На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Япония налоговая система

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                                                               
 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3 
 
 

1.     Особенности  налоговой системы Японии                                              5 
 

2.      Порядок  прямого налогообложения в Японии                                    13 

            Прямые налоги на доходы физических  и юридических лиц 

            Налоги на имущество 
 

3.     Порядок  косвенного налогообложения   в Японии                               24 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                29 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                              34 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

На сегодняшний  день практически во всех странах  мира правительства стремятся к  оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле  налоги являются важнейшим  источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение  от уплаты налогов, несвоевременная  уплата налогов или уплата налогов  в неполном объеме, физические и  юридические лица несут различную  ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой системы возможно только при наличии крепкой нормативно – правовой базы. Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые  обусловлены ее национальными интересами. 

 При всей множественности  налогообложения развитые государства  стремятся к минимизации налогов  или, точнее, к их оптимизации.  Это является основной тенденцией  налоговых политик государств  со второй половины 80-х – начала 90-х годов.  

Актуальность изучения зарубежного опыта заключается  в том, что он вполне применим в  современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. В  качестве примера такого зарубежного  опыта, я решила остановиться на стране «восходящего солнца» - Японии. 

Целью данной работы являются методы исследования взимания и контроля за уплатой налогов  в стране. 

 На сегодняшний  день современная Япония наряду  с США, Германией, Великобританией  является центром деловой жизни.  В стране расположены крупнейшие  корпорации мира, а также представлена  широкая филиальная сеть, поэтому  будет интересно рассмотреть  вопрос налогообложения прибылей  корпорации, а также налогообложение  доходов физических лиц. Поскольку  страна имеет небольшую территорию  и огромное количество жителей  (в 1997г. – 126,5 млн. человек), т.е.  наблюдается высокая плотность  населения, необходимо рассмотреть  порядок поземельного налогообложения. 

Предметом исследования при рассмотрении данной темы будет  изучение механизма функционирования налоговой системы Японии с целью  регулирования налоговых отношений  в обществе. 

 Изучая налогообложение  в любой стране важно определить  тот спектр задач, которые необходимо  рассмотреть. В первую очередь,  необходимо ознакомиться с особенностями  налоговой системы страны. А лишь  затем можно приступать к рассмотрению  конкретных налогов, которые можно  разбить либо на 2 большие главы  - прямые, косвенные, либо классифицировать  иным образом. Рассматривая налоговую  систему Японии, будем выделять 2 главы: порядок прямого и косвенного  налогообложения в Японии. Кроме  того, в рамках прямого налогообложения  рассмотрим прямые налоги на  доходы физических и юридических  лиц, а также имущественное  налогообложение. 

При рассмотрении данной темы использованы труды следующих  авторов:             Д.Г. Черник; Мещерякова О.В.; Тихоцкая И.С; Булатов А.Ф.; Романовский М.В. и  др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ ЯПОНИИ 
 

Особый интерес  для изучающих зарубежное налоговое  законодательство унитарных стран  представляет налоговая система  Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном  виде она функционирует, начиная  с послевоенного времени, когда  была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа. 

 Остановимся на  некоторых аспектах этой системы,  поскольку она имеет специфические  особенности и несколько отличается  от налоговой системы США и  западноевропейских стран.  

В Японии функционируют  государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых  поступлений образуется за счет государственных  налогов, а остальные - за счет местных  налогов. Затем значительная часть  налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных  налогов в местные бюджеты. В  стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых  имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются  как местные средства, а остальные  средства обеспечивают осуществление  общегосударственных функций. [3] 

Необходимо также  отметить, что доходная часть бюджета  страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению  с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете  налоги составляют 84% и неналоговые  средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа  земельных участков и другой муниципальной  недвижимости, пени, штрафы, продажа  облигаций, доходы от лотерей, займы  и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего  года.[3] 

Налоговая система  Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать  каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах  определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется  местным парламентом. Всего в  стране 25 государственных и 30 местных  налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам: [3] 

Первая - это прямые подоходные налоги на юридических и  физических лиц.  

Вторая - прямые налоги на имущество. 

Третья - прямые и  косвенные потребительские налоги.  

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. В  Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами. Это предпринимательский, корпо­ративный муниципальный и уравнительный  налоги. 

Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается  по трем ставкам, величина каждой из которых  может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости  от уставного капитала компании и  величины самой прибыли. [1] 

Корпоративный муниципальный  налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или (как в случае для Токио) соответственно городского и районного. Налоговые  ставки могут различаться в зависимости  от места, но предельная ставка для  префектурального (для Токио —  городского) налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального  налога). [1] 

Уравнительный налог  представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит  от размера капитала юридического лица и числа работающих на нем и  распределяется между городом и  префектурой в соотношении 4:1. [1] 

 Рассмотрим структуру  доходов местных органов власти  в целом по стране по данным  за 1990г. Общие доходы местных  органов управления составили  80,41 трлн. иен. Из них собственные  налоговые поступления, несмотря  на множественность местных налогов  (30), обеспечили 33,45 трлн. иен, или  41,6% доходной части местных бюджетов. Еще 14,33 трлн. иен, или 17,8%, дали  отчисления от общегосударственных  налогов. Государство выделило  местным органам дотации на  осуществление общенациональных  мероприятий в сумме 10,65 трлн. иен, или 13,2%. Остальные 20,3 трлн. иен, или чуть больше четверти  доходов местных бюджетов, - это  неналоговые поступления, включая  займы. [7] 

Как видно, местные  налоги отнюдь не доминируют в местных  бюджетах, составляя значительно  меньше половины их доходной части. Это  отличает японскую налоговую систему  от североамериканской, где местные  налоги зачастую превышают две трети  бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии, России, играют отчисления от общегосударственных  налогов. 

Достаточно интересна  структура местных налогов. Приведем ее по данным 1990 г., исходя из указанной  выше классификации групп налогов. Из общей суммы местных налогов (33,45 трлн. иен) 18,8 трлн. иен, или 56,2% приходится на подоходные налоги. На втором месте  имущественные налоги, которые принесли 10,49 трлн. иен, или 31,4%. И только на третьем  месте потребительские налоги - 4,16 трлн. иен, или 12,4% доходов местных  налогов. [7] 

Соотношение общегосударственных  налогов несколько иное, хотя общие  тенденции одинаковы. Государственные  подоходные налоги занимают долю 56,5% (почти  такую же, как и среди местных  налогов), имущественные - 25% и потребительские  налоги - 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты. 

Распределение различных  групп налогов между государством и местными органами управления в  Японии приведено в таблице1. [8] 
 

Таблица 1. «Распределение налогов между государственными и местными органами управления Японии в 1990 г.» 

Налоги 
 

Всего, трлн. иен 
 

В том числе 
 
 

государственные 
 

местные 
 
 

сумма, трлн. 

иен 
 

удельный вес, % 
 
 

сумма, трлн. 

иен 
 

удельный вес, % 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подоходные                      52,74              33,94           64,4             18,80             35,6 
 
 

Имущественные               25,53              15,05          58,9             10,48             41,1 
 
 

Потребительские              15,29              11,12          72,8               4,17             27,2 
 
 

Всего                                  93,56              60,11          64,2             33,45             35,8 
 
 
 
 

По данным таблицы  прослеживается приоритетное положение  общегосударственных налогов и  сборов по сравнению с местными. Повторим, что это касается доходов, а не расходов государства, поскольку  в дальнейшем происходит перераспределение  налоговых поступлений через  государственный бюджет. 

В 1993 г. сумма всех государственных налогов Японии увеличилась до 61 трлн. 157 млрд. иен, из которых 933 млрд. иен составляли таможенные сборы и пошлины. Удельный вес  их практически не изменился в  связи с тем, что одновременно возросла и сумма местных налогов. 

Рассмотрим динамику доходов и расходов местных органов  управления Японии за ряд последних  лет, приведенную в таблице 2. Во второй строке будут указаны налоговые  поступления только за счет местных  налогов. [7]
Таблица 2. «Доходы  и расходы местных органов  управления» 

(трлн. иен)
Доходы и расходы 
 

1978 
 

1980 
 

1983 
 

1985 
 

1988 
 

1990 
 
 

Доходы — всего 
 

39,13 
 

46,80 
 

53,46 
 

57,47 
 

68,01 
 

80,41 
 
 

В том числе за счет местных налогов 
 

12,24 
15,89 
19,84 
23,32 
30,12 
33,45 

Доля местных налогов  в доходах,  %. 
 

31,3 
34,0 
 

37,1 
 

40,6 
 

44,3 
 

41,6 
 
 

Расходы — всего 
 

38,35 
 

45,78 
 

52,31 
 

56,29 
 

66,40 
 

78,47 
 
 

Баланс (доходы минус  расходы) 
 

0,78 
 

1,02 
 

1,15 
 

1,18 
 

1,61 
 

1,94 
 
 

Остаток от предыдущего  года 
 

0,35 
 

0,41 
 

0,35 
 

0,32 
 

0,56 
 

0,82 
 
 

Реальный баланс данного года 
 

0,43 
 

0,61 
 

0,80 
 

0,86 
 

1,05 
 

1,12 
 
 
 
 

Анализ табличных  данных, составленных по сведениям  токийского муниципалитета, говорит  о следующем. Виден постоянный рост и укрепление доходной части местных  бюджетов страны, естественно сопровождающийся возможностью расходовать больше средств. В 1990 г. доходы местных органов управления возросли по сравнению с 1985 г. на 40%, а с 1980 г. — на 71,8%, в том числе  за счет налоговых поступлений —  соответственно на 43,4% и более чем  в 2 раза. За эти же периоды расходы  выросли соответственно на 39,2 и 71,4%. Бюджет сводится без дефицита, более  того, превышение доходов над расходами  имеет совер­шенно четко прослеживаемую тенденцию роста. Кроме общего баланса  года учитывается реальный баланс, из которого исключается остаток  финансовых ресурсов прошлого года. Доля местных налогов в доходах  на протяжении 10 лет имела тенденцию  к увеличению, но, достигнув удельного  веса 44,6%, начала падать. 

Конечно, не следует  забывать, что в таблице 2 приведены  общие цифры, за которыми стоят 47 префектур, 3045 городов, поселков и районов. Поэтому  посмотрим те же данные, но для конкретной, самой крупной и имеющей свои специфические особенности столичной  префектуры Токио (таблица 3)  [2] 

Таблица 3. «Доходы  и расходы префектуры Токио»
                                                                                                               (трлн иен)
Доходы и расходы 
 

1978 
 

1980 
 

1983 
 

1985 
 

1988 
 

1990 
 
 

Доходы — всего 
 

2,617 
 

2,935 
 

3,424 
 

4,030 
 

5,673 
 

6,575 
 
 

В том числе за счет местных налогов 
 

1,614 
 

2,014 
 

2,457 
 

2,969 
4,471 
 

4,716 
 
 

Доля местных налогов  в доходах,  %. 
 

61,3 
 

68,6 
 

71,7 
 

73,3 
 

78,8 
 

71,7 
 
 

Расходы — всего 
 

2,620 
 

2,902 
 

3,390 
 

3,966 
 

5,582 
 

6,516 
 
 

Баланс (доходы минус  расходы) 
 

-0,003 
 

0,033 
 

0,034 
 

0,065 
 

0,091 
 

0,059 
 
 

Остаток от предыдущего  года 
 

0,098 
 

0,054 
 

0,032 
 

0,029 
 

0,059 
 

0,059 
 
 

Реальный баланс данного года 
 

-0,101 
 

-0,021 
 

0,002 
 

0,036 
 

0,032 
 

0 
 
 
 

Нормативный размер приемлемого дефицита 
 

-0,109 
 

-0,131 
 

-0,155 
 

-0,195 
 

-0,271 
 

-0,336 
 
 

Доля в доходах  местных бюджетов 
 

6,7 
 

6,3 
 

6,4 
 

7,0 
 

8,4 
 

8,2 
 
 
 
 

В Токио наблюдаются  высокие темпы доходов и расходов префектуры. Удельный вес местных  налогов в доходах бюджета  здесь значительно выше, чем в  среднем по местным органам управления, и превышает 70% за счет более развитой налоговой базы. В таблице прослеживаются следы финансового кризиса крупных  городов середины 70-х годов. Баланс 1978 г. отрицательный — превышение расходов над доходами. Реальный баланс 1980 г. тоже еще отрицательный. Но затем  Токио полностью вышел из финансового  кризиса, хотя на каждый год по-прежнему определяется норматив приемлемого  дефицита бюджета. 

2. ПОРЯДОК ПРЯМОГО  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЯПОНИИ   
 

2.1. Прямые налоги  на доходы физических и юридических  лиц 

Самый высокий доход  государству приносят подоходный налог  с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. 

 Значение налога  на доходы физических лиц для  государственного бюджета Японии  огромно. Физические лица уплачивают  государственный подоходный налог  по прогрессивной шкале, имеющей  пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме  того, есть подоходный префектурный  налог по трем ставкам: 5, 10 и  15%. Помимо этого существуют местные  подоходные налоги. [5] 

Подоходным налогом  облагаются заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в  аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в  Японии делятся на десять категорий: 

1. Проценты по  вкладам. 

2. Дивиденды. 

3. Доходы от недвижимости. 

4. Доходы от предпринимательской  деятельности. 

5. Заработная плата. 

6. Бонусы. 

7. Выходные пособия,  пенсии. 

8. Случайные доходы. 

9. Смешанные, разносторонние  доходы.  

10. Доходы от капитала. 

Для большинства  из них (кроме процентов и дивидендов) установлены налоговые льготы или  освобождения от уплаты налогов. Кроме  того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог  на проживание, составляющий 3200 иен  в год. [5] 

В деловой практике Японии часто возникает вопрос о  том, не слишком ли тяжелое налоговое  бремя несет рядовой японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот факт, что подоходное налогообложение физических лиц  предусматривает существенные льготы. 

Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний  налогоплательщик, являются «базовая льгота» (необлагаемый минимум дохода налогоплательщика, равный 350 тыс. иен) и аналогичные льготы на супругу (супруга) и на каждого иждивенца.[5] Кроме того, такие виды доходов, как  заработная плата, пенсии и выплаты  социального страхования имеют  специальные налоговые освобождения. Министерство финансов Японии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого  налогоплательщика предоставляет  пять льгот и освобождений.  

Для исчисления подоходного  налога суммируются доходы налогоплательщика, полученные им из разных источников, а  затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый  с учетом различных скидок (базисной, на иждивенцев, на взносы по социальному  страхованию, по страхованию жизни  и в пенсионный фонд, на расходы  на медицинское обслуживание, а также  специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.). Следствием является то, что необлагаемый минимум  для семьи из 4-х человек в  Японии гораздо выше, чем, например, в США, ФРГ, Англии, Франции. 

Помимо адресных, персональных освобождений, которые  широко применяются к налогооблагаемому  доходу в целом, существует ряд узко специальных льгот по налогообложению  доходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему  по ряду важных причин. 

• С целью справедливого  налогообложения доходов разных категорий населения введена  специальная скидка, уменьшающая  налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в  отношении доходов, полученных наемным  работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов» (personal expenses). Цель введения этой скидки — достижение равного для целей  налогообложения положения лиц  наемного труда с одной стороны, и предпринимателей — с другой. Последние имеют возможность  списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» (иначе  говоря, на себестоимость) и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного труда до введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управления Японии, не соответствует  критерию справедливости налогообложения). На практике использовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшения налогооблагаемой подоходным налогом базы на 28,6%. 

• Ряд специальных  инструкций позволял также разделить  для целей налогообложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения  выступает доход, получаемый за вычетом  из выручки всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим «синюю»  форму налоговой декларации, разрешалось  вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой  декларации в размере не более  чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены  «вычеты» (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые  были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса. Заработная плата самого бизнесмена (предпри­нимателя), таким образом, имела льготы как доход, получаемый от бизнеса, и вместе с тем он имел право на льготы по доходам, получаемым от продажи своего труда, как для  лиц наемного труда (при условии, что фирма для целей налогообложения  зарегистрирована как квазикорпорация). Система «двойного льготирования» была отменена в 1992 г., однако размер «специ­ального вычета» из налогооблагаемой базы при  условии заполнения «синей» формы  налоговой декларации был в то же время увеличен до 350 тыс. иен. 

• Специальные налоговые  льготы имеют разносторонние доходы и доходы от капитала. Для разносторонних доходов налогооблагаемая сумма  уменьшается на 400 тыс. иен в год, если индивид имеет стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен, если трудовой стаж превышает 20 лет. 

Доходы от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного подоходного налога после  вычета сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются  налоговые кредиты для таких  целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с  увеличением расходов на НИОКР и  другие кредиты, предоставление которых  обусловлено какими-либо специфическими политическими целями. 

• В налоговой  системе Японии неденежные доходы (такие, как разница в арендной плате  за жилье, предоставленное государством или компанией своему сотруднику по льготной цене, и его рыночной стоимостью), предоставляемые получателям  заработной платы и предпринимателям, либо освобождаются от налогов вообще,  либо облагаются  частично. 

• Семейные пары с  одинаковым годовым доходом в  Японии платят различный подоходный налог в зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современная налоговая система  Японии приветствует семьи, в которых  работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, поэтому семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое  бремя. В таблице 5 представлены размеры  налогов, которые уплачивают семьи  с одним работающим и с двумя   работающими супругами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.