На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Функции морали

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Функции морали
    Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
    Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
    Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
    Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
    Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
    Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
    Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Функции морали
 
1) Регулятивная. 2) Познавательная.
3) Воспитательная.
Функции морали.
специфичная сущность морали непосредственно раскрывается во содействии её исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
несложно заметить, что перечисленные выше функции  морали взаимноперекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т.Д.
Поскольку функция  регуляции поведения осуществляется не лишь с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических  правил и т.П., Следует различать  нравственную регуляцию от всякой другой, и, до этого всего от правовой.
Поскольку особенностью морального регулирования поведения  людей является его оценочно-императивное содержание, специфичной функцией морали можно, возможно, считать оценочно-императивную, которая различается нравственную регуляцию от всякой другой, внеморальной. В нравственном освоении человеком реальности органически соединяются оценка и веление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный метод освоения человеком реальности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необыкновенное распределение функций, которое её различает, та особая последовательность работы психологических устройств, которая присуща нравственному сознанию.
Познавательная  функция нравственности подчинена  функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях либо освещающее условия  морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она  дает индивидуму не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
Наконец, мораль выступает и как особая форма  общения людей, заключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру. Нравственный контакт  людей неизмеримо обогащает опыт их жизни за счет моральных исканий  остальных людей.
Общение людей  друг с другом оказалось бы очень  неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов.
Роли морали в жизни общества и отдельной  личности многочисленны. Тяжело объяснить, почемусуществует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для иных земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено совсем, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтоб придумать модель грядущего и решить, как мы собираемся жить. Еще важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не лишь наши права, но и обязанности? Кем мы обязаны стать, чтоб в полной мере называться людьми? Человек постоянно на пути этого поиска, таковой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра - это не иллюзия либо благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого рвения и реализуются функции морали.
1) Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь остальных, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. В особенности её значение раскрывается по способу "от противного": публичное единство нельзя сделать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые красивые экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и верный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам. Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из обывательского болота. Тут я сам предъявляю себе требования, и сам же их выполняю. Автономия нравственного сознания дозволяет нам выбирать линию поведения без помощи других, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед гибелью - когда дела уже не сделать и тело не спасти - остается выручать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед гибелью.
2) Познавательная. Моральное сознание видит мир через необыкновенную призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание никак не менее принципиально. Основная его изюминка - человекомерность. А если суть человека - в поиске собственного пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он еще обязан показаться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за остальных. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно выстроить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и чёткой информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни удивительно, их необъективностью. Чтоб понять нравственный смысл происходящего, нужно вначале нравственно к нему отнестись; чтоб познать нравственную сущность человека, нужно его обожать. Заинтересованный взор на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и собственной жизни.
3) Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание постоянно числилось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность управляться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии таковой способности к самоопределению человек может не лишь выбирать подобающую линию поведения, но и постоянно развивать её, т.Е. Самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из базовой её способности поступать как обязано, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.
Следует отметить, что выделение определенных функций  морали (как и отдельный анализ каждой из них) является довольно условным, поскольку в действительности они  постоянно тесновато слиты друг с другом. Мораль сразу регулирует, воспитывает, ориентирует и т.Д. Конкретно  в целостности функционирования проявляется своеобразие её действия на бытие человека. А также для удачного функционирования и развития морали принципиально свободное, неущемленное проявление всех её функций, их гармоническая целостность, единство.
 
     Связь этики с другими  науками.
     §1. Общее положение. – Из того, что  было сказано раньше, следует, что  этику следует рассматривать, как  принадлежащую к группе наук, которые  называются философскими. В настоящее  время вопрос об общей природе  и подразделениях философской науки  является в некоторой степени  дискуссионным; и конечно в нашу настоящую задачу не входит начинать дискуссию по этому вопросу; но возможно студент найдет следующие утверждения  полезными и не очень запутанными. Можно скорректировать их самостоятельно, если возникнет необходимость, по мере изучения философии.
     Философия – это изучение природы опыта  как целого. Отдельные науки исследуют  отдельные порции содержания нашего опыта; но философия пытается понять целое в свете его основных принципов. Для этого она пытается проанализировать разные элементы, которые  входят в устройство мира, как мы его знаем. Эта часть исследования, возможно, лучше всего описана  в эпистемологии. Далее мы можем  проследить возникновение различных  элементов, составляющих наш опыт –  исследовать, так сказать, процесс  появления опыта в сознании индивидуумов и рас. Это задача психологии. Теперь, когда мы таким образом исследуем наш опыт и прослеживаем его развитие, оказывается, что содержание, выявленное таким образом, состоит частично из фактов, представленных нашему сознанию, и частично из идеалов. Изучение отдельных фактов, возникающих в нашем сознании, следует оставить отдельным наукам; или, насколько философия способна их рассмотреть, они формируют содержание того, что называется философией природы. С другой стороны, идеалы, возникающие в нашем сознании, которых насчитывается три, соответствуют знаниевой, чувственной и волевой сторонам нашей сознательной природы. Это идеалы истины, красоты и доброты. Изучение этих идеалов формирует содержание трех наук: логики, эстетики и этики. Наконец, возникает вопрос в отношении вида и степени реальности, которой обладают эти различные элементы в нашем опыте. Это вопрос, известный как онтология. Первый и последний из этих разделов науки – эпистемология и онтология – имеют тенденцию к объединению;  а вместе они образуют то, что известно как метафизика, которая таким образом формирует альфу и омегу философских наук.
     Отсюда  видно, что этика находится, вместе с логикой и эстетикой, посередине между психологией и метафизикой; и на самом деле, что бы ни думали по поводу вышеупомянутого способа  установления связи, в общем признается, что существует очень тесная связь между этикой и каждой из двух других философских наук.
     Дальнейшее  рассмотрение, однако, обнаруживает ряд  других дисциплин, с которыми этика  тесно связана. У некоторых она  черпает материал, другим предоставляет  помощь. Неплохо было бы попытаться выявить некоторые из этих связей более подробно, хотя конечно, здесь  возможно лишь кратко их обозначить.
     §2. Физика и этика. – связь физики и этики существует, хоть и небольшая. Иногда предполагается, что проблема физической каузации имеет важное влияние на этику. Считается, что нравственность теоретически допускает свободу воли, и что существует определенный конфликт между этим постулатом и теорией универсального приложения закона причины и следствия. Этот вопрос будет рассматриваться в следующей главе. Тем временем достаточно будет сказать, что предположение такого конфликта основывается на заблуждении.
     Конечно, этика косвенно связана с физикой, ввиду того, что знание физических законов позволяет нам предсказывать  более точно и определенно, чем  мы могли бы делать это в противном  случае, каковы будут следствия того или иного варианта поведения. Но это знание влияет только на детали поведения, а не на общие принципы, которыми поведение руководствуется. Мудрый человек в наше время меньше боится моря и звезд и больше боится загрязненного воздуха и воды, чем такой же мудрый человек в древние времена; но общий анализ вопроса, каких вещей нам следует бояться и каких не следует, не обязательно окажется под влиянием этой разницы в деталях, появляющейся в результате развития знаний. Физика, в двух словах, обычно полезна для этики тем, что помогает нам понимать окружающую среду, внутри которой протекает духовная жизнь, а не природу духовной жизни как таковой.
     §3. Биология и этика. – Связь биологии с этикой гораздо теснее, чем физики с химией, но по существу, имеет такой же косвенный характер. Многие из самых священных человеческих обязательств основываются на физических суждениях; но общие принципы, на которых базируются эти обязательства, могут обсуждаться без всякой связи с физиологическими деталями, и никакие новые физиологические открытия не повлияют на их общие принципы. 

     Некоторые современные писатели под влиянием теории эволюции1, представляли связь биологии и этики, как носящую более фундаментальный характер, чем тот, который обозначен сейчас. Считается, что критерий хорошего или плохого поведения скрывается в тенденции содействовать развитию жизни или наоборот; и что, следовательно, мы можем говорить о хорошем или плохом поведении у низших форм жизни, в том же самом смысле, как и у человека. Это точка зрения, на которую будет сделана ссылка позже. Тем временем, представляется важным сказать, что поведение, в том смысле, в каком этот термин используется в этике, не имеет значения, если не относится к существу, обладающему рациональной волей; и что в случае такого существа, развитие жизни – это лишь вспомогательная часть цели. Следовательно, биология не имеет никакого прямого влияния на этику.2 Изучение жизни животных, однако, действительно проливает свет на развитие нравственного сознания; но это происходит только до тех пор, пока животная жизнь изучается с психологической, а не чисто биологической точки зрения
     §4. Психология и этика. – Связь психологии и этики гораздо теснее и гораздо  более важна. В то же время, не следует  преувеличивать их зависимости друг от друга. Как логика имеет дело с  правильностью мысли, так этика  имеет дело с правильностью поведения. Ни та, ни другая не касаются напрямую процесса, в результате которого мы приходим к правильной мысли или  к правильному поведению. Тем  не менее, изучающий этику не может  игнорировать процессы чувствования, желания и проявления воли; как  не может игнорировать процессы обобщения, оценивания и аргументации изучающий  логику; и анализ всего этого попадает в сферу деятельности психолога. Психология, по сути, как я уже  попытался доказать, ведет к этике, также как она ведет к логике и эстетике. 

      §5. Логика, эстетика и этика. – Эти  три науки, как уже указывалось, по существу являются родственными. Все  они нормативны, а не точные: они  связаны, так сказать, не с исследованием  фактов и связей между фактами, а  с обсуждением стандартов. Логика изучает стандарт истины. Она связана  с обоснованностью различных  процессов мышления. Эстетика и этика, с другой стороны, связаны, можно сказать, с оценкой или ценностью. Эстетика рассматривает стандарт красоты или, возможно, ценность чувства.  Этика рассматривает стандарт добродетели, т.е. оценку или ценность с точки зрения действия – можно назвать это смелостью. Обоснованность, ценность, смелость можно сказать, являются предметами изучения трех наук; но это, конечно, что-то вроде игры слов. По меньшей мере, они тесно связаны друг с другом. Этику можно описать как едва ли не логику поведения – т.е. она рассматривает условия логичности поведения с идеалом, заложенным в нем, так же как логика рассматривает условия логичности мысли в соответствии с предполагаемыми стандартами. С другой стороны, изучение Хорошего также тесно связано с изучением Красивого. Действительно, связь между двумя понятиями настолько тесная, что греки использовали одно и то же слово для обозначения красоты и нравственного благородства. 

      §6. Метафизика и этика. – Изучение обоснованности и ценности неизбежно приводит к  проблеме реальности. В случае с  мыслью, мы можем на некоторое время  удовлетвориться простым анализом ее формальной непротиворечивости. Но вскоре этого оказывается недостаточно; и мы переходим, как в том, что  называется индуктивной логикой, к  вопросу условий взаимодействия мысли с фактами природы. Это, в свою очередь, приводит нас к  обсуждению первичной природы реальности. Подобным образом, рассматривая красивое, мы можем сначала довольствоваться тем, чтобы считать его приятным; но вскоре мы сталкиваемся с вопросом, насколько иллюзорна приятность объектов и насколько она основывается на их внутренней природе. Таким образом, в обоих случаях мы подходим к  метафизическим вопросам. То же происходит и в отношении этики. Когда  мы спрашиваем, что составляет ценность или активную оценку человеческой жизни, мы вскоре приходим к вопросу внутренней природы человеческой личности и  ее месте во вселенной реального  существования. Возможно, несомненно, достичь определенной продолжительности  в логике/эстетике и этике, не настаивая  на ответах на элементарные вопросы  онтологии; но все они неизбежно  приводят нас к этим проблемам. 

      §7. Этика и политическая философия. – До сих пор мы говорили о  науках, на которых этика, можно сказать, основывается. Теперь следует рассмотреть  разделы исследования, которые основываются на этике. Все их можно объединить под одним заголовком политической или социальной философии. Как я  уже упоминал, изучение поведения  неизбежно ведет к изучению социальной жизни. Совершенно одинокий человек  непостижим. Человек всегда является членом какого-либо сообщества. Как  сказал Аристотель, человек – это  политическое животное. Следовательно, этика очень тесно связана  с политикой. Мы не можем рассматривать  добродетели человека, не учитывая также общество, с которым он связан, и способы, которыми оно может  помогать или препятствовать развитию его жизни. Также, идеал, который  мы устанавливаем для человека, обязательно  будет предполагать идеальное устройство общества, которое наилучшим образом  будет подходить для того, чтобы  дать возможность человеку реализовать  свои самые высокие цели. По этой причине Аристотель зашел настолько  далеко, что утверждал, что этика  по сути своей является частью политики. Если мы примем это утверждение, однако, мы должны применять термин «политика» в очень широком смысле. В этом широком смысле возможно лучше употреблять  термин «социальная философия». Но даже в более узком смысле термина очевидно, что связь между этикой и политикой должна быть очень тесной.1 

§8. Этика  и экономика. – Среди разделов политической философии, с которой  этика, таким образом, тесно связана, существует один, которому в последнее  время придается важное значение – наука политэкономии. Экономика, как и этика, имеет дело с товарами, т.е. с вещами, имеющими ценность в отношении определенных свойственных человеку аспектов. Но в то время как товары, с которыми имеет дело этика – это поступки, являющиеся условиями достижения высшей цели жизни, экономические товары – это просто объекты, являющиеся средством удовлетворения любой из нужд человека. Отсюда следует, что если мы действительно хотим понять ценность экономических товаров, мы должны рассматривать их в тесной связи с этическим товаром.  К примеру, пища, одежда, жилье и т.п. – это экономические товары; и они служат для разнообразных целей – поддержание жизни, развитие жизни, продление жизни, стимулирование удовольствий, достижение независимости, поддержка мира, порядочности и безопасности и т.д. А ценность товаров будет зависеть от важности этих целей. Сейчас важность этих целей может быть установлена только путем наблюдения за их связью с высшей целью наших жизней. Поэтому определенное знание этики предполагается в разумном изучении экономики. Этой истине часто не уделяют должного внимания. Изучение экономики слишком часто происходит таким образом, словно богатство является целью само по себе; и это имело практическим результатом замедление социальных реформ и поощрение тех, кто уже был готов добиться богатства любой ценой. По этой причине Карлайл, Раскин и другие моралисты сурово критиковали некоторых ведущих авторов политэкономии; и сейчас общепризнано, что связи между этикой и экономикой следует развивать, по крайней мере, если рассматривать экономику любого уровня как нормативную и практическую.1 

§9. Этика  и педагогика. – Этика должна также проливать свет на образовательную  науку. Читатель уже вероятно обнаружил, при изучении предыдущего курса  философии, что психология часто  говорит о том, что имеет отношение  к образованию. Психология, однако, в основном занимается различными возможностями  человеческого разума и способами  их развития. Свет, который она проливает  на интеллектуальное образование, подобен  тому, который проливает физиология на физическое образование. Вопрос о  том, какие качества наиболее желательно пробуждать и усиливать, должен, очевидно, зависеть от нашего взгляда на то, какими качествами должны обладать хорошие  граждане, и в общем от нашего взгляда на природу этической цели.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.