На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Народ манси

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему:
Народ манси 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОдержание 

1. Ареал расселения 3
1.1 Численность 3
2. Историческая справка 3
2.1 Антропологическая характеристика народа манси 4
3. Этнокультурная характеристика 4
3.1 Поселения 4
3.2 Хозяйство и быт 5
3.3 Жилища и другие постройки 5
3.4 Одежда и обувь 6
3.5 Средства передвижения 6
3.6 Пища 6
3.7 Воспитание детей 7
3.8 Духовная культура 7
3.9 Фольклор 7
4. Перспективы сохранения манси как этноса 9
5. Источники 10 
 
 
 
 
 
 

    Ареал расселения
Первоначально манси были расселены на южном  Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и  др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и  русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север  и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают  в Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.), а также Ямало-Ненецком. Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби — Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.   

      Численность
Общая численность  манси достигла 12 000. В Ханты-Мансийском автономном округе живет 77 % манси.
В Свердловской области из 155 манси 86 человек проживает  в лесных поселениях — юртах, в  которых насчитывается от одной  до 8 семей. Наиболее известные из них  Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтнярова, Юрта Паки-на (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеват), Юрта Курикова (деревня Пауль) и др.   

Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижий, Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель. 
    Историческая  справка
Манси (дословно «человек») — коренной народ в Западной Сибири. До начала 20 века русские называли манси вогулами, а некоторые группы — остяками. В научной литературе манси вместе с ханты объединяются общим названием обские угры. Выделяются этнографические группы: северная, южная, восточная и западная. Говорят на мансийском языке, который входит в угорскую подгруппу финно-угорских языков уральской семьи. По фонетике, морфологии и лексике близок к  хантыйскому.
Имеется семь диалектов, расхождение между которыми бывает огромным. Письменность с 1936 г. — на основе русской графики.
      Антропологическая характеристика народа манси
    Низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин)
    Общая грацильность (миниатюрность строения)
    Прямые мягкие черные или русые волосы
    Темные или смешанные глаза
    Различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью
    Нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием
    Ослабленный рост бороды
    Относительно широкий рот
    Небольшая толщина губ
    средневыступающий или убегающий подбородок
    Этнокультурная  характеристика
Манси как  этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической  культуры с угорскими и индо-иранскими племенами, двигавшимися во II-I тысячелетиях до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре манси сохраняется до сих пор. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие об их культурном взаимодействии с ненцами, коми, татарами, башкирами и другими народами региона. Особенно тесными были контакты с северными группами хантов.
      Поселения
Поселения делились на постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) и разбивались на местах промысла. Поселок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
      Хозяйство и быт
Традиционный  хозяйственный комплекс манси включал:
    Охоту
    Рыболовство
    Оленеводство
 На Оби  и в низовьях Северной Сосьвы  рыболовство преобладало. В верховьях  рек основным источником существования  была охота. Оленеводство, заимствованное  манси у ненцев, получило широкое  распространение сравнительно поздно. Одним из основных элементов  собственного жизнеобеспечения  была охота на оленя и лося. Наиболее характерным способом  охоты на копытных был загонный  промысел, использовались также  самострелы и ловчие ямы. Существенное  значение имела охота на боровую  и водоплавающую птицу. Водоплавающую  птицу добывали во время перелета перевесами - специальными сетями, натягиваемыми между высокими деревьями на пути движения птиц. Охота на пушного зверя также имеет у манси давнюю традицию. Рыбу манси добывали круглый год. Наиболее распространенный способ добычи - запорный промысел, в том числе зимой. Оленеводство было основным занятием у очень небольшой части манси, главным образом в верховьях рек Лозьва, Северная Сосьва и Ляпин, где имелись благоприятные условия для содержания крупных стад. В целом же количество оленей у манси было невелико, их использовали в основном в транспортных целях.
      Жилища  и другие постройки
Традиционным  жилищем в дорусский период у  манси была полуземлянка с различными вариантами крепления кровли.
Позднее основным постоянным зимним, а иногда и летним жилищем большинства манси стал срубный дом из нетолстых бревен или толстых плах с двускатной крышей. Строился такой дом без  потолка, с очень пологой двухскатной  крышей, покрытой по деревянным планкам  полосами выделенной бересты, сшитой в  большие полотнища. Поверх бересты  клали ряд тонких жердей - накатник; высота сруба равнялась 2 - 3 метра, длина 5 - 9 метра и ширина 4 - 5 метров. Крыша по фасаду немного выдавалась вперед, образовывая сени. Дверь ориентировали на юг. В одной или обеих боковых стенках дома делали окна. Прежде зимой в окна вставляли льдины (вместо стекла), летом оконные отверстия затягивали рыбьим пузырем. Вход в жилище устраивался обычно во фронтонной стене и был обращен к
Манси-оленеводы  жили в чуме самодийского типа. В  таких же чумах, крытых берестой, жили летом в низовьях Оби манси-рыболовы.
На охоте, на скорую руку, устраивали временные  жилища - заслоны или шалаши из жердей. Делали их из ветвей и коры, стремясь лишь получить убежище от снега и  дождя.
Для проведения праздников манси строили общественные здания, которые отличались от жилых  лишь размерами.
Для хранения продуктов и вещей строили  амбарчики - "избушки на курьих ножках". В качестве опоры использовали стволы деревьев. Крона и часть ствола обрубались, оставался пень высотой  в рост человека. Хотя амбарчик мог  быть устроен и на одной опоре, старались найти несколько (три-четыре) растущих рядом деревьев, чтобы сооружение было прочнее. Настил делали их колотых  плах, из них же делали и амбарчик. На земле рядом лежала лестница-бревно с зарубками. Амбар делали для вещей и продуктов для хранения в непогоду и от зверя. От людей ничего не прятали - воровство было редчайшим явлением.
      Одежда  и обувь
 Традиционная  женская одежда манси - платье  на кокетке, хлопчатобумажный  или суконный халат, зимой - двойная меховая шуба сахи. Одежда  богато орнаментировалась бисером,  нашивками из цветной материи  и разноцветным мехом. Головным убором служил большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником по диагонали.
Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на женские  платья, штаны, пояса, к которым подвешивалось  охотничье снаряжение. Верхняя мужская  одежда - гусь, глухого покроя, туникообразный из сукна или оленьих шкур с  капюшоном.
      Средства передвижения
   Главным средством  передвижения зимой были лыжи еса, подбитые камусом или шкурой жеребенка. Для  транспортировки груза пользовались ручными прямокопыльными нартами. В случае необходимости их помогали тянуть собаки. У оленеводов были оленьи упряжки с грузовыми и легковыми  нартами. В летний период основным транспортным средством служила лодка калданка.
      Пища
Традиционная  пища - рыба и мясо. Рыбу употребляли  в различных видах. Северными  манси особо ценилась сосьвинская  сельдь. Существенным дополнением к  рыбным и мясным блюдам были ягоды: черника, клюква, брусника, черемуха, смородина.
      Воспитание  детей
После рождения ребенок получал две постоянные колыбели - ночную и дневную. Первая - это берестяная коробка с закругленными  углами, завязками над тельцем  и дугой над головой - для накидывания  покрывала. Дневные колыбели - двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку под головку ребенка прикрепляли  мягкую шкурку. Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпали размельченные  древесные гнилушки. Они хорошо впитывали  влагу и придавали ребенку  приятный запах. При намокании их убирали, но складывали только в определенных местах. Нельзя, например, считалось, класть их под растущее дерево, иначе ребенок  будет качаться от ветра. К колыбелям  было особое отношение: счастливую берегли  и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили  подальше в лес. На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухаря - хранителя  сна. Если ребенка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня - нож либо спички.
Игрушками служили  в основном миниатюрные копии  вещевого набора взрослых: у девочек - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков - лодочка, лучок со стрелами, фигурки  оленей. Детские куклы имели одну особенность - у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица - это уже изображение духа, который  требовал заботы и почестей, а если не получал, то мог принести владельцу  вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Игры детей нередко были уроками труда.
      Духовная  культура  
Традиционное  мировоззрение манси основано на трехчленном делении внешнего мира: верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный). Все миры, по представлению  манси, населены духами, каждый из которых  выполняет определенную функцию. Равновесие между миром людей и миром  богов и духов поддерживалось с помощью жертвоприношений. Главное  их назначение - обеспечить удачу в  промыслах, оградить себя от воздействия  злых сил.
Для традиционного  мировоззрения манси характерно также шаманство, преимущественно  семейное, и комплекс тотемических представлений. Наибольшим почитанием пользовался медведь. В честь  этого животного периодически проводились  медвежьи праздники - сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя  и поеданием его мяса.
      Фольклор
Фольклор  манси представлен мифами, сказаниями, песнями, сказками и другими жанрами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.