Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна «Ещё один великолепный миф»
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Федеральное
Агентство по Образованию
Государственное
Образовательное Учреждение
Высшего
Профессионального Образования
Омский
Государственный Университет им. Ф.М. Достоевского
Филологический
факультет
Кафедра
русской и зарубежной литературы.
Система
образов в романе - фэнтези Роберта Асприна «Ещё
один великолепный миф».
Курсовая
работа
Научный
руководитель:
к. филол.
н., доц.
Феоктистова
И.К.
Омск,
2007 Оглавление.
Введение…………….3
Система
образов……….6
Глава 1.Маг
- ученик……….8
Глава 2.Демон
- маг……….12
Глава 3.Маг
- вредитель………...18
Глава 4
Бесы.……….21
Глава 5.
Девол/Дьявол………..25
Заключение……………...30
Библиография………………...32
Введение.
В
последнее время особой популярностью
пользуется такой жанр литературы, как
фэнтези. Существует множество определений
данного жанра. Но на наш взгляд наиболее
приемлемым является такое определение,
данное в электронной энциклопедии Wikipedia:
"Фэнтези (англ. fantasy -- фантазия) -
жанр литературы, появившийся в Англии
в середине XX века, примыкающий к научной
фантастике, но в более свободной, "сказочной"
манере использующий мотивы дальних перемещений
в пространстве и времени, инопланетных
миров, искусственных организмов, мифологию
древних цивилизаций"/21/
Первым
произведением в жанре фэнтези принято
считать цикл рассказов о Конане (с 1932
года) Роберта Говарда. Но формирование
жанра фэнтези произошло под влиянием
«Властелина Колец» Джона Толкиена, вышедшего
в 1955 году. Ведь именно после этого произведения,
угасшее было течение последователей
Роберта Говарда, возродилось вновь.
В
настоящее время фэнтези развивается
и разделяется на поджанры. Так существует
эпическое фэнтези, к типичным произведениям
которого относят «Властелина Колец»
Д. Толкиена, героическое фэнтези,
представителем которой является Р. Э.
Говард, историческая фэнтези, романтическая
фэнтези, юмористическая фэнтези
и др.
Нас
наиболее интересует именно последний
поджанр. Главную роль в юмористической
фэнтези естестественно занимает
юмор: он является составной частью данного
поджанра наравне с магией, которая пронизывает
всё произведение и мотивом странствий.
Предметом
нашего исследования является система
мифологических образов в романе - фэнтези
одного из авторов юмористического фэнтези
- популярного американского писателя
Роберта Линна Асприна.
Перу
этого писателя принадлежат «Холодные
войны» и «Боевая элита
империи», которые прошли почти незамеченными
ни критикой, ни читателями - это были первые
его работы; из других его работ выделяется
юмористический НФ-сериал о капитане
Уилларде Шутте. Роберт Асприн являлся
редактором многотомной серии «Мир воров»,
для которой писало рассказы большое количества
не очень известных американских авторов.
Мы
остановили свой выбор на первой книге,
открывающей мифологическую серию «МИФ»
Р. Асприна, «Ещё один великолепный миф».
Данный роман - фэнтези - хотя он и является
первой книгой серии - это законченное
и вполне самостоятельное произведение,
данных которого вполне достаточно для
полноценного исследования.
Наша
цель - определить и описать систему мифологических
образов романа - фэнтези «Ещё один великолепный
миф», охарактеризовать авторскую точку
зрения Р. Асприна на примере нескольких
конкретных героев.
Для
достижения цели нам потребуется выделить
из текста произведения всех мифологических
персонажей и выстроить их в соответствии
с системой. На данном этапе предполагается
обращение к системе, разработанной В.
Я. Проппом - классификации персонажей
с точки зрения их функционирования в
волшебной сказке.
При
анализе мифологических персонажей мы
будем пользоваться « универсальной системой
признаков, достаточной для идентификации
любого мифологического персонажа»/С.40/
и построенной на основе этой системы
Схемой описания мифологических персонажей,
составленной Виноградовой Л.Н. и Толстой
С.М..
Так
как наш анализ предполагает выявление
особенностей авторской интерпретации
мифологического существа, то в данном
случае мы используем источники двух
типов:
Роман -
фэнтези «Ещё один великолепный миф» Р.
Л. Асприна - это источник авторской версии
мифологического персонажа;
Научные
исследования в области мифологии и фольклора,
словари, справочники, бестиарии и описания
- это источники сведений о мифологических
существах в фольклорном и мифологическом
представлении.
Глава
1. Система образов.
Названия
всех романов серии «МИФ», к которой относится
роман - фэнтези «Ещё один великолепный
миф», построены на игре слов - в английском
myth (миф) и mis (приставка к словам
о неправильном действии - не понимать,
ошибаться и т.д.) звучат почти одинаково.
Поэтому можно с лёгкостью менять названия
на противоположные по смыслу /21/.
В
узком значении миф
(греч. mythos - легенда) - это повествование,
объясняющее происхождение и сущность
мира, предназначение человека.
В русском языке миф имеет несколько значений:
1) древнее народное сказание о легендарных
героях, богах, о явлениях природы; 2) недостоверный
рассказ, выдумка (по Ожегову) или «иносказанье
в лицах, вошедшее в поверье» (по Далю).
В
современной языковой ситуации миф утратил
такой атрибут, как «древность», но не
изменилось ключевое свойство мифа - это
его «легендарность», то есть, отнесённость
к прошлому и отсутствие чётких доказательств
реальности описываемых в нём событий.
Эта таинственность, как раз, и объясняет
такую притягательность мифов для людей
и их огромное социальное влияние.
Миф
- это прежде всего выражение особой формы
сознания, способ осмысления окружающей
действительности.
Таким
образом, Р.Асприн с первых строк указывает
на своё своеобразное восприятие окружающего
мира и тех образов, которые этот мир ему
приподносит.
Повествование
в романе - фэнтези ведётся от первого
лица, то есть от лица главного героя -
мага-ученика Скива. Сюжет романа « Ещё
один великолепный миф» сравним с сюжетом
змееборчества в волшебной сказке: Скив
вместе со своим учителем демоном - магом
Аазом походят через много испытаний и
предотвращают угрозу, нависшую над всеми
измерениями, в лице мага Иштвана.
Большая
часть действующих лиц романа - это мифологические
существа:
Маги (медиаторы)
Изверги
Бесы
Дьяволы/деволы
Охотник
на демонов
Наёмная
убийца
Дракон
Единорог
Обратимся
к классификации персонажей по их функциям,
созданной В.Я.Проппом. Согласно Проппу,
«сказка знает семь действующих лиц»/14;
С.89/ Так как роман - фэнтези и близок по
построению сюжета и образам к волшебной
сказке и мифу, однако он всё же является
плодом фантазии Р.Л.Асприна, и следовательно
функции мифологических персонажей прослеживаются
не у всех персонажей так четко, как в волшебной
сказке.
В
романе присутствует четыре категории
мифологических существ, у которых прослеживается
аналогичная фольклорным персонажам функция:
герой:
Скив, демон - маг Ааз
вредитель:
бесы, девол Фрумпель, Иштван
помощник:
наёмная убийца Тананда, демон - маг Ааз,
охотник на демонов Квингли, дракон, единорог
даритель:
девол Фрумпель
Как
мы видим, у некоторых персонажей прослеживается
двойственность функции. Все герои произведения
имеют свой собственный характер и свою
позицию относительно происходящих в
романе событий и тем самым сами вправе
выбирать либо сторону героя, либо антигероя.
Для
подробного анализа мы выберем представителей
каждой из трёх групп и рассмотрим их.
Глава
2. Маг - ученик
В
романе - фэнтези «Еще один великолепный
миф» образ мага является ключевым, так
как главные действующие лица (Ааз и Скив)
- это именно маги.
Маг
- это отнюдь не колдун. «Отличие колдуна
от мага во всех ипостасях последнего
(кудесник, волхв, чародей) состоит в следующем:
колдун знается с нечистой силой, через
нее получает особые способности, которые
и использует во вред окружающим. Подобно
ведьмам, колдуны заключают договор с
сатаной и продают ему свои души; этот
договор скрепляется с кровью»/7; С.507/
Повествование
в романе ведется от первого лица, то есть
от лица мага - ученика Скива.
Данный
мифологический персонаж исполняет функцию
героя согласно классификации персонажей
по их функциям, созданной В. Я. Проппом.
Скив
- молодой человек с измерения Пент. Сразу
оговорим, что, по - мнению автора, «Измерения
- это другой мир, на самом деле один из
нескольких миров, существующих одновременно
с этим, но в других плоскостях»/1;С.18/.
Внешность его невзрачна: невысокого
роста, с копной непослушных волос - он
не производит должного впечатления,
но при этом в нем есть что - то особенное,
«у него есть стиль»/1;С.117/
Буквально
с первых строк автор знакомит нас с жизнью
героя до того момента, как он стал учеником
великого мага Гаркина: «Я - Скив. Я сильнее
любого из них. Я сбежал от попыток отца
приковать меня к плугу, как он приковал
моего брата. Моя мать умерла из - за своего
идеализма, но я использовал ее наставления
для выживания. Мой учитель - доверчивый
дурак, взявший в ученики вора. Я обставлю
их всех. Я - Скив»/1;С.11/ Таким образом,
можно сделать вывод, сто герой имеет
весьма неясное представление о морали,
но, как это ни странно, при этом всегда
остается честен как перед собой, так и
перед окружающими. По причине желания
стать кем-то большим, чем простым земледельцем,
Скив убегает из дома, а чтобы не замёрзнуть
зимой в лесу - соглашается стать учеником
мага.
Маг не является источником магии, сверхъестественной
силы, он лишь посредник, носитель магии
- медиатор - но сам при этом не есть
сверхъестественное существо: «маг -
олицетворение сакральной власти - «проекции
власти небесной в обществе - и сокровенной
мудрости, недоступной профанному миру»
/7; С.506/
Долгое
время - около четырех лет - Скив был учеником
великого мага Гаркина. Большую часть
своего времени он посвящал левитации
металлических предметов (ему виделись
преимущества именно этого умения в выбранной
профессии вора) и пера, а также он упражнялся
в зажигании свечи (это упражнение требовало
от него особенной концентрации воли,
что говорило о развитии его магических
способностей).
Вследствие такого мировоззрения героя,
довольно интересным пред-ставляется
осознание им своего социального статуса.
Он (до некоторых пор) относит себя больше
к воровскому миру, чем к миру магии и тем
самым считает себя в большей степени
вором, чем магом. Но с течением времени
и с осознанием дальнейших перспектив,
связанных с магической профессией,
и бесперспективности воровской профессии,
Скив полностью меняет свое мнение. Осознание
приходит не сразу: сначала он упорно настаивает
на своей принадлежности к воровскому
миру, но после знакомства с демоном - магом
Аазом, вследствие неудавшейся шутки Гаркина,
отношение героя к этим двум профессиям
в корне меняется - доминантой становится
профессия мага.
Герой
резко начинает пополнять запас своих
магических знаний под руководством
своего нового учителя демона - мага Ааза.
И постигает азы магии, изучая их
в полевых условиях, что помогает ему усвоить
материал быстрее и закрепить его намного
лучше: « - Вот в этом - то, мой юный друг,
и заключается разница между занятиями
в классе и полевых условиях. Класс - место
для теоретических занятий. А на практике
тебе никогдане представится такой
роскоши - лениво собираться с силами.
Да и мишень редко бывает неподвижной»
/1; С.35/ Скив овладел левитацией, заклинанием
личин (способностью менять свой облик),
также научился черпать энергию прямо
из земли и воздуха (суть заключается в
рассматривании энергии как осязаемой
силы), видеть ауры вещей, сохранять резервный
запас энергии и управлять ею по своему
желанию.
Скива
редко называют по имени: в основном вор,
мальчуган, малыш, красавец - но коль скоро
это происходит, то стоит ждать неприятностей,
«и впрямь огорчительное положение,
когда звук твоего имени становится дурным
предзнаменованием»/1;С.10/ Причиной подобного
обращения является молодой возраст и
жизненная позиция героя.
Герой
очень неординарная личность. Он хорошо
чувствует границу, разде-ляющую добро
и зло, при этом он даже не пытается проанализировать
эту свою способность: он просто следует
своим ощущениям, и они его почти никогда
не подводят. И даже в тех случаях, когда
Скив ошибается, он остаётся самим собой.
Не взирая на превратности судьбы, он продолжает
верить людям и верить в людей. Подобное
отношение к окружающим приносит ему немало
проблем: считая героя простаком, многие
пытаются им воспользоваться, но, как ни
странно, это у них плохо получается. Скив
очень благотворно влияет на остальных
героев романа: его своеобразная манера
поведения, в которой гармонично переплетаются
такие черты характера, как твердость
убеждений и детская непосредственность
- никого не оставляют равнодушным. И даже
отрицательные герои не способны не поддаться
той силе, которую излучает Скив.
Скив
доброжелательный и вежливый: он никогда
не посмеет оскорбить другого человека,
но и себя унизить не позволит. Вызвать
ярость в герое может только пренебрежительное
и грубое обращение:
«
- Слушай, сынок, - прорычал Девол, снова
ткнув меня пальцем в грудь, - если ты думаешь,
что тебе… Во
мне что-то взорвалось. С яростью, удивившей
меня самого, я одним ударом отбросил его
руку. -
Я тебе не «сынок»! - прошипел я голосом,
в котором не узнал своего. - Я - Скив! Понижай
голос, когда разговариваешь со мной, и
не тычь в меня своим грязным пальцем!»
/1;С.106/
Отношение
к нему персонажей двоякое: с одной
стороны Скива уважают и ценят, с другой
- чувствуют некое свое превосходство
над ним, а некоторые даже относятся
к герою покровительственно. Он, как было
уже сказано выше, с первого взгляда не
производит должного впечатления, но
впоследствии нельзя не поддаться тому
обаянию, которое герой излучает. Скив
умный и сообра-зительный молодой человек,
он прислушивается к советам окружающих,
но при этом делает всё так, как сочтёт
нужным. Но герой мыслит не так, как остальные
персонажи произведения: что бы Скив не
делал, он делает это безвозмездно, от
чистого сердца, не преследуя никаких
меркантильных целей.
Таким
образом, хотя главный герой и не является
полностью положительным - ему, как и остальным
персонажам произведения присущи отрицательные
черты, он совершает ошибки чаще, чем остальные
- но при всём этом Скив остаётся верен
себе, он сам, не замечая того, подаёт пример
окружающим его людям, способствует
их духовному преобразованию.
Глава
3. Демон - маг.
В исследуемом нами романе - фэнтези Р.
Асприна «Ещё один великолепный миф» одним
из главных действующих персонажей является
демон - маг Ааз. По определению, данному
в энциклопедии «Мифы народов мира», «демон
- в греческой мифологии - обобщенное представление
о некой неопределённой и неоформленной
божественной силе злой или (реже) благодетельной,
часто определяющей жизненную судьбу
человека. В более узком и точном смысле
демоны - это злые духи /10;С.366-367/ Само
слово «демон» привнесено в народные
поверья христианством и священными книгами
(«Новый завет», «Старый завет»). Среди
апологетов второго века была распространена
теория смешения сынов Божьих, отождествляемых
с ангелами, с сынами человеческими (заимствованная
из иудейских, апокрифических преданий),
однако согласно общепринятой точке зрения
«демоны» - это падшие ангелы.
В
романе авторская точка зрения является
главенствующей, таким образом автор создаёт
вой образ демона, основанный на мифологических
представлениях, но при этом в данном случае
в корне противоположный утвердившемуся
образу. Демон - как повествует автор -
это не злобный дух, как представляют
его в мифологии и фольклоре различных
народов. В тексте есть такое определение
этого понятия: «
Совершенно верно. Я из другого Измерения.
Демонстратор Измерения, или для краткости
демон»/1;С.18/
Как
уже было сказано, измерение - это параллельный
мир, существующий одновременно с нашим,
но в другой плоскости. Для каждого измерения
существует свой определённый «канон»
внешнего облика. Таким образом, демон
- это любое живое существо, не соответствующее
определённым характеристикам (таким,
как внешний облик, манера поведения, язык
и т.д.) данного измерения (в конкретном
случае - измерения Пент)
Прежде
всего, обратим внимание на название и
ипостась данного мифологического персонажа.
В тексте мы встречаем несколько наименований.
Так как родиной данного демона - мага
является измерение Извр, то, следовательно,
его национальная принадлежность - изверг.
Согласно
Словарю русского языка изверг - жестокий
человек, мучитель /15;С.637/. Данное наименование
мифологического персонажа является в
некоторой степени отражением сущности
этого героя. Как мы можем заметить, в тексте
не раз встречается наравне с наименованием
«изверг» и такое презрительное наименование
этого демона, как «извращенец». Такое
уничижительное наименование связано
с репутацией, которой пользуется измерение
Извр у представителей других измерений.
Сам Ааз говорит так о своём измерении: «
Было время, когда мы близко подошли к
тому, чтобы потонуть в массе беженцев
и иммигрантов из других Измерений. И когда
они стали слишком досаждать нам, мы положили
этому конец. Во - первых, взяли и вытурили
всех нахлебников. А потом - в качестве
добавочной меры страховки - стали поощрять
распространение слухов о возмутительном
отношении извергов к выходцам из других
Измерений. О нас стали говорить, что мы
едим своих врагов, пытаем людей просто
для развлечения и придаёмся половой практике,
считающейся сомнительной по стандартам
любого другого Измерения»/1;С.69/
Как
уже было сказано, в мифологии и фольклоре
различных народов, демоны - это омерзительные
на вид злобные духи, склоняющие людей
ко злу и сами причиняющие им вред. « Они
- оборотни, которым ничего не стоит принять
любое обличье. Об истинном облике демонов
можно судить по следующему описанию,
которое приводит К. Бриггс: « Лик словно
бледная морда львицы, уши ослиные, грудь
обнажена, волосы спутаны, руки в грязи,
пальцы заканчиваются когтями, изрыгает
змеиный яд и бьёт хвостом как скорпион…»
/7;С.416/ Но совершенно иное описание внешнего
облика мы встречаем в произведении Р.
Асприна. Демон - маг Ааз предстаёт перед
нами антропозооморфным (в облике получеловека
- полузверя) существом:
«Он
был гуманоидом, то есть имел две руки,
две ноги и голову. Не отличаясь высоким
ростом, он обладал могучим телосложением,
немного более широкими плечами, чем у
человека, и сильной мускулатурой. Но он
не был человеком. Я хочу сказать, что мне
ещё не доводилось видеть безволосых людей
с тёмно - зелёной чешуёй, покрывающей
тело, и плотно прижатыми к голове заострёнными
ушами»/1;С.17/.
В
народном представлении демон наделен
отрицательными качествами, такими как
кровожадность, злобность, беспощадность
и т.д. В романе на вредоносность демона
- мага Ааза указывают такие черты, как
«двойной ряд острых, как иглы, зубов»,
«пурпурный язык», «когтистая лапа»/1;С.16/.
Всё это в представлении непросвещенной
массы такого измерения, как Пент лишь
доказывало его кровожадность. Подобное
ошибочное мнение было навязано против
воли также и главному герою Скиву (от
лица, которого ведётся повествование
в романе) его учителем магом Гаркиным: «
- Чтобы продемонстрировать тебе ценность
контроля, я сейчас вызову демона - существо
из другого мира. Он могуч, жесток, злобен
и убьёт нас обоих, если дать ему шанс»/1;С.14/
Но
в действительности всё оказалось по-другому: «Я
находил этот смех обидным и тревожным.
Обидным потому, что у меня возникало подозрение,
что источником его веселья являюсь
я. А тревожным потому, что… ну это же демон,
а демоны, как известно… -
Холодные, злобные и кровожадные, - выдавил
сквозь смех демон, словно прочитав мои
мысли»/1;С.16/
Как
видим, здесь полностью опровергается
кровожадная сущность Ааза.
В описании внешнего облика присутствует
такая черта, как «пара желтых, с крапинками
золота глаз, не принадлежащих этому миру»
/1;С.15/. А. Афанасьев утверждает: « Как
золото и серебро служили для обозначения
небесных светил, так с другой стороны
этим металлом были придаваемы свойства,
принадлежащие свету и огню. Народная
загадка спрашивает: «что горит без пламени?»
и отвечает: золото или деньги; другие
загадки прибегают к той - же метафоре:
« чернец - молодец по колено в золоте стоит»
- горшок в жару; « полна коробочка золотых
воробышков» - горячие уголья в печке»
/6; С.6/. Из всего выше названного следует
такое равенство: свет = золото = огонь.
Согласно
В. Я. Проппу: «Посредником между царством
мёртвых и царством живых был огонь. В
мифах Америки, Африки, Океании и Сибири
герой без всякой помощи животных, только
при помощи огня отправлялся на небо»/13;
С.176/. Следовательно, функцией данного
мифологического персонажа является
посредничество между двумя царствами.
В сказках подобную функцию выполняет
волшебный помощник. Таким образом, демон
- маг Ааз является волшебным помощником.
Его
функция - функция волшебного помощника
- реализуется в преподавательской деятельности.
После потери своих магических способоностей
в результате шутки - игры Гаркина, которая
в тексте поясняется так:
«
В общем, у нас вошло в привычку ставить
друг друга в неудобное или неловкое положение.
Эта игра, хотя и совершенно безвредная,
- ребячество…. Я хочу сказать, что наша
игра вышла из-под контроля.» /1;С.22/
Аазу
ничего не остается, как взять себе
в ученики Скива. Делает он это не из-за
природного благородства, а из-за весьма
меркантильных побуждений: без помощи
Скива Аазу не выбраться с измерения Пент.
Его
познания в области магии настолько велики,
что даже после потери способностей, он
может с лёгкостью обучать Скива, не
применяя магию на практике в качестве
показательного примера.
Все
демоны локально привязаны, закреплены.
Но в случае с Демоном - магом Аазом данное
правило не работает: он хотя и имеет определённое
место локализации (измерение Извр), но
при этом Ааз не закреплён за ним. Он
свободно передвигается в пространстве
- ведет кочевой образ жизни. Запретов,
каких бы то ни было границ для него просто
не существует.
Ааз
наделён специфическими способностями,
такими, например, как способность много
пить и не хмелеть:
«
- Пока мой друг решает, - сказал Ааз трактирщику,
- принеси мне еще два сосуда, но на этот
раз пусть они будут приличных размеров,
даже если тебе придётся воспользоваться
вёдрами! Трактирщик
отступил, заметно потрясённый. Меня же
это ничуть не удивило. Я уже был свидетелем
способностей Ааза поглощать спиртное
в количествах, поразительных даже в наше
время, славящееся горькими пьяницами».
/1;С.74/ Подобная способность является,
видимо, характерной для извергов, но не
встречается у остальных персонажей данного
произведения.
Отношение
к еде тоже своеобразно, как, впрочем, и
сама еда:
«Для всякого, кто рожден на Извре, еда
выглядит ещё хуже, чем пахнет. Главная
трудность при употреблении изврской
кухни - это не дать выползти ей из чаши,
пока ты её ешь» /1;С.102/
В
то время как к еде Ааз очень требователен,
к вину он относится более терпимо:
он может долгое время обходиться без
еды, а вот без вина - нет.
Этот
мифологический персонаж наделен очень
скверным характером, аналитическим складом
ума и «стальной» хваткой: он всегда и
во всем ищет выгоду. Но, не смотря на все
это, у него очень развито чувство долга:
«
- Ааз, а когда ты вернешь свои способности,
ты захочешь оставить меня своим учеником? -
Именно это и грызёт тебя? - Он казался
искренне удивленным. - Конечно, захочу?
За какого мага ты меня принимаешь? Я выбираю
учеников не как попало»
/1;С.65/
Требования Ааза очень высоки, он всегда
знает, что хочет получить в итоге: «Но
Аазу мало хорошего, ему подавай лучшее»
/1;С.83/ - так поясняет Скив эту черту характера
демона - мага.
Отношения
с другими мифологическими персонажами
у демона - мага Ааза специфические.
Друзья мага абсолютно не боятся его вспышек
гнева, своеобразной манеры поведения
и чувства юмора, граничащего с сарказмом.
Ааз готов пожертвовать ради дорогих ему
людей жизнью.
Данный
мифологический персонаж исключителен:
ведь в одно и тоже время этот образ
заключает в себе как положительные черты,
так и отрицательные. Здесь нет той грани,
которая отделяет добро от зла, свет от
тьмы - Ааз не является ни тем, ни другим
- ему свойственно ошибаться, заблуждаться,
радоваться и огорчаться, как и остальным
людям - здесь абсолютно никакой роли не
играет его принадлежность к демонам или
магам. И именно это делает его столь
реалистичным.
Глава
4. Маг - вредитель.
Мы
рассмотрели положительных персонажей,
выполняющих функцию героя
(Скив) и функцию его помощника
(Ааз),теперь обратимся к персонажу
отрицательному, выполняющему функцию
вредителя.
Основным
мифологическим персонажем в произведении,
выполняющим функцию вредителя, является
маг Иштван. Это главный отрицательный
герой в произведении.
Иштван
одержим идеей править всеми измерениями: «Некоторые
говорят, что у него «не все дома», - объяснял
Ааз. - Я же лично думаю, что у него там много
лишнего магического барахла. Но как бы
там ни было, Иштван почему-то вбил себе
в голову, что должен править Измерениями,
всеми без исключения. Он уже давно пробовал
провернуть дело, но мы вовремя прослышали
об этом, и наша компания объединилась,
чтобы преподать урок хороших манер»/1;С.27/
Этот
мифологический персонаж не отступает
от своего: даже после очередного поражения
он вновь повторяет свою попытку. При этом
с каждым новым поражением Иштван становится
сильнее.
Иштван
является магом. О его магических способностях
отзываются с уважением: « Чокнутый он
или нет, но когда дело доходит до магии,
он молодец хоть куда»/1;С.27/ Его считают
могущественным магом, но в то же время
и совершенным безумцем.
Внешность
Иштвана описывается так: «
Он был высоким, но полнота не позволяла
его росту казаться внушительным. Длинные
седые волосы и ещё более длинная седая
борода почти полностью покрывали его
плечи и грудь. С постоянно улыбающегося
лица смотрели яркие глаза, а нос и щеки
были красными»/1;С.134/ - таким его описал
Скив в момент первой их встречи. Иштван
показался ему безвредным старым трактирщиком.
Но это обманчивое впечатление, которое
Иштван вселяет всем окружающим его людям,
Ааз прокомментировал так: «…мы
оба увидим его неодинаково. Если я опишу
тебе Иштвана, то, когда ты впервые увидишь
его, случится одно из двух: или он покажется
тебе страшнее, чем я описал его, и ты замрёшь
на месте, или же покажется безвредней,
и ты расслабишься»/1;С.128/
Таким
образом, Иштван может предстать перед
героями в любой ипостаси, и это не будет
противоречить его сущности. Он является
собирательным образом, который заключает
в себе всё мировое зло. И это зло может
принимать абсолютно любой облик.
На
дьявольскую сущность этого мифологического
персонажа указывает сон Скива: «Там,
в тени, что-то было. Я скорее ощущал чьё-то
присутствие, чем видел его. Оно было тёмным
и змеевидным,…и оно следило за мной»/1;С.126/
Змеевидность данного мифологического
персонажа, пусть даже и во сне, указывает
на его дьявольскую сущность. В средневековых
религиозных текстах дьявол предстаёт
в образе змея (дракона).
Местом
локализации данного мифологического
персонажа на тот момент, когда разворачиваются
события в романе, является измерение
Пент. Иштван остановился на этом измерении
в связи с его неразвитостью. Энергия каждого
измерения распределяется или разделяется
магами данного измерения, а так как на
Пенте представители магической профессии
не приветствуются и даже подвергаются
гонениям, то, следовательно, магов там
немного и завладеть энергией не составляет
особого труда. Но как только он завладеет
всей энергией одного измерения, то он
сможет использовать её для нападения
на другое. И так Иштван будет действовать,
пока не достигнет полного господства
над измерениями. Как мы видим его план
предельно прост, но, чтобы воплотить его
в реальности нужны недюжинные магические
и умственные способности, которыми и
обладает данный мифологический персонаж.
В
тексте не говориться о том, откуда родом
этот мифологический персонаж. Здесь присутствует
мотив бездомности, а как мы знаем, мотив
бездомности характерен для дьявола как
представителя истинного зла. Если судьба
человека осмыслена как вечное обитание
в Доме Бытия, то абсолютна противоположная
ей судьба дьявола представляется полной
бездомностью/11; С.156/. Он бездомен в некоем
абсолютном смысле слова: сами понятия
дьявол и дом - несовместимы. Вот почему
дьявол так упорно пытается завладеть
чужим домом - разумеется, домом <…>
в расширенном смысле слова…/11; С.158-159/.
А так как данный мифологический персонаж
пытается завладеть всеми измерениями,
не имея при этом своего дома, то, как можно
заметить, здесь наблюдаются черты сходства
представлений о дьяволе как об истинном
воплощении зла в христианской традиции
с представлением об истинном зле в лице
Иштвана в романе.
Иштван
- образ совершенно необычный. С одной
стороны он олицетворяет зло, которое
грозит всему окружающему миру. Он вселяет
страх и неприязнь. С другой стороны
этот мифологический персонаж абсолютно
безумен и в своём безумии не замечает
своего провала и тем самым не представляет
никакой существенной опасности. Создаётся
впечатление, что хотя этот образ и должен
быть истинным злом, но он таковым не является.
Иштван в некотором роде даже является
той силой, которая сплачивает остальных
персонажей, делает окружающих лучше,
чем они есть. Он - та сила, которая вечно
хочет зла и вечно совершает благо. Именно
такую характеристику можно дать Иштвану
и это не будет преувеличением или преуменьшением
его роли в произведении.
Глава
5. Бесы.
В
исследуемом нами романе Р. Асприна «Ещё
один великолепный миф» фигурируют
такие мифологические существа, как
бесы.
Согласно
Энциклопедии мистических терминов
бес - в христианстве и в ряде других
религий - злой дух, вселяющийся в человека
и животных. В православное христианство
слово попало в качестве перевода греческого
слова «демон». Раньше бесы были слугами
Бога, ангелами, но изменили ему и стали
ангелами бездны и Сатаны.
В
произведении Р. Асприна три беса: Хиггенс,
Брокхерст и Трокволд. Они
выступают в своей
изначальной функции - функции вредительства.
Наиболее
обычный образ беса и т.д.................