На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие государства, его сущность и типология

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
                       «К защите допускаю»
Кафедра
гражданского  и                  ___________________ государственного права     «___»_________20___г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  По  дисциплине: «Общая теория права» 

    На  тему: «Понятие государства, его сущность и типология» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Студент группы   ___________         (подпись) 

    Руководитель    __________
                            (подпись) 
     
     
     
     
     
     

    Минск 
     

  Факультет
  Специальность
  Кафедра Гражданского и государственного права
                                                  УТВЕРЖДАЮ
                                                  Зав.кафедрой
                     ___________
                      «__»________ 20___года
  З А Д А Н И Е
  На  курсовую работу
      по дисциплине «Общая теория  права»
  студенту  ____________________________, группа №_____________
    Тема: «Понятие государства, его сущность и типология»
    Срок сдачи студентом законченной курсовой работы: ___________года
    Исходные данные: 1. Ардашкин В.Д. К современной концепции государства // Правоведение. 1992, №2. 2. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997. С. 116. 3. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М.1994. С.23. 4. Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.34. 5. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. -1993 г. - № 2. 6. Пиголкин А.С. Общая теория права. - 1995 г.  7.Общая теория государства и права: Учеб. пособие/Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, В.А. Кучинский, Л.О.Мурашко, А.Г. Тиковенко. – Мн.: Книжный дом, 2006.
    Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график
 
п/п
Наименование  вопросов курсовой работы Срок выполнения
1 Понятие государства  (Характеристика теорий происхождения государства, естественно-историческая теория происхождения государства, современное понятие государства)  
2 Признаки государства отличающие его от других организаций классового общества  
3 Сущность государства  
4 Типология государства (понятие типологии государства, формационный подход к изучению типологии государств, цивилизационный подход к изучению типологии государств)  
            Руководитель __________________
             Задание принял к исполнению______________ 

                                                              ___________(дата) 

    РЕФЕРАТ
  Курсовой  работы ________________
    «Понятие  государства, его  сущность и типология» 

     Объем работы: 29 с., 7 наим. лит. 

     Ключевые  слова: государство, происхождение государства, признаки государства, сущность и типология государства 

     В курсовой работе исследуется понятие государства, его сущность и типология, включающее в себя следующие этапы:
     а) понятие государства 
     б) признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества
     в) сущность государства
     г) типология государства 

     В результате проведенного анализа сделаны  следующие выводы: 

     а) государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
     б) государство — результат и  фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.
          в) государство — это наше  прошлое, настоящее и будущее.  В настоящее время государство  пытается решить постоянно возникающие  проблемы во многих сферах  общественной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………5
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА………………………………………………7
1.1 Характеристика теорий происхождения государства………………..7
1.2 Естественно историческая теория происхождения государства……11
1.3 Современное понятие государства………………………………………12
2. ПРИЗНАКИ  ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИЕ
ЕГО ОТ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА……….13
3. СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВА…………………………………………….19
4. ТИПОЛОГИЯ  ГОСУДАРСТВА…………………………………………21
4.1 Понятие о типологии государства………………………………………21
4.2. Формационный подход к изучению типологии государств…………….22
4.3. Цивилизационный подход к изучению типологии государств………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..........29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
      Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих в государствоведении.
          Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства. Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.
      Рассматривать государство можно с разных позиций : философской, исторической, социологической, юридической, географической и др.
      В современное понятие государство  включается характеристика его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения служебной роли и исторической цели. Понятие государство отражает особенности внутренней организации общества, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
      История государства неотделима истории  общества. Оно вместе с обществом  проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства.
      С общецивилизационной позиции государственность  – фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государственная  организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости (от природных и социальных сил), полноценное и гармоничное развитие личности. Каждый шаг вперед по пути культуры (материальной и духовной), отмечал Ф. Энгельс, является шагом к свободе. Государственное общение возникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и ее сообщества.
      Государство призвано воплощать в законы, реализовывать в жизнь указанные правовые начала высшего, общесоциального порядка.
      Проблема  определения сущности современного государства, его наилучшего устройства с учетом новых условий развития общества не чисто Белорусская  проблема. Центральным остается вопрос о взаимодействии экономических реформ и государственной политики, государственного участия в решении социальных проблем, природоохранных, повышения эффективности и экономичности государственного аппарата, перевода на новые информационные технологии, осуществления других инноваций в государственных структурах.
      Ответить  на вопрос, каким должно быть сегодня  государство задача сложнейшая. Уйти от этого вопроса невозможно. Ответ  на него должен формироваться с учетом стартовых условий конца нашего века, а также факторов, определяющих процесс изменения сущности современного государства и государственности как свойства, качества гражданского общества. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
         До  сих пор наше представление  о  государстве туманно и неопределенно. И на это есть свои причины:
    Государство имеет сложную структуру
    Государство постоянно изменяется, соответственно меняется и наше представление о нем.
    невозможно понять государство в отрыве от таких явлений как политика и право, которое в свою очередь так же являются весьма неопределенными.
    до сих пор нет концепции о государстве которую можно было бы признать удовлетворительной.
 
  1.1 Характеристика теорий происхождения государства 

      Вопрос  о происхождении государства  в течении не одного столетия был  предметом долгих дискуссий.  Большинство историков,  ученых-юристов различают семь  основных теорий происхождения государства:
1. теологическая  теория;
2. патриархальная теория;
3. органическая теория;
4. теория насилия;
5. психологическая теория;
6. теория общественного договора (естественного права)
7. историко-материалистическая теория.
            
      Теологическая  теория  была  одной из  первых  теорий  происхождения государства и права и объясняла их  возникновение  божественной  волей.  Ее представителями  были  многие   религиозные   деятели   Древнего   Востока, средневековой Европы  (Фома  Аквинский  -  XIII  в.),  идеология  Ислама  и современной католической  церкви  (Ж.  Маритен).  Теологическая теория  не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли  (а она может укладываться в любую другую концепцию).  В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от  Бога,  но  вместе  с  тем  и зависимости самого государства от божественной  воли,  которая  проявляется через церковь и другие религиозные организации. Теологическую  теорию  нельзя   доказать,   как   нельзя   и   прямо опровергнуть:  вопрос  о  ее  истинности  решается  вместе  с  вопросом   о существовании Бога, Высшего разума, т.е.  это,  в  конечном  счете,  вопрос веры.
      Патриархальная  теория также как и теологическая теория  возникла  в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие). Смысл этой теории заключается в том,  что  государство  возникает  из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи  становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это  продолжение власти  отца,  монарх  же  является  отцом   всех   своих   подданных.   Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти. Основные положения патриархальной  теории  убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни  одного  исторического  свидетельства  подобного способа   возникновения    государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе  разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.
      Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX  в.,  хотя  подобные  идеи  высказывались  значительно  раньше.  Так, некоторые древнегреческие мыслители, в  их  числе  Платон  (IV-III  вв.  до н.э.), сравнивали государство  с  организмом, а законы государства  -  с процессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому,  что  многие  юристы,  социологи стали   распространять   биологические   закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие. В соответствии  с  органической  теорией человечество возникло как результат эволюции животного  мира  -  от  низшего  к  высшему.  Дальнейшее развитие привело к объединению людей в  процессе  естественного  отбора (борьба с соседями) в единый организм   - государство,   в   котором правительство  выполняет функции   мозга,   управляет всем организмом, используя, в частности, право  как  передаваемые  мозгом  импульсы.  Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение). Некорректность органической теории происхождения государства и  права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления,  бытия и жизнедеятельности. Развитие  каждого  уровня  определяется  свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя  лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.
        Теория насилия также возникла  в XIX  в.  Ее  представителями были Л.Гумплович, К.Каутсткий, Е.Дюринг и другие.  Они объясняли  возникновение государства и права факторами военно-политического  характера:  завоеванием одним  племенем  (союзом  племен)  другого.  Для  подавления  порабощенного племени  и  создавался   государственный   аппарат,   принимались   законы. Возникновение государства, таким образом,  рассматривается  как  реализация закономерности подчинения слабого сильному. «История не предъявляет нам  ни одного  примера,  —  рассуждал  в  связи  с  этим   Л.Гумплович   в   своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве», — где  бы  государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме  того,  это всегда являлось насилием  одного  племени  над  другим,  оно  выражалось  в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем  более  слабого,  уже седлого населения». Ссылаясь на пример образования ряда  стран  Европы  и  Азии,  которые возникли, по мнению ученого, не иначе, как путем насилия, Л.Гумплович делал окончательный вывод. Согласно  его теории  «вследствие подчинения  одного класса людей другому образуется государство», а из потребности  победителей обладать «живыми орудиями» возникли экономическая  основа  античной  семьи, отношения властвования, существовавшие между господином и его слугою. Оценивая  эту  теорию,  следует  отметить,  для  того   чтобы   могло возникнуть государство, необходим  такой  уровень  экономического  развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если  этот уровень достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут  привести к возникновению государства.  И  для  того,  чтобы  государство  появилось  в
результате  завоевания, к этому времени должны созреть  внутренние  условия, что имело место при возникновении германских и венгерского государств.
      Представителями психологической теории,  возникшей в XIX  в.,  были Г.Тард, Л.И.Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью  подчиняться, подражанием,  сознанием  зависимости  от   элиты   первобытного   общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр. Естественно,  что   социальные   закономерности   реализуются   через человеческое  поведение  и  деятельность.  Поэтому  свойства   человеческой психики, оказывающие определенное влияние, не является решающим, а с другой -  сама  человеческая  психика  формируется  под  влиянием  соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.
        Теория   общественного   договора    (естественного    права)    была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей:  Г.Гроция,  Т.Гобса,
 Д.Локка,  Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева  и других, т.е. в XVII-XIII вв.
По этой теории, до появления государства, люди находились  в  «естественном
состоянии», которое понималось разными авторами по-разному  (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие  -  «золотой век» и т.п.). Дхон Локк (1632-1704) исходил  из  того,  что  всякое  мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в известной работе  «Два  трактата  о  правлении»  по  поводу  того,  что  «с государствами происходит то же, что и с отдельными людьми:  они  обычно  не имеют никакого представления о своем рождении и младенчестве», Локк  вместе с тем обстоятельно развивал идеи  относительно  того,  что  «объединение  в единое политическое общество» может и  должно  происходить  не  иначе,  как посредством «одного лишь согласия». А это, по мнению автора, и есть  «весь тот договор, который существует или должен существовать  между  личностями, вступающими в государство или его создающими». В большинство  концепций  входит  идея  «естественного  права»,  т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых,  естественных прав, полученных  от Бога или от Природы. Однако в процессе развития  человечества  права  одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную  жизнь,  люди  заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли свое отражение в конституциях ряда западных государств. Отмечая  прогрессивность  многих   положений   теории   общественного договора,  которая  противостояла   феодальному   сословному   государству, царящему в  этом  обществе  произволу,  неравенству  людей  перед  законом, следует указать  все  же  на  то,  что  нет  убедительных  научных  данных, подтверждающих  реальность  этой  теории.   Можно   ли   себе   представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между  собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии  уже существующих властных  структур?  Игнорирует  эта  теория  и  необходимость экономических, материальных предпосылок для того,  чтобы  могло  возникнуть государство.
      Возникновение историко-материалистической теории связано не только  с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, но и с именами их  предшественников,  таких, как  Л.Морган.  Смысл  этой  теории  заключается  в  том,  что  государство возникает  как  результат  естественного  развития  первобытного  общества, развития, прежде  всего  экономического,  которое  не  только  обеспечивает материальные условия возникновения государства и  права,  но и определяет социальные изменения общества,  которые  также  представляют  собой  важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из  них,  господствовавший  в  советской  науке,  решающую  роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между  ними, классовой борьбы: государство возникает как  продукт  этой  непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход  исходит  из  того,  что  в  результате  экономического развития   усложняется    само    общество,    его    производственная и распределительная сферы. Это требует совершенствования  управления, что и приводит к возникновению государства.
      Государство – это исторически развивающееся явление, продукт общественного прогресса. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим меняются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в обществе.
      Научная мысль до настоящего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее  определение государства. Дать такое  определение применительно ко всем без исключения историческим периодам сложно, так как разнообразные  условия существования государства на различных этапах развития обусловливают множество его особенностей и специфических черт. Вместе с тем все государства обладают набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах развития.  

1.2 Естественно историческая теория происхождения государства. 

      Как показывает исторический опыт,  главные  причины  возникновения развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.
        Научные  исследования   и   выводы   свидетельствуют   о   том,   что государственная организация приходит на  смену  родоплеменной  организации, право — на смену обычаям. И  происходит  это  не  в  силу  самого  по  себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а  в  силу коренных изменений в экономической сфере и в  самом  первобытном  обществе. Именно они привели к  разложению  первобытно-общинного  строя  и  к  утрате способности первобытными обычаями  регулировать  общественные  отношения  в новых условиях.
      Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с  отделением  скотоводства  от  земледелия,  ремесла  от  земледелия  и  с появлением торговли и обмена, привели  к  быстрому  росту  производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для  поддержания  жизни.  Становится  экономически  выгодным использовать  чужой  труд.  Военнопленных,  которых  раньше   убивали   или принимали на равных в  свой род,  стали превращать  в рабов,  заставляли работать на себя.  Производимый  ими остаточный  (сверх необходимого  для проживания) продукт присваивали.
      В обществе сначала наметилось,  а  затем  по  мере  разделения  труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые  и  бедные.  В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться  не  только труд военнопленных, но и труд своих  сородичей.  Имущественное  неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество  постепенно,  в  течение многих тысячелетий, расслаивалось  на  различные,  со  своими  собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым  статусом,  устойчивые группы, классы, социальные прослойки.
      Во  всей Галии, писал по этому  поводу  Гай  Юлий  Цезарь,  существуют вообще только два класса людей, которые пользуются  известным  значением  и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается  ни  на  какое  собрание.  Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны  сильных,  добровольно отдается в рабство знатным, которые имели над ними  все  права  господ  над рабами.
      Расслоение  общества ведет к тому, что  из  общей  массы  членов  рода выделяется знать —  обособленная  группа  вождей,  военачальников,  жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди  присваивали себе  большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со  временем наследственной,  они  использовали  не  столько  для  защиты   общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки  разложения  первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации,  которая  постепенно стала вытесняться государственной организацией.
      В   новых   общественно-экономических   условиях   прежняя    система организации власти — родоплеменная организация, рассчитанная на  управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной  перед  растущими  изменениями  в  сфере  экономики  и социальной жизни, усиливающимися противоречиями  в  общественном  развитии, перед углубляющимся неравенством.  «Родовой  строй,  —  писал  Ф.Энгельс  в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», —  отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его  последствием  —  расколом общества на классы. Он был заменен государством». Государственные органы  иорганизации появились в результате  преобладания  органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя. Частично  —  путем  полного вытеснения последних.
1.3 Современное понятие  государства 

В современной  учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому я думаю, что более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
      Приведенное определение отражает общее понятия государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
          Государство как сложное и многомерное  явление может быть рассмотрено с разных сторон. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
          В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
        В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
      Данное  определение характеризует государство  как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое  не может быть сведено к механизму  управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
      Таким образом, государство в узком  смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
      Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки? 

2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО ОТ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА 

      1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.
      2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.
      3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждении. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.
      4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном государственными органами.
      5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер. Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.
      6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.
      7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.
      8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам. 

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения. 

      Государственное единство имеет много измерений:
      а) современное государство являются мирным единством. Этим оно отличается от средневековых общин, которые  допускали междоусобицу и самооборону  и не знали общеохватывающего, эффективного общественного порядка. Современное  же государство смирило общество, разоружило гражданина, заменило самоюстицию процессуальной процедурой. Первая основная обязанность гражданина заключается в том, чтобы отказаться от угрозы и применения физической силы как средств разрешения конфликтов. Данная обязанность взаимосвязана с монополией государства на власть. Последняя образует основу и границу конституционной правовой гарантии свободы. В либеральной демократии с принципиальных позиций можно обсуждать содержание справедливости и общего блага, но вне всякой дискуссии находится запрет на насилие как условие возможности гражданских прав, обеспечение правовых благ, гражданских нравов и культуры.
      Понимание современного государства как мирного  единства не ставится с необходимостью под вопрос в результате внутриобщественных конфликтов. Но они не должны приводить к тому, чтобы общество раскололось на друзей и врагов, к тому, чтобы общественные группы стали участниками войны. «Современное государство по своей сущности является политическим единством»1, которое существенно зависит от того, чтобы ни одна из групп не имела права и не обладала властью на то, чтобы кого-то объявлять врагом, или на ведение гражданской войны.
      б) государство характеризуется единством  решений. Согласно определенному порядку  компетенций и процедур оно принимает решения в спорных вопросах, касающихся общего блага, которые не могут быть решены общественной саморегуляцией.
      Государственное единство в принятии решений оправдывает  себя также в спорах об интерпретации  данных норм, не в последнюю очередь  и конституции. Здесь имеет место  момент сравнивания между государством и католической церковью: там, где  содержание обязательных текстов неясно, требуется инстанция, которая может дать обязывающую интерпретацию.
      в) современное государство является «единством деятельности и действия». Будучи таковым оно способно решать современные задачи. В нём организована активность человека Нового времени, рассматривающего естественный окружающий мир и порядок общежития как задачу, требующую в зависимости от меняющихся политических потребностей и  целей нового оформления. Государство заранее принципиально не связывает себя определёнными целями и задачами. Оно требует виртуальной всеобщей компетенции в фактических областях и полной свободы действий;
      г) единство решений и действий современного государства является условием его  правового единства. Последнее оправдывает  себя в фиксации и осуществлении права, в значении норм, а также в их интерпретации. Государство и право находятся в тесном, неразрывном единстве, которое в известном смысле имеет органический характер. Как социальные явления государство и право возникают одновременно. Но различны точки зрения о том, как соотносятся между собой государство и право. В нормативисткой концепции права государство - первично, право - вторично. Право - продукт не чьей-либо жизнедеятельности, а именно государства.
      Недостаточность (именно недостаточность, а не абсолютная непригодность) нормативной трактовки права послужила причиной появления иных подходов в понимании права и его соотношения с государством. В этом случае "право есть вид деятельности, состоящей в создании и применении общеобязательных норм и нормативных (индивидуальных) юридических средств при обеспеченности государственным принуждением, направленной на урегулирование производственно-обменной и иной взаимосвязанной деятельности людей для достижения необходимого результата".1 Такой подход делает шаг к признанию социального, а не государственного происхождения права, так как право связывается с различной деятельностью людей.
      Деятельность  людей состоит не только в создании и применении общеобязательных норм и ненормативных (индивидуальных) юридических средств. Это особенно очевидно при рассмотрении проблемы прав человека.
      Согласно  общепризнанным и цивилизованным взглядам, права человека принадлежат ему  от рождения. Они не предоставляются  не другими людьми, ни гражданским  обществом, ни государством, ни законами, изначально присущи человеку и всего лишь признаются и соблюдаются другими членами человеческого общества. Кто же создал права человека и в чём их источник?
      Источник  прав человека - он сам, его потребности  и интересы, его образ существования  и развития. Он же выступает их носителем. С этой точки зрения право обладает социальным, человеческим происхождением, а не государственным. Оно - продукт нормальной жизнедеятельности человека, а не государства. Если же право рассматривать лишь во взаимосвязи с государством и анализировать как продукт государственной деятельности, то историческим последствием реализации такого взгляда будет огосударствление и обюрокрачивание человека как винтика огромной государственной машины.
      Социальное  происхождение права означает его первичность по отношению к государству. Государство - инструмент, способ достижения и реализации права, созданного человеком. В связи с этим основное место среди всех отраслей права занимает частное (в том чисел гражданское) право, другие же отрасли играют вспомогательную, обеспечительную роль по отношению к частному праву.
      Государство выступает и хранителем правового  порядка. Но его существование не идентично правовому порядку. Оно  предшествует праву (позитивному), хотя само государство является предметом и адресатом последнего;
      д) государство, желающее осуществить  свою программу действия в случае конфликтов, вопреки сопротивлению  общественных групп обеспечить внутренний мир и сыграть свою партию в  «международном концерте», с необходимостью является также единством власти. Основой служит «монополия на легитимное физическое насилие».1
      Одно  лишь государство имеет право  применить и обладать организационной  возможностью принуждения: полицией армией, исполнительными, административными  и судебными органами. В результате этого инструментария оно отличается от негосударственных союзов. Вообще говоря, его особенность заключается в средствах, а не в целях.
      Единство  власти оправдывает себя во внутренней суверенности тем, что государство  оказывается достаточно независимым от общества для того, чтобы самому определить, что в данной ситуации требует всеобщее благо, что оно способно осуществить свои решения вопреки сопротивлению наиболее сильных общественных групп и обеспечить то, чтобы ни одна из этих групп не превратила его в инструмент для осуществления их частных интересов. Суверенность, таким образом, означает способность ко всеобщему благу.
      е) государство является союзом солидарности, члены которого отвечают друг за друга  и за целостность. Солидарность относится не только к одновременности, она простирается сквозь времена. Государство - это единство во времени.  Оно связывает настоящее поколение, как в хорошем, так и  в плохом, с предыдущими поколениями, от которых оно наследует историю и за которых оно отвечает. Настоящая деятельность государства может для будущих поколений создавать либо благоприятные, либо отрицательные последствия.  Интерсубъективное и интервременное единство означает не только продолжительное существование прав и обязанностей, но и шанс на обновление духовного и экономического наследия, ответственность за будущее в обращении с ресурсами, материальными, культурными и моральными основами совместной жизни.
      Государственная солидарность оформляется правовым образом и организуется как объединение  территориальное, тем самым как юридическое лицо, придающее союзу правовую идентичность, независимую от смены отдельных членов и биологических законов человеческой природы. Членство в объединённом государственном союзе, в государственном народе как правовом единстве вытекает из гражданства. Государственная солидарность связывает лиц, принадлежащих к государству, граждан государства в правовом смысле, узами опасности и судьбы с родным государством,  с принципиальной неизбежностью, пожизненно, несмотря на права эмиграции. Личностно-правовая связь, продолжающая существовать независимо от данного места пребывания, образует существенную разницу в статусе между гражданином данного государства и иностранцем, который добровольно вступил в подчинение чужой территориальной власти и в любое время может уйти от неё.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.