На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….............................3
ГЛАВА 1. Бюджет как элемент финансовой системы России……………5 

            1.1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система РФ…........5 
         
1.2. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы                              консолидированного бюджета…………………………………………………..14    

ГЛАВА 2. Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета…………………………………………………….................................38
             2.1. Приоритеты бюджетной политики в области доходов………………………………………………….......................................38
           2.2. Приоритеты бюджетной политики в области расходов……........41
Заключение……………………………………………….......43
Список использованной литературы...................................45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЕДЕНИЕ
       Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
       Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
       Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
       Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
       Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Бюджет как элемент  финансовой системы  России.
       1.1. Бюджет, бюджетное  устройство и бюджетная  система Российской Федерации. 

       Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
       Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями (учреждениями) и населением, называются бюджетными. Они регулируются Бюджетным кодексом. Эти отношения являются частью финансовых отношений, но имеют определенную специфику.
       Бюджетные отношения в процессе 
функционирования получают соответствующее им 
материально-вещественное воплощение; материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Величина бюджетного фонда отражает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и определяется такими факторами, как:

    уровень развития экономики;
    методы хозяйствования на предприятиях;
    решаемые обществом экономические и социальные задачи;
    масштабы намечаемых структурных изменений в народнохозяйственных пропорциях и т.п.
       Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием бюджетного фонда и целевым использованием средств на выполнение государством всех возложенных на него функций. Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется посредством выполняемых функций (см. Рис. 1.1).
    Бюджет государства – основной финансовый план формирования и использования централизованного фонда денежных средств государства
Основные  функции
Основные элементы
      Распределительная                     Формирование и использование денежных средств государства
     в целях обеспечения государством функций и задач

 Влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание 
    Регулирующая темпов его развития, усиление или ослабление накопления капи-
      тала, расширение или уменьшение платежеспособности посредс-
                                                         твом применения налогов 

     
 
    Контрольная                                Обеспечение законности формирования   денежных средств                                                                                              
      государства и использование их по целевому назначению
 

    Доходы  бюджета государства                                        Расходы бюджета  государства 

      Основные формы

Налоговые доходы Финансирование:
Неналоговые доходы - экономики
Доходы целевых  бюджетных фондов - социальной сферы
      - обслуживания государственного  долга
                                  - обороны
      - управления
Рис. 1. 1. Сущность государственного бюджета  

             Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
        Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.
       БК  РФ дает следующее определение  бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным   устройством, законодательными    актами, ролью и значением бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной её задачей было                                                                                                   обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий. Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией РФ и государственным устройством РФ.                                                                                                                        
          
       Бюджетное устройство включает:
-   Организацию  бюджетной системы
-    Принципы её построения.
       В федеративном государстве функционирует, как правило, многоуровневая бюджетная система. Это связано с тем, что 
большая по территории страна существенно 
дифференцирована по доходам населения и 
расходам, по стандарту жизни и другим 
факторам. В основу бюджетной системы РФ 
положено федеративное устройство государства, которое реализуется через бюджетный федерализм. Бюджетный федерализмэто механизм, который представляет собой отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, по поводу разграничения бюджетных полномочий расходов и доходов, распределения и перераспределения последних между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, исходя из необходимости обеспечения единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территориях субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований.

       Бюджетное устройство РФ соответствует федеративному устройству государства и принципу самостоятельности бюджетов административно-территориальных и национально- государственных образований.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (см. Рис. 1.2.):
·     первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
·     второй уровень бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
·     третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
 Действующая бюджетная система РФ
    Федеральный бюджет (1)    Региональные бюджеты (89)    Местные бюджеты (ок. 29 тыс.)   
                              Республиканские           Автономной области Районные
                              Краевые Автономного округа Городские
                              Областные г. Москвы Поселковые
                                г. Санкт - Петербурга Сельские
  Рис. 1.2. Действующая бюджетная система РФ.                               
       Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством  – в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.
       Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
·     единства бюджетной системы Российской Федерации;
·     разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
·     самостоятельности бюджетов;
·     полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
·     сбалансированности бюджета;
·     эффективности и экономности использования бюджетных средств;
·     общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
·     гласности;
·     достоверности бюджета;
·     адресности и целевого характера бюджетных средств.
       Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
       Принцип разграничения доходов  и расходов между  уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
       Принцип самостоятельности  бюджетов означает:
       право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
       наличие собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;
       законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
       право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
       недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
       недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
       Принцип полноты учета  бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
       Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
       Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
       Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
       Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
       Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
       Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 
 
 
 

1.2. Консолидированный  бюджет. Доходы и  расходы консолидированного  бюджета.
Помимо действующей  бюджетной системы составляется консолидированный бюджет. В БК РФ дано такое определение консолидированного бюджета: Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа».
Различаются следующие консолидированные бюджеты (см. Рис. 1.3.):
—        консолидированный бюджет Российской Федерации — федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации;
—        консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации — бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований (местные бюджеты), находящихся на его территории;
—        консолидированный бюджет города (бюджет города) — это городской бюджет города и районные бюджеты районов в городе. 

             Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет  
 
Федеральный бюджет
                                                                                                                                              
 

Федеральный      Федеральные                     бюджет            целевые бюджетные фонды
     Бюджеты            Территориальные   Бюджеты
  субъектов РФ      целевые бюджетные    муниципальных
  (региональные)               фонды образований 
    

  Рис. 1.3. Консолидированный бюджет 

       Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
       Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
       Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
       В консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации могут быть включены внебюджетные фонды для  финансирования конкретных направлений  социально-экономического развития с  сохранением их целевого использования. Консолидированный бюджет определяет объем бюджетных средств на территории, в пределах которой он составляется в государстве в целом, в субъекте Федерации, городе и т.д.
       Консолидированный бюджет территории имеет исключительно  важное значение для регулирования межбюджетных отношений — как внутри региона, так и с федеральным центром. Особенно действенным консолидированный бюджет территории становится в связи с составляемыми планами социально-экономического развития и балансом финансовых ресурсов территории.
Приведенные данные свидетельствуют, что в бюджетных доходах РФ главенствуют налоговые доходы (91% к общей сумме доходов). Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую вo всех звеньях бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Законодательство РФ о налогах и cбoрax состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним нормативных актах о налогах и сборах. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов, а также общие принципы налогообложения в РФ. В соответствии с Налоговым кодексом под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налог считается установленным в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Налоговая система РФ строится на сочетании прямых и косвенных налогов.
       Прямые  налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. При этом денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно. Субъектом косвенного налога является продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). Косвенные налоги по характеру тоже неоднородны; в их составе выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях снижения объема производства.
Использование в единой системе разнообразных  по объектам обложения и методам  исчисления прямых и косвенных налогов  позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов - и фискальную, и регулирующую.
      Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
      В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.