Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Развитие социальных институтов и их функции
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Развитие
социальных институтов
и их функции
Содержание
Введение……………….3
1. Формирование
социальных институтов на ранних этапах
развития общества……………….4
2. Процесс
институализации………………7
3. Функции
социальных институтов………...9
Заключение………………13
Список
использованных источников……….14
Введение
Социальные
институты появляются в обществе
как крупные непланируемые продукты
социальной жизни. Как же это происходит?
Люди в социальных группах пытаются реализовать
свои потребности сообща и ищут для этого
различные способы. В ходе общественной
практики они находят некоторые приемлемые
образцы, шаблоны поведения, которые постепенно
через повторение и оценку превращают
в стандартизированные обычаи и привычки.
Спустя некоторое время эти шаблоны и
образцы поведения поддерживаются общественным
мнением, принимаются и узакониваются.
На этой основе разрабатывается система
санкций. Так, обычай назначать свидание,
будучи элементом института ухаживания,
развивался как средство выбора партнера.
Банки - элемент института бизнеса развивались
как потребность в накоплении, перемещении,
займах и откладывании денег и в результате
превратились в самостоятельный институт.
Время от времени члены общества или социальной
группы могут собирать, систематизировать
и давать легальное подтверждение этим
практическим навыкам и образцам, в результате
чего институты изменяются и развиваются.
Чем многообразнее социальные институты,
действующие в обществе, и чем масштабнее
их деятельность, тем большими возможностями
развития людей обладает общество, тем
более зрелым оно становится в социальном
отношении. Поэтому важное значение приобретает
выяснение особенностей и тенденций развития
социальных институтов.
Формирование
социальных институтов
на ранних этапах развития
общества
Развитие
любого общества во многом осуществляется
за счет развития социальных институтов.
Самый верный критерий зрелости общества
- многообразие и развитость существующих
в нем социальных институтов, способных
надежно, устойчиво, на профессиональном
уровне удовлетворять разнообразные потребности
индивидов и социальных групп и эффективно
регулировать их поведение.
Уже
на ранних этапах развития общества началось
формирование социальных институтов (производственных
организаций институтов, духовной жизни,
семьи). Но синкретический характер (синкретизм
(лат. syncretismus, от греч.
??? — федерация критских
городов) — объединение различных систем
или взглядов; нерасчлененность,
характеризующая неразвитое состояние
какого-либо явления) человеческой деятельности
обусловил и синкретичность первых институтов,
выразившуюся в многофункциональност ,
нерасчлененности их функций. "Неразвитость
труда по всем его параметрам (орудия и
прочие технические средства, производственный
опыт и навыки, кооперация и дифференциация
труда), преобладание... живого труда над
овеществленным, привязанность производства
к природным условиям... выступают причиной
присущего первобытному обществу синкретизма
общественных отношений, невычлененности
различных сфер общественной жизни, слитности
материального и духовного производства.
Община - универсальный институт, осуществляющий
хозяйственную, семейно-бытовую, культовую
и другие функции. Определяя собой все
стороны общественной жизни, материально-производ твенная
деятельность еще не обособляется от других
видов деятельности. Кровнородственные
отношения, связующие элементы социальной
структуры и внутри общины, и между общинами,
также характеризуются синкретизмом".
Данные
этнографических исследований свидетельствуют,
что довольно скоро появились признаки
распада синкретизма. Община, род и племя
начали разделяться, "в общине при всей
ее универсальности на первый план все
больше выходит производственная деятельность,
институты же рода и племени берут на себя
функцию межобщинного общения, в силу
экзогамии к ним естественно отходят и
брачно-семейные отношения". Начинает
складываться тенденция усложнения общественной
структуры.
Усложнение
отношений внутри родов, племен, общин
в результате произошедшего прогресса
в изготовлении орудий труда, перехода
к производящему хозяйству и обособления
скотоводства и ремесла привело к формированию
иерархии родов, племен, их союзов. В этот
период появляются институты старейшин,
вождей, жрецов, в обязанность которых
входила организация коллективных трудовых
процессов, военного дела, культовых действий,
а также сохранение и передача от поколения
к поколению социального опыта.
Дальнейшее
развитие общества, "введение земледелия
и животноводства переворачивает весь
жизненный уклад первобытных людей. Внутри
общины, перерождающейся в соседскую,
все большую хозяйственную самостоятельность
приобретает семья. Вместе с тем развиваются
и усложняются формы кооперации труда,
являющиеся условием существования семейного
хозяйства". Это, в свою очередь, ведет
"к изменению форм обмена взаимной деятельностью,
ее результатам, к постепенному нарушению
равнообеспечивающего принципа распределения
и потребления жизненных средств. Получающее
все большую экономическую самостоятельность
семейное хозяйство превращается в главную
форму организации производительных сил,
вытесняя в данной роли родовую общину".
Так постепенно (через ряд реформ) на смену
кровнородственной общине приходит община
соседская, земледельческая община.
Зарождение
системы социальных институтов началось
в период разложения первобытнообщинного
строя и было связано с процессом общественного
разделения труда. Разделение труда привело
к появлению и развитию частной собственности,
которая, в свою очередь, привела к разделению
общества на классы, что и обусловило необходимость
появления таких социальных институтов,
основной функцией которых было осуществление
классовых интересов и потребностей, охрана
существующего социального порядка.
Таким
образом, уже на ранних этапах развития
общества появляется потребность в формировании
механизмов управления социальными процессами,
т. е. соответствующих социальных институтов.
В качестве их предвестников на ранних
ступенях первобытного общества выступали
советы старейшин, родоплеменные советы,
народные собрания, функции которых еще
не были четко определены, в основном они
выполняли военные, судейские и жреческие
функции. В период становления классового
общества формируется социальный институт
управления, обеспечивающий функционирование
общества в целом, его общностей и социальных
групп в интересах господствующего класса,
- государство.
В
эпоху средневековья социальные
институты выступали прежде всего
как средства закрепления отношений
личной зависимости и внеэкономического
принуждения, "сращивания&quo ; политической
власти и экономического господства, а
также обеспечения устойчивости социального
целого, общества. Среди институтов феодального
владения можно отметить такие, как майорат,
феод, иммунитет, вотчина и др. В классовом
обществе в этот период происходит выделение
сословия профессиональных служителей
культа, возникают особые религиозные
организации, что ведет к становлению
церкви, религии в качестве особого социального
института. Религия как социальный институт
играла важную роль в интеграции политически
и экономически раздробленного общества.
Она приобрела и начала осуществлять нерелигиозные
функции - политические, экономические
(церковь была крупным земельным собственником
в этот период). Ей были полностью подчинены
наука, образование и искусство.
Становление
капитализма привело к развитию
целостной системы социальных институтов,
обеспечивающих функционирование разных
сфер общественной жизни: производство
и потребление материальных благ,
духовное производство, распространение
и потребление духовных ценностей и
т.д. В это время возникают институты науки,
образования, искусства и т.д.
История
появления и развития социальных
институтов - это история постепенного
превращения социального института
традиционного типа в современный
социальный институт. В ходе своего развития
социальные институты стали более специализированными
по функциям, а некоторые из них заняли
господствующее место в системе социальных
институтов. Так, например, в первобытном
обществе, как уже было отмечено выше,
особую роль играла семья, в феодальном
обществе в качестве базовых выступали
религиозные институты, в России после
Октябрьской революции господствующее
место занимали политические институты,
в первую очередь, Коммунистическая партия,
а в капиталистическом обществе особую
роль играют экономические институты.
Процесс
институциализации
Развитие
социальных институтов осуществляется
посредством развертывания двух социальных
процессов.
Первый
из них представляет возникновение новых
социальных институтов. Второй процесс
развития социальных институтов - это
совершенствование деятельности, структуры
и функций уже существующих институциализированны
структур. Так, например, в процессе становления
государственной независимости Беларуси
из недр общественной системы выделяется
в самостоятельный правоохранительный
институт Конституционный суд, в связи
с Чернобыльской катастрофой и участившимися
другими катастрофическими событиями
(как природного, так и особенно технологического
характера) создается Министерство по
чрезвычайным ситуациям и преодолению
последствий Чернобыльской катастрофы.
Процесс
институциализации, т.е. возникновения,
формирования социальных институтов,
включает в себя несколько этапов. Первый
из них представляет собой возникновение
в обществе определенных потребностей
в новых видах социальной деятельности
и соответствующих им социально-экономичес их,
политических, духовных предпосылок и
условий. Например, возникновение армии
(вооруженных сил) как специального социального
института было обусловлено ростом общественного
производства и создаваемого им продукта,
приведшего к появлению экономического
и социального неравенства между людьми,
становлению государства, возникновением
необходимости иметь хорошо организованные
отряды вооруженных людей, способных и
готовых в любой момент отразить нападение
врагов или распространить власть своего
государства на чужие территории, служить
опорой властвующих структур (фараон,
князь, император и т.д.) и проводимой ими
внешней политики.
Вторым этапом институциализации является
формирование общих целей, которые должны
достигаться совместными и организованными
действиями входящих в состав данного
социального института людей. Эти цели
задаются уже существующим социальным
институтом (например, цели вооруженных
сил определяются общественным строем
и политикой государства, в котором они
создаются) либо формируются внутри создаваемого
нового социального института (например,
цели политической партии, воплощаемые
в ее программе, определяются ее лидирующим
ядром в процессе создания партии).
Третий
этап институциализации составляет
возникновение социальных норм и
правил, вырабатываемых в процессе
создания социального института (армии,
партии и т.п.) и становящихся обязательными
для исполнения всеми индивидами, входящими
в этот институт (например, устав вооруженных
сил, кодекс офицерской чести, устав партии
и т.п.)
Четвертый
этап институциализации - развитие необходимых
для успешного функционирования
социального института организационных
структур (например, политическое бюро
партии, ее исполком или командные структуры
в армии) и регуляторов поведения (принципы
войсковой дисциплины, соподчинение рядовых,
младших и старших офицеров, применяемые
санкции к нарушителям норм в армии).
Пятый
этап институциализации воплощается в
создании характерной для данного социального
института системы статусов и ролей, охватывающих
всех без исключения его членов (например,
военнослужащих или членов партии).
Шестой
этап институциализации составляет процесс
интернализации (т.е. усвоения) индивидами
новых социальных норм и ценностей, стандартов
поведения, формирования на их основе
ценностных ориентаций, установок, ожиданий
личности, усвоения ею определенных социальных
ролей (например, рядового, сержанта или
офицера в армии) и социального статуса
в обществе.
Социология
исследует процесс институциализации
с двух точек зрения. Во-первых, как
исторический процесс зарождения и
развития новых социальных институтов,
условий и особенностей их возникновения.
Во-вторых, с точки зрения содержания,
особенностей и эффективности функционирования
социальных институтов в рамках целостной
системы, направленной на обеспечение
стабильности и устойчивости общества.
Это означает, что социология придает
большое значение исследованию функций
социальных институтов.
Функции
социальных институтов
Известный
американский социолог Р. Мертон основательно
проанализировал явные и латентные
функции социальных институтов. С его
точки зрения, «явные функции - это те объективные
последствия, которые вносят свой вклад
в регулирование или приспособление системы
и которые входили в намерения и осознавались
участниками системы». «Латентные функции,
соответственно, те объективные последствия,
которые не входили в намерения и не были
осознаны». Таким образом, явные функции
социального института относятся к тем
объективным и преднамеренным последствиям
социального действия, которые способствуют
приспособлению или адаптации данной
социальной системы к условиям ее существования
(внутренним и внешним), а латентные его
функции относятся к непреднамеренным
и неосознанным последствиям того же действия.
Если
же иметь в виду явные функции социальных
институтов, то основные из них сводятся
к следующему.
1.
Функция закрепления и воспроизводства
общественных отношений. Как мы уже отмечали,
каждый социальный институт создается
в ответ на возникновение определенной
общественной потребности и имеет своей
целью посредством определенной системы
ценностей, норм, правил выработать определенные
стандарты поведения у своих членов и
установить определенный порядок и социальные
рамки их деятельности. Тем самым социальный
институт обеспечивает, во-первых, устойчивость
социальной структуры общества, ее стабильность
при определенных масштабах изменчивости,
не ведущей к разрушению данной социальной
системы, а во-вторых, воспроизводство
структурных компонентов данной системы
(ее социальных слоев, статусов, ролей
и т.п.) и существующих в них общественных
отношений. Например, социальный институт
армии обеспечивает устойчивость не только
своей собственной структуры (разделение
на роты, батальоны, полки, дивизии и т.д.,
на виды и роды войск) но и стабильность,
устойчивость социальной структуры общества
в и т.д.................