Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Контрольная работа по "Теории государства и права" Вар. 1
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 9.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
2) Государство
- это особая организация власти и управления,
располагающая специальным аппаратом
принуждения и способная придавать своим
распоряжениям обязательную силу для
населения всей страны. 3)
определение понятия
и виды функций
государства.
Вопрос о функциях
государства - это одно из важных вопросов
не только теории, но и практики государственного
строительства. Функции государства
выражают социальную природу государства
и конкретизируют ее суть.
Термин"функция& uot;
в переводе из латинской означает "осуществить&qu t;,
"выполнить&quo ;. Функции государства
очень тесно связанные с задачами, целями
и сутью государства, но не сводятся к
ним. Анализ функций государства должен
ответить на вопрос: 1) что должна делать
государство на определенном этапе своего
развития и как? 2) на чем должны быть сконцентрированы
усилия их органов и ведомств?
Много специалистов
считают, что функции государства
- это прежде всего определенные направления
деятельности государства, в которых выражается
служебная роль, задача, цели и закономерности
развития. С помощью функций государство
реализует свои задачи и целые, которые
стоят перед обществом или могут быть
поставлены. В связи с этим функции существуют
не только реально, но и, потенциально,
как способность или возможность к определенной
деятельности. Функции государства - это
возможные и реальные основные направления
деятельности государства и его органов
по обеспечению нужд и интересов общества,
которые конкретизируются в задачах, целях
и социальном назначении.
Государство выполняет
чрезвычайно много функций, которые
изучаются разными отраслевыми
науками. Теория государства анализирует
лишь основные функции государства.
Все основные функции государства
можно классифицировать за такими критериями:
1) в зависимости
от деления власти - законодательные,
исполнительно-распорядительные, судебные
и контрольно-надзорные Все они
обеспечивают функции управления
обществом и государством;
2) в зависимости
от их роли в обществе - основные
и второстепенные;
3) в зависимости
от сферы влияния и осуществление
- внутренние и внешние;
4) в зависимости
от сферы общественной жизни
- экономические, политические, социальные,
гуманитарные, экологические, идеологические;
5) в зависимости
от срока выполнения - постоянные
и временные. Все функции государства
диалектическое развиваются, основные
становятся второстепенными (неосновными),
и наоборот, одни исчезают и
появляются новые, которых раньше
не существовало.
4) характеристика основных
внутренних функций современного российского
государства
Как было указано
ранее, внутренние функции государства
— это те функции, которые направлены
на решение внутриполитических задач.
На современном этапе развития Российское
государство выполняет следующие основные
внутренние функции:
1. Экономическая функция. В основе данной
функции лежит реализация жизненно необходимой
рыночной реформы на территории Российского
государства. Эта реформа заключается
в необходимости поиска оптимальных способов
участия государства в экономических
процессах, налаживания эффективного
государственного регулирования, совместимого
с рыночными механизмами. За прошедшие
со времени распада Союза Советских Социалистических
Республик годы обозначились некоторые
важные элементы рыночных отношений —
такие, как:
• экономическая (предпринимательская
свобода;
• право частной собственности;
• работающие рынки товаров и услуг.
С принятием в Российской Федерации нового
Гражданского кодекса в полном объеме
были созданы всеобъемлющая правовая
основа рыночной экономики, общество частных
собственников, экономические предпосылки
партнерских отношений между обществом
(гражданином) и государством.
2. Социальная функция. Согласно Конституции
Российской Федерации, Российское государство
— это прежде всего социальное государство,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. В содержание
данной функции входят также следующие
направления внутренней политики Российского
государства:
• поддержка семьи, материнства, детства,
инвалидов и пожилых граждан;
• развитие системы специальных служб,
работа которых направлена на стабилизацию
уровня жизни населения.
3. Функция развития культуры, науки и образования.
Конституция Российской Федерации установила
принцип идеологического многообразия,
согласно которому никакая идеология
не может устанавливаться в качестве официальной
государственной идеологии либо идеологии,
обязательной на всей территории Российского
государства. В содержание данной внутренней
функции также входит осуществление следующих
видов деятельности:
• поддержка развития культуры, физической
культуры и спорта;
• поддержка развития науки, образования
и средств массовой информации;
• сохранение историко-культурных памятников;
• развитие новых технологий, эффективное
использование как образовательного,
так и научного потенциала;
• развитие интеграции науки и высшего
образования.
4. Экологическая функция. Содержание данной
функции состоит в охране природы и рациональном
использовании природных ресурсов, обеспечении
экологической безопасности, оздоровлении
и улучшении качества окружающей среды.
Посредством издания законодательных
актов Российское государство устанавливает
правовой режим природопользования, берет
на себя обязательства перед гражданами
по обеспечению нормальной среды обитания.
Следует отметить, что проблема экологии
вышла на первый план не только в пределах
отдельно взятой страны, но и в международном
масштабе.
5. Налогообложение и взимание налогов.
Содержание данной функции составляют
формирование и пополнение государственной
казны, прежде всего государственного
бюджета — как федерального, так и бюджетов
субъектов Российской Федерации, а также
бюджетов муниципальных образований.
Данное пополнение осуществляется за
счет взимания всех видов установленных
законом налогов, а также предусмотренных
законодательством финансовых сборов,
пошлин и платежей.
6. Охрана всех форм собственности, прав
и свобод граждан, правопорядка в целом.
Конституция Российской Федерации признала
человека, его права и свободы высшей ценностью
на территории Российского государства.
Вследствие этого государство обязано
защищать права и свободы человека и гражданина.
В содержание указанной функции также
входит выполнение следующих направлений
деятельности:
• правовая защита всех форм собственности
— частной, государственной, муниципальной,
общественной и др.;
• охрана правопорядка, направленная
на обеспечение режима законности, предупреждение
и сокращение правонарушений.
5) характеристика
основных внешних функций современного
российского государства
Как указывалось
выше, внешние функции — это
те государственные функции, которые
направлены на решение конкретных внешнеполитических
задач. К числу внешних государственных
функций Российского государства
относятся следующие функции:
1. Оборона страны. Это одно из важнейших
направлений внешней политики Российского
государства. Следует отметить, что обеспечение
военной безопасности Российского государства
осуществляется Вооруженными Силами Российской
Федерации. В содержание функции обороны
страны входят следующие направления
деятельности:
• отражение агрессии, направленной против
Российской Федерации;
• вооруженная защита целостности и неприкосновенности
территории Российского государства;
• выполнение задач, обозначенных в международных
договорах Российской Федерации с иными
государствами, их союзами.
2. Обеспечение мира и поддержка мирового
порядка. Содержание данной функции составляют
следующие направления деятельности государственных
органов:
• недопущение новой глобальной войны;
• укрепление режима нераспространения
оружия массового уничтожения и новейших
военных технологий;
• военно-техническое сотрудничество
с другими мировыми государствами;
• повышение контроля за международной
торговлей оружием;
• введение в действие международных
договоров об обеспечении мира и поддержании
мирового порядка;
• укрепление деятельности Организации
Объединенных Наций на территории Российского
государства и на международном уровне;
• проведение Вооруженными Силами Российского
государства операций с целью поддержания
мира и порядка как на территории нашей
страны, так и на территории мировых государств;
• дипломатическая деятельность.
3. Отдельно выделяется такая функция,
как сотрудничество и укрепление связей
со странами Содружества Независимых
Государств. В содержание данной функции
входит реализация следующих направлений
деятельности Российского государства:
• укрепление Содружества Независимых
Государств прежде всего по линии формирования
единого экономического союза, общего
рынка, а также укрепление системы коллективной
безопасности, совместной охраны границ;
• комплексное решение проблемы соблюдения
на всей территории бывшего Союза Советских
Социалистических Республик международно
признанных стандартов в области прав
человека и национальных меньшинств, в
области гражданства и защиты переселенцев,
забота о гражданах Российского государства,
оказавшихся за пределами Российской
Федерации, но в пределах Содружества
Независимых Государств;
• создание единого информационного пространства.
4. Интеграция в мировую экономику и сотрудничество
с другими странами в решении глобальных
экономических проблем. Новый характер
международных связей, установившийся
в постсоветском Российском государстве,
открыл благоприятные возможности для
более эффективной реализации интересов
Российского государства в области экономики,
торговли, бизнеса, научно-технического
сотрудничества посредством интеграции
Российской Федерации в мировую экономику.
На современном этапе Российское государство
вступило в основные международные экономические
организации, заключило соглашение с Европейским
Союзом. Отечественный рынок тесно связывается
с мировыми рынками, устраняется монополия
государства во внешнеэкономических связях.
Важной стороной в группе основных внешних
функций Российского государства также
является сотрудничество с мировыми странами
в решении глобальных проблем, которые
затрагивают интересы каждого народа
и человечества в целом.
К данным проблемам относятся:
• освоение космоса, безопасность планеты
Земля;
• защита Мирового океана, охрана растительного
и животного мира;
• борьба с эпидемиями и наиболее опасными
болезнями;
• предотвращение и ликвидация последствий
крупных производственных аварий и катастроф
и др.
6)
Форма государства — совокупность внешних
признаков, определяемая типом организации
государственной власти.
В понятие «форма
государства» включаются все особенности
внутренней организации государства
— такие, как порядок образования
и структура органов государственной
власти, специфика их территориальной
обособленности, характер межведомственных
взаимоотношений и отношений
государственных органов с населением
и др. Кроме того, категория «форма
государства» подразумевает под
собой особенность методов, которые
используются государственными органами
для осуществления управленческой
деятельности.
Вообще, научное исследование различных
аспектов формы государства имеет важное
теоретическое и практическое значения.
Изучение категории «форма государства»
способствует установлению закономерностей
и случайных явлений в развитии любого
государства, обобщению и использованию
лучшего опыта государственного строительства.
Наиболее полное представление о понятии
«форма государства» можно получить только
при совокупном изучении трех составляющих
указанного выше понятия. Итак, форма государства
подразумевает под собой следующие три
элемента:
1) форма правления,
2) форма государственного устройства,
3) государственно-правов й режим.
Под формой правления государства понимается
порядок образования и организации высших
органов государственной власти, принципы
их взаимоотношений друг с другом и с населением.
Таким образом, категория «форма правления»
наглядно показывает, кто и каким образом
правит в государстве. Все государства,
основываясь на критерии формы правления,
можно разделить на два основных вида:
1) монархии, 2) республики. В свою очередь,
монархии подразделяются на ограниченные
и неограниченные, а республики — на парламентские,
президентские и смешанные.
Под формой государственного устройства
понимается территориальная структура
государства, соотношение между государством
в целом и его составными частями — территориальными
государственными единицами. По форме
государственного устройства все государства
подразделяются на три вида:
1) унитарное,
2) федеративное,
3) конфедеративное.
И, наконец, под государственно-правов м
режимом понимается система средств и
способов, с помощью которых осуществляется
государственная власть. В свою очередь,
по виду средств и методов государственного
властвования все государственно-правов е
режимы разделяют на две группы: демократические
и авторитарные.
Более подробное рассмотрение каждой
из составных частей понятия «форма государства»
будет дано при изучении следующего вопроса.
7)
Формы правления: понятие,
виды
Таким образом,
форма правления показывает:
как создаются
высшие органы власти в государстве,
их структуру,
какие принципы
лежат в основе взаимодействия между государственными
органами,
как строятся
взаимоотношения между верховной властью
и рядовыми гражданами страны,
в какой мере организация
органов государства позволяет обеспечивать
права и свободы граждан
Форма государственного
правления - это организация вышестоящих
органов государственной власти, характер
и принципы их взаимодействия с другими
органами государства, с политическими
партиями, классами и социальными группами.
За формами
правления все государства разделяют
на две больших группы: - монархии;
- республики.
Монархия - это
такая форма правления, при которой
полномочие верховной власти принадлежат
одному человеку: королю, царю, султану,
шаха, императору и т.п. При такой
форме правления вся высшая законодательная,
исполнительная и судебная власть принадлежат
монарху. Влада монарха передается,
как правило, по наследству.
Иногда монарх
может избираться. За свою государственную
деятельность монарх ни перед кем
не отчитывается и не несет юридической
ответственности. Как правило, такие
монархи несут ответственность
только перед Бог.
Все монархии делятся
на: абсолютные, ограниченные, дуалистические,
теократические, сословно-представите ьные.
При абсолютной
монархии власть монарха не ограничена
и имеет все характерные особенности,
которые изложены в определении.
Такие монархии были наиболее распространены
в эпоху рабовладения и феодализма.
Сегодня их осталось очень мало,
в частности в Марокко, Арабских
Эмиратах, Кувейте и др.
В последнее
столетие наиболее распространенными
есть ограничены монархии. Иногда их называют
парламентскими или конституционными.
Они характеризуются тем, что власть монарха
ограничена парламентом или конституцией.
За таких форм правления монарх - глава
государства, но он может существенно
влиять на законодательную деятельность
парламента и на формирование им правительства.
Иногда монархическая форма правления
имеет формальный характер. К ограниченным
монархиям относятся Испания, Швеция,
Япония, которые еще можно назвать конституционными
монархиями. К парламентским монархиям
можно отнести Англию.
Дуалистическая
монархия - это такая форма правления,
когда монарх - глава государства
сам формирует правительство
и назначает премьер-министра. В
такой монархии действует два
высших государственных органа - монарх
и правительство во главе с
премьер-министром. В ней могут
существовать и другие высшие государственные
органы, в частности судебные.
Теократическая
монархия - это такая форма правления,
когда абсолютная власть религиозного
лидера сливается с государственной
властью. Религиозный лидер есть
одновременно и главой государства.
Например, Ватикан, Тибет.
Сословно-представите ьная
монархия характеризуется тем, что
рядом с монархом - главой государства
существует какой-нибудь совещательный
представительный орган определенных
классов или всего населения.
К таким государствам можно отнести
Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.
Республика - это
такая форма правления, при которой
полномочие высших государственных
органов осуществляют представительные
выборные органы. Республики не имеют
монарха. В республике высшие представительные
органы и их высшие должностные лица
избираются на определенный срок. Они
периодически изменяются, переизбираются.
За свою деятельность они отчитываются
перед народом и несут юридическую
ответственность (конституционную, криминальную,
гражданскую, административную и дисциплинарную).
Республики как
формы правления начали интенсивно
возникать после буржуазных революций
в XVI-XVII столетиях и является доминирующей
формой правления в современный период.
Ныне все республики делятся на три вида:
президентская республика, полупрезидентская
(или смешанная), парламентская.
Их названия
в определенной мере условные, вместе
и тем каждая из них имеет свою
специфику. Существовали и существуют
и другие виды республик: Советская
республика. Народно-демократичес ая
республика, республика Парижская Коммуна,
исламские республики и другие.
Президентская
республика характеризуется тем, что
президент избирается всем населением,
так как и парламент. В такой
республике президент формирует
и возглавляет правительство, является
главой государства и формально
не подотчетный парламенту. Например,
в США, Мексике, Ираке.
Полупрезидентская
или смешанная - это такая республика,
когда президент - глава государства избирается
народом, так как и парламент. В такой республике
правительство избирается (назначается)
парламентом по рекомендации президента.
Правительство подотчетное одновременно
президенту и парламенту. Президент не
возглавляет правительство и не несет
юридической ответственности за его деятельность.
Например, Франция, Финляндия, Украина,
Российская Федерация.
Парламентская
республика характеризуется центральным
положением парламента (законодательная
власть), который избирает главу
государства - президента и правительство
- исполнительную власть. Они подотчетные
парламенту. Иногда президент не избирается,
и главой государства становится
премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.
8) Фо?рма
госуда?рственного
устро?йства — способ территориальной
организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый
в конституции страны способ взаимосвязи
государства и его составных частей (территорий),
характеризующий территориальную организацию
государственной власти. Не относятся
к формам государственного устройства
межгосударственные объединения, содружества
и сообщества государств…
На текущий
момент выделяется три основные формы
государственного устройства: Унитарное государство — простое, единое государство,
которое характеризуется отсутствием
у административно-территориальных единиц
признака суверенитета. Выделяют централизованные
и децентрализованные унитарные государства,
с наличием или отсутствием автономных образований. Федерация — сложное, союзное государство,
части которого являются государственными
образованиями с определенным государственным
суверенитетом. Строится на распределении
функций управления между центром и субъектами федерации. Конфедерация — временный союз государств,
создаваемый для достижения политических,
экономических, культурных и прочих целей.
Не обладает самостоятельным суверенитетом,
отсутствует единая система законодательства.
9) Полити?ческий
режи?м (от лат. regimen — управление) —
совокупность методов, приемов и форм
осуществления политических отношений
в обществе, то есть способ функционирования
его политической
системы. Политический режим характеризуется
методами осуществления политической
власти, мерой участия граждан в управлении,
отношением государственных институтов
к правовым основам собственной деятельности,
степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью
политических элит с точки зрения социальной
мобильности,
фактическим состоянием правового статуса личности.
Политический
режим — это совокупность средств и методов,
с помощью которых господствующие элиты
осуществляют экономическую, политическую
и идеологическую власть в стране; это
сочетание партийной системы, способов
голосования и принципов принятия решений,
образующих конкретный политический порядок
данной страны на определённый период.
Термин «политический режим» появился
в западной литературе еще в XIX веке, а
в широкий научный оборот вошел во второй
половине XX века. Исследователи насчитывают
в современном мире существование 140—160
различных политических режимов, многие
из которых отличаются друг от друга крайне
незначительно. Это определяет большое
разнообразие подходов к классификации
политических режимов.
Виды политических
режимов
Демократический
режим
Основная
статья: Демократия
Демократия — политический режим,
при котором единственным источником
власти признаётся народ, власть осуществляется
по воле и в интересах народа. Демократические
режимы складываются в правовых
государствах.
Выделяют следующие
типы демократии. Либеральная демократия,
прямая, имитационная и т.д.
Авторитарный
режим
Основная
статья: Авторитаризм
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть,
влияние) — характеристика особых типов
недемократических режимов, основанных
на неограниченной власти одного лица
или группы лиц при сохранении некоторых
экономических, гражданских, духовных
свобод для граждан. Термин «авторитаризм»
был введён в научное обращение теоретиками
Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный
набор социальных характеристик, присущих
как политической
культуре,
так и массовому сознанию в целом.
военно-бюрократически
режим авторитаризма обычно возникает
в виде военной диктатуры, но в дальнейшем
политическом развитии все большую роль
начинают играть разного рода гражданские
профессионалы. Примерами военно-бюрократически
режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные
хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной
Азии.
корпоративный
авторитаризм устанавливается в обществах
с вполне развитым экономическим и социальным
плюрализмом, где корпоративное представительство
интересов становится альтернативой слишком
идеологизированной массовой партии и
дополнением к однопартийному правлению.
Образцы корпоративного режима — правление
Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968),
режим Франсиско Франко в Испании.
дототалитарный
авторитаризм — режим, устанавливаемый
на определенной стадии развития политических
систем некоторых стран. К порядкам такого
типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные
режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократически
и корпоративным авторитаризмом с их единственной,
слабой партией, — являются менее плюралистическими
и либеральными, более партиципаторными
и демократическими.
постколониальный
авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных
режимов возникает после обретения бывшими
колониями независимости, создается снизу
в обществах с низким уровнем экономического
развития. Как правило, постколониальная
независимость является таковой лишь
в формально-юридическо плане. Основой
для мобилизации широкой общественной
поддержки новому режиму чаще всего становятся
националистические лозунги защиты независимости,
затмевающие любые внутренние распри
и конфликты.
Расовая,
или этническая, квазидемократия
Это тип авторитаризма,
где политический процесс можно
было бы назвать демократическим, поскольку
к участию в нем допущено определенное
расовое или этническое меньшинство,
но другие подобные группы исключены
из политики юридически или фактически,
причем с использованием насилия. Примером
расовой демократии можно назвать
бывший режим ЮАР с его идеологией
апартеида;
Султанисткий
режим
султанистский
режим можно рассматривать как предельную
форму автократии. Признаками персонифицированных
этих режимов является отсутствие идеологии,
политической мобилизации, каких-либо
ограничителей власти султана, плюрализма.
Примерами султанизма являлись Гаити
при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде,
Доминиканская республика при Рафаэле
Трухильо, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.
Деспотический
режим.
Этот режим
характерен для монархической формы
правления, а именно для абсолютистской
монархии, когда власть осуществляется
исключительно одним лицом, становящимся
деспотом.
Тоталитарный
режим
Тоталитаризм (от
латинского totalis — весь, целый, полный) —
это режим полного контроля со стороны
государства над всеми сферами жизни общества
и каждым человеком посредством прямого
вооруженного подписания. Власть на всех
уровнях формируется закрыто, как правило,
одним человеком или узкой группой лиц
из правящей элиты. Тоталитаризм представляет
собой специфически новую форму диктатуры,
возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет
собой принципиально новый тип диктатуры
благодаря особой роли государства и идеологии.
Признаки тоталитаризма:
— тотальный
государственный контроль над обществом;
— всеобщая монополизация
и централизация власти в руках
господствующего меньшинства;
— система жесткого
полицейского террористического контроля
над всеми гражданами;
— политизация
(в плане пропаганды) всей жизни;
— господство единственной
правящей массовой партии, которая
является ядром политической системы
тоталитарного общества. При этом
подобная партия может срастаться с
государством;
— идеологизация
общества и общественной жизни на основе
единой государственной идеологии;
— унификация и
регламентация политической, общественной
и духовной жизни;
— ставка на обновление
общества на основе глобальных идей;
— ставка на свою
расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном
виде, например, в СССР идея «единого
советского народа»).
В зависимости
от господствующей идеологии тоталитаризм
обычно подразделяют на коммунизм, фашизм
и национал-социализм.
Анархия
Основная
статья: Анархия
Анархию можно определить как
отсутствие политического режима, безвластие.
Такое состояние возможно, как правило,
в течение непродолжительного периода
времени, при упадке государства и катастрофическом
снижении роли государственной власти
или противостоянии политических сил,
претендующих на её осуществление, такое
состояние характерно для периода больших
потрясений (революций, гражданских
войн, оккупации). Также анархия представляется как
форма общественного устройства, но не
как некое промежуточное состояние в момент
перехода от одного политического режима
к иному.
10)
Структура механизма
государства включает
в себя
1) государственные органы, которые находятся
в тесной взаимосвязи и соподчиненности
при осуществлении своих непосредственных
властных функций. Особенностью этих органов
является то, что они обладают государственно-властн ми
полномочиями, т.е. такими средствами,
ресурсами и возможностями, которые связаны
с силой государства, с принятием общеобязательных
управленческих решений (парламент, президент,
правительство, министерства, ведомства,
государственные комитеты, губернаторы,
администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - это такие
подразделения механизма государства
(его "материальные придатки"), которые
призваны осуществлять охранительную
деятельность данного государства (вооруженные
силы, службы безопасности, милиция, налоговая
полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - это такие
подразделения механизма государства,
которые властными полномочиями (за исключением
их администраций) не обладают, а осуществляют
непосредственную практическую деятельность
по выполнению функций государства в социальной,
культурной, воспитательно-образо ательной,
научной сферах (библиотеки, поликлиники,
больницы, почта, телеграф, научно-исследовательс ие
институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - это такие
подразделения механизма государства,
которые также не обладают властными полномочиями
(за исключением их администраций), а осуществляют
хозяйственно-экономи ескую деятельность,
производят продукцию либо обеспечивают
производство, выполняют различные работы
и оказывают многочисленные услуги для
удовлетворения потребностей общества,
извлечения прибыли;
5) государственных служащих (чиновников),
специально занимающихся управлением.
Государственные служащие различаются
по своему правовому положению в механизме
государства. В зависимости от полномочий
они могут подразделяться на следующие
виды: а) лица, занимающие должности, связанные
с непосредственным исполнением полномочий
государственного органа (президент, глава
правительства, депутаты, министры и др.);
б) лица, занимающие должности для непосредственного
обеспечения полномочий вышеназванных
служащих (помощники, консультанты, советники
и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые
государственными органами для исполнения
и обеспечения полномочий этих органов
(референты, специалисты, руководители
структурных подразделений аппарата и
др.); г) лица, не обладающие распорядительными
полномочиями (врачи в государственных
лечебных заведениях, преподаватели вузов,
иные служащие, которые получают заработную
плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства,
а также принудительную силу, необходимые
для обеспечения деятельности государственного
аппарата.
Механизм государства и его структура
не остаются неизменными. На них оказывают
свое влияние как внутренние (культурно-историчес ие,
национально-психоло ические, религиозно-нравствен ые
особенности, территориальные размеры
страны, уровень экономического развития,
соотношение политических сил и пр.), так
и внешние (международная обстановка,
характер взаимоотношений с другими государствами
и т.п.) факторы.
Структура механизма
государства включает в себя
1) государственные органы, которые находятся
в тесной взаимосвязи и соподчиненности
при осуществлении своих непосредственных
властных функций. Особенностью этих органов
является то, что они обладают государственно-властн ми
полномочиями, т.е. такими средствами,
ресурсами и возможностями, которые связаны
с силой государства, с принятием общеобязательных
управленческих решений (парламент, президент,
правительство, министерства, ведомства,
государственные комитеты, губернаторы,
администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - это такие
подразделения механизма государства
(его "материальные придатки"), которые
призваны осуществлять охранительную
деятельность данного государства (вооруженные
силы, службы безопасности, милиция, налоговая
полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - это такие
подразделения механизма государства,
которые властными полномочиями (за исключением
их администраций) не обладают, а осуществляют
непосредственную практическую деятельность
по выполнению функций государства в социальной,
культурной, воспитательно-образо ательной,
научной сферах (библиотеки, поликлиники,
больницы, почта, телеграф, научно-исследовательс ие
институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - это такие
подразделения механизма государства,
которые также не обладают властными полномочиями
(за исключением их администраций), а осуществляют
хозяйственно-экономи ескую деятельность,
производят продукцию либо обеспечивают
производство, выполняют различные работы
и оказывают многочисленные услуги для
удовлетворения потребностей общества,
извлечения прибыли;
5) государственных служащих (чиновников),
специально занимающихся управлением.
Государственные служащие различаются
по своему правовому положению в механизме
государства. В зависимости от полномочий
они могут подразделяться на следующие
виды: а) лица, занимающие должности, связанные
с непосредственным исполнением полномочий
государственного органа (президент, глава
правительства, депутаты, министры и др.);
б) лица, занимающие должности для непосредственного
обеспечения полномочий вышеназванных
служащих (помощники, консультанты, советники
и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые
государственными органами для исполнения
и обеспечения полномочий этих органов
(референты, специалисты, руководители
структурных подразделений аппарата и
др.); г) лица, не обладающие распорядительными
полномочиями (врачи в государственных
лечебных заведениях, преподаватели вузов,
иные служащие, которые получают заработную
плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства,
а также принудительную силу, необходимые
для обеспечения деятельности государственного
аппарата.
Механизм государства и его структура
не остаются неизменными. На них оказывают
свое влияние как внутренние (культурно-историчес ие,
национально-психоло ические, религиозно-нравствен ые
особенности, территориальные размеры
страны, уровень экономического развития,
соотношение политических сил и пр.), так
и внешние (международная обстановка,
характер взаимоотношений с другими государствами
и т.п.) факторы.
11)
определение понятия
и виды государственных
органов Государственный
орган - это структурно обособленная
часть государственного механизма, обладающая
властными полномочиями и осуществляющая
определенные задачи и функции государства.
Виды Государственных
Органов
-представительные органы (законодательные учреждения
- Федеральное
собрание. Конгресс, Парламент, Сейм и т.д.) и местные органы
власти и самоуправления, сформированные
на основе выборов; исполнительно-распор дительные
органы (правительство, центральные ведомства,
их подразделения на местах); судебные
органы и связанные с ними иные правоохранительные
учреждения (следственные органы, прокуратура), в т.ч. органы конституционного надзора и контроля; особое место в плане современного понимания
разделения властей имеет глава
государства,
т.е. институт президентства, который
связан со всеми ветвями власти Территориальная сфера деятельности: федеральные;
республиканские; местные.
12)
Определение и понятия
и элементы политической
системы общества. Место
гос-ва в политической
системе ,общества.
Политическая
система общества - это упорядоченная
на основе права и иных социальных
норм совокупность институтов, в рамках
которой осуществляется политическая
власть и политическая жизнь общества.
Элементами политической системы являются:
- государство;
- политические партии - это общественные
объединения, целью которых является участие
в политической жизни общества,- в организации
и осуществлении государственной власти
путем участия в выборах и в деятельности
органов государственной власти и местного
самоуправления;
- общественные организации - это основанные
на фиксированном членстве объединения
граждан, создаваемые для реализации и
защиты общественных интересов объединившихся
лиц;
- общественные фонды - не имеющие фиксированного
членства объединения, цель которых заключается
в формировании имущества, в том числе
денежных средств для использования в
интересах третьих лиц;
- политическое сознание;
- социально-политическ е и правовые нормы,
регулирующие политическую жизнь общества;
- политические отношения, складывающиеся
между элементами
политической системы;
- политическая практика, состоящая из
политической деятельности и
политического опыта.
Большое теоретическое
и практическое значение имеет определение
места государства в политической
системе общества. Государство нельзя
отождествлять с политической системой,
его следует рассматривать как
важнейшую составную часть этой
системы, как ее особое звено. Это
обусловлено следующими обстоятельствами:
- в отличие от других элементов политической
системы государство охватывает все население,
проживающее на его территории;
- обладает монополией на правотворчество;
- располагает специальным аппаратом управления
и принуждения;
- обладает системой
юридических средств воздействия
на общественные отношения;
- является единственным носителем суверенитета,
основным источником реализации политической
власти.
Занимая особое место в политической системе
общества, государство может подменить
эту систему, что, собственно, и происходит
в государствах с тоталитарным и фашистским
режимом. Чрезмерное вмешательство государства
в политическую жизнь общества приводит
к беззаконию и произволу. Поэтому важно
конституционно установить и реально
обеспечить пределы деятельности государства,
вывести из сферы его влияния те политические
отношения, которые должны быть свободны
от государственного регулирования и
вмешательства. 13)
Определение понятия
и принципы правового
гос-ва. и т.д.................