Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Переходная экономика: основные концепции и особенности развития
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 16.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО "БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
Макроэкономика
на тему: Переходная
экономика: основные
концепции и особенности
развития
Студентка
УЭФ, 2 курс, ДЭЗ
(подпись)
О.А.Красочко
(дата)
Руководитель
канд. экон. наук,
доцент
(подпись) (оценка) Г.Г.Маслова (дата)
Объект
исследования ? переходная экономика. Предмет
исследования ? основные концепции
и закономерности переходной экономики,
её особенности в Республике Беларусь. Цель
работы: исследовать основные процессы
переходной экономики, а также проблемы
трансформационного периода в Республике
Беларусь. Методы
исследования: описания, систематизации,
классификации, аналитический метод, метод
сравнительного анализа, статистический,
метод сбора фактов. Исследования
и разработки: проведен анализ концепций
перехода к рыночной экономике в различных
странах, в результате которых выделены
основные проблемы, предложены основные
пути их решения. Элементы
научной новизны: определены и сформулированы
основные проблемы переходной экономики
и предложены конкретные способы их
решения в Республике Беларусь. Область
возможного практического
применения: лекции, семинарские занятия. Апробация
(внедрение): использование в учебном
процессе.. Технико-экономическа
и социальная значимость: изучение переходной
экономики является очень актуальным
в начале XXI века, так как множество стран
проходит в данный момент переходный период,
большую часть из которых составляют бывшие
социалистические страны.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в курсовой работе расчётно-аналитическ й
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические,
методические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
___
(подпись
студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………….…
4
1 Общая
характеристика переходной экономики…
………...….6
Переходная
экономика: содержание, черты, задачи………6
Главные задачи
переходной экономики и пути их решения……
...…...8
Роль государства
в рыночной экономике…… ………...….
.11
2 Концепции
перехода к рыночной экономике
и их реализация в
отдельных
странах……… ……….…...
.15
2.1 Концепция
градуализма и особенности ее
реализации в различных
странах………
……….
…15
2.2 Модель
шоковой терапии… ………
………..… …17
3. Особенности
трансформационной экономики Республики
Беларусь……23
3.1 Социально-экономичес ое
развитие Республики Беларусь…
………...23
3.2 Белорусская
модель перехода к рынку………
…..………...………...28
Заключение………………
…32
Список
использованных источников………..
..34
Приложение
А. Выполнение основных показателей Программы
социально– экономического развития
Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы (индексы
изменения в процентах)……….………...36
Приложение
Б. Важнейшие показатели экономической
безопасности в Беларуси………
..………..……….…...37
Приложение
В.Основные показатели социально-экономичес ого
развития
Республики
Беларусь на 2006-2010 годы……….………...……...…...….38
ВВЕДЕНИЕ
Переходная
экономика представляет собой экономику
стран, переходящих от централизованно
управляемой системы хозяйствования к
системе, основанной на рыночных принципах.
Преобразования охватывают основы существующего
строя: отношения собственности, политическую
и правовую системы общества, общественное
сознание.
В
настоящее время экономика Республики
Беларусь, так же как и ряда других
бывших социалистических стран Восточной
и Центральной Европы, приобретает
рыночные черты. Необходимость реформирования
экономики этих стран назревала давно.
Она была обусловлена нарастающей из года
в год неспособностью административно-кома дной
экономики обеспечивать устойчивые темпы
экономического развития. Положение осложнялось
по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых
попыток использования интенсивных факторов
роста.
Неэффективность
функционирования административно-кома дной
системы обусловлена по крайней мере
двумя существенными предпосылками.
Во-первых,
негибкостью, неспособностью этой системы
быстро адаптироваться к экономическим
переменам. Формальное существование
товарно-денежных отношений подрывало
здоровую конкуренцию производителей,
а централизованное, директивное
планирование подавляло хозяйственную
инициативу.
Во-вторых,
для командной экономики характерна
низкая производительность труда. Плановый
характер управления экономикой, показавший
свои позитивные черты в первые годы
советской власти, в дальнейшем, по мере
усложнения экономики, начал давать сбои
и в итоге оказался неспособным эффективно
реализовать достижения научно-технического
прогресса. В результате этого, страны
с плановой экономикой резко отстали от
стран с развитой рыночной экономикой
в техническом и технологическом отношениях.
Все это и обусловило необходимость реформирования
административно-ком ндной экономики,
ее преобразования в рыночную [11, с.14].
Выбранная
тема является достаточно актуальной,
так как в настоящее время Республика
Беларусь находится на этапе перехода
от командно-администрат вного к рыночному
типу экономики.
Становление
современной рыночной экономики - процесс
довольно сложный, поскольку предстоит
коренным образом трансформировать складывавшуюся
на протяжении десятилетий административно-кома дную
систему. Рыночная система функционирует
на принципиально иных механизмах экономического
развития, чем административно-кома дная,
поэтому сформировать ее в сжатые сроки
невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся
социально-экономиче кую структуру общества
и преобразовать отношения собственности,
создать рыночную структуру и соответствующую
нормативно-правовую базу, сформировать,
наконец, новое мировоззрение у субъектов
хозяйствования.
Таким
образом, процесс становления современной
рыночной экономики требует довольно
продолжительного периода времени,
в течение которого будет существовать
так называемая переходная экономическая
система или переходная экономика,
представляющая собой некую смесь
отношений и элементов административно-кома дной
и современной рыночной систем. Переходная
экономика характеризует как
бы «промежуточное» состояние общества,
когда прежняя система социально-экономичес их
отношений и институтов разрушается
и реформируется, а новая только
формируется. Изменения, происходящие
в переходной экономике, являются преимущественно
изменениями развития, а не функционирования,
как это характерно для сложившейся
системы.
Данная
работа посвящена рассмотрению переходной
экономики в её различных аспектах, анализу
белорусской экономики на современном
этапе, тенденциям дальнейшего развития
экономики в нашей стране. Главными задачами
написания данной курсовой работы являются
раскрытие общих тенденций и закономерностей
экономического развития в странах с переходной
экономикой, исследование концепций перехода
к рыночной экономике и их реализация
в отдельных странах, а также выделение
отличительных моментов в экономике переходного
периода Беларуси.
Целью
работы является исследование процессов
переходной экономики, а также анализ
трансформационного периода Республики
Беларусь.
Методы
исследования: описание, систематизация,
классификация, аналитический метод, метод
сравнительного анализа, статистический,
графический, метод сбора фактов.
Данная тема освящена в следующих работах:
научно-методическое пособие Э.И.Лобковича
«Переходная экономика: сущность, проблемы,
особенности в Беларуси», учебное пособие
под редакцией В.Н.Шимова «Национальная
экономика Беларуси», учебное пособие
О.С. Белокрыловой «Теория переходной
экономики», учебное пособие Е.В. Красниковой
« Экономика переходного периода», а также
Программа социально-экономичес ого развития
Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
1.Основные
черты, структура
и особенности
функционирования
переходной экономики
1.1.
Переходная экономика:
содержание, черты, задачи
Экономическое
развитие общества неизбежно связано
с переходами экономики из одного
состояния в другое. Общим для
всех переходных экономических отношений
и состояний экономики является
то, что на период перехода они соединяют
в себе некоторые черты и свойства
прежних и новых экономических
отношений [20, с.19].
Переходная
экономика – это переходное состояние
от одной экономической системы
к другой экономической системе.
В этом случае происходит изменение
основ данной системы, которые приводят
к ее радикальным изменениям. Из
сказанного вытекают основные черты
переходной экономики и ее отличия
от сложившихся экономических систем.
Во-первых,
если сложившаяся экономика воспроизводится
на своей собственной экономической
и институциональной основе, то переходная
призвана сформировать основу новой
экономической системы. Понятие
“основа экономической системы” относится
к числу ключевых в экономической теории.
Оно включает установившиеся в экономике
формы хозяйственных связей или тип координации
деятельности между субъектами экономики,
а также присущий системе господствующий
тип собственности. Когда эти элементы
экономической системы сформированы,
то можно говорить о завершении переходного
состояния экономики и о вступлении ее
в стадию развития на собственной основе.
Во-вторых,
многоукладность экономики –
одно из основных свойств экономики
переходного периода. Экономический
уклад – это особый тип экономических
отношений, существующий наряду с другими
отношениями. В любой экономике,
в том числе и развитой, существуют
различные типы экономических отношений,
уклады, характеризующиеся различными
типами собственности, интересами, способами
ведения хозяйства.
В-третьих,
для переходной экономики характерны
изменчивость, нестабильность, носящие
«безвозвратный» характер. Они не
просто временно нарушают устойчивость
системы, чтобы затем она вернулась
в равновесное состояние, а ослабляют
ее, она постепенно уступает место
другой экономической системе. Эта
неустойчивость, нестабильность состояния
переходной экономики обусловливает,
с одной стороны, особый динамизм
ее развития и соответствующий характер
изменений — необратимость, неповторяемость,
а с другой — рост неопределенности
итогов развития переходной экономики,
вариантов формирования новой системы.
В-четвёртых,
для переходной экономики, представляющей
собой некую смесь старого
и нового, характерно существование
особых переходных экономических форм.
В-пятых,
характерной чертой переходной экономики
является особый характер противоречий.
Это противоречия не функционирования,
а развития, т.е. нового и старого, противоречия
различных слоев общества, стоящих за
теми или иными субъектами экономических
отношений. Изменения, на которые направлена
переходная эпоха, в экономическом аспекте
всегда имеют революционный характер:
речь идет о смене экономических систем.
В-шестых, переходной экономике свойственна
историчность, которая связана с двумя
обстоятельствами. Прежде всего, сами
условия переходной экономики носят исторический
характер; кроме того, историчность переходной
экономики зависит от особенностей региона,
а также и от отдельной страны, что означает,
что даже известные общие для переходной
экономики закономерности по-разному
проявляются в различных условиях.
В–седьмых,
для переходной экономики характерна
относительная длительность преобразований.
Она объясняется не только сложностью
и противоречивостью процессов. Это прежде
всего следствие естественных, не зависящих
от политической власти факторов, - известной
инерционности прежних подходов, невозможности
единовременно изменить технологический
базис, заменить кадры, изменить структуру
народного хозяйства, создать новые политические
и экономические институты. Среди многочисленных
изменений, происходящих в переходный
период, некоторые носят необходимый,
неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться
как закономерности. Наглядно общие закономерности
могут быть представлены на рисунке 1:
Рисунок
1 ? Общие закономерности
перехода к рыночной
экономике
Примечание
? Источник: [7, с.112]
Таким
образом, переход к рыночной экономике
требует глубоких изменений в
институциональной структуре общества,
институциональной трансформации:
преобразования отношений собственности
(приватизацию) и введения института
частной собственности, либерализацию
экономики, создания пакета рыночных законов
и ограничения роли государства,
формирования новых субъектов хозяйствования
(коммерческих банков, различных бирж,
инвестиционных и пенсионных фондов
и др.). Рассмотрим основные задачи переходной
экономики и пути их решения[12, с.23].
Главные задачи переходной
экономики и пути их
решения
Процесс
трансформации, который сейчас проходят
бывшие социалистические страны, а
также образовавшиеся на постсоюзном
пространстве государства, можно охарактеризовать
как переходную экономику. Поскольку
это переход от прежней экономической
системы огосударствленного социализма
к новой экономической системе, то здесь
имеют место признаки переходной экономики:
изменение основ экономической системы,
включая формы координации и изменение
собственности, а также изменение всех
основных институтов общества
[6, с.12].
Мировой
опыт развития XX века, включая опыт
бывших социалистических стран, позволяет
выявить ряд устойчивых закономерных
тенденций, которые проявились в
экономике различных и, прежде всего,
развитых государств в настоящее
время.
1.
Рыночная экономика, рыночное
распределение ресурсов и оценка
их эффективности еще раз доказали
свою ключевую роль в развитии
общества. Тот факт, что все попытки
отказаться от товарно-денежных
отношений, принизить их роль,
предпринятые в бывших социалистических
странах и в некоторых других
государствах, не увенчались успехом
— яркое свидетельство уникальной
роли рынка и рыночной системы
хозяйства. Несмотря на то, что
в XX веке произошли значительные
изменения в рыночной системе,
ее основные элементы и свойства
сохранились и в современных
условиях. Это, во-первых, независимое,
обособленное положение субъектов
рынка, которые осуществляют инициативную
предпринимательскую деятельность
и развитие на этой основе
капиталистической тенденции. Во-вторых,
рыночная система предполагает
наличие целой системы рынков,
которые взаимно дополняют друг
друга. В-третьих, рыночная система
не может функционировать без
целостной системы институтов
рынка, включая правовое обеспечение
рыночной деятельности. Рыночная
экономика, как единство микро-
и макроуровней экономической системы,
включает в себя все данные элементы в
единстве. Недооценка любого из них может
привести к тому, что потенциал рыночного
хозяйства страны будет недоиспользован.
Отсюда перед переходной экономикой стоит
особая задача — создание рыночной системы
как основы экономики.
2.
Объективная потребность в сознательном
регулировании всего народного
хозяйства стала фактом экономической
жизни всех развитых стран
с рыночным хозяйством. Опыт государственного
регулирования экономики, функции
государства в обеспечении социальной
и экономической стабильности
в обществе, научно-технического
прогресса и так далее свидетельствует
о том, что речь идет не
просто о воздействии на ход
воспроизводства, что имело место
и ранее, а о новом явлении,
когда сознательно и постоянно
регулируется все общественное
хозяйство.
3.
Экономика современных государств
— это открытая экономика.
Эта тенденция настойчиво проявляла
себя на протяжении всей истории
развития различных государств,
однако лишь в XX веке она
стала господствующей во внешнеэкономической
деятельности. Причины открытости
экономики вытекают из ее рыночной
основы, когда в конкурентные
отношения на мировых рынках
вступают не только отдельные
государства, но и все основные
субъекты экономики. Открытость
экономики все более и более
обогащается интеграционными процессами,
что создает новые возможности
для переплетения внутренних
рынков различных государств, свободного
движения ресурсов между ними.
Следовательно, перед переходными
экономиками возникает сложная
проблема формирования открытой
экономики и одновременно поиска
модели национального воспроизводства.
Такие
кризисные явления, как резкое сокращение
промышленного производства, рост безработицы,
усиление инфляции и другие в определенной
мере обусловлены деформацией функционирующего
в условиях плановой системы хозяйственного
механизма. В их основе лежат глубочайшие
противоречия, накапливаемые в плановой
экономике в течение десятилетий. Отказ
от централизованного планирования, от
твердых цен на продукцию «выплеснул»
наружу противоречия и несоответствия.
Поскольку кризисные явления образуют
элемент содержания переходной экономики,
это существенно усложняет ее задачи,
ибо требует принятия чрезвычайных мер
по преодолению кризисной ситуации и стабилизации
экономики.
Важнейшей
основой преобразования существующей
экономической системы является
создание развитой системы социальной
защиты и социальных гарантий. Современной
экономике нужна эффективная
система социальной защиты, которая
позволяла бы использовать трудовой
и инновационный потенциал каждого
человека, независимо от его социально-экономичес ого
статуса.
Сложность
состояния экономики к началу
переходных процессов и грандиозность
проблем по реформированию экономической
системы предопределили необходимость
одновременного решения многообразных
и разноплановых задач: во-первых, задач
чрезвычайного характера, связанных с
кризисным состоянием экономики и других
сфер общественной жизни; во-вторых, задач
перехода от плановой системы хозяйствования
к рыночной; в-третьих, задач перспективного
стратегического развития в направлении
создания социально ориентированной экономики.
Сочетание
этих задач определяет своеобразие
содержания переходной экономики и
следующие пути их решения.
1.
Осуществление финансово-кредитной
стабилизации экономики посредством
проведения жесткой денежно-кредитной
политики.
2.
Разгосударствление и приватизация
экономики и развитие на этой
основе предпринимательства и
конкуренции. От темпов преобразования
отношений собственности зависит
процесс развития конкуренции
в переходной экономике.
3.
Демонополизация экономики, являющаяся
важнейшей предпосылкой для развития
рыночной конкуренции. Ее эффективное
проведение в рамках переходной
экономики предполагает:
разработку
системы ограничений на слияния и монополийные
межфирменные соглашения, ведущие к существенному
росту уровня монополизации и ослаблению
конкуренции;
проведение
разукрупнения сложившихся предпринимательских
монополий;
создание
конкуренции в монополизированных отраслях,
поощрение действующих предприятий в
других отраслях к производству монополизированных
видов продукции, поощрение импорта такой
продукции и другие меры.
4.
Либерализация цен, переход к
их формированию в соответствии
с рыночным механизмом. Свободные
рыночные цены уравновешивают
спрос и предложение, ликвидируют
состояние дефицита, создавая условия
для усиления конкурентной борьбы.
Существуют два основных способа
перехода к рыночному ценообразованию:
а)
радикальный, то есть быстрая и широкомасштабная,
полная либерализация цен, выступающая
основным элементом реализации так
называемых шоковых экономических
реформ;
б)
постепенный, то есть поэтапная и
рассчитанная на длительный период времени
либерализация цен.
5.
Формирование рыночной инфраструктуры
— системы экономических институтов
(предприятий и организаций), призванных
постоянно обслуживать развивающийся
механизм рыночных связей производства
и потребления.
6.
Создание сильной системы социальной
защиты населения.
7.
Достижение социальной переориентации
экономики на основе активной
структурно-инвестиц онной политики
в направлении опережающего развития
производства потребительских товаров
и услуг [11, с.17-19].
Трансформация
административно-ком ндной системы
в рыночную экономику может быть
осуществлена двумя путями: эволюционным
или путем шоковой терапии. Различие
между ними заключается в сроках
проведения системных преобразований
и стабилизационных мер, степени
охвата рыночными механизмами народного
хозяйства, объеме регулирующих функций
государства и так далее.
Следует
отметить, что выбор эволюционного
или шокового пути перехода к рыночной
экономике зависит не столько от воли
политиков, сколько от комплекса политических,
экономических, социальных, исторических
и других факторов.
1.3
Роль государства в
переходной экономике
Одним из главных условий перехода
к рыночной экономике является
изменение роли государства как
регулятора хозяйственных процессов.
В плановой экономике государственное
управление играло решающую роль
в определении всех экономических
пропорций, тогда как в рыночной
экономике основным регулятором
хозяйственных пропорций является рынок.
Однако в переходной экономике роль государственного
регулирования более значима, чем в сложившемся
рыночном хозяйстве
[4, с.138].
Система государственного регулирования
в переходной экономике характеризуется
двумя определяющими тенденциями.
Во-первых, степень государственного
вмешательства в экономику уменьшается.
Во-вторых, происходит переход от
преимущественно административных
способов государственного регулирования
к экономическим [8, с.173].
Значительная
роль государства в период перехода
к рынку обусловлена следующими
причинами. Переход от административно-кома дной
системы к рыночной не происходит автоматически,
особенно в странах, находящихся на этапе
индустриального общества (Беларусь, Россия,
большинство стран СНГ, страны Восточной
Европы). Также в переходной экономике
рынок не сразу становится главным регулятором
хозяйственной деятельности. На начальном
этапе перехода к рынку распад административно-кома дной
системы обычно происходит быстрее, чем
создание рыночных механизмов, что вызывает
дезорганизацию хозяйственной деятельности.
Чтобы не допустить этого, государству
приходится более активно вмешиваться
в экономические процессы [26, с.147].
Можно выделить две группы
регулирующих функций государства.
Во-первых, группа функций по созданию
условий эффективной работы рынка.
Во-вторых, это функции по дополнению и
корректировке действия собственно рыночных
регуляторов.
К
первой группе относится функция
обеспечения правовой базы и создания
общих правовых условий экономической
деятельности субъектов хозяйствования,
а также функции стимулирования
и защиты конкуренции как главной
движущей силы в рыночной среде, создания
и развития рыночной инфраструктуры.
Эти функции присущи как переходной, так
и развитой рыночной экономике.
Государству принадлежит важная роль
в стимулировании и защите конкуренции.
В связи с неразвитостью конкуренции и
чрезвычайно высоким уровнем монополизации
рынка, характерным для экономики переходного
периода, реализация данной функции приобретает
особое значение. Ведь там, где существует
монополистическая власть, механизм цен
не может обеспечить эффективное использование
располагаемых обществом ресурсов. Поэтому,
во-первых, нужны законы, которые разрешают
и стимулируют предпринимателей открывать
новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации
существующих предприятий должен предусматривать
создание конкурентных рынков. В-третьих,
следует открыть внутренние рынки для
иностранных предпринимателей. В-четвертых,
должны быть законы, поощряющие конкуренцию
и запрещающие монополистические объединения
и соглашения относительно цен.
Формирование рыночной системы
предполагает обеспечение экономической
и политической стабильности. С
одной стороны, это необходимо
для зарождающегося внутреннего
бизнеса, а с другой — для
привлечения иностранного капитала.
Необходимость реализации государством
стабилизационной функции обусловлена
кризисным состоянием переходной экономики,
для которой характерны снижение экономической
активности и спад производства, высокий
уровень инфляции, тяжелое финансовое
положение предприятий и снижение инвестиционной
активности, безработица и падение уровня
жизни большей части населения.
Государство призвано сыграть существенную
роль в становлении рынка и его сегментов,
институтов и инфраструктуры. Именно государство
институционально формирует структуру
рынка: рынок товаров и услуг; финансовый
рынок, включающий в себя межбанковский
рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг,
рынок среднесрочных и долгосрочных банковских
кредитов; рынок труда. Государство активно
участвует в создании инфраструктуры
рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые,
фондовые), холдинги, корпорации, биржи
труда и так далее [10, с.168].
Ко второй группе относятся
функции регулирования распределительных
процессов и перераспределения
доходов, корректировки результатов
рыночных процессов, обеспечения
экономической стабильности и
стимулирования экономического
роста.
Государство, помимо функций чисто
переходного характера, выполняет
функции, регулирующие макроэкономические
пропорции, оказывающие стабилизирующее
воздействие на экономику. На первый план
выходят экономические методы регулирования.
Решение таких макроэкономических задач
как преодоление кризисных явлений в экономике,
спад производства, сдерживание инфляции,
проведение структурной перестройки,
решение проблем социальной защиты граждан
может быть реализовано только с помощью
гибкого применения комплекса инструментов
фискальной и кредитно-денежной политики.
Целенаправленная реализация государством
функции экономической стабилизации
должна обеспечить не только
равновесие в сложившихся условиях,
но и выход из кризиса. Этого
можно достичь на основе разработки
и реализации научно обоснованной
модели становления и развития
рыночной системы, построенной
с учетом сложившихся условий,
внутренних и внешних факторов
экономического развития.
Переход к рыночной экономике
сопровождается резким увеличением
дифференциации доходов различных
слоев населения. Причем этот
процесс происходит на фоне
экономического спада и высоких
темпов инфляции, которые обостряют
проблему неравенства, вызывая
снижение жизненного уровня населения.
Государство вынуждено более
интенсивно участвовать в регулировании
распределительных процессов, происходящих
в переходной экономике. Цель
государственного вмешательства
— сократить различия в размерах
доходов между отдельными субъектами
путем их перераспределения.
В тех сферах, где рынок оказывается
неспособным в полной мере
обеспечить удовлетворение общественных
потребностей, в частности, в «общественных
товарах», государство берет на
себя эту функцию. Вмешательство
государства носит здесь вспомогательный
характер и призвано гарантировать
необходимое предложение товаров,
которые по тем или иным
причинам не производятся рынком
или производятся недостаточно,
например, услуги образования.
Регулирующие функции государство
выполняет посредством административных
(прямых) или экономических (косвенных)
методов. Прямое вмешательство
государства – это принятие
законодательных актов, призванных
упорядочить и развивать отношения
между всеми элементами рыночной
системы. Административные методы
регулирования ограничивают свободу
хозяйствования. Они преобладали
в командной экономике. Экономические
методы непосредственно воздействуют
на конъюнктуру рынка и через нее косвенно
на производителей и потребителей товаров
и услуг.
В зависимости от цели вмешательства
меры экономической политики
могут быть направлены на:
-стимулирование капиталовложений
и восстановление (если это возможно)
равновесия между сбережениями
и инвестициями;
-обеспечение полной занятости;
-стимулирование экспорта и импорта
товаров, капиталов и рабочей
силы;
-воздействие на общий уровень
цен в целях его стабилизации
и цены на некоторые специфические
товары;
-поддержку устойчивого экономического
роста;
-перераспределение доходов
и некоторые
другие цели.
Для проведения этих разнообразных
мер государство прибегает главным
образом к фискальной и кредитно-денежной
политике. Фискальную политику можно
определить как политику, проводимую
путем манипулирования государственными
доходами (прежде всего налогами)
и расходами. Кредитно-денежная
политика - это политика, проводимая
путем регулирования денежной
массы в обращении и совершенствовании
кредитной сферы [18, с.35].
Парадоксом переходной экономики является
то, что возможности государства влиять
на хозяйственные процессы в этот период
уменьшаются (в силу либерализации, приватизации
и других мер), а потребность в государственном
вмешательстве сохраняется на высоком
уровне и даже возрастает в связи с общим
кризисным состоянием экономики и особенно
ряда его секторов (социальная сфера и
трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).
2
Концепции перехода
к рыночной экономике
и их
реализация в отдельных
странах
2.1
Концепция градуализма
и особенности
ее реализации
в различных
странах
Практика
стран, входивших некогда в «мировую
социалистическую систему», демонстрирует
два основных варианта трансформации
административно-ком ндной системы
в рыночную экономику: первый (исторически
более ранний) — эволюционный путь
постепенного создания рыночных институтов
(Китай и в немалой степени Венгрия); второй
— «шоковая терапия», применявшаяся с
той или иной степенью интенсивности в
России, и большинстве стран Центральной
и Восточной Европы (в классической форме
— в Польше) [5, с.53].
Степень
макроэкономической несбалансированности
– не единственный фактор, обусловливающий
выбор той или иной модели реформ.
Очень важны и такие экономические
факторы, как политическое устройство
страны, её история, ультура, географическое
положение.
Эволюционный
путь («градуализм»)
Градуализм
- это экономическая концепция, которая
предполагает проведение медленных, последовательных
реформ и отводит государству главную
роль в формировании рынка. Сторонники
этой концепции считают, что для создания
рынка государство должно постепенно
заменять элементы командно-администрат вной
экономики рыночными отношениями. По мнению
градуалистов, это позволит смягчить процессы
преобразований и избежать резкого снижения
производства и жизненного уровня населения.
Мировая
практика показывает, что эволюционный
вариант перехода более предпочтителен
в тех случаях, когда значительный
удельный вес в народном хозяйстве
занимают отрасли с предпринимательским
сектором9сельское хозяйство, ремесленное
производство), удельный вес тяжёлой
промышленности невысокий, есть стабильность
финансовой системы.
Яркий
образец градуализма - реформы в
Китае. Хотя эта страна относится к
посттоталитарному типу, китайский опыт
настолько удачен, что может служить образцом
для подражания и в постсоциалистических
государствах. С начала 80-х гг. Китаю удается
поддерживать высокие темпы развития,
примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже
вошел в десятку ведущих государств мира
и в ближайшие годы может догнать передовые
страны Запада.
Китайское
руководство придерживается крайне
прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные
отношения там, где это возможно, и сохраняет
государственный контроль там, где считает
это необходимым. Политическая стабильность,
способность создать благоприятные условия
для предпринимательства в сочетании
с дешевой рабочей силой привлекают в
Китай иностранный капитал, вложивший
сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов.
Это в пятнадцать — десять раз превышает
накопленный объем иностранных инвестиций
в РБ. Очень удачным решением оказалось
создание свободных экономических зон
в приморских провинциях Китая, где иностранцы
на льготных условиях открывают новые
производства с использованием китайского
сырья, материалов и рабочей силы [20, с.152].
В
то же время тяжелая промышленность,
которую гораздо труднее перевести
на рыночные рельсы, остается государственной.
Проводя постепенную реформу госпредприятий,
например, разрешая им выпускать акции,
правительство в то же время не допускает
их развала и сохраняет бюджетное финансирование.
Китайские специалисты признают, что убыточные
и неповоротливые предприятия тяжелой
промышленности не станут конкурентоспособными
и в обозримом будущем их придется закрывать.
Однако они считают, что государство по
мере возможности должно субсидировать
их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности
не повлек за собой опасных экономических
и социальных последствий.
Китайский
опыт, безусловно, заслуживает внимания.
Его ценность состоит, прежде всего, в
том, что китайскому руководству удается
совмещать реформы с быстрыми темпами
роста экономики. Добиться такого сочетания
всегда трудно, потому что в период реформ
«переналадка» экономических механизмов
обычно ведет к сбоям в работе предприятий.
Успех
преобразований в Китае в решающей
степени связан с наличием огромного
слоя мелких предпринимателей в городе
и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную
трудовую деятельность в начале 80-х гг.
позволило в очень короткие сроки оживить
торговлю, сельское хозяйство и мелкое
производство. В свою очередь это дало
толчок для более крупных предпринимательских
структур, обладающих капиталом для дальнейшего
расширения дела. Большую роль сыграло
привлечение иностранного капитала и
коммерциализация государственных предприятий
[14, с.698].
Нетрудно
увидеть, что китайские реформы
проводятся в благоприятных условиях
политической стабильности, когда государство
имеет возможность добиться исполнения
своих решений. В чем причины этой стабильности,
отличающие преобразования в Китае от
реформ в РБ? Во-первых, в Китае пока нет
движения к политической демократии и
связанного с ней столкновения интересов
и мнений, а сохраняется власть Коммунистической
партии. Во-вторых, благодаря национальной
и культурной гомогенности (однородности)
общества Китай почти не сталкивается
с проблемами национального сепаратизма
и противоречий между Центром и регионами.
Очевидно, что такое положение дел сильно
отличается от ситуации в РБ. Поэтому в
нашей стране китайский опыт в целом невоспроизводим,
хотя отдельные его элементы могли бы
найти здесь использование.
Таким
образом, можно выделить следующие общие
черты эволюционного пути перехода к рыночной
экономике.
1.
Государство на основе долгосрочной стратегии
реформ последовательно, шаг за шагом
заменяет механизмы административно-кома дной
системы рыночными отношениями.
2.
Начало реформы связывается с установлением
динамического равновесия на потребительском
рынке, причем не только с помощью более
гибкой системы цен, но и, прежде всего,
благодаря быстрому развертыванию в частном
секторе производства потребительских
товаров и оказания услуг и насыщению
ими рынка.
3.
Рыночные отношения первоначально охватывают
сферу производства и сбыта потребительских
товаров и лишь, затем распространяются
на инвестиционные отрасли.
4.
Либерализация цен проводится на последующих
этапах реформы, причем нередко с сохранением
государственного контроля над ценами
в отраслях с сильными монополистическими
тенденциями, с целью избежать резкого
снижения жизненного уровня населения.
5.
Проводится жесткая финансовая политика
в целях недопущения высокой инфляции.
6.
Активно формируется рыночная инфраструктура,
поощряется частное предпринимательство,
главным образом в мелком производстве
и сфере услуг [9, с.153].
Импульс,
данный развитию сельского хозяйства
и связанных с ним отраслей
по производству потребительских товаров,
становится своеобразным мотором дальнейшего
распространения рыночных механизмов
и, одновременно, приводя к насыщению потребительского
рынка, создает благоприятный социальный
фон для дальнейшего углубления реформ.
2.2
Модель шоковой
терапии
Противоположным
градуализму является вариант радикального
перехода к рынку («шоковая терапия»).
«Шоковая терапия» - это экономическая
концепция, которая считает инструментом
формирования рынка и антиинфляционной
политики одномоментную либерализацию
цен, резкое сокращение государственных
расходов и достижение бездефицитного
бюджета. Она основана на идеях монетаризма,
современного варианта либеральной рыночной
теории, который был разработан американским
ученым, лауреатом Нобелевской премии
Милтоном Фридманом и его последователями.
Монетаризм
исходит из того, что рынок - это
самая эффективная форма экономической
деятельности. Рынок способен к самоорганизации.
Поэтому монетаристы утверждают,
что преобразования переходного
периода должны происходить с минимальным
участием государства. Действительно,
как показывает теория общественного
выбора, государство не есть некий абстрактный
институт. Оно возглавляется конкретными
людьми, которые заинтересованы в сохранении
своего социального статуса и потому не
расположены к тому, чтобы допустить автономное
функционирование экономики.
Исходя
из этих соображений, монетаристы делают
очень большой упор на либерализацию
экономики, полагая, что это обеспечит
самоорганизацию рынка. В самом деле, опыт
переходных экономик подтверждает тезис
неоклассической теории о том, что хозяйствующие
субъекты (фирмы, предприниматели) в ходе
рыночного обмена создают рыночные нормы
и организации (институты) без всякого
вмешательства государства. Например,
товарные биржи и посреднические компании,
многие частные компании и банки, а также
неформальные кодексы ведения бизнеса
возникли исключительно по инициативе
самих предпринимателей. Вместе с тем
современная теория говорит о возможности
возникновения и устойчивого существования
институтов, пагубных для экономики, например,
преступных сообществ или неэффективных
форм производства и торговли. Кроме того,
саморазвитие рынка на основе либерализации
требует очень длительного времени. Поэтому
либерализации недостаточно; она должна
дополняться мерами поддержки и развития
рыночных институтов со стороны государства.
Согласно
монетаристской доктрине, главная задача
государства в переходный период - поддержание
устойчивости финансовой системы, поскольку
без стабильной денежной единицы рынок
существовать не может. Поэтому борьба
с инфляцией - стержень монетаризма.
Финансовая
политика правительства в период
«шоковой терапии» направлена на обеспечение
так называемых жестких бюджетных ограничений,
которые должны сменить мягкие бюджетные
ограничения, характерные для социализма.
Жесткие бюджетные ограничения означают,
что предприятия могут тратить только
то, что заработают сами, не рассчитывая
на получение денег от государства. Что
касается огромных тягот для населения
от резкого удорожания жизни, то монетаристы
считают, что период высоких цен лучше
пройти быстро, чем растягивать финансовую
стабилизацию на долгие годы [22, с.146].
В
наиболее последовательном виде эта
доктрина была реализована в Польше
в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим
правительством под руководством Лешека
Бальцеровича. Польскому руководству
удалось за два-три года подавить инфляцию.
Укрепление денежной системы в сочетании
с бурным развитием частного сектора и
притоком иностранных инвестиций позволило
Польше всего через три-четыре года после
начала «шоковой терапии» войти в стадию
экономического роста.
Недолгая
история переходной экономики показывает,
что почти все постсоциалистические
страны в той или иной степени руководствовались
доктриной «шоковой терапии». В некоторых
странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии
- этот опыт был вполне успешен.
Выбор,
который большинство стран с
переходной экономикой делают в пользу
«шоковой терапии», обусловлен объективными
факторами. На начальном этапе переходного
периода обычно нет условий для постепенных
преобразований, направляемых государством.
Денежный навес, стремительная инфляция
и развал экономики в этот период сопровождаются
распадом старых органов государственного
управления, что делает едва ли возможным
осуществление последовательного экономического
курса. Только немногие страны, обеспечившие
плавный переход от государственности
советского типа к новому демократическому
государственному устройству или, напротив,
подобно Китаю сохранившие нетронутыми
государственные институты, сумели обеспечить
последовательность и постепенность рыночных
преобразований.
Программа
«шоковой терапии» предлагает следующий
пакет мер:
1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):
реформа внутренних цен;
либерализация системы распределения;
либерализация внешней торговли;
либерализация рынка рабочей силы и системы
заработной платы;
реформа банковской системы и создание
финансовых рынков.
2. Развитие частного сектора — приватизация:
малая приватизация и развитие частного
сектора;
крупномасштабная приватизация;
структурная перестройка, ликвидация
монополий.
3. Пересмотр роли государства:
ограничение права государственной собственности;
ограничение прямой хозяйственной деятельности;
усиление регулирующей функции в социальной
сфере.
4. Макроэкономическая стабилизация:
новая фискальная политика, изменение
денежно-кредитной системы, законодательная
реформа;
институциональная реформа;
социальные гарантии.
Содержание
пакетов предлагаемых реформ и преследуемые
при этом цели, по мнению разработчиков,
коротко сводятся к следующему:
Первый
пакет мер — меры по либерализации
экономики связаны с переходом
к конкурентным рыночным отношениям и
соответствующей реформой цен. На первых
порах введение свободных цен приводит
к бесконтрольному расширению рынков
товаров и услуг, что, в свою очередь, требует
демонополизации торговли и транспорта.
Очень важный момент в комплексе системных
преобразований относится к созданию
рынков факторов производства: рабочей
силы и финансовых ресурсов.
Второй
пакет мер предполагает реформу
и структурную перестройку производства
и предприятий. Первый шаг в этом направлении
заключается в четкой формулировке прав
государственной собственности и разделении
функций государства как органа в целом.
Важное место занимает осуществление
программ приватизации. Оформление гарантированных
прав частной собственности и облегчение
процессов создания новых частных предприятий
имеют критически важное значение. Реформу
производства невозможно провести без
ликвидации крупных монополий, перемещения
или увольнения излишков рабочей силы,
прекращения убыточного производства,
перепрофилирования и ликвидации предприятий.
Третий
пакет мер требует переосмысления
роли государства в экономике: оно
должно отказаться от прямой собственности
и контроля за производством и заменить
их косвенным регулированием, которое
бы поощряло экономическую адаптацию
и частную экономическую деятельность.
Другая важная задача государства — реформировать
систему социального обеспечения и создать
гибкую систему социальной поддержки,
позволяющую смягчить последствия безработицы,
которая будет расти по мере углубления
финансово-экономиче кого кризиса. Государство
должно установить соответствующие юридические
рамки для коллективных сделок и деятельности
частного сектора и сформировать законодательные
институты, обеспечивающие их соблюдение.
Необходимо реформировать основные правительственные
институты, включая центральный банк и
налоговые ведомства, провести корректировку
статей бюджета, наладить систему контроля.
Четвертый
пакет мер — макроэкономическая
стабилизация предполагает ужесточение
налоговой и кредитной политики по отношению
к предприятиям, исправление различных
диспропорций, порожденных «избытком»
денежной массы (т. е. накопленной суммы
денег, которую просто не на что потратить
в условиях дефицита). В результате на
рынке (прежде всего, потребительском)
должно наступить равновесие, а государственный
бюджет достигнет сбалансированности.
Тем самым будет ликвидирован инфляционный
потенциал в виде излишнего количества
денег у населения и предприятий [24, с.13-15].
Разработанная
до деталей программа вряд ли может
быть с одинаковым успехом применена
в разных странах. Специфические особенности
каждого отдельного хозяйства, безусловно,
повлияют и на ход преобразований, и на
достигаемые эффекты. В то же время, по
мнению разработчиков этой программы,
все меры должны быть взаимосвязаны, и
очень важно с самого начала сформулировать
долгосрочную стратегию, одновременно
приступая к действиям на многих направлениях.
Некоторые реформы возможно предпринимать
лишь на поздних этапах, когда уже достаточно
развиты рыночные механизмы [19, с.46].
Стратегия
«шоковой терапии» основана на неолиберальной
теории. Согласно неолиберализму рыночная
экономика является саморегулирующейся
системой. Поэтому главная задача преобразований
заключается в сведении к минимуму экономической
роли государства. За ним сохраняется
важнейшая функция — поддержание устойчивости
финансовой системы, а для этого необходимо
решительное подавление инфляции, которая
препятствует регулирующей роли рынка.
В
числе важнейших институциональных
преобразований стратегия радикального
перехода предполагает:
1.
одномоментную либерализацию цен на основную
массу товаров и услуг и переход от государственного
материально-техниче кого снабжения к
свободной торговле средствами производства
и предметами потребления. Эта мера приводит
к устранению товарного дефицита и запускает
механизмы рыночного саморегулирования;
2.
скорейшее разрушение прежней системы
централизованного планирования и замена
административных способов государственного
регулирования экономическими, среди
которых главными являются ужесточение
условий предоставления кредита, ограничение
денежной эмиссии;
3.
ускоренную приватизацию государственной
собственности, переход к частной собственности
на землю;
4.
либерализацию внешнеэкономической деятельности,
что приводит к широкому открытию внутреннего
рынка и экономики в целом для иностранных
товаров и капитала [3, c.211].
Недостатки
стратегии радикального перехода к
рыночной экономике сводятся к следующему:
во-первых, в условиях, унаследованных
от прежней системы огромных структурных
диспропорций переход к свободному ценообразованию
приводит к тому, что наиболее прибыльной
сферой вложения капитала становится
перераспределительн я деятельность
в финансовом секторе при оттоке ресурсов
из реального сектора;
во-вторых, стремительный переход
к ценообразованию на основе
спроса и предложения в условиях
доставшегося от планового хозяйства
товарного дефицита и монопольного
положения производителей на
первых порах вызывает высокую
инфляцию;
в-третьих, стратегия радикального
перехода, сопровождаемая высокой
инфляцией, влечет за собой
падение жизненного уровня преобладающей
части населения и усиление
социальной дифференциации.
Обобщая
опыт первых лет реформ, ученые пришли
к выводу, что выбор концепции трансформации
во многом зависит от исходного состояния
дел в стране. Но при любом варианте проведения
реформ огромное значение имеет сила государственных
институтов, то есть способность государства,
после начального этапа распада старых
органов управления и создания новых органов,
добиваться осуществления выбранной экономической
политики.
Это
справедливо не только для градуалистской,
но и для либеральной концепции,
реализация которой требует болезненных
реформ в системе государственных расходов,
энергичных усилий по сбору налогов, защиты
прав собственности, противодействия
обороту незаконных платежных средств
(в том числе иностранной валюты) и утечке
капитала, борьбы с коррупцией и других
действий государства. Следует отметить,
что вопреки распространенному мнению,
либеральное государство чрезвычайно
жестко и последовательно в защите закона
и прав граждан; его либеральная природа
проявляется не в безвластии, а в невмешательстве
в те сферы общественной и экономической
жизни, где предпочтительна частная инициатива.
3
Особенности трансформационной
экономики Республики
Беларусь
3.1
Социально-экономиче кое
развитие Республики
Беларусь
Цели
и задачи социально-экономичес ого
развития Республики Беларусь определяются
Национальной стратегией устойчивого
социально-экономиче кого развития страны
исходя из анализа и оценки экономического
положения Беларуси, тенденций мирового
развития, прогнозных показателей экономического
роста соседних государств – торговых
партнеров Беларуси, прежде всего
Российской Федерации, Казахстана, Украины,
а также стран ЕС и других региональных
интеграционных образований [13, с.3].
С
1991 года Республика Беларусь развивается
как независимое государство. Результаты
функционирования экономики страны за
1996-2007 гг. достаточно впечатляющие: ВВП
вырос в 2,3 раза, продукция: промышленности
- в 3.0, инвестиции в основной капитал -
в 3,7, реальные денежные доходы
населения в 4,7 раза. Уровень производства
промышленной продукции докризисного
периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных
денежных доходов населения
- в 2001 г.; ВВП - в 2003 г., инвестиций
в основной капитал - в 2006 г. В итоге за
1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции
промышленности – 185%, инвестиций в основной
капитал – 142%, реальных денежных доходов
населения - 241%. Производство продукции
сельского хозяйства вплотную приблизилось
к уровню 1990 г
- 99%.
В
прошедшем пятилетии, в период с 2001 по
2005 годы работа всех органов государственного
управления, всех коллективов и организаций
Республики Беларусь была направлена
на решение задач и достижение параметров
Программы социально-экономичес ого развития
страны на 2001 – 2005 годы, реализацию ежегодных
прогнозов социально-экономичес ого развития.
Принятые
меры способствовали увеличению объемов
производства и улучшению качественных
параметров функционирования реального
сектора экономики (таблица 1).
Таблица
1 - Выполнение основных
макроэкономических
показателей, предусмотренных
Программой социально-экономичес ого
развития Республики
Беларусь на 2001 – 2005
годы
Примечание
– Источник [21, с.309]
Анализ
социально-экономиче кой ситуации
в стране показывает, что, несмотря
на складывающиеся положительные тенденции,
в экономике имеется ряд нерешенных
проблем. Основными из них являются:
недостаточная
эффективность производства и сложное
финансовое положение значительного
числа организаций реального
сектора экономики;
высокий
уровень физического и морального
износа основных средств, высокая материало-
и энергоемкость производства, сильная
зависимость его от конъюнктуры
цен на импортируемые топливно-энергетические
и сырьевые ресурсы;
ограниченность
инвестиционных ресурсов и инновационных
возможностей для обновления основных
фондов, преодоления технического и
технологического отставания существующих
производств;
высокий
уровень налоговой нагрузки, сдерживающий
деловую активность и развитие частного
сектора;
недостаточное
развитие малого предпринимательства
[2, с.87].
Решение
этих проблем будет способствовать
макроэкономической стабилизации и
создаст надежную основу для устойчивого
социально-экономиче кого развития страны.
Следовательно,
для достижения поставленных целей социально
– экономического развития необходимо
решить следующие задачи:
создать благоприятные условия
и возможности для интеллектуального
и физического развития человека;
обеспечить рост реальных денежных
доходов населения и снижение
уровня малообеспеченности;
улучшить демографическую ситуацию;
осуществить переход на инновационный
путь развития экономики на
основе стимулирования разработки
и реализации эффективных инновационных
и инвестиционных проектов;
повысить уровень конкурентоспособност
экономики на основе структурной
перестройки, технико-технологического
перевооружения и реструктуризации
производств;
радикально улучшить инвестиционный
климат и обеспечить значительный
рост инвестиций в развитие, прежде
всего, приоритетных отраслей;
опережающими темпами развивать
сферу услуг, прежде всего образование,
здравоохранение, культуру как
основу эффективного накопления
и использования человеческого
потенциала, телекоммуникационные, информационные,
финансовые, страховые и другие
виды услуг;
значительно повысить эффективность
агропромышленного комплекса, ускорить
развитие социальной инфраструктуры
села;
расширить взаимовыгодные экономические
связи, прежде всего с Россией,
другими странами СНГ, а также
ЕС;
обеспечить национальную безопасность
страны (Приложение Б).
Главными
результатами Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы должны стать активизация инновационного
пути развития национальной экономики,
создание необходимых условий для
обеспечения устойчивого эффективного
развития и реализации социально-экономичес их
приоритетов страны, а также достижение
прогнозируемых параметров социально-экономичес ого
развития на 2006-2010 годы, представленных
в Приложении в.
3.2
Белорусская модель
перехода к рынку
Конец
XX в. для экономики Республики Беларусь
был поистине судьбоносным — распался
Советский Союз, разрушилась административно-кома дная
система планирования и регулирования
экономики, все бывшие союзные республики
оказались в глубоком политическом и экономическом
кризисе. В сжатые сроки необходимо было
создать собственную государственность,
национальную банковскую систему и ввести
национальную валюту, сформировать систему
управления экономикой, рационально сочетающую
методы государственного регулирования
и рыночные механизмы хозяйствования,
адаптировать предприятия к условиям
конкуренции на мировых рынках товаров
и услуг.
В
отличие от большинства республик,
выбравших «шоковый» вариант
реформы в соответствии с рекомендациями
МВФ, Беларусь предпочла эволюционный
путь рыночных преобразований. Государство
отказалось от масштабной приватизации
государственных предприятий, сохранив
над ними административный контроль.
Незначительно изменились функции банковской
системы РБ: как и раньше банк ограничивается
функциями казенного фондодержателя и
осуществляет возмещение для госбюджета.
Наличие небольшого количества рыночных
элементов и отсутствие по этой причине
в экономике РБ элементов саморегуляции
системы имеет своим следствием сохранение
широкой сферы административного контроля.
В этих условиях проводимая правительством
стабилизационная политика не может полагаться
на ту реакцию, которая могла бы быть в
развитой рыночной системе. [15, с.11].
Весь
период трансформации экономики
Беларуси можно разделить на следующие
этапы:
1991—1995гг.—
период глубокого затяжного экономического
кризиса;
1996—2000гг.
— этап выхода экономики из
кризисного состояния и углубления
рыночных отношений;
2001—2005
гг. и следующие пятилетия —
переход на инновационный путь
устойчивого экономического развития.[25
, с.31]
Одной
из важнейших целей преобразований
в Республике Беларусь является создание
социально ориентированной модели
рыночной экономики. Она отличается
от других моделей тем, что в её
основе лежит широкий плюрализм
форм собственности, причём значительное
место в экономике занимает государственный
сектор. Государство здесь играет
активную роль в обеспечении экономического
роста и повышении эффективности
экономики, регулировании доходов
населения и занятости. Но нужно
учитывать, что в каждой стране складывается
своя социально – экономическая
ситуация, существуют свои стартовые
условия. Есть также своя история, культура,
наконец, менталитет населения, которые
накладывают свой отпечаток на формируемую
экономику. Поэтому естественно, что
создаваемая рыночная модель белорусской
экономики, при наличии общих
признаков, будет отличаться от других
существующих моделей социально
ориентированной экономики [11, с.18-19].
В
качестве основных направлений структурных
преобразований определены:
•
создание необходимых нормативных
и правовых, финансовых и других
макроэкономических условий для
структурных преобразований, привлечения
прямых иностранных инвестиций и
кредитов;
•
опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных
экспортоориентирован ых и импортозамещающих
отраслей и производств, а также
сферы услуг;
•
стимулирование процесса реформирования
реального сектора экономики, повышения
его эффективности на основе совершенствования
бюджетно-налоговой, денежно-кредитной
и ценовой политики, образования
межгосударственных, межотраслевых, отраслевых
и региональных корпоративных структур
в форме финансово-промышленны
и иных хозяйственных групп;
•
развитие и государственная поддержка
малого предпринимательства;
•
повышение эффективности деятельности
естественных монополий, формирование
конкурентной среды в немонопольных сегментах
экономики;
•
разработка и реализация социальных
программ и программ совершенствования
производственной инфраструктуры, обеспечивающих
развитие человеческого потенциала
и приоритетных отраслей и производств.
В
последние годы многое сделано в
направлении перехода белорусской
экономики к рыночной системе. Однако
следует отметить, что некоторые
преобразования замедлились в связи:
•
с недостаточно благоприятной правовой
и экономической средой для развития бизнеса;
• слабой
государственной поддержкой предпринимательской
деятельности;
• низким уровнем инвестиционной привлекательности
для зарубежных инвестиций;
•
отсутствием широкого слоя эффективных
собственников, ориентированных на долгосрочное
развитие предприятий, насыщением отечественной
продукцией белорусского рынка и ее продвижением
на мировой рынок, расширением производства
и созданием новых рабочих мест;
•
низким уровнем эффективности управления
и экономической ответственности собственников
приватизированных предприятий и персонала
за результаты их производственной деятельности.
Медленно
формируется рыночная инфраструктура,
особенно рынки капитала, ценных бумаг.
Для
реализации планируемых преобразований
были разработаны и утверждены Основные
направления социально-экономичес ого и т.д.................