На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление качеством продукции на предприятии. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение………………………………………………………………………………….. 3
      Управление качеством продукции на предприятии …………………… …. 5
1.1 Характеристика и основные группы показателей качества продукции…………………………..……………………………………………………5
         Отечественный и зарубежный опыт управления качеством……………. ……7
    2           Специальные подсистемы управления качеством.…………...………………13
2.1        Стандартизация  продукции …………..………………………………..…...…13
2.2        Сертификация продукции………………………………………………………16
Заключение.........................................................................................................................21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список  использованных источников…………………………………………………...25
Приложения……………………………………………………………………………..27 
 

 


     Введение

 
     Актуальность  данной темы заключается в том, что в настоящее время качество играет важную, если не главную роль в развитии не только предприятия, но и отрасли и даже государства.
     Понятие качества отражает экономическое значение, так как управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта -  получение прибыли. Успешная экономическая деятельность организации обеспечивает выпуском такой продукции, которая: соответствует определенным потребностям, области применения, функциональному назначению; удовлетворяет требованиям потребителей и общества в целом, действующим стандартам; не оказывает вредного воздействия на окружающую среду; предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; является экономически выгодной и позволяет получить прибыль.
     Движение  за повышение уровня качества возникло десятилетия тому назад во многих странах. Однако именно американские ученые и специалисты разработали наиболее эффективную систему управления качеством, именно они апробировали конкретные методы данной системы. В то же время первоначально своего расцвета данная система достигла не в США, а в Японии и стала внедряться на американских предприятиях, уже вернувшись из страны восходящего солнца.
     В настоящее время сложилось современное концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такое влияние качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества. Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятия: разработка стратегии, организация производства, маркетинговые исследования, проектирование и производство новых видов продукции, послепродажное обслуживание потребителей. Решить проблему повышения качества продукции, не затрагивая другие процессы и стороны деятельности предприятия, практически невозможно, так как продукция или услуга являются результатом деятельности предприятия в целом. Поэтому становится понятно, что проблема качества не ограничивается только проблемой  повышения качества продукции, а касается также и проблемы обеспечения качества производства, управления и организации работы в целом предприятий и организаций.  
 
 
 
 

  
Основная часть
    Управление качеством продукции на предприятии
 
    1.1 Характеристика и основные группы показателей качества продукции 

        Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует достаточно большое количество. В частности американский профессор Х.Д.Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда него возникает потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он себе предполагает1.
      Понятие качества продукции имеет очень  важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термин и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придаю ей способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.
      Качество  продукции (работ, услуг) определяется такими понятиями, как «характеристика», «свойство» и «качество». Характеристика - это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально. Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может проявляться  при ее создании, эксплуатации и потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойство продукции выражается показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления2.
      В зависимости от роли, выполняемой  при оценке, различают классификационные  и оценочные показатели (рис.1) (см. приложение А). Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в идее различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки качества продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества продукции это показатели, как правило, не участвуют.
          Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации, Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные.
      Функциональные  показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности и эстетичности.
      Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления.
      Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей – безопасность и экологичность.
      По способу выражения показатели качества продукции могут быть натуральными (метры, килограммы), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы) и стоимостными.
      По  стадии определения выделяют прогнозируемые, проектные, нормативные, фактическиt показатели качества.
      По  характеризуемым свойствам применяются  следующие группы показателей качества: назначения, надежности, транспортабельности, эргономичности, технологичности, патентно-правовые, экологические.  

        Отечественный и зарубежный опыт управления качеством
 
     В современных условиях в развитых государствах, в том числе и в России, накоплен достаточно большой опыт управления качеством. Отечественный опыт управления качеством на российских предприятиях в настоящее время свидетельствует о применении принципов всеобщего управления качеством и стандартов ИСО серии 9000 для повышения качества и конкурентоспособности продукции и в целом предприятий.
     Началом системного подхода обеспечения  качества в России считают разработку и внедрение в 1955 г. на предприятиях Саратовской области системы  бездефектного изготовления продукции. В основу этой системы была положена количественная оценка качества труда непосредственных изготовителей продукции с помощью показателя – процент сдачи продукции с первого предъявления. Таким образом, в саратовской системе управление качеством продукции осуществлялось посредством управления качеством труда. На основе саратовской системы на передовых предприятиях других регионов была разработана более универсальная система управления качеством труда – система бездефектного труда (СБТ). Она позволяла определять показатели качества труда не только непосредственных изготовителей продукции, но и инженерно-технических работников, служащих, обслуживающего персонала. За высшую оценку приняли коэффициент, равный единице. При наличии ошибок у работников оценку снижали на доли единицы. Суммарное снижение определяли по заранее составленной таблице, где указывались виды ошибок или недостатков в работе и величина снижения исходного коэффициента. По итоговому коэффициенту качества труда определяли меры морального и материального стимулирования. Система СБТ получила применение не только на отечественных предприятиях, но нашла широкое распространение и в других странах, особенно в США – там ее назвали программой «нуль дефектов». Использовавшиеся на большинстве предприятий руководящие документы – приказы, положения, инструкции, распоряжения были плохо увязаны между собой, разрабатывались различными инстанциями и в разное время.
     Затем последовали другие системы, а вершиной развития отечественных систем управления качеством стали комплексные системы управления качеством – КС УКП, разработанные в середине 1970-х гг. Эти системы создавались на основе обобщения опыта управления качеством как у нас в стране, так и за рубежом. КС УКП – это первая система, в которой организационно-технической основой стали стандарты предприятия3. Во многих странах эти стандарты приняты в качестве национальных: Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция, Швейцария и др.
     В настоящее время многие российские предприятия стали применять  в своей деятельности принципы Всеобщего управления качеством, разрабатывают системы качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, принимают участие в конкурсе Правительства РФ в области качества. Однако таких предприятий пока в российской экономике немного. Так, количество предприятий, которые имеют сертифицированные системы качества всего лишь около 3500, а количество предприятий, которые принимают участие в ежегодных конкурсах в области качества, в среднем не превышает 100-150. Сдерживающим фактором более широкого распространения на российских предприятиях современных подходов и принципов всеобщего управления качеством является отсутствие системы стимулирования и поддержки со стороны государства таких предприятий, которые обеспечивают стабильное качество продукции и услуг.
     Зарубежный  опыт управления качеством может  быть представлен опытом таких стран, как Япония, Соединенные Штаты  Америки, Европейские государства, которые в последние годы стали  обращать еще большее внимание вопросам управления качеством, так как конкуренция между развитыми странами постоянно усиливается. За рубежом система качества была введена в Германии в 1932 г., во Франции и Великобритании в 1938 г., в Японии в 1949-м4.
     Лидером в применении и развитии систем управления качеством была и остается Япония. Поиск путей повышения эффективности производства и качества продукции после второй мировой войны, изучение опыта по обеспечению качества по всему миру, когда все рациональное переносилось на национальную почву, позволили Японии не только достичь огромных успехов в своем развитии, но и существенно обогатить науку и практику управления качеством. Именно в Японии возникло новое понятие «культура качества». Культура качества – комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и одна из первых среди стран перешла к всеобщему управлению качеством. Новая система выходит за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется, усиливается воздействие запросов потребителей на качество продукции. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение.
     Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия.
     Кружок качества – это небольшая группа рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно собираются и в течение часа обсуждают проблемы, возникающие в их работе. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. В 1970 – х гг.  корпорация Toyota стала родоначальником системы кружков качества5. В настоящее время в Японии зарегистрировано свыше 300 тыс. кружков качества. С конца 1970-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия, Венгрия и др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, организация конференций и семинаров.
     В США и странах Западной Европы в конце 1950-х годов возникли различные формы самоконтроля качества со стороны исполнителей. Одна из форм самоконтроля получила название «нулевых дефектов» или «бездефектного труда», введение определенных организационных мер, а также использование специальных мер материального и морального стимулирования способствовали созданию условий для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу качественно, без дефектов и переделок. Контроль за качеством труда осуществлял сам исполнитель, возникли различные движения: «сдача продукции с первого предъявления», «работа с личным клеймом». 
     Для Соединенных Штатов Америки в 50-60-е  годы серьезной проблемой в промышленности являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества продукции, 20-25% всех текущих затрат на американских предприятиях шли на обнаружение и устранение дефектов продукции. Иными словами, четвертая часть всех работников предприятий ничего не производили, а лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Кроме того, если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектных изделий, которые уже вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составили 30% и более от издержек обращения.
     Низкое  качество продукции являлось причиной невысокой конкурентоспособности американской продукции. Решение проблемы качества в США в те годы сводилось к принятию мер, направленных на защиту американской продукции от конкурентов (тарифы, квоты, пошлины). Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей. В начале 80-х годов в США управление качеством сводилось к планированию качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям, - планы повышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Позднее, начиная с середины 80-х годов, в США более четко стали представлять проблему качества, к этому времени особенно остро проявилась конкуренция между американскими, японскими и европейскими товарами. К этому времени в США были изданы книги Э. Деминга, в которых излагались новые подходы управления качеством, в том числе и те, которые привели Японию к лидерству в области качества. Совершенствование управления качеством на американских предприятиях предполагало перестройку сознания руководства, пересмотр корпоративной культуры и постоянную активизацию творческих сил на всех уровнях организации, направленных на непрерывное повышение качества американской продукции. Новым явлением в экономическом развитии страны в этот период стало внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции. С 1987 года ежегодно стала присуждаться премия в области М. Болдриджа трем лучшим фирмам, премию вручает президент США. В последние годы конкурс в области качества по модели этой премии в США проводится среди всех типов организаций, включая образование и здравоохранение. В настоящее время на американских предприятиях существует четко оформленные системы управления качеством. Американское общество по контролю качества (АОКК) – ведущее научно-техническое общество, основанное в 1946 году, выполняет большую работу по проведению  различных мер, в том числе и общественных по распространению и поддержанию идеологии качества.
     В Европейских странах особенно активно  вопросам обеспечения качества уделять  в 80-е годы. На основе стандартов ИСО  серии 9000 разработаны и приняты  европейские стандарты ЕН серии 29000. Для ряда предприятий стандарты на системы качества были обязательными, особенно это касалось обеспечения безопасности продукции. Качество для европейских предприятий явилось главным фактором конкурентоспособности продукции предприятий. Для реализации такой стратегии в Европе для стран Европейского Союза приняты единые законодательные требования в виде директив, единые стандарты, единые  процессы проверки соответствия предприятий и фирм требованиям рынка. Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:
        законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;
        гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;
        создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных центров, регистрации специалистов по качеству.
     Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора современных форм и методов управления качеством продукции, внедрение их на предприятиях. Системный подход обеспечения качества продукции включает стабильную технологию производства, высокую точность технологического и контрольного оборудования, эффективную систему подготовки кадров, в том числе и в области качества.
     В Европе созданы наиболее известные  организации по качеству - Европейская  организация по качеству (ЕОК) и Европейский  Фонд управления качеством (ЕФУК), которые  выполняют большую работу по распространению идей качества и организации конкурсов в области качества в европейских странах. 

     

2 Специальные подсистемы управления качеством
 
      Стандартизация  продукции
 
     Одной из основ, обеспечивающих качественный уровень продукции, является стандартизация. Стандарт – в переводе с английского «норма», «мерило», «образец». Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
      безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества;
      технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
      качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
      единства измерений;
      экономии всех видов ресурсов;
      безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
      обороноспособности и мобилизационной готовности страны6
     Закон РФ «О стандартизации» устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан – предпринимателей) независимо  от их ведомственной принадлежности и формы собственности, а также общественных объединений. Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации.
     Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) включает комплекс основополагающих стандартов:
      ГОСТ Р 1.0 - 92 ГСС РФ. Основные положения;
      ГОСТ Р 1.2 - 92 ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов;
      ГОСТ Р 1.4 - 92 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения;
      ГОСТ Р 1.5 - 92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;
      ГОСТ Р 1.8 - 95 ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов;
      ГОСТ Р 1.9 - 95 ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам;
      ГОСТ Р 1.10 - 95 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации.
     Объектами стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности (рис.2) (см. приложение Б).
     Перечень  нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования к ним  закреплены Законом «О стандартизации». Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие принципы и характеристики объектов стандартизации, которые касаются определенных  видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей). К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:
      государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарты, принятые Комитетом РФ по стандартизации, метрологи и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России);
      международные (региональные) стандарты (ГОСТ Р 1.5 - 92) – стандарты, принятые международной (региональной) организацией по стандартизации. Развитие международной торговли и международного сотрудничества приводит к необходимости разработки и широкому применению международные (региональных) стандартов. ПО решению ООН в 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ИСО), основным видом деятельности которой является разработка международных стандартов и оказание содействия развитию стандартизации. В настоящее время ИСО насчитывает около 120 членов, по одному от каждой страны.
      общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
      стандарты отраслей – стандарты, принятые государственным органом управления в пределах его компетенции;
      стандарты предприятий – стандарты, утвержденные предприятием;
      стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений – стандарты, принятые научно-техническим инженерным обществом или другим общественным объединением;
      нормы и правила по стандартизации.
     В зависимости от специфики объекта  стандартизации и содержания устанавливаемых  к нему требований разрабатываются  стандарты следующих видов:
     - основополагающие стандарты;
     - стандарты на продукцию (услуги);
     - стандарты на работы (процессы);
     - стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
     На  продукцию (работы, услуги), имеющие  межотраслевое значение, разрабатываются государственные стандарты. Для обеспечения защиты государственных интересов России и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах могут устанавливаться предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.
     Глобализация  в области стандартизации открывает  огромные возможности по снижению затрат и повышению эффективности производства за счет использования передового опыта  других стран. Сегодня (2008г.) в России действуют всего два регламента (из 144 намеченных) и 2000 национальных стандартов, что является недостаточным для обеспечения безопасности и качества во всех сферах экономической деятельности7. Процесс стандартизации в России идет медленно. Многие стандарты не пересматривались и не обновлялись по десять и более лет. Для сравнения: в США срок обновления – пять лет, в Германии и Японии – четыре года8. Проблемы в стандартизации приводят к существенным издержкам в конкретных производствах и в экономике страны.  

        Сертификация продукции
 
     В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в России стали проводиться работы по сертификации продукции, услуг, работ. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие  данного закона. Госстандартом России создана система сертификации ГОСТ Р. В настоящее время в основном создан соответствующий механизм сертификации.
     Сертификация  – это процедура, посредством которой третья, уполномоченная государством сторона, дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям. Третья сторона должна быть независимой и от поставщика продукции, и от покупателя. Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям9.
     Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм-потребителей одинаковой продукции в целях  совместного контроля за качеством  продукции поставщиком. Получая поддержку разных органов власти – от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.
     Любая система сертификации использует международные, региональные и национальные стандарты, на соответствие требованиям которых проводятся испытания. Информация о соответствии стандартам необходима покупателю, инспектирующим органам и другим физическим и юридическим лицам для различных ситуаций, связанных с продуктом.
     Сертификация  может быть обязательной и добровольной. Обязательная сертификация проводится на основании законодательных актов, принятых в стране. Основными требованиями обязательной сертификации являются безопасность и экологичность. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается соответствующими органами государственного управления. Обязательная сертификация является методом объективного контроля качества продукции, а также средством государственного контроля за безопасностью продукции.   
     Добровольная  сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на добровольных условиях между производителем продукции (работы, услуги) и органом по сертификации. Добровольная сертификация касается видов продукции, не включенных в обязательную номенклатуру. Правила и процедуры добровольной сертификации базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области. Решение о добровольной сертификации обычно связано с обеспечением конкурентоспособности товара, продвижением его на зарубежный рынок, где покупатели ориентируются в своем выборе на сертифицированные изделия. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.