На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Распределение научно-технического потенциала по группам стран

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


30
Введение
Основу эффективности  национальной экономики любой современной  страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический  потенциал страны. Переход экономики  в новое качественное состояние  увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Актуальность  данной темы объясняется тем, что научно - технический прогресс, научно - технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. Решающее значение в условиях нового этапа НТР, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно - технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.
Научно-технический  прогресс - это непрерывный  и сложный процесс  открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно - технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
Непосредственным  результатом научно - технического прогресса являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.
Ни одна страна в мире не может сегодня решить проблемы роста доходов и потребления  населения без экономически эффективной  реализации мировых достижений научно - технического прогресса.
Цель  работы - изучить распределение научно-технического потенциала по группам стран.
Реализация данной цели предполагает решение следующих  задач:
1. Проанализировать  необходимость развития научно-технического  потенциала;
2. Изучить сущность  научно-технического потенциала;
3. Рассмотреть  экономический потенциал стран,  который предусматривает развитие  и сохранение научно - технического  потенциала.
1. Необходимость развития  научно-технического  потенциала
1.1 Научно-техническая революция и ее последствия
Для того чтобы  понять сущность экономического потенциала, нужно понять актуальность научно-технического прогресса.
Научно-технический  прогресс в наши дни стал фактором глобального значения. Он определяет во многом лицо мировой экономики, мировой торговли, взаимоотношения между странами и регионами. Научные открытия и изобретения в широких масштабах материализуются в производственном аппарате, выпуске продукции, в потреблении населения, постоянно изменяя жизнь общества. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. - С155
Научно-технический  прогресс содержит несколько измерений: научные знания, развитие техники, реализация в производстве и других сферах жизнедеятельности  человека научных и технических разработок. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для сту-ов вузов. / В.К. Ломакин. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007 -С253
Технический прогресс - это развитие техники, технологии и организации производства, результатом  которого является рост производительности труда, когда при прочих равных условиях (например, при неизменных ценах на факторы производства) выпускается либо больший объем готовой продукции, либо прежний, но при меньших затратах. Мировая экономика: Учеб. пособин для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007-С207
Научно - технический  прогресс прошел в своем развитии несколько исторических этапов, для  каждого из которых были характерны свои отличительные черты:
I. Появление и использование огня.
II. Зарождение и становление  крупного машинного  производства.
Крупному машинному  производству предшествует простая  кооперация и мануфактура. Простая  кооперация - это простая форма  организации труда, когда множество  работников заняты однородным трудом. Мануфактура основана на разделении труда между участвующими в процессе производства.
С появлением крупного машинного производства основной формой предприятия стала фабрика с  использованием машин и вытеснением  ручного труда механизированным.
Научно - технический прогресс воплощается в периодических научно - технических революциях - НТР. Происходит сращивание науки и производства, их интеграция.
Главные движущие силы материально - технической базы общества:
научный интеллект;
его реализация в новых поколениях техники.
Состав  научно - технического цикла (его фазы):
рождение научной  идеи (открытия, изобретения);
технологическая обработка идеи.
III. Конец XIX - начало XX века. Этот этап обозначен в истории как первая научно-техническая революция или индустриальная эра производства.
Научно-техническая  революция 50-х - 60-х годов развернулась в развитых странах. Она базировалась на следующих научно - технических направлениях:
ь освоение атомной  энергии;
ь квантовая  электроника (лазерная техника, электронные преобразователи энергии);
ь кибернетика  и вычислительная техника, создание ЭВМ.
Для реализации научно - технического переворота потребовались: создание станков с программным  управлением, обрабатывающих центров, автоматических линий, автоматизированные системы управления производством; развитие атомной энергетики; применение синтетических материалов (смол, пластмасс, химических волокон); освоение реактивных двигателей (переворотов в авиации); изобретение технологии непрерывной разливки стали; освоение космического пространства (высшее научно - технической революции); успехи химии (синтез материалов с заранее заданными свойствами, катализаторов, гербицидов и пестицидов): в биологии и медицине: создание антибиотиков, витаминной и микробиологической промышленности. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М.: Прогресс. - 2000. - С.19
Отрицательные стороны научно-технической революции  повлекли за собой ряд кризисов 70- х годов: технологические, энергетические; экономические, социальные; экологические.
IV. Середина 50-х гг. XX века и до наших дней - вторая НТР или информационная эра производства. Этот этап характеризуется преимущественным ростом в экономике всех отраслей, связанных с обработкой информации. Производство становится гибким, ориентированным на индивидуальные запросы потребителей, эффективность производства осуществляется за счет экономических затрат прошлого труда.
Вторая  НТР (последняя четверть ХХ в.): переход к постиндустриальному технологическому способу производства. Это базовые научно - технические направления: микроэлектроника (квантовая физика); информатика (кибернетика, теория информации); биотехнологии (молекулярная биология).
Достижениями  второй научно - технической революции  является создание микропроцессорной  техники, повышение автономности технических средств во всех отраслях народного хозяйства; развитие генной инженерии; новые информационные технологии.
Прошли преобразования во всех сферах производственной техники: развитие программируемых производств; развитие робототехники и др. В энергетике: освоение солнечной, ветровой, приливной энергии; использование высокотемпературной сверпроводимости, микропроцессорной техники (сберегают энергию).
Также осваиваются: материалы, обладающие заданными свойствами (композиты, керамика, пластмассы, смолы, металлические порошки); новые технологии: плазменные, лазерные и многие другие; волоконно-оптические линии связи, космическая, факсимильная, сотовая связь.
Стремление решить возникающие проблемы путем создания более эффективной и изощренной техники - один из самых распространенных подходов в современном мире. При этом новые проблемы постоянно усложняются, ужесточая требования к качеству и возможностям создаваемой техники, из-за чего будущее человеческого общества все в большей степени оказывается детерминировано чисто техническими задачами.
В таком мире, где для решения каждой проблемы должна быть своя машина (а может, и  несколько), все меньше места остается человеку, ибо его силы, воля и  творческая активность лишаются жизненного пространства. В связи с опасностью дегуманизации общества возникает необходимость целенаправленного воздействия на инновационный процесс, когда к будущему последовательно и обстоятельно готовятся, осторожно «вживляя» нововведения в социальную ткань, планируя не только успех, но и последствия реакции «отторжения». И в первую очередь это должно касаться деятельности по поиску, подготовке, реализации и распространению технических нововведений. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. - С. 108.
НТР может осуществляться в двух основных формах: эволюционной и революционной.
Эволюционная  форма основана на использовании в производстве одного и того же научно - технического потенциала.
Революционная - означает переход к использованию в производстве качественно новых научно - технических потенциалов.
НТР - это противоречивое явление:
- противоречие между новейшими достижениями человеческой мысли и применением малопроизводительного ручного труда;
- противоречие между материально - техническим и личным факторами производства.
Оба противоречия разрешимы. Технический прогресс общества тесно связан с экономическим  и социальным прогрессами. Экономический  прогресс - это сложный процесс  и для его характеристики используется система показателей: уровень развития производительных сил - это высший критерий экономического прогресса, это общий глобальны показатель. Этот общественный показатель уточняется более детальными показателями.
Техническое строение производства, т.е. соотношение между массой применяемых средств производства и численностью занятых в производстве работников. Последствиями научно - технической революции является интеграция элементов прогресса: научного, технического. На научную базу переведены все отрасли материального производства, все отрасли нематериальной сферы.
На мой взгляд, последствием НТР является современный  инновационный процесс в разных странах, он характеризуется компьютерной революцией, формированием глобальных научно - исследовательских сетей, быстрым распространением интернет - технологий.
Для развития экономического потенциала любой страны необходимо развитие и сохранение научно - технического потенциала страны, развитие нововведений, инновационной деятельности.
1.2 Наука как фактор экономического роста
Анализ условий, оказывающих влияние на темпы  экономического роста, показывает, что  увеличение объема общественного производства неразрывно связано с использованием результатов научно-исследовательских  работ и повышением уровня общего и профессионального образования кадров.
Согласно результатам  исследования известного американского  экономиста Э. Денисона, рост экономики США и стран Западной Европы в послевоенный период на 10-32% определялся использованием результатов научных исследований в различных областях техники и технологии, на 2-15% - повышением уровня образования. Многие современные исследователи подчеркивают особую роль знаний в экономическом развитии индустриальных стран. Как сказано в одном из экономических докладов президента США, исследования и разработки играют центральную роль в экономике. Они приводят к появлению новых продуктов и отраслей промышленности и могут внести важный вклад в решение актуальных сложных экономических и социальных проблем. Новые знания, подобно научным исследованиям, сегодня неизбежно становятся имманентной частью производственного процесса, ибо практически реализуются в новых конструкциях машин, в качестве рабочей силы, в рациональных организационных решениях, понимании конъюнктуры и т.д. Накопление и углубление знаний позволяют реально экономить на материальных ресурсах, капиталовложениях благодаря снижению фондо- и материалоемкости производства. Знания как особый производственный ресурс в отличие от машин и оборудования быстрее распространяются с помощью современных средств информации, причем это касается и использования опыта многих стран мира. Подобно машинам, знания сегодня продаются и покупаются в виде патентов, лицензий, консультаций и т.д. Особую экономическую роль знания начинают играть на такой стадии развития страны, когда достигнута значительная степень насыщенности хозяйства средствами производства, высок уровень фондовооруженности труда.
Кадры ученых и  квалифицированных специалистов становятся важнейшим источником экономического и технического прогресса, фактором производства.
В главных капиталистических  странах расходы на исследования стали соизмеримыми с расходами  на капиталовложения, а в ряде случаев  и превосходят их (например, в  авиакосмической промышленности США - в 6 раз). Это позволяет не только экономить на материальных затратах на производство продукции, но и использовать силы природы, т.е. ресурсы, ранее неизвестные человеку (новые виды энергии, сырья и оборудования).
Исторический  опыт свидетельствует, что ускорение  НТП было вызвано прежде всего ускорением темпов развития и накопления научных знаний. Известно, что сегодня половина всей имеющейся информации получена за последние 15 лет. Удвоение числа научно-образовательных публикаций происходит в среднем за каждые 13-15 лет. Многие западные экономисты выступают с тезисом о большей экономической эффективности расходов на образование по сравнению с капиталовложениями в производство. По мнению известного американского экономиста Э. Хансена, 100 долл., вложенные в развитие образования, обеспечивают более высокий рост производительности труда, чем 100 дол., вложенные в производственные здания, сооружения, машины и оборудование. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. - С156
По масштабам  научно-исследовательских работ США намного опережают остальные капиталистические страны, и это является основной причиной «технологического разрыва» между Западной Европой и США, Японией и США. В 2003 г. США вложили в развитие науки 280 млрд долл., Япония - 130 млрд, страны ЕС - свыше 150 млрд долл. Практически на долю США приходится 47% всех затрат на НИОКР в рамках ОЭСР, куда входят только наиболее развитые индустриальные страны мира и на которую приходится 90% мировых затрат на НИОКР.
В США в расчете  на 10 тыс. населения приходится 38 исследователей и разработчиков, в Англии - 25, в ФРГ -29, в Японии - 56. Доля затрат на научные исследования в ВВП США составляет 2,7%, Англии - 2,3, Франции - 2,2, Японии - 3,2, Германии - 2,4, Италии - 1,4%. Как правило, затраты на НИОКР в главных капиталистических странах растут быстрее, чем ВВП. В США и Японии наивысшие темпы роста затрат на НИОКР имели место в 1981-1985 гг.
В последние  десятилетия японские предприниматели  наращивали затраты на НИОКР в  среднем на 10% в год, несмотря на снижение темпов роста ВВП страны. Это было вдвое больше, чем в ЕС.
Что же касается США, то с окончанием «холодной войны» и свертыванием государственных  программ военно-прикладного характера  темпы роста затрат на НИОКР замедлились.
Ситуация изменилась после 11 сентября 2001 г. И тем не менее возникает вопрос: если главные капиталистические страны тратят столь внушительные средства на НИОКР, то как, по каким каналам эти затраты себя окупают?
Во-первых, интенсивные  и хорошо организованные НИОКР позволяют  быстро обновлять номенклатуру производимой продукции. На внутренний рынок США ежегодно поступают миллионы принципиально новых, а также уже известных, но значительно улучшенного качества продуктов. Не все они получают право на существование на рынке, не все выдерживают конкуренцию. Но в результате этого товарная масса постоянно обновляется, промышленность все время меняет профиль и технологию производства, а поток новинок расширяется.
Во-вторых, массированные  расходы на исследования существенно  экономят общественные издержки за счет резкого сокращения срока массового освоения изобретений. По данным американского экономиста и историка техники Ф. Линна, время между датой открытия и датой его практического применения сократилось с 30 лет в начале XX в. до 16 лет в годы между Первой и Второй мировыми войнами и до 9 лет после Второй мировой войны.
Так, между открытием  принципа фотографирования и началом  его практического использования  прошло 102 года (1727-1829 гг.). Аналогичный период для радио составил 35 лет (1867-1902 гг.), телевидения - 14 (1922-1936 гг.), радара - 14 (1926-1940 гг.), атомной бомбы - 6 (1939-1945 гг.), транзистора - 5 (1948-1953 гг.), лазера - 5 (1956-1961 гг.), интегральных схем - 3 (1958-1961 гг.). Сегодня этот период обычно занимает всего 2-3 года. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. - С157
США и Япония, два лидера по результатам НИОКР, как правило, быстрее других стран  реализуют изобретения, пускают  нововведения в массовое промышленное освоение, что обусловлено огромными затратами на НИОКР, наличием большого числа научных лабораторий в промышленности и крупной экспериментальной базы. Темпы распространения изобретений в производстве после Второй мировой войны среднем вдвое выше, чем в 20-30-х годах, и в 4 раза выше, чем в начале XX в.
В-третьих, расходы  на НИОКР призваны поднять технический  и организационный уровень производства, определяющий конкурентные позиции  отдельных фирм на внутреннем рынке  и целых стран на мировом рынке. Поэтому в настоящее время  борьба между фирмами и даже странами идет за научно-технический прогресс. Это новая область конкуренции, значение которой будет возрастать. Не случайно американские фирмы за границей, в частности в Западной Европе, как правило, оказываются более конкурентоспособными, чем местные, что объясняется прежде всего более высоким техническим и организационным уровнем их производства. Причем на первом месте часто стоит организационный фактор, ибо впереди оказывается тот, кто быстрее и лучше внедряет нововведения в практику.
Американские  ТНК наращивают НИОКР в своих  заграничных филиалах быстрее, чем  у себя на родине. В последнее  время сюда направляются ассигнования, которые превышают 15 млрд долл. в  год. В современной капиталистической  экономике ведущую роль неизбежно  играет тот, кто создает новый продукт, новую технологию и быстро осваивает их в массовом производстве. Сегодня создание и быстрое освоение технических новшеств стали решающими факторами в конкурентной борьбе, экономической политике частных фирм и государств. Постоянный и массовый процесс нововведений - главный результат НТП и НТР.
Критериями оценки того или иного производителя  все больше выступают соответствие производимой продукции постоянно  меняющемуся спросу, гибкость производства, доля новой продукции в общем выпуске, конкурентоспособность, технический и организационный уровень производства. Особенно ценится новаторство, появление принципиально новых продуктов и технологий, на базе которых создаются новые отрасли и подотрасли в системе общественного производства.
Новая экономическая  роль науки в современном мире обусловлена новой экономической  ролью образования - как профессионального, так и общего. Существенное повышение  научно-технического уровня производства, происшедшее за последние годы, обострение конкурентной борьбы привели к значительному повышению требований к качеству и уровню квалификации рабочей силы. Удовлетворяет эти потребности современного производства система образования, расходы на которую за последние годы заметно возросли.
В настоящее  время общая сумма расходов на образование в США превышает 800 млрд долл. в год, тогда как в 1950 г. она была равна 8,8 млрд, а в 1940 г. - 3,2 млрд. В 1900 г. в вузах США учились лишь 4% людей студенческого возраста, в 1940 г. - 9, в 1950 г. - 14, в 1960 г. - 22, а в начале XXI в. - уже свыше 50%. За это время средняя продолжительность обучения увеличилась с 8 до 14 лет. Среднее число дней посещения учеником средней школы за 1900-1995 гг. возросло с 99 до 180, средняя продолжительность учебного года - со 144 до 195 дней. Доля лиц с высшим образованием среди взрослого населения увеличилась с 2 до 25%.
С развитием  образования растет и качественный уровень рабочей силы, функционирование которой воплощается в продукте более высокого качества, в более  сложном труде, создающем в единицу времени большую стоимость.
В этих условиях быстро растут цена и стоимость рабочей  силы. Факты показывают, что рост цены единицы труда (одного часа), как  правило, обгоняет рост цены единицы  оборудования. В результате воспроизводство  рабочей силы начинает играть все более важную роль в экономике. Поэтому потребительский спрос является главным фактором в развитии современной зрелой рыночной экономики, ведущим за собой все общественное производство.
2. Научно-технический  потенциал стран
2.1 Сущность научно-технического потенциала
Оценка  роли и места науки  как комплекса  достижений человеческого  разума, накапливаемых  и воплощаемых  в общественном производстве страны, может быть дана путем анализа  научно-технического потенциала, который  располагает национальная экономика.
Основой научно-технического развития любой страны, базой научно-технического прогресса является научно-технический  потенциал. В отличие  от уже достигнутой  материально-технической  базы и уже созданного экономического потенциала научно-технический потенциал определяет возможность развития науки и техники и экономического применения их результатов. Это та часть производительных сил общества, которая целенаправленно используется или может быть использована для ускорения научно-технического прогресса, для развития научно-технической революции. Это способность хозяйства постоянно создавать и внедрять в жизнь технические новшества.
Научно-технический  потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технических  организаций, так  и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.
Следует отметить, что существуют различные определения  научно-технического потенциала, причем в некоторые из них включаются элементы управления и организации, которые относятся  к научно-технической политике.
Научно-технический  потенциал - это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.
Научно-технический потенциал включает:
материально-техническую  базу;
научные кадры;
30
информационную  составляющую;
организационно-управленческую структуру.
30
Материально-техническая  база - это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель - быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.
Средства  труда в сфере научно-технического прогресса можно разделить на четыре группы.
Первая включает научные приборы, оборудование и измерительную аппаратуру, служащие для получения новой научной информации (специфические средства научного труда, которые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядке применительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).
Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделирования объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономических расчетов, управление ходом научно-производственного цикла.
Третья  группа - опытно-производственное оборудование, играющее особую роль в процессе разработок и освоение нововведений. От аналогичного производственного оборудования оно отличается универсальным характером, меньшими масштабами установок, использованием специальных измерительных систем и т.д.
В четвертую группу входят средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т.д.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интенсификации научно-производственного цикла. Кроме того, научно-технические организации располагают зданиями, сооружениями, передаточными устройствами, транспортными средствами, инвентарем и т.д.
Вместе с тем  трудно выделить «чистую» техническую  базу, обслуживающую только научные, проектные и исследовательские центры, так как НИОКР ведутся в рамках многих предприятий, фирм, объединений и опираются на общую производственно-техническую базу отрасли или страны.
Предметы  труда в сфере научно-технического прогресса составляют всего несколько процентов общего объема потребляемых в народном хозяйстве материальных ресурсов. Для них характерны особые требования к качеству материалов, многообразие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, небольшой объем партии поставок, неравномерность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потребность в изделиях специального назначения, имеющих ограниченное применение.
Информационная  составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.
По характеру  материальных носителей можно выделить следующие виды информации:
ь нормативно-техническую  документацию - технические задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и технические условия, патенты;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.