Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Особенности функционирования религиозных организаций в Республике Беларусь
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и истории права
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
Конституционное право
На тему: Особенности
функционирования религиозных
организаций в Республике
Беларусь
Студент
ФП, 1-й курс, ДХП-3 Е.В.
Парасочка
Проверил
доктор юрид. наук,
профессор Д.М. Демичев
Минск 2011
Содержание
Введение……………….3
1.Общетеоретические
основы………………4-5
2.Порядок формирования
религиозных организаций………...6
2.1. Религиозные
общины………………..6-7
2.2. Религиозные
объединения………………..7-8
3.Осуществление деятельности
религиозных организаций………………..9
3.1. Устав религиозной
организации……….………………9
3.2. Уполномоченный
по делам религий и национальностей…..……….9 11
4.Порядок упразднения
религиозных организаций………12-13
Заключение………………..14
Список использованных
источников………………15
Введение
Общественно-политичес ое
и социально-экономичес ое развитие
Республики Беларусь после распада
СССР повлекло за собой коренные изменения
в государственном и политическом
устройстве страны, что оказало существенное
влияние на отношения между государством
и религией. На смену антагонистическим
отношениям между этими двумя явлениями
пришла политика конструктивного диалога
и взаимной поддержки. В общество пришло
осознание необходимости создания различного
рода институтов религиозного характера,
отличных от церкви.
И для того, чтобы удовлетворить
свои религиозные потребности, общество,
пользуясь правами, закрепленными в статьях
16, 31 и 36 Конституции Республики Беларусь,
осуществляет действия, направленные
на создание религиозных организаций.
Однако, зачастую, недостаточная информированность
общества, касательно особенностей формирования,
функционирования и расформирования религиозных
организаций влечет за собой юридическую
ответственность. С целью более глубокого
ознакомления с проблематикой данного
вопроса мною был осуществлен ряд исследований
законодательной базы Республики Беларусь,
что и найдет свое отражение в содержании
работы. Отдельно будут рассмотрены порядок
формирования религиозных организаций,
особенности их деятельности и, соответственно,
порядок упразднения.
1.
Общетеоретические основы
Для осуществления
исследовательской деятельности, необходимо
дать общетеоретические основы данного
вопроса, включая понятийный словарь.
Т.к. религиозная
организация является по своей сути
видом общественных объединений, то
необходимо выяснить, что такое общественная
организация.
Существует несколько
определений понятия общественная организация:
1) Общественным объединением
является добровольное объединение граждан,
в установленном законодательством порядке
объединившихся на основе общности интересов
для совместной реализации гражданских,
социальных, культурных и иных прав.[2,
ст.1];
2) Общественное объединение
- это добровольное объединение граждан,
в установленном законодательством
порядке объединившихся на основе
общности их интересов для
удовлетворения духовных или
иных нематериальных потребностей.[3,
ст. 117]
Как можно увидеть,
закон Республики Беларусь от 04.10.1994
«Об общественных объединениях» предусматривает
главной целью общественных организаций
совместную реализацию различного рода
прав, в то время как Гражданский кодекс
Республики Беларусь – удовлетворение
различного рода потребностей. Стоит сделать
небольшое дополнение о том, что Гражданский
кодекс дает определение одновременно
и общественным объединениям и религиозным
организациям.
Наиболее полное
и исчерпывающее определение
понятию религиозная организация
дает закон Республики Беларусь от
17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных
организациях»:
Религиозными
организациями в Республике Беларусь
признаются добровольные объединения
граждан Республики Беларусь (религиозные
общины) или религиозных общин (религиозные
объединения), объединившихся на основе
общности их интересов для удовлетворения
религиозных потребностей, а также
монастыри и монашеские общины, религиозные
братства и сестричества, религиозные
миссии, духовные учебные заведения.
Религиозные
организации обладают рядом признаков:
вероисповедание;
разработанная
культовая практика;
проведение богослужений;
религиозное просвещение
и воспитание своих последователей[1, ст.13].
Следует различать
религиозную общину и религиозное
объединение:
Религиозной
общиной признается объединение
в пределах территории одного или
нескольких населенных пунктов группы
граждан Республики Беларусь, являющихся
приверженцами единого вероисповедания,
для совместного исповедания
веры и удовлетворения иных религиозных
потребностей.[1, ст.14]
Религиозным
объединением признается объединение
религиозных общин единого вероисповедания
для совместного удовлетворения
религиозных потребностей их участников
(членов).[1, ст.15]
Также я считаю необходимым
раскрыть смысл следующего ряда понятий:
Религия - мировоззрение
и мироощущение, а также соответствующие
им поведение и специфические действия
(культ), основанные на вере в сверхъестественное;[1
ст.3]
Религиозные
обряды - совокупность установленных
вероучением действий, в которых
воплощаются религиозные представления;[1,
ст.3]
Религиозные
ритуалы и церемонии - установленный
вероучением порядок совершения
обрядовых действий;[1, ст.3]
Культовое
имущество - предметы, иные материальные
объекты (здания, церковная утварь и
т.д.), необходимые для совершения
религиозных обрядов, ритуалов и
церемоний;[1, ст.3]
Религиозная
деятельность - деятельность, направленная
на удовлетворение религиозных потребностей
верующих, распространение религий,
религиозное воспитание, проведение
богослужений, молитвенных собраний,
чтение проповедей, обучение священнослужителей,
а также иная деятельность, направленная
на организационное и материальное
обеспечение культовой практики
религиозной организации (издание
и распространение религиозной
литературы, изготовление и распространение
предметов культа, производство облачений
для священнослужителей и другая деятельность).[1,
ст.3]
2.
Порядок формирования религиозных организаций
2.1. Религиозные
общины образуются по инициативе не менее
двадцати граждан Республики Беларусь,
достигших восемнадцатилетнего возраста
и постоянно проживающих в одном или нескольких
населенных пунктах, имеющих смежные территориальные
пределы, и действуют только на их территории.
Для признания
религиозной общины официальной
в Республике Беларусь, необходимо
осуществить ее регистрацию.
Для того чтобы
зарегистрировать на территории Республики
Беларусь религиозную общину необходимо:
подать соответствующее
заявление в городской, районный исполнительные
комитеты, местную администрацию по месту
предполагаемой деятельности общины заявление
о ее регистрации, подписанное всеми участниками
(членами) этой общины;
список граждан,
образовавших религиозную общину, с указанием
фамилии, имени и отчества, даты рождения,
гражданства, места жительства, а также
с личной подписью;
устав религиозной
общины в трех экземплярах;
протокол собрания
участников (членов);
документ, подтверждающий
право размещения религиозной общины
по месту нахождения, указанному в уставе.
В случае если
религиозная община исповедует религиозное
учение, ранее неизвестное на территории
Республики Беларусь, то к заявлению прилагается
также сведения об основах этого вероучения
и соответствующей ему культовой практики,
в том числе об истории возникновения
религии, исповедуемой данной общиной,
о формах и методах ее деятельности, об
отношении к браку и семье, образованию,
исполнению государственных обязанностей,
получению медицинской помощи последователями
данной религии, а также иные значимые
сведения по запросу республиканского
органа государственного управления по
делам религий.[1, ст.17]
Следует отметить
тот факт, что регистрация религиозной
общины является обязательной и по
результатам успешной регистрации,
религиозная община получает статус
юридического лица, приобретая при
этом определенные права и обязанности.
Органами, осуществляющими регистрацию
религиозной общины являются областные,
Минский городской исполнительные комитеты.
Городской,
районный исполнительные комитеты, местная
администрация в месячный срок рассматривают
представленные материалы о регистрации
религиозной общины и направляют
их со своим заключением в соответствующие
областные, Минский городской исполнительные
комитеты.[1, ст.17, ч.4]
Областные,
Минский городской исполнительные
комитеты, получив материалы, представленные
на регистрацию, в месячный срок рассматривают
их и принимают решение о регистрации
или об отказе в регистрации религиозной
общины и сообщают об этом заявителям.[1,
ст.17, ч.6]
2.2. Религиозные
объединения образуются при наличии не
менее десяти религиозных общин единого
вероисповедания, из которых хотя бы одна
осуществляет свою деятельность на территории
Республики Беларусь не менее двадцати
лет. Религиозное объединение также как
и религиозная община подлежит обязательной
регистрации, с последующим приобретением
статуса юридического лица.
Для регистрации
религиозного объединения его учредители
подают заявление о регистрации
в республиканский орган государственного
управления по делам религий, который
принимает решение в месячный
срок.
Также, к
заявлению прилагается ряд иных
документов:
устав в трех экземплярах;
выписка из протокола
съезда (конференции, общего собрания,
заседания органа управления) об образовании
религиозного объединения;
список членов
органа управления религиозного объединения
с указанием фамилии, имени и отчества,
даты рождения, гражданства, места жительства;
документ, подтверждающий
право размещения религиозного объединения
по месту нахождения, указанному в уставе.
Регистрацию
религиозных объединений осуществляет
- республиканский орган государственного
управления по делам религий.
Для иллюстрации
текущей ситуации в стране, связанной
с религиозными общинами, следует продемонстрировать
таблицу зарегистрированных общин на
территории Республики Беларусь:
3. Осуществление деятельности религиозных
организаций
3.1. Любая религиозная
организация подчиняет свои действия
уставу, принятому этой организацией. Уставы
религиозной общины и религиозного объединения
утверждаются их учредителями.
Устав религиозной
организации, создаваемой религиозным
объединением, утверждается органом
управления религиозного объединения.[1,
ст.20, ч.2,3.]
Вне зависимости
от разновидности религиозной организации,
ее устав должен содержать следующие
признаки:
полное наименование,
включающее указание на конфессиональную
принадлежность данной религиозной организации;
место нахождения;
цели, задачи и
основные формы деятельности;
принадлежность
к религиозному объединению (для религиозных
общин, входящих в религиозное объединение,
и религиозных организаций, образуемых
религиозными объединениями);
территория деятельности;
структура организации,
органы ее управления, порядок их формирования,
компетенция, состав и сроки полномочий;
источники и порядок
формирования денежных средств и иного
имущества организации;
орган, правомочный
принимать решения о приобретении имущества
и распоряжении имуществом религиозной
организации;
порядок ликвидации
и реорганизации религиозной организации;
порядок распоряжения
имуществом, оставшимся после расчетов
с кредиторами, в случае ликвидации религиозной
организации;
порядок внесения
изменений и дополнений в устав;
иные сведения,
относящиеся к особенностям деятельности
данной религиозной организации.[1, ст.20,
ч.4]
В Республике
Беларусь существует определенный государственный
орган, осуществляющий свои полномочия
и действия в отношении религиозных организаций.
О нем уже упоминалось выше, однако теперь,
я считаю необходимым описать этот орган,
его полномочия.
3.2.
Основными задачами Уполномоченного по
делам религий и национальностей и его
аппарата в религиозной сфере являются:
1.
участие в разработке и реализации государственной
этноконфессиональной политики;
2.
обеспечение прав граждан на свободу совести
и свободу вероисповедания, защиты их
прав и интересов независимо от отношения
к религии и религиозной принадлежности,
а также права на свободу объединения
в религиозные организации;
3.
подготовка предложений по урегулированию
вопросов, связанных с деятельностью религиозных
организаций и общественных объединений
граждан, относящихся к национальным меньшинствам,
требующих решения Президента Республики
Беларусь или Совета Министров Республики
Беларусь;
4.
контроль деятельности религиозных организаций
в части исполнения ими законодательства
Республики Беларусь о свободе совести,
вероисповедания и религиозных организациях,
а также их уставов;
5.
рассмотрение вопросов, возникающих в
сфере взаимоотношений государства и
религиозных организаций;
6.
в пределах своей компетенции участие
в разработке, организации исполнения
и контроль за соблюдением актов законодательства
Республики Беларусь;
7.
внесение предложений по совершенствованию
законодательства на основе обобщения
практики его применения;
8.
оказание по просьбе религиозных организаций
содействия в достижении ими договоренностей
с государственными органами, содействие
в укреплении взаимопонимания и терпимости
между религиозными организациями различных
вероисповеданий;
9.
исследование и прогнозирование религиозной
ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных
отношений;
10.
предотвращение проявлений религиозной
исключительности и неуважительного отношения
религиозным чувствам.[6, ст.5]
Уполномоченный
по делам религий и национальностей
и его аппарат в соответствии
с возложенными задачами:
участвует по
поручению Совета Министров в разработке
проектов актов законодательства в соответствии
со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение
в Совет министров Республики Беларусь;
определяет механизмы
реализации актов законодательства, относящихся
к его компетенции;
дает местным
Советам депутатов, исполнительным и распорядительным
органам методические рекомендации и
консультации по вопросам исполнения
и применения законодательства Республики
Беларусь о свободе совести, вероисповедания
и религиозных организациях;
получает от республиканских
органов государственного управления,
местных исполнительных и распорядительных
органов сведения о соблюдении законодательства
Республики Беларусь о свободе совести,
вероисповедания и религиозных организациях;
участвует в обеспечении
соблюдения законодательства и исполнения
международных договоров Республики Беларусь
в области свободы совести и вероисповедания,
вносит предложения по совершенствованию
и дальнейшему развитию законодательства
в соответствии с международными стандартами
и общепризнанными принципами международного
права в сфере своей компетенции;
организует научные
исследования, совместно с заинтересованными
анализирует состояние и динамику этноконфессиональных
процессов и межконфессиональных отношений;
изучает зарубежный
опыт;
готовит прогнозы
развития этноконфессиональной ситуации
на ближайшую и долгосрочную перспективу;
разрабатывает
практические рекомендации в сфере этноконфессиональных
отношений;
содействует деятельности
образовательных и научно-исследовательс их
учреждений по вопросам подготовки, переподготовки,
повышения квалификации кадров религиоведов;
содействует деятельности
образовательных и научно-исследовательс их
учреждений по вопросам подготовки, переподготовки,
повышения квалификации кадров религиоведов;
обеспечивает
проведение государственной религиоведческой
экспертизы религиозной литературы, поступающей
в библиотечные фонды, религиозной литературы
и иных печатных, аудио- и видеоматериалов,
ввозимых в Республику Беларусь;
осуществляет
государственную регистрацию религиозных
объединений, монастырей и монашеских
общин, религиозных братств и сестричеств,
религиозных миссий и духовных учебных
заведений;
выносит письменные
предупреждения религиозным объединениям,
монастырям, монашеским общинам, религиозным
братствам и сестричествам, религиозным
миссиям и духовным учебным заведениям
в случае нарушения ими законодательства
Республики Беларусь либо осуществления
деятельности, противоречащей уставам
этих организаций, а также принимает иные
меры по устранению выявленных нарушений;
обращается в
суд с заявлением о ликвидации религиозной
организации в случае нарушения ею законодательства
либо осуществления деятельности, противоречащей
ее уставу;
дает заключения
по вопросам согласования мест размещения
земельных участков для строительства
культовых строений;
принимает участие
в рассмотрении государственными органами
проблем, связанных с деятельностью религиозных
организаций;
по просьбе религиозных
организаций оказывает необходимую помощь
в решении их вопросов, находящихся в компетенции
других государственных органов.
осуществлять
в установленном законодательством порядке
информационно-издатель кую деятельность,
учреждать свои средства массовой информации.[6,
ст.6]
4. Порядок упразднения религиозных
организаций
Религиозная
организация может быть ликвидирована:
по решению ее
учредителей или органа, уполномоченного
уставом религиозной организации;
по решению суда
в случаях:
повторного в
течение года нарушения настоящего Закона,
иного законодательства Республики Беларусь
либо осуществления религиозной организацией
деятельности, противоречащей ее уставу;
осуществления
деятельности, направленной против суверенитета
Республики Беларусь, ее конституционного
строя и гражданского согласия; пропаганды
войны, социальной, национальной, религиозной,
расовой вражды или розни, унижения национальной
чести и достоинства;
осуществления
деятельности, сопряженной с нарушением
прав, свобод и законных интересов граждан,
а также препятствующей исполнению гражданами
их государственных, общественных, семейных
обязанностей или причиняющей вред их
здоровью и нравственности;
в иных случаях,
предусмотренных законодательными актами.
Обращаться
в суд с заявлением о ликвидации
религиозной организации имеет
право орган, осуществивший ее регистрацию.
Дела о
ликвидации религиозных общин, зарегистрированных
областными, Минским городским исполнительными
комитетами, рассматриваются соответствующими
областными, Минским городским судами,
а о ликвидации религиозных организаций,
зарегистрированных республиканским
органом государственного управления
по делам религий, - Верховным Судом
Республики Беларусь.[1, ст.23]
В юридической
практике также возможны случаи, при
который религиозная организация
не ликвидируется, а лишь приостанавливает
свою деятельность.
В случае приостановления
деятельности религиозная организация
не вправе осуществлять религиозную, предпринимательскую
и иную деятельность, выступать в
качестве учредителя средств массовой
информации и иных юридических лиц,
перечислять с текущего банковского
(расчетного) счета денежные средства
иным лицам, за исключением случаев
уплаты платежей в бюджет, государственные
внебюджетные фонды и иных обязательных
платежей, расчетов по ранее заключенным
гражданским и трудовым договорам,
возмещения вреда, причиненного действиями
религиозной организации.
В случае принятия
судом решения об отказе в ликвидации
религиозной организации религиозная
организация возобновляет свою деятельность,
приостановленную в соответствии с настоящим
Законом, с момента вступления в законную
силу решения суда.[1, ст. 38]
Заключение
Проанализировав
собранные данные, я сделал ряд
выводов. Во-первых, религиозные организации
имеют широкое распространение
на территории Республики Беларусь. Во-вторых,
для свободного формирования религиозной
организации нет серьезных препятствий,
что свидетельствует о политике свободы
совести. В-третьих, религиозные организации
помогают людям удовлетворить свои религиозные
потребности, и даже иногда помогают получить
образование. Белорусы принадлежат к славянской
этноязыковой общности, для которой характерен
высокий уровень религиозной потребности.
И для удовлетворения данного рода потребностей
государство наделяет народ правами и
свободами на формирование религиозных
организаций. В целом, для осуществления
их деятельности, государство создает
все условия, которые наиболее заметны,
сравнивая аналогичную сферу жизни в период
СССР.
Список использованной
литературы
1. О свободе совести
и религиозных организациях: Закон Республики
Беларусь, 17 декабря 1992 г. № 134 (в ред. Закона
от 31 октября 2002 г.) // Ведомости Верховного
Совета Республики Беларусь. –1993.– №2,
– Ст.18; НРПА Республики Беларусь. – 2002.
– № 123, 2/886.
2.Об
общественных объединениях: Закон Республики
Беларусь от 04.10.1994
N 3254-XII(ред. от
08.05.2007) // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2005, N
120, 2/1133; 2007, N 120, 2/1324
3. Гражданский кодекс
Республики Беларусь
4. Конституция Республики
Беларусь от 15 марта 1994 г.: С изм. и доп.
Принята на респ. референдуме 24 ноября
1996 г. С изм. респ. референдума 17 октября
2004 г. // НРПА Республики Беларусь. 1999. №1,
1/0.
5. О порядке введения
в действие Закона Республики Беларусь
«О свободе вероисповеданий и религиозных
организациях»: Постановление Верховного
Совета Республики Беларусь 17 декабря
1992 г. N 2055-ХII //Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь,1993 г.
6. Постановление Совета
Министров Республики Беларусь от 15 июля
2006 г. № 891 «Об
утверждении Положения об Уполномоченном
по делам
религий и национальностей
и его аппарате».