Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Понятие и изменение Конституции РФ
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
РЕФЕРАТ
по
дисциплине: Конституционное (государственное)
право России
на
тему: Понятие и изменение
Конституции РФ
Выполнила
студентка 1 курса
Заочного
отделения гр. С.
Научный
руководитель:
г. Ростов-на-Дону
2011г.
Содержание
Введение
3
Понятие и изменение
Конституции РФ
5
Заключение
10
Список используемой
литературы
12
Введение.
Среди
нормативно-правовых актов, закрепляющих
основные нормы конституционного права,
основным является Конституция.
Именно
в конституции устанавливаются
конституционно-право ые нормы общего
характера, являющиеся основополагающими
для конституционно-правов го регулирования.
Огромное
значение конституции в жизни
всякого общества, ее принципиально
особое место во всей правовой системе
государства вызывают необходимость
всестороннего изучения конституции.
Основной целью данной работы является
характеристика Конституции Российской
Федерации, то на сколько она гибка и жестка. Объект
исследования - общественные отношения
в сфере конституционного права, складывающиеся
по поводу принятия поправок в Конституцию
Российской Федерации, а также ее пересмотра. Предмет
исследования - Конституция и иное законодательство
Российской Федерации, регулирующее порядок
и особенности принятия поправок в Конституцию
и ее изменение. Цель
работы – рассмотреть порядок и особенности
внесения поправок в Конституцию Российской
Федерации, а также порядок ее пересмотра.
В
истории Российской Федерации насчитывается
5 Конституций—соответст енно 1918 г., 1925
г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.
Сроки
их действия составляли последовательно
7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает
в целом относительную стабильность
конституций.
Принятие
каждой из них знаменовало существенные
изменения в жизни общества, подводило
итог предшествующему развитию, определяло,
как правило, качественно новый
этап в истории развития государства,
отражало утверждение новых концепций
или углубление и развитие прежних.
Первые
четыре Конституции РСФСР были по
своему типу советскими социалистическими
конституциями. Несмотря на существенные
особенности, присущие каждой из них, они
развивались в соответствии с
принципом преемственности, отражающей
сохранение социалистических ценностей,
утверждение советской власти, носили
классовый характер, выступая как воплощение
диктатуры рабочего класса, затем его
руководящей роли.
Всем
конституциям советского типа был присущ
в значительной мере фиктивный характер.
Они провозглашали принципы, которые фактически
не осуществлялись в жизни. Это относилось
к утверждаемым в них принципам принадлежности
власти трудящимся, полновластия Советов,
федеративного устройства России, возможностям
использования гражданами закрепленных
в конституциях прав и свобод.
Общие
черты всех конституций РСФСР
не исключают существенных особенностей
в содержании каждой из них, юридической
специфики отражения государственно-правов х
институтов.
Конституция
РСФСР 1918г. — первая Конституция, принятая
вскоре после октябрьского переворота,
роспуска Учредительного Собрания, которая
своим появлением ознаменовала становление
основ советского права.
Понятие
и изменение Конституции РФ.
Конституция
- прежде всего юридический документ,
основа государственности, законности
и правопорядка. Именно в этом качестве
она составляет предмет науки конституционного
права.
В
отличие от обычных законов, основной
закон государства характеризуется стабильностью
и долговечностью. Эти качества конституции
обусловлены двумя обстоятельствами.
Во-первых, в силу абстрактного содержания
ее положений она не подвержена постоянным
изменениям во- вторых, жесткая процедура
по внесению в нее изменений и дополнений
служит гарантом ее жизнеспособности
и долговечности.
Таким
образом, все другие законы и правовые
предписания властных структур государства
должны соответствовать конституции
- их правовой основе. Те из них, которые
противоречат конституционным принципам
и нормам, подлежат отмене.
В
мировой конституционно-правовой теории
нет единого взгляда на содержание Конституции.
Конституции разных стран являют собой
весьма пеструю картину, что отражает
различие исторических условий их принятия
и уровня конституционного правосознания.
В то же время для мировой конституционной
теории и практики характерна определенная
унификация представлений о содержании
современной конституции на базе утвердившихся
общих взглядов на демократию. Ни у кого
не вызывает сомнений, что первейшей целью
и задачей конституции в любой стране
должны стать гарантии прав и свобод человека
и гражданина, что устройство государственной
власти может быть демократическим и эффективным
только при соблюдении принципа разделения
властей, что народный суверенитет воплощается
через представительную систему, формируемую
на основе всеобщего избирательного права,
и т.п. то есть сложилась определенная
модель демократического государства,
соответствующего принципам современной
цивилизации. Эта модель указывает, что
непременно должно быть включено в конституционный
текст, а что является предметом внеконституционного
законодательного регулирования или вообще
лишним.
Конституция
Российской Федерации принципиально
отличается от прежних актов конституционного
законодательства СССР и России. Она
несет в себе новые ценности и ориентиры
политического и социально-экономичес ого
развития, в центре которых стоят основные
права и свободы человека. Конституция
России создана с учетом современных идей
конституционализма, таких, как свобода,
гуманизм, права личности, разделение
властей, представительная форма правления.
Действующая российская Конституция -
подлинный источник права и применяется
непосредственно не только Конституционным
Судом, но и всеми иными судами. На основе
Конституции выстроена новая система
организации публичной власти, конституционные
механизмы, препятствующие возрождению
тоталитарного общества и государства
и способствующие защите прав граждан
от произвола со стороны государства.
Теперь Конституция служит одним из важнейших
инструментов проведения политических
и экономических реформ, создания гражданского
общества, рыночной экономики. Более того,
конституционная реформа 1993 г. открыла
путь экономическим, политическим, социальным
и иным преобразованиям. В 1994 году была
предпринята первая попытка внесения
изменений в новую Конституцию. Совет
Федерации внес в Государственную Думу
проект федерального конституционного
закона «О поправках к частям 3 и 4 статьи
105 Конституции Российской Федерации».
Большинство же имеющихся проектов поправок
не преследовало цели добиться улучшения
конституционного текста. Требования
об изменении Конституции во многом были
вызваны политическими причинами. В основном
корректировке предлагалось подвергнуть
главы об органах власти. Рассмотренные
Государственной Думой поправки к Конституции
предусматривали: усиление полномочий
Федерального Собрания в сфере парламентского
контроля, расширение перечня членов Правительства
Российской Федерации, назначение на должность
и освобождение от должности которых требует
получения согласия Государственной Думы,
новый порядок формирования Совета Федерации,
изменения субъектного состава Российской
Федерации и др.
В
силу своей природы конституции
присуще качество стабильности.
Принятие новой конституции всегда вызывается
весьма существенными переменами в жизни
общества. Отдельные изменения в ней также
должны требовать серьезного обоснования.
Поэтому
в большинстве стран мира установлен
усложненный порядок изменения
конституции.
Прежние
советские конституции закрепляли
достаточно простой порядок их изменения,
устанавливая для этого лишь квалифицированное
большинство депутатов высшего представительного
органа.
Предшествовавшая
российская Конституция устанавливала,
что для принятия ее изменений
и дополнений требовалось согласие
не менее 2/3 от общего числа избранных
народных депутатов Российской Федерации.
Только
при изменении и дополнении статей
Конституции, касающихся федеративного
устройства, требовалось согласование
с субъектами федерации в лице
их Советов народных депутатов. Порядок
принятия новой конституции не устанавливался,
и Конституция ограничивалась нормой
о том, что это относится к исключительной
компетенции Съезда народных депутатов
Российской Федерации.
Такой
упрощенный порядок изменения, в
совокупности с другими политическими
факторами, нарушал стабильность Конституции
и привел к тому, что в прежнюю
Конституцию российской Федерации было
внесено за короткий период около 350 поправок.
Учтя
предшествующий опыт, нормативные установления
конституций зарубежных демократических
государств, и пытаясь укрепить стабильность
конституции, являющуюся ее неотъемлемым
свойством, действующая
Конституция внесла в этот процесс существенные
изменения.
Прежде
всего, Конституция применяет иную
терминологию - вводятся понятия «пересмотр»
Конституции и «поправки». Посвященная
этому гл. 9 носит название «Конституционные
поправки и пересмотр
Конституции».
Конституция,
в отличие от предшествующих, право
принятия Конституции не относит к компетенции
какого-либо органа государственной власти.
Она лишь устанавливает, что принятие
Конституции Российской Федерации составляет
предмет исключительной компетенции Российской
Федерации (ст. 71).
Тем
самым, Конституция свидетельствует
о том, что она восприняла концепцию
установления конституции особой учредительной
властью, а не учрежденной, не обычной
законодательной властью. Принятие
новойКонституции отнесено к полномочиям
Конституционного Собрания, которое только
и может принять ее 2/3 голосов от общего
числа его членов или внести на всенародное
голосование. В случае референдума Конституция
считается принятой, если за нее проголосовало
более половины избирателей, принявших
участие в голосовании при условии, что
в нем приняло участие более половины
избирателей.
Порядок
образования Конституционного Собрания
будет определен в соответствии
с Конституцией федеральным конституционным
законом.
Конституция
в ст. 134 ввела новую норму, определяющую
перечень субъектов, которые могут
инициировать процесс пересмотра Конституции
или внесения в нее поправок. По
прежней Конституции этот вопрос
не регламентировался, и на практике
это приводило к тому, что голосом
одного депутата без какой-либо предшествующей
подготовительной процедуры запускался
механизм голосования об изменении того
или иного положения Конституции.
Теперь
предложение о поправках и
пересмотре положений Конституции
могут вносить Президент Российской
Федерации, Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство, представительные
(законодательные) органы субъектов Российской
Федерации, а также группы численностью
не менее 1/5 членов Совета Федерации или
депутатов Государственной Думы.
На
повышение стабильности Конституции направлено
и то, что ее главы, выражающие концептуальную
сущность Конституции, не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием. Это относится
к главам 1, 2 и 9: «Основы конституционного
строя», «Права и свободы человека и гражданина»,
«Конституционные поправки и пересмотр
Конституции».
Предложение
о пересмотре статей этих глав требует
очень значительной поддержи членов
и депутатов обеих палат. Их число
должно составлять 3/5 голосов от общего
числа в каждой из палат. Но и при такой
ситуации, как отмечалось выше, поправки
в эти главы не допускаются. Созываемое
в таком случае Конституционное Собрание
либо подтверждает незыблемость данной
Конституции, либо разрабатывает проект
новой Конституции.
Поправки
в соответствии с Конституцией допускаются
только к главам 3-8. Они принимаются в порядке,
предусмотренном для принятия федерального
конституционного закона, т. е. требуют
одобрения не менее 3/4 от общего числа
членов Совета Федерации и не менее 2/3
депутатов Государственной Думы.
Кроме
этого, Конституция закрепляет в
качестве необходимого условия вступления
поправок в силу их одобрение органами
законодательной власти не менее
чем 2/3 субъектов Федерации.
Положение
Конституции о ее изменениях относятся
только к нормам ст. 65 Конституции, характеризующей
состав субъектов Российской Федерации,
их наименования. На основании федерального
конституционного закона о принятии в
Российскую Федерацию и образовании в
ее составе нового субъекта, об изменении
конституционного статуса субъектов вносятся
изменения в ст. 65.
При
изменении наименования субъектов
федерации, что относится к их
собственной компетенции, новое
наименование подлежит включению в
ст. 65 Конституции без особых процедур.
Заключение.
Новая
Конституция занимает верховенствующие
положение в правовой системе страны.
Ее положение являются первичными. Все
остальные правовые акты, принимаемые
в рамках Российской Федерации, в том числе
федеральные законы, конституции республик,
уставы краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных
округов, должны соответствовать Конституции
Российской Федерации. Это же относится
к договорам о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Федерации,
ибо речь идет в данном случае о конституционном,
т. е. внутригосударственном а не о международном
праве.
Коренное
обновление российского общества и
государства, связанное с принятием
Конституции 1993 г., не могло не повлечь
столь же существенного пересмотра
текущего законодательства Российской
Федерации. Однако подобная задача - дело
отнюдь не одного дня и даже не одного
года. В этих условиях включение в текст
Конституции нормы, определяющей порядок
взаимодействия новых и старых норм, представляется
одним из наиболее удачных решений: "Законы
и другие правовые акты, действовавшие
на территории РФ до вступления в силу
настоящей Конституции.
Итак,
проанализировав и изучив нормы
Конституции Российской Федерации
и российского законодательства,
устанавливающие порядок принятия поправок
и пересмотра Конституции Российской
Федерации изучив иные нормативно-правовые
акты по данному вопросу, рассмотрев учебную
и научную литературу по данной теме, я
могу в заключении позволяет сделать следующие
выводы:
Современная
Конституция Российской Федерации
(от 12 декабря 1993г), существенно отличается
от Конституции СССР 1978г в части
внесения поправок и пересмотра. Новая
Конституция - жесткая Конституция,
которая требовалась в то непростое
время ее принятия, время кризиса государственной
власти, неразберихи полномочий. Процедура
внесения в нее поправок и ее пересмотра
существенно сложнее, что служит гарантом
стабильности и защищенности Основного
закона от политических решений и противоборств,
решаемых зачастую и с помощью механизма
законодательства.
Внесение
поправок в Конституцию Российской
Федерации и ее пересмотр регулируются
в главе 9 Конституции «Заключительные
и переходные положения». На федеральном
уровне регулирование осуществляется
Федеральным законом от 4 марта 1998 г.
N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления
в силу поправок к Конституции Российской
Федерации» и Федеральным конституционный
закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке
принятия в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта Российской
Федерации». К данным нормативно-правовым
актам отсылают положения Конституции
Российской Федерации. Также значения
имеют постановления Конституционного
Суда Российской Федерации, которые разъясняют
положения Конституции РФ, регулирующие
порядок внесения поправок или пересмотра
Конституции, вносят унификацию и единое
понимание данных положений.
Список
используемой литературы.
Нормативно
– правовые акты.
Конституция
Российской Федерации от 12 декабря 1993г.//
"Российская газета" от 25 декабря
1993 г. N 237.
Сальников
И.В. «Комментарий к Федеральному закону
от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия
и в и т.д.................