Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Переходная экономика Беларуси
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Республика Беларусь
как и другие постсоциалистические
страны в ходе экономических реформ
переходит от административно-кома дной
системы к современной рыночной
экономике. Вначале преобладала
точка зрения (среди белорусских
и среди зарубежных экономистов),
что этот переход займет годы. Теперь
становится ясно, что этот переход
растянется на десятилетия. В постсоциалистических
странах еще долгое время будет
существовать своеобразная, так называемая
трансформационная экономическая
система, или экономика переходного
периода. Это некая смесь элементов
административно-ком ндной и современной
рыночной систем. В ряде стран к
этому добавляются элементы рыночной
экономики свободной конкуренции
и традиционной хозяйственной системы.
Экономическая
теория разработала некоторые подходы
к решению проблем переходного
периода, однако это были проблемы стран,
переходящих от традиционной к современной
рыночной системе, т.е. развивающихся
стран. Эти решения пригодны лишь
частично, а остро необходимое
для постсоциалистических стран
новое направление экономической
теории — экономические проблемы
трансформационного периода — еще
только в стадии становления. Необходимость
перехода от административно-кома дной
экономики к современной рыночной
была обусловлена нараставшей недееспособностью
нетоварной экономики по мере исчерпания
экстенсивных факторов экономического
роста.
Таким образом,
чрезвычайно актуальной представляется
цель работы – исследование понятия
трансформационной экономики и
особенностей формирования рыночной экономики
Республике Беларусь на современном
этапе на основе анализа теоретического
и практического опыта.
Объект исследования
– национальная экономика Республики
Беларусь.
Предмет исследования
– процесс формирования рыночной
системы хозяйствования в Республике
Беларусь на современном этапе.
В соответствии
с целью исследования, определяются
следующие задачи:
- раскрыть сущность
понятия трансформационной экономики;
- проанализировать
зарубежный опыт формирования
рыночной экономики и возможность
его применения в условиях
Республики Беларусь;
- исследовать
состояние и особенности процесса
перехода в Республике Беларусь
на современном этапе.
В ходе написания
работы были использованы учебники и
учебные пособия по теории и практике
макроэкономических преобразований, международных
экономических отношений и конкурентоспособност
национальной экономики, статьи и публикации
из специализированных журналов. Использованы
следующие методы: анализ, синтез, сравнительный,
исторических аналогий и др.
1
СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ
И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ
ЭКОНОМИКИ
Трансформационная
(переходная) экономика представляет
собой особое состояние экономической
системы, когда она функционирует
в период перехода общества от одной
сложившейся исторической системы
к другой. Трансформационный период
— это период времени, в течение
которого общество осуществляет коренные
экономические, политические и социальные
преобразования, а экономика страны
переходит в новое, качественно
иное состояние в связи с кардинальными
реформами экономической системы
[1, c. 135].
Трансформационная
экономика характеризуется следующими
основными чертами, отличающими
ее от других сложившихся систем.
Во-первых, она
представляет собой межсистемное образование.
Поэтому сущность трансформационной
экономики представляет собой смесь,
сочетание административно-командной
и современной рыночной систем с
их зачастую противоречиво функционирующими
элементами.
Во-вторых, если
для командной и рыночной экономик
свойственна определенная целостность,
устойчивость развития, то переходная
экономика характеризуется неустойчивостью
состояния, нарушением целостности. Такое
положение, являющееся кризисным для
сложившейся экономической системы,
можно рассматривать как нормальное
для трансформирующейся экономики.
Сохранение и воспроизводство в
течение относительно длительного
времени неустойчивости, неравновесия
системы имеют свою причину: изменение
цели. Если в обычной, устойчивой системе
такой целью является ее самосохранение,
то для переходной экономики —
трансформация в другую систему.
В-третьих, трансформационная
экономика характеризуется количественным
и качественным изменением состава
элементов. В ней "по наследству"
остались структурные элементы предыдущей
системы: государственные предприятия,
колхозы, производственные кооперативы,
домашние хозяйства и государство.
Но эти элементы функционируют в
качественно иной, преобразующейся
экономической системе, и поэтому
изменяют как свое содержание, так
и свои "функции, связанные с
зарождением рыночной экономики. Вместе
с тем в переходной экономике
появляются новые, не свойственные старой
системе элементы: предпринимательские
структуры различных форм собственности,
негосударственные предприятия, биржи,
коммерческие банки, негосударственные
пенсионные, страховые и другие фонды,
фермерские хозяйства.
В-четвертых, в
переходной экономике наблюдается
качественное изменение системных
связей и отношений. Распались и
исчезли старые планово-директивные
связи между субъектами экономики,
расчистив пространство для формирования
новых рыночных связей. Однако последние
еще носят "переходный' неустойчивый
характер и проявляются в такой
деформированной форме, как "бартерные"
расчеты между предприятиями, взаимные
неплатежи между субъектами хозяйствования
характеризуются частыми сбоями и кризисными
проявлениями [1, c. 137].
Следует отметить,
что понятие "трансформацион ая
экономика" является не новым в
истории развития нашей страны. Она
существовала в 20-е годы нашего столетия
и насчитывала 5 общественно-экономиче ких
укладов: социалистический, частно-капиталистиче кий,
государственно-капиталистический, мелкотоварный
и патриархальный. Однако ее цели и
направленность трансформационных
процессов были прямо противоположны
современной переходной экономике.
Тогда главная задача заключалась
в переходе от многоукладной экономики
к одноукладной — социалистической.
Теперь же стоит прямо противоположная
задача — заменить одноукладную экономику
государственного социализма на многоукладную
национальную экономику, выступающую
базой современного рыночного хозяйства.
Содержанием же
переходной экономики является создание
рыночных отношений, реформирование экономической
политики и методов хозяйствования,
преобразование социально-экономичес их
отношений в направлении демократизации
и либерализации.
Целью идущих преобразований
в Беларуси и других странах СНГ
является социально ориентированная
модель рыночной экономики. Она отличается
от других моделей тем, что в ее
основе лежит широкий плюрализм
форм собственности, причем значительное
место в экономике занимает госсектор.
Основная трудность
переходного периода — это
создание институтов рыночной экономики.
Институты в широком смысле представляют
собой правила экономического поведения
и механизмы, обеспечивающие их выполнение,
а также экономические организации,
субъекты хозяйствования. В переходный
период формируются институты, без
которых не может нормально функционировать
рыночная экономика: частная собственность,
экономическая свобода и ответственность
хозяйствующих субъектов, конкуренция,
рыночная инфраструктура и др.
Характерный признак
трансформационной экономики —
институциональная неполнота, отсутствие
или зачаточное состояние отдельных
институтов рынка. В большинстве
стран СНГ это, прежде всего, отсутствие
рынка земли, слабое развитие фондового
рынка и всей инфраструктуры рынка
в целом. Значительно замедляют
рыночные преобразования недейственность
законов о несостоятельности
и банкротстве предприятий. Объективные
причины этого – глубокий экономический
кризис, характерный для первого
этапа рыночных преобразований. Он
обусловил массовую финансовую несостоятельность
и взаимные неплатежи предприятий.
Приведение в действие в таких
условиях закона о банкротстве, без
учета объективных причин, приведет
к закрытию большинства предприятий
и вызовет массовую безработицу.
Отличительной
чертой переходной экономики являются
масштабность и глубина идущих преобразований.
Они захватывают основы существующего
строя; отношения собственности, политическую
и правовую системы общества, общественное
сознание. Таким образом, переход
к рыночной экономике требует
глубоких изменений в институциональной
структуре общества, институциональной
трансформации: преобразования отношений
собственности (приватизацию) и введения
института частной собственности,
либерализацию экономики, создания
пакета рыночных законов и ограничения
роли государства, формирования новых
субъектов хозяйствования (коммерческих
банков, различных бирж, инвестиционных
и пенсионных фондов и др.).
Также существенной
чертой переходной экономики является
социально-экономиче кий кризис. Возникший
как результат краха командно-административной
системы, этот кризис характеризуется
массовым падением объемов производства,
снижением жизненного уровня населения,
банкротством предприятий, увеличивающейся
безработицей. Ему способствовали такие
факторы, как деформация структуры
народного хозяйства (прежде всего
преобладание производства средств
производства над производством
предметов потребления), совпавший
по времени с трансформацией экономики
массовый износ основных фондов, катастрофически
медленное внедрение достижений
НТП в производство.
В переходной экономике
любого типа обязательно осуществляется
воспроизводственный процесс. Его
общие особенности по сравнению
с «воспроизводством» в чистой системе
можно было бы назвать специфическими
закономерностями функционирования переходной
экономики. К их числу следует
отнести инерционность воспроизводства
и интенсивное преимущественное
развитие новых форм и отношений.
Инерционность
воспроизводства связана с непрерывностью
воспроизводственного процесса, исключающей
развитие по принципу первоначального
«разрушения до основания» всего
старого, а затем создания на этом
основании всего нового. Эта непрерывность
предопределяет и невозможность
быстрой замены существующих форм другими,
желательными. Подобные действия неизбежно
вносят хаос в производственный процесс,
деформируют его, ведут к спаду
производства. Инерционность воспроизводства
в этом смысле предполагает сохранение
в переходной экономике – и
на достаточный длительный период –
старых экономических форм.
Это, прежде всего,
проявляется в сохранении в течение
какого-то времени структуры производства,
преобразование которой требует
сравнительно большого срока. Не может
быстро измениться сложившаяся социально-экономическая
структура общества.
Инерционность
воспроизводственного процесса порождает
ряд следствий, которые важно
иметь в виду в экономической
политике. Во-первых, она обусловливает
глубокую преемственность переходной
экономики с исходным состоянием
перехода. Во-вторых, она обусловливает
относительно длительные сроки переходной
экономики. В-третьих, инерционность
усиливает сохранение сложившегося
в прошлом общественного менталитета.
Другая отмеченная
закономерность – интенсивное преимущественное
развитие новых форм и отношений.
Если первая закономерность выражает,
прежде всего, преемственность переходной
экономики с исходным состоянием
перехода, то вторая как бы подчеркивает
механизм перехода от одной ступени
к другой. Это проявление необратимости
эволюционного процесса, а также
его основных тенденций.
Необходимость
трансформационной экономики обусловлена
ее следующими главными задачами:
1. Преодоление кризисных
явлений, углубившихся после вступления
общества в переходную экономику.
2. Формирование
рыночных отношений и рыночной
инфраструктуры.
3. Реформирование
отношений собственности как
основы экономической системы.
4. Создание условий
экономической свободы для всех
субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой
системы социальной защиты и
социальных гарантий, ограждающих
население от тяжелых последствий
реформирования экономики.
Практика показывает,
что в каждой стране, ставшей на
путь перехода к рыночной экономике,
существуют свои концепции и программы
решения главных задач переходной
экономики, формирования рыночных отношений.
Вместе с тем, в них можно выделить
несколько общих, "обязательных&q ot;
направлений:
- либерализацию
экономики, связанную, в первую
очередь, с отпуском цен. Это
первоочередной шаг реформирования
экономики. Он позволяет выявить
реальное соотношение спроса
и предложения, определить нерентабельные
виды производства и тем самым
наметить первоочередные направления
структурной перестройки народного
хозяйства. Последующие (а зачастую
и одновременные) шаги — освобождение
от государственного диктата
финансовых отношений, а также
внутренней и внешней торговли;
- реформирование
отношений собственности путем
разгосударствления и приватизации
государственной собственности.
Именно в результате приватизации
должно установиться многообразие
форм собственности: государственной,
коллективной и частной. Они
необходимы для преодоления монополии
государства, формирования многоукладной
рыночной экономики, сокращения
сферы государственной регламентации
общественного производства, создания
и развития конкурентных рыночных
отношений;
- стабилизацию
экономики, под которой понимается
устранение резких колебаний
освобожденных цен и формирование
устойчивых финансовых отношений;
- реструктуризацию
(структурную перестройку) экономики
и отдельных предприятий, включающую
мероприятия по санации производства,
приведение структуры народного
хозяйства в соответствие с
требованиями современной рыночной
экономики и потребностями страны,
перестройкой технической базы
предприятий на основе передовых,
высокоэффективных технологий;
- интеграцию
национальной экономики в систему
мирохозяйственных связей, становление
экономики открытого типа. Для
этого нужно осуществить либерализацию
внешней торговли, дать надежную
правовую и экономическую защиту
иностранных инвестиций, обеспечить
подлинную конвертируемость рубля.
Таким образом,
трансформационная экономика представляет
собой особое состояние экономической
системы, когда она функционирует
в период перехода общества от одной
сложившейся исторической системы
к другой. Переходный период — это
период времени, в течение которого
общество осуществляет коренные экономические,
политические и социальные преобразования,
а экономика страны переходит
в новое, качественно иное состояние
в связи с кардинальными реформами
экономической системы.
Трансформационная
экономика имеет ряд отличительных
признаков: неустойчивость; неполнота,
отсутствие или зачаточное состояние
отдельных институтов рынка; масштабность
и глубина идущих преобразований;
альтернативный характер и другие.
Можно выделить
следующие главные задачи трансформационной
экономики:
1. Преодоление кризисных
явлений, углубившихся после вступления
общества в переходную экономику.
2. Формирование
рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
3. Реформирование
отношений собственности как основы экономической
системы.
4. Создание условий
экономической свободы для всех субъектов
хозяйствования.
5. Создание развитой
системы социальной защиты и социальных
гарантий, ограждающих население от тяжелых
последствий реформирования экономики.
2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В настоящее
время в теории и практике проведения
трансформационных преобразований
сложились два противостоящих друг
другу направления. Одно из них называется
«градуализм» (от английского слова
«gradual» - постепенный), а второе - «шоковая
терапия».
Градуализм - это
экономическая концепция, которая
предполагает проведение медленных, последовательных
реформ и отводит государству
главную роль в формировании рынка.
Сторонники этой концепции считают,
что для создания рынка государство
должно постепенно заменять элементы
командно-администра ивной экономики
рыночными отношениями. По мнению градуалистов,
это позволит смягчить процессы преобразований
и избежать резкого снижения производства
и жизненного уровня населения [6, c.
228].
Яркий образец
градуализма – реформы в Китае.
С начала 80-х гг. Китаю удается
поддерживать высокие темпы развития,
примерно 10% прироста ВВП в год. Китай
уже вошел в десятку ведущих
государств мира.
Китайское руководство
придерживается прагматичного подхода.
Оно поощряет рыночные отношения
там, где это возможно, и сохраняет
государственный контроль там, где
считает это необходимым. Политическая
стабильность, способность создать
благоприятные условия для предпринимательства
в сочетании с дешевой рабочей
силой привлекают в Китай иностранный
капитал, вложивший сюда за годы реформ
более 300 млрд. долларов. Это в десять
- пятнадцать раз превышает накопленный
объем иностранных инвестиций в
РБ. Очень удачным решением оказалось
создание свободных экономических
зон в приморских провинциях Китая,
где иностранцы на льготных условиях
открывают новые производства с
использованием китайского сырья, материалов
и рабочей силы.
В то же время
тяжелая промышленность, которую
гораздо труднее перевести на
рыночные рельсы, остается государственной.
Проводя постепенную реформу
госпредприятий, например, разрешая им
выпускать акции, правительство в то же
время не допускает их развала и сохраняет
бюджетное финансирование. Китайские
специалисты признают, что убыточные и
неповоротливые предприятия тяжелой промышленности
не станут конкурентоспособными и в обозримом
будущем их придется закрывать. Однако
они считают, что государство по мере возможности
должно субсидировать их с тем, чтобы кризис
тяжелой промышленности не повлек за собой
опасных экономических и социальных последствий.
Китайский опыт,
безусловно, заслуживает внимания.
Его ценность состоит, прежде всего,
в том, что китайскому руководству
удается совмещать реформы с
быстрыми темпами роста экономики.
Добиться такого сочетания всегда трудно,
потому что в период реформ «переналадка»
экономических механизмов обычно ведет
к сбоям в работе предприятий.
Успех преобразований
в Китае в решающей степени
связан с наличием огромного слоя
мелких предпринимателей в городе и
в деревне. Снятие ограничений на
индивидуальную трудовую деятельность
в начале 80-х гг. позволило в
очень короткие сроки оживить
торговлю, сельское хозяйство и мелкое
производство. В свою очередь это
дало толчок для более крупных
предпринимательских структур, обладающих
капиталом для дальнейшего расширения
дела. Большую роль сыграло привлечение
иностранного капитала и коммерциализация
государственных предприятий.
Стоит отметить,
что китайские реформы проводятся
в благоприятных условиях политической
стабильности, когда государство
имеет возможность добиться исполнения
своих решений. Это очень приближает
проводимые реформы в этой стране
к условиям Республики Беларусь.
«Шоковая терапия»
– это экономическая концепция,
которая считает инструментом формирования
рынка и антиинфляционной политики
одномоментную либерализацию цен,
резкое сокращение государственных
расходов и достижение бездефицитного
бюджета. Она основана на идеях монетаризма,
современного варианта либеральной
рыночной теории, который был разработан
американским ученым, лауреатом Нобелевской
премии Милтоном Фридманом и его
последователями [6, c. 232].
Монетаризм исходит
из того, что рынок - это самая
эффективная форма экономической
деятельности. Рынок способен к самоорганизации.
Поэтому монетаристы утверждают,
что преобразования переходного
периода должны происходить с
минимальным участием государства.
Исходя из этих
соображений, монетаристы делают очень
большой упор на либерализацию экономики,
полагая, что это обеспечит самоорганизацию
рынка. В самом деле, опыт переходных
экономик подтверждает тезис неоклассической
теории о том, что хозяйствующие
субъекты (фирмы, предприниматели) в
ходе рыночного обмена создают рыночные
нормы и организации (институты)
без всякого вмешательства государства.
Например, товарные биржи и посреднические
компании, многие частные компании
и банки, а также неформальные
кодексы ведения бизнеса возникли
исключительно по инициативе самих
предпринимателей. Вместе с тем современная
теория говорит о возможности
возникновения и устойчивого
существования институтов, пагубных
для экономики, например, преступных
сообществ или неэффективных
форм производства и торговли. Кроме
того, саморазвитие рынка на основе
либерализации требует очень
длительного времени. Поэтому либерализации
недостаточно; она должна дополняться
мерами поддержки и развития рыночных
институтов со стороны государства.
Согласно монетаристской
доктрине, главная задача государства
в переходный период - поддержание
устойчивости финансовой системы, поскольку
без стабильной денежной единицы
рынок существовать не может. Поэтому
борьба с инфляцией - стержень монетаризма.
Финансовая политика
правительства в период «шоковой
терапии» направлена на обеспечение
так называемых жестких бюджетных
ограничений, которые должны сменить
мягкие бюджетные ограничения, характерные
для социализма. Жесткие бюджетные
ограничения означают, что предприятия
могут тратить только то, что заработают
сами, не рассчитывая на получение
денег от государства. Что касается
огромных тягот для населения
от резкого удорожания жизни, то монетаристы
считают, что период высоких цен
лучше пройти быстро, чем растягивать
финансовую стабилизацию на долгие годы.
В наиболее последовательном
виде эта доктрина была реализована
в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим
правительством под руководством Лешека
Бальцеровича. Польскому руководству
удалось за два - три года подавить
инфляцию. Укрепление денежной системы
в сочетании с бурным развитием
частного сектора и притоком иностранных
инвестиций позволило Польше всего
через три - четыре года после начала
«шоковой терапии» войти в стадию
экономического роста.
Выбор, который
большинство стран с переходной
экономикой делают в пользу «шоковой
терапии», обусловлен объективными факторами.
На начальном этапе переходного
периода обычно нет условий для
постепенных преобразований, направляемых
государством. Денежный навес, стремительная
инфляция и развал экономики в
этот период сопровождаются распадом
старых органов государственного управления,
что делает едва ли возможным осуществление
последовательного экономического
курса. Только немногие страны, обеспечившие
плавный переход от государственности
советского типа к новому демократическому
государственному устройству или, напротив,
подобно Китаю сохранившие нетронутыми
государственные институты, сумели
обеспечить последовательность и постепенность
рыночных преобразований.
Обобщая опыт реформ
в странах с трансформационной
экономикой, ученые пришли к выводу,
что выбор концепции трансформации
во многом зависит от исходного состояния
дел в стране. Но при любом варианте
проведения реформ огромное значение
имеет сила государственных институтов,
т.е. способность государства, после
начального этапа распада старых
органов управления и создания новых
органов, добиваться осуществления
выбранной экономической политики.
Программа «шоковой
терапии» предлагает следующий пакет
мер:
1. Реформа цен и
рынка (либерализация экономики):
- реформа внутренних
цен;
- либерализация
системы распределения;
- либерализация
внешней торговли;
- либерализация
рынка рабочей силы и системы
заработной платы;
- реформа банковской
системы и создание финансовых
рынков.
2. Развитие частного
сектора — приватизация:
- малая приватизация
и развитие частного сектора;
- крупномасштабная
приватизация;
- структурная
перестройка, ликвидация монополий.
3. Пересмотр
роли государства:
- ограничение
права государственной собственности;
- ограничение
прямой хозяйственной деятельности;
- усиление регулирующей
функции в социальной сфере.
4. Макроэкономическая
стабилизация:
- новая фискальная
политика,
- изменение денежно-кредитной
системы,
- законодательная
реформа;
- институциональная
реформа;
- социальные
гарантии.
Содержание пакетов
предлагаемых реформ и преследуемые
при этом цели, по мнению разработчиков,
коротко сводятся к следующему:
Первый пакет
мер — меры по либерализации экономики
связаны с переходом к конкурентным
рыночным отношениям и соответствующей
реформой цен. На первых порах введение
свободных цен приводит к бесконтрольному
расширению рынков товаров и услуг,
что, в свою очередь, требует демонополизации
торговли и транспорта.
Второй пакет
мер предполагает реформу и структурную
перестройку производства и предприятий.
Первый шаг в этом направлении
заключается в четкой формулировке
прав государственной собственности
и разделении функций государства
как органа в целом. Важное место
занимает осуществление программ приватизации.
Оформление гарантированных прав частной
собственности и облегчение процессов
создания новых частных предприятий
имеют критически важное значение.
Реформу производства невозможно провести
без ликвидации крупных монополий,
перемещения или увольнения излишков
рабочей силы, прекращения убыточного
производства, перепрофилирования и
ликвидации предприятий.
Третий пакет
мер требует переосмысления роли
государства в экономике: оно
должно отказаться от прямой собственности
и контроля над производством
и заменить их косвенным регулированием,
которое бы поощряло экономическую
адаптацию и частную экономическую
деятельность. Другая важная задача государства
— реформировать систему социального
обеспечения и создать гибкую
систему социальной поддержки, позволяющую
смягчить последствия безработицы,
которая будет расти по мере углубления
финансово-экономиче кого кризиса. Необходимо
реформировать основные правительственные
институты, включая центральный банк и
налоговые ведомства, провести корректировку
статей бюджета, наладить систему контроля.
Четвертый пакет
мер — макроэкономическая стабилизация,
которая предполагает ужесточение
налоговой и кредитной политики
по отношению к предприятиям, исправление
различных диспропорций, порожденных
«избытком» денежной массы (т. е. накопленной
суммы денег, которую просто не на
что потратить в условиях дефицита).
В результате на рынке (прежде всего,
потребительском) должно наступить
равновесие, а государственный бюджет
достигнет сбалансированности.
Разработанная
до деталей программа вряд ли может
быть с одинаковым успехом применена
в разных странах. Специфические
особенности каждого отдельного
хозяйства, безусловно, повлияют и на
ход преобразований, и на достигаемые
эффекты. В то же время, по мнению разработчиков
этой программы, все меры должны быть
взаимосвязаны, и очень важно
с самого начала сформулировать долгосрочную
стратегию, одновременно приступая
к действиям на многих направлениях.
Некоторые реформы возможно предпринимать
лишь на поздних этапах, когда уже
достаточно развиты рыночные механизмы.
Таким образом,
в настоящее время в теории
и практике проведения трансформационных
преобразований сложились два противостоящих
друг другу направления – градуализм
и шоковая терапия.
Градуализм - это
экономическая концепция, которая
предполагает проведение медленных, последовательных
реформ и отводит государству
главную роль в формировании рынка.
«Шоковая терапия»
- это экономическая концепция, которая
считает инструментом формирования
рынка и антиинфляционной политики
одномоментную либерализацию цен,
резкое сокращение государственных
расходов и достижение бездефицитного
бюджета. Она основана на идеях монетаризма.
3
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ
ЭКОНОМИКЕ
Продуманная и
последовательная государственная
экономическая политика имеет первостепенное
значение при проведении трансформационных
преобразований.
Важнейшую роль
в трансформационной экономике
играют такие первоочередные мероприятия,
как широкомасштабная либерализация
и последовательная стабилизация. Либерализация
предполагает свободное ценообразование
и прекращение контроля со стороны
государства в торговле. Значимость
либерализации заключается в
ее возможности преодоления двух фундаментальных
недостатков централизованной экономики:
искаженной системы стимулов и ограниченности
информации. Либерализация заставляет
предприятия ориентироваться на потребительский
спрос и получение прибыли в условиях
конкуренции. Она способствует ценообразованию,
соответствующему реальному соотношению
спроса и предложения, дающему сигнальную
информацию производителю о потребности
в тех или иных товарах Либерализация
на первом этапе неизбежно ведет к скачку
цен, а инфляция мешает нормальному функционированию
экономики. Но, несмотря на все издержки,
либерализация позволяет разорвать жесткие
административные связи между государством
и предприятиями, сократить субсидии,
создав тем самым условия для стабилизации
экономики.
Макроэкономическая
стабилизация национальной экономики
означает сокращение инфляции и дефицита
государственного бюджета, прекращение
льготного кредитования и избыточной
денежной эмиссии. Стабилизация включает
преодоление диспропорций в экономике
и внешнеэкономической сфере. При
всем разнообразии способов она обычно
включает в себя такие меры, как
контроль над денежной массой и ее
регулирование, введение внутренней конвертируемости
валют, регулирование учетной ставки
валютного курса и другие, жесткие
монетаристские методы. Однако в тех
странах, где наблю и т.д.................