На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки
Российской  Федерации
Федеральное агентство по образованию
Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)
ГОУ ВПО  «Тюменский государственный университет»
кафедра экономики 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  экономической теории
Налоговая система государства 

Выполнил
Студент 1 курса
ОДО группа Ф31 (подпись) Согласов М.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижневартовск 2009 

Содержание
Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации………………………………………………………………………....5
1.1. Налоги и их функции…………………………………………………………….5
1.2. Элементы налога………………………………………………………………....7
1.3. Виды налогов…………………………………………………………………….7
1.4. Отграничение налога от сбора…………………………………….…………….9
1.5. Сущность и принципы налогообложения....…………………………………...9
1.6. Виды налоговой системы………………………….…………....……………...11
1.7. Федеральные налоги и сборы………………………………………………….12
1.8. Региональные налоги и сборы………………....................................................16
1.9. Местные налоги и сборы…………………………………………………….…18 

Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………….20
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ……………22
2.2. Проблемы реформирования налоговой системы…………………………….26
2.3. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
2.4. Формирование доходов на федеральном уровне. Структура и динамика доходов федерального бюджета в 2004-2008г……………………………...........34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.
     В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
     Баланс  интересов государства и предпринимательства  актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение  различных схем ухода от налогов.
     Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли.
     Прежде  чем вести дальнейший разговор о  налогах и налоговой системе  необходимо определиться с соответствующими терминами:
     Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
     Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
     Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление  связано с самыми первыми общественными потребностями.
     Налоговая система — это важнейший элемент  рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических  преобразований в стране.
     Естественно, что идеальную налоговую систему  можно создать только на серьезной  теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
     Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства  и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в условиях постоянного  развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации  особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. 

          Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, рассмотрение путей реформирования налоговой системы РФ.
Глава 1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации.
1.1. Налоги и их функции.
     Толковый  словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова даёт следующее определение налога: «установленный обязательных платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц». [1, c.377]
Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
    Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
    Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
    Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
    Стимулирующая функция.
      Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.).
      Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п..
      Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
      Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
      1.2. Элементы налога.
      Согласно ст. 17 НК РФ налоговая система включает следующие элементы:
    объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
    субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
    источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
    ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
    налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
    срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
    штрафы и другие санкции за неуплату налога. Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия [13, c.24].
 
1.3. Виды налогов.
Налоги  бывают двух видов. Первый вид –  налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и  на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность], включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.[3,с. 35]
     Второй  вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве  развитых стран заменен налогом  на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. 

1.4. Отграничение налога от сбора. 

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а  также права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых органов.[9, с.13]
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [10, с121]
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах  плательщиков сборов государственными органами и органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [17, с.34] 

1.5. Сущность и принципы налогообложения.
      Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность.         
      Равномерность — это единый подход государства  к налогоплательщикам с точки  зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
      Денежные  средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
      Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.
      Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:
      1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
      2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
      3. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
      4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
      5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к  меняющимся  общественно-политическим потребностям.
      6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической политики.  

      1.6. Виды налоговой системы 

Существует  два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
1.7. Федеральные налоги и сборы. 

     Согласно  ст. 2 Налогового Кодекса РФ «Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации» [7, с.117]
     Следовательно, можно выделить такие особенности  федеральных налогов и сборов, как, во-первых, установление законодательными актами РФ; во-вторых, взимание на всей её территории, и, в третьих, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ, что, тем не менее, не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. [18, с356]
     К федеральным налогам и сборам действующее законодательство относит  следующие налоги и сборы:
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы;
    налог на доходы физических лиц;
    единый социальный налог;
    налог на прибыль организаций;
    налог на добычу полезных ископаемых;
    водный налог;
    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    государственная пошлина.
    таможенные пошлины.
     Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы)[29, с114], которая полагается ему в соответствии с законодательством.
     Необходимо  обратить внимание на то, что не могут устанавливаться федеральные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом. То же самое относится и к региональным и к местным налогам.
     Рассмотрим  некоторые из федеральных налогов и сборов.
     Налог на добавленную стоимость (НДС) регулируется гл. 21 НК РФ и является косвенным  налогом. Это означает, что фактические  и юридические его плательщики  не совпадают. Фактическими плательщиками  НДС можно назвать потребителей товаров, работ и услуг.
     Перечень  юридических плательщиков НДС устанавливается  ст. 143 НК РФ. К плательщикам НДС относятся организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом РФ.
     К объектам налогообложения НДС относятся: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; 2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. [21, с.156]
     К особенностям данного налога следует  отнести и тот факт, что для него предусмотрено 3 вида ставок: стандартная (применяется ко всем операциям, которые не подлежат обложению по пониженной или нулевой ставке); пониженная (применяется при реализации ряда товаров питания, а так же товаров для детей) и нулевая (применяется при экспорте товаров и в иных случаях, предусмотренных НК РФ).
     Налог на доходы физических лиц описан в  гл. 23 НК РФ. В отличие от НДС он относится к прямым налогам.
     Налогоплательщиками в данном случае признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физически лица, получающие доходы от источников, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации(ст. 207 НК РФ). Следует пояснить, что к физическим лицам – налоговым резидентам действующее законодательство относит физических лиц, фактически находящихся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году(ст. 11 НК РФ).
     Объектом  налогообложения для данного  налога являются  доходы от источников в РФ и (или) от источников за пределами  РФ – для лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; и доходы от источников в РФ для лиц, не являющихся налоговыми резидентами. К таким доходам можно отнести доходы, полученные от использования транспортных средств, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду и т.д. Ст. 217 НК РФ предусматривает ряд доходов, не подлежащих налогообложению данным налогом. К ним относятся, например, алименты, получаемые налогоплательщиком, а так же имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.
     Федеральным законом от 2 ноября 2002 г. №  127-ФЗ «о внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» была внесена в Налоговый кодекс РФ глава  25.3. Государственная пошлина. [12, с.42]
     Со  дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона Закон РСФСР  от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной  пошлине" был признан утратившим силу.
     Государственной пошлиной признаётся сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
     Выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
     Плательщиками государственной пошлины признаются: организации; физические лица случае, если они:
     1) обращаются за совершением юридически  значимых действий, предусмотренных  настоящей главой;
     2) выступают ответчиками в судах  общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
     К государственной пошлине относятся  так же лицензионные сборы, взимаемые на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Законом РФ «о сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции». В соответствии с первым законом соискателем лицензии, обязанным уплатить государственную пошлину, признаётся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности. [22, с.11]
     Закон РФ «о сборах за выдачу лицензий и право  на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» плательщиков государственной пошлины определяет как организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (включая организации с иностранными инвестициями), подавшие заявления в соответствующие уполномоченные органы на получение лицензии на право производства и оборота этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции (далее - лицензия) и получившие эти лицензии в установленном порядке. В целях настоящего Федерального закона под организациями следует понимать организации, имеющие статус юридических лиц. [19.с 166] 

1.8. Региональные налоги и сборы. 

     Региональными налогами признаются налоги, которые  установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. [14, с.17]
     Важно отметить, что, помимо того, что региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах, при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются федеральным законом. Так же законодательными (представительными) государственной власти субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. [15, с 120]
     Региональные  налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками  финансирования своих расходов (тем  не менее, доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ.
     Региональные  налоги можно разделить на три  группы:
    налоги, которые устанавливаю федеральными законами. Однако органы власти регионов самостоятельно определяют следующие элементы налогообложения: льготы, порядок уплаты, ставку в пределах, указанных Налоговым кодексом РФ;
    факультативные налоги. Они также устанавливаются федеральными законами, однако вводятся органами представительной власти региона по усмотрению и только тогда приобретают обязательную силу;
    налоги, устанавливаемые органами представительной власти региона по собственному усмотрению, но в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. [26, с.53]
     НК  РФ (ст. 14) относит к региональным следующие налоги: налог на имущество предприятий; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
     В качестве примера регионального  налога можно рассмотреть налог  на игорный бизнес. С 1 января 2004 г. данный налог регулируется гл. 29 НК РФ. До этого на территории РФ действовал Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О налоге на игорный бизнес». До вступления в силу гл. 29 НК РФ налог на игорный бизнес относился к федеральным налогам. Следует отметить, что большинство понятий, использовавшихся в Федеральном законе «О налоге на игорный бизнес» были восприняты Налоговым кодексом. Так в  соответствии с Федеральным законом плательщиками данного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. [30, с. 122]
     Объектами налогообложения, как и в ранее  действовавшем федеральном законе, признаются игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор.
     Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, однако, Налоговый Кодекс определяет пределы, на которые должны ориентироваться законодательные органы субъектов, а также устанавливает ставки налога в том случае, если они не устанавливаются законами субъектов федерации. 

1.9. Местные налоги и сборы. 

     Местными  налогами, в соответствии с Налоговым  кодексом РФ, признаются налоги, которые  установлены федеральным законом  и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
     Платежи по местным налогам и сборам поступают  в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения  в понятие "район" не входит район  внутри города), поселковые налоги и  сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен частью 4 ст.12 НК РФ.
     Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. [28, с.74]
     Земельный налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных  районов), городских округов о  налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов.
     Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  Налоговым кодексом и законами указанных  субъектов РФ.
     Так же как и при установлении региональных налогов органами законодательной власти субъектов федерации, при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований, а так же законодательными органами государственной власти городов федерального значения, устанавливаются такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. [29, с.26]
     Статья 15 НК РФ относит к местным налогам  земельный налог и налог на имущество физических лиц.
     В качестве примера местного налога можно  рассмотреть земельный налог. Ранее  он регулировался Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю», в  настоящее время он подробно регламентирован  гл. 31 НК РФ.
     Ранее действовавший закон гласил: «Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
     За  земли, переданные в аренду, взимается арендная плата». [24, с.96]
     Действующий Налоговый кодекс относит к плательщикам названного налога организации и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     Не  признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. (ст. 389 НК РФ).
     К объектам налогообложения относятся  земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введён налог.
Предложения о проведении налоговой реформы  могут внести Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. При этом все предложения  о налоговой реформе вносятся только в соответствии с Законом об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации. 
 
 

ГЛАВА 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.

2.1. Характеристика элементов  построения налоговой  системы РФ.

 
     Построение  налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).[14,с. 82]
     Налогоплательщики могут в некоторой степени  оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.
     Наиболее  значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.
     Налоговая система подвержена постоянному  изменению под действием как  внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.
     Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней  в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
     По  своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
     В первую очередь систему налогов  Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.
     При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это  предусмотрено в НК РФ, поскольку  в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.
     Акцизы  на отдельные виды товаров, плательщиками  которых формально являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.
     Акциз – федеральный налог, который  установлен НК РФ, введен в действие федеральным законодательством  и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного  товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.
     Поэтому в ст. 50 БК РФ к налоговым доходам  федерального бюджета относятся  акцизы по семи видам подакцизных  товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БК РФ.
     Такая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.
     Вместе  с тем из налоговой системы  России с принятием поправок в  части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.
     Особое  место в российской налоговой  системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.
     При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.