Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уголовный закон

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Год: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ




Кафедра государственного права








Курсовая работа

по дисциплине «Уголовное право»

на тему: «УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН»











Выполнил:
Студент 2-ого курса, группа П-21,
Специальности правоведение
Денисовский Дмитрий Николаевич

Проверил преподаватель:
Э.А. САРКИСОВА

Гомель 2004


С О Д Е Р Ж А Н И Е :

ВВЕДЕНИЕ ………3

Глава 1 ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, ЗАДАЧИ………....…….. 4

1.1 Понятие уголовного закона ………..………. 4

1.2 Особенности уголовного закона ………..………... 6

1.3 Задачи уголовного закона ………..………... 7

Глава 2 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ЕДИНЫЙ УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА………...………………. 9

2.1 Понятие и характеристика Уголовного кодекса Республики Беларусь………………... 9

2.2 Совершенствование Уголовного Закона ……….. 14

Глава 3 ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ. ТОЛКОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА………..…... 17

3.1 Действие Уголовного Закона в пространстве ……….. 17

3.2 Действие Уголовного Закона во времени ………. 22

3.3 Дипломатический иммунитет и его уголовно-правовое значение...…26

3.4 Толкование Уголовного Закона ………..…..28

ЗАКЛЮЧЕНЕ...……………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………34









    ВВЕДЕНИЕ


Уголовное право является одной из ведущих и самостоятельных отраслей права в Республике Беларусь. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования. Вместе с тем, уголовное право входит в общую систему белорусского права, ему присущи основные части и принципы, свойственные праву Республики Беларусь на современном этапе в целом.
Основным источником уголовного права Беларуси является Уголовный Кодекс Республики Беларусь 1999года, который пришел на смену Уголовному Кодексу, принятому 29 декабря 1960 года и введенному в действие с 1 апреля 1961года. Этот уголовный закон стал юридической базой уголовной политики белорусского государства в новом двадцать первом веке и является результатом почти десятилетней работы белорусских ученых-правоведов, юристов-практиков, парламентариев. Новый уголовный закон создавался на основе достижений юридической науки с учетом происходящих и грядущих социально-экономичес их и политических перемен в стране.
Перед разработчиками кодекса стоял целый ряд задач по обеспечению наибольшего соответствия норм нового уголовного закона сильно изменившимся реалиям жизни нашего общества. Но решая эти задачи, авторы проекта Уголовного Кодекса стремились сохранить преемственность в уголовном праве Республики Беларусь в той части, в которой оно доказало свою эффективность. Разработчики старались бережно отнестись к сложившейся за десятилетия позитивной судебной практике, избегая возможных неоправданных потрясений в ходе уголовно-правовой реформы.
По словам А.В. Баркова в целом эти задачи были решены и Уголовный Кодекс Республики Беларусь 1999г. является значительным достижением отечественной правовой науки и законотворческой практики.
Проанализировать их работу я и попытаюсь в своем исследовании уголовного закона Республики Беларусь.
    Задачами данной работы является анализ и исследование уголовного закона Республики Беларусь.











Глава 1 ПОHЯТИЕ УГОЛОВHОГО ЗАКОHА, ЕГО
    ОСОБЕННОСТИ, ЗАДАЧИ


      Понятие уголовного закона


Источниками уголовного права Республики Беларусь являются Конституция Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы международного права, Уголовный кодекс Республики Беларусь.
Уголовный кодекс Республики Беларусь – это закон, принятый Парламентом страны и состоящий из системы взаимосвязанных правовых норм, которые исчерпывающим образом регулируют общественные отношения, возникающие между государством и лицом, виновным в совершении преступления, по поводу уголовной ответственности.
Только Уголовный кодекс определяет круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлением. В Особенной части Уголовного кодекса дается описание объективных и субъективных признаков конкретных преступлений. Уголовную ответственность влекут лишь те общественно опасные деяния, которые в соответствии с нормами Общей и Особенной частей Уголовного кодекса обладают признаками преступления определенного вида.
Во втором разделе Уголовного кодекса закрепляются основания и условия уголовной ответственности. Уголовная ответственность возможна лишь при совершении преступления в различных его проявлениях и при наличии предусмотренных в Уголовном кодексе условий.
Определяя формы реализации Уголовной ответственности, Уголовный кодекс устанавливает систему наказаний, указывает виды наказаний и их содержание. Кроме этого, в Уголовном кодексе регламентируются основания и условия применения иных мер уголовной ответственности: осуждение с отсрочкой исполнения наказания; осуждение с условным применением наказания; осуждение без наличия наказания; осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера.
Уголовный кодекс устанавливает принудительные меры безопасности и лечения, которые могут применяться к лицам, совершившим предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или совершившим преступления, но заболевшим до постановления приговора или во время отбывания наказания психической болезнью, к лицам, совершившим преступления в состоянии уменьшенной вменяемости, к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Уголовный кодекс является нормативной базой борьбы с преступностью и выступает в качестве юридической составляющей уголовной политики Республики Беларусь. Согласно ч.2 ст.1Уголовного кодекса, он является единственным уголовным законом, действующим в стране. Это важное положение адресовано законодателю и обеспечивает высшую степень кодификации уголовного права, его системность и гармоничность. Вопросы уголовной ответственности не могут решаться в каких-либо особых законах, направленных на борьбу с теми или иными преступлениями. Во всех случаях нормы уголовно-правового характера должны включаться в Уголовный кодекс и применяться как соответствующие статьи этого закона.
Конституция Республики Беларусь определяет содержание Уголовного кодекса и принципы уголовной ответственности. Конституция, во-первых, очерчивает круг социально значимых ценностей, подлежащих уголовно-правовой охране (например, жизнь человека – ст.24; свобода, неприкосновенность и достоинство личности – ст.25; неприкосновенность жилища – ст.29; отношения собственности – ст.ст.13, 44); во-вторых, она закрепляет принципы уголовной ответственности (ст.22, 26); в-третьих, предопределяет правовые основы применения уголовной ответственности (ст.ст.26,27, 60 и др.).
Многие положения Уголовного кодекса основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права. Как отмечается в ч.3 ст.21 Конституции Республики Беларусь: государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепление в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства». А в части 1 статьи 8 Конституции Республики Беларусь провозглашено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [1,с.6].
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь «своеобразным источником белорусского права (в т.ч. и уголовного) являются и некоторые нормы международного права. Так, в части 3 статьи 21 Конституции Республики Беларусь сказано: "Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства". Более того, в части 1 статьи 8 Конституции провозглашено: Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства&qu t;. Своеобразие юридической силы этих норм проявляется в том, что на их основании нельзя кого-либо привлечь к уголовной ответственности или назначить кому-либо уголовное наказание, т.к. указанные нормы международного права не содержат уголовно - правовых санкций. Однако если внутригосударственны уголовно - правовые нормы противоречат указанным международным нормам, лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности в силу прямого действия Конституции РБ и указанных норм международного права. И в этом смысле нормы международного права, относящиеся к правам человека, являются источником уголовного права РБ [2,с.33].
В нормах уголовного закона сформулированы основания и принципы уголовной ответственности, определено, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, установлено, какие наказания могут подлежать применению к лицам, их совершившим.


      Особенности уголовного закона


Уголовному закону в отличие от законов других отраслей законодательства присущи определенные специфические черты.
Уголовный закон является единственным источником уголовного права. Приговоры, определения и постановления судов не признаются источниками права. Они имеют обязательную силу только по конкретному уголовному делу. Точно так же руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь не создают норм права. Они лишь раскрывают смысл, истинное содержание уголовно-правовой нормы, нацеливают судебную практику на правильное ее применение.
Только уголовный закон имеет значение правового акта, который определяет, какое деяние признается преступлением, и какие наказания могут быть применены за его совершение. В Конституции Республики Беларусь, нормах других отраслей законодательства могут содержаться принципиальные положения или отдельные определения, имеющие непосредственное значение для уголовного права. Однако такие положения или определения могут служить только нормативной базой для принятия соответствующего уголовного закона.
Основным источником уголовного права Беларуси является Уголовный кодекс 1999 года. Уголовный кодекс – это закон, принятый Парламентом Республики Беларусь, определяющий, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, закрепляющий основания и условия уголовной ответственности, устанавливающий наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния [3,с.7].
Изложенное позволяет заключить, что уголовный закон - это юридическая основа осуществления борьбы с преступностью, фундамент уголовно-правовой политики государства. Данное определение уголовного закона, его понятие в широком смысле слова относится прежде всего к Уголовному кодексу, в нем регламентированы все вопросы уголовного права. Он означает систему, т.е. целостное единство взаимосвязанных уголовно - правовых институтов и норм, размещенных исходя из их характера, сущности и самого содержания.
Уголовный закон является формой выражения уголовно - правовых норм, совокупность которых и составляет уголовное право. Поэтому понятия эти неразделимы. Закон и норма права, совокупность законов (уголовное законодательство) и совокупность норм права соотносится между собой, как форма и содержание [4,с.22].
Уголовно-правовая политика определяет направления законотворческой и правоприменительной деятельности по выработке общих положений, принципов и целей уголовной ответственности, установлению пределов уголовно-правового запрета, формированию системы наказаний и иных мер уголовной ответственности, дифференциации и индивидуализации ответственности, реализации целесообразных и справедливых мер воздействия на лиц, виновных в совершении преступлений, в целях эффективной охраны установленного правопорядка от преступных посягательств.
Уголовный кодекс Республики Беларусь – это систематизированный уголовный закон, который принят Палатой Представителей Национального собрания 2 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г. И подписан Президентом Республики Беларусь 9 июля 1999 года (введен в действие с 1 января 2001 года [2,с.35].


1.3 Задачи уголовного закона


В условиях формирования правового государства закон, в т.ч. и уголовный, приобретает исключительно важное значение. Широкая правовая реформа, проводимая в стране, призвана обеспечить верховенство закона во всех областях государственной и общественной жизни, усилить механизмы поддержания правопорядка на основе развития народовластия.
Уголовный закон имеет своей задачей охрану мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств. Уголовный Кодекс Республики Беларусь способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь [2,с.30].
Для осуществления этих задач уголовный закон запрещает совершать те общественно опасные деяния, которые признаны преступными. Следовательно, основная функция уголовного закона - охранительная. Вместе с тем в ряде своих норм он предписывает соответствующим органам и должностным лицам устанавливать в содеянном наличие признаков состава преступления и подвергать виновных уголовной ответственности или же, при наличии законных оснований, освобождать их от уголовной ответственности и наказания. В этой своей части нормы уголовного закона регламентируют отношения, которые связаны с преступлением и наказанием, и тем самым выполняют регулятивную функцию.
Уголовный закон имеет также большое предупредительное значение (превентивная функция). Сам факт существования уголовного закона оказывает определенное превентивное воздействие не только на лиц, способных совершить преступление, но и на законопослушных граждан, вырабатывая у людей отрицательное отношение к поступкам, которые в соответствии с законом отнесены к преступлениям. Кроме того, уголовный закон ориентирует уполномоченные государственные органы и должностных лиц на надлежащую борьбу с преступностью, профилактику правонарушений, их предупреждение.
Следует отметить, что основная часть населения Республики Беларусь не совершает преступлений не потому, что опасается подвергнуться уголовной ответственности, а в силу убежденности в аморальности преступного поведения. Для большинства людей уголовный закон способствует укреплению их жизненной позиции, подтверждает неприятие ими поведения, признаваемого преступным. Причем для них огромное значение приобретает не только факт наличия уголовного закона, но главным образом его действенность, эффективность применения.
В правовом государстве меняется соотношение государства и права: если до сих пор право, его отдельные отрасли и институты рассматривались как часть государственной машины, то в правовом государстве право, являясь порождением воли народа, выраженной в законе, изданном высшими органами государственной власти, становится главным регулятором наиболее важных общественных отношений, в т.ч. и тех, которые регламентируют деятельность всех органов государственной власти и государственного управления [4,с.24].
В связи с этим вполне уместно будет считать, что белорусский уголовный закон направлен на решение задач, связанных с охраной и защитой наиболее важных и естественных отношений в белорусском обществе.























Глава 2 УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РБ – ЕДИНЫЙ
      УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА

2.1 Понятие и характеристика Уголовного кодекса
Республики Беларусь
Уголовный кодекс Республики Беларусь представляет собой логически юридически обоснованную систему уголовно-правовых норм. Он делится на Общую и Особенную части, которые в свою очередь делятся на разделы и главы.
В Общей части сосредоточены нормы, устанавливающие принципы и общие положения уголовного права, а также определяющие его основные институты, например, понятия преступления, форм вины, соучастия, целей наказания. Эти нормы применяются ко всем преступлениям.
Общая часть Уголовного кодекса имеет следующую структуру:

Раздел I. Уголовный закон
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Действие уголовного закона в пространстве и во времени.

Раздел II. Основания и условия уголовной ответственности
Глава 3. Преступное деяние.
Глава 4. Вина.
Глава 5. Условия уголовной ответственности.
Глава 6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Глава 7.Множественность преступлений.

Раздел III. Уголовная ответственность
Глава 8. Общие положения об уголовной ответственности.
Глава 9. Наказание и его виды.
Глава 10. Назначение наказания.
Глава 11. Иные меры уголовной ответственности.
Глава 12. Освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Глава 13. Погашение и снятие судимости.

Раздел IV. Принудительные меры безопасности и лечения
Глава 14. Принудительные меры безопасности и лечения

Раздел V. Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет
    Глава 15. Наказание и его назначение лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет.
    Глава 16. Освобождение от уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет.
Особенная часть содержит нормы, которые указывают, какие конкретно общественно опасные деяния являются преступлениями и какие меры уголовного наказания могут быть применены к лицам, их совершившим.
Общая и Особенная части взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой неразрывное единство, которое, в свою очередь, значительно сильнее проявляется при применении уголовного закона. Нельзя применить норму закона, содержащуюся в Особенной части Уголовного кодекса, не обратившись к Общей части. Положения Общей части распространяются на все составы преступлений, предусмотренные в Особенной части Уголовного кодекса.
Общая и Особенная части Уголовного кодекса подразделяются на главы, а последние, в свою очередь - на отдельные статьи.
Особенная часть включает 21 главу, которые систематизированы по группам родственных общественных отношений, на которые посягают соответствующие преступления. Каждая глава Уголовного кодекса состоит из статей, которые имеют сплошную нумерацию для всего кодекса. Статья содержит одну (ст.32 Уголовного кодекса) или несколько (ст.16 Уголовного кодекса) уголовно-правовых норм. Отдельные правовые предписания выделяются в части. Частями статьи называют абзацы, которые начинаются с большой буквы и имеют нумерацию: цифра с точкой, например, ст.ст.1,3 Уголовного кодекса.
В статьях Особенной части Уголовного кодекса указаны признаки конкретных видов преступлений, сформулированы их составы.
В случае включения в Уголовный кодекс новых статей они помещаются в соответствующую главу, исходя из родового объекта посягательства, и обозначаются номером статьи, наиболее близкой к ней по содержанию, но с дополнением к имеющемуся номеру цифрового показателя.
Исключение той или иной статьи (нормы) из Уголовного кодекса в связи с устранением наказуемости деяния или иными причинами также не изменяет порядок нумерации статей в Кодексе, сохраняется номер отмененной статьи с пометкой "Отмена".
В статье или части статьи могут выделяться пункты, которые начинаются с маленькой буквы и имеют нумерацию: цифра со скобкой, например, ст.ст.63, 139 Уголовного кодекса. Разделам, главам и статьям Уголовного кодекса могут быть предпосланы примечания, которые делятся на части, например, примечания к разделу Х, к главе 24, к ст.235 Уголовного кодекса.
С помощью этой "системы координат" мы имеем возможность кратко сформулировать правовую оценку (квалификацию) содеянного виновным [4,с.38].
Содержание отдельных частей в статьях, относящихся к Общей части, характеризуется большим разнообразием. Чаще всего в частях этих статей развивается соответствующая норма, определяются особенности ее применения при каких-то условиях либо устанавливаются случаи неприменения данной нормы или изъятие ее из действия. Например, в части 1 ст. 51 Уголовного кодекса указаны сроки, на которые может быть назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и отмечено, к каким видам наказаний оно относится; в части 2 указаны случаи, когда такое наказание может быть назначено; в части 4 дана отсылка к нормативным актам, которыми установлен порядок исчисления сроков исполнения этого наказания [2,с.33].
В Особенной части в отдельных частях ее статей устанавливается, по общему правилу, ответственность за одно и то же преступление при наличии особенностей, отражающих степень общественной опасности деяния и лица, его совершившего, и влияющих на меру наказания. Например, в части 1 ст. 209 Уголовного кодекса определена ответственность за хищение имущества путем мошенничества, сформулированы основные признаки этого преступления; части 2, 3 и 4 указывают на квалифицирующие признаки, установление которых усиливает (отягчает) уголовную ответственность за мошенничество.
В связи с тем, что абсолютное большинство норм Особенной части устанавливают уголовную ответственность за отдельные виды преступлений, их структура отличается однородностью составных элементов; в них четко обозначены диспозиция и санкция.
Диспозиция - это та часть уголовно-правовой нормы, в которой дается название преступления и раскрываются его объективные и субъективные признаки. По технике построения и способу описания признаков конкретного вида преступления в действующем уголовном законодательстве Республики Беларусь различаются диспозиции пяти видов: простая, описательная, бланкетная, отсылочная, смешанная[5,с.48].
Простая диспозиция называет преступное деяние без раскрытия ею признаков. Например, без указания на признаки деяния сформулирована диспозиция в части 1статьи 431 Уголовного кодекса “Дача взятки”. Простая диспозиция используется законодателем в тех случаях, когда смысл общественно опасного деяния в общих чертах ясен и без описания его признаков в законе. Признаки преступления, которые даны в простой диспозиции, раскрываются в следственно-судебной практике и теоретической литературе.
Описательной называется диспозиция, в которой описываются наиболее существенные признаки деяния. Так в ст. 430 Уголовного кодекса подробно характеризуются признаки получения взятки. Определяя точно признаки преступления, описательная диспозиция имеет в этом преимущество перед простой диспозицией.
Бланкетной является диспозиция, которая, не называя конкретных признаков преступления или называя только часть из них, отсылает для установления содержания признаков преступления к другим нормативным актам, не являющимся уголовными законами (другим законам, инструкциям, уставам, положениям, стандартам, правилам, указаниям и т.д.). Например, бланкетными являются диспозиции в ст. 306 Уголовного кодекса “Нарушение правил охраны труда”. Таким образом, бланкетная диспозиция используется тогда, когда нужно установить уголовную ответственность за нарушение правил, содержащих разнообразные требования или запреты, описанные и подробно раскрытые в других нормативных актах. Эти акты могут быть изданы до введения в действие уголовного закона, содержащего бланкетную диспозицию, одновременно с ним и после его издания; они могут изменяться, но уголовная норма, имеющая бланкетную диспозицию, остается при этом без изменений. Разнообразны учреждения и организации, принимающие и утверждающие такие нормативные акты. Различаются они и по сфере применения. Эти нормативные акты не являются источниками уголовного права. Применительно к уголовному закону (его социальному назначению) они выполняют подчиненную роль. Требования, запреты, сформулированные в них, способствуют установлению признаков преступления, в первую очередь общественно опасного и противоправного деяния (действия или бездействия).
Отсылочной называется диспозиция, отсылающая к уголовно-правовой норме или ее отдельному положению, которые содержатся в другой статье или части статьи Уголовного кодекса, где называется соответствующее преступление или дается описание его признаков. Так законодатель поступает, формулируя диспозицию части 1 статьи 149 Уголовного кодекса, где даются признаки умышленного причинения менее тяжкого телесного повреждения. Чаще всего отсылочные диспозиции применяются для того, чтобы избежать повторений.
Смешанной признается диспозиция, которая сочетает в себе черты ранее названных видов. Частично это простые или описательные диспозиции, частично же - бланкетные или отсылочные. Например, такой является диспозиция части 1 статьи 321Уголовного кодекса "Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта", которая содержит в себе черты описательной, бланкетной и ссылочной диспозиции.
За совершенное преступление в зависимости от его общественной опасности в законе установлена санкция. Это часть статьи Особенной части, которая определяет вид и размер наказания за преступление, указанное в диспозиции. По тяжести наказаний, содержащихся в санкции, можно сравнивать общественную опасность различных преступлений[5,с.62]
По степени конкретизации вида и размера наказания выделяют три вида санкций: абсолютно неопределенную, абсолютно определенную и относительно определенную. В свою очередь абсолютно определенная и относительно определенная санкции могут быть альтернативными.
Абсолютно неопределенная санкция не называет вид и размер наказания. Такие санкции отсутствуют в действующем уголовном законе. Они были характерны для начального периода формирования Советского уголовного права, когда вид и размер наказания определялись по усмотрению суда.
Абсолютно определенная санкция точно называет вид и размер наказания. Такая санкция, наоборот, лишает суд возможности индивидуализировать наказание с учетом обстоятельств дела и личности виновного. В новом Уголовном кодексе 1999 г. таких санкций нет. Однако в истории уголовного права Беларуси такие санкции встречались. Например, статья 63-2 Уголовного кодекса БССР 1928 г. предусматривала, что измена Родине, совершенная военнослужащим, карается высшей мерой уголовного наказания - расстрелом[6,с.44].
Относительно-опреде енной является санкция, которая указывает один вид наказания и его низший и высший пределы, в рамках которых суд с учетом обстоятельств дела, тяжести содеянного и личности виновного избирает размер наказания. Так, часть 1 статьи 139 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает за убийство наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Различают две разновидности относительно-определ нных санкций:
а) с минимумом и максимумом наказания (на срок “от” и “до”). В этом случае в законе предусмотрены низший и высший пределы определенного наказания.
б) с максимумом наказания (на срок “до”). В данном случае указывается только высший предел, наказание сверх которого суд не может назначить. Низшим пределом санкции является низший предел, предусмотренный в норме Общей части Уголовного кодекса для данного вида наказания.

Альтернативная санкция называет несколько видов наказания, размеры которых могут быть абсолютно или относительно определены. Альтернативная абсолютно определенная санкция предусматривалась статьей 253 Уголовного кодекса 1960г., по которой добровольная сдача в плен наказывалась смертной казнью или лишением свободы сроком на пятнадцать лет. Альтернативная относительно определенная санкция наиболее типична для нового Уголовного кодекса. Она позволяет суду избрать вид наказания, а затем и его размер. Примером является санкция статьи 185 Уголовного кодекса, предоставляющая суду возможность назначить виновному в преступлении общественные работы или штраф, или исправительные работы, или арест, или ограничение свободы [3,с.99].

Наряду с основным наказанием относительно-определ нная санкция может содержать указание на одно или несколько дополнительных наказаний определенного вида, которые могут быть назначены судом в дополнение к основному. Дополнительное наказание может быть абсолютно-определен ым, например, конфискация имущества или относительно-определ нным, например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
Дополнительные наказания в санкциях указываются иногда в качестве обязательных, но чаще всего в качестве факультативных. В последнем случае суд в зависимости от обстоятельств дела решает вопрос о применении или неприменении этого наказания.
Как и относительно-определ нные санкции, альтернативные санкции могут содержать указание на возможность применения к одному из основных наказаний дополнительного наказания.


      Совершенствование уголовного закона


Оценивать качества любого нормативного акта можно лишь с учетом результатов его практического применения в течение достаточно длительного времени. Тем более сложно давать подобную оценку положениям Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 года, несомненно, современному и прогрессивному закону, в котором удачно реализованы многие позиции, которые мы привыкли считать неотъемлемыми составляющими системы общечеловеческих ценностей.
Следует отметить, что положения Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь" (далее – Закон) создавались достаточно сложно. Многие из них вызвали острую дискуссию и на стадии разработки законопроекта, и при его рассмотрении в Парламенте. Названный Закон вступил в действие со 2 февраля 2003 года и, как ранее и Уголовный кодекс, он встретил неоднозначные оценки как практиков, так и представителей юридической науки.
Представляется, что стоит обратить внимание не некоторые положения Закона, которые должны оказать определенное влияние на формирование правоприменительной практики.
Так, путем внесения дополнений в часть 2 ст.27 Уголовного кодеса- уголовная ответственность за побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст.413 Уголовного кодекса), установлена с 14 лет. Эта новелла представляет определенный интерес в плане ее критики, поскольку действующей редакцией пункте 1 части 2 ст.54 Уголовного кодекса запрещено назначение наказания в виде ареста лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Таким образом, за побег из-под ареста уголовная ответственность с 14-летнего возраста установлена за деяние, которое в принципе не может быть совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет.
Значительные затруднения на практике вызвали вопросы применения ст.74 Уголовного кодекса (правила сложения наказаний), поскольку ее редакция не охватывала всех реально возникающих случаев и сочетаний вариантов сложения различных видов наказания. В настоящее время в данной норме установлено взаимное соотношение наказаний в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, ограничения по военной службе и общественных работ. Не подлежат сложению, а приводятся в исполнение самостоятельно при назначении с перечисленными наказаниями только штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Законом предоставлена возможность назначения отсрочки исполнения и условного неприменения наказания (ст.ст. 77 и 78 Уголовного кодекса) несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления. Это, безусловно, позволит обеспечить более избирательный подход при решении вопроса об уголовной ответственности данной категории лиц. В то же время значительно увеличен предусмотренный ст.ст.115 и 116 Уголовного кодекса срок лишения свободы, который может быть назначен лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте. С одной стороны, действительно, за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным лишением человека жизни при отягчающих обстоятельствах, наказание в виде 10 лет лишения свободы кажется явно несоразмерным. Судебная практика знает случаи, когда несовершеннолетние убийцы порою превосходят взрослых в изощренности и жестокости совершения убийств. В то же время изменений положений ст.116 Уголовного кодекса выглядело бы более логичным, если бы затрагивало только ситуации, когда в совокупность преступлений или приговоров в отношении несовершеннолетнего входит хотя бы одно особо тяжкое преступление против жизни. Представляется, что эта норма должна иметь прежде всего общепредупредительно значение. Предоставленные законом новые возможности следует применять с особой осторожностью, лишь при наличии обстоятельств, свидетельствующих о крайней социальной опасности обвиняемого, пусть и несовершеннолетнего. Нельзя допускать, чтобы нормой стало назначение несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на срок, превышающий их возраст.
Изменения, внесенные в целый ряд статей главы 24 Уголовного кодекса-"Престу ления против собственности", можно в целом определить как попытку оптимизации уголовной ответственности за данные преступления в общей системе уголовно-правовых санкций. Попытка эта удалась только отчасти, поскольку смягчение нижнего предела санкций в виде лишения свободы при неизменности их верхнего предела данную проблему не решает. К примеру, нижний предел санкции части 4 ст.205 УК (кража в особо крупном размере), является более строгим, чем нижний предел санкции части 1 ст.139 Уголовного кодекса (убийство). Оба деяния относятся к категории особо тяжких преступлений. Можно ли в данном случае говорить о соразмерности установленной за них ответственности? В то же время достаточно удачно скорректирована санкция ст.214 - угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна.
В целом принятие и введение в действие Закона от 4 января 2003 года - это, безусловно, существенный этап на пути совершенствования уголовного закона. Однако процесс этот еще далек от завершения.
Анализ практики применения Уголовного кодекса на протяжении нескольких лет выявил несовершенство целого ряда его норм, оказывающих прямое влияние на решение вопроса о назначении наказаний. Следствием этого является необоснованное преобладание такого вида уголовного наказания, как лишение свободы за нетяжкие преступления, что не соответствует структуре преступности и судимости, общей криминогенной ситуации и возможностям уголовно-исполнител ной системы и привело на практике к возрастанию общего числа осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Такая ситуация сложилась ввиду не вполне обоснованного отнесения ряда преступлений к категории тяжких и особо тяжких, что привело к завышению установленного за них наказания; неудачного определения в Уголовном кодексе категорий рецидива преступлений и правил назначения наказания при рецидиве, что существенно ограничило возможности судов по назначению наказания, не связанного с лишением свободы, за неопасные преступления. В уголовном законе также содержится ряд запретов на применение альтернативных лишению свободы наказаний, а также иных мер уголовной ответственности, не связанных с реальным отбыванием наказания, в отношении целого ряда категорий граждан. Поэтому представляется, что следующим направлением, по которому необходимо совершенствование уголовного закона, должна стать оптимизация установленной Уголовным кодексом системы мер уголовной ответственности [7,с.67].

































Глава 3 ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВHОГО ЗАКОHА В ПРОСТРАНСТВЕ
И ВО ВРЕМЕH. ТОЛКОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА


      Действие уголовного закона в пространстве


Уголовные законы нашего государства действуют на всей его территории. Территорией Республики Беларусь является находящаяся в пределах ее государственных границ суша, водное пространство внутренних озер и рек, воздушное пространство над сушей и водной поверхностью. Территорией Республики Беларусь являются гражданские суда в открытом море и гражданские самолеты под флагом или опознавательным знаком Республики Беларусь, не находящиеся на территории иностранного государства или не пролетающие над этой территорией. Военные корабли и шлюпки, плавающие под флагом Республики Беларусь, военные самолеты вне зависимости от того, где они находятся, также являются территорией Республики Беларусь. Территория посольств Республики Беларусь в иностранных государствах и машины посольств под флагом Республики Беларусь территорий Республики Беларусь не являются. Вместе с тем, здание посольств пользуется дипломатическим иммунитетом. Государственной границей является линия, определяющая пределы сухопутной и водной территории РБ. Вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, является границей воздушного пространства и недр Республики Беларусь. Под воздушным пространством Республики Беларусь понимается воздушное пространство над его сухопутной и водной территорией. Республике Беларусь принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством страны. В случае совершения преступления на воздушном, морском или речном судне, находящемся вне пределов Республики Беларусь, ответственность наступает по закону Республики Беларусь. Имеются в виду гражданские самолеты, вертолеты, аэростаты, пароходы, и т.п. При совершении преступления на судне в территориальных водах (воздушном пространстве) другой страны ответственность наступает по законодательству последней. Гражданские морские, речные суда, самолеты, вертолеты и иные, перемещающиеся в пространстве объекты при нахождении их в территориальных водах, или в воздушном пространстве, или на суше иностранных государств территорией Республики Беларусь не являются. Военные корабли и шлюпки, плавающие под флагом Республики Беларусь, и военные самолеты, вертолеты вне зависимости от того, где они находятся, являются территорией Республики Беларусь [1,с.6].
Ст. 5 Уголовного кодекса Республики Беларусь закрепляет территориальный принцип действия уголовного закона. Общее правило, принятое в развитых государствах, означает, что применяется уголовный закон места совершения преступления. Сущность принципа территориальности, выраженная в ст. 5 Уголовного кодекса, состоит в том, что все лица, совершившие преступления на территории Республики Беларусь, независимо от того, являются ли они белорусскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, несут уголовную ответственность по уголовному кодексу Республики Беларусь. Некоторое исключение составляют лица с дипломатическим иммунитетом. Согласно Уголовного кодекса, преступление считается совершенным на территории Республики Беларусь, если приготовление или покушение осуществлены за границей, а оконченное преступление совершенно или преступный результат наступил на территории Республики Беларусь. Преступление считается совершенным на территории Республики Беларусь, если организационная деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялось за границей, а исполнитель действовал на территории Республики Беларусь или, наоборот, соучастие имело место в Республике Беларусь, а исполнитель преступления - за границей. При совершении преступления на территории двух или более государств применяется закон того государства, где преступление было засечено или пресечено. Организатор, подстрекатель и подсобник, где бы их деятельность ни начиналась, несут ответственность по законодательству того государства, где завершил преступление исполнитель. В соответствии с принципом гражданства, другого распространенного во всем мире принципа действия уголовного закона в пространстве, ст. 6 Уголовного кодекса определяет действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Республики Беларусь. В соответствии с принципом гражданства установлено, что граждане Республики Беларусь и постоянно проживающие в Республике Беларусь лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Республики Беларусь, подлежат уголовной ответственности по закону Республики Беларусь, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершенно, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкций, предусмотренного законом иностранного государства, на территории которого преступление было совершенно. Т.е. граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, при совершении преступления за рубежом подлежат ответственности по нашему законодательству, если они задержаны на территории Республики Беларусь и не понесли наказание по месту совершения преступления по приговору суда иностранного государства. В этих положениях находят выражения идеи международно-правово о сотрудничества в борьбе с преступностью, уважение законодательства других суверенных государств. Если лицо совершило деяние, которое в стране не признается преступление, но считается таковым в Республике Беларусь, привлечение его к ответственности было бы неоправданным. Следует иметь в виду, что большая часть общеуголовных преступлений (посягательство на личность, собственность, контрабанда, наркобизнес, фальшивомонетчество и др.) предусмотрены уголовным законодательством всех государств. Если же белорусский гражданин совершил за границей преступление, и не был там осужден, он по прибытию в Беларусь может быть привлечет к уголовной ответственности и осужден. Однако в случае осуждения указанного лица в Беларуси назначенное ему наказание не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной за данное преступление законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Таким образом, белорусский суд должен учитывать иностранное уголовное законодательство. Положения данной части ст. 6 Уголовного Кодекса сформулированы на основе так называемого оккупационного принципа действия уголовного закона в пространстве, являющегося фактически изъятием из территориального принципа и проявляющегося в применении к преступлениям, совершенным на оккупированной территории, законов государства, совершившего оккупацию. Применение оккупационного принципа обычно происходит на основе договора с государством, на территорию которого введены войска во время войны или после войны или при других обстоятельствам[3,с.13]. Как правило, международным договором устанавливается следующий порядок:
    за преступления должностные и против порядка несения воинской службы военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;
    за преступления, совершенные вне территории расположения воинской части и носящие общеуголовный характер (убийство, изнасилование, кража, грабеж, торговля наркотиками и т.д.), военнослужащие несут ответственность по законодательству страны пребывания.
Согласно ст. 6 Уголовного кодекса, построенного на основе международных принципов универсального и реального: Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Республике Беларусь, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат уголовной ответственности по настоящему кодексу в случаях совершения особо тяжких преступлений, направленных против интересов Республики Беларусь[3,с.13]. Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который также именуется космополитическим, исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключается в том, что каждое государство вправе применить свой уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями. Реальный принцип состоит в том, что каждое государство распространяет свой уголовный закон на преступления, совершенные за границей этого государства, если они посягают на его интересы или интересы его граждан. Реальный принцип устраняет недостатки принципов территориального и гражданства. И наиболее полно защищает интересы государства и интересы граждан. Положения ст. 7 Уголовного кодекса о выдаче лиц, совершивших преступление, относят к действию уголовного закона в пространстве и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников. В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут быть выданы государству, на которое оно было направлено либо гражданами которого они являются[3,с.14].
Вопрос о выдаче преступников регулируется двухсторонними договорами, например, договором о взаимной правовой помощи. Исключением из правил о выдаче преступников является право политического убежища, гарантированное в нашей стране Конституцией. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным мотивам. Лица, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого это лицо находится. Политическое убежище в Республики Беларусь предоставляется Указом Президента Республики Беларусь. Уголовный кодекс в ст. 7 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором Республики Беларусь. Такие договоры о правовой помощи Беларусь заключила с рядом стран СНГ. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль, хотя в этот период между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений[6,с.71].
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в следующих случаях, когда:
    преступление совершено на его территории;
    преступник является гражданином этого государства;
    преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.
Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
Первое - преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).
Второе - если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.
Выдача преступника может преследовать цель и применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.
Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.
В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.


















      Действие уголовного закона во времени


Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.
Правила действия белорусского уголовного закона во времени определены в ст.9 нового Уголовного кодекса, согласно которой преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий[3,с.14].
К каждому преступному деянию, совершенному на отрезке времени, соответствующем сроку действия данного закона, суд применяет этот закон. Это обычное действие уголовного закона или его немедленное действие.
Однако в уголовном законодательстве есть статьи, по которым к преступлению, совершенному до введения в действие закона, которым руководствуются на данный момент суд, последний должен применить закон, действовавший в момент совершения преступления, т.е. старый закон.
Получается, что в период действия нового закона суд применяет отмененный, недействовавший закон. Вследствие распоряжения законодателя как бы продляется жизнь старого закона. Поэтому такое действие закона называют переживанием старого закона или его ультраактивностью.
Наконец, когда в качестве исключения из общего правила к деянию, совершенному в период действия старого закона, применяется новый закон, такое действие называют его обратным действием (обратной силой) или его ретроактивностью [8,с.56].
Общий принцип, принятый в уголовном праве современных правовых государств, означает, что применяется тот уголовный закон, который действовал во времени совершения преступления. В Конституции Республики Беларусь этот принцип нашел отражение: никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Такое законодательное установление запрещает применять новый уголовный закон к деяниям, совершенным в период, когда этого закона не было, что соответствует принципам справедливости и гуманизма.
Для определения времени действия закона важно знать, когда новый закон вступает в силу и может применяться и когда он утрачивает силу.
Вступление закона в силу означает, то с этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. Естественно, до этого момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя. Например в 1993-1996 гг. был предъявлен на рассмотрение граждан Украины проект конституции, но все время до его принятия действовал Конституционный договор и конституция, вступившая в силу в 1978г., включающая в себя все изменения и дополнения, принятые во временном отрезке с 1978 по 1993г. Поведение в соответствие с нормой, не вошедшей еще в законную силу (хотя государство, создавая новую норму, тем самым явно признало неудовлетворительнос ь старой), будет нарушением действующей нормы. В связи с этим, определение момента вступления закона в силу – важный элемент в законодательстве и в применении законов[9,с.51].
Для определения времени действия уголовного закона важно знать, когда новый закон вступает в силу и может применяться и когда он утрачивает силу.
Время вступления закона в силу может быть указано в самом законе, например с момента опубликования или с точно указанной даты. В соответствии с законодательным актом на территории Республики Беларусь применяются только те законы, которые официально опубликованы. Это является значительным демократическим достижением Беларуси. В прошлом имела место практика применения уголовных законов, которые не публиковались.
Разрыв во времени между моментом официального опубликования закона и его вступлением в силу необходим для того, чтобы ознакомить население с его содержанием, а также для того, чтобы должностные лица правоприменительных органов могли изучить закон и точно уяснить его смысл и содержание.
Чем сложнее закон, тем более длительный срок требуется для его изучения. Поэтому новый Уголовный кодекс, принятый в 1999 г., вступил в силу с 1 января 2001 г.
Действие уголовного закона прекращается в следующих случаях: а) в результате его отмены; б) в случае его замены другим законом; в) по истечении срока, указанного в законе, или в связи с изменением условий или обстоятельств, в соответствии с которыми этот закон был принят.
Частью шестой статьи 104 Конституции Республики Беларусь закреплено, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
В пункте 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника[10,с.43]
Уголовный кодекс Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах и нормах международного права [3,с.8].
Согласно части второй статьи 9 Уголовного кодекса закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона, руководствуясь статьей 62 Уголовного кодекса[3,с.14].
Таким образом, согласно статье 9 Уголовного кодекса- более мягким уголовный закон признается в случаях, если он устраняет преступность деяния, смягчает наказуемость деяния или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление[3,с.14]
В соответствии со статьей 5 Закона от 18 июля 2000 г. "О введении в действие Уголовного кодекса Республики Беларусь" приговоры, по которым лица, осужденные по Уголовному кодексу Республики Беларусь 1960 года, не отбыли наказания, подлежат пересмотру в тех случаях, когда назначенное судом наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса.
Согласно статье 16 указанного Закона : приговоры, определения или постановления судов подлежат пересмотру в случаях, когда Уголовный кодекс Республики Беларусь иным образом, чем предусмотрено настоящим Законом, улучшает положение лиц, совершивших преступления, в том числе лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Пунктом 2 статьи 4 Закона от 22 июля 2003 г. "О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь" предусмотрено, что приговоры, по которым осужденные лица не отбыли наказания, подлежат пересмотру в тех случаях, когда назначенное судом наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь в редакции настоящего Закона, а также в случаях, когда нормы настоящего Закона иным образом улучшают положение лиц, совершивших преступления, в том числе лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость.
На практике вследствие некоторой противоречивости статей 5 и 16 Закона от 18 июля 2000 г. и положений пункта 2 статьи 4 Закона от 22 июля 2003 г., а также ввиду отсутствия в Уголовном кодексе определения закона, смягчающего наказуемость деяния, имело место ограничение применения правила об обратной силе уголовного закона. Смягчение наказуемости деяния признается лишь в том случае, если назначенное ранее наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса, измененной новым законом. Именно в таком направлении развивается судебная практика, основывающаяся в том числе и на разъяснениях, содержащихся в рекомендациях судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда по пересмотру приговоров в соответствии со статьей 9 Уголовного кодекса, на основании положений Закона Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальн й кодексы Республики Беларусь". В тех же случаях, когда в санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса снижен минимальный предел наказания, назначенного по ранее действовавшему закону, приговоры не пересматриваются. К указанным случаям суды не применяют и нормы, содержащиеся в части второй статьи 9 Уголовного кодекса.
Не пересматриваются приговоры и в тех случаях, если санкция статьи кодекса, по которой лицо было осуждено, дополнена более мягким наказанием, а также в других случаях изменения соответствующей санкции в сторону смягчения наказуемости деяния. Например, если наказание назначено в пределах санкции нового, более мягкого закона, но нижний и верхний пределы санкции снижены по сравнению с ранее действовавшим законом, в соответствии с которым было назначено наказание.
Снижая минимальный предел установленного за преступление наказания либо иным образом изменяя санкцию статьи Уголовного кодекса в сторону смягчения наказуемости деяния, законодатель, по существу, изменяет оценку характера и степени общественной опасности содеянного, давая возможность судам, руководствуясь общими началами назначения наказания, закрепленными в статье 62 Уголовного кодекса, избрать справедливую меру наказания, соответствующую тяжести совершенного преступления. Отказ от пересмотра приговоров в таких случаях исключает возможность объективной, в соответствии с новым законом и на основе принципа равенства, оценки общественной опасности преступления и назначения справедливого наказания виновному лицу.
Установив принципиальное положение, что новый уголовный закон, каким-либо образом ухудшающий положение лиц, ранее совершивших преступление, обратной силы не имеет, необходимо выяснить, как определять сроки лишения свободы при смягчении или ужесточении наказания. Например, старый уголовный закон предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет, а новый закон за это же преступление устанавливает санкцию в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет. Какой закон является более мягким? В доктрине уголовного права высказывались мнения, что более мягкий закон - это закон с более низким минимальным сроком наказания (М.И. Блум) и, наоборот, сопоставлять строгость законов следует по высшему, а не по низшему пределу их санкции (И.И. Солодкин) [11,с.64].
Таким образом, новый уголовный закон считается более мягким, если он: 1) сокращает минимум или максимум наказания; 2)исключает из альтернативной санкции более строгое наказание; 3) включает в санкцию статьи менее строгое наказание; 4) исключает из санкции дополнительное наказание или вводит более мягкий вид дополнительного наказания.
В случаях, когда новый закон создает новый состав преступления, в то время как ранее такие деяния подпадали под действие более общей нормы и влекли уголовную ответственность, необходимо сравнить санкции общей и специальной (новой) нормы. Если санкция за выделенное из общей нормы деяние мягче санкции закона, по которому квалифицировались аналогичные действия в прошлом, то новый закон имеет обратную силу, если же санкция специальной нормы более строгая, такой закон обратной силы не имеет.
В случае совершения длящихся преступлений, т.е. когда преступное состояние продолжается непрерывно, например дезертирство или незаконное хранение оружия, при изменении уголовного закона применяется новый закон, поскольку преступное деяние продолжается и после вступления этого закона в силу. Также должен решаться вопрос и при совершении продолжаемых преступлений, когда преступное деяние, направленное к одной цели и посягающее на один объект, состоит из ряда отдельных тождественных актов. Если после вступления нового закона в силу был совершен хотя бы один акт продолжаемого преступления, то применяется новый закон.
Таким образом, применение нового уголовного закона должно быть наиболее благоприятным для осужденного. Именно в этом заключается смысл обратной силы уголовного закона.


      Дипломатический иммунитет и его уголовно-правовое значение


Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и граждан, которые, согласно действующим законом и международным договорам, неподсудны по уголовным делам российским судом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Республики решается дипломатическим путем. Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции всегда пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и секретари-архивариус , а также члены их семей, не являющие гражданами Республики Беларусь и проживающие совместно с ними. Иммунитетом обладают дипломатические курьеры при исполнении ими обязанностей. По международным соглашениям правовой иммунитет может быть предоставлен и иным лицам, например журналистам. Также круг лиц, пользующих правом экстерриториальности может быть ссужен или расширен по договоренности заинтересованных сторон. Например, в Венской Конвенции о дипломатических отношениях от 14.04.1961 г. в ст. 1 приведен перечень лиц, пользующихся иммунитетом:
а) глава представительства - есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;
б) сотрудниками представительства- являются глава представительства и члены персонала представительства;
в) членами персонала представительства - являются члены дипломатического персонала, административно-тех ического персонала и обслуживающего персонала представительства;
г) членами дипломатического персонала - являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг;
д.) дипломатический агент - есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства;
е) членами административно-техн ческого персонала - являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техн ческое обслуживание представительства;
ж) членами обслуживающего персонала - являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства;
З.) частный домашний работник - есть лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства…"
Лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия или согласия страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности, подвергнуть задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям.
Иммунитет распространяется и на территорию посольств и дипломатических представительств, на средства передвижения дипломатических представителей, а также, на основании международных договоров, на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.
Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для выполнения следственных действий - осмотра, обыска, задержания и ареста подозреваемых. Например, это можно проследить в ст. 22 в Венской Конвенции о дипломатических отношениях от 14.04.1961 г.:
1. Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства.
2. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
3. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий».
Но также недопустимо использовать дипломатический иммунитет в целях, несовместимых с функциями дипломатических представительств. Например, ст.42 Венской Конвенции о дипломатических отношениях от 14.04.1961 г. гласит, что:
1. Без ущерба для их привилегий и иммунитетов все лица,
пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства.
2. Все официальные дела с государством пребывания, вверенные представительству аккредитующим государством, ведутся с министерством иностранных дел государства пребывания или через это министерство, либо с другим министерством, в отношении которого имеется договоренность, или через это другое министерство.
3. Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания".
Т.е. лица, пользующие правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране или, в случае согласия своего представительства, в стране пребывания. Как правило, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушений законов Республики Беларусь, напр., совершении шпионажа, объявляются персонами non grate. Им предлагается покинуть территорию Республики Беларусь.
Значение дипломатического иммунитета и заключение международных договоров играет огромную роль в развитии международных отношений, поддержанию международного мира, благоприятно влияет на экономическую, политическую сферу страны.



      Толкование уголовного закона


Толкование уголовного закона состоит в уяснении и всестороннем раскрытии содержания закона в целях его точного применения. Толкование не может быть произвольным, выходящим за пределы воли законодателя, выраженной в тексте закона.
Толкование уголовного закона подразделяется на виды в зависимости от субъекта толкования, приемов и объема толкования.
В зависимости от субъекта, разъясняющего закон, различают легальное (или официальное), судебное (или казуальное) и научное (или доктринальное) толкование.
Легальным называется толкование, производимое органом государственной власти, уполномоченным на то законом. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 97 Конституции Республики Беларусь, правом официального толкования законов, в том числе уголовных, наделена Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. Акт легального толкования отличает
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.