На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа "Смысл любви" в философии В.Соловьева

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………….4
1.1. Краткие биографические данные…………………………………………..4
1.2. Личность и творчество русского философа……………………………….7
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………10
2.1. Любовная тематика «Софии»……………………………………………...10
2.2. Христианские  параллели в философии любви…………………………...13
ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ  ПРОБЛЕМА «СМЫСЛА ЛЮБВИ»……………………………………………………15
3.1. Влияние любви на исторический процесс………………………………...15
3.2. Смысл и достоинство любви как высшего чувства………………………16
3.3. Исключительность силы половой любви…………………………………17
3.4. Задачи любви и ее истинное значение…………………………………….19
ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВАМ………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Любовь - есть великая созидательная сила, она же и есть, наверно, основа бытия человека. Проблема любви в человеческой жизни является самой древней. Многовековая история человечества и его философская мысль представляет собой поиск и движение к идеалу любви. Эта проблема носит индивидуальный характер и каждый пытается решить ее по-своему, но существование без нее невозможно. Без любви человек становится бездушным животным, лишенным подлинной жизни и глубины.
       Представленная курсовая работа посвящена теме «В.Соловьев о сущности любви». Актуальность исследования тематики любви в русской философии обусловлена реалиями российской действительности, особенно в современный кризисный период, когда подорваны ценностные, духовные основы жизни россиян, когда отношения между ними крайне отчуждены и необходимо духовное оздоровление общества. Человек жив любовью и она должна спасти его. С другой стороны, данная тема представляет огромный научный интерес в силу оригинальности философского осмысления любви, представленного В.Соловьевым, основанного на синтезе антропологического и богословско-мистического толкования феномена любви.
       Целью курсовой работы является рассмотрение феномена человеческой любви в понимании русского философа Владимира Соловьева. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта автором в трактате «Смысл любви» (1892-1894).
     В рамках достижения поставленной цели следует выделить следующие задачи:
    Оценить место В.Соловьева в русской философии;
    Выяснить, как философ объясняет феномен любви;
    Подробно изучить и проанализировать труд В.Соловьева «Смысл любви».
 
 
     Источниками информации для написания курсовой работы послужили первоисточники философа, монографии на эти первоисточники, а также базовая учебная и справочная литература по данной тематике.  
 

ГЛАВА 1.ЖИЗНЕННЫЙ  ПУТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА
      Краткие биографические данные
 
     Владимир  Сергеевич Соловьев(1853-1900)- выдающийся, истинно гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам. [7,с.9]
     Владимир  Сергеевич Соловьев родился в  Москве 16 января 1853 г., в семье крупнейшего  русского историка Сергея Михайловича  Соловьева (1820—1879). Обстановка ранних лет Вл. Соловьева сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития.
     Средние образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г., а высшее образование — в Московском университете, в который поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Необычайно одаренная натура Вл. Соловьева и его постоянные и, можно сказать, страстные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. Всем известно, что Вл. Соловьев очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета Вл. Соловьев зачитывался тогдашними вульгарными материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его постоянно добродушного отца. [3]
     Духовный  перелом, раз начавшись, стал развиваться  очень быстро и решительно. Он приходится как раз на студенческие годы Соловьева (1869—1874), из которых первых три года Соловьев провел на естественном факультете, который бросил не окончив. Перейдя на историко-филологический факультет, Соловьев в течение одного года подготовляется к государственному экзамену, каковой и сдает в 1873 г. Следующий учебный год (с осени 1873 г. по лето 1874) Соловьев проводит в Московской духовной академии. В течение этих пяти лет Соловьев очень много занимается философией, а также специальным изучением религиозно-философской литературы, – и в это время сложились первые основы его будущей системы. В.С. Соловьев рано проявил необычайные способности к философии. Уже в 21 год, после окончания Московского университета и года вольнослушательства в Духовной Академии в Сергиевом Посаде (под Москвой), он 24 ноября 1874 года в Санкт-Петербургском университете успешно защищает магистерскую диссертацию "Кризис западной философии (против позитивистов)". Позже появятся: "Критика отвлеченных начал" (Докторская диссертация,1880), "История и будущность теократии" (1887), "Смысл любви" (1892-1894), "Оправдание добра" (1894-1897), "Три разговора" (1900). [1,с.454]
     В июне 1876 г. Вл. Соловьев приступил к  преподаванию в университете, но из за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москву и перевелся в Петербург. Там он стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию.
     В 1881 г. преподавательская деятельность Вл. Соловьева навсегда закончилась  после прочтения им публичной  лекции 28 марта 1881 г.. в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Поступок Вл. Соловьева был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощения.
     Самым же интересным фактом биографии Вл. Соловьева является то, что почти  всеми забыто или, быть может, намеренно замалчивается. Это — избрание Вл. Соловьева 8 января 1900 г. почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности. Правда, это избрание слишком запоздало, поскольку Вл. Соловьев скончался через полгода после этого.
     Вл. Соловьев был "бездомный" человек, без семьи, без определенных занятий. Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый и, как мы сказали выше, живал большей частью в имениях  своих друзей или за границей. К  концу 90-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 г., он принужден был в июле приехать в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее тогда кн. Петру Николаевичу Трубецкому, в котором жили также друзья Вл. Соловьева, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. Кончина Вл. Соловьева произошла в этом имении Трубецких 31 июля 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца.
     Так безвременно оборвалась жизнь человека, которому едва было 47 лет и который  отличался небывалой силой философской  мысли, небывалым владением мировой  философией и напряженной духовной жизнью.
 

1.2. Личность и творчество русского философа 

     Так сложилась внешняя жизнь Вл. Соловьева, но для того, чтобы понять его  философские построения, необходимо обратиться к изучению личности Соловьева, к его, так сказать, внутренней биографии.
     По  единодушному отклику современников внешность Соловьева поражала тех, кому довелось лично знать его, своей одухотворенностью, а некоторые из них даже находили во внешнем облике Владимира Сергеевича.
Биограф кн.Е.Н.Трубецкой отмечает: « Кому случалось хоть раз в жизни  видеть покойнаго Владимира Сергеевича Соловьева, тот навсегда сохранял о нем впечатление человека, совершенно непохожаго на обыкновенных смертных. Уже в его наружности, в особенности в выражении его больших прекрасных глаз, поражало единственное в своем роде сочетание немощи и силы, физической безпомощности и духовной глубины. Он был до такой степени близорук, что не видел того, что все, видели. Прищурившись из-под густых бровей, он с трудом разглядывал близлежащие предметы. Зато, когда взор его устремлялся вдаль, он, казалось, проникал за доступную внешним чувствам поверхность вещей и видел что-то запредельное, что для всех оставалось скрытым. Его глаза светились какими-то внутренними лучами и глядели прямо в душу. То был взгляд человека, котораго внешняя сторона действительности сама по себе совершенно не интересует.»[10,с.49]
          Из воспоминаний Е.М.Поливановой мы видим: ««У Соловьева замечательно красивые сине-серые глаза, густые темные брови, красивой формы лоб и нос, густые, темные, довольно длинные и несколько вьющиеся волосы; не особенно красив у него рот, главным образом из-за слишком яркой окраски губ на матово-бледном лице; но самое это лицо прекрасно и с необычайно одухотворенным выражением, как бы не от мира сего; мне думается, такие лица должны были быть у христианских мучеников. Во всем облике Соловьева разлито также выражение чрезвычайной доброты. Он очень худ и хрупок на вид». [6,с. 47–48]
     Творческая  биография Соловьева распадается  на три периода. Первый – «философский»  – охватывает 70-е годы и завершается в начале 80-х годов, второй – теократический (публицистический, богословский) – сходит на нет к середине 90-х. Третий период (С. М. Соловьев – биограф мыслителя – назвал его «синтетическим») отмечен разочарованием в теократическом проекте и возвращением к философско-теоретическим темам и поэтическому творчеству.[5,с.71]
     Это различие разных периодов в жизни  Вл. Соловьева очень важно, так  как в разные периоды его суждения по целому ряду вопросов оказываются  разными. Во всяком случае, те, кто придают большое значение различию построений Вл. Соловьева в разные периоды, должны были бы быть очень осторожными в своих характеристиках его учения, то есть не связывать воедино идеи Соловьева из разных периодов, не различая того, к какому периоду они относятся.
     К наиболее важным работам первого  периода можно отнести «Духовные  основы жизни» (1882–1884), «Великий спор и  христианская политика» (1883), «История и будущность теократии» (1886, Загреб), «La Russie et l’Eglise Universelle» (Paris, 1889), «Национальный вопрос в России» (1883–1888, 1888–1891). В это время Соловьев написал также ряд статей, посвященных анализу русской литературы (прежде всего – поэзии).
     В девяностые годы Владимир Сергеевич  возвращается к философскому творчеству. Возврат к философским темам был связан с разочарованием Соловьева в исторической осуществимости теократического проекта. Неудача в религиозно-политической деятельности подталкивала мыслителя к тому, чтобы обратиться к анализу оснований того философского миропонимания, из которого он исходил в конце 70-х годов. В эти годы Владимир Сергеевич предпринимает усилия к тому, чтобы пересмотреть начала своей теоретической философии и заново представить в систематическом виде ее основные разделы. Однако в систематической форме Соловьев успел рассмотреть лишь проблемы этики (в трактате «Оправдание добра» 1894–1897). От анализа оснований теоретической философии, в частности проблемы начала философского познания, осталось три статьи под общим названием «Теоретическая философия» (1897–1899), а от замысла систематической эстетики осталось две статьи: «Красота в природе» (1889) и «Общий смысл искусства» (1890). К антропологической проблематике Соловьев обращается в важной для него как в теоретическом, так и в экзистенциальном плане работе «Смысл любви» (1892–1894). В ряде сравнительно небольших произведений Соловьев рассматривает творческое наследие мыслителей, когда-то оказавших значительное влияние на его философское мировоззрение: это статьи «Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы)» (1897), «Идея человечества у Августа Конта» (1898) и «Жизненная драма Платона» (1898) (эта статья имеет большое значение для понимания того направления, в котором двигался Соловьев в 90-е годы, пытаясь выработать критическую дистанцию по отношению к собственной философской позиции).
 

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С.СОЛОВЬЕВА
2.1. Любовная тематика  «Софии»
 
     Соловьев  обращается к теме любви в период, по разным основаниям именуемый исследователями  третьим этапом в его творчестве. Это возвращение на круг метафизики и пересмотр юношеской философии. Но, пожалуй, в теме теургически преображающей любви как раз и замыкается первый круг, прежде чем начаться второму. Тема Эроса не нашла достаточного развития в корпусе ранних философских работ и в «Духовных основах жизни». Но если придерживаться воззрения на рукопись «София» как на исходный материал, своего рода черновой набросок для всей последующей метафизики Соловьева, то надо заметить, что главками о любви и ее трех степенях кончаются два фрагмента из четырех: вторая монологическая часть и второй (соррентийский) диалог. Весь остальной материал в «Софии» в более или менее переработанном виде вошел в ранние работы и диссертации, все темы были затронуты — учение о познании, отповедь скептицизму, дефиниция метафизической потребности как сущностной для человека, учение об абсолютном первоначале и его двух полюсах. Только «любовная» тематика «Софии» оказалась до поры до времени невостребованной. Правда, еще раньше «Смысла любви» тема любви как иерархизирующего общество начала возникает в завершении третьего, теософского раздела опять-таки французского сочинения Соловьева «Россия и Вселенская Церковь».[1,с.431-432]
     Философия Соловьева по своему характеру является антропоцентрической. Человек –  вершина творения. Возрождение мира совершено Богом совместно с человеком, который также выразил божественную идею гуманности. Такой идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, Божественной мудрости. Но совершенный человек явился во Христе. Поэтому Богочеловек Иисус Христос является единением Логоса и Софии.
     Принцип "Софии" имеет всеобъемлющее  значение для мира и поэтому может  получить различные определения  из различных точек зрения. София  как относительно пассивное начало, посвященное Богу и получающее от него свою форму, есть вечная Женственность. "Для Бога Его другое (т. е. вселенная), – говорит Соловьев, – имеет от века образ совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального существа, способного с ним соединиться. К такой же реализации и воплощению стремится и сама вечная Женственность, которая не есть только бездейственный образ в уме Божием, а живое духовное существо, обладающее всею полнотою сил и действий. Весь мировой и исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней. [4,с.139]
     В "Софии" исключительное значение половой любви, казалось бы, отсутствует. В "духе канто-гегелевских трихотомий", в котором Соловьев старался выдержать построения своего трактата, половой (природной) любви выделяется место тезиса – половая любовь обладает стихийной силой, но ей чужда универсальность интеллектуальной любви, к которой философ относит патриотизм, любовь к человечеству и любовь к Богу. Высшая, абсолютная любовь является синтезом двух предшествующих. "Ее предметом должно быть существо индивидуальное, данное нашим чувствам, но представляющее собой всеобщее начало, или являющееся воплощением этого начала". В зачеркнутой фразе сказано точнее: "божественная или абсолютная любовь – любовь к воплощенной Софии. [2,с.62]
     Большой интерес в любовной философии  Соловьева представляет понятие  «сигизия»,которое он заимствует у  гностиков-валентиниан. Соловьев употребляет слово "сизигия", делая подстрочную оговорку: "Я принужден ввести это новое выражение, не находя в существующей терминологии другого, лучшего. Замечу, что гностики употребляли слово "сизигия" в другом смысле и что вообще употребление еретиками известного термина еще не делает его еретическим". [2,c.65]
     Сизигическая  любовь у Соловьева – вершина  половой любви, а к тому же это по преимуществу любовь обожествляющая, перерождающая, связывающаяся со всеобщей истиной. По обилию гностических понятий и явно выраженной теории грехопадения Софии, а также по смысловой близости, нет никакого сомнения в том, что термин принадлежит к кругу "Софии". В части третьей "Нравственность" Соловьев так представляет содержание первой главы: "Три степени нравственности:
1. любовь  естественная.
2. любовь  умственная (amor Dei intellectualis).
3. любовь  всецелая.  
       Если первая любовь имеет своим  предметом индивидуальное существо  как такое, а вторая – существо  универсальное как такое, то  предмет третьей есть существо  индивидуальное, которое в то  же время есть и универсальное – сигизия. Очевидно, что отношение к Софии (или в Софии как единой богочеловеческой личности) мыслится как сизигическое. Целью сизигической любви, по Соловьеву, является всемирный организм, установление связи человеческой личности с природой и обществом, воплощение всеединой идеи во внутренней жизни человечества и материальной природы.
 

2.2. Христианские  параллели к философии  любви 

     Христианское  государство должно проводить христианскую политику. В области международных отношений такое государство должно содействовать "мирному сближению народов". Решая вопрос об отношениях между народами, Соловьев использовал заповедь Христа о любви к ближнему. Это позволило ему дать абсолютно правильное решение вопроса: "Люби все другие народы, как свой собственный". Соловьев объясняет, что это требрвание "вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем народам , как и своему собственному; эта "любовь благоволения" одинакова уже потому, что истинное благо едино и нераздельно. Разумеется, такая этическая любовь связана и с психологическим пониманием и одобрением положительных особенностей всех чужих наций: преодолев нравственною волею бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности, они начинают нам нравиться". «Если такое отношение станет действительным правилом, то национальные различия сохранятся и даже усилятся, сделаются более яркими, а исчезнут только враждебные разделения и обиды, составляющие коренное препятствие для нравственной организации человечества» [4,c.151]
     Соловьев  полагал, что заповедь Христа о любви  к ближнему должна распространяться на отношения между народами, ибо  каждый народ оказывается на деле лишь особою формой всемирного содержания, живущего в нем, наполняющегося им и воплощающего его не для себя только, а для всех. Свое утверждение Соловьев подкрепляет яркими примерами из истории христианских народов:
 «Обыкновенно  народ, желая похвалить свою  национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего. Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе; англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: немецкая верность. "Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он её прекрасной или старой, говорит ли он о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о "святой Руси". Вот идеал: не консервативный и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-этический, а идеал нравственно-религиозный» [9,c.309]
     Развивая  свое христианское миропонимание, Соловьев настаивал на необходимости создания цельной культуры, цельности политической и общественной жизни на основе начал  христианства. Никакая святость не может быть только личной, она непременно есть любовь к другим, а в условиях земной действительности эта любовь есть главным образом сострадание. Но философ был вынужден с горечью признать, что все прогрессивные реформы прошедших столетий – запрещение пыток и истязаний, прекращение преследований религиозных сект и еретиков, ликвидация крепостного права – были проведены в основном неверующими.  
  
 
 

ГЛАВА 3ЛЮБОВЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА «СМЫСЛА ЛЮБВИ»
3.1 . Влияние любви на исторический процесс 

     В произведении «Смысл любви»(1892-1894) философ  Соловьев делает попытку ответить на вопрос: а в чем же смысл человеческой любви, которую он называет половой. Уже в первой статье он опровергает положенный тезис о том, что смысл половой любви заключается в размножении рода, которому она служит лишь средством. Значение половой любви он видел не в увеличении человеческого рода, ведь человек и без этого может добыть себе бессмертие. Свою мысль Соловьев подкреплял фактом внеполового размножения в растительном и животном царствах: «..во-первых, размножающиеся таким образом организмы, как растительные, так отчасти и животные, могут также размножаться и бесполым образом (прививка у растений, партеногенезис у высших насекомых), а во-вторых, оставляя это в стороне и принимая как общее правило, что высшие организмы размножаются при посредстве полового соединения, мы должны заключить, что этот половой фактор связан не с размножением вообще (которое может происходить и помимо этого), а с размножением высших организмов. Следовательно, смысла половой дифференциации (и половой любви) следует искать никак не в идее родовой жизни и ее размножении, а лишь в идее высшего организма.» [8,c.426]
     Автор выводит интересную закономерность, в своем роде влияющую на исторический процесс в том, что чем «выше» стоит живое существо, тем сила размножения (т.е количество потомства) становится меньше, а сила полового влечения, наоборот, больше. Для подтверждения данного тезиса, Соловьев приводит пример с цепочкой живых организмом от рыб до человека. [см.Прил.1]
     Далее, Соловьев опровергает еще одну теорию, влияющую на мировой и исторический процесс о том, что чем важнее для общества потомство (рождение определенных индивидуальностей), тем сильнее должна быть любовь родителей ,и, обратно, чем сильнее любовь родителей, тем более замечательное потомство мы должны получить. Цит.: «В действительности, однако, мы не находим ничего подобного - никакого соотношения между силою любовной страсти и значением потомства.» [8,c.432]
     Разобравшись в зависимости половой любви и результатом потомства, философ рассуждает и приводит к выводу, что самая сильная любовь часто бывает неразделенной и, наоборот, никакого великого потомства не производит,  а так же обыкновенно ведет к самоубийству. Этот вывод ярко иллюстрирует пример любви Ромео и Джульетты. [см. Прил.2] 

3.2. Смысл и достоинство  любви как высшего  чувства 

     Во  второй статье «Смысла любви» В. Соловьев четко формулирует ответ на вопрос о сущности данного чувства: «Смысл любви, - говорит он, вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма.» [8,c.444]
     Единственная  сила, которая в состоянии обуздать врожденный эгоизм, не упраздняя индивидуальности, а, наоборот, утверждая и поднимая ее, это - любовь. Это происходит потому, что посредством любви мы утверждаем безусловное значение другой индивидуальности. Любовь - это полное изживание эгоизма, "перенос нашего интереса из себя в другое". Отсюда огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм и возрождающая личность в новом духовном качестве.
     Ложь  и зло эгоизма состоят вовсе  не в том, что этот человек слишком  высоко себя ценит, придает себе безусловное  значение и бесконечное достоинство: в этом он прав, потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный  центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, - всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может. Непризнание за собою этого безусловного значения равносильно отречению от человеческого достоинства; это есть основное заблуждение и начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, - как может он поверить во что-нибудь другое? Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность.[8,c.446]
     Эгоизм  есть сила не только реальная, но основная, укоренившаяся в самом глубоком центре нашего бытия и оттуда проникающая и обнимающая всю нашу действительность, - сила, непрерывно действующая во всех частностях и подробностях нашего существования. Чтобы настоящим образом подорвать эгоизм, ему необходимо противопоставить такую же конкретно-определенную и все наше существо проникающую, все в нем захватывающую любовь, т.е половую любовь.
3.3. Исключительность  силы половой любви
     Главной силой, способной устранить эгоизм, является, как считал Соловьев, именно половая любовь, потому что только она сохраняет равенство между любящим и любимым и только она удовлетворяет двум основным требованиям, без которых невозможно решительное упразднение самости в полном жизненном общении с другим. Во всех прочих родах любви отсутствует или однородность, равенство и взаимодействие между любящим и любимым, или же всестороннее различие восполняющих друг друга свойств. Все остальные типы любви так или иначе основываются на известном неравенстве между любящим и объектом его любви. В так называемой мистической любви индивидуальность поглощается абсолютным и предмет любви сводится в конце концов к абсолютному безразличию. Предмет любви есть, но индивидуальность растворяется и сводится к нулю. В любви к родине или к человечеству также существует огромная несоизмеримость любящего с любимым. Пожертвовать свою жизнь народу или человечеству можно, но проявить или осуществить при этом свою индивидуальность на основе такой любви невозможно. Что касается родительской или материнской любви, то в ней содержится слишком много неизжитого эгоизма, связанного с естественной заботой о потомстве. И здесь так же нет равенства между любящим и любимым, потому что они представляют собой разные поколения, у которых и цели, и задачи различные. Цит: «Мать, полагающая всю свою душу в детей, жертвует, конечно, своим эгоизмом, но она вместе с тем теряет и свою индивидуальность, а в них материнская любовь если и поддерживает индивидуальность, то сохраняет и даже усиливает эгоизм. - Помимо этого в материнской любви нет, собственно, признания безусловного значения за любимым, признания его истинной индивидуальности, ибо для матери хотя ее детище дороже всего, но именно только как ее детище, не иначе, чем у прочих животных, т. е. здесь мнимое признание безусловного значения за другим в действительности обусловлено внешнею физиологическою связью.»[8,c.449]
     Таким образом, только половая любовь осуществляет огромной важности нравственную функцию - приводит к единству женское и  мужское начало, восстанавливает  целостность человеческой личности, создает идеальную, абсолютную индивидуальность.
     Признавая важность половой любви, Соловьев говорит  о необходимости просветления и  одухотворения плоти, изживания  различных половых отклонений и  извращений. Физическая сторона в  любви важна, но она не является главной  целью. Истинная любовь бывает и без физического соединения, да и физическая близость бывает без любви. Иными словами, если физиология становится целью, она губит любовь.
3.4. Задачи любви и  ее истинное назначение 

     Ответив на вопрос о сущности любви, автор  начинает рассуждать : а что подразумевает перед собой половая любовь и какие задачи она перед собой ставит? Цит: «Любовь для человека есть пока то же, чем был разум ля мира животного: она существует в своих зачатках или задатках, но еще не на самом деле.» [8,c.451]
     В связи с этим, задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность. - Эта задача не только не заключает в себе никакого внутреннего противоречия и никакого несоответствия со всемирным смыслом, но она прямо дана нашей духовной природой, особенность которой состоит именно в том, что человек может, оставаясь самим собой, в своей собственной форме вместить абсолютное содержание, стать абсолютной личностью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.