На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Гуманизация образования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание. 

Введение……………………………………………………………………2
1. Образование  и гуманизация……………………………………………4
2. Сущность и  содержание гуманизации образования………………….8
3. Проблемы гуманизации  образования в России………………………14
Заключение………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………..19 

 

Введение.  

  Гуманизация - термин современный, но проблема далеко не нова. При смене исторических эпох всякий раз возникала проблема образа человека, соответствующего духу времени. В истории проблемы различаются библейский прогуманизм, античный гуманизм, гуманизм Возрождения и гуманизм Просвещения. Современный гуманизм отличается многомерностью, что связано, прежде всего, с разнообразием культур, множественностью представлений о мире, поиском диалога между носителями различных нравственных ценностей.
  Гуманизации  образования в большей степени  соответствует не принцип удовлетворения  образовательных потребностей «абстрактной»  личности, а принцип диалога, учета  интересов различных социальных  слоев и групп, оказывающего  влияния на интересы и потребности конкретной личности. Это вовсе не означает, что личность обучаемого заменяется социальной группой; вне последней она немыслима и может быть понятна лишь в определенном социально-историческом контексте. Отношения между участниками образовательного процесса не сводятся к диалогу «личность-государство»; они становятся более сложными и опосредованными. В качестве промежуточного звена следует, вероятно, принять социальную группу и общество в целом. Это звено, соединяя личность с государством, формирует обе стороны. Реформа образования в конце XX века привела к смешению личностного принципа в педагогике и образовательной политике. Гуманистический смысл первого из принципов необоснованно распространялся на уровень государственной политики в сфере отечественного образования. Вместе с тем гуманизация образования осуществляется через достижение более полного соответствия общечеловеческих ценностей, общества и отдельных социальных групп, порождающих образовательные потребности и идеалы; носителем и выразителем диалога становится конкретная личность.
Цель  данной работы заключается в изучении гуманизации образования. Из цели вытекают следующие задачи:
    Дать понятия «образование», «гуманизация», «гуманизация образования», «гуманизм»;
    Раскрыть сущность и содержание гуманизации образования;
    Выделить проблемы гуманизации образования в России.
 
 


1. Образование и гуманизация.
 
  Для того чтобы дать понятие о гуманизации образования необходимо выяснить что такое образование и что такое гуманизация сравнить эти понятия и их сочетаемость выяснить есть ли необходимость в гуманизании образавония.
Образование — по законодательству РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
  Образование  — целенаправленная познавательная  деятельность людей по получению  знаний, умений, либо по их совершенствованию.
  В  широком смысле слова, образование  — процесс или продукт «…формирования  ума, характера или физических  способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому. [1]
  В  обыденном понимании образование  кроме всего прочего подразумевает  и, в основном, ограничено обучением  учеников учителем.[2] Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков,
1.Александрова  О. А. Образование: доступность  или качество — последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83—93.)
2. ru.wikipedia.org/wiki/Образование
например, вождения. Кроме образования в  специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
  Право  на образование в настоящее  время подтверждено национальными  и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией  о защите прав человека и  основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. [3]
  Гуманизация  – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится  развитие  личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» установления связей сотрудничества. Подобная переориентация  влечет  за  собой изменение методов и приемов учителя.
  Гуманизация  образования предполагает  единство  общекультурного, социально  нравственного  и  профессионального  развития  личности. Данный социально педагогический принцип  требует  пересмотра  целей, содержания и технологии образования.
  Ключевое  понятие гуманистической философии образования «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».
  Гумани?зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея
3. ru.wikipedia.org/wiki/Образование
человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).[4]
  Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.[5]
В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм»  приводится классификация гуманистических  воззрений, которую в 1949 г. в своей  студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith):[6]
    гуманизм — понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);
    древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;
    классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка;
    теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;
    атеистический гуманизм — понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;
4. ru.wikipedia.org/wiki/Гуманизм
5. Баткин  Л.M. Идеи разнообразия в трактате  Лоренцо Великолепного: На пути  к понятию личности // Проблемы итальянской истории. — М., 1987. — С. 161—191.
6. Андрушко  В. А. Этические модальности  у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. — Киев, 1987. — С. 52-58.
    коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс;
    натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.[7]
  Гуманизм  как идейно ценностный комплекс  включает  в  себя  все   высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути  своего развития и получивших название общечеловеческих;  человеколюбие,  свобода  и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие,  равенство  и братство, коллективизм и интернационализм и др.
  Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра (человека. Если  гуманизм (это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения.  При  этом его отношение содержит не только оценку мира, но и  оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом  мировоззрении как раз и находят свое  выражение  многообразные  отношения  к  человеку,  к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути,  ко  всему миру в целом.
  В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».[8]
7. Андрушко  В. А. Этические модальности  у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. — Киев, 1987. — С. 52-58.
8. Психология: словарь  /Под ред. А.В.  Петровского,М.Г.Ярошевского.(М, 1990.(с. 21.).
  Следовательно,  гуманность (это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. При обучении необходимо их учитывать. Поэтому гуманизация образования необходима.[9]
    2. Сущность и содержание  гуманизации образования.
  Гуманизация образования занимает важное место в многогранном процессе современного общества. Данная проблема не была обойдена и отечественными педагогами, в ее богатом теоретическом наследии существует немало идей и направлений, имеющих прямое отношение к гуманистической концепции образования.
  Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования, являясь ключевым элементом нового педагогического мышления, требующего пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции, предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым. В контексте субъект-субъектного подхода целью современного образования является не <воспроизведение> готовых знаний, понятий, приемов и навыков, а развитие неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности. Иначе говоря, в педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает не что иное, как диалогизацию учебно-воспитательного процесса, содержательной основой которой становится, в том числе и познавательная активность детей.
9. Психология: словарь  /Под ред. А.В.  Петровского,М.Г.Ярошевского.М, 1990.(с. 21.).
  Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает новые цели образования, в которых приоритетными являются общечеловеческие ценности и индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечение самореализации учителя; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет общечеловеческий ценностный аспект, а не обезличенная информация о внешнем мире; иной по сравнению с традиционным характер общения в системе "учитель-учитель", "учитель-ученик", "ученик-ученик", атмосфера взаимного доверия, творческое взаимодействие, диалог, стимулирующие самореализацию учителя и ученика; в процессуально-методическом аспекте - выбор учителями и учащимися форм и методов обучения, предполагающих активное включение в структуру деятельности учения процессов саморазвития.
  Несомненно, гуманизация образования обусловливает расширение источников постановки педагогической цели. Традиционно рассматривались два источника целеполагания: социум и ребенок, потребности его развития. В сущности, между ними нет противоречия, хотя их абсолютизация приводила к известным в педагогике теориям "свободного" и "авторитарного" воспитания. Среди источников целей воспитания и образования, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводилась роль исполнителя "проектов" и "технологий". Однако педагогическая деятельность - одна из немногих, в которой личность учителя не только опосредует, но и определяет цель и содержание процесса.
  Необходимо отметить, что в соответствии с гуманистической парадигмой общественно-обусловленные цели образования должны состоять в создании условий для максимально полного освоения личностью материальной и духовной культур, обеспечивающего его благоприятную социальную адаптацию и просоциальную активность. Объективно обусловленные цели образования репрезентируются на уровне субъекта через реализацию индивидуально детерминированных потребностей. Субъектно-обусловленные цели образования должны быть направлены на наиболее полное удовлетворение потребностей личности. Потребности субъекта находят свое отражение и максимальное воплощение в том случае, если он имеет возможность удовлетворить их в таких формах активности, которые в максимальной степени соответствуют стилям его индивидуальности: стилю понимания, стилю самоактуализации, стилю межличностных отношений. Отсутствие возможностей к проявлению психической активности в русле характерного для субъекта стиля индивидуальности приводит к напряженности потребностей и осознаваемой неудовлетворенности.
  Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей; новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса; систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями; демократический стиль педагогического и профессионального общения; включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.
Принципы  гуманизации процесса обучения следующие:[10]
    познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого;
    познания ребенком себя как человека;
    совпадения интересов ребенка с общечеловеческими интересами;
    недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления;
    предоставления ребенку в педагогическом процессе необходимогољ общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности;
    Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С. 8-18.
 
    очеловечивания  обстоятельств в педагогическом процессе;
    определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса [11]
  Крайне важно в процессе обучения придерживаться таких гуманистических позиций, которые позволяют раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, сформировать у него наиболее высокий уровень познавательной потребности, не дать развиться чувству неприятия учения и школы.
Ш.А. Амонашвили и другие предлагают в процессе обучения придерживаться определенных гуманистических  позиций, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом  и учащимися, между самими учащимися [12]. Это, прежде всего, управление обучением и всей школьной жизнью ребенка с позиции его потребностей и интересов. Содержание обучения и воспитания, то есть база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. При таком подходе целеполагание и подбор средств будут строиться с максимальным учетом особенностей познавательной сферы учеников. Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать, в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к нему.
Воспринимать  естественные неудачи школьника  как его неспособность и реагировать  на это осуждающе - негуманно по отношению  к личности ребенка.
    Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С. 8-18.
12. Амонашвили  Ш.А. Личностно-гуманная основа  педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
  Сотрудничество учителя со школьниками в процессе обучения предполагает объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач, при этом школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Это предполагает этичное отношение к школьнику, уважение его достоинства, поддержку его точки зрения и суждений, что создает атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, формирует у школьников этические нормы, нравственное поведение в обществе.
  Гуманистически ориентированному учителю необходимо обладать позитивным отношением к ученику: он принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных его качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности ребенка; открытость учителя противопоставлена формальному ролевому поведению, не допускающему проявления эмоций и чувств помимо этой ролевой установки и выполняемых им функций предметника; эмпатическое понимание предполагает, что учитель оценивает ученика не столько с позиций социально-нормативных требований, сколько исходя из собственных оценок и ценностей учащегося.
  При таком подходе целью процесса обучения должно являться самовоспитание ребенком в себе личности. Научные знания в таком случае выступают как средство достижения этой цели.[13]
Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В то же время необходимо иметь в виду, что, если в рамках одной образовательной системы технологии могут и должны варьироваться, сочетаться, взаимодополняться, то модель обучения,
13. Амонашвили  Ш.А. Личностно-гуманная основа  педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
 
определяющая  общую концепцию работы учебно-воспитательного  учреждения, должна быть единой. Однако ее выбор представляет в настоящее время для руководителей учебно-воспитательных учреждений большую сложность.
  При этом необходимо учитывать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований. Л.А. Байкова и другие исследователи выделяют следующие [14]:
    безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
    проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
    осознание права личности быть не похожей на других;
    предоставление права на свободу выбора;
    оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
    способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;
    учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, сформированность положительной Я-концепции, активность).
  В заключение хотелось бы отметить, что перечисленное обозначает лишь некоторые пути реализации идеи гуманизации образования в формировании нового педагогического мышления. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач формирования духовных ценностей человека, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива исследования гуманизации образования. Эта перспектива включает в себя: разработку концептуальных основ, методологии, теории, технологии программного
14. Байкова  Л.А. Воспитание в традиционной  и гуманистической педагогике // Классный руководитель. 1998. ї 2. С. 2-11.
 
обеспечения гуманизации образования (разработку учебных программ, учебных планов, учебников); систематизацию имеющихся  подходов к разработке проблемы.
 
3. Проблемы гуманизации образования в России
 
   Современная школа России представляет собой социальный институт общества, транслирующий знания, нормы, ценности и эталоны культуры подрастающим поколениям, для обеспечения преемственности культуры и необходимой российскому обществу сплоченности и стабильности, без чего невозможны преодоление системного кризиса страны и становление рыночных отношений.
  В конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века образование в России стали рассматривать как одну из глобальных проблем современности, поскольку богатство современных государств, по мнению М. В. Ушаковой, определяется не природными и технологическими параметрами, а в первую очередь, человеческим капиталом, который имеет определенную цену на рынке труда [15].
  Одной из наиболее значимых современных проблем российско го образования является его гуманизация и гуманитаризация. Они связаны с глобальными изменениями, происходящими в современном мире, где главной ценностью и достоянием общества является личность, способная к самоактуализации (основной тезис гуманистической психологии). Большинство исследователей, занимающихся этой проблемой, относят ее к современной парадигме развития российского образования.
  Размышляя о путях осуществления современной парадигмы развития российского образования, следует указать, как подчеркивает В. Т. Пуляев, что она по своей сути должна быть гуманитарной, порождать в обществе
15. Ушакова М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социальногуманитарные знания. 2003. № 4. С. 166 – 179.
 
гуманизм. Техногенная цивилизация и технократическое мышление изживают себя. Ценность человеческого существования в его гармонии с миром природы и социума все более и более выходит на передний план. В человеческие отношения властно входят гуманитарные проблемы, общечеловеческие ценности, учитывающие интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Гуманизация образования предполагает примат человека перед техническими системами [16].
  Раскрывая сущность этой проблемы, М. В. Ушакова подчеркивает, что у большинства учащихся доминирует технократическое представление о том, что все экономически эффективное является нравственным, многие из них страдают узкоутилитарным мышлением, техницизмом, непониманием значения и роли гуманитарного знания [17].
  Гуманизация образования осуществляется с целью «возвышения» человека, ценность которого заключается в его индивидуальности. В свое время Н. А. Бердяев утверждал, что от воли, мысли и дела отдельного человека зависит «весь реальный мир». Согласно Н. А. Бердяеву, человек как существо мыслящее, творческое обладает такими качествами, как индивидуально особенное, активность и творчество, свобода и свобода творчества.
 Гуманизация образования может осуществляться в форме воспитания духовного умения оценить и принять реальность бытия, не утратив при этом
ценности  «Я». Индивидуализация образования в контексте гуманистической парадигмы основывается на свободе человека. Свобода составляет смысл жизни, истинную сущность человека.
Гуманизация способствует также возрастающей доступности  высшего образования в мире, что влияет на получение образования все более высокого уровня, превращение его из элитарного в массовое. [18]
16 Пуляев  В. Т. Новая парадигма развития  образования и основные контуры  ее реализации в России // Социально-политический  журнал. 1998. № 5. С. 3 – 20.
17 Ушакова  М. В. Высшая школа современной  России: тенденции и прогнозы // Социальногуманитарные  знания. 2003. № 4. С. 166 – 179.
18. Чинаева  В. Студенческая мобильность:  мировые тенденции // Высшее образование  в России. 2002. № 3. С. 93 – 98. Сборник научных трудов
 
  Именно массовость высшего образования, как подчеркивает В. Чинаева, стала одной из наиболее характерных его черт в наше время [19].
  Таким образом, можно заключить, что гуманизация и гуманитаризация образования являются важнейшими проблемами современного образования. Они тесным образом связаны с такими явлениями, как демократизация и глобализация высшей образовательной системы, превращения ее из элитарной в массовую. Гуманизация во многом обусловливает эффективность системы образования и является одной из современных парадигм ее развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.