На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административные правонарушения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАНИТОРИЗАЦИИ
КАФЕДРА «ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА» 
 

Курсовой  проект
по дисциплине «Административное право»
Тема: «Административные правонарушения» 
 
 
 

              Исполнитель:                         
               
               
               

Руководитель проекта:      
 
 
 
 

Минск, 2006г.
    Введение 

    Круг  общественных отношений, составляющий предмет административного права  очень широк и разнообразен. Немалую  часть в них составляют административные правонарушения. Административные правонарушения – это виновное противоправное деяние. Любой административный проступок посягает на правопорядок, приносит вред, нарушает упорядоченность, согласованность и гармоничность общественных отношений. К сожалению, административные правонарушения – это неотъемлемая часть нашей жизни, то, с чем мы сталкиваемся повседневно. Поэтому мы считаем изучение теоретических основ данной темы давольно злободневным.
    В нашей работе мы рассмотрели такие  вопросы, как понятие административного  правонарушения, его состав, административную ответственность, предусмотренную нормами административного права и т.д. Мы ставили перед собой задачу глубоко проанализировать спорные вопросы в данной теме и, опираясь на доводы авторов правовой литературы, прийти к своему мнению и привести аргументы в его защиту. К таким спорным вопросам можно отнести: что, в конечном счёте, принимать за объект административного правонарушения, является ли юридическое лицо субъектом административного правонарушения и т.д.
    Также для нас было особенно важным рассмотреть такой вид административных правонарушений как административные таможенные правонарушения и административная ответственность, предусмотренная за них Кодексом об административных правонарушениях и Таможенным кодексом.
    Для большей наглядности теоретического материала мы привели некоторые статистические данные, касающиеся деятельности Государственного Таможенного комитета  Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1 «Понятие, признаки и виды административного правонарушения» 

    Пункт 1.1 «Понятие и признаки административного правонарушения» 

    Правомерное поведение – это такое, которое  соответствует правовым нормам или  не противоречит им. Противоправное поведение  – противоположность правомерному поведению. Противоправное поведение  может быть отождествлено с понятием «правонарушение». Все правонарушения общественно вредны (общественно опасны), поэтому они запрещены нормами права и обеспечены мерами государственного принуждения, ответственности. Между тем, характер и степень их вредности не одинаковы. В связи с этим различают преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и т.д.
    Понятие административного правонарушения сформулировано в статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее КоАП РБ), которая гласит, что административным правонарушением (проступком) признаётся посягающее на государственный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
      Именно в этой статье заключены  те признаки, которые позволяют  отличать административное правонарушение  от правомерного поведения, от  других видов правонарушений.
    Таким признаком, прежде всего, является общественная вредность. В некоторых источниках авторы вместо термина «общественная вредность» применяют термин «общественная опасность». Однако по нашему мнению, общественная опасность – это какая-то крайность, чрезмерность, вызов обществу, что-то тяжёлое, весомое, суровое, т.е. причинение или угроза причинения существенного (крупного) вреда общественным отношениям. Мы согласны с иным мнением, где утверждается, что общественная опасность может быть присуще только преступлениям. Правовые проступки не являются общественно опасными. Они просто общественно вредны[7, с. 479]. Общественная вредность административного правонарушения выражается в первую очередь в том, что их совершение сопровождается разрушением (нарушением, расстройством) установленных правом общественных отношений. Кроме того, некоторыми административными правонарушениями причиняется моральный вред (появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 17.3), нецензурная брань в общественных местах (ст.17.1)) или материальный вред (мелкое хищение (ст. 10.5), причинение имущественного ущерба (ст. 10.7)). Однако такой вред не существенный. Если он существенный, то деяние, его причиняющее или могущее причинить, регулируется нормами уголовного права и является преступлением, а не административным правонарушением.
    Таким образом, все административные правонарушения являются общественно вредными, поскольку  ими разрушаются (расстраиваются) общественные отношения, урегулированные нормами административно-деликтного права.
      Вообще данный признак свойственен  и иным видам правонарушения, однако в приведенной выше  норме говорится о том, что  деяние, признаваемое административным  правонарушением, посягает на государственный порядок, права и свободы граждан, то есть и на общественный порядок. Если бы административные правонарушения не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершения, создавать аппарат для борьбы с ними. Юридическим выражением признака общественной вредности административного правонарушения является его административная противоправность.
    Противоправность  – один из важнейших признаков административного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений. Специфичным для административного правонарушения является то, что рассматриваемое деяние запрещено нормами административно-деликтного права под угрозой административной ответственности. Административно-деликтное запрещение – это не только непозволение, неразрешение что-то делать, совершать какие-то поступки, действия. Такое запрещение содержит предписания обязывающего характера. Иначе говоря, одни административно-деликтные нормы Особенной части КоАП запрещают совершать определённые действия, другие предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначенное в правовой норме действие, а невыполнение их влечёт административную ответственность. Если общественная вредность является качеством, объективно присущим определённым деянием, то их противоправность устанавливается законодателем (иным компетентным органом) в нормах, запрещающих совершение подобных деяний. Однако следует отметить, что общественная вредность деяния не означает его обязательной противоправности.
    Анализируя  приведённую выше статью, мы можем  выделить следующий признак –  административную наказуемость. Так  в данной норме говорится, что  административным правонарушением (проступком) «признаётся...действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность». Это означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административному взысканию, ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Административная ответственность – это многоплановое и сложное социальное явление. Она  включает   в  себя сознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение, оценку поведения и его социально значимых последствий, наложение взысканий от имени государства, общественной организации, коллектива за поведение, отклоняющееся от нормы, и компенсацию ущерба, причиненного неправильным поведением. Административная ответственность  за  правонарушения,   предусмотренные КоАП РБ, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим   законодательством уголовной ответственности. Административная ответственность имеет публично-правовой характер. Это – ответственность перед государством в лице компетентных его органов, которым нарушители по службе не подчинены.
      Последним признаком административного  проступка является его виновность, наличие вины в совершении противоправного деяния. Вина возведена в один из принципов административной ответственности. Вина выражается в психическом отношении физического лица к совершённому им противоправному деянию. Она может быть в форме умысла или неосторожности. Административным правонарушением признаётся такое деяние, которое совершается виновно. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии правонарушения. 
      Для признания деяния неправомерным  надо установить, что оно являлось  проявлением воли и разума, продуктом психической деятельности здравомыслящего лица[14, с. 124]. Так, статьи 17-19 КоАП РБ (“Крайняя необходимость”, “Необходимая оборона”, “Невменяемость”) содержат условия, при которых лицо, совершившее деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП РБ, не подлежит административной ответственности. Административная ответственность в подобных случаях исключается, и совершённое деяние не может выступать в качестве административного правонарушения.  
 
 
 

    Пункт 1.2 «Отличие административного правонарушения от иных видов правонарушений» 

    Как уже было отмечено выше, административные правонарушения имеют ряд схожих признаков с иными видами правонарушений. Наиболее близко административное правонарушение по своему характеру к преступлению и дисциплинарному проступку. Однако такая близость не ведёт к их тождественности.
    Административные  правонарушения отличаются от преступлений по целому ряду критериев. Их можно  разделить на два вида: общие и  специальные.
    Общие критерии – это такие, которые присущи всем административным правонарушениям и отличают от любых преступлений. Наиболее важным из них является то, что административные правонарушения менее вредоносны, т.е. они не так общественно вредны, причиняют меньший вред общественным отношениям, т.е. общественно не опасны. К общим критериям разграничения административных правонарушений и преступлений относится и то, что административные правонарушения предусмотрены нормами административно-деликтного права, преступления – только Уголовным кодексом (далее УК). Также следует отметить, что за административные правонарушения и преступления установлены различные меры ответственности. Правда, по своему характеру они могут быть схожими, например, штраф, однако, по общему правилу размеры их разные (за административные правонарушения они значительно меньше). В целом же административные санкции менее суровы по сравнению с уголовным наказанием.
    Существует различие и по субъектам, уполномоченным разрешать дела об административных правонарушениях и преступлениях. Первым видом дел могут заниматься и органы государственного управления, как коллегиальные, так и единоличные. Коллегиальными органами являются сельские, поселковые исполкомы, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних; единоначальными – Комитет Государственного контроля и его территориальные органы, органы внутренних дел, должностные лица и т.д. Разрешением дел о преступлениях занимаются только общие суды.
    К специальным критериям относятся  такие, которые предусмотрены в  КоАП или УК и касаются отдельного правонарушения. Некоторые из них приведены ниже:
    Размер  причинённого имущественного ущерба. Например, хищение является административным правонарушением при условии, что  размер похищенного является мелким, т.е. не превышает десяти базовых  величин, осуществляется хищение имущества юридического лица и не является повторным в течение года. Превышение указанного размера похищенного или хищение имущества частного лица независимо от размера похищенного образуют состав преступления[1, ст. 10.5; 3, стст. 205, 209-211, 213].
    Грубое совершение деяние. Например, хулиганство (ст. 339 УК) отличается от мелкого хулиганства (ст. 17.1 КоАП) тем, что уголовное преступление совершается с грубым нарушением общественного порядка и сопряжено с применением насилия. «Грубым нарушением общественного порядка следует признавать лишь такие действия, которые причиняют существенный вред общественному порядку, а также здоровью личности, законным правам и интересам человека, деятельности учреждений, предприятий, государственных и общественных организаций. Серьёзность нарушения общественного порядка в таких случаях очевидна как для виновного, так и для иных лиц. О грубости нарушения общественного порядка, в частности, может свидетельствовать характер действий виновного, например немотивированное избиение потерпевшего, учинение  скандала или дебоша, повлекшего срыв или длительный перерыв действий массового мероприятия, и т.д.»[5, с. 902].
    Наличие или отсутствие тяжких последствий. Такой признак применяется, например при разграничении нарушений  правил дорожного движения или эксплуатации автотранспортных средств. Если подобное нарушение повлекло причинение менее тяжкого или тяжкого телесного повреждения, смерть людей, то оно является преступлением и квалифицируется по статье 317 УК. Отсутсвие подобных последствий рассматривается как административное правонарушение и подпадает под статьи 18.8, 18.13 и др. КоАП. 

    Административные  правонарушения отличаются и от дисциплинарных проступков. Те и другие не являются общественно опасными. Возбуждение  и расследование дел осуществляется органами управления (их должностными лицами), а в ряде случаев и рассмотрение, привлечение к ответственности проводится такими же органами (должностными лицами). В этом они схожи. Нередко у них один и тот же объект посягательства – служебные (трудовые) отношения, субъект правонарушения – работник организации (юридического лица).
    Между тем, административные и дисциплинарные проступки имеют и существенные различия. У них разная нормативная  правовая база. Административные правонарушения формулируются, и даётся описание их составов в нормах административно-деликтного права. Дисциплинарные проступки называются в нормах дисциплинарного законодательства: Трудовом кодексе, уставах и положениях о дисциплине и т.п. Дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых (служебных) обязанностей. Подобное же действие, бездействие может быть и административным правонарушением (так называемые правонарушения двойственного характера – дисциплинарно-административные или административно-дисциплинарные). Однако, следует подчеркнуть, что преобладающая часть административных правонарушений не имеет двойственных характер. Они совершаются вне службы, вне служебных отношений, т.е. в процессе нарушения так называемых общеобязательных правил, т.е. правил, где они работают, какую занимают должность, выполняют работу.
    Административные  правонарушения отличаются от дисциплинарных и тем, что первые обеспечиваются мерами административной ответственности, вторые – дисциплинарными. Одни и другие существенно отличаются как по характеру, так и по последствиям в случае их применения. Более того, меры административной ответственности налагаются органами (лицами), с которыми субъект ответственности не находится в служебных отношениях, а дисциплинарные – по подчинённости: руководителем организации в отношении подчинённых.
     
    Пункт 1.3 «Виды административных правонарушений» 

    Квалификация  правонарушений тесно связана с  их составом. Квалификация — это  установление соответствия между фактическими признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава правонарушения, предусмотренного соответствующей нормой КоАП.
    Административные  правонарушения различаются по многим свойствам, классификация которых  приведена ниже.
    По  родовому объекту посягательства в  КлАП деяния делятся на 17 видов правонарушений. Все они нашли отражение в  названиях глав КоАП: против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.1-9.22); против собственности (ст.ст.10.1-10.9); в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (ст.ст. 11.1-11.52); в области предпринимательской деятельности (ст.ст. 12.1-12.30); против порядка налогообложения (ст.ст.14.1-14.18); против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (ст.ст.15.1-15.63); против здоровья населения (ст.ст.16.1-16.9); против общественного порядка и нравственности (ст.ст.17.1-17.9); против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 18.1-18.40); в области охраны историко-культурного наследия (ст.ст.19.1-19.7); против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (ст.ст.20.1-20.13); против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства (ст.ст.21.1-21.16); в области связи и информации (ст.ст.22.1-22.13); против порядка управления (ст.ст.23.1-23.64); против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (ст.ст.24.1-24.12); против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учёта (ст.ст.25.1-25.8).
    По  непосредственному объекту посягательства. Например, правонарушения, предусмотренные  в главе 9, делятся на правонарушения: против здоровья человека (ст. 9.1); против достоинства человека (ст.ст.9.2, 9.3); против прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.9.4-9.22).
    По  характеру правонарушения можно  разделить на три вида:
    Собственно  административные правонарушения –  это такие, которые не могут быть отнесены к иным видам правонарушений (уголовным, дисциплинарным и т.д.) ни при каких обстоятельствах. Они всегда только административные.
    Правонарушения  двойственного характера – это  такие, которые одновременно являются и административными, и дисциплинарными. Они совершаются по службе, а поэтому их можно называть служебными административными правонарушениями. Такие правонарушения совершаются лицами в сфере служебных (трудовых) отношений путём осуществления своих служебных (трудовых) обязанностей вразрез с правовыми нормами. Одни подобные правонарушения совершаются только должностными лицами, другие – должностными лицами или иными работниками организации. При этом должностные лица не всегда являются обязательными субъектами подобных правонарушений. Например, только должностным лицом могут быть совершены: незаконный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искажённой информации (ст. 9.6). К правонарушениям, которые могут быть совершены должностным лицом или иным работником организации, следует отнести: нарушение должностным лицом или кассиром юридического лица либо предпринимателем порядка ведения кассовых операций (ст. 11.7) и др.
    Правонарушениями смешанного характера являются такие, которые содержат отдельные признаки первого и второго видов правонарушений, т.е. они могут быть совершены и гражданами, и работниками юридических лиц по службе. Например, загрязнение либо засорение поверхностных или подземных вод (ст. 15.51).
    По  форме вины все административные правонарушения делятся в КоАП на следующие:
    Умышленные  – это те правонарушения, которые  совершаются умышленно. К таким  правонарушениям, например, относятся: административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.9.1-9.22), нарушения права государственной собственности на недра, на воды, на леса и т.д. (ст.ст.10.1-10.7).
    По  неосторожности (в КоАП предусмотрено  лишь одно правонарушение, которое может быть совершено по неосторожности – повреждение линий и сооружений связи, теле- и радиовещания (ч.2 ст.22.4)).
    Совмещённые – это такие правонарушения, которые  соединяют в себе обе формы  вины – умышленную и неосторожную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 «Состав административного правонарушения» 

    В определении административного  правонарушения (ст. 2.1) указано, что  правонарушение характеризуется и  иными признаками, характеризующие  его как основание административной ответственности. Эти признаки и образуют состав административного правонарушения.
    Состав  правонарушения является логической моделью  правонарушения, нормативным понятие  о нем, отражающим типичные признаки, наиболее существенные свойства реального  деяния, самого правонарушения.
    Как мы уже упоминали выше, под составом административного правонарушения понимается совокупность определённых признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение. Данные признаки подразделяются на объективные и субъективные.  Конкретное деяние считается правонарушением только тогда, когда содержит все признаки состава. Эти признаки образуют целое, и находятся во взаимосвязи. В научной литературе для того, чтобы еще больше подчеркнуть подобное единство и  обусловленность признаков состава, некоторые ученые называют систему органичной, а признаки — интегрированными»[6, с. 42].
    Интегрированность признаков состава подчеркивает, что если отсутствует хотя бы один из признаков, названных в правовой норме для конкретного состава, то отсутствует и состав и невозможно квалифицировать деяние в качестве административного правонарушения.
    Таким образом, мы может сделать вывод, что административное правонарушение состоит из объективных и субъективных признаков. В понятие объективных  признаков включаются объект и объективная сторона, субъективных — субъект, субъективная сторона.
    Объект  административного правонарушения — это то, что защищается административно-деликтным  законом и на что посягает административное правонарушение.
    Объективная сторона состава административного правонарушения представляет собой акт внешнего поведения — деяния, выраженного в активной форме (действии) или в пассивной форме (бездействии).
    Субъект правонарушения — это тот, кто  его совершил, в деянии которого имеются признаки правонарушения, описанные в КоАП. Им может быть физическое лицо или индивидуальный предприниматель или юридическое лицо Однако некоторые авторы не признают юридическое лицо в качестве субъекта административного правонарушения. Мы же придерживаемся другого мнения. Нашу аргументацию мы привели в пункте III данной главы.
    Субъективная  сторона характеризует психическое  отношение физического лица к  совершаемому противоправному деянию или его последствиям, осознанность своих поступков, поведения. Она  может выражаться в форме умысла или неосторожности.
    Те  характеристики, которые мы дали относительно элементов состава административного  правонарушения не являются полными. Более  конкретно и определённо мы рассмотрим данные признаки в последующих пунктах  данной главы. А сейчас хотелось бы вернуться непосредственно к понятию состава как единого, интегрированного целого, состоящего из данных признаков.
    Итак, «состав преступления всегда включает признаки, характеризующие его четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону преступления»[15, с. 78]. Подобное присуще и составам административных правонарушений.
    Признаки  состава правонарушения многочисленны  и по своему значению могут быть разными. В юридической науке  их делят на обязательные и специальные. Обязательные — это такие, без которых не может быть ни одного состава правонарушения. Такими признаками являются: вина в форме умысла или неосторожности, достижение определенного возраста субъектом правонарушения и его вменяемость. Специальными признаками являются те, которые не свойственны всем, а присущи лишь определенным составам правонарушений наравне с обязательными. Специальными признаками являются: место, время, способ, орудия и средства совершения правонарушения, признаки специального субъекта, повторность совершения правонарушения.
    Все конкретные составы правонарушений в зависимости от признаков, характеризующих  элементы состава, можно подразделить на различные виды (группы):
    По  особенностям конструкции объективной  стороны:
    Материальные  – составы, в которых объективная сторона включает деяние и его последствия. Например, такими являются составы умышленного причинения телесного повреждения (ст. 9.1), причинения имущественного ущерба (ст.  10.7).
    Нематериальные  – составы, объективная сторона  которых включает сам факт совершения деяния вне зависимости от дальнейших последствий, которые могут быть вызваны этим деянием. Например, незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства (ст. 11.1), нарушение порядка ведения кассовых операций (ст. 11.7).
    По  виду субъекта правонарушения:
    Общие – составы, субъектом которых  являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без  гражданства. Например, безбилетный  проезд (ст. 18.30).
    Специальные – составы, требующие присутствия  специального или отдельного субъекта правонарушения. Немалую группу специальных составов представляют должностные правонарушения, т.е. такие, которые могут быть совершены только должностными лицами. Например, невыполнение должностными лицами банков обязанностей по контролю за соблюдением юридическими лицами порядка ведения кассовых операций, а также бесконтрольная выдача клиентам наличных денег (ст. 11.29).
    Смешанные – составы, которые допускают  разные виды субъектов: физические и  юридические лица, предприниматели. Например, нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами возможно гражданином, должностным лицом, индивидуальным предпринимателем. Вина в этом нарушении может быть и у юридического лица (ст. 15.4).
    По  способу отражения (описания) в законе признаков состава:
    Простой состав, содержащий четкое указание на конкретное деяние. Например, неявка по вызову в военный комиссариат  без уважительных причин для приписки к призывному участку (ст. 25.1).
    Альтернативный  состав правонарушения, описывающий не одно деяние, а два и более варианта. Правонарушением будет считаться совершение одного, нескольких или всех названных в диспозиции деяний.
    По  мотиву поведения:
    Корыстные составы, связанные с извлечением  определенной (материальной) выгоды.
    Некорыстные составы правонарушений, по мотиву совершения деяний не связаны с извлечением  выгоды. 
    Делая вывод из всего выше сказанного, необходимо отметить, что состав административного  правонарушения – это совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов). Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Именно наличие перечня данных признаков является необходимым основанием для квалификации деяния как административного проступка, а значит и основанием для наступления административной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3 «Объект административного правонарушения. Объективная сторона» 

    Пункт 3.1 «Объект административного правонарушения» 

    Объект  является необходимым элементом  каждого состава административного  правонарушения и играет существенную роль при квалификации деяния. Отсутствие объекта правонарушения свидетельствует  о том, что в действиях (бездействиях) лица нет состава правонарушения, а следовательно, нет основания для административной ответственности.
    Как уже отмечалось выше, под объектом административного правонарушения подразумевается то, что защищается административно-деликтным законом  и на что посягает административное правонарушение. Следует отметить, что в определение понятия объекта нет единого мнения. Так, например, Хомич В.М. в своих трудах отмечает, что объектом правонарушений являются интересы людей или отдельных лиц (множество лиц).
    Однако  нам близка вторая точка зрения, в которой утверждается, что объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права[8, с. 217]. В самом определении административного правонарушения, которое дано в статье 2.1 КоАП заключена мысль о том, что противоправные действия прежде всего посягают на общественно значимые отношения. По нашему мнению, деяние может признано административным правонарушением только в том случае, когда оно приносит ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Конечно, если рассматривать общественные отношения более глубоко, то можно сделать вывод о том, что интересы общества складываются из интересов отдельных лиц. Однако не следует забыть и о том, что административным правонарушением (проступком) признаётся деяние, посягающее на государственный порядок, на установленный порядок управления. Виновное лицо, совершая деяние, посягает на установленные общественные отношения. Например, согласно пункту 7 Правил дорожного движения пешеходу предоставлено право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по регулируемым пешеходным переходам при разрешающем сигнале регулировщика или светофора. Не соблюдая это правило, пешеход посягает на урегулированные общественные отношения, связанные с переходом им проезжей части дороги.
      Таким образом, здесь ещё раз  подчёркивается, что именно общественные  отношения являются предметом  посягательств, а физическое лицо (в данном случае пешеход) является субъектом данных отношений. Следует также отметить, что к объекту правонарушения относятся не все общественные отношения, а лишь те, которые урегулированы административно-деликтными нормами.
    Одним из элементов общественных отношений  выступают предметы, т.е. материальные и нематериальные ценности. Материальными предметами общественных отношений являются вещи, нематериальными — духовные, моральные, организационные явления. Объект правонарушения всегда сопровождается предметом. Противоправное деяние, посягая на объект (общественные отношения), одновременно посягает и на предмет. Предмет становится составной частью правонарушения, только не в качестве самостоятельной, отделенной от объекта, а в составе его.
    Общественные  отношения, содержащие предмет в качестве материальных ценностей, являются материальными (вещественными), те, которые не имеют их, считаются нематериальными. Например, незаконное ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46) является правонарушением материального характера, так как его объект — это общественные отношения в области порядка управления, а предмет — оружие. Неуважение к суду, выразившееся в уклонении от явки в суд, т.е. неявка по вызову без уважительной причины, (ст. 24.1), является правонарушением нематериальным (невещественным), объект которого — общественные отношения в области правосудия, а предмет — честь и достоинство суда.
    Таким образом, правонарушитель, совершая деяние, воздействует на предмет и этим самым  посягает в целом на общественное отношение, причиняя ему ущерб. Объекту противоправным деянием всегда наносится вред, предмету вред может и не причиняться. В некоторых правонарушениях предусмотрено обязательное присутствие предмета, в значительной части правонарушений предмет как вещь отсутствует.
    Интересно отметить, что классификация объектов административных правонарушений проводится не по каким-либо критериям (например, по области, в которой складываются административно-деликтные отношения  либо по предмету воздействия), а лишь с учётом одного критерия, -  так называемой, «вертикали». Классификация «по вертикали» является наиболее содержательной.
    Объекты административных правонарушений «по  вертикали» классифицируются как общий, родовой и непосредственный[11, с. 96].
      В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность указанных в статьях 1.2 и 2.1 КоАП общественных отношений[14, с. 130]. Общий объект означает, что он является одним для всех административных правонарушений. Он лишен конкретных признаков общественных отношений, а обладает признаками, имеющими одинаковое значение для объектов любого административного правонарушения.
    Общий объект состоит из родовых и конкретных объектов.
    В основе классификации административных проступков лежит понятие родового объекта. Это однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую часть общего объекта. Родовой объект объединяет однородную группу общественных отношений, состоящих из конкретных объектов, и является для них единым. Например, посев или выращивание запрещенных к возведению растений, содержащих наркотические вещества (ст. 16.1), сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.2), и др. посягают на один и тот же родовой объект — отношения в области здоровья населения.
    Как уже отмечалось выше, выделение родового объекта играет существенную роль –  он лежит в основе классификации административных проступков. Родовой объект крайне важен для построения системы Особенной части КоАП, а значит и для кодификации правового документа. Близкие, родственные правонарушения объединяются в одной главе Особенной части. Количеством глав определяется количество родовых объектов административных правонарушений. Например, в главе 24 «Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции» заключаются те правонарушения, которые свидетельствуют о пренебрежительном отношении к деятельности суда и органов уголовной и административной юрисдикции и т.д.
    Родовые объекты правонарушений, как правило, состоят из видовых объектов. Видовой  объект, являясь разновидностью родового, представляет собой обособленную группу общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода[8, с. 217]. Видовые объекты имеют свои специфические черты, например, они имеют свой объект посягательства. Видовые объекты в КоАП не обособляются в какие-то структурные единицы, а определяются в названиях глав или статей. Так, в главе 9 выделены правонарушения против здоровья человека (ст. 9.1), против чести и достоинства человека (ст.ст. 9.2 «Клевета», 9.3 «Оскорбление») и против прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.4-9.22).
    Непосредственный  объект административного правонарушения – это конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство и которое охраняется нормами  административного права. В КоАП Республики Беларусь непосредственный объект проступка назван в конкретных статьях соответствующих глав его Особенной части: непосредственным объектом мелкого хулиганства является общественный порядок (ст. 17.1), умышленного причинения телесного повреждения — здоровье человека (ст. 9.1) и т.д.
    Непосредственный объект не всегда четко обозначается в статье Особенной части КоАП. Как правило, его можно установить путем определения смысла правовой нормы. Например, занятие проституцией (ст. 17.5), распространение порнографических материалов или предметов (ст. 17.7), распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст.  17.8) посягают на общественные отношения, связанные с нравственностью.
    Непосредственный  объект служит основой для классификации  правонарушений по главам Особенной  части КоАП. Он наиболее полно определяет сущность и подчеркивает специфические особенности конкретного правонарушения. 

    Следует отметить, что классификация объектов административного правонарушения проводится и по другим критериям, нежели «по вертикали»: по различных областях социальной жизни, по предмету воздействия, по субъектам общественных отношений  и т.д. Однако, классификация объектов правонарушений по данным критериям не в полной мере соответствует структуре Особенной части КоАП, имеет в основном познавательное значение и не влияет на систематизацию норм и квалификацию правонарушений.
      
 
 

    Пункт 3.2 «Объективная сторона административного правонарушения» 

    Объективная сторона состава правонарушения — это совокупность предусмотренных  нормой административно-деликтного права  признаков, характеризующих его  во внешнем проявлении, т.е. внешнюю  сторону. Такие признаки, относящиеся к конкретному правонарушению, называются в диспозиции соответствующей статьи Особенной части КоАП.
    К общим признакам объективной  стороны относятся:
      деяние — действие либо бездействие;
      способ, средства, место, и время совершения правонарушения.
    Обязательным признаком, характеризующим объективную сторону правонарушения, является деяние. Деяние – это стержень, вокруг которого группируются иные черты объективной стороны: способ, средства, место, время и обстановка совершения правонарушения[8, с. 218]. Деянием является сам факт совершения административного правонарушения. Административное правонарушение в его внешнем проявлении выражается:
    1)  в противоправном действии;
    2)  в противоправном бездействии.
    Противоправное  действие представляет собой активное воздействие на объект правонарушения.
    Намерения и убеждения человека, какими бы противоправными по своему характеру  не были, но непроявленные в конкретном противоправном деянии не могут рассматриваться  в качестве признаков объективной  стороны правонарушения. Противоправное деяние всегда проявляется в соответствующем поведении человека.
    Противоправное  действие бывает простым или сложным. Простое является единичным актом  поведения человека. Например, прием  на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора (ст. 23.15).
    Сложное деяние состоит из нескольких самостоятельных  действий. Например, повреждение газопроводов или их оборудования при производстве работ (ст. 20.7), пользование лицом, управляющим  транспортным средством, радио- и телефонной связью во время движения (ч. 10 ст. 18.14), и т.д.
    Сложные действия могут быть различных видов:
    1)  с двумя разными действиями;
    2)  совокупными (альтернативными);
    3)  длящимися.
    С двумя разными действиями — это  такое правонарушение, одно из действий которого является базой для совершения другого, основного, выступающего в качестве противоправного. Первое не является противоправным. Примером может служить названное выше правонарушения — повреждение газопроводов или их оборудования при производстве работ. Производство работ не является противоправным, но в процессе их осуществления произошло повреждение газопроводов. Это действие и является противоправным.
    Совокупные (альтернативные) деяния представляют ряд противоправных действий, предусмотренных  одной статьей КоАП, каждое из которых  само по себе может выступать в  качестве совершённого правонарушения. В то же время лицо не совершает  нового правонарушения, если оно последовательно осуществляет все или ряд перечисленных в диспозиции нормы действий. Например, нарушение порядка учета, сбора, хранения, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов (ст. 12.2). Каждое из названных действий представляет собой нарушение порядка: 1) учета; 2) сбора; 3) хранения; 4) использования; 5) реализации; совершенное отдельно, оно представляет самостоятельное правонарушение. Если же они совершены все, и ни за одно из них лицо не привлекалось к ответственности, то образуется одно совокупное правонарушение и применяется одно взыскание из предусмотренных в санкции статьи 12.2.
    Длящимися считаются такие правонарушения, которые начинаются актом какого-либо противоправного действия или бездействия и продолжаются непрерывно до прекращения противоправного состояния.
    В статье 2.6 под длящимся административным правонарушением понимается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное  с последующим длительным невыполнением  обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания[1, ст. 2.6]. Длящееся правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действия лица, его совершавшего, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению правонарушения. Примером длящихся правонарушений может быть правонарушение, предусмотренное статьёй 10.1 КоАП: самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра.
    Противоправное  бездействие выражается в пассивном  отношении к объекту правонарушения. Пассивность не означает, что на объект правонарушения не происходит никакого воздействия лицо. Тут важно  понять, что лицо намеренно не выполняет  требования законодателя. Например, невыполнение требования об остановке транспортного средства (ст. 18.21), безбилетный проезд пассажиров на всех видах городского транспорта (ч. 1 ст. 18.30) и т.д. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что бездействие, как признак объективной стороны административного правонарушения, основано на невыполнении обязанности действовать, возложенной на лицо нормой права.
    Остальные признаки объективной стороны (способ, средства, место, и время совершения правонарушения) являются необязательными, их ещё называют факультативными. Факультативные признаки могут и не использоваться при описании признаков объективной стороны конкретных составов правонарушения. Однако мы считаем нужным более подробно остановиться на каждом из них.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.