Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Понятие и сущность государства на современном этапе развития теории государства и права
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение Вопросы государства
всегда были и остаются в центре внимания
науки теории государства и права. Знание
этих вопросов необходимо студентам как
для более глубокого усвоения самой теории
государства и права, так и для последующего
изучения таких, например, дисциплин, как
конституционное и административное право.
В этом и заключается актуальность данной
темы.
К элементам политической системы
общества относят государство,
политические партии, общественные
объединения, союзы, группы давления,
церковь, средства массовой информации
и другие институты общества,
способствующие формированию власти
и нуждающиеся в ее поддержке
для реализации своих интересов.
Все элементы политической системы
тесно взаимосвязаны. Так, государство
осуществляет все важнейшие функции
управления обществом. Но многие
из этих функций, хотя и иными
средствами, осуществляют другие
политические институты. Например,
культурно-образоват льную функцию
в немалой степени осуществляют
наряду с государством и общественные
объединения, а также средства
массовой информации, пропагандируя,
публикуя, показывая различные произведения
культуры, формируя у населения
потребность определенного отношения
к культуре, образованию.
Главный институт политической
системы общества - государство -
в отличие от других ее элементов
наиболее влиятельный субъект
осуществления власти. Поэтому, государство
по праву считается ядром политической
системы любого общества. Цель исследования
состоит в изучении понятия и сущности
государства на современном этапе развития
теории государства и права.
Для достижения
этой цели предполагается решить следующие
задачи:
1) Определить
основные теоретические подходы,
используемые для анализа понятия
«государство»;
2) Выделить
основные признаки в понимании типа
государства;
3) Выделить
основные функции государства (признаки
функций государства, классификация функций
государства, формы и методы осуществления
функций государства)
1.К
понятию «государство» 1.1.Сущность
государства
Понятие «государство»
многозначно, трактовка этого явления
общественной жизни вызывает не только
научные, но и политические дискуссии.
Вместе с тем существуют такие признаки
государства, с которыми согласны все
исследователи. Они позволяют предложить
следующее краткое определение: государство
- это основной институт политической
системы общества, организующий, направляющий
и контролирующий совместную деятельность
и взаимоотношения людей, групп, страт,
классов, организаций и т.д. Государство
– главный институт власти. Посредством
государства власть реализует свою политику.
Таким
образом, понятия «власть», «государство»
и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны
и взаимообусловлены. «Для нас представляет
интерес способ связи государственных
функций между собой, т.е. выявление некой
системообразующей функции государства»
[3]. Для выделения системообразующих функций
нам необходимо обратиться к природе государства
и его сущности.
Так,
древнегреческий философ Аристотель
определял государство как соединение
многих родов ради лучшей, совершенной
жизни. Известный римский политик
Цицерон видел в государстве
союз людей, объединенных общими
началами права и общей пользы.
Английский философ XVII в. Т. Гоббс
полагал, что государство - это “единое
лицо, верховный владыка, суверен, воля
которого вследствие договора многих
лиц считается волею всех, так что оно
может употреблять силы и способности
всякого для общего мира и защиты”. Русский
юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал государство
как соединение людей под одной властью
и в пределах одной территории.
Есть
три основных теоретических подхода
к пониманию сущности государства:
общественный, классовый (марксистский)
и политико-правовой.
Согласно
общественному подходу, государство
есть средство решения общих
проблем и дел, оно регулирует
отношения правителей и народа.
Сущность классового (марксистского)
подхода можно выразить так:
государство появилось с разделением
общества на классы и служит
орудием классового господства,
подавления одних классов другими.
По мнению сторонником политико-правового
подхода, государство является
источником права, которое организует
жизнь общества и самого государства.
Определённый смысл есть во
всех этих трёх позициях. К
ошибкам и заблуждениям ведёт
абсолютизация одной из них.[4;стр6]
«Мы
рассматриваем государство как общий
знаменатель всех его исторических модификаций,
т.е. в функциональном аспекте, с точки
зрения его природы оно представляет нечто
однообразное. Это позволяет адекватно
оценить его как целое и его отдельные
элементы. Любое государство исторически
постоянно меняется, эволюционирует, независимо
от культуры и эпохи, но природа его неизменна.
На наш взгляд, природа государства как
социального феномена определяется сущностью
социальной организации вообще. Сущность
государства может быть оценена с точки
зрения содержания и с точки зрения формы.
Нас интересует сущность государства
как его особенность, т.е. то, что выделяет
его из массы всех социальных организаций.
Саму природу государства в его особенности
можно рассмотреть в двух смыслах. Под
природой мы можем понимать, во-первых,
внутренний базовый механизм саморазвертывания
какого-либо явления, во-вторых, источник
его появления и генезиса» [4]. 1.2.
Основные признаки государства
Государства
разных исторических эпох и народов мало
схожи между собой. И все же они имеют некоторые
черты, которые в большей или меньшей степени
присущи каждому из них, хотя у современных
государств, подверженных интеграционным
процессам, они порою достаточно размыты.
Общими для государства являются следующие
признаки:
1. Отделение
публичной власти от общества,
ее несовпадение с организацией
всего населения, появление слоя
профессионалов-управ енцев. Этот
признак отличает государство
от родоплеменной организации,
основанной на принципах самоуправления.
2. Территория,
очерчивающая границы государства.
Законы и полномочия государства
распространяются на людей, проживающих
на определенной территории. Само
оно строится не по кровнородственному
или религиозному признаку, а
на основе территориальной и,
обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет,
т.е. верховная власть на определенной
территории. В любом современном
обществе имеется множество властей:
семейная, производственная, партийная
и т.д. Но высшей властью,
решения которой обязательны
для всех граждан, организаций
и учреждений, обладает государство.
Лишь ему принадлежит право
на издание законов и норм,
обязательных для всего населения.
4. Монополия
на легальное применение силы,
физического принуждения. Диапазон
государственного принуждения простирается
от ограничения свободы до
физического уничтожения человека.
Возможность лишить граждан высших ценностей,
каковыми являются жизнь и свобода, определяет
особую действенность государства, имеются
специальные средства (оружие, тюрьмы
и т. Д.), а также органы — армия, полиция,
службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право
на взимание налогов и сборов
с населения. Налоги необходимы
для содержания многочисленных
служащих и для материального
обеспечения государственной политики:
оборонной, экономической, социальной
и т.д.
6. Обязательность
членства в государстве. В отличие,
например, от такой политической
организации, как партия, пребывание
в которой добровольно и необязательно
для населения, государственное гражданство
человек получает с момента рождения.
7. Претензия
на представительство как целого
и защиту общих интересов и
общего блага. Ни одна другая
организация, кроме разве что
тоталитарных партий — государств,
не претендует на представительство
и защиту всех граждан и
не обладает для этого необходимыми
средствами. Определение общих признаков
государства имеет не только научное,
но и практическое политическое значение,
особенно для международного права. Государство
— субъект международных отношений. Лишь
на основе обладания качествами государства
те или иные организации признаются субъектами
международного права и наделяются соответствующими
правами и обязанностями. В современном
международном праве выделяются 3 минимальных
элемента государства: территория, народ,
объединенный правовым союзом граждан
(гражданством), и суверенная власть, осуществляющая
эффективный контроль хотя бы над большинством
территории и населения.
Отмеченные
выше признаки отмечают государство от
других организаций и объединений, однако
еще не раскрывают его связь с обществом,
факторы, лежащие в основе его возникновения
и эволюции.
1.3.
Составляющие элементы
государства
Государство
- это политическая общность, составляющими
элементами которой являются
территория, население и власть.
Территория - это пространственная
основа государства. Физическая
основа представляет собой одно
из условий, делающих возможным существование
государства. В конечном счете, без территории
государства не существует.
Территория
есть пространство государства,
занятое его населением, где в
полной мере действует власть
политической элиты, реализуемая
через юридические нормы. Одна
из главных целей элит, не состоящих
на службе иностранных держав,
заключается в гарантировании
территориальной целостности государства.
Территория государств включает землю,
недра, воздушное пространство и территориальные
воды; она не может быть сведена к так называемой
твёрдой земле. Это означает, что государство
поддерживает в перечисленных средах
свою суверенную власть и имеет право
защищать их от внешнего вторжения со
стороны других государств и частных лиц.
Вторым
составляющим элементом государства является
население, то есть человеческое сообщество,
проживающее на его территории и подчиняющееся
его власти. Население государства может
состоять из одного народа или быть многонациональным.
Третьим
составляющим элементом государства
является власть, иными словами,
отношения господства и подчинения,
существующие между политической
элитой и остальной частью
общества.
Чтобы
государство существовало, те, над кем
осуществляется господство, должны признавать
власть тех, кто господствует в данный
момент. Если к власти проявляется неуважение,
правители, опираюсь на институционализирова ные
аппараты насилия, могут применить санкции,
предусмотренные политической системой.
Политическая элита вынуждается применять
институционализиров нное насилие на
постоянной основе лишь в исключительных
случаях, поскольку она обладает достаточно
эффективными для управления коллективным
поведением средствами прямого и косвенного
убеждения.
Итак, государство - это политическая целостность,
образуемая национальной или много национальной
общностью, закреплённой на определённой
территории, где поддерживается юридический
порядок, установленный элитой, которая
монополизирует институционализованную
власть, обладая законным правом применения
принуждения. 2.
Основные функции
государства 2.1.
Функции государства
Сегодня
современное государство выполняет разнообразные
действия во всех сферах общественной
жизни. Большей частью эти действия - лишь
реакция на потребности дня сегодняшнего
и отражают лишь неоправданное, чрезмерное
расширение притязаний самого государства
на определенное место в системе "личность
- общество - государство".
В юридической теории в основном все эти
попытки сводятся к поиску и выделению
тех или иных классификационных критериев,
которые отражают разнообразные направления
деятельности государства. По сути, они
представляют собой определенную актуализацию
какой-то деятельности государства на
том или ином этапе своего развития.
Но государство существует не просто так,
не бесцельно, не в силу какой-то инерции
или традиции. Необходимость решения определенных
задач, реализация неких установок заставляет
действовать его определенным образом.
«Характеризуя государство в его динамике,
для нас приобретают значение ответы на
вопросы, как оно действует, по какому
принципу, как связаны между собой его
функции, от чего зависит актуализация
одних государственных функций и уменьшение
значимости других.
Еще классиками марксистско-ленинско о
подхода верно отмечено, что государство
и подобные ему общественные явления представляют
собой не просто механизмы, а различные
открытые динамические системы.» [1]
Государство есть сложная социальная
организация, основным назначением которой
является осуществление публичной власти
в интересах всего общества. Деятельность
государства многогранна, она охватывает
самые различные стороны общественной
жизни. Основные направления деятельности
государства называются функциями государства.
Функции делятся на внутренние и внешние.
Внутренние
функции государства: охранительная, экономическая,
социальная, культурно – воспитательная,
природоохранительная
Внешние
функции государства: защита государства
от вооруженных нападений других государств,
поддержание международных политических
отношений (дипломатическая деятельность),
экономических и культурных связей, борьба
с международной преступностью, участие
в международной охране окружающей среды.
Реализация
функций осуществляется различными государственными
организациями. Их количество, задачи,
компетенция, взаимоотношения и связи
между ними определяются функциями государства.
Существуют два вида государственных
организаций. К первому виду относятся
государственные организации, которые
осуществляют властную, организационно-регуля ивную
деятельность.
Второй вид представляют государственные
организации, основным назначением которых
является непосредственная, практическая
деятельность по выполнению функций государства.
Они создаются органами государства и
управляются ими. В зависимости от того,
в какой сфере государственной деятельности
(охранительной, экологической или культурно-воспитател ной)
действуют государственные организации,
они подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение
функций возложено на особые вооруженные
государственные организации. Они непосредственно
охраняют граждан и государство от внутренних
и внешних посягательств. В их число входят
части и подразделения вооруженных сил,
службы безопасности, милиция (полиция),
разведка и некоторые другие вооруженные
государственные организации.
В экономической
сфере действуют государственные организации
- предприятия и учреждения, основным назначением
которых является производственная либо
обеспечивающая производство деятельность,
а также оказание бытовых, кредитно-расчетных
и коммунальных услуг населению. К ним
относятся, например, государственные
заводы и фабрики, сельскохозяйственные
предприятия, предприятия транспорта
и связи (железные дороги, почта и др.),
торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные
учреждения и т.д. Культурно-воспитател ные
задачи выполняются широкой сетью государственных
организаций, таких, как учебные заведения,
библиотеки, музеи, театры и др.
Следует
иметь в виду, что охранительные, экономические
и культурно-воспитател ные задачи выполняются
не только государственными организациями.
Во всех этих сферах наряду с государственными
организациями действуют частные и общественные
организации и объединения. Частные и
общественные организации и предприятия
наиболее представлены в экологической,
духовной и социальной сферах. Однако
и в охранительной сфере действуют негосударственные
организации, такие, как, например, частная
полиция и охрана, частные детективные
организации, объединения и организации
общественности по охране общественного
порядка и самозащите и некоторые другие.
Охранительная
функция- это функция государственной
деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового
порядка, защите и охране прав и интересов
граждан и организаций, защите конституционного
строя и государства от противоправных
посягательств. Обеспечение внутреннего
мира и согласия в обществе, урегулирования
общественных отношений, снятие социальных
противоречий, неизбежных в обществе,
состоящем из различных классов, групп,
слоев, - это насущная необходимость, одна
из тех причин, которые вызывали возникновение
государства. Эта функция также направлена
на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства
граждан, а также на охрану государственного
и общественного имущества, на охрану
частной собственности. Общественный
порядок охраняется государственными
органами, общественными организациями
и гражданами. Особая роль в обеспечении
общественного порядка принадлежит органам
внутренних дел, милиции. За все виды правонарушений,
посягающие на общественный порядок, установлены
различные виды наказаний. Меры наказаний
должны быть соразмерны вине нарушителя.
Экономическая
функция: эта функция государства сильно
изменилась в ходе исторического существования
государства от полного невмешательства
в экономику (концепция “государства
- ночного сторожа”) до полного контроля
всей хозяйственной деятельности и регулирования
всех вопросов экономической жизни (тоталитарные
государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо
умножились и усложнились хозяйственные
связи, демократическое государство не
остается наблюдателем со стороны. Оно
активно разрабатывает и проводит экономическую
политику, которая строится на принципах
свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через
налоговую политику, кредитно-финансовую
и валютно-денежную системы.
Функция
социальных услуг, обеспечения и
защиты граждан: многие государства
характеризуют себя социальными. Это
означает, что они считают своей важной
задачей заботу обо всех тех гражданах,
кто в силу каких-либо причин не в состоянии
обеспечить для себя нормальное существование,
достойное человека. Государство проводит
мероприятия направленные на защиту от
безработицы, проявляет заботу о детях
и нетрудоспособных людях. В Российской
Федерации финансируются федеральные
программы охраны и укрепления здоровья
населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной
систем здравоохранения, поощряется деятельность,
способствующая укреплению здоровья человека,
развитию физической культуры и спорта,
экологическому и санитарно-эпидемиоло ическому
благополучию. Поощряются добровольное
социальное страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, государство принимает
различные меры для повышения жизненного
уровня граждан.
Культурно
- воспитательная функция: общество в целом
и государство заинтересованы в том, чтобы
каждый гражданин имел образование, соответствующее
принятому стандарту. Без образования
в настоящее время немыслимо активное
участие граждан в общественной жизни,
в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем, во многих
государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство,
обеспечивает для граждан свободу творческой
деятельности. Не может быть сильного,
процветающего государства без уважения
и сохранения исторических традиций и
культурного наследия. Воспитание граждан
в духе патриотизм, уважения к историческому
прошлому - непременная составная часть
воспитательного процесса.
Природоохранительная
функция:охрана природы, окружающей
среды - насущная необходимость современного
мира. Человек в результате своей хозяйственной
деятельности нарушает естественные природные
связи, разрушает окружающую среду, чем
невольно создает для себя неблагоприятные
(даже гибельные) условия обитания. Охрана
природы - дело всего общества, но только
государство, обладающее необходимыми
средствами и возможностями мобилизации
усилий всех организаций и граждан, может
реально обеспечить защиту окружающей
среды.
В современную эпоху проблемы охраны и
рационального использования природных
богатств приобрели большое экономическое,
социальное и политическое значение. Они
затрагивают интересы всех народов и государств.
Охрана природы выдвигается в число наиболее
острых социальных проблем и представляет
собой одну из важнейших общегосударственных
задач. Деятельность по охране природы
в рамках своей компетенции осуществляют
все звенья механизма государства и его
органов.
Внешние
функции. Функция защиты из вне: данная
функция является важнейшим направлением
деятельности государства, ибо она нацелена
на защиту мирного труда, суверенитета
и территориальной целостности государства.
Основную роль в этом играют Вооруженные
Силы Российской Федерации. Практическое
исполнение функции защиты из вне так
же возложено на особые государственные
вооруженные организации. Они предназначены
для обеспечения суверенитета, защиты
территории, границы и населения от внешних
посягательств и обеспечении общественного
порядка и безопасности граждан. Особые
вооруженные организации наделяются компетенцией
в соответствие с конституцией. Характер
задач выполняемых вооруженными государственными
организациями обуславливает особенности
их формирования, деятельности, управления
и обеспечения. К особым вооруженным государственным
организациям относятся: 1. Службы внешней
разведки. Они осуществляют сбор информации
на случай ведения военных действий. 2.
Служба безопасности. Она предназначена
для защиты государственной безопасности
и конституционного строя от внешних посягательств.3.
Полиция (милиция) является основой и гарантом
общественного порядка. Полиция призвана
служить всему обществу, обеспечивать
порядок, спокойствие и безопасность граждан.
Функция
сотрудничества с другими странами: в
основе этой функции заложены интересы
каждого государства. В Конституциях ряда
стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества
со всеми странами. Функция сотрудничества
и взаимопомощи выражает интересы всех
государств. На этой основе создаются
различные организации деятельность которых
направлена на улучшение экономической,
политической и культурной жизни общества
(ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Государство обязано защищать своих граждан
находящихся на территории других государств
и оказывать им покровительство. Для поддержания
международных политических отношений
государства обеспечиваются представителями
в лице дипломатов, служащих-послов, консулов
и др. Ни одно государство не может существовать
без экологических связей с другими государствами.
Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,
совместные проекты - это наиболее распространенные
составляющие внешнеэкономической деятельности
государства. Государство поддерживает
и развивает культурные связи, что служит
взаимному духовному росту и обогащению.
Борьба
с международной преступностью: в последнее
время все более широкие масштабы приобретает
международная преступность. Торговля
и контрабанда наркотиков, терроризм,
незаконная торговля оружием - вот небольшой
перечень наиболее опасных видов международных
преступлений. Ни одно государство не
в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий
государств по борьбе с международной
преступностью. Конкретными действиями
государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе
с преступлениями.Одной из таких организаций
является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует
свою деятельность по предупреждению
и пресечению этих преступлений, проводит
совместные мероприятия, обменивается
информацией. Это позволяет более эффективно
бороться с международной преступностью.
Участие
в охране окружающей среды: в настоящее
время остро встал вопрос об охране окружающей
среды. Данный вопрос постоянно находится
в центре внимания всего мира. Охрана окружающей
среды становится составной частью программы
завершения строительства материально
- технической базы в государстве.Крупные
ученые ряда государств обеспокоены экологическим
состоянием природы в различных уголках
мира. Из государственного бюджета все
больше и больше выделяется средств на
поддержание экологии в надлежащем виде,
также оказывают различную помощь и общественные
организации. В ряде государств правительство
принимает различные меры к нарушению
нормативных актов по охране природы.
Главенствующее положение занимает убеждение,
а также штрафы и уголовные наказания.
«Мы
исходим из того, что государство, как
и любая открытая динамическая система,
обладает качествами единства и целостности,
активно взаимодействует со средой, природной
и социальной» [2]. Вся совокупность функций
государства есть совокупность способов
проявления его активности. Она также
может быть рассмотрена как подсистема
государства. Отсюда все государственные
функции действуют не сами по себе, а находятся
в определенной связи, в некой системе.
2.2.
Правовые формы выполнения
функций
Функции государства
осуществляются в определенных формах
и определенными методами. Формы осуществления
функций характеризуют связь государства
с правом как одним из основных средств
властвования. Через право государство
проводит в жизнь свои функции, свои экономические,
политические, идеологические задачи.
В одних случаях государство издает юридические
нормы, в других - организует их исполнение,
в третьих - обеспечивает, охраняет их.
В зависимости от этого и различают три
основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая
- государственная деятельность, выражающаяся
в разработке и принятии юридических
норм, в которых закрепляются
программы деятельности людей.
Она заключается в издании
нормативных актов, т.е. актов,
которые устанавливают новые
нормы, изменяют или отменяют
старые.
2. Правоисполнительная
- государственная деятельность, выражающаяся
в принятие мер по исполнению норм права.
Она состоит главным образом в издании
властных индивидуальных актов, т.е. актов,
рассчитанных только на данный, индивидуальный
случай (например, издание разового планового
акта по строительству, назначение гражданина
на должность.)
3. Правообеспечительная
(правоохранительная) - государственная
деятельность, выражающаяся главным образом
в контроле и надзоре за соблюдением и
исполнением норм , а также в применение
принудительных мер к их нарушителям.
В процессе осуществления данной функции
решаются юридические дела, связанные
с применением юридических санкций, спорами
между отдельными лицами и т.д.
В будущем
будут возникать и новые функции, а вместе
с ними и определенные трудности, которые
необходимо будет решать.
Таким
образом, из рассмотренных нами функций,
мы видим, что государство является не
только аппаратом подавления, представителем
интересов господствующего класса, но
и организацией выражающей интересы всего
общества.
Заключение
Вопрос
о дальнейшем существовании и
развитии государства давно
занимает ученых. В частности, марксизм
исходит из перспективы создания в будущем
идеального общества (коммунизма) без
классов, без частной собственности, при
отсутствии сколько-нибудь серьезных
противоречий между однородными социальными
субъектами. В результате такой эволюции
государство как охранительный и регулирующий
институт общества постепенно отомрет
естественным образом (за ненадобностью).
Станут ненужными его главные функции
— регулирование отношений между общественными
субъектами (общество будет социально
однородным) и охрана частной собственности
(она исчезнет, будет отменена).
Наоборот, происходит все большая дифференциация
общества, увеличивается количество задач,
требующих вмешательства государственных
и общественных структур. Далеко пока
и до исчезновения частной собственности.
С усложнением материальной и духовной
жизни общества роль государства неуклонно
возрастает. Увеличивается число проблем,
требующих постоянного регулирования
со стороны государственных структур,
например, проблемы экологии, здравоохранения.
Список
использованной литературы:
1. Малахов
В.П. Философия права. М., 2007. С. 184
2.Мальцев
Г.В. Право и "смена вех" в научной
методологии // История государства и права.
2009. № 22.
3.Маркс
К. Капитал. Критика политической экономии.
Т. 1. Книга 1: Процесс производства капитала
// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С.
499
4. Никитин
А.Ф.,Основы государства и права.-М.:ДРОФА,2006.
5. Палазян
А.С. Проблема определения системообразующих
функций государства // История государства
и права. 2007. №14