На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Менеджер,как профессия

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 20 О. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
студенческих  работ в OКабинете 

    Для наглядного представления о качестве исполняемых мною работ Вам предлагается образец курсовой работы для первого курса факультета «Менеджмент» на тему «Менеджер – профессия и личность», защищенный на отлично, который стоил для заказчика всего – 1500 рублей (при покупке аналогичной готовой работы она обойдется Вам всего в 700 рублей). 

    Из  рецензии преподавателя:
    «…в курсовой работе полностью  и исчерпывающе раскрывается поставленная тема, приводится практический материал…»,
    «…курсовая  работа «Менеджер  – профессия и  личность» выполнена  на достаточно высоком  уровне…»,
    «…выявлены  основные проблемы, возникающие у  специалистов профессии менеджер…»,
    «…отмечена  необходимость работы менеджмента в  организации любой организационно-правовой формы…»,
    «…четко выделены и рассмотрены  основные профессиональные и личные качества менеджера…»,
    «…необходимо  отметить умение студента работать с разнообразными источниками, анализировать их и делать из этого четкие выводы…»,
    «…исполнитель курсовой работы заслуживает оценки «отлично»…»… 

    Этот  список цитат можно  продолжить! 

ПРОСТО  ЗАКАЖИТЕ СВОЮ РАБОТУ В OКабинете!
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ПРИЛОЖЕНИЯ
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
    Сам менеджер может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения.
    Результатом его усилий является определенным образом  сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно закрепляется в документах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет.
    Руководитель  является персонифицированным воплощением  организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным.
    Современная научно-техническая революция коренным образом изменила условия и характер производственных, хозяйственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем [14, с. 69].
    Поэтому он сегодня становится организатором самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются.
    Менеджеру, особенно в крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10 – 12 часов вдень. Таким образом, в настоящее время особо актуальным становится вопрос о профессиональных и личностных качествах менеджера.
    Менеджера можно рассматривать в трех аспектах:
    профессионал — автор решений, стратегии, планов;
    организатор — создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике;
    начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.
    Целью курсовой работы является обоснование необходимости наличия у менеджера определенных профессиональных и личных качеств.
    Задачи:
      Дать оценку профессии менеджера.
      Рассмотреть основные профессиональные и личностные качества менеджера.
      Рассмотреть особенности подготовки менеджера как специалиста.
      Дать рекомендации по улучшению подготовки специалистов специальности «Менеджмент организации».
    Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и прилоежний.
 

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР КАК ПРОФЕССИЯ

1.1 Профессия менеджера

 
    Основное  содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства                    [12, с. 49].
    Основные  особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим [6, с. 92]:
    неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
    высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
    повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
    положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
    особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
    наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
    весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
    определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
    конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
    уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.
    Для характеристики профессии менеджера  важными являются также следующие  основания общей классификации профессий:
    содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
    характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.
    По  объекту труда профессию менеджера  следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - живая природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).
    По  целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).
    По  средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.
    По  условиям труда профессия менеджера  относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.
    Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.
    Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.
    По  мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).
    Труд  менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).
    Важная  особенность профессии менеджера  заключается в том, что он может  руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными [5, с. 342]:
    целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);
    объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);
    средствами (ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; с применением автоматизированных систем - оператор);
    условиями - с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);
    степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);
    характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).
    Существует  четыре типа профессии управленца (менеджера  организации) [7, с. 32]:
    1) руководитель. Его основная деятельность- управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;
    2) консультант в области управления. Здесь его деятельность также  связана с решением практических задач, однако она ограничивается  консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;
    3) ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;
    4) преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.
    С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста [13, с. 162]. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.
    Любая профессия требует опыта и  мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сил и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как более узкая сфера деятельности управляющего крупным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой.
    В связи с реформированием экономики  России до настоящего времени возникают  новые области, в которых требуется  квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное управление, создание единой системы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.) [6, с. 9].

1.2 Роль менеджера в организации

 
    Роль  менеджера в организации - направляющая, формирующая, структурирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.
    Структурирующее воздействие менеджера касается работников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации.
    Менеджер  организации (руководитель) выполняет  также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.
    Руководитель (менеджер) организации как администратор  использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики.
    В роли организатора руководитель проявляет  способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.
    Роль  профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.
    Руководитель в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возможных конфликтов интересов взаимодействующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.
    Выполнение  руководителем роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания.
    Роль  воспитателя предполагает помощь работнику со стороны руководителя в понимании традиций организации, в осознании общественно значимых целей деятельности организации. Весьма важным является также формирование у работника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а с другой - укрепить его гражданские позиции.
    Роль  представителя организации (общественного  деятеля) - подписывает от имени организации документы, представляет организацию во внешней среде, в вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, принимает посетителей организации, в целом, как теперь принято говорить, осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участвует в конференциях и иных общественных мероприятиях.
    Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль организатора. 

    Вывод:
    Основным  содержанием деятельности менеджера является управление людьми.
    Необходимым условием социального управления является власть. Существуют принципиальные различия между следующими формами власти: традиционной, компетентной, эталонной, харизматической, а также базирующейся на мотивации и основанной на принуждении. Наиболее стабильно и эффективно управление, основанное на компетентной власти.
    В реальной действительности управление опирается не на одну, а одновременно на различные формы власти, в том или ином соотношении.
    Целью деятельности менеджера является обеспечение максимально эффективной совместной деятельности людей.
 

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ                                               КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

2.1 Структура профессиональных и личных качеств менеджера

 
    При рассмотрении качеств человека, способствующих формированию определенных трудовых навыков и выполнению определенных служебных обязанностей, обычно разделяют профессиональные и индивидуальные (личные) качества. К профессиональным качествам относят, как правило, те, которые касаются выполнения им работы, его служебной деятельности, усиливаются при профессиональной специализации человека, а также отражают преимущественно рациональное в поведении человека. В противоположность этому считается, что индивидуальные (личные) качества - те, которые проявляются и вне служебных отношений, в быту, в семье, в повседневном общении с друзьями, членами семьи, родственниками и другими людьми. Такого рода качества касаются, прежде всего, эмоциональной сферы и нравственности человека (в приложении 1 приводится тест, по которому можно определить собственное профессиональное соответствие).
    К числу деловых качеств менеджера относятся следующие: трудолюбие, инициативность, аккуратность, профессионализм, организованность, исполнительность, энергичность, ответственность, способности к работе, дисциплинированность. В качестве важнейших личностных качеств руководителя рассматриваются: доброжелательность, справедливость, коллективизм, умение держать слово, отзывчивость, уравновешенность, скромность, внешняя привлекательность, жизнерадостность, широта кругозора [2, с. 112].
    Вместе  с тем практика показывает, что  указанное разделение не только условно, но зачастую не вполне отражает реальную действительность. Дело в том, что эффективность управления и успешность деятельности организации напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными качествами руководителя. В частности, существуют управленческие ситуации, успешное разрешение которых зависит, определяющим образом именно от нравственных качеств руководителя.
    Подобные  ситуации предполагают наличие различного рода межличностных и иных конфликтов, связанных с возникновением проблем этического характера. В них руководитель выступает, прежде всего, в роли судьи, посредника, иногда психолога или педагога. Способ и характер разрешения руководителем подобных ситуаций имеет весьма долговременные последствия и определяют отношение к руководителю и всей организации со стороны подчиненных, партнеров, конкурентов, а также вышестоящих руководителей и органов.
    Не  случайно целый ряд источников среди  качеств руководителя, имеющих значение для эффективности управления организацией, не разделяет профессиональные и индивидуальные (личные) [7, с. 96]. Так, среди важнейших качеств лиц, принимающих решения в бизнесе, особое внимание уделяется следующим: мотивации, самооценке и уровню притязаний, особенностям мышления, волевым факторам, фактору совести, субъективной значимости денег, индивидуальной рисковой стратегии, конфликтному поведению, возможному девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, а также невротическому и патологическому поведению.
    В процессе своей деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации.
    Таким образом, не менее важны для успешности работы менеджера общее отношение к жизни и деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность (творческие способности), самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового.
    Трудно  переоценить значение для руководства  и управления коммуникативных качеств менеджера, и прежде всего общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию.
    Весьма  необходимы для менеджера его волевые качества - настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.
    Большое значение для эффективности работы менеджера имеют также его  эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
    Следует отметить и иные качества, нередко  забываемые, такие как алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя).
    С другой стороны, для различных сфер деятельности менеджера - научной, практической, консультационной - можно выделить некоторые качества, которые имеют для этих сфер особое значение. Так, для практического руководителя чрезвычайно важны его лидерские способности. Для ученого - его спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением одной и той же проблемы, творческое мышление, фантазия и наблюдательность, здесь лидерские качества имеют гораздо меньшее значение.
    Необходимыми  качествами для практического руководителя, а также консультанта является уверенность в поведении соответственно с подчиненными, партнерами и клиентами. Вместе с тем, эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений - самоуверенности и самоутверждения.
    Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности практического руководителя и консультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления.
    Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой - необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования.
    В этой связи начинающему менеджеру  важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации собственных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.
    Такого  рода знания своих качеств помогают менеджеру формировать индивидуальный стиль управления, способствуют повышению  эффективности его деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.
    Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.
    Важнейшими  для менеджера являются организаторские  и коммуникативные способности.
    Вместе  с тем следует учитывать, что  стремление заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми во многом зависит от содержания соответствующих форм активности и от особенностей самого человека. В значительной мере это стремление определяется субъективной ценностью и значимостью для конкретного человека будущих результатов его деятельности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере его включения в них становятся значимыми. Здесь весьма важны постановка человеком перед собой целей собственного развития, а также усилия, прилагаемые человеком в достижении поставленной цели.

2.2 Уровни управления и качества менеджера

 
    Чем выше уровень управления, тем большее  влияние на коллективы организации и, в конечном счете, на общество в целом оказывает соответствующий руководитель. Сочетание рассмотренных выше качеств человека определяет реальную возможность для него осуществлять эффективное управление в соответствующих масштабах.
    Уровень деятельности руководителя определяются различными факторами, в частности [5, с. 301]:
    значением для жизни общества реализуемой им идеи;
    количеством людей, входящих в возглавляемый им коллектив;
    масштабом предпринимательских проектов, реализацией которого он руководит;
    значением управляемого им подразделения для деятельности крупной коммерческой или общественной организации;
    местом и ролью возглавляемой им организации в системе государственного управления;
    степенью соответствия его конкретной руководящей должности.
    Для эффективного руководства на любом  уровне управления имеют значение две группы индивидуальных качеств менеджера [9, с. 152]:
    качества, знания, навыки и умения, определяемые сферой деятельности организации (экономика, наука, культура, военное дело и т.д.). Здесь большое значение имеют образование по профилю деятельности, опыт работы б данной сфере, а также наличие личных связей в сфере деятельности организации;
    качества и навыки, относящиеся к области руководства людьми и в своей сути не зависящие от сферы деятельности организации (лидерские качества и навыки, степень развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы, нравственные качества человека). В этой связи важным является то обстоятельство, что знания приобретаются в результате возможно весьма интенсивных учебных занятий, полного погружения в служебные ситуации, приобретаются и закрепляются относительно быстро при наличии Учителя и источников информации (книг, документации и т.д.), а также практики работы в конкретных жизненных ситуациях.
    В то же время воля, эмоциональная  и интеллектуальная сферы, нравственные качества руководителя (как и любого человека) формируются в течение всей его жизни. Развитие этих качеств требует напряженной работы над собой, осознавания и нравственной оценки жизненных ситуаций, конкретных событий, своей роли и места в них. Это длительный процесс, резкие скачки в нем чрезвычайно редки и маловероятны.
    В то же время сущность большинства  проблем в деятельности любой  организации, сложных управленческих ситуаций составляют различного рода этические конфликты. Подобного рода конфликты возникают вследствие различия в интересах различных подразделений организации, разных работников, интересов отдельного работника и трудового коллектива или всей организации, интересов организации и потребителя или общества в целом и т.д. Для адекватного реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются, прежде всего, нравственные качества руководителя, а также развитые эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы.
    По  мере повышения уровня управления значительно  расширяются права руководителя в отношении подчиненных, как  в части, касающейся поощрения, так и в части наказания. Увеличивается группа подчиненных ему работников в количественном отношении. Изменяется возглавляемый им коллектив и качественно: в его подчинении оказываются все более квалифицированные работники. Повышается доля «организационной составляющей» в труде руководителя в ущерб текущему управлению: растет его влияние при определении целей деятельности организации, он все в большей степени определяет общие для всех участников организации правила и процедуры деятельности. Все в большей мере его внимание привлекают стратегическое планирование и стратегическое управление. Расширяются представительские функции, по впечатлению от руководителя все больше судят об организации в целом.
    Расширяется круг людей, которых в той или  иной мере затрагивают конкретные действия и решения руководителя (особенно, если это руководитель сферы государственного управления). Этих людей, их отношения и деятельность руководитель должен охватить своей интеллектуальной сферой, с ними для достижения эффективности собственной деятельности ему необходимо эмоционально отождествиться. Эти люди все в большей степени испытывают воздействие его волевой сферы. Возможные последствия принимаемых им управленческих решений (как позитивные, так и негативные) становятся все более масштабными и долговременными.
    Индивидуальные  представления руководителя, его  нравственные качества и стереотипы, направленность личности все в большей степени проецируются на подчиненных ему людей, на руководимую им организацию                      [3, с. 194]. Как следствие, существенно возрастает значение его нравственных качеств, эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер. 

    Вывод:
    Структура личности менеджера проецируется на деятельность управляемой им организации, поэтому для успешности управления важны все качества менеджера. Их нельзя разделить на профессиональные и индивидуальные качества менеджера, имеющие значение для эффективности управления. В этом состоит одна из особенностей профессии менеджера.
    Ключевое  значение для эффективности деятельности менеджера имеют его нравственные качества.
    Некоторые качества человека имеют особое значение для разных сфер деятельности менеджера (практическое руководство, управленческое консультирование, научная деятельность в области социального управления), в их числе: лидерство, организаторские способности, коммуникативные качества.
    Профессия менеджера не только требует для эффективности управления некоторых качеств у человека, но и сама формирует со временем эти качества.
 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА                             КАК СПЕЦИАЛИСТА

3.1 Особенности специальности «Менеджмент организации»

 
    Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития [1, с. 26].
    Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
    Менеджер  должен быть готов к следующим  основным видам профессиональной деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной [10, с. 6].
    Требования  к уровню подготовки выпускника по специальности «Менеджмент организации» заключаются в следующем. Специалист должен: иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик; понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.
    Знать: теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы; принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений. Уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты; использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности; разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений; критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности; уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.
    Владеть: специальной экономической терминологией  и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском); навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности; основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий. Более подробно требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 — «Менеджмент», представлены в приложении 2.
    Следующее, еще более дробное членение профессиональной деятельности человека (по сферам деятельности, по задачам, по способам работы и т.д.) - это специализации. Вопросы выделения специализаций по специальностям высшего профессионального образования определяются в инструктивном письме Министерства образования России от 15 марта 1999 г. №4 следующим образом. Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных, но более узких областях деятельности по профилю данной специальности. Некоторые специальности могут не иметь специализаций [4, с. 37].
    В рамках специальности «менеджмент  организации» по состоянию на 2003 год существует 73 специализации (см. приложение 3).
    Деятельность  специалиста определяется профессией, специальностью и должностью. Так, получив высшее образование по специальности «менеджмент организации», человек может заниматься практической деятельностью управленца в государственном учреждении общественной или коммерческой организации, заниматься научной работой, преподавать соответствующие дисциплины в вузе и т.д. Характер его работы будет определяться также должностью - менеджер персонала, руководитель группы маркетинга, директор магазина, ректор университета, начальник отдела кадров, вице-президент компании, председатель правления банка и т.д.

3.2 Мой идеал менеджера

 
    Лучший  менеджер 2003 г. Александр Георгиевич Мазыр – лидер фармацевтического рынка. В сложном кризисном 1998 г. он не только стал руководителем дочернего предприятия «СИА Интернейшнл-Самара» и привел компанию к успеху на региональном фармацевтическом рынке, но и в финале всероссийского конкурса «Платиновая унция» был назван лучшим менеджером года. Сейчас А.Г. Мазыр работает в другой компании, однако победителем конкурса «Платиновая унция» он стал, будучи сотрудником                                      «СИА» [8, с. 16].
    Процесс перехода в другую компанию планировался им заблаговременно. Уходить в другую компанию необходимо было на пике успеха. Мазыр А.Г. стоял у истоков создания «СИА» и поставленные цели были выполнены. Просто стало понятно, что для продолжения успешного движения необходимо было перейти в другую компанию, сделать новый шаг вперед. И он его сделал.
    Первое  образование Мазыра А.Г. — архитектурно-строительная академия, специализация «Автоматизированные системы управления». Второе — Самарская экономическая академия, специальность «Экономика и управление предприятием». Так же он получил и получает неоценимые знания в Московской классической бизнес-школе по программе Master of Business Administration.
    Ему удалось стать победителем в  номинации «Менеджер года» благодаря целеустремленности и неутомимости, тяге к внедрению инноваций. Возможно еще благодаря тому, что он 4,5 года проработал в лидирующей компании.
    Для успешного менеджера необходимы многие качества. Но основа это способность  к развитию. Развитие — это постепенное  увеличение количества задач, которые менеджер может решать качественно, без посторонней помощи. Если руководитель со временем не увеличивает количество этих задач, то это может означать, что его развитие остановилось.
    Можно также определить причины результативности работы и вывести некую формулу  для успешного менеджера. Первое — это образование. Фундаментальные знания позволяют заглянуть внутрь процессов, происходящих на предприятии. Второе — управленческий потенциал. Должен быть лидер, работающий по современным технологиям, разрабатывающий свои методики, проекты и программы. Также важна компетенция. Чтобы контролировать ситуацию, руководитель должен досконально знать каждый участок своего предприятия. Иначе процесс управления может свестись к некомпетентным распоряжениям. И, конечно, маркетинг. Каждый руководитель, работающий на динамичных рынках, должен знать базовые законы рынка, уметь отличать торговую марку от бренда. Менеджеру необходим и опыт прямых продаж.
    Важно и такое личностное качество, как  высокие этические нормы, интеллигентность, ум, честность, открытость. Немаловажным фактором успеха менеджера является и самомотивация. Каждый человек знает и умеет гораздо больше того, что делает. Основной принцип А.Г. Мазыра — творческое приложение своих знаний в условиях изменяющегося рынка. Это подкрепляется настойчивостью, почти наивным стремлением делать себя и окружающий мир лучше.
    Особо привлекательны жизненные принципы А.Г. Мазыра: «Удача любит сильных» и «Красота спасет мир». Надо уметь делать все красиво — и мыслить, и работать, и отдыхать. Красота — это внутреннее состояние. Поэтому все надо делать красиво и быть уверенным в себе [8, с. 17]. 

    Вывод:
    Профессия менеджера ориентирована на взаимодействие «человек - человек», это профессия преимущественно умственного труда, преобразующая социальную действительность, требующая квалифицированного труда, высокой активности и ответственности человека. На высших уровнях управления требуется абсолютная профессиональная пригодность.
    Менеджер  может руководить группами людей, профессия  которых имеет различные цели, связана с разными объектами, средствами, условиями и характером труда, степенью квалификации.
    Основными видами профессиональной деятельности менеджера организации являются: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.
    Роль  организатора - ключевая в деятельности менеджера.
    Акцент  на одну или несколько из своих  ролей менеджер делает в зависимости от своего образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в конкретной должности, от уровня управления.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
    В условиях современного управления организацией менеджер должен обладать рядом необходимых  ему качеств, как личных так и  профессиональных.
    К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей.
    Такими  качествами являются:
    высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
    широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;
    стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
    поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
    умение рационально использовать время, планировать свою работу.
    Личностные  качества менеджера также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:
    высокие моральные стандарты;
    физическое и психологическое здоровье;
    внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;
    отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
    оптимизм, уверенность в себе.
    Но обладание ими — тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
    умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;
    доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
    контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
    инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;
    умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
    стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.
    Требования  к менеджерам в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.
    На  низовых, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
    Поскольку менеджер любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 
    Баринов В.А. Справочник менеджера. – М.: АДС, 2000.
    Веснин. В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2004.
    Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2003.
    Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 1994.
    Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: Инфра-М, 2004.
    Общий и специальный менеджмент. / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.Н. Панкрухина. – М.: РАГС, 1997.
    Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. – М.: Экзамен, 2004.
    Петрухина И. Лучший менеджер года крупным планом. // Еженедельная информационно-аналитическая газета. -                                                  № 26. – 2003.
    Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Просвещение, 1992.
    Румянцева З.А. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2001.
    Сусанов А.Н. Ваш психологический портрет. – Минск: Полымя, 1997.
    Управление организацией для современных руководителей. / Под ред. Е.А. Борисова. – СПб.: Питер, 2003.
    Халипов В. Введение в науку о власти. – М.: Просвещение, 1996.
    Экономика и организация рыночного хозяйства. / Под ред. Б.К. Злобина. – М.: Экономика, 2000.
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

    Тест  «Проверка профессионального  соответствия» [11, с. 229] 

    Инструкция  по проведению тестирования
    Внимательно прочитайте вопросы теста. Ответы оцените  в баллах 0,1, 2 (в скобках) с учетом вспомогательных вопросов.
    Вспомогательные вопросы:
    1.    Насколько хорошо Вы умеете  делать то, о чем говорится  в вопросе теста?
    а)     Делаю, как правило, хорошо (2);
    б)    Делаю средне (1);
    в)    Делаю плохо (совсем не умею) (0).
    2.   Нравится ли вам это делать?
    а)    Нравится (приятно, интересно, легко) (2);
    б)    Нейтрально (все равно) (1);
    в)    Не нравится (неприятно, неинтересно, трудно) (0).
    3.    Хотели бы вы, чтобы описанное  в вопросе теста действие было  включено в вашу будущую работу?
    а)    Да (2);
    б)    Все равно (1);
    в)    Нет (0).
    4.    Хотели бы вы совершенствоваться  в этих действиях?
    а)    Да (2);
    б)    Все равно (1);
    в)    Нет (0).
    Свои  оценки в баллах занесите в таблицу. Номер клетки в таблице соответствует  номеру вопроса. В каждую клетку таблицы поставьте баллы, соответствующие вашим ответам на все четыре вспомогательные вопроса. Вы оцениваете сначала ваше «умение» (вспомогательный вопрос 1), затем «отношение» (вспомогательный вопрос 2), потом «желание» (вспомогательный вопрос 3) и, наконец, - «совершенствование» (вспомогательный вопрос 4). В этой же последовательности проставьте оценочные баллы в клетки таблицы. По номеру шкалы вы узнаете соответствие личностных качеств определенной профессии.
    Если  вы никогда не делали того, о чем упоминается в вопросе теста, то вместо баллов поставьте в клетки прочерки по первым двум вспомогательным вопросам и попробуйте ответить на вопросы 3 и 4. Если из перечисленных в вопросе теста нескольких действий вы умеете делать какое-то одно, то именно это вы и оцениваете в баллах.
    Читая вопрос теста, обязательно обращайте  внимание на слова: «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
    Работайте внимательно, не спешите!
    Таблица 1.
    Шкала
1 2 3 4 5
     
1         2         3         4         5        
6         7         8         9         10        
11         12         13         14         15        
16         17         18         19         20        
21         22
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.