Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад Бесспризорники

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 07.05.2012. Год: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



      Введение.

Актуальность проблемы вынесенной на обсуждение, очевидно не только для данной аудитории, но и для всего общества и государства.
Одно из первых определений беспризорности относится к 1913 году. На 1 российском съезде по вопросам детского суда был предложен проект закона « О мерах попечения над беспризорниками », где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении.
В этом законе впервые дается современное определение понятий «безнадзорный», «беспризорный», и «несовершеннолетний , находящийся в социально опасном положении».

- Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения ими ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей, или должностных лиц;

- Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания;

- Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.































Глава 1
1.1. Беспризорность и бродяжничество среди подростков.

Зажита детей-сирот и подготовка их к самостоятельной жизни всегда были государственной задачей особой важности. Законодательство гарантирует права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся в попечении государства, защите их прав и законных интересов.
Нужда, голод, тяжелые внутрисемейные отношения, да и сами родители порой толкают детей на улицу. Наличие мозаичной сексуальной среды привело к росту числа мальчик подростков, занимающихся «любовью за деньги. Они не умеют зарабатывать себе на жизнь, оказать сопротивление, и их тут же подбирают сутенеры из числа взрослых и сверстников. Отрицательные последствия проституции чаще всего проявляются:
- в социальной деградации личности
- неспособности создать полноценную семью
- неспособность интегрироваться в общество
Все это затрудняет профилактическую работу с малолетними проститутками. Они с большой неохотой вступают в контакт с работниками соц. служб и принимают их помощь.
Особую группу среди таких детей и подростков занимают дети- сироты из государственных интернатных учреждений.
По данным некоторых исследований, через год после выхода из детских домов около 30% выпускников становятся Без определенного места жительства, 20% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством.
Основным приобретенным дефектом детей-сирот оказывается задержка психического и умственного развития. В большинстве случаев 85-92% из них неспособны к обучению по программе общеобразовательных школ.
Другой категорией беспризорников являются социальные сироты и дети-сироты с отклонениями в физическом и психическом развитии. Данная категория детей наибольше склонная к бродяжничеству, употреблению спиртного, наркотических средств, психотропных веществ. Они подвержены наибольшей опасности стать жертвами насилия и преступлений, быть вовлеченными в преступную деятельность.
Система отношений и поведения в группах беспризорников, резко отмечаются от поведения окружающих. Они: резки, дерзки, подозрительны. Постоянный поиск средств к существованию сплачивает группу, делает ее более структурированной и специализированной в выполнении определенных видах деятельности. Они выстраивают свои отношения с другими группами, например со взрослыми и бомжами. При более длительном взаимодействии в группе бродяжничающих видоизменяются взаимные ожидания инвалидов, появляется определенный набор устойчивых социальных и индивидуальных ожиданий, которые придают взаимодействию упорядочный и предсказуемый характер. Складываются социальные и индивидуальные отношения, распределяются роли, устанавливаются нормы поведения в группе и вне ее.
В ряде стран особую группу составляют дети и подростки из гасторбайтеров и беженцев. В большинстве своем они либо попрошайничают, либо устраиваются на работы грузчиками. Подрастая, они осваивают навыки воровства, мошейничества, попрашайничества и другие.
Следующая группа-беглецы из интернатных учереждений, которые достаточно быстро выходят в криминальные группы. Большинство из них злоупотребляют алкоголем, токсическими веществами, наркотиками. Исследователи отмечают, что их криминальная деятельность связанна с распространением наркотиков.
Еще одна группа-подростки-токсикоманы и наркоманы, как правило, это дети из неблагополучных семей и интернатов, но в последнее время к этой категории примыкают подростки из благополучных семей.

1.2. Профилактика и ее организация

Профилактика- это целенаправленная деятельность в рамках субъектно-объектных отношений, реализуемая на уровне первичной, вторичной и третичной профилактики по ресоциализации, реинтеграции безнадзорных и беспризорных, бродяжничающих детей в социокультурное правовое пространство. С одной стороны, в этой деятельности учавствуют специалисты способные качественно проанализировать условия, ситуацию взаимодействия, профилактический потенциал каждого специалиста, ожидаемый результат от созданной профилактической программы, сроки реализации. С другой стороны, здесь учавствует безнадзорник с определенным опытом безнадзорной и бездомной жизни, употребления спиртных напитков и психоактивных веществ, криминальной жизни, с личностными качествами и сложившейся системой отношений к «благим намерениям» педагогов и психологов по своему перевоспитанию.
В последние годы в стране много делается по улучшения положения всего детского населения и отдельных его категорий. Выстраиваемой эффективной государственной политике в области детства в РБ могут позавидовать многие страны. Этому во многом способствует созданная и совершенствуемая законодательная и нормативно правовая база. Приоритетным в работе по защите детства является реализация: положений Конвенции о правах ребенка, Закона РБ «О правах ребенка», Кодекса РБ о браке и семье, поручений главы государства, Указов и Декретов Президента РБ, президентской программы «Дети Беларуси», законов «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(2 03г.), «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (2005г.), Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010гг., постановления советов министров РБ.
Значительным шагом в нормативном обеспечении работы по защите детей, повышении ответственности родителей за воспитание детей стало принятие Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в небдагополучных семьях».
Тема усыновления итальянцами звучала за "круглым столом" в Минске, не так давно собравшем представителей белорусских властей и благотворительные фонды из Италии. И хотя встреча по большей части была посвящена другому вопросу - оздоровлению, - один делегат с трибуны озвучил недоумение итальянских семей, которым с марта отказывают в приеме документов на усыновление.
2006 год в усыновлении знаменовался прохождением своеобразного Рубикона. Впервые белорусские семьи приняли сирот меньше, чем иностранные. 363 против 540. Почему? Можно сослаться на недостаток средств, а можно, наверное, и на дефицит милосердия. Бесспорно одно - то, что не можем сделать сами, к счастью, не прочь сделать за нас другие, главное - не мешать. Гостеприимные итальянцы чаще других иностранцев усыновляют детей из Беларуси - порядка 200 в год. На долю Италии приходится примерно половина всех детей из нашей страны, у новых родителей которых не белорусская прописка.
"Правила усыновления в Беларуси достаточно жесткие, но четкие", - говорит директор Центра усыновления Ольга Карабань. То, что этим занимается государство, дает и детям-сиротам, и семьям, их принимающим, дополнительные гарантии. Такое положение дел наблюдается далеко не у всех наших соседей: в Литве, например, усыновлением могут заниматься частные адвокаты.
Однако, наверное, из-за таких правил Беларусь сотрудничает в усыновлении лишь с десятью государствами, требования к усыновлению которых совпадают с нашими. Главное условие, которое, кстати, в случае с итальянскими семьями и стало камнем преткновения, - это обязательство в течение трех лет присылать подробные отчеты с фотографиями о жизни ребенка.
С другими государствами такой проблемы не возникало, так как уполномоченные органы вели усыновление от начала до конца. В Италии же до недавнего времени таких организаций не было. Вот и приходилось итальянским семьям брать инициативу в свои руки, хлопотать по инстанциям. Когда же дело сделано, ребенок усыновлен, многие семьи присылали отчеты добровольно, а от некоторых информация о жизни детей не доходила. Самодисциплина, как известно, штука неподатливая. Поэтому власти Беларуси в отношении итальянцев были вынуждены временно приостановить прием документов об усыновлении. Получается, что от несознательности одних семей - не отчитались о 270 детях - страдают другие, но иного выхода просто нет.
Выступая на упомянутом "круглом столе", замминистра образования Татьяна Ковалева сказала, что глубоко уверена в благих намерениях итальянских семей, но нельзя допускать даже возможности для недобросовестной ситуации.
Не дай Бог, повторится случившееся 6 лет назад в Швеции, то последствия для международного усыновления могут быть еще более тяжелыми, чем временное приостановление. Пока то было единственное ЧП. Напомню, соседи заявили в социальную службу, что приемный отец бьет ребенка. "Папаша" получил срок, а в пользу девочки взыскали 30 тысяч долларов. Позже пострадавшей подыскали другую семью, там же, в Швеции, где она благополучно живет и сейчас.
Пригодна или непригодна семья к усыновлению, решают власти страны, в которой она проживает. Это кропотливый процесс. Беседы с психологами, справки о здоровье, финансовом благополучии, история семьи вплоть до бабушек-дедушек. Не было ли жестокого обращения с детьми в этой семье и не обращались ли жестоко с самими усыновителями. Опрашиваются соседи. В Соединенных Штатах, например, нужны рекомендательные письма родственников, сослуживцев.
"Эти документы попадают к нам через посольства и МИД, и когда центр принимает решение рекомендовать или не рекомендовать ребенка к усыновлению, - говорит Ольга Карабань, - о семье известно все, ну или почти все".
Кстати, в разных странах смета расходов на оформление усыновления (услуги специалистов, поездки усыновителей в Беларусь и т.д.) варьируется от 2 до 20 тысяч долларов. Так что приемный ребенок - удовольствие не для малообеспеченных. В Соединенных Штатах, например, установлен имущественный ценз - доход семьи должен быть на 20 процентов выше среднестатистическог . Что интересно, само же государство компенсирует американским семьям 10 тысяч долларов их расходов на усыновление.
Если очевидно, что семья не отвечает нашим требованиям, то в Центре усыновления ей могут просто не предложить ребенка. Правда, иностранцы вправе обжаловать это решение в суде. Хотя таких прецедентов пока не было. Ведь отказы небезосновательные. Например, приемного ребенка из Беларуси просила одна женщина-инвалид из Италии. По их нормам она могла стать усыновителем, но в Беларуси ей вынуждены были отказать. Пусть муж у нее здоров, но сама она прикована к инвалидному креслу. Белорусское законодательство не разрешает усыновлять детей инвалидам. "Ее, конечно, жаль, но мы призваны жалеть не взрослых, а детей", - считает Ольга Карабань.
Конечно, чисто теоретически, если бы условия были менее жесткими, то у нас бы почти всех сирот забрали. Так как на Западе практически нет брошенных детей, там не существует такой проблемы, как социальное сиротство, когда ребенок - сирота при живых родителях, и спрос на детей ощутим. Но провести более чем 600 детей через все необходимые процедуры, мы не в состоянии, говорит директор центра. Ведь каждое дело требует кропотливой работы. К тому же у нас просто нет столько детей, сколько могли бы принять иностранцы. В Беларуси 12 тысяч сирот, подлежащих усыновлению, от новорожденных до восемнадцатилетних (всего сирот - 32 тысячи, но некоторые находятся под опекой, у других родители не лишены родительских прав и т.д.). Берут же, как правило, малышей.
Сохранить разумный баланс - вот главная задача. Необходимо подобрать ребенку действительно достойную семью, способную окружить его заботой и подарить свою любовь. В сущности, разве так уж важно, что ребенок не будет говорить на родном языке. Это можно простить - язык прошлого сам стирается из памяти. Главное, чтобы детство было счастливым.
В Беларуси, в рамках гуманитарного сотрудничества с зарубежными неправительственными организациями за счет иностранной безвозмездной помощи в 2006 году выехало на оздоровление в 23 зарубежные страны 44,9 тыс. белорусских детей.
Как сообщили в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Беларуси, наибольшее количество белорусских детей принимали Италия - 20,1 тыс., Германия - 9,2 тыс., Великобритания и Испания - по 2,8 тыс. детей, Ирландия - 2,5 тыс., Бельгия - 1,9 тыс., США - 1,4 тыс., Королевство Нидерландов - 1,2 тыс.
Гуманитарные проекты по оздоровлению детей за рубежом охватывают все регионы республики, но в первую очередь пострадавшие от Чернобыльской аварии районы Гомельской (44,7%) и Могилевской (19,4%) областей.
Приоритетными категориями при направлении на оздоровление за рубеж в составе общих организованных групп являются дети и подростки, проживающие на загрязненных радионуклидами территориях (42,4%), дети из многодетных и малообеспеченных семей (23,2%) и дети-воспитанники детских домов и школ-интернатов, находящиеся на государственной форме опеки (11,6%).

Среди ребят, выехавших на оздоровление в составе специальных групп и прошедших согласование в Министерстве здравоохранения Беларуси, основную часть (53,7%) составляют дети, имеющие онкологические заболевания в стадии ремиссии, а также дети с заболеваниями внутренних органов и с заболеваниями крови.

В январе 2008 года, в Сенненском районе открыт специальный дом социальной адаптации детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Одинадцатиклассники живут в доме две недели по очереди и готовятся к самостоятельной жизни.













Глава 2.
2.1. Педагогический аспект воспитания и перевоспитания безнадзорных и беспризорных
Образование- одна из важнейших сфер жизни подрастающего поколения. Образование является главным фактором развития и усиления интеллектуального потенциала нации, ее самостоятельности и международной конкурентоспособнос и, с одной стороны, и фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, социально-экономичес их, политических и культурных прав – с другой. Реформирование школы ориентированно в том числе, на создание элитных школ и классов, ведущих к социальной дифференциации детей в зависимости от состояния родителей, вместо развития средств и форм обучения, учитывающих индивидуальные особенности учащихся. В элитарных школах интенсивно проводится психолого-педагогиче кое тестирование по выявлению у детей незаурядных способностей. Тестирование распространилось и в обычных общеобразовательных школах. Однако результаты тестирования не становятся базой для создания и реализации индивидуальных программ медико-психолого-педагогического сопровождения и поддержки ребенка с проблемами. Учеными отмечается резкая, происходящая с нарастающей скоростью смена жизненных ценностей и различное по степени успешности присвоение ценностей западной цивилизации, в которой всепологающим критерием являются деньги, собственность. У определенной части молодежи наблюдается утрата значимости многих прежних общественных правил и законных способов достижения новых целей, провозглашаемых в обществе. Существенное влияние на становление личностного самоопределения, ценностных установок у детей и подростков оказывает асоциальная, криминальная субкультура. Динамика преступности несовершеннолетних показывает, что эта категория продолжает оставаться криминально активной частью населения.
2.2. Борьба с беспризорностью несовершеннолетних: из истории СССР
Первая мировая и гражданские войны, экономическая разруха и последовавший за ними голод, постигший значительную часть советского государства на этапе его возникновения и становления, были причиной появления массовой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Для ликвидации этого негативного социального явления советским правительством был предпринят ряд мер как по линии законодательной, так и по линии организационной, основными среди которых были:
- Постановление II съезда СССР от 26 января 1924 года, в соответствии с которым был создан специальный фонд им. В.И.Ленина – в размере 100 млн руб. для помощи беспризорным детям. Из них 50 млн руб. вносились Правительством СССР и являлись неприкосновенными, т.е. расходованию подлежали лишь проценты с этого капитала, остальные 50 млн руб составлялись из республиканских фондов и других сборов, производимых на основании особых постановлений.
- Создание Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском центральном исполнительном комитете (Деткомисссия при ВЦИК) в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 января 1925 г. Положение о Деткомиссии было утверждено СНК РСФСР 20 июня 1927г. Она согласовала деятельность всех государственных учреждений и организаций, ведущих работу с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, в частности: изыскивала средства для помощи несовершеннолетним; проводила общественные компании по сбору пожертвований, издавала серии благотворительных марок, устраивала спектакли, лекции, проводила розыгрыши лотерей и т.д; привлекала для решения проблем беспризорности общественность; оказывала материальную помощь непосредственно беспризорным несовершеннолетним либо через соответствующие органы. Своих учреждений комиссия не создавала.
- Принятие «Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в РСФСР», утвержденного ВЦИК и СНК 8 марта 1926 г. Государство принимало меры по охране детства, оказанию помощи и воспитанию всех беспризорных несовершеннолетних, не достигших 16-ти летнего возраста и находящихся в условиях, опасных для их физического и психологического развития. Беспризорным нуждающимся в полном обеспечении и воспитании признавались дети круглые сироты, а также имеющие братьев и сестер, которые обязаны были взять на себя заботу о воспитании несовершеннолетнего; потерявшие связь с родителями и родственниками; покинутые родными или лицами, обязанными о них заботиться; изъятые из семи на основании постановления суда или комиссии о делах несовершеннолетних вследствие порочной жизни родителей, родственников, а также жестокого или дурного обращения с ними.
- Организация детской социальной инспекции в соответствии с Постановлением ВЦИК от 17 ноября 1929 г., которая действовала на основании особой инструкции Народного комиссариата просвещения. Основной функцией инспекции являлось проведение практической работы на местах по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних.
В отношении беспризорных несовершеннолетних, а также в отношении детей, нуждающихся во временной помощи или охране, государством принимались и следующие меры:
    временное помещение в детские приемные и приемно-распределите ьные пункты;
    помещение в детские учреждения различного типа;
    устройство на работу в учебно-производствен ые мастерские;
    назначение опеки;
    передача под наблюдение работника комиссии по делам несовершеннолетних или лица, выделенного общественной организацией, и др.
Детские приемные и приемно-распределите ьные пункты возникли после Октябрьской революции 1917 г., для оказания первоначальной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Сюда поступали беспризорные несовершеннолетние, нуждающиеся в постоянной или временной социальной помощи независимо от продолжительности их пребывания на улице или совершения ими правонарушений. При поступлении детей в приемник к ним сразу принимались санитарно-гигиеничес ие меры. Содержание беспризорных детей в приемнике не превышало четырех месяцев, после чего дети либо направлялись в постоянное стационарное учреждения, соответствующее возрасту и развитию ребенка, либо возвращались домой, если находились их родители или родственники. Во время пребывания несовершеннолетние находились под постоянным наблюдением педагогов и врачей, изучавших их физическое и психическое состояние, степень их умственного развития и склонности. Приемные пункты разделялись на два типа:1) по возрастным категориям: а) для детей младшего возраста ( от 8 до 14 лет); б) для подростков ( от 14 до 17 лет); 2) по производственным признакам.
В этих пунктах подростками проводились занятия по ликвидации неграмотности, по обучению трудовым навыкам, по вовлечению в деятельность общественных организаций. Приемные пункты для несовершеннолетних от 14 лет принимали меры также и по устройству их на производство, в трудовые коммуны, колхозы. Число детей в приемниках не превышало 150 человек. В детские приемно-распределите ьные пункты поступали несовершеннолетние после определенного срока пребывания их в детском приемном пункте. Здесь они подвергались более углубленному наблюдению и изучению, после чего направлялись в соответствующие их возрасту психофизическому состоянию и степени социальной запущенности детские учреждения.
Ввиду того что беспризорные несовершеннолетние в большом количестве передвигались по железнодорожным дорогам и водным путям, народным комиссориатом путей сообщения был создан особый тип детского приемно-распределите ьного пункта - вагон-приемник на транспорте. «Положение о работе по борьбе с детской беспризорностью на транспорте» указывало, что основными задачами работы по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних на транспорте были:
- полное прекращение их передвижения по железнодорожным и водным путям сообщения;
- организация на крупных и узловых пунктах вагонов – приемников для беспризорных несовершеннолетних;
- передача задержанных беспризорных в органы Народного образования и Народного комиссариата труда.
Осуществление указанных задач проводилось органами стрелковой охраны Народного Комиссариата путей сообщения, которые привлекали к этой работе как линейных сотрудников дороги в лице кондукторских бригад и проводников, так и широкую транспортную общественность путем создания общественно-добровольч ских организаций – «ядер», входивших в систему общества «Друг детей». Одной из основных организаций работы с несовершеннолетними на транспорте был вагон-приемник. Кроме того, в работе вагоно-приемника помогали старшие воспитанники, которые «приживались» с приемником, переставали бродяжничать и использовались в в качестве сопровождающих при эвакуации детей по месту их жительства, а также при отправке их в соответствующие учреждения. Задачами вагона-приемника были:
      работа с беспризорными несовершеннолетними;
      прием беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в течение суток и оказание им санитарно-гигиеничес ой помощи, представление питания и приюта;
      оказание помощи родителям в розыске сбежавших детей.
Во время пребывания в вагоне-приемнике, которое, как правило, не превышало 4-5 дней, беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние получали питание, пользовались книгами и газетами из библиотеки, с ними проводились беседы. Некоторые вогоны-приемники имели спортивные игры, радио, музыкальные инструменты, иногда выпускались свои стенгазеты. Если во время пребывания беспризорного несовершеннолетнего в вагоне-приемнике выяснялось, что у него есть родители, то предпринимались меры по отправке его домой. Воспитанники, сбежавшие из детских домов, возвращались, дети и подростки с физическими недостатками направлялись в соответствующие учреждения отделов Народного образования, наркоманы и психически больные- в лечебные заведения органов здравоохранения. Подростки, которым уже исполнилось 16 лет, передавались в ведение Народного комиссариата труда для устройства их на работу а также в труд-колонии. Все остальные несовершеннолетние направлялись в соответствующие их возрасту и развитию детские дома. Значительный процент беспризорности на транспорте составляли девочки.
Таким образом, мы можем утверждать, что вагоны-приемники на транспорте внесли свой весомый вклад в дело борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в масштабах всего советского государства.
2.3.Психологический аспект решения проблем беспризорности
Радикально изменившиеся социально-экономическ е отношения в макросреде приводят к существенным деформациям в отношениях в микросреде, что в свою очередь, определяет развитие и переживание ребенка через переживания его микросреды. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев причины асоциального поведения школьников лежат в области социальных отношений, а точнее, являются следствием их деформации. Эти отношения носят объектно-субъектный характер, поскольку не только среда оказывает существенное влияние на воспитание личности, но и личность, самовыражаясь в среде, способна ее изменить. «Нормальная жизнедеятельность личности означает не просто обмен информацией со средой, но и установление с ней каких-то эмоционально-значим ых отношений».
Таким образом, в основе отклоняющегося поведения детей и подростков лежит отрицательный опыт взаимоотношений и общения в неблагополучных семьях и в школе. Хроническая деприврация потребности в эмоциональном общении формирует у детей стойкий, неадекватно-негативн й образ мира человеческих отношений и проектируется на все его межличностные отношения.
Процесс первичной социолизации в семье занимает достаточно большой временной и приводит к существееным изменениям «детско-родительских» отношений. Так, ислледования Т.В.Архиреевой (1990), А.Я. Варги (1997), показали, что «родительские отношения» актуальны для детей младшего школьного возраста. Благоприятное родительское отношение является ведущим фактором в развитии личности ребенка, на основе которого формируется самоотношение ребенка и успешность усвоения культурных образцов поведения. В подростковом возрасте эти отношения терпят существенные изменения. Здесь на первое место в личностном развитии выходит не отношения родителя к ребенку, а стиль общения между ними способствует успешной социолизации последнего. Исследователи отмечают, что социокультурные влияния и конкретное поведение ребенка приводят к формированию определенного типа (доминантное отношение, отвергающее отношение и симбиотический тип) родительского отношения к ребенку. Преобладающий тип отношений искажает условия развития личности, а доминантный и отвергающий могут, на наш взгляд, спровацировать различные виды «ухода из дома до отказа общаться с родителями.
Телефон доверия прочно вошел в систему социально-психологич ской помощи населению. Результаты работы этих психологов дополняют исследования по проблеме социализации и в определенной степени раскрывают причины уходов для детей из семьи. Выделяют три типа разрешения противоречий подростка с родителями по телефону доверия. Первое направление-это противоречия в ценностных ориентациях родителей. Замечая эти противоречия, ребенок может становиться на позицию одного из сторон внутреннего конфликта родителей и расширять соответствующею модель своего поведения на столько, что это может вызывать доминантные или отвергающие отношения со стороны матери или отца.
Вторе направление противоречий- это отказ родителей в представлении ребенку статуса взрослого в семье, нежелание общаться с ним. Это служит препятствием к достижению им самостоятельности и независимости.
Третье направление- неспособность родителей помочь вступающему в юношеский возраст ребенку с решением проблем его социализации.
Большое внимание в последнее время уделяется проблемам девиантного поведения по-новому осмысляются такие понятия, как поведение, адаптация, дезадаптация, поступок и пр. Известно, что девиантное поведение находится в прямой зависимостиот масштабов и темпов рапспространения, реализации и доступа детей и подростков к алкоголю, наркотикам и токсическим веществам в стране. Ситуация употребления психоактивных веществ подростками такова, чтоставит под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительное ее части. А это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности и деградации общества.
Основным мотивом поведения подростков, склонных к активным формам, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются такие внутренние причины, как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем, личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. Подростку хочется от всего этого убежать, изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону. Личная жизнь, учебная деятельность и окружающея их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способны привлечь их внимание, увлечь, обрадовать, вызвать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Они в группе, они приняты, их поняли. Далее ситуация в микро- и макросреде (семья, школа) становятся еще более непереносимой, конфликтной. Так возникает все большая зависимость от употребления каких-либо психоактивных веществ и отторжение от реальной действительности.
Аддиктивная активность носит избирательный характер – в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной пустоты, стагнации. Подростки могут проявить большую активность для достижения цели для добывания алкоголя, наркотиков и пр., вплоть до совершения аморальных и криминальных поступков. Аддикативное поведение всегда сопровождается хронически конфликтной ситуацией и уходами из дома как взрослых, так и детей. Рост числа девочек среди больных алкоголизмом, наркоманией настораживает исследователей и практиков.
Неблагополучие в семье сопровождается социальной и эмоциональной депривацией, психическим и физическим насилием со стороны взрослых. Безнадзорность, беспризорность, преступления несовершеннолетних являются звеньями одной цепи. Ситуации насилия, направленные против личности и общественного порядка вряд ли являются случайными для этой категории лиц. Вероятнее всего они подготовлены всей предыдущей историей жизни ребенка, и прежде всего историей его взаимоотношений с родителями и взрослыми. Исследователи отмечают, что агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против взрослых, из-за неудовлетворенности потребностей, недовольства своим положением, складывающимися отношениями в обществе, что проявляется и в отсутствующем поведении. Все чаще несовершеннолетние оказываются вовлеченными взрослыми путем обещаний, обмана, угроз и пр., в тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как разбойные нападения, убийства, изнасилование малолетних детей, грабежи, т.е. вовлечение несовершеннолетнего осуществляется посредством жестокого с ним обращения-того же насилия. В этой ситуации мы сталкиваемся с несовершеннолетним, который, став жертвой преступления взрослых, сам в последующем становится преступником. Следовательно, привлеченные к суду несовершеннолетние должны нести ответственность, но при этом их следует рассматривать не только как преступников, но и как потерпевших от преступления взрослых. При организации условий ресоциализации и процесса воспитания в колониях для несовершеннолетних правонарушителей должна учитываться эта особенность «преступник-жертва-п еступник». Вовлечение несовершеннолетних в преступления является одной стороной случаями, когда несовершеннолетний на протяжении длительного времени является свидетелем семейного насилия. Воспринимаемые острые конфликты и преступления «эмоционально заражают» несовершеннолетнего подростка и могут стать эмоциональным сигналом или примером для подражания. Но именно воспринимаемые острые конфликты в семье приводят к возникновению различных личностных расстройств и психических нарушений.

2.4. Современные научно-практические подходы к решению проблем
бродяжничества в европейских странах
Первое объяснение термина «бродяжничество» дается европейскими учеными в конце XIX столетия, прежде всего, это представители психиатрического подхода. В 1899 году появилось понятие «пориомания», или «инстинкт бродяжничества». Психиатры связывали бродяжничество с эпилепсией но затем это понятие стало находить более широкое применение для характеристики бездомных. В 1934 году появляется психологическая диссертация Людвига Маера, раскрывающая «инстинкт бродяжничества», с которым стали связывать такие явления, как прогулы в школе, побег из воспитательных учреждений, дезертирство. Все эти явления приписывались болезненному миграционному состоянию. Исследователи отмечают, что миграционный инстинкт как концепция очень противоречив и требует экспериментального доказательства. Однако по настоящее время эта концепция еще в достаточной мере не обоснована и экспериментально не подтверждена.
В настоящее время в европейских странах реализуется программа американского образца «Диверсия». Цель программы профилактика и контроль юных правонарушителей, из числа которых исключены подростки, занимающиеся грабежом, сексуальным домогательством, наркоманы. К ним применяются решения суда. Члены общественной организации, осуществляющие реализацию этой программы, считают, что суды будут работать эффективнее, если они учтут в своей работе заявление со стороны родителей, школы и других институтов, поддерживающих правонарушителя подросткового и юношеского возраста. Работа индивидуализирована. Социальные педагоги включают семью в групповую работу по поддержке правонарушителя в процессе его ресоциализации. Осуществляется педагогическая, консультационная помощь семье. Семья остается ведущим институтом социализации ребенка, ее исключение из системы открытого контроля за несовершеннолетним правонарушителем нарушает связи несовершеннолетнего с семьей, искажает процесс социализации и интеграции его в общество. Контроль ведется на дому и подростки включаются в работу различных социальных институтов. Однако социальные педагоги учитывают, что криминальное воздействие на некриминальную молодёжь идет достаточно интенсивн
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.