На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные технологии социальной работы с инвалидами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Ульяновский социально-педагогический колледж  № 1 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: «Социальная работа с пожилыми и  инвалидами»
на тему: «Основные технологии социальной работы с инвалидами»  
 
 

Выполнила:
Студентка 2 курса
121 группы
Хайртдинова Рената 

Руководитель:
Паничкина Татьяна Анатольевна 
 
 

Ульяновск
2006
Оглавление 

Введение…………………………………………………………………….с. 3-4
Глава 1. История развития социальной помощи инвалидам....................с. 5-12
Глава 2. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов
2. 1 Правовой аспект социальной защиты инвалидов..............................с. 13-21
2. 2 Медико-социальные аспекты решения проблем инвалидов……....с. 21-24
2. 3 Психологический аспект защиты инвалидов…………………….....с. 24-27
2. 4 Общественно-идеологический аспект решения проблем
       инвалидов……………………………………………………….……..с. 28-29
Глава 3. Основные направления социальной работы с инвалидами
3. 1 Физкультура и спорт как специфическая оздоровительная среда для инвалидов......................................................................................................с. 30-33
3. 2 Оккупациональная терапия как технология работы с
      инвалидами............................................................................................с.33-38
Заключение…………………………………………………..………….......с. 39
Литература…………………………………………………………...….....с. 40-42
Приложение………………...………………………………………..….....с. 43-46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь - начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.
    Иными словами, инвалидность становится проблемой  не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
    Инвалид - лицо, которое имеет нарушение  функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
    Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Все это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.
    Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать  им  необходимые  условия для  индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.
    Несмотря  на все, более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но и неуклонно возрастает, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения.
    Сейчас  в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 8.284.000 инвалидов. В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды в настоящее время составляют 10% населения земного шара. Инвалидность стала показателем состояния здоровья населения. Она является важной проблемой здравоохранения и социального обеспечения. Риск стать инвалидов высок из-за состояния окружающей среды, техногенных катастроф, бешеного ритма жизни и из-за невнимательного отношения к своему здоровью. Проблемы инвалидов имеют большой резонанс в обществе, привлекают внимание и настораживают.
    Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.
    Инвалиды  являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также  возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии 21 в. они будут составлять не менее 10 % всей рабочей силы в промышленно развитых странах, причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Необходимо максимально реализовать индивидуальный реабилитационный потенциал всех лиц с ограниченными возможностями, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться. 
 

      
 

Глава 1. История развития социальной помощи инвалидам
    В любом обществе, при разных экономических  формациях существуют проблемы нетрудоспособных людей. И у современной цивилизации хватает мудрости и гуманизма не отказываться от них. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды в настоящее время составляют 10% населения земного шара.
    Социальная  работа в нашей стране как направление и содержание деятельности определенной категории лиц в последние 10 лет стала привычным термином. России всегда была присуща социальная поддержка нуждающихся в ней граждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра І о помощи «сирым и убогим», которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях.
    До  революции 1917 года государственной  помощи инвалиды не получали, некоторые  существовали на благотворительные  средства. Первые декреты Советского правительства установили систему социального обеспечения и систему социального страхования. Была организована сеть учреждений для инвалидов, где им не только обеспечивались условия для жизни, но и предоставлялась возможность посильного труда. Создавались учебно-производственные мастерские, курсы, школы, спеццеха и спецартели, которые могли обеспечить хоть какие-то доходы, поддержать жизнь инвалидов. Для того времени это были беспрецедентные меры, невозможные для других стран [10, с. 15-25].
    В послереволюционный период в России был узаконен патронаж психически больных, находящихся в семьях. История оказания маломобильному населению социальной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно возникло в 1867 году как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствовалось принципами и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано оказывать помощь раненым, больным вне зависимости от их гражданства или подданства, а также оказывать помощь лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, эпидемий, голода и других событий. Общество было самостоятельной, независимой от государства организацией и существовало на пожертвования населения, которые поступали не только в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продовольствие и другие предметы первой необходимости). Общество объединяло 94 общины, в которых на общественных началах трудились 2780 сестер милосердия [17, с. 105-106].
    Инвалидность, как медико-социальный феномен, стали  изучать самым тщательным образом. Для этого были созданы специальные  научно-исследовательские институты: в 1930 году - в Москве, в 1932 - в Ленинграде.
    Они занимались разработкой вопросов социального  обеспечения и социально- трудовой реабилитации инвалидов, основ врачебно-трудовой экспертизы. Изменился методический подход. Если в 20-х годах инвалидность определялась только при наличии морфологических изменений, то в 30-е годы обязательной стала комплексность исследования, синтез медицинских и социальных данных, учет стадии или формы заболеваний, преобладающего клинического синдрома и степени нарушения функций отдельных органов и систем.
      Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для системы социального обеспечения. Война искалечила судьбы людей и во много раз увеличила количество инвалидов. Потребовалось много усилий, чтобы устроить их жизнь, вернуть в общество, семью,  трудовой коллектив. Все учреждения системы социального обеспечения были предоставлены в распоряжение инвалидов, где для них организовывался соответствующий уход, медицинская помощь, культурное обслуживание, протезирование, обучение новым профессиям. Война стала причиной специфических заболеваний и, учитывая их массовый характер, изучение инвалидности вышло на новый этап. Проблемы профилактики и снижения инвалидности подняли до уровня государственной важности [19, с. 40].
    Начиная с 1960 года при комитетах обществ  Красного Креста было создано «Бюро медицинских сестер по обслуживанию больных на дому»  Для такой работы были организованы специальные курсы, на которых медицинские сестры в течение 2-4 недель проходили специальную подготовку. К каждой районной поликлинике прикреплялось не менее двух патронажных медицинских сестер Красного Креста. Оплата их труда производилась обществом Красного Креста, контроль за их работой осуществлялся старшей медицинской сестрой поликлиники. Задачами патронажных медицинских сестер являлось: выполнение назначений участковых врачей, наблюдение за состоянием здоровья больного, оказание помощи в умывании, приеме пищи, смене белья. Патронажные сестры оказывали также социальные услуги: покупали лекарства, продукты питания, приготавливали пищу, оплачивали коммунальные услуги и пр. Согласно нормативным документам, рабочий день патронажной медицинской сестры составлял 6, 5 часов и за это время она была обязана обслужить 5-6 больных.
          Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистами на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969 году была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов, которая на какое-то время оказалась полезной. Потребность в надомном обслуживании постоянно росла, ежегодно увеличивалась численность патронажных медицинских сестер и, кроме того, в 1977 году было принято решение о выделении должностей руководителей групп патронажных медицинских сестер, в примерный перечень обязанностей которых включалось осуществление деловых контактов с соответствующими организациями по решению социально-бытовых вопросов (доставка на дом продуктов, горячих обедов, белья, пенсионные вопросы, устройство престарелых в дома-интернаты, больницы и т. д.). Кроме того, руководители групп непосредственно обслуживали на дому четырех человек, а обязанности активистов Красного Креста были возложены на так называемых младших медицинских сестер, должности которых были введены в штат обществ Красного Креста. В этот период произошло важное событие в системе государственного социального обеспечения. В середине 70-х годов в порядке эксперимента организуется надомное обслуживание пенсионеров и инвалидов в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения [4, с. 18].
    С этого времени можно говорить о возникновении и развитии новой государственной формы социального обслуживания, а именно социально-бытового обслуживания нетрудоспособных на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовался ряд документов, в том числе справка лечебного учреждения об отсутствии хронических психических заболеваний в стадии выраженного дефекта или глубокой умственной отсталости; туберкулеза в открытой форме; хронического алкоголизма; венерических и инфекционных заболеваний, бактерионосительства. Дом-интернат, на который было возложено обслуживание граждан на дому, должен был оказывать следующие виды услуг:
      доставку продуктов по предварительно разработанному набору 1-2 раза в неделю (при возможности могла быть организована доставка 1 раз в день горячего обеда и полуфабрикатов на завтрак и ужин);
      стирку и смену постельного белья не реже 1 раза в 10 дней, для чего дом-интернат выделял на каждого обслуживаемого три комплекта белья;
      уборку жилого помещения и мест общего пользования;
      доставку медикаментов, оплату коммунальных услуг, сдачу вещей в прачечную и химчистку, обувь в ремонт.
 
    В Положении специально оговаривалось, что "медицинское обслуживание граждан, принятых на надомное обслуживание, производится лечебно-профилактическими учреждениями в общеустановленном порядке". Кроме того, в Положении определялась дифференциация в оплате стоимости оказываемых услуг: лица получавшие пенсию до 50 руб., от оплаты освобождались полностью.
    Поскольку надомное обслуживание являлось несвойственной домам-интернатам функцией, вызвавшей разного рода организационные трудности у этих учреждений, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными структурными подразделениями. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на при районных отделах социального обеспечения.
    Их  деятельность регламентировалась "Временным положением об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". В положении оговаривалось, что помимо ставших уже традиционными видов социально-бытовой помощи социальные работники должны были при необходимости оказывать помощь в соблюдении личной гигиены, выполнять просьбы, связанные с почтовыми отправлениями, содействовать в получении необходимой медицинской помощи, принимать меры к погребению умерших одиноких инвалидов. Услуги предоставлялись без взимания какой-либо платы. Положение предусматривало тесное взаимодействие с комитетами Красного Креста с целью организации шефства над одинокими инвалидами, нуждающимися в медицинском уходе. Социальный работник, входящий в штат отделения социальной помощи, должен был обслуживать на дому 8-10 нетрудоспособных пенсионеров или одиноких инвалидов 1-2 группы. Отделения создавались при наличии не менее 50 нетрудоспособных, нуждающихся в надомном обслуживании [13, с. 176-179].
    В 1987 году новым нормативным актом  были внесены некоторые изменения в деятельность отделений социальной помощи. В основном изменения касались вопросов организации отделений социальной помощи на дому. Более четко был определен контингент лиц, подлежащих надомному обслуживанию, а также предусматривалось, что лица, получающие пенсию в максимальных размерах, вносят плату, составляющую 5 процентов пенсии. Зачисление на надомное обслуживание осуществлялось на основании личного заявления и заключения медицинского учреждения о нуждаемости в таком обслуживании. Таким образом, сложилась ситуация, когда функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому одновременно выполняли две организации: государственная — отделения социальной помощи, и в меньшей степени общественная — служба милосердия Красного Креста. При этом во многом совпадали как виды оказываемых социальных услуг, так и круг лиц, которым эти услуги оказывались одновременно и государственной, и общественной организациями.
      Таким образом, исторически складывалось, что общественные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия экономических, материально-технических и организационных причин не имело возможности выполнять. Об этом свидетельствует история развития службы медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам: в послевоенные годы, когда у государства не было сил и средств для развития службы надомного обслуживания, оно развивало систему домов-интернатов для престарелых и инвалидов. В значительной степени развитие индивидуального надомного обслуживания сдерживалось порочными идеологическими установками, согласно которым отдавалось предпочтение развитию коллективных форм предоставления социального обслуживания. Удовлетворение потребности населения в надомном обслуживании частично взяло на себя общество Красного Креста [14, с. 57-60].
    Безусловно, служба милосердия снимала остроту  проблемы, однако, не решала ее полностью. С годами в результате увеличения абсолютного числа
и относительной численности инвалидов в обществе, потребность в социально-бытовой помощи этой категории граждан приобрела значительные масштабы: дома-интернаты не могут вместить всех нуждающихся; возрастает число нетрудоспособных, проживающих отдельно от своих родственников; демографические перспективы предполагают дальнейшее увеличение доли лиц старческого возраста в населении — все это обусловило решение задач социального обслуживания нетрудоспособных граждан на государственном уровне, создания государственной системы, государственной службы, непосредственно занятой предоставлением медико-социальных и бытовых услуг на дому.
    Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность свидетельствуемый не может выполнять, а что может — определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев [21, с. 100-123]. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.                                                                                              
    Надо  было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
    В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой, медико-социальный, психологический, общественно - идеологический, анатомо-функциональный. 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов
2. 1 Правовой аспект социальной защиты инвалидов
     Инвалидность - важная проблема, решать которую приходится каждому обществу. Масштаб инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических, которые составляют основу для формирования социальной политики государства. В России люди с ограниченными возможностями составляют около 7% населения. По Конституции Российской Федерации наша страна является социальным государством, и приоритет социальной политики - защита граждан в числе инвалидов. Политика по отношению к инвалидам направлена на то, чтобы дать им возможность участвовать в экономической и общественной жизни.
     В последние 30 лет в мире  активно разрабатываются подходы  к решению проблем инвалидности. На международном уровне эта работа ведется Комиссией по правам человека и Комиссией социального развития ООН. Приняты «Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц», «Декларация ООН о правах инвалидов», «Всемирная программа действий в защиту инвалидов» [16, с. 47-48].
    Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого  правового международного документа:
-«Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»;
-«Инвалиды  имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;
-«Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;
-«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную ремесленную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и др. виды обслуживания»;
-«Инвалиды должны быть защищены, от какой бы то ни было эксплуатации».
Приняты фундаментальные законодательные  акты об инвалидах в России. Особое значение для определения прав и  обязанностей инвалидов, ответственности  государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»/1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»/1995 г.
Еще раньше, в июле 1992 г., Президент РФ издал  Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».                                                                                            
    В Законе «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
-соблюдение  прав человека и гражданина;
-предоставление  государственных гарантий в сфере  социального обслуживания;
-равные  возможности в получении социальных  услуг;
-преемственность  всех видов социального обслуживания;
-ориентация  социального обслуживания на  индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
-ответственность  органов власти всех уровней  за обеспечение прав граждан,  нуждающихся в социальном обслуживании  и др. (ст. 3 Закона).
    Социальные  услуги предоставляются всем гражданам  пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. обстоятельств (ст.4 Закона).
    Социальное  обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по
договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).
    Социальные  услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лицо, заключившее трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
    Законом предусматриваются различные формы  социального обслуживания, в том  числе:
1) Социальное  обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) Полустационарное  социальное обслуживание в отделениях  дневного (ночного) пребывания граждан  в учреждениях социального обслуживания;
3) Стационарное  социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных  учреждениях социального обслуживания;
4) Срочное  социальное обслуживание (как правило,  в случаях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение  одеждой, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т. п.);
5) Социально-консультационная  помощь.
    Все социальные услуги, входящие в федеральный  перечень гарантируемых государством услуг, могут быть оказаны гражданам  бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
Бесплатно оказываются следующие услуги:
1) Одиноким  гражданам и  инвалидам, получающим  пенсию в размере ниже прожиточного  минимума;
2) Гражданам  пожилого возраста и инвалидам,  имеющим родственников, но получающим  пенсии ниже прожиточного минимума;
3) Пожилым  и инвалидам, проживающих в  семьях, среднедушевой доход которых  ниже прожиточного минимума.
     Государство законодательно определило  меры эффективного медицинского  обслуживания инвалидов. Постановлениями  Правительства РФ утверждены целевые программы ранней диагностики заболеваний, ведущих к инвалидности, а также методы их лечения и профилактики тяжелых осложнений (фенилкетонурии, сахарного диабета, туберкулеза и т. д.)
     В стране успешно функционирует  598 реабилитационных центров и отделений из них 179 для взрослых и 419 для детей-инвалидов. Они проводят обширный комплекс мероприятий по восстановлению или компенсации инвалидами утраченных функций, консультируют инвалидов и членов их семей. Сеть реабилитационных учреждений развивается на всей территории страны с тем, чтобы максимально приблизить их к месту проживания инвалидов. Проводится оснащение этих учреждений реабилитационным оборудованием, разрабатываются и внедряются современные реабилитационные технологии.
    Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает обеспечение их техническими средствами реабилитации, обеспечивающими  особые потребности, повышающими уровень независимости в повседневной жизни.
     Государство всячески поддерживает  разработку и производство различных вспомогательных устройств и оборудования, средств передвижения, бытового самообслуживания, коммуникации, содействует  формированию национального рынка реабилитационных изделий. Созданы основы реабилитационной индустрии, объединяющей около 200 предприятий. Для информационного обеспечения организован выпуск  периодического «Вестника реабилитационной индустрии» и сборника «Реабилитационная индустрия России». Предоставление основных технических средств реабилитации ведется бесплатно или на льготных условиях. Однако обеспеченность реабилитационного процесса техническими средствами до сих пор недостаточна, необходимо и дальше развивать нормативно-правовую базу, создавать экономические условия для развития реабилитационной индустрии, выпускающей изделия мирового уровня, облегчающие труд и быт инвалидов, автономные и общественные средства передвижения и коммуникации. Необходимо обеспечить доступность для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, а также информации и каналов коммуникации [22, с. 9-14].
     В развитие закона принято  постановление Правительства РФ  «О мерах по обеспечению беспрепятственного  доступа инвалидов к информации  и объектам социальной инфраструктуры».                                                           
     Для реализации этих документов организован выпуск специальной аудио - и видеопродукции, литературы, в том числе с применением шрифта Брайля. Язык жестов признан средством межличностного общения.  Вводится система субтитрирования и сурдоперевода телевизионных программ и иной видеопродукции. Инвалиды обеспечиваются тифлосредствами, сурдотехникой.
     Однако доступность для инвалидов  телевидения, радио, газет и  журналов, иных средств массовой  информации все еще весьма  ограничена. Система сурдоперевода  не охватывает основные сферы общественной жизни. Недостаточно используются компьютерные технологии, в том числе специально адаптированные для инвалидов с нарушением зрения.
     Одно из основных прав, гарантированных   инвалидам в РФ,- право на образование.  Оно установлено ст. 18 и 19 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Законом «Об образовании», касающихся воспитания и обучения детей-инвалидов и образования взрослых. В соответствии с этими законами детям-инвалидам обеспечивается дошкольное, внешкольное воспитание, получение общего, начального, среднего и профессионального высшего образования.
     Исторически в России предпочтение  в образовании  инвалидов отдавалось  специальным учебным заведениям. Они есть и сегодня, профессиональная  подготовка в них ведется на основе программ, адаптированных для обучения инвалидов. Учащиеся обеспечиваются бесплатно или на льготных условиях учебными пособиями, литературой, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков [7, с.16]. Для реализации права на образование законодательно предусмотрен прием инвалидов вне конкурса  в государственные средние и высшие учебные заведения, а также на курсы обучения различным профессиям, бесплатное обучение на курсах повышения квалификации  и переподготовки.
     В системе социальной защиты населения сеть специальных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования представлена 10 техникумам и 30 профучилищами на 7, 2 тысяч мест. Ежегодно их оканчивают около 2 тысяч инвалидов. Есть возможность обучать инвалидов по 15 специальностям и 22 профессиям, конкурентоспособным на рынке труда.
     Однако, несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, для реализации этого права еще не в полной мере созданы условия. Так, нередко ребенок-инвалид с детства изолирован от общества, что сужает его возможность  получить образование. Учреждения общего образования, в которых  инвалиды могли бы учиться на равных со здоровыми людьми, практически отсутствуют. Обучение в специализированных образовательных учреждениях ведется в условиях общения инвалидов преимущественно друг с другом и затрудняет интеграцию в общество [21, с.220].
    Неотъемлемое общечеловеческое  право инвалида - право на труд, несмотря на ограниченную трудоспособность.                                                
Право это гарантированно Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 20-24) и  Законом «О занятости населения  в РФ». В организациях резервируются  рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для инвалидов, стимулируется создание дополнительных рабочих мест и оптимальных условий труда, условий для предпринимательской деятельности и т. д.
     Работа по развитию законодательства  в сфере занятости инвалидов  продолжается. Все больший акцент  делается не на формальное предоставление любого рабочего места, а на профессиональную реабилитацию, после чего инвалид становится полноценным работником, а его профессиональная деятельность более эффективной.
    Российское законодательство предусматривает  систему различных льгот и компенсаций инвалидам, способствующих их социальной реабилитации и интеграции в общество: льготное обеспечение жилой площадью с учетом состояния здоровья и других обстоятельств, право на жилую дополнительную площадь (при наличии определенных заболеваний), оплачиваемую на льготных основаниях. Для социально-бытовой адаптации инвалидов закон предусматривает оборудование жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется 50% скидка с квартирной платы и коммунальных услуг, 50% скидка за пользование телефоном и радиоточкой.
     Инвалиды имеют право на бесплатное  получение санаторно-курортной путевки  (инвалиды войны, ЧАЭС).
    Инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского и пригородного транспорта, имеют льготы для проезда на международных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта.
    Российское  законодательство  не  допускает дискриминации инвалидов  в вопросах брака и родительства. Законы «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в РФ»  содержат положения, согласно которым инвалидам, проживающим в домашних условиях, обеспечивается уход, оказание бытовых услуг, медицинское обслуживание, образование. Принудительное помещение инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания и здравоохранения не допускается. Государство предоставляет дополнительное материальное обеспечение и ряд льгот членам семьи, обеспечивающим уход за инвалидами в домашних условиях [12, с. 305].
     Инвалидам обеспечена возможность  участвовать в культурной жизни, отдыхать, заниматься спортом, посещать театры, музеи, библиотеки.
    Ряд нормативных актов определяют  льготы при посещении театров,  концертов, кино, художественных  выставок и иных культурных  мероприятий.                                                                                                         
    Создаются условия для развития  творческих способностей инвалидов,  проводятся ежегодные фестивали  одаренных детей-инвалидов, выставки  произведений инвалидов в сфере  художественного творчества и  народных промыслов. Успешно развиваются  спортивные секции, проводятся соревнования и параолимпийские игры для инвалидов. Однако для массового распространения инвалидного спорта в нашей стране еще не созданы условия на стадионах и в спортивных залах, отсутствуют спортивный специальный инвентарь, снаряжение, оборудование, средства передвижения.
     Законодательство о социальной  защите инвалидов немалое место  отводит общественным организациям  инвалидов: им предоставлено право  создавать общественные объединения  на национальном, региональном и  местном уровнях, органы исполнительной власти обязаны оказывать им содействие и помощь.
     Правовая база социальной защиты  инвалидов продолжает развиваться:  идет работа по усилению адресности  социальной поддержки инвалидов  (индивидуальный подход к льготам,  их перевод из натуральной формы в денежную), что позволит инвалидам свободно выбирать конкретные варианты помощи в зависимости от индивидуальных потребностей.
     Основное направление развития  социального законодательства в  отношении инвалидов связано  с разработкой проекта Закона «О реабилитации инвалидов в РФ». Цель закона - формировать систему реабилитации инвалидов как составную часть охраны общественного здоровья. Согласно концепции разрабатываемого закона инвалидам РФ гарантируется реабилитация.
     Реабилитация инвалидов должна проводиться в соответствии с индивидуальными программами, предусматривающими реализацию потенциала каждого человека в основных направлениях реабилитации - социальной, профессиональной, медицинской, психологической [3, с. 367].
     Концепция разрабатываемого закона  рассматривает реабилитацию инвалидов  как систему и процесс, ориентированные  на создание нового социального  продукта - реабилитированного человека, который активно преодолел ограничения  жизнедеятельности, интегрирован  в общество и достиг относительной независимости.
     В свете этого реабилитационный  процесс можно рассматривать  как передовую ресурсосберегающую  технологию.
2. 2  Медико-социальные аспекты решения проблем инвалидов
    Социально-медицинская  работа представляет собой одно из важных направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении. Медико-социальная помощь заключается в решении медицинских, социально-бытовых , психологических и юридических вопросов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудоустроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день  т. д.)
    Инвалидом считается лицо, которое имеет  нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами. Такое определение понятия «инвалид»  предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению.
    Полная  или частичная утрата способности  или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать  в трудовой деятельности, обусловлена  у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности [9, с. 50-53].
    По  данным Ж. П. Дашковской и В. А. Якобашвили (1991 г.) перенесенные заболевания, приводящие к инвалидности еще до начала трудовой деятельности, занимают  второе место среди других причин инвалидности. В анамнезе значительной части инвалида такие тяжелые заболевания, как детский церебральный паралич, органические поражения центральной и нервной периферической системы, поражения опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, врожденные пороки и др. патологии. Все это свидетельствует о том, что заботу об инвалиде следует рассматривать в комплексе с оказанием медико-социальной помощи каждому конкретному пациенту.
    Социальный  работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и медико-социального характера.
    В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в  том числе дети-инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.                                                                             
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.