На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие конкуренции на рынке страховых услуг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Экономико-математический факультет
Кафедра финансового менеджмента
 
 
 
     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     «Развитие конкуренции на рынке страховых услуг» 

      СОДЕРЖАНИЕ  
         
      Введение 3
     1 Теоретико-методологические основы  исследования конкуренции российских  страховых компаний 5
       1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страховых компаний       5
       1.2 Методика анализа финансового положения российских страховщиков 9
     2 Анализ конкуренции рынка страховых  услуг                       13
       2.1  Состояние конкуренции  на рынке страховых услуг                                13
       2.2  Анализ основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции страховых компаний                                                              16
     3 Перспективы развития конкуренции  страховых компаний 21
       3.1 Пути повышения  конкурентоспособности страхования 21
       3.2 Прогноз развития  страхового рынка 25
     Заключение 29
     Список  использованных источников и литературы 31
     Приложение  А «Влияние кризиса на организацию  продаж» 33
     Приложение  Б «Факторы конкуренции на страховом рынке» 34
     Приложение  В «Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях-конкурентах» 37
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 

     Страхование является одной из важнейших составляющих финансовой системы страны в обеспечении  защиты имущественных интересов государства и его граждан.
     Изучению  проблем оценки конкурентоспособности  страховых компаний посвящены работы как российских ученых и экономистов, так и зарубежных.
     Например, посвящены исследованиям конкурентоспособности  теория равновесия фирмы и отрасли А.Маршала и теория факторов производства в аспекте страховых компаний. Также известна модель М. Портера, в которой каждая работающая на рынке фирма подвергается давлению пяти конкурентных сил:
     - конкуренция в отрасли; 
     - угроза прихода новых конкурентов;
     - угроза замены товара или услуги;
     - зависимость от потребителей;
     - зависимость от поставщиков.
     Ж.Ж.Ламбен считает, что одним из важнейших  вопросов анализа конкурентоспособности  фирмы является реакция конкурентов.1
     Вместе  с тем, целый ряд актуальных проблем, связанных с конкурентоспособностью российских страховых компаний, остается недостаточно исследованным. В том числе существует необходимость уточнения места и роли страховой отрасли в повышении конкурентоспособности российской экономики, анализа повышения конкурентоспособности страховой отрасли на основе привлечения иностранных инвестиций. Недостаточно внимания уделялось комплексному анализу факторов повышения конкурентоспособности отечественной страховой отрасли, системе показателей ее конкурентоспособности.
     Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления  основных факторов повышения конкурентоспособности  страховых компаний, анализа этих факторов, изучения основных направлений  и механизмов развития страхового рынка, совершенствования национальной конкурентной среды и инновационных стратегий страховых компаний.
     Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности  российских страховых компаний.
     Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
     – с теоретических позиций рассмотреть  сущность конкурентоспособности применительно  к страховым компаниям;
     – определить совокупность факторов, обусловливающих  конкурентоспособность страховых  компаний;
     – разработать предложения по повышению конкурентоспособности деятельности российских страховых компаний;
     Предметом исследования является комплекс теоретических  и методологических аспектов конкурентоспособности  российских страховых компаний.
     Объектом  исследования в работе является деятельность страховых компаний формирующих отечественную страховую отрасль.
     В ходе исследования были использованы нормативно-правовые документы, статистические данные Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС), и Федеральной службы страхового надзора (ФССН), материалы научно-практических конференций, семинаров, специализированных обзоров, подготовленных различными профессиональными объединениями и информационными агентствами.
     1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  КОНКУРЕНЦИИ РОССИЙСКИХ  СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 

       1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страховых копаний 

     Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов  физических и юридических лиц  при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) (ст. 2 закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
     Существует  большое количество определений  понятий конкуренция и конкурентоспособность. Слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться.
     Конкуренция — составная часть развитого  страхового рынка. Реальная рыночная экономика  немыслима без конкуренции. В  этой связи возникает настоятельная  необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на страховых рынках. Наличие конкурентов заставляет каждого страховщика быть предельно внимательным к запросам своих клиентов.
     Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается частное страхование. Конкуренция, как правило, относится к добровольному страхованию.
     Конкуренция побуждает страховые организации  разрабатывать и внедрять новые  виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия.
     Конкуренция во всех сферах — главное условие  перехода к рыночной экономике. Вместе с тем страхование — особый вид деятельности, призванный обеспечить страховую защиту физических и юридических  лиц. Поэтому важно так организовать страхование, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности. Это достигается особыми методами государственного регулирования страховой деятельности, а также четкой разработкой юридических и экономических основ страхования.
     Соперничество в страховании, присущее конкуренции, нельзя рассматривать как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии крупных рисков на страхование, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме сострахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей.
     Принято различать ценовую и неценовую  конкуренцию страховщиков. В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить  договор страхования данного  вида. Снижение тарифной ставки всегда было той основой, с помощью которой страховщик, выделяя свои страховые услуги из общего перечня, привлекал к ним внимание потенциального страхователя. В современном мире, когда страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний, использование ценовой конкуренции в борьбе за страхователя выглядит проблематично. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.
     Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой  компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Традиционными в этой политике является проведение «дней развития бизнеса». В этот день проводится завтрак (ланч или обед), во время которого президент страховой компании общается со 100—200 клиентами. Внимание оказывается, прежде всего, правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых услуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей. Конференции отличаются от «дней развития бизнеса» тем, что проводятся по определенной теме. В конце таких мероприятий вручается сувенирная реклама с фирменной символикой страховой компании. Благодаря такому подходу страховые компании активно разрабатывают новые методы продвижения страховых услуг на рынке. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств. 2
     В нашей стране уделяется большое  внимание пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по - антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Эти вопросы также относятся к ведению Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ.
     Конкурентоспособность страховщика - возможность сбыта  страховых продуктов (через заключение договоров страхования определенного вида) на данном страховом рынке, исходя из имеющихся страховых интересов, выявленных службой маркетинга страховщика.
     Страховая отрасль, как часть финансовой инфраструктуры рынка, играет важную роль в приобретении национальных конкурентных преимуществ. Для усиления инфраструктуры и повышения её эффективности, наряду с другими институтами национальной инфраструктуры, необходимо развитие института страхования, повышение конкурентоспособности российских страховых компаний.
     Выделяют  экономические и организационные  параметры, характеризующие конкурентоспособность  страховщика. К числу экономических  параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение доходов от страховой деятельности и др. Организационные параметры составляет система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования. В идеале экономические и организационные параметры конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.3 

     1.2 Методика анализа  финансового положения  российских страховщиков 

     Для развития страхового рынка большое значение имеет рейтинговая оценка действующих страховщиков и перестраховщиков. Методика анализа финансового положения страховых компаний позволяет выявить важнейшие количественные параметры деятельности страховщиков, их сильные и слабые стороны, пути решения возникающих проблем, что актуально для всех российских компаний. Анализ различных аспектов финансовой деятельности компаний рассматривается как первый шаг к определению рейтинга.
     Анализ  финансовых результатов страховых  операций российских компаний предполагает сравнение с показателями, признанными в мировой практике в качестве оптимальных или допустимых. Для некоторых коэффициентов в зарубежной практике существует не твердо фиксированное выражение, а их изменение в динамике, пределы изменений в сторону увеличения или уменьшения. Соответственно, сопоставление с ними российских показателей возможно по мере накопления информации за ряд лет. Надо учитывать также, что показатели, характерные для мирового рынка, для российских страховых компаний могут рассматриваться пока как ориентиры, но не как стандарты.
     Методика  может предусматривать анализ общих  итогов деятельности компаний и отдельно итогов без страхования жизни. Сопоставление  таких общих и частных результатов  представляет значительный интерес, более четко показывая последствия диверсификации страховых операций для финансового положения страховщиков.
     При разработке методики один из важнейших  вопросов касается выбора состава показателей, характеризующих различные итоги  страховых операций. Безусловно, чем шире набор показателей, тем надежнее и обоснованнее вывод о финансовом положении страховой компании. Вместе с тем, именно множественность неравнозначных показателей может затруднять практическое использование методики. Все дело в том, кому она адресуется. Конечно, сами страховщики заинтересованы в детальном анализе результатов своей деятельности. Но внимание страхователей (нынешних и будущих), акционеров и учредителей компании следует сосредоточить на ключевых показателях, характеризующих финансовую устойчивость страховой компании.
     Ориентация  на внутреннее и внешнее использование  результатов анализа обусловливает  выделение двух групп оценочных  показателей – основных и дополнительных. Первая группа – это главные конечные показатели, характеризующие важнейшие итоги финансовой деятельности страховщика. Они важны для страхователей и акционеров страховой компании. Вторая группа включает показатели, раскрывающие составные факторы итоговой деятельности или выявляющие иные существенные стороны работы страховых компаний.
     К числу основных показателей (коэффициентов) могут быть отнесены: коэффициенты платежеспособности, коэффициенты доходов  и коэффициенты издержек.
     Коэффициенты  платежеспособности характеризуют  потенциальные возможности использования  собственного капитала страховой компании для покрытия ее обязательств и включают показатели:
     – отношение собственного капитала страховой  компании к нормативному (минимальному) размеру свободных активов;
     – отношение собственного капитала к  фактическому размеру свободных  активов;
     – отношение собственного капитала к  страховым резервам (за вычетом доли перестраховщиков) и прочим обязательствам.
     Коэффициенты  доходов позволяют определить главные  источники их роста и включают показатели:
     – прирост страховой премии;
     – отношение прибыли (до вычета налога на прибыль) или убытка к собственному капиталу;
     – отношение прибыли от инвестиций к инвестированным активам.
     Третья  группа основных коэффициентов (коэффициенты издержек) характеризует уровень  главных расходов страховых компаний:
     – уровень убыточности с учетом перестрахования;
     – отношение расходов на ведение дела к страховой премии;
     – собственное удержание страховщика (отношение нетто-премия ко всей поступившей  премии).
     В качестве дополнительных коэффициентов  могут быть приняты показатели  такие как, например, отношение собственного капитала к страховым резервам (за вычетом доли перестраховщиков); отношение инвестированных активов к общим активам и т.п.
     Финансовый  анализ, проведенный на основе описанной  методики, показывает, что для многих российских страховых компаний характерна низкая ликвидность активов, убыточность ниже допустимого уровня. В то же время, расходы на ведение дела (трансакционные издержки) существенно выше средних мировых показателей.
     Анализ  финансового положения страховых компаний, базирующийся на их официальной отчетности, может служить основой для формирования так называемого дистанционного рейтинга. Завершающей стадией определения рейтинга должна стать оценка управленческой политики и кадрового потенциала страховой компании, структуры периферийных филиалов (отделений) и эффективности их взаимодействия со штаб-квартирой. Необходимо рассмотреть общую политику страховой компании, порядок разработки бизнес-плана и контроль за ходом его реализации, механизм сбора, обработки и оценки страховой информации. Это требует тщательного анализа работы непосредственно в страховой компании. Очевидно на такой шаг могут пойти компании, имеющие хорошие результаты анализа финансового положения. Только они могут рассчитывать на положительный рейтинг.
     Учитывая  результаты анализа финансового  положения, а также несопоставимость многих характеристик деятельности по российским и международным стандартам, правомерно ставить вопрос о двух рейтингах российских страховщиков – национальном и международном. Такое составление двух рейтингов отражало бы наличие сохраняющейся специфики развития российских страховых компаний, к которым нельзя в полной мере применять сложившиеся критерии мирового рынка.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ  РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ 

     2.1 Состояние конкуренции  на рынке страховых  услуг 

     Сегодня российское страхование можно в  полной мере считать сформировавшимся и полноправным элементом рыночной инфраструктуры, устойчивым к возможным  временным экономическим трудностям и имеющим потенциал дальнейшего роста.
     По  большинству видов страхования  в среднем примерно половина сборов обеспечена десятком компаний-лидеров  соответствующего сегмента.
     По  результатам 2009г. лидером российского  страхового рынка по совокупной величине страховых взносов является система Росгосстраха. На втором месте «Ингосстрах», далее такие компании как «СОГАЗ», «РЕСО - Гарантия», «РОСНО», «МСК» и др.
     Кроме того, в рамках исследования рейтинговое  агентство «Эксперт РА» выявило  лидеров падения и роста на страховом рынке в различных разрезах.
     Лидеры  падения:
     – по типу компаний: кэптивные компании;
     – по видам страхования: страхование  автокаско (-13,2 млрд. руб.),  ДМС(-4,0 млрд. руб.), страхование от несчастных случаев  и болезней (-3,2 млрд. руб.), страхование  грузов (-2,1млрд. руб.).
     – по географии: региональный рынок.
     Лидеры  роста:
     – по типу компаний: крупные универсальные  страховщики федерального уровня;
     – по видам страхования: страхование  авиационных рисков,  ДСАГО, СМР  и ОСАГО;
     – по географии: московский рынок5
     На  страховом рынке по состоянию  на конец 1995 г. имелось 2745 страховых  организаций, к настоящему времени  их число сократилось в 3,37 раза; число  страховых брокеров на пике составляло свыше 1,3 тыс., к настоящему времени  оно уменьшилось почти в 10,5 раза.
     Сокращение  числа страховых организаций  являлось следствием стойкого превышения числа отозванных лицензий над числом выданных с 1996 г. При этом среди причин отзыва лицензий - не только нарушения  страхового законодательства, но и  добровольный отказ страховщика от страховой деятельности или отдельных ее видов, в том числе и в результате присоединения к другой страховой организации. Так или иначе, клиентский портфель ликвидируемых страховщиков передается их более крупным конкурентам, за редким исключением, не в порядке его организованной передачи с сохранением действующих обязательств, а путем заключения нового договора.6
     Уходящий  кризис сказывается на платежеспособности постоянных и потенциальных клиентов страховых компаний. Либо появляются финансовые проблемы, либо в условиях снижения доходов меняются приоритеты расходов. Страхование для многих может стать той статьей бюджета, от расходов по которой можно безболезненно отказаться до лучших времен. Влияние кризиса на организацию продаж представлено в приложении А.
     Страхователи - юридические испытывать на себе последствия  кризиса с разных сторон: исчезает кредитный инструмент для увеличения оборотов и наращивания прибыли, падает спрос на производимые товары и услуги. Эти и другие факты  вынуждают компании оптимизировать расходы, в том числе сокращать социальные пакеты персонала (ДМС, НС и т.п.).
     В других сегментах корпоративного страхования  возникают схожие тенденции сжатия: из-за кризиса ликвидности постоянные корпоративные страхователи прекращают уплачивать страховую премию и либо прекращают страховаться, либо выбирают более бюджетные варианты.
     Сжатие  корпоративного страхования по своему влиянию похоже на обвал кредитного страхования. В дополнение можно  отметить обостряющуюся конкуренцию  за лучших продавцов на рынке. Ответной мерой должен стать качественный аудит системы мотивации лучших продавцов, а также процессов взаимодействия с ними. Для удержания лучших продавцов и их привлечения нужно создать такую систему, при которой им будет наиболее выгодно и удобно работать именно в вашей страховой компании. В условиях жесткой конкурентной борьбы, развернувшейся за сжимающийся клиентский сегмент, возникает необходимость повышения агрессивности страховых продаж, что также должно вылиться в создание штата проактивных продавцов, лучших на рынке.7
     Пока, несмотря на все усилия страховщиков, подавляющее большинство физических лиц по-прежнему не интересуют страховые  услуги. Не помогают ни маркетинговые  ходы, ни демпинг, и даже введение новых  видов обязательного страхования  не смогло повысить общую привлекательность страхования как такового. И сегодня страховые компании ищут хотя бы возможность отличиться от других, обратить на себя внимание потенциальных клиентов.
     В любом случае, в создавшихся условиях страховая компания должна выйти за рамки универсальной организации.
     К сожалению, дальше разовых и несложных  маркетинговых ходов дело не идет. В результате страхователь оказывается  один на один с проблемой выбора страховой компании. Однако при выборе страховой организации частными лицами одним из главных критериев все же остается величина компании.  
 
 

     2.2 Анализ основных  факторов, обуславливающих  интенсивность конкуренции  страховых компаний 

     Основным  этапом анализа конкуренции на страховом  рынке является оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. 
     Поскольку конкурентная среда формируется  не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции  на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов:
     соперничество среди конкурирующих на данном рынке  операторов ("центральный ринг") - ситуация в отрасли;
     конкуренция со стороны услуг, являющихся заменителями - влияние услуг-заменителей;
     угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов;
     позиции потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей.
     Каждая  из рассматриваемых сил конкуренции  может оказывать различное как  по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность.8 
     Основные  факторы, определяющие уровень конкуренции  в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в приложении Б.
     Таким образом, появляется возможность оценить  значимость факторов по степени проявления их признаков на страховом рынке  и сделать заключение об общем  уровне конкуренции на данном рынке. 
     Проанализируем  характер влияющих факторов, входящих в группу "ситуация в отрасли". Сейчас рассмотрим теоретическую базу для дальнейшего анализа уровня конкуренции на российском страховом  рынке.
     Число и мощность страховых фирм, конкурирующих  на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции.
     Наличие на рынке большого числа конкурирующих  страховых компаний, имеющих высокую  степень диверсификации услуг, свидетельствует  о невозможности ухода в "нишу", то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации в каких-то страховых услугах. Таким образом, высокая степень унификации страховых услуг в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке. 
     Изменение платежеспособного спроса на рынке  усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. Действительно, увеличение объема смягчает, а уменьшение, наоборот - обостряет конкуренцию на рынке.9
     Барьеры проникновения на рынок тесно  связаны с предыдущим фактором и  действуют в прямо противоположном  направлении, то есть повышение барьеров способствует снижению конкуренции и наоборот. Это обусловлено потребностью в значительных инвестициях, необходимостью приобретения специальных знаний и квалификации и т.п. Барьеры проникновения тем выше, чем больше дифференциация по видам страхового продукта и другим факторам. В этом случае действующие страховые компании имеют преимущества перед вновь появляющимися конкурентами в силу их престижа и опыта. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.