Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Учение Гегеля о государстве и праве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение:
Актуальность  учения Гегеля о государстве и  праве, заключается в следующем, во первых его политико-правовые доктрины  до сих пор остаются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству, о зависимости общественного строя от разделения труда стали громадным шагом в развитии социологии.1 Так же необходимо отметить, что некоторые положения гегелевского учения нашли свое отражение в формах государственного устройства ряда стран, основополагающих принципов на которых строится современное общество, законодательство не только национального, но и международного права. Например, такое положение как равенство граждан перед законам, нашло свое отражение во Всеобщей Декларации прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 г. статья 7 «все люди равны перед законом», положение о недопустимость обращения в собственность самого человека, закреплено в статье 4 декларации, где сказано: никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. статье 4 закрепляется запрещение рабства и принудительного труда. В нормах национального законодательства данные положения гегелевской концепции закреплены в Конституции РФ статья 19: «все равны перед законом и судом», статья 37 говорит о свободном характере труда и запрете принудительного труда, так же в УК РФ предусматривается ответственность за торговлю людьми ст. 127.1 и за использования рабского труда ст.127.2.
 Гегелевское определение содержания право собственности так же нашли свое отражение в современном законодательстве по ГП РФ ст. 209: «Собственнику принадлежит права владения, пользования  и распоряжения своим имуществом». Право собственности закрепляется так же в Конституции РФ в ст.35: «Каждый вправе иметь имущество в собственности владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как  основания ответственности индивида, что в свою очередь находит отражения в УК РФ в ст. 5 Принцип вины: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие общественно опасные, в отношении которых установлена вина». В выше изложенном и выражается степень практической апробации гегелевского учения о государстве и праве.
Целью работы является рассмотрения основных вопросов Гегелевской философии  о государстве и праве.
Объект  и предмет определяется из ходя, из цели и тематики работы.
Объектом  данной работы является учения Гегеля о государстве и праве.
Предметом исследования являются: развития понятия права, его основные значения, понятия государства, гражданское общество в освещении Гегеля.
При изучении темы использовались следующие методы: анализ научно-методической и учебной литературы.
Степень научной разработанности. Некоторые положения его учений нашли свое практическое применение и внесли вклад в развитие других отраслей науки.
В работе использованы работы таких ученых как  О.Э. Лейста., Кузнецова В.Н., Дробышевского  С.А., Марченко М.Н., Мачина И.Ф., Нерсесянца  В.С.  
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ПРАВА»  В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ  
1.1           Развитие понятия права  
       Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли
. 2 Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. В том, что свободно, и есть наличие воли, так как мышление и воля в гегелевской философий отличаются друг от друга не как две различные способности, а лишь как два способа — теоретический и практический — одной и той же способности мышления.
      Признавая заслугу Монтескье в выделении исторического элемента в положительном праве, Гегель вслед за ним утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни. Но Гегель вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование ( и сравнительно-историческое познание) отличаются от философского (понятийного) способа рассмотрения, находятся, вне его.  
        В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль, нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.3  
Абстрактное право - первая ступень в движении понятия права от абстрактного, к конкретному. В основе права - свобода отдельного человека. “Личность начинается только здесь, поскольку субъект имеет самосознание о себе не только вообще, как о конкретном и каким-то образом определенном “я”, а скорее имеет самосознание о себе, как о совершенно абстрактном «я»4. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих более конкретных определений права и свободы. На этой стадии позитивный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «...будь лицом и уважай других в качестве лиц». 5 Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. Свою  реализацию свобода личности,  прежде  всего,  находит в праве частной собственности. “Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо есть как разум. Пусть эта первая  реальность  моей  свободы находится в внешней вещи, и, следовательно, есть другая реальность, но ведь  абстрактная личность именно в ее непосредственности не  может обладать  никаким другим наличным бытием.”

Согласно  учению Гегеля сущность частной собственности  в том,  что  лицо вкладывает свою волю в вещь. 6 В  завладении,  пользовании,  отчуждении  вещи выражается вся полнота права собственности. Лишь благодаря собственности человек становится личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. “В природе вещей, – писал он, – заключается абсолютное право раба добывать себе свободу”. 7  
Необходимым моментом в осуществлении разума, по Гегелю, является договор, в которой друг другу противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее собственником. Поэтому Гегель отвергает взгляд Канта на брак как на договор, а также различные версии договорной теории происхождения государства.

Следующим моментом учения является суждение о  неправде.8
Гегель  различает:  гражданская  неправда  (простодушная)  -  лицо  не
сознает наличия в  его  действиях  неправомерности,  лишь  видимости  права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное  право.
Называя гражданскую неправду простым  отрицательным  суждением,  Гегель хочет сказать, что в гражданской неправде  не  отрицается  обладание  данной личностью  правом  вообще,  а  отрицается  лишь  данное,   особенное   право личности.9
Второй  формой неправды, по учению Гегеля, является обман.
В обмане особенная воля обманутого лица  не  нарушается,  так  как  его
заставляют  верить, что с ним поступают  согласно праву, то  что  выставляется как подлинное право, на самом  деле лишь кажущееся  право,  оно  не  является объективно  в  себе  сущим  правом,  а   представляет   собой   лишь   нечто субъективное.
Преступление  - это сознательное нарушение права  как права, и наказание поэтому  является, по Гегелю, не только средством  восстановлением нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным в его деянии – поступке свободной  личности.10
Вторая  ступень в развитии идеи права  – мораль. Под моралью Ге гель понимал внутреннее самоопределение свободной воли, т.е намерение, цели, мотивы. Его интересовала субъективная сторона человеческого поведения. 11 Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок, поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. 
В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.  
Третья, высшая, ступень осмысления права человеком – нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям.12 

Различал  три вида объединения индивидов, в которых формируется нравственность:
    Семья – осуществление свободной воли в семейно-брачных отношениях. Брак по Гегелю – это правовая нравственная любовь, а не контракт.
    Гражданское общество – это не сумма индивидов, а связь людей через их потребности, через разделение труда, правовые  учреждения, внешний порядок.
    Государство – это «действительность нравственной идеи».13
 
 

1.2 Основные значения  понятия «права»  

Понятие «право»  употребляется в гегелевской  философии права в следующих  основных значениях: I) право как  свобода (идея права), II) право как  определенная ступень и форма  свободы (особое право), III) право как закон(позитивноеправо).  
I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться «философией свободы». Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.  
II. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идей свободы и, следовательно, конкретизации понятия права есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа), они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичное и сильнее более абстрактного.  
На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства, над которым возвышается лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.  
III. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, т. е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон.14

Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. “Система права есть царство реализованной свободы”, – указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина – соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности – согласована с необходимостью.15 Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.  
Различая право и закон, Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он превращение различия между естественным или философским правом и позитивным правом в противоположность и противоречие между ними.  
Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. 16 Однако в гегелевской философии права речь идет не о противопоставлении права и закона, а лишь о внутреннем различении определений одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права,— подчеркивает он,— является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу».17 По своему определению позитивное право как ступень самого понятия права разумно. Оно должно быть общепризнанным. Это возможно лишь тогда когда оно ясно и связно изложено в доступных для каждого законах.18  Стр. 212. Марченко. 
Специфика философии права Гегеля проявляет себя не в развертывании признаваемого им принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного права действующую и ему критически противостоящую систему естественного права. Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такой трактовки различения права и закона.  
Поскольку предметом гегелевского философского рассмотрения является лишь идеальное, постольку право и закон как развитые формообразования объективного духа едины по своей идеальной природе. Имея дело в философии права лишь с этой идеальной плоскостью развитого (т.е. соответствующего их понятию) права и закона, Гегель в принципе оставляет вне границ философского анализа все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона как еще не достигшего идеи свободы.19                
 
 
 

 
 
 

II. Идея государства по Гегелю.
2.1.  Понятия государства  в учении Гегеля.
Согласно  Гегелю, античное представление о  государстве у Платона, Аристотеля субстанционально,  но лишено момента  субъективной воли  индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциональный взгляд, на государство. Гегелевский синтез субъективной и объективной воли, субстанционального  индивидуального начал исходит из того, что государство, как субстанциональное нравственное целое, первичное по отношению к своим составным моментам, и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля. Однако этот синтез в целом  осуществлен в гегелевской концепции путем подчинения государству других субъектов социальной и политической жизни. 20 Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны. С объективной стороны  государство  представляет собой организацию публичной власти.21
Триадически рассматривая государство: его внутренний строй, его отношение с другими  государствами и его роль во всемирной  истории, Гегель свою характеристику «внутреннего государственного права» приспособил  к современному ему уровню развития прусской государственности. Утверждение примата и наивысшей правоты государства по отношению к единичному человеку, наивысшей обязанностью  которого объявляется «быть членом государства», и по отношению к таким особенностям, как семья и гражданское общество, - одно из кардинальных  положений гегелевской концепции государства. 22
Тем самым  можно сделать вывод, что Гегель определяет государство как цель саму по себе: «Абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, что бы быть членами государства». Только в государстве человек становиться человеком: «Разумное назначение человека – жить в государстве. Индивид лишь по стольку истинен и нравственен, поскольку он есть член государства».23
   Гегель  различает гражданское общество и политическое государство. Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю является: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.24 По Гегелю, самостоятельность исполнительной и законодательной властей, непосредственно начинает собою разрушение государства, или ведет к борьбе кончающейся тем, что одна власть подчиняет себе другую. Можно сказать, что сугубо либеральное толкование разделение властей импонировал Гегелю, заявлявшему, что в своем истинном смысле оно справедливо могло бы рассматриваться как гарантия публичной свободы, и что принцип разделения властей содержит в себе существенный момент различия, реальной разумности. В своей триаде власти Гегель стремиться так, представить этот принцип, чтобы он не выглядел ограничивающим монарха, княжеская власть которого провозглашалась имеющей право последнего волярешения и абсолютного самоопределения. Гегель затем так толкует княжескую власть, что фактически она является отнюдь не абсолютной, а весьма ограниченной. Начать с того, что в состав княжеской власти включается в качестве ее первых двух моментов:
    всеобщность государственного устройства и законов.
    совещание, как отношение особенного к всеобщему, т.е. различные совещательные инстанции.
    Далее выяснилось, что для монарха Гегель предусматривал как оптимальный вариант роль человека, который самостоятельно  не принимает никаких ответственных решений, а только санкционирует своим авторитетом решения, подготовленные компетентными представителями его администрации в соответствии с существующими законами.
    Главной  для Гегеля была разумность монархии, а не разумность того или иного  монарха. Охарактеризованную им разумную монархию он назвал конституционной. Согласно Гегелю, конституция – это просто расчлененность функций государственной власти. 25
    К принципиальным аспектам гегелевской концепции  государства относится обоснование правомерности политического неравенства. С точки зрения Гегеля, требование политического равенства, выдвигаемые революционными движениями, это рассудочные абстракции, которые вообще не дают возникнуть конкретному, т.е. расчленению государства, или, что то же, государственному устройству и правительству, или их разрушают. Гегель усматривает высокую разумность и высшую справедливость в том, что вместе с государством наступает неравенство,  различие правящих властей и управляемых лиц, различия начальствующих лиц, административных учреждений, руководящих органов и т.п. В  обществе, по Гегелю, правомерен и необходим только один вид равенства – граждан перед законом. Разрабатывая своего рода «философию неравенства», Гегель видел, что оно создает у людей, потребности которых не удовлетворяются, недовольство существующим строем, но это не вызывало у него озабоченности и не рассматривалось как требующие каких либо мер со стороны государства.26
    Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи, под всеобщее. Задача правительственной власти – выполнение  решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют по Гегелю, основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы. Он указывает на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу27.
    Гегелевская трактовка правительственной власти, как и вся «философия права», пронизана стремлением к компромиссу между интересами буржуазного среднего сословия и выросшего из феодального средневековья монархией. С одной стороны, Гегель обосновывает вменение в обязанность правительственной власти «выполнение и применение  решений князя», подчеркивая его прерогативу назначать и смещать лиц, которым доверяется выполнение правительственных функций. С другой же стороны, он доказывает правомерность назначения монархом  членов правительства и государственных чиновников из среднего сословия, в котором, по его мнению, «пребывает развитой ум и правовое сознание народной массы». В понимании Гегеля, «среднее сословие» - это совокупность вышедших из народа образованных людей, актуально находящихся на государственной службе или являющихся кандидатами на замещение соответствующих должностей. Другими словами, это чиновничество, характеризуемое как главная опора государства в отношении законности и разумности.28
    Законодательное собрание призвано обеспечить представительство  сословий, и имеет двух палатную структуру. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя – палата депутатов- избирается гражданами по корпорациям и товариществам.29 Имущественное обеспечение дворян делает их независимыми от правительства и народа, они не стремятся к получению выгоды, поэтому более всего приспособлены к государственной деятельности. Назначение же нижней палаты состоит в том, что бы обеспечить гласность обсуждения государственных дел, отражать изменчивые интересы гражданского общества.30 
    В соответствии с обыденным сознанием полезность представительных учреждений в государстве  состоит в том, что выходящие  из народа депутаты, равно как и  сам народ, лучше понимают, в чем  заключаются благо государства  и как его следует достичь. Более того, обыденному сознанию свойственно  убеждение, согласно которому у народных депутатов представительных учреждений имеется воля к осуществлению общегосударственных интересов в большей мере, чем у должностных лиц иных органов государства. Оба эти воззрения не соответствуют действительности.
    Прежде  всего, верные представления об общем благе граждан государства и путях его достижения – плод такого глубокого познания политической жизни, которое в состоянии осуществить не народ и его депутаты в представительных учреждениях, а только получившие специальное образование высшие должностные лица непредставительных государственных структур. Другое дело, что наличие представительных органов может гарантировать высокое качество указанной познавательной деятельности чиновников. Ведь последние будут стремиться вникать, возможно, лучше в работу и исполнять ее в соответствии с чистейшими побуждениями, чтобы избежать публичного порицания народных депутатов даже за простую невнимательность, не говоря уже о халатности или злоупотребление служебным положением.31
    С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены  которого проникнуты духом патриотизма  и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. «Мы должны: - писал он, почитать государство как некое земное божество».
    В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны.32
    В соответствии с представлениями Гегеля благо государства и война в ряде случаев не противоречат друг другу. Причин этого несколько. Одна из них состоит в том, что в мирное время гражданская жизнь в государстве расширяется, все ее «сферы располагаются на постоянное жительство, и, в конце концов, люди засасываются в болото. Их частные особенности все более и более упрочиваются и закостеневают. Но здоровье предполагает единства тела, и когда части затвердевают внутри себя, наступает смерть.»
        Вооруженные столкновения государств полезны еще по одной причине. Именно из войны государства «не только выходят укрепленными», но и те из них, «внутри которых существуют  непримиримые антагонизмы, обретают внутреннее спокойствие благодаря внешним войнам. Война, правда, приносит с собой необеспеченность собственности». Однако эта реальная необеспеченность есть не что иное, как необходимое движение.
    Наконец война приносит пользу и потому, что благодаря ей сохраняется  нравственное здоровье населения государства.33  

     
           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 2.2. Гражданское общество в освещении Гегеля.
Гегель  рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие  сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что  под гражданским обществом в  ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием  промышленности и торговли. Философ  относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет по-французски “bourgeois” (буржуа).
Рассматривая  гражданское общество, с одной  стороны, либо как результат «расширения» семей до нации, либо как результат  принудительного или добровольного  объединения множества семей  в нацию, Гегель, с другой стороны  подчеркивал, что исторически «развитие  гражданского общества наступает позднее, чем развитие государство», и оно  образовалось «лишь в современном  мире». Более определенно речь шла о социально философском понимании буржуазных экономических отношений и их юридическо- правовом оформлении и обеспечении. Гражданское общество Гегель изображал в виде триады, образуемой:
    «системой потребностей», понимаемой как «опосредствование потребности и удовлетворение потребности единичного посредством его работы и посредством работы и удовлетворения потребностей всех других».
    Отправлением правосудия, покровительствующего свободе и собственности частных лиц.
    Полицией и корпорациями, решающими в сущности, те же задачи, что и правосудия, но в других аспектах.34
 Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения концепцию вездесущего полицейского государства, он вместе с тем не указывает границы полицейского вмешательства в частные дела. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут по логике развития понятия права, за пределы этой сферы – в область государства.35  
Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия:

землевладельческое (дворяне – собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и  всеобщее (чиновники).36
Промышленное  сословие интересовала Гегеля, прежде всего как буржуазное или как руководимое буржуазией и в его собственно экономической деятельности, и в его социально-политической активности, причем последнюю он рассматривал как обусловленную первой. Указывая, что при добывании средств существования люди, занимающиеся всевозможными промыслами, всецело зависят от своего разумно ориентированного труда, «от рефлексии и рассудка», Гегель подчеркивал что «индивидуум в промышленном сословии должен надеяться на себя», откуда возникает чувство собственного достоинства и насущная потребность в правопорядке,  в силу чего «чувство свободы и порядка возникло … главным образом в городах», где концентрировалось промышленное производство (ремесленное, а затем мануфактурное и фабричное) и торговля.
Фактически  считая  промышленное сословие становым хребтом гражданского общества как  такового, Гегель видел великое благо  в том, что «собственность и личность в гражданском обществе пользуются признанием закона» и  «член гражданского общества имеет право искать суда», не опасаясь, что это будет несправедливый суд, как во времена феодального  произвола. 37
Анализ  сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено  между деятельностью отдельной  личности и интересами государства  в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства. 
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней. 
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса. 
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация "чрезмерных  в немногих руках и рост роскоши сопровождает "бесконечный рост зависимости и нужды".38
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.