На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Порядок создания юридических лиц по законодательству Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

Учреждение  образования 
«Гомельский государственный  университет 
имени Франциска Скорины» 

Юридический  факультет
 
 
Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 
 
 

                                                      

Порядок создания юридических  лиц 
по  законодательству
Республики  Беларусь 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

Исполнитель:
студент группы П-21                                                       ( Корольчук Н.А ) 
 

Научный руководитель:
                                                                                              ( Васильева Л.П. ) 
 

                               
 

Гомель   2008
 
 
РЕФЕРАТ 

Курсовая  работа 37 страниц, нет таблиц, нет рисунков, нет приложений,  17 источников. 

Ключевые  слова: юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, правовая характеристика, признаки, некоммерческие организации, коммерческие организации, уставной фонд, учредительные документы
Объект  исследования:  процедура создания юридического лица
Предмет исследования: нормативно-правовые акты Республики Беларусь по вопросам создания юридического лица
Методы  исследования: метод системного анализа, метод сравнения и исследования, синтез
Цель  курсовой работы: исследование процедуры создания юридического лица
Задачами  курсовой работы являются: обозначить понятие юридического лица, найти его отличительные признаки, рассмотреть виды юр. лиц и вопросы, связанные с их индивидуализацией
Выводы: наряду с физическими лицами Гражданский кодекс Республики Беларусь признает субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица - организации, самостоятельно образованные, сформированные в установленном порядке, имеющие обособленный комплекс имущества, отделенный от имущества других юридических лиц и от имущества его учредителей, выступающие от своего имени в гражданском обороте и несущие имущественную ответственность за свои действия. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, в общем случае они представляют собой объединенные коллективы граждан, созданные для достижения определенных целей. Структура юридического лица закрепляется в его учредительных документах. Каковы же причины образования юридических лиц? В.Ф.Чигир считает, что в основном такой целью служит получение доходов: "Некоторые из них не ставят своей целью извлечение прибыли. Они участвуют в рыночных товарно-денежных отношениях для удовлетворения своих потребностей. Подавляющее же большинство юридических лиц действует на рынке именно с целью извлечения прибыли". Проблема образования юридических лиц приобретает в большой степени практический характер, является актуальной и требующей детального рассмотрения прежде всего с точки зрения процесса, процедуры создания.
Предложения: процедура создания юридического лица довольно таки сложна, по этому требуется упрощение процедуры создания. А также необходимо, чтобы существовал единый орган регистрации, который сможет обеспечить единство методов и принципов создания юридического лица.
 

       СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение………………………………………………………… 3
1 Общие положения об юридических лицах……………………………………………………….  
4
1.1 Понятие и признаки юридических лиц. Способы их создания………………………………………..  
4
1.2 Виды юридических лиц по законодательству Республики Беларусь…….. 11
2  Процедура создания коммерческих юридических лиц……. 16
2.1 Коммерческие юридические лица. Учредительные документы и порядок формирования уставного фонда…..  
16
2.2 Индивидуализация юридических лиц. Государственная регистрация……………………………………..  
 
25
3.Порядок создания некоммерческих юридических лиц 30
3.1 Характеристика некоммерческих юридических лиц ……………………………………………………………….  
30
3.2 Порядок  создания общественных объединений………………………………………………… 32
Заключение………………………….. 35
Список  использованных источников 37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Развитие  института юридического лица тесно  связано  с  бурным  ростом рыночной  экономики,  где  необходима  концентрация  капиталов. Поскольку товарно-денежные  отношения зачастую  требуют   объединения   значительных материальных средств, то отдельные граждане, как правило,  не  в  состоянии принимать самостоятельное  участие  в  этих  отношениях.  Только  объединив капиталы многих субъектов хозяйствования можно  ставить и решать  крупные задачи. Именно  институт юридического лица и стал правовой формой концентрации капиталов.
     Конструкция «юридическое лицо», возникнув ещё  в Древнем  Риме,  прошла длительный путь развития. В научной литературе этот институт частного права подвергался неоднократному и тщательному анализу.  Важно  решить  вопрос:  какую задачу решает участие именно юридических лиц в  гражданских  отношениях?  В чём состоит общественная необходимость этого?
     Современное правовое представление о юридическом  лице как особой и единой личности,  созданной  людьми  (физическими  лицами)  для реализации определенных  хозяйственных  (нехозяйственных)  целей,  сложилось далеко не быстро.
     Однако, вопросы создания юр лиц занимают не простое место в правовом регулировании их деятельности. От закреплённой процедуры, степени её простоты или сложности зависит возможность расширения субъектов хозяйствования, что безусловно положительно отразится на экономическом благополучии всей страны. Именно поэтому исследования в данной области представляются актуальными.
           В работе мы ставим перед собой следующие цели:
- исследовать  процедуру создания юридического лица.
           Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить  понятие и признаки юр. лица;
- ознакомиться с видами юр. лиц;
- рассмотреть  вопросы их индивидуализации.
           Объектом исследования является  процедура создания юр. лица.
           Предмет исследования: нормативно-правовые  акты РБ по вопросам создания  юридических лиц.
 В своей работе мы будем использовать метод системного анализа, синтеза, сравнения и исследования.         
Для того, чтобы ответить на интересующие нас  вопросы мы будим работать с работами учёных-цивилистов. Рассмотрим ряд  учебных пособий 
( В.Ф.  Чигира, И.В. Попова, С.П Полякова и др. ).Также обратимся к некоторым нормативно-правовым актам, к  Гражданскому Кодексу и к другой вспомогательной литературе.
 Таким образом, конструкция «юридическое лицо» интересна для рассмотрения и анализа, ибо содержащиеся  в  ней  противоречия  и  проблемы  не  полностью раскрыты  и   на   сегодняшний   день.
    1 Общие положения  об юридических лицах 
 

     1.1 Понятие и признаки  юридических лиц.  Способы их создания 
 

     Появление института юридического лица в самом  общем виде  обусловлено теми же  причинами,  что  и  возникновение  и  эволюция  права:  усложнением социальной организации общества, развитием экономических  отношений  и,  как следствие,  общественного  сознания.  На  определенном  этапе  общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних  лишь  физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным  для развивающегося экономического оборота.
       Нормы права и  складывающиеся  на  их  основе  правовые  отношения  центральные интегрирующие элементы правовой системы, образующие её  каркас.
     Они составляют ядро той постоянной юридической  среды, в которой  непрерывно находятся, вращаются участки социального общения. Это активно пульсирующий, динамический блок правовой системы.
     Современная экономика и право требуют детального  описания  того,  что есть юридическое лицо, так как сегодня существует такое множество  подобных конструкций, что нередко встает вопрос, отнести ли то или иное коллективное образование к юридическим лицам или  нет.  И  от  решения  данного  вопроса зависит режим имущества этого лица, ответственность его членов и т.д.
     Гражданский кодекс Республики Беларусь  в ч. 1 ст. 44 даёт нам следующее определение юридического лица: «Юридическим лицом  признаётся организация, которая  имеет  в  собственности,  хозяйственном ведении или оперативном  управлении  обособленное  имущество,   несёт   самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и  личные  неимущественные  права,  исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс»
     Однако  следует отметить, что  не  всякая  организация  может  являться юридическим лицом. Для этого необходим ряд признаков:
     организационное единство; сущность в том, что лицо имеет определённую структуру, соподчинённость входящих в него структурных    подразделений    и    структурных    единиц, что находит отражение в его уставе или общем положении;
     имущественная обособленность; это означает, что имущество юридического     лица     обособлено     от     его           учредителей, участников, членов и от имущества всех других физических и юридических лиц, государства  и административно-территориальных единиц;
     самостоятельная ответственность  юридического лица по своим обязательствам; это означает, что юридические лица отвечают по                                                                           своим обязательствам своим имуществом (п.1  ст.52 ГК)
     самостоятельное  выступление  юридического  лица  в гражданском обороте и любом суде от  своего  имени;  т.е.  юридическое лицо     выступает в качестве  самостоятельного  субъекта  права и   в            отношении с   другими   органами   государственной   власти   и            управления.
     Рассмотрим  теперь  более  подробно  указанные  признаки  юридического лица.
     Организационное  единство.  Термин   «организационное   единство»   не обозначен в ст. 44 ГК  Республики  Беларусь  1998  г.  Однако  есть  другой «организация», под которой, в соответствии с  нормами  гражданского  права, понимается коллективное образование, обладающее организационным  единством.
     Этот  признак предполагает наличие внутренней структуры, органов  управления юридическим лицом, структурных подразделений и структурных единиц, входящих в его состав, наличие штатного  расписания,  правил  внутреннего  трудового распорядка, подчинение нижестоящих органов вышестоящим,  наличие  трудового коллектива.  Благодаря  организационному  единству   становится   возможным превратить волю множества участников в единую  волю  юридического  лица,  а также  единообразно  и  целенаправленно  выразить  эту  волю  вовне.  Таким образом,  множество  лиц  и  структурных  подразделений,   объединенных   в организацию, выступают в  гражданском обороте как одно  лицо,  как один субъект права. Организационное единство юридического лица закрепляется  его учредительными  документами  и  другими  актами,   регулирующими   правовое положение того или иного вида юридических лиц. Такое положение дел, когда в соответствующей статье Гражданского  кодекса  прямо  не  закреплен  признак «организационное   единство»,   не   может    рассматриваться    объективно обоснованным  и  правильным.  Поэтому   необходимо   норму   о   том,   что организационное единство является обязательным признаком юридического лица, прямо закрепить в Гражданском кодексе.
     Однако  есть  и  другая  точка  зрения.  Некоторые  авторы  (например, Е.В.Богданов)  считают,  что   указанный   признак   вообще   не   является обязательным для юридического лица, поскольку присущ не всем видам данного субъекта права, а потому не должен быть закреплён  в  Гражданском  кодексе. Свою  позицию  Е.В.  Богданов  обосновывает  путём  анализа   такого   вида юридического лица, как  «компания  одного  лица,  т.е.  юридического  лица, создаваемого лишь одним учредителем»  .  Анализируя  предложенную  позицию, можно  сделать  вывод,  что,  говоря  о  компаниях   одного   лица,   автор подразумевает унитарные предприятия и высказывает мнение о том, что для них не характерно наличие организационного единства.
     Имущественная   обособленность.   Если    организационное    единство необходимо  для  объединения  множества  субъектов  в   одно   коллективное образование,  то   обособленное   имущество   создает   материальную   базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность  немыслима без соответствующей базы: технических средств, зданий, сооружений, денежных средств и т.д. Объединение этих объектов  в  один  имущественный  комплекс, принадлежащий  данной  организации,  и  обособление   его   от   имущества, принадлежащего другим субъектам гражданских  правоотношений,  и  называется имущественной обособленностью юридического лица.
     Всякое  юридическое  лицо  должно  иметь  самостоятельный  баланс,  на котором  отражается  принадлежащее   ему   имущество.   Важно   подчеркнуть требование  ГК,  согласно  которому  имущество  юридического  лица   должно принадлежать ему на праве собственности или  на  ином  ограниченном  вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления).  Это  означает, что   исключается   возможность    функционирования    юридического    лица исключительно на  базе  имущества,  полученного  по  договору  аренды  либо имущественного найма, или на основе заемных средств при отсутствии  вкладов учредителей юридического лица в его уставный капитал (уставный фонд). Как общее правило, выступающая  в  имущественном  обороте  организация должна  быть  собственником  своего  имущества  (хозяйственные  общества  и товарищества, производственные кооперативы, общественные организации, фонды и другие). Однако ГК не мог не учитывать реальную ситуацию,  сложившуюся  в нашей стране: существование в настоящее время и  на  обозримую  перспективу большого числа государственных предприятий,  не  являющихся  собственниками имущества, закрепленного на их балансе. Эти предприятия  наделяются  правом хозяйственного ведения на соответствующее государственное имущество (ст.276 ГК Республики Беларусь), что даёт возможность  признавать  их  юридическими лицами.
     Другой  вид специфических организаций  с точки зрения вещного  права  на закрепленное  имущество - это  финансируемые  собственником   учреждения. Указанные  субъекты  в  отношении  имущества  обладают  правом  оперативного управления  (ст.ст.277,  278  ГК).  Таким  же  вещным  правом  наделяются  и казённые предприятия.
     Некоторые авторы (в частности,  Ю.Н.Фролов)  полагают,  что  признаком юридического лица является не наличие обособленного как такового имущества, а сам принцип функционирования организации по распоряжению,  пользованию  и владению им. С точки зрения Фролова это не одно и то же. Он  объясняет  это тем, что юридическое лицо в течение какого-то периода времени может  вообще не обладать имуществом. Так, например, некоторые некоммерческие организации сразу после их создания не имеют ни имущества, ни прав требования,  ни  тем более обязательств. Вся имущественная обособленность таких юридических  лиц заключается  лишь  в  их  способности  быть   носителем   права   владения, пользования и распоряжения имуществом в будущем.
     Таким  образом,  считает  Фролов,  имущественная  обособленность   как элемент правоспособности юридического  лица  присуща  всем  без  исключения юридическим  лицам  с  момента  их  образования,  тогда  как  появление   у конкретного юридического лица имущества, как правило,  связано  с  моментом формирования его уставного фонда. Все имущество организации учитывается  на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете.  Именно в этом и состоит внешнее проявление  имущественной  обособленности  данного юридического лица .
     Самостоятельная имущественная ответственность. Наличие у юридического лица обособленного имущества представляет собой минимальную  гарантию  прав его кредиторов по  гражданско-правовым  обязательствам.  Любая  организация несёт ответственность за результаты своей деятельности и отвечает по  своим долгам, принадлежащим ей имуществом (ст.  52  ГК).  По  долгам  юридического лица, по общему правилу, учредители ответственности не несут, а юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей. Исключением являются случаи,  когда иное прямо предусмотрено законодательством или учредительными  документами.
     Ответственность   финансируемых   собственником    учреждений    ограничена находящимися в их распоряжении денежными средствами. Однако и в этом случае интересы кредиторов не пострадают, поскольку при  недостаточности  денежных средств у учреждения субсидиарную  ответственность  по  его  обязательствам несет собственник его имущества.
     В теории права существуют разночтения относительно  правовой  природы имущественной ответственности. Одни полагают, что  ее  сущность  состоит  в умалении имущества  должника,  другие  -  что  и  в  наступлении  возможных неблагоприятных   юридических   последствий,   ссылаясь,    например,    на систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение договора  поставки по качеству продукции, на нецелевое использование предоставленных  кредитов и т.д., а кредит может быть востребован досрочно. Ю.Н.Фролов полагает,  что наиболее обоснованной  является позиция, согласно которой имущественная ответственность - это сложная конструкция, элементами которой являются:
     -уменьшение  в  натуре  или  в  стоимостном   выражении  имущества должника   в   результате,   например,   возмещения   понесенных кредитором убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени);
     -правовые  последствия, без которых имущественная  ответственность иногда невозможна.
     По  мнению цивилиста, такое определение  имущественной  ответственности следовало бы закрепить законодательно.
     Анализ  действующего  законодательства  демонстрирует  наличие  общей тенденции усиления ответственности  юридических  лиц.  Например,  в  полных товариществах участники солидарно несут субсидиарную ответственность  своим имуществом  по  обязательствам  товарищества  (п.1  ст.66   ГК   Республики Беларусь),  а  члены  производственного  кооператива   несут   субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных долях, если иное  не определено в уставе (п.1 ст. 107 ГК Республики Беларусь).
     По  поводу  роли  самостоятельной  имущественной  ответственности  как признака юридического лица  существует  такое  мнение:  «Самостоятельная  и исключительная имущественная  ответственность  является  хотя  и  вторичным (производным), но более глубоким признаком,  чем  все  остальные  признаки, входящие   в   содержание   понятия   юридического   лица.   Этот   признак свидетельствует о завершении развития  юридической  личности  общественного образования».
     Роль  данного признака еще более возросла в последнее время, особенно с учетом специфики юридического лица унитарного предприятия. Если юридические лица    с    несколькими    учредителями    образуются    для    совместной предпринимательской деятельности, объединения капиталов и управления ими, а также ограничения  предпринимательского  риска,  то  унитарные  предприятия создаются лишь для ограничения предпринимательского  риска  путём  передачи ответственности по обязательствам  с  учредителя  на  юридическое  лицо.  В унитарном  предприятии  нет  необходимости   объединения   капиталов,   ибо учредитель сам формирует уставной фонд.  Он  мог  бы  с  успехом  управлять капиталом и без образования  юридического  лица,  занимаясь  индивидуальной предпринимательской  деятельностью.  Однако,   желая   оградить   себя   от ответственности, он создает  юридическое  лицо.  В  связи  с  этим  следует поставить вопрос об усилении ответственности данных юридических  лиц  и  их учредителей.
     Выступление    в    гражданском    обороте    от    своего    имени. Способность выступать в имущественном обороте от своего имени означает, что юридическое лицо  вправе  от  своего  имени  заключать  гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки,  перевозки,  займа,  аренды,  подряда  и другие), либо иным способом приобретать права или нести обязанности. В  этом плане  положение  юридического  лица  разительно   отличается   от   других организаций, не обладающих статусом юридического лица. Например, филиалы  и представительства, которые наделяются имуществом создавшим  их  юридическим лицом, имеют отдельный баланс  и  субсчёт  в  банке,  не  вправе  заключать договоры  от  своего  имени.  Руководители  филиалов   и   представительств действуют исключительно от имени и по доверенности создавших их юридических лиц. И если уж руководитель филиала подписывает договор, то только от имени юридического  лица.  Такой  договор  порождает  права  и  обязанности   для юридического лица, а не для его филиала, представительства.
     Гражданские права приобретаются и гражданские обязанности принимаются юридическим лицом через его органы, действующие в соответствии с законами и учредительными документами. Некоторые юридические  лица  могут  приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности  через  своих участников (например, полное товарищество или коммандитное товарищество). ГК содержит нормы, обеспечивающие защиту интересов юридических  лиц  от злоупотреблений со стороны тех лиц, которые в силу закона или учредительных документов выступают от имени юридического лица,  и  должны  действовать  в интересах представляемого юридического  лица  добросовестно  и  разумно.  В противном случае учредители (участники,  члены)  юридического  лица  вправе потребовать  от  указанных   лиц   возместить   убытки,   причиненные   ими юридическому лицу (ст.49 ГК).
     Защиту  нарушенных  или  оспоренных  гражданских  прав  осуществляет  в соответствии  с  подведомственностью  дел,   установленной   процессуальным законодательством, суд.  Поэтому  защита  гражданских  прав  обеспечивается предъявлением иска, содержащего соответствующее требование в зависимости от выбранного способа защиты, в суд.
     Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что  любая  организация, будь-то производящая товар  и  поставляющая  его  за  вознаграждение  другим организациям    или    гражданам-предпринимателям;     осуществляющая     за вознаграждение строительство, перевозку грузов или  пассажиров,  оказывающая иные  торговые  или  посреднические  услуги;  не  связанная  с  материальным производством, направленная  на  выполнение  управленческих,  религиозных  и т.п. функций для  участия  в  отношениях  товарооборота  должна  обладать определенными  признаками,  т.е.  должна  быть  признана  законом  субъектом гражданских правоотношений. Общим правилом,  закрепленным  и  в  Гражданском кодексе Республики Беларусь, является наличие четырёх  признаков  для  того, чтобы считать ту или иную организацию юридическим лицом.
     Традиционно в юридической литературе выделяют 3 способа образования юридических  лиц в зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов:
     разрешительный  порядок образования юридических лиц, который состоит в том, что юридическое лицо образуется по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо высшего органа общественного объединения. Инициатива образования юридического лица здесь исходит от учредителя. В разрешительном порядке создаются жилищно-строительные кооперативы. Для их образования необходимо согласие исполкома местного Совета депутатов. Для создания предприятия в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений или на базе структурной единицы объединения требуется согласие собственника или уполномоченного им органа, что закреплено в ст. 17: "Предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений с согласия собственника или уполномоченного им органа." и ст.18 Закона "о предприятиях в Республике Беларусь": "Предприятие может быть создано на базе структурной единицы объединения с согласия собственника или уполномоченного им органа."
     распорядительный  способ образования юридических лиц, суть которого заключается в том, что юридическое лицо образуется по решению собственника или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают акты об образовании юридических лиц. То есть юридическое лицо создается властным актом - распоряжением собственника или уполномоченного им органа. Некоторые государственные юридические лица образуются не по распоряжению органов власти или управления, а путем выборов (например, местные Советы депутатов).
     нормативно-явочный  способ, при котором государственные органы принимают решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определенных нормативными актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируя нецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица. Инициатива создания также исходит от учредителей, но никакого разрешения не требуется, в некотором роде оно уже имеется в виде нормативных актов, общих для всех юридических лиц, создаваемых этим способом. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо, орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законом порядок образования таких юридических лиц.
     Некоторыми  авторами (Красавчиков и др.) отмечается так называемый договорный способ. Выделение его в обособленный вид они связывают с тем, что  некоторые юридические лица образуются изначально путем заключения договора. Однако существование такого порядка образования юридического лица как самостоятельного довольно спорно. По сути дела договор об образовании просто отражает особенности данного юридического лица - в таком порядке образуются совместные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, после чего все равно следует государственная регистрация.
     Нормативно-явочный  способ образования юридических  лиц наиболее распространен сейчас в России, и новый Гражданский  кодекс РФ лишь закрепляет ее, внося  при этом некоторые коррективы. Нормативно-явочный способ образования юридических лиц в литературе иногда именуют регистрационным, поскольку юридические лица образуются решением собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких физических и (или) юридических лиц с последующей регистрацией созданного юридического лица.
     заявительный способ свойственен современной мировой практике создания юридических лиц. Основными двумя моментами этого способа является то, что необходимо:
     -заявить;
     -стать  на учёт в налоговую инспекцию;
     Исходя  из Декрета № 8, можно сделать  вывод о том, что в настоящий  момент в Республике Беларусь основным способом создания юридических лиц является заявительный способ. Об этом нам говорит в первую очередь то, что необходимо сначала написать заявление, которое будет являться началом процедуры создания юридического лица. 

     1.2 Виды юридических  лиц по законодательству  Республики Беларусь 
 

     При определённых  условиях  и  по  определённым  правилам  каждая  из организационно-правовых форм способна  преобразовываться  в  другие  формы.
     Данное  обстоятельство  очень важно,  т.к.  позволяет вести коммерческую деятельность более гибко и динамично. Рыночная экономика сформировалась  на основе индивидуальной собственности и немыслима без неё. Однако со временем эта форма собственности претерпела существенные изменения.
     Во-первых, частная собственность, эволюционируя, всё чаще приобретала не  индивидуальную,  а  различные  ассоциированные   формы   -коллективную, групповую, акционерную. Поэтому в западной экономической теории и  практике утвердилось представление, согласно  которому  под  частной  собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности. В этом  есть  своя логика, т.к. в качестве представителя общества выступает государство, а все остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества и в  этом смысле являются субъектами частной собственности.
     Во-вторых,    наряду    с    частной    собственностью    развивались государственная  собственность  и  базирующееся  на   ней   государственное хозяйствование.
     В-третьих,   широкое   распространение   получили   смешанные    формы собственности, в образовании которых ведущую роль играет акционерная форма.
     Последняя на Западе стала наиболее распространенной: в западных  странах  ею охвачено около 80 процентов основного капитала  и  производимой  продукции. Участие в рыночных товарно-денежных отношениях нередко требует значительных капиталов,  которыми  не  обладают  отдельные  граждане.  Только  объединив капиталы многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать  крупные задачи. Эта  особенность  рыночных  товарно-денежных  отношений  обусловила участие в них искусственных образований, действующих на  рынке  в  качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами.
       Многообразие видов и форм хозяйственной деятельности юридических  лиц, образованных  на  основе  различных  форм  собственности,  требует   научной классификации юридических  лиц.  Результатом  такой  классификации  является определённая система,  позволяющая  не  только  обозреть  великое  множество юридических лиц, но и соответствующим образом  законодательно  урегулировать их деятельность, правильно разрешать различного рода споры с участием юридических лиц, а также споры между учредителями юридических лиц по поводу имущества последних.
     Юридические лица делятся на виды по различным  критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Можно выделить много критериев для классификации данных субъектов права.
     Наиболее  распространёнными являются следующие критерии  классификации в зависимости от:
     -форм  собственности, на  которой они образованы;
     -прав  учредителей (участников, членов) юридического  лица на имущество последнего;
     -целей  деятельности;
     -состава  учредителей;
     -способа  образования;
     -состава  учредительных документов;
     -характера  участия учредителей  в деятельности  юридического лица;
     -объёма  вещных прав юридического  лица;
     -обязанностей  участников (членов) участвовать в  деятельности юридического лица;
     -особенностей статуса юридического лица;
     -соподчинённости  юридических лиц.
     Рассмотрим  более подробно классификацию по данным критериям.
     Деление юридических лиц  на виды в зависимости  от форм собственности, на которой они созданы:
     а) созданные на основе собственности отдельного гражданина (физического лица);
     б) в основе которых лежит собственность различных учредителей (физических и юридических лиц, образованных физическими лицами) в различном сочетании;
     в) созданные на основе государственной собственности ( собственности РБ и собственности административно-территориальных единиц).
     Сущность  и значимость этого деления юридических  лиц состоит в том, что можно  определить, в чьих интересах они  создаются и осуществляют свою деятельность, пределы и формы вмешательства  в их деятельность органов государственной власти и органов государственного управления, обладания ими властными полномочиями.
     Рассматриваемая классификация юридических лиц  похожа на деление юридических лиц  в законодательстве и доктрине государств с развитой рыночной экономикой на юридические лица публичного права и юридические лица частного права. К отличительным признакам лиц публичного права относят природу акта, необходимого для возникновения юридического лица ( закон, административно-правовой акт), и публичный характер целей, для которых юридическое лицо создаётся, наличие у него властных полномочий.
     Юридические лица частного права создаются на основании частноправового акта для достижения частных целей.
     Деление юридических лиц  в зависимости  от прав их учредителей (участников) на имущество юр лиц:.
     а) юридические лица, учредители которых (участники)которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица. К ним относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения, т.е. созданные на основе Республики Беларусь и собственности административно – территориальных единиц, и юридические лица, созданные на основе частной собственности одним физическим лицом, супругами, крестьянским (фермерским) хозяйством или юридическим лицом;
     б) юридические лица, учредители (участники) которых не имеют имущественных прав в отношении имущества юридического лица. К ним относятся: общественные объединения, религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц;
     в) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют обязательственные права. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы (ст. 44 ГК). Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.
     В зависимости от того, к какой из этих групп относится данное юридическое  лицо, решается вопрос о правах на имущество  юридического лица в случае выбытия  из состава его учредителей (участников) и в случае ликвидации юридического лица.
     Юридические лица по составу учредителей:
     а) учреждаемые государством, административно-территориальными единицами и их органами;
     б) учреждаемые одним физическим лицом ( супругами ), крестьянским ( фермерским ) хозяйством4
     в) учреждаемые несколькими физическими  лицами;
     г) учреждаемые одним юридическим лицом;
     д) учреждаемые юридическими лицами и  предпринимателями в различном  сочетании.
     Юридическими  лицами, создаваемыми государством, являются:
     Администрация Президента Республики Беларусь, Аппарат  Совета Министров Республики Беларусь, хозяйственные суды, республиканские органы государственного управления, Советы административно-территориальных единиц Республики Беларусь, исполнительные комитеты, местная администрация.
     Юридическое лицо может быть образовано одним физическим лицом. Гражданский кодекс именует такое предприятие частным унитарным предприятием, имущество которого находится в частной собственности физического лица ( совместной собственности супругов или членов крестьянского ( фермерского) хозяйства и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения ( ч. 3 п. 1 ст.113 и ч. 4 п. 2 ст. 113 ГК).
     Несколькими физическими лицами могут создаваться коммерческие юридические лица в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и некоммерческие юридические лица в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, фондов, учреждений.
     Коммерческие  и некоммерческие юридические лица могут создавать хозяйственные общества, объединения юридических лиц ( ассоциации, союзы ).
     Юридические лица совместно с физическими лицами вправе создавать хозяйственные товарищества и общества ( п. 4 ст. 63 ГК ).
     Деление юридических лиц  по способу их создания:
     Различают юридические лица, создаваемые в  распорядительном, разрешительном порядке  и нормативно-явочным способом.
     Юридические лица по составу учредительных  документов:
     Создаваемые и действующие на основании:
     а) учредительного договора;
     б) учредительного договора и устава;
     в) только устава.
     На  основании учредительного договора создаются и действуют полные и командные товарищества ( ст. 48, 67, 82 ГК ); учредительного договора и устава- общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью ( ст. 88, п. 3 ст. 94 ГК ). На основании только устава создаются и действуют акционерные общества ( п. 3 ст. 98 ), унитарные предприятия ( ст. 113 и 115 ГК ), производственные и потребительские кооперативы ( ст. 108 и 116 ГК ), общественные объединения
( ст. 11 Закона « Об общественных объединениях»), профессиональные союзы 
( ст  3 Закона РБ « О профессиональных союзах» ), религиозные организации ( ст. 14 Закона РБ « О свободе вероисповедания и религиозных организациях» ), фонды ( ст. 118 ГК), учреждения; объединения юридических лиц ( ассоциации и союзы ) ( ст. 112 ГК ), политические партии ( ст. 11 Закона « О политических
Партиях» ), кооперативы ( п. 1 ст. 108, п. 1 ст. 116 ГК ).
     Юридические лица по характеру  участия учредителей  в деятельности юридических  лиц:
     Различаю  юридические лица, участники которых  объединяют свои усилия для достижения предпринимательской цели ( хозяйственные товарищества: полные и коммандитные ), производственные кооперативы, крестьянские ( фермерские ) хозяйства и юр. Лица, участники которых объединяют свои капиталы ( хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью ).
     Деление юридических лиц  по объёму вещных прав:
     а) юридические лица, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены ( казённые предприятия и учреждения, финансируемые за счёт собственника – ст. 277 ГК );
     б) юр. лица, обладающие правом хозяйственного ведения имуществом, предоставленный  им собственником для осуществления  предпринимательской деятельности ( унитарные предприятия ) – ст. 276 ГК;
     в) юр. лица, обладающие правом собственности на их имущество ( все остальные юр. лица ).
     Деление юридических лиц  по особенностям их правового статуса:
     а) юридические лица по белорусскому праву;
     б) юридические лица по иностранному праву.
     Первые  образованы на территории РБ и за её пределами  в соответствии с её законодательством.
     Вторые  образованы на основе права страны, где оно учреждено.
     вопросы эти регулируются статями 1111, 1112, 1113 ГК ).
     Юридические лица по соподчинённости:
     Статья 105 и 106 ГК предусматривают деление хозяйственных обществ на основные и дочерние, участвующие ( преобладающие ) и зависимые.
     Существует  ещё много разнообразных классификаций, которые зависят от подхода разных критериев. Рассматриваемая нами классификация широко используется в современном делении юридических лиц на виды.
     Деление юридических лиц  в зависимости от цели их деятельности:
     а) коммерческие юридические лица;
     б) некоммерческие юридические лица;
     Коммерческие  юридические лица преследуют цель осуществления  предпринимательской деятельности с получением прибыли как основного  её итога и (или) распределения полученной прибыли между её учредителями (участниками). Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
     Некоммерческие  юридические лица имеют иные цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и соответствует этим целям, и не имеют права распределять полученную прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательством ( п. 3 ст. 46 ГК ).
     Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие является легальным  и вытекает из норм ГК РБ.
     Подводя итог этой главы, необходимо отметить существующее многообразие видов юр. лиц, которые имеют характерные особенности.
     В силу специфики этих групп юр. лиц, каждая имеет особенность создания. На этом мы остановимся в следующих  главах. 
 
 

          2 Процедура создания коммерческих юридических лиц 
 

     2.1 Коммерческие юридические  лица. Учредительные документы и порядок формирования уставного фонда    
 

     Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.1
     Термин  «коммерческие организации» в обычном  обороте до последнего времени характеризовал организации негосударственной  формы собственности. 
Новый Гражданский кодекс Республики Беларусь дал иное определение коммерческим организациям, которое базируется на основной цели предпринимательской деятельности - получении прибыли и её распределении между участниками.

     Для легализации своей деятельности коммерческие организации должны согласовать  с регистрирующими органами своё наименование, виды экономической деятельности, оформить в установленном порядке учредительные документы, сформировать в установленном размере и порядке уставный фонд, зарегистрировать свою организацию, как юридическое лицо, как налогоплательщика, учётную статистическую единицу, плательщика фонда социальной защиты, открыть расчётный счет в выбранном банке, осуществить найм необходимого персонала и получить необходимые лицензии.
     В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, предмет и цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида сведения.
     В соответствии  со статьёй 48 ГК РБ юридическое  лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
     К основным учредительным документам таким образом относятся устав  и  учредительный договор. Наличие  у юридического лица учредительных  документов является одним из требований, предъявляемых законом к их созданию и деятельности. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения в учредительные документы которого еще не зарегистрированы, с учетом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.
     Устав юридического лица определяет задачи, цели, подчиненность, внутреннюю структуру, систему органов и их компетенцию, местонахождение, наименование юридического лица и содержит некоторые другие сведения о нем. Требования, предъявляемые к уставу юридического лица, определяются законами о соответствующем виде юридических лиц - общего законодательного акта нет. Например, требования к уставу предприятия определены ст. 20 Закона "о предприятиях в Республике Беларусь". Согласно этой статье устав предприятия утверждается собственником или уполномоченным им органом. В уставе предприятия должны содержаться: указания на собственника предприятия, наименование и вид предприятия, его местонахождение, цели деятельности, перечень органов управления и их компетенцию, размер уставного фонда, порядок образования имущества предприятия и условия распоряжения этим имуществом, порядок распределения прибыли (дохода), условия реорганизации и ликвидации предприятия. Из нее исключены указания на необходимость определять в уставе предмет деятельности предприятия.
     Если  юридическое лицо имеет как учредительный  устав, так и договор, то учредительный договор заключается между его учредителями, а устав ими утверждается.   
     Также немаловажным является формирование уставного  фонда.
     Минимальный размер уставного фонда устанавливается  в сумме, эквивалентной:
     75 евро – для крестьянских (фермерских) хозяйств;
     200 евро – для обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, и казенных предприятий;
     400 евро – для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
     800 евро – для обществ с ограниченной ответственностью;
     1500 евро – для закрытых акционерных обществ;
     6250 евро – для открытых акционерных обществ.
     Коммерческая  организация, указавшая в заявлении  о государственной регистрации один из видов производственной деятельности (в случае, если на осуществление таких видов деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии), – в учредительных документах), вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50 процентов от минимального размера уставного фонда, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы. Если такая коммерческая организация в течение шести месяцев со дня государственной регистрации не осуществляет ни один из видов производственной деятельности либо по окончании второго и каждого последующего финансового года объем реализованных этой организацией товаров (выполненных работ, оказанных услуг) собственного производства составит менее половины общего объема реализованных ею товаров (выполненных работ, оказанных услуг), то указанная организация обязана в течение шести месяцев увеличить уставный фонд до минимального размера, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, и внести необходимые изменения в свои учредительные документы.
     Коммерческая  организация, более 50 процентов учредителей (участников) которой составляют инвалиды, либо коммерческая организация, создаваемая  организациями ветеранов, обществами инвалидов в форме унитарного предприятия, вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50 процентов от минимального размера уставного фонда, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы. Если в составе учредителей (участников) такой коммерческой организации число инвалидов становится менее половины всех учредителей (участников), эта организация обязана в течение одного месяца увеличить уставный фонд до минимального размера, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, и внести необходимые изменения в свои учредительные документы.
     Минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков), а также открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, устанавливаются соответствующим законодательством.
     Минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций определяются в белорусских  рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляются в регистрирующие органы.
     При изменении законодательства, в соответствии с которым необходимо внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы коммерческих организаций в части минимального размера уставного фонда, который был сформирован путем внесения неденежного вклада частично или в полном размере и в установленном порядке подтвержден экспертной оценкой стоимости неденежного вклада либо не подлежал экспертной оценке в соответствии с законодательством, повторная оценка не проводится.
     Если  по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. В случае, если стоимость указанных активов менее определенного настоящим Декретом минимального размера уставного фонда, эта организация подлежит ликвидации в установленном порядке.
     Далее мы подробнее рассмотрим каждую коммерческую организацию и проанализируем учредительные  документы и порядок формирования уставного фонда каждой в отдельности.
     Уставный  фонд хозяйственных товариществ  и обществ формируется за счёт вкладов учредителей в виде денежных средств, ценных бумаг, вещей 
(имущества), имущественных или иных отчуждаемых прав, имеющих денежную оценку. Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ, а также их порядок организации и деятельности регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь и соответствующими нормативными актами.

     Итак, к хозяйственным товариществам и обществам относятся коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей 
(участников) уставным фондом.

     Хозяйственные товарищества в свою очередь подразделяются на: полное товарищество, коммандитное товарищество.
     Полным  товариществом в Республике Беларусь признаётся товарищество, 
«участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества».2 Участниками полных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие организации. Полное товарищество создаётся и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. 
Учредительный договор полного товарищества должен содержать помимо общих сведений условия о размере и составе уставного фонда товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в уставном фонде; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Участники полного товарищества солидарно между собой несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Полное товарищество может быть ликвидировано либо преобразовано в унитарное предприятие.

       К коммандитным товариществам относятся товарищества, в которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
     Положение полных товарищей, участвующих в коммандитном товариществе, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются законодательством об участниках полного товарищества. К коммандитному товариществу применяются правила о полном товариществе.
     Коммандитное  товарищество создаётся и действует  на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Учредительный договор коммандитного товарищества помимо сведений, указанных нами в начале главы, должен также содержать условия о размере и составе уставного фонда товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в уставном фонде; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов, о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками. В дальнейшем коммандитное товарищество может быть преобразовано в полное товарищество, а также в унитарное предприятие.
     Коммандитное  общество характеризуется тем, что  в нём наблюдается обособление  его участников, и наряду с полными  товарищами есть группа лиц, деятельность которых фактически скрыта от третьих  лиц. В отличие от полного товарищества в качестве коммандита может выступать любое физическое или юридическое лицо. Однако вкладчик не является предпринимателем, т.к. не осуществляет такой деятельности, а лишь вносит вклад с целью извлечения дохода.
     Выделяют  следующие хозяйственные общества:
     общество с ограниченной ответственностью (ООО);
     общество  с дополнительной ответственностью (ОДО);
     акционерное общество (АО):
     открытого типа (ОАО);
     закрытого типа (ЗАО).
     Рассмотрим  эти виды.
     Прежде  всего необходимо отметить то, что  обществом с ограниченной и обществом с дополнительной ответственностью и акционерным обществом признаются юридические лица, созданные по соглашению юридическими лицами или гражданами путём объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности.
     Общество  имеет наименование с указанием вида общества, специального наименования, позволяющего отличить одно общество от другого, а также местонахождения общества. Участниками общества могут быть граждане Республики Беларусь и других государств, лица без гражданства, юридические лица, в том числе иностранные, в пределах предусмотренных законодательством Республики Беларусь прав и обязанностей. Правовое положение предприятий общества определяется законодательством Республики Беларусь о предприятиях. Общество создаётся и действует на основе устава, который должен содержать следующие сведения:
     -вид общества; цели его деятельности; наименование и местонахождение; состав участников общества с ограниченной и общества с дополнительной ответственностью; размер уставного фонда общества; порядок образования имущества и распределения прибыли; структуру и компетенцию органов управления и контроля общества; права и обязанности участников общества; порядок принятия решений, в том числе перечень вопросов, по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов; порядок ликвидации и реорганизации общества, а также условия, определённые для каждого вида общества в отдельности. Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.