные структуры управления);
     – сетевое управление (разные функции управления в различные моменты времени могут выполняться различными элементами системы; в том числе, один и тот же сотрудник по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководителем).
     Например, штатное расписание образовательного учреждения отражает его иерархическую структуру (в ВУЗе: ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, преподаватель; в школе: директор, его заместители, учителя). В то же время, некоторый преподаватель, работающий на определенной кафедре, может участвовать в научных проектах (грантах и т.п.), возглавляемых руководителем другого подразделения (кафедры или факультета). В этом случае имеет место распределенное управление. Примером сетевого управления может служить взаимодействие филиалов образовательного учреждения; преподаватель ВУЗа может быть председателем государственной аттестационной комиссии в другом ВУЗе; заведующий кафедрой некоторого ВУЗа может, приезжая в филиал этого ВУЗа с циклом лекций, выступать в роли «рядового» преподавателя; ректор ВУЗа может параллельно заведовать кафедрой и/или вести занятия в должности профессора (по совместительству) и т.д.[8].
     В зависимости от числа управляемых субъектов можно выделять такие формы управления, как:
     – индивидуальное управление (управление одним субъектом);
     – коллективное управление (управление группой субъектов, в том числе – по результатам их совместной деятельности).
     В зависимости от того, зависит ли управление   от индивидуальных
особенностей  управляемого субъекта, можно выделять:
     – унифицированное управление (когда  одни и те же механизмы управления применяются к группе, в общем случае различных, субъектов);
     – персонифицированное управление (когда управляющее воздействие зависит от индивидуальных характеристик управляемого субъекта).
     Примером  унифицированного мотивационного управления является почасовая оплата аудиторных занятий, независимо от должности и квалификации преподавателя. Аналогичным примером персонифицированного управления является дифференциация ставок почасовой оплаты в зависимости от опыта, должности, ученой степени и других характеристик преподавателей[8].
     Выделяют  четыре основные функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль. Непрерывная последовательность реализации этих функций составляет цикл управленческой деятельности.
     Например, при осуществлении функции планирования могут использоваться все методы управления и, в первую очередь, управление составом. При осуществлении функции контроля методы управления составом и структурой почти не используются, зато существенно используются методы институционального, мотивационного и информационного управления, и т.д.
     Основные  тенденции развития системы образования в настоящее время направлены на то, чтобы сделать ее более современной и восприимчивой ко всему передовому и новому. Соревнование национальных систем образования стало ключевым элементом глобальной конкуренции. И сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, в котором стремительно обновляются технологии, происходит ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные экономические структуры и рынки труда. Причем залогом социального и профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в молодости знания. На передний план выходит способность людей ориентироваться в огромных информационных потоках, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать[8].
     Стратегия государства в области развития отечественного образования исходит из необходимости обеспечить:
     – большую встроенность образовательных структур в систему рыночной экономики;
     – соблюдение долгосрочных интересов  развития в России гражданского общества и демократического государства,
     – разделение обществом наряду с государством ответственности за развитие системы образования;
     – открытость системы образования общественным воздействиям.
     Таким образом, развитие системы образования должно обеспечить решение двуединой задачи, а именно:
     – создать условия для гибкой адаптации образовательной сферы к изменяющимся потребностям и условиям внешней среды – социальным, политическим, экономическим;
     – сформировать механизмы развития системы  образования в соответствии с собственными целями и с учетом изменяющихся внешних условий.
     Основными критериями эффективности развития российской системы образования являются следующие три, а именно, повышение:
     – качества (образования);
     – доступности (образования);
     – эффективности (образовательных систем).
     Центральными проблемами реструктурирования системы образования выступают:
     – формирование нового содержания образования, отвечающего современным потребностям общества и складывающимся условиям его функционирования;
     –  создание    принципиально     новой     системы     оценки     качества
образования, отделение контроля качества образования от непосредственного производителя образовательной услуги, усиление влияния конечных потребителей на оценку деятельности образовательных структур;
     – реформирование системы управления образованием;
     – формирование новых принципов и механизмов финансирования образования.
     Сформулируем  совокупность общих принципов эффективного управления образовательными системами, параллельно описывая модель образовательной системы (с целью иллюстрации в ее рамках рассматриваемых принципов).
     Первый  принцип – принцип иерархии. Иерархия системы управления образованием должна соответствовать (не должна противоречить, то есть соответствие может не быть однозначным), с одной стороны, иерархии системы исполнительной власти, а, с другой стороны – иерархии территориальных образовательных потребностей (территориальных сегментов рынков образовательных услуг и рынков труда)[8].
     Второй  принцип - принцип унификации. Образовательные системы всех уровней должны описываться и рассматриваться в рамках единого подхода (как с точки зрения параметров их моделей, так и с точки зрения критериев эффективности функционирования), не исключающего, впрочем, необходимости учета специфики каждой конкретной ОС.
     Третий принцип эффективного функционирования системы управления образованием – принцип целенаправленности.
     Целью образовательной системы является согласование, удовлетворение и опережающее формирование спроса на образовательные услуги и выпускников в рамках заданных требований к качеству образования (в том числе – государственных образовательных стандартов), институциональных и демографических ограничений, а также существующего ресурсного обеспечения, в территориальном, отраслевом и уровневом аспектах.
     Четвёртый принцип – принцип доступности.
     С точки зрения транспортной доступности (для населения) основным структурным элементом ОС является территориальная сеть. Необходимость выделения в качестве основного звена региональной сети именно территориальная сеть обусловлена следующими факторами. С одной стороны, проведение маркетинговых и других исследований, необходимых для выживания образовательного учреждения в условиях рыночной экономики, а также демографической нестабильности, зачастую бывает не под силу отдельному образовательному учреждению. Кроме того, во многих случаях, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения качества образования, целесообразно частичное объединение материально-технического, информационного и других видов обеспечения успешного функционирования ОУ. Объектами такого объединения могут служить, например, ресурсные центры (РЦ), не получившие пока, к сожалению, большого распространения. Таким образом, представляется, что именно трехуровневая модель региональной ОС (региональная сеть – ТС – ОУ) или (ТС – муниципальная сеть – ОУ) является рациональной с точки зрения уровня централизации управления, обеспечивающего эффективное ее функционирования с учетом экономических, организационных и информационных факторов, а также, естественно, факторов качества образования и удовлетворения спроса на образовательные услуги и выпускников в регионе[8].
     Следующий - пятый принцип эффективного функционирования системы управления образованием – принцип бесплатности.
     Важнейшим институциональным ограничением является обязанность ОС реализовывать право граждан на бесплатное образование.
     Среди институциональных ограничений следует рассматривать и обеспечение качества образования, понимаемого с точки зрения органов управления образованием как степень соответствия государственным образовательным стандартам (с точки зрения потребителей образовательных услуг требования к качеству образования могут быть другими).
     Реализация  права на бесплатное образование  является минимальным требованием, более общим является требование реализации права на образование (в том числе – платное).
     Шестой  принцип – принцип ответственности. Каждый орган управления образованием несет ответственность за качество образовательных услуг, предоставляемых управляемыми им ОС.
     Помимо институциональных ограничений, существуют ресурсные ограничения, то есть для реализации внутренней функции ОС необходимо соответствующее ресурсное обеспечение[8].
     Соответственно  двум функциям ОС (внешней и внутренней) необходимо рассмотреть две взаимосвязанные модели ОС: внешнюю и внутреннюю.
     Седьмой принцип – принцип невмешательства. Вмешательство управляющего органа любого уровня происходит в том и только в том случае, когда непосредственно подчиненные ему ОС не обеспечивают реализации комплекса необходимых функций.
     В соответствии с принципом невмешательства образовательное учреждение является автономным и активным элементом, самостоятельно выбирающим реализуемые им наборы образовательных программ, соответствующие пропускные способности, распределение имеющихся у него ресурсов и т.д. В случае, когда ОУ, например, не может обеспечить удовлетворение спроса на образовательные услуги, требуется вмешательство (либо создание условий, мотивация, обеспечение ресурсами и т.д. для существующих ОУ, либо изменение состава ОУ – создание новых, закрытие или объединение/разделение существующих ОУ, и их структуры – сети) муниципального уровня. Если аналогичная проблема возникает на муниципальном уровне, то задействуется субрегиональный уровень и т.д. – возмущения, возникшие на нижних   уровнях  иерархии,   компенсируются
следующими (более высокими) уровнями.
     Восьмой принцип – принцип  общественно-государственного управления.
     Управление  системой образования должно быть нацелено на максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (общество, органы государственной власти, физические и юридические лица) в процесс развития системы образования.
     Девятый принцип – принцип саморазвития. Одним из управляющих воздействий является изменение самой системы управления ОС (которое, будучи индуцированным изнутри, может рассматриваться как саморазвитие, столь необходимое в современных условиях существенной автономии ОС).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.