Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
доклад Бесспризорники
Информация:
Тип работы: доклад.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 9.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение.
Актуальность проблемы вынесенной
на обсуждение, очевидно не только
для данной аудитории, но и
для всего общества и государства.
Одно из первых определений беспризорности
относится к 1913 году. На 1 российском съезде
по вопросам детского суда был предложен
проект закона « О мерах попечения над
беспризорниками », где к их числу причислялись
не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние,
которые находились в условиях не гарантирующих
им определенного минимума для развития
в физическом и нравственном отношении.
В этом законе впервые дается
современное определение понятий
«безнадзорный», «беспризорный», и
«несовершеннолетний , находящийся
в социально опасном положении».
- Безнадзорный – несовершеннолетний,
контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения ими ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и содержанию со стороны родителей,
или должностных лиц;
- Беспризорный –
безнадзорный, не имеющий места жительства
или места пребывания;
- Несовершеннолетний,
находящийся в
социально опасном
положении –
лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие
безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровья,
либо не отвечающий требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные
действия.
Глава 1
1.1. Беспризорность и
бродяжничество среди
подростков.
Зажита
детей-сирот и подготовка их к самостоятельной
жизни всегда были государственной задачей
особой важности. Законодательство гарантирует
права сирот на материальное обеспечение,
на образование и профессиональную подготовку.
Разработаны механизмы выявления детей,
нуждающихся в попечении государства,
защите их прав и законных интересов.
Нужда,
голод, тяжелые внутрисемейные отношения,
да и сами родители порой толкают детей
на улицу. Наличие мозаичной сексуальной
среды привело к росту числа мальчик
подростков, занимающихся «любовью за
деньги. Они не умеют зарабатывать
себе на жизнь, оказать сопротивление,
и их тут же подбирают сутенеры из числа
взрослых и сверстников. Отрицательные
последствия проституции чаще всего проявляются:
- в социальной деградации личности
- неспособности создать полноценную
семью
- неспособность интегрироваться в
общество
Все это затрудняет профилактическую
работу с малолетними проститутками.
Они с большой неохотой вступают
в контакт с работниками соц.
служб и принимают их помощь.
Особую группу среди таких
детей и подростков занимают дети- сироты
из государственных интернатных учреждений.
По данным некоторых исследований, через
год после выхода из детских домов около
30% выпускников становятся Без определенного
места жительства, 20% совершают преступления,
10% кончают жизнь самоубийством.
Основным приобретенным дефектом
детей-сирот оказывается задержка психического
и умственного развития. В большинстве
случаев 85-92% из них неспособны к обучению
по программе общеобразовательных школ.
Другой категорией беспризорников
являются социальные сироты и дети-сироты
с отклонениями в физическом и психическом
развитии. Данная категория детей наибольше
склонная к бродяжничеству, употреблению
спиртного, наркотических средств, психотропных
веществ. Они подвержены наибольшей опасности
стать жертвами насилия и преступлений,
быть вовлеченными в преступную деятельность.
Система отношений и поведения
в группах беспризорников, резко
отмечаются от поведения окружающих.
Они: резки, дерзки, подозрительны.
Постоянный поиск средств к существованию
сплачивает группу, делает ее более структурированной
и специализированной в выполнении определенных
видах деятельности. Они выстраивают свои
отношения с другими группами, например
со взрослыми и бомжами. При более длительном
взаимодействии в группе бродяжничающих
видоизменяются взаимные ожидания инвалидов,
появляется определенный набор устойчивых
социальных и индивидуальных ожиданий,
которые придают взаимодействию упорядочный
и предсказуемый характер. Складываются
социальные и индивидуальные отношения,
распределяются роли, устанавливаются
нормы поведения в группе и вне ее.
В ряде стран особую группу составляют
дети и подростки из гасторбайтеров и
беженцев. В большинстве своем они либо
попрошайничают, либо устраиваются на
работы грузчиками. Подрастая, они осваивают
навыки воровства, мошейничества, попрашайничества
и другие.
Следующая группа-беглецы из интернатных
учереждений, которые достаточно
быстро выходят в криминальные
группы. Большинство из них злоупотребляют
алкоголем, токсическими веществами, наркотиками.
Исследователи отмечают, что их криминальная
деятельность связанна с распространением
наркотиков.
Еще одна группа-подростки-токсикоманы
и наркоманы, как правило, это дети
из неблагополучных семей и интернатов,
но в последнее время к этой категории
примыкают подростки из благополучных
семей.
1.2. Профилактика и ее
организация
Профилактика- это целенаправленная деятельность
в рамках субъектно-объектных отношений,
реализуемая на уровне первичной, вторичной
и третичной профилактики по ресоциализации,
реинтеграции безнадзорных и беспризорных,
бродяжничающих детей в социокультурное
правовое пространство. С одной стороны,
в этой деятельности учавствуют специалисты
способные качественно проанализировать
условия, ситуацию взаимодействия, профилактический
потенциал каждого специалиста, ожидаемый
результат от созданной профилактической
программы, сроки реализации. С другой
стороны, здесь учавствует безнадзорник
с определенным опытом безнадзорной и
бездомной жизни, употребления спиртных
напитков и психоактивных веществ, криминальной
жизни, с личностными качествами и сложившейся
системой отношений к «благим намерениям»
педагогов и психологов по своему перевоспитанию.
В последние годы в стране
много делается по улучшения
положения всего детского населения
и отдельных его категорий.
Выстраиваемой эффективной государственной
политике в области детства
в РБ могут позавидовать многие
страны. Этому во многом способствует
созданная и совершенствуемая законодательная
и нормативно правовая база. Приоритетным
в работе по защите детства является реализация:
положений Конвенции о правах ребенка,
Закона РБ «О правах ребенка», Кодекса
РБ о браке и семье, поручений главы государства,
Указов и Декретов Президента РБ, президентской
программы «Дети Беларуси», законов «Об
основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»(2 03г.),
«О гарантиях по социальной защите детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей»
(2005г.), Национального плана действий по
улучшению положения детей и охране их
прав на 2004-2010гг., постановления советов
министров РБ.
Значительным шагом в нормативном
обеспечении работы по защите
детей, повышении ответственности
родителей за воспитание детей стало принятие
Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О
дополнительных мерах по государственной
защите детей в небдагополучных семьях».
Тема усыновления итальянцами звучала
за "круглым столом" в Минске, не так
давно собравшем представителей белорусских
властей и благотворительные фонды из
Италии. И хотя встреча по большей части
была посвящена другому вопросу - оздоровлению,
- один делегат с трибуны озвучил недоумение
итальянских семей, которым с марта отказывают
в приеме документов на усыновление. 2006 год в усыновлении
знаменовался прохождением своеобразного
Рубикона. Впервые белорусские семьи приняли
сирот меньше, чем иностранные. 363 против
540. Почему? Можно сослаться на недостаток
средств, а можно, наверное, и на дефицит
милосердия. Бесспорно одно - то, что не
можем сделать сами, к счастью, не прочь
сделать за нас другие, главное - не мешать.
Гостеприимные итальянцы чаще других
иностранцев усыновляют детей из Беларуси
- порядка 200 в год. На долю Италии приходится
примерно половина всех детей из нашей
страны, у новых родителей которых не белорусская
прописка.
"Правила усыновления
в Беларуси достаточно жесткие, но четкие",
- говорит директор Центра усыновления
Ольга Карабань. То, что этим занимается
государство, дает и детям-сиротам, и семьям,
их принимающим, дополнительные гарантии.
Такое положение дел наблюдается далеко
не у всех наших соседей: в Литве, например,
усыновлением могут заниматься частные
адвокаты.
Однако, наверное, из-за таких
правил Беларусь сотрудничает в усыновлении
лишь с десятью государствами, требования
к усыновлению которых совпадают с нашими.
Главное условие, которое, кстати, в случае
с итальянскими семьями и стало камнем
преткновения, - это обязательство в течение
трех лет присылать подробные отчеты с
фотографиями о жизни ребенка.
С другими государствами
такой проблемы не возникало, так как уполномоченные
органы вели усыновление от начала до
конца. В Италии же до недавнего времени
таких организаций не было. Вот и приходилось
итальянским семьям брать инициативу
в свои руки, хлопотать по инстанциям.
Когда же дело сделано, ребенок усыновлен,
многие семьи присылали отчеты добровольно,
а от некоторых информация о жизни детей
не доходила. Самодисциплина, как известно,
штука неподатливая. Поэтому власти Беларуси
в отношении итальянцев были вынуждены
временно приостановить прием документов
об усыновлении. Получается, что от несознательности
одних семей - не отчитались о 270 детях
- страдают другие, но иного выхода просто
нет.
Выступая на упомянутом
"круглом столе", замминистра образования
Татьяна Ковалева сказала, что глубоко
уверена в благих намерениях итальянских
семей, но нельзя допускать даже возможности
для недобросовестной ситуации.
Не дай Бог, повторится
случившееся 6 лет назад в Швеции, то последствия
для международного усыновления могут
быть еще более тяжелыми, чем временное
приостановление. Пока то было единственное
ЧП. Напомню, соседи заявили в социальную
службу, что приемный отец бьет ребенка.
"Папаша" получил срок, а в пользу
девочки взыскали 30 тысяч долларов. Позже
пострадавшей подыскали другую семью,
там же, в Швеции, где она благополучно
живет и сейчас.
Пригодна или непригодна семья
к усыновлению, решают власти страны, в
которой она проживает. Это кропотливый
процесс. Беседы с психологами, справки
о здоровье, финансовом благополучии,
история семьи вплоть до бабушек-дедушек.
Не было ли жестокого обращения с детьми
в этой семье и не обращались ли жестоко
с самими усыновителями. Опрашиваются
соседи. В Соединенных Штатах, например,
нужны рекомендательные письма родственников,
сослуживцев.
"Эти документы попадают
к нам через посольства и МИД, и когда центр
принимает решение рекомендовать или
не рекомендовать ребенка к усыновлению,
- говорит Ольга Карабань, - о семье известно
все, ну или почти все".
Кстати, в разных странах
смета расходов на оформление усыновления
(услуги специалистов, поездки усыновителей
в Беларусь и т.д.) варьируется от 2 до 20
тысяч долларов. Так что приемный ребенок
- удовольствие не для малообеспеченных.
В Соединенных Штатах, например, установлен
имущественный ценз - доход семьи должен
быть на 20 процентов выше среднестатистическог .
Что интересно, само же государство компенсирует
американским семьям 10 тысяч долларов
их расходов на усыновление.
Если очевидно, что семья
не отвечает нашим требованиям, то в Центре
усыновления ей могут просто не предложить
ребенка. Правда, иностранцы вправе обжаловать
это решение в суде. Хотя таких прецедентов
пока не было. Ведь отказы небезосновательные.
Например, приемного ребенка из Беларуси
просила одна женщина-инвалид из Италии.
По их нормам она могла стать усыновителем,
но в Беларуси ей вынуждены были отказать.
Пусть муж у нее здоров, но сама она прикована
к инвалидному креслу. Белорусское законодательство
не разрешает усыновлять детей инвалидам.
"Ее, конечно, жаль, но мы призваны жалеть
не взрослых, а детей", - считает Ольга
Карабань.
Конечно, чисто теоретически,
если бы условия были менее жесткими, то
у нас бы почти всех сирот забрали. Так
как на Западе практически нет брошенных
детей, там не существует такой проблемы,
как социальное сиротство, когда ребенок
- сирота при живых родителях, и спрос на
детей ощутим. Но провести более чем 600
детей через все необходимые процедуры,
мы не в состоянии, говорит директор центра.
Ведь каждое дело требует кропотливой
работы. К тому же у нас просто нет столько
детей, сколько могли бы принять иностранцы.
В Беларуси 12 тысяч сирот, подлежащих усыновлению,
от новорожденных до восемнадцатилетних
(всего сирот - 32 тысячи, но некоторые находятся
под опекой, у других родители не лишены
родительских прав и т.д.). Берут же, как
правило, малышей.
Сохранить разумный баланс
- вот главная задача. Необходимо подобрать
ребенку действительно достойную семью,
способную окружить его заботой и подарить
свою любовь. В сущности, разве так уж важно,
что ребенок не будет говорить на родном
языке. Это можно простить - язык прошлого
сам стирается из памяти. Главное, чтобы
детство было счастливым.
В Беларуси, в рамках гуманитарного сотрудничества
с зарубежными неправительственными организациями
за счет иностранной безвозмездной помощи
в 2006 году выехало на оздоровление в 23 зарубежные
страны 44,9 тыс. белорусских детей.
Как сообщили в Департаменте по гуманитарной
деятельности Управления делами Президента
Беларуси, наибольшее количество белорусских
детей принимали Италия - 20,1 тыс., Германия -
9,2 тыс., Великобритания и Испания - по 2,8
тыс. детей, Ирландия - 2,5 тыс., Бельгия - 1,9
тыс., США - 1,4 тыс., Королевство Нидерландов -
1,2 тыс.
Гуманитарные проекты по оздоровлению
детей за рубежом охватывают все регионы
республики, но в первую очередь пострадавшие
от Чернобыльской аварии районы Гомельской
(44,7%) и Могилевской (19,4%) областей.
Приоритетными категориями при направлении
на оздоровление за рубеж в составе общих
организованных групп являются дети и подростки,
проживающие на загрязненных радионуклидами
территориях (42,4%), дети из многодетных
и малообеспеченных семей (23,2%) и дети-воспитанники
детских домов и школ-интернатов, находящиеся
на государственной форме опеки (11,6%).
Среди ребят, выехавших на оздоровление
в составе специальных групп и прошедших
согласование в Министерстве здравоохранения
Беларуси, основную часть (53,7%) составляют
дети, имеющие онкологические заболевания
в стадии ремиссии, а также дети с заболеваниями
внутренних органов и с заболеваниями крови.
В январе
2008 года, в Сенненском районе открыт
специальный дом социальной адаптации
детей сирот и детей оставшихся без попечения
родителей. Одинадцатиклассники живут
в доме две недели по очереди и готовятся
к самостоятельной жизни.
Глава 2. 2.1.
Педагогический аспект
воспитания и перевоспитания
безнадзорных и беспризорных
Образование- одна из важнейших сфер жизни
подрастающего поколения. Образование
является главным фактором развития и
усиления интеллектуального потенциала
нации, ее самостоятельности и международной
конкурентоспособнос и, с одной стороны,
и фундаментальным условием осуществления
человеком своих гражданских, социально-экономичес их,
политических и культурных прав – с другой.
Реформирование школы ориентированно
в том числе, на создание элитных школ
и классов, ведущих к социальной дифференциации
детей в зависимости от состояния родителей,
вместо развития средств и форм обучения,
учитывающих индивидуальные особенности
учащихся. В элитарных школах интенсивно
проводится психолого-педагогиче кое
тестирование по выявлению у детей незаурядных
способностей. Тестирование распространилось
и в обычных общеобразовательных школах.
Однако результаты тестирования не становятся
базой для создания и реализации индивидуальных
программ медико-психолого-педагогического
сопровождения и поддержки ребенка с проблемами.
Учеными отмечается резкая, происходящая
с нарастающей скоростью смена жизненных
ценностей и различное по степени успешности
присвоение ценностей западной цивилизации,
в которой всепологающим критерием являются
деньги, собственность. У определенной
части молодежи наблюдается утрата значимости
многих прежних общественных правил и
законных способов достижения новых целей,
провозглашаемых в обществе. Существенное
влияние на становление личностного самоопределения,
ценностных установок у детей и подростков
оказывает асоциальная, криминальная
субкультура. Динамика преступности несовершеннолетних
показывает, что эта категория продолжает
оставаться криминально активной частью
населения.
2.2. Борьба с беспризорностью
несовершеннолетних:
из истории СССР
Первая мировая и гражданские
войны, экономическая разруха и последовавший
за ними голод, постигший значительную
часть советского государства на этапе
его возникновения и становления, были
причиной появления массовой беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних.
Для ликвидации этого негативного социального
явления советским правительством был
предпринят ряд мер как по линии законодательной,
так и по линии организационной, основными
среди которых были:
- Постановление II съезда СССР от 26 января
1924 года, в соответствии с которым был
создан специальный фонд им. В.И.Ленина
– в размере 100 млн руб. для помощи беспризорным
детям. Из них 50 млн руб. вносились Правительством
СССР и являлись неприкосновенными, т.е.
расходованию подлежали лишь проценты
с этого капитала, остальные 50 млн руб
составлялись из республиканских фондов
и других сборов, производимых на основании
особых постановлений.
- Создание Комиссии по улучшению
жизни детей при Всероссийском
центральном исполнительном комитете
(Деткомисссия при ВЦИК) в соответствии
с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР
от 26 января 1925 г. Положение о Деткомиссии
было утверждено СНК РСФСР 20 июня 1927г.
Она согласовала деятельность всех государственных
учреждений и организаций, ведущих работу
с беспризорностью и безнадзорностью
несовершеннолетних, в частности: изыскивала
средства для помощи несовершеннолетним;
проводила общественные компании по сбору
пожертвований, издавала серии благотворительных
марок, устраивала спектакли, лекции, проводила
розыгрыши лотерей и т.д; привлекала
для решения проблем беспризорности
общественность; оказывала материальную
помощь непосредственно беспризорным
несовершеннолетним либо через
соответствующие органы. Своих учреждений
комиссия не создавала.
- Принятие «Положение о мероприятиях
по борьбе с детской беспризорностью и
безнадзорностью в РСФСР», утвержденного
ВЦИК и СНК 8 марта 1926 г. Государство принимало
меры по охране детства, оказанию помощи
и воспитанию всех беспризорных несовершеннолетних,
не достигших 16-ти летнего возраста и находящихся
в условиях, опасных для их физического
и психологического развития. Беспризорным
нуждающимся в полном обеспечении и воспитании
признавались дети круглые сироты, а также
имеющие братьев и сестер, которые обязаны
были взять на себя заботу о воспитании
несовершеннолетнего; потерявшие связь
с родителями и родственниками; покинутые
родными или лицами, обязанными о них заботиться;
изъятые из семи на основании постановления
суда или комиссии о делах несовершеннолетних
вследствие порочной жизни родителей,
родственников, а также жестокого или
дурного обращения с ними.
- Организация детской социальной
инспекции в соответствии с
Постановлением ВЦИК от 17 ноября
1929 г., которая действовала на
основании особой инструкции
Народного комиссариата просвещения.
Основной функцией инспекции являлось
проведение практической работы на местах
по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних.
В отношении
беспризорных несовершеннолетних, а
также в отношении детей, нуждающихся
во временной помощи или охране,
государством принимались и следующие
меры:
временное
помещение в детские приемные и приемно-распределите ьные
пункты;
помещение
в детские учреждения различного типа;
устройство
на работу в учебно-производствен ые мастерские;
назначение
опеки;
передача
под наблюдение работника комиссии по
делам несовершеннолетних или лица, выделенного
общественной организацией, и др.
Детские
приемные и приемно-распределите ьные
пункты возникли после Октябрьской
революции 1917 г., для оказания первоначальной
помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.
Сюда поступали беспризорные несовершеннолетние,
нуждающиеся в постоянной или временной
социальной помощи независимо от продолжительности
их пребывания на улице или совершения
ими правонарушений. При поступлении детей
в приемник к ним сразу принимались санитарно-гигиеничес ие
меры. Содержание беспризорных детей в
приемнике не превышало четырех месяцев,
после чего дети либо направлялись в постоянное
стационарное учреждения, соответствующее
возрасту и развитию ребенка, либо возвращались
домой, если находились их родители или
родственники. Во время пребывания несовершеннолетние
находились под постоянным наблюдением
педагогов и врачей, изучавших их физическое
и психическое состояние, степень их умственного
развития и склонности. Приемные пункты
разделялись на два типа:1) по возрастным
категориям: а) для детей младшего возраста
( от 8 до 14 лет); б) для подростков ( от 14
до 17 лет); 2) по производственным признакам.
В
этих пунктах подростками проводились
занятия по ликвидации неграмотности,
по обучению трудовым навыкам, по вовлечению
в деятельность общественных организаций.
Приемные пункты для несовершеннолетних
от 14 лет принимали меры также и по устройству
их на производство, в трудовые коммуны,
колхозы. Число детей в приемниках не превышало
150 человек. В детские приемно-распределите ьные
пункты поступали несовершеннолетние
после определенного срока пребывания
их в детском приемном пункте. Здесь они
подвергались более углубленному наблюдению
и изучению, после чего направлялись в
соответствующие их возрасту психофизическому
состоянию и степени социальной запущенности
детские учреждения.
Ввиду того что беспризорные несовершеннолетние
в большом количестве передвигались по
железнодорожным дорогам и водным путям,
народным комиссориатом путей сообщения
был создан особый тип детского приемно-распределите ьного
пункта - вагон-приемник на транспорте.
«Положение о работе по борьбе с детской
беспризорностью на транспорте» указывало,
что основными задачами работы по борьбе
с беспризорностью несовершеннолетних
на транспорте были:
- полное прекращение их передвижения
по железнодорожным и водным
путям сообщения;
- организация на крупных и
узловых пунктах вагонов –
приемников для беспризорных
несовершеннолетних;
- передача задержанных беспризорных
в органы Народного образования
и Народного комиссариата труда.
Осуществление указанных задач
проводилось органами стрелковой
охраны Народного Комиссариата
путей сообщения, которые привлекали
к этой работе как линейных сотрудников
дороги в лице кондукторских бригад и
проводников, так и широкую транспортную
общественность путем создания общественно-добровольч ских
организаций – «ядер», входивших в систему
общества «Друг детей». Одной из основных
организаций работы с несовершеннолетними
на транспорте был вагон-приемник. Кроме
того, в работе вагоно-приемника помогали
старшие воспитанники, которые «приживались»
с приемником, переставали бродяжничать
и использовались в в качестве сопровождающих
при эвакуации детей по месту их жительства,
а также при отправке их в соответствующие
учреждения. Задачами вагона-приемника
были:
работа с
беспризорными несовершеннолетними;
прием беспризорных
и безнадзорных несовершеннолетних в
течение суток и оказание им санитарно-гигиеничес ой
помощи, представление питания и приюта;
оказание
помощи родителям в розыске сбежавших
детей.
Во
время пребывания в вагоне-приемнике,
которое, как правило, не превышало
4-5 дней, беспризорные и безнадзорные
несовершеннолетние получали питание,
пользовались книгами и газетами из библиотеки,
с ними проводились беседы. Некоторые
вогоны-приемники имели спортивные игры,
радио, музыкальные инструменты, иногда
выпускались свои стенгазеты. Если
во время пребывания беспризорного несовершеннолетнего
в вагоне-приемнике выяснялось, что у него
есть родители, то предпринимались меры
по отправке его домой. Воспитанники, сбежавшие
из детских домов, возвращались, дети и
подростки с физическими недостатками
направлялись в соответствующие учреждения
отделов Народного образования, наркоманы
и психически больные- в лечебные заведения
органов здравоохранения. Подростки, которым
уже исполнилось 16 лет, передавались в
ведение Народного комиссариата труда
для устройства их на работу а также в
труд-колонии. Все остальные несовершеннолетние
направлялись в соответствующие их возрасту
и развитию детские дома. Значительный
процент беспризорности на транспорте
составляли девочки.
Таким образом, мы можем утверждать,
что вагоны-приемники на транспорте
внесли свой весомый вклад в дело
борьбы с беспризорностью и безнадзорностью
несовершеннолетних в масштабах всего
советского государства.
2.3.Психологический
аспект решения проблем
беспризорности
Радикально изменившиеся социально-экономическ е
отношения в макросреде приводят к существенным
деформациям в отношениях в микросреде,
что в свою очередь, определяет развитие
и переживание ребенка через переживания
его микросреды. Наблюдения показывают,
что в большинстве случаев причины асоциального
поведения школьников лежат в области
социальных отношений, а точнее, являются
следствием их деформации. Эти отношения
носят объектно-субъектный характер, поскольку
не только среда оказывает существенное
влияние на воспитание личности, но и личность,
самовыражаясь в среде, способна ее изменить.
«Нормальная жизнедеятельность личности
означает не просто обмен информацией
со средой, но и установление с ней каких-то
эмоционально-значим ых отношений».
Таким образом, в основе отклоняющегося
поведения детей и подростков лежит отрицательный
опыт взаимоотношений и общения в неблагополучных
семьях и в школе. Хроническая деприврация
потребности в эмоциональном общении
формирует у детей стойкий, неадекватно-негативн й
образ мира человеческих отношений и проектируется
на все его межличностные отношения.
Процесс
первичной социолизации в семье
занимает достаточно большой
временной и приводит к существееным
изменениям «детско-родительских»
отношений. Так, ислледования
Т.В.Архиреевой (1990), А.Я. Варги (1997), показали,
что «родительские отношения» актуальны
для детей младшего школьного возраста.
Благоприятное родительское отношение
является ведущим фактором в развитии
личности ребенка, на основе которого
формируется самоотношение ребенка и
успешность усвоения культурных образцов
поведения. В подростковом возрасте эти
отношения терпят существенные изменения.
Здесь на первое место в личностном развитии
выходит не отношения родителя к ребенку,
а стиль общения между ними способствует
успешной социолизации последнего. Исследователи
отмечают, что социокультурные влияния
и конкретное поведение ребенка приводят
к формированию определенного типа (доминантное
отношение, отвергающее
отношение и симбиотический
тип) родительского отношения к ребенку.
Преобладающий тип отношений искажает
условия развития личности, а доминантный
и отвергающий могут, на наш взгляд,
спровацировать различные виды «ухода
из дома до отказа общаться с родителями.
Телефон
доверия прочно вошел в систему социально-психологич ской
помощи населению. Результаты работы этих
психологов дополняют исследования по
проблеме социализации и в определенной
степени раскрывают причины уходов для
детей из семьи. Выделяют три типа разрешения
противоречий подростка с родителями
по телефону доверия. Первое
направление-это противоречия в ценностных
ориентациях родителей. Замечая эти противоречия,
ребенок может становиться на позицию
одного из сторон внутреннего конфликта
родителей и расширять соответствующею
модель своего поведения на столько, что
это может вызывать доминантные или отвергающие
отношения со стороны матери или отца. Вторе
направление противоречий- это отказ
родителей в представлении ребенку статуса
взрослого в семье, нежелание общаться
с ним. Это служит препятствием к достижению
им самостоятельности и независимости. Третье
направление- неспособность родителей
помочь вступающему в юношеский возраст
ребенку с решением проблем его социализации.
Большое внимание в последнее
время уделяется проблемам девиантного
поведения по-новому осмысляются такие
понятия, как поведение, адаптация, дезадаптация,
поступок и пр. Известно, что девиантное
поведение находится в прямой зависимостиот
масштабов и темпов рапспространения,
реализации и доступа детей и подростков
к алкоголю, наркотикам и токсическим
веществам в стране. Ситуация употребления
психоактивных веществ подростками такова,
чтоставит под вопрос физическое и моральное
здоровье молодежи и будущее значительное
ее части. А это в ближайшей перспективе
может привести к социальной нестабильности
и деградации общества.
Основным мотивом поведения подростков,
склонных к активным формам, является
бегство от невыносимой реальности.
Но чаще встречаются такие
внутренние причины, как переживание
стойких неудач в школе и
конфликты с родителями, учителями,
сверстниками, чувство одиночества, утрата
смысла жизни, полная невостребованность
в будущем, личная несостоятельность
во всех видах деятельности и многое другое.
Подростку хочется от всего этого убежать,
изменить свое психическое состояние,
пусть временно, но в «лучшую» сторону.
Личная жизнь, учебная деятельность и
окружающея их среда рассматриваются
ими чаще всего как «серые», «скучные»,
«монотонные», «апатичные». Этим детям
не удается обнаружить в реальной действительности
какие-либо сферы деятельности, способны
привлечь их внимание, увлечь, обрадовать,
вызвать эмоциональную реакцию. И только
после употребления различных психоактивных
веществ они достигают чувства приподнятости
без реального улучшения ситуации. Они
в группе, они приняты, их поняли. Далее
ситуация в микро- и макросреде (семья,
школа) становятся еще более непереносимой,
конфликтной. Так возникает все большая
зависимость от употребления каких-либо
психоактивных веществ и отторжение от
реальной действительности.
Аддиктивная активность носит избирательный
характер – в тех областях жизни, которые
пусть временно, но приносят человеку
удовлетворение и вырывают его из мира
эмоциональной пустоты, стагнации. Подростки
могут проявить большую активность для
достижения цели для добывания алкоголя,
наркотиков и пр., вплоть до совершения
аморальных и криминальных поступков.
Аддикативное поведение всегда сопровождается
хронически конфликтной ситуацией и уходами
из дома как взрослых, так и детей. Рост
числа девочек среди больных алкоголизмом,
наркоманией настораживает исследователей
и практиков.
Неблагополучие в семье сопровождается
социальной и эмоциональной депривацией,
психическим и физическим насилием
со стороны взрослых. Безнадзорность,
беспризорность, преступления несовершеннолетних
являются звеньями одной цепи. Ситуации
насилия, направленные против личности
и общественного порядка вряд ли являются
случайными для этой категории лиц. Вероятнее
всего они подготовлены всей предыдущей
историей жизни ребенка, и прежде всего
историей его взаимоотношений с родителями
и взрослыми. Исследователи отмечают,
что агрессивность подростков формируется
в основном как форма протеста против
взрослых, из-за неудовлетворенности потребностей,
недовольства своим положением, складывающимися
отношениями в обществе, что проявляется
и в отсутствующем поведении. Все чаще
несовершеннолетние оказываются вовлеченными
взрослыми путем обещаний, обмана, угроз
и пр., в тяжкие и особо тяжкие преступления,
такие как разбойные нападения, убийства,
изнасилование малолетних детей, грабежи,
т.е. вовлечение несовершеннолетнего осуществляется
посредством жестокого с ним обращения-того
же насилия. В этой ситуации мы сталкиваемся
с несовершеннолетним, который, став жертвой
преступления взрослых, сам в последующем
становится преступником. Следовательно,
привлеченные к суду несовершеннолетние
должны нести ответственность, но при
этом их следует рассматривать не только
как преступников, но и как потерпевших
от преступления взрослых. При организации
условий ресоциализации и процесса воспитания
в колониях для несовершеннолетних правонарушителей
должна учитываться эта особенность «преступник-жертва-п еступник».
Вовлечение несовершеннолетних в преступления
является одной стороной случаями, когда
несовершеннолетний на протяжении длительного
времени является свидетелем семейного
насилия. Воспринимаемые острые конфликты
и преступления «эмоционально заражают»
несовершеннолетнего подростка и могут
стать эмоциональным сигналом или примером
для подражания. Но именно воспринимаемые
острые конфликты в семье приводят к возникновению
различных личностных расстройств и психических
нарушений.
2.4. Современные научно-практические
подходы к решению проблем
бродяжничества в
европейских странах
Первое объяснение термина «бродяжничество»
дается европейскими учеными в конце XIX
столетия, прежде всего, это представители
психиатрического подхода. В 1899 году появилось
понятие «пориомания», или «инстинкт бродяжничества».
Психиатры связывали бродяжничество с
эпилепсией но затем это понятие стало
находить более широкое применение для
характеристики бездомных. В 1934 году появляется
психологическая диссертация Людвига
Маера, раскрывающая «инстинкт бродяжничества»,
с которым стали связывать такие явления,
как прогулы в школе, побег из воспитательных
учреждений, дезертирство. Все эти явления
приписывались болезненному миграционному
состоянию. Исследователи отмечают, что
миграционный инстинкт как концепция
очень противоречив и требует экспериментального
доказательства. Однако по настоящее время
эта концепция еще в достаточной мере
не обоснована и экспериментально не подтверждена.
В настоящее время в европейских
странах реализуется программа
американского образца «Диверсия».
Цель программы профилактика и контроль
юных правонарушителей, из числа которых
исключены подростки, занимающиеся грабежом,
сексуальным домогательством, наркоманы.
К ним применяются решения суда. Члены
общественной организации, осуществляющие
реализацию этой программы, считают, что
суды будут работать эффективнее, если
они учтут в своей работе заявление со
стороны родителей, школы и других институтов,
поддерживающих правонарушителя подросткового
и юношеского возраста. Работа индивидуализирована.
Социальные педагоги включают семью в
групповую работу по поддержке правонарушителя
в процессе его ресоциализации. Осуществляется
педагогическая, консультационная помощь
семье. Семья остается ведущим институтом
социализации ребенка, ее исключение
из системы открытого контроля за несовершеннолетним
правонарушителем нарушает связи несовершеннолетнего
с семьей, искажает процесс социализации
и интеграции его в общество. Контроль
ведется на дому и подростки включаются
в работу различных социальных институтов.
Однако социальные педагоги учитывают,
что криминальное воздействие на некриминальную
молодёжь идет достаточно интенсивн и т.д.................