Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Устав Муниципального образования Вар. 2
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Оглавление
Введение……………….3 Глава 1.Общая
характеристика устава муниципального
образования
как источника права ………..……….6
1.1.Понятие и юридические свойства устава
муниципального
образования .........6
1.2.Устав как основной нормативный акт
муниципального
образования .........9
Глава
2.Стуктура и регистрация устава муниципального
образования ………..………..….14
2.1.Стуктура устава и основное содержание…...….……….….14
2.2. Порядок
разработки, принятия и регистрации………...24
Заключение………..………..34
Список использованных
источников………..……….…….…......36
Введение
Представленная
работа посвящена теме "Устав муниципального
образования". Проблема данного исследования
носит актуальный характер в современных
условиях. Об этом свидетельствует частое
изучение поднятых вопросов.
Тема "Устав муниципального образования"
изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных
дисциплин. Для современного состояния
науки характерен переход к глобальному
рассмотрению проблем тематики "Устав
муниципального образования".
Вопросам исследования посвящено множество
работ. В основном материал, изложенный
в учебной литературе, носит общий характер,
а в многочисленных монографиях по данной
тематике рассмотрены более узкие вопросы
проблемы "Устав муниципального образования".
Однако требуется учет современных условий
при исследовании проблематики обозначенной
темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая
разработанность проблемы "Устав муниципального
образования" определяют несомненную
новизну данного исследования.
Необходимо
отметить, что прежний российский
закон о местном самоуправлении
(1991 г.) предусматривал принятие районным
и городским Советами положения
(устава) о местном самоуправления. Поселковый
и сельский Совет согласно данному закону
могли принимать положение (устав) о местном
самоуправлении.1 Федеральный закон
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
исходит из того, что каждое муниципальное
образование должно иметь свой устав.
Устав муниципальных образований — это
новый вид правового акта в системе нормативных
актов нашей страны. Его главная задача
состоит в создании условий для укрепления
государственности и развитии институтов
гражданского общества в соответствующем
муниципальном образовании, развитии
положений Конституции РФ. Глубокий и
всесторонний анализ содержания уставов,
выявление их общего, особенного по сравнению
с иными правовыми актами, имеет важное
научное и практическое значение, что
также обуславливает актуальность избранной
темы.
Новые
факторы функционирования правовой
системы РФ потребовали определения
роли и места уставов муниципальных
образований в системе законодательства
России, а также создания научно-обоснованной
концепции устава муниципального образования.
Именно
устав муниципального образования
выступает связующим звеном, через
которое конституционные установления
и нормы федерального законодательства,
законодательства субъекта Федерации
трансформируются в положения нормативных
актов муниципальных образований РФ, что
является важным условием единства правовой
системы страны.2 Устав муниципального
образования вместе с уставом субъекта
Федерации играют системообразующую роль
в отношении системы уставного регулирования
в целом.
Глава
1.Общая характеристика устава муниципального
образования как
источника права
1.1.Понятие и юридические свойства
устава муниципального
Среди муниципальных
правовых актов местного самоуправления
особое значение имеет устав муниципального
образования. Устав муниципального
образования - это основополагающий правовой
акт, определяющий в соответствии с действующим
законодательством принципы и структуру
организации местного самоуправления
на территории муниципального образования,
обладающий высшей юридической силой
в системе муниципальных правовых актов,
закрепляющий и конкретизирующий правовые,
экономические и финансовые основы местного
самоуправления, необходимые для эффективного
развития муниципального образования.
Правовая природа устава муниципального
образования и его место в правовой системе
определяются характерными только для
этого правового акта юридическими признаками
и свойствами, позволяющими дать оценку
уставу как «основному» правовому акту
конкретного муниципального образования,
обладающему правоустанавливающим характером.
Устав включает в себя положения обязательного
характера, предусмотренные Федеральным
законом «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» и дополнительные, которые
обеспечивают широкий и точный круг вопросов
местного значения, что укрепляет авторитет
и влияние устава.
Устав муниципального образования, как
важнейший правовой социально-управленче кий
акт, позволяет адекватно отражать динамику
общественных отношений в определенный
период развития государства и права,
и тем самым выполняет функцию акта правотворчества.
Совершенствование нормативно-правовой
базы местного самоуправления в соответствии
с обновляемым законодательством способствует
укреплению демократической, правовой
сущности
Российской Федерации, развитию гражданского
общества и обеспечению прав и свобод
человека и гражданина.
Каждое муниципальное образование обязано
иметь свой устав, разработанный, принятый
и зарегистрированный в установленном
законом порядке. Подобного рода «акты
- статуты» о местном муниципальном самоуправлении
имеются в большинстве развитых зарубежных
стран. Так, в ФРГ - это уставы коммун (общин),
в США - муниципальные хартии и т.д.3
Среди других локальных нормативных актов
устав муниципального образования занимает
главное место. Это документ комплексного
нормативного характера. Несмотря на то,
что в нем воспроизводятся все важнейшие
принципиальные положения федерального
законодательства и законодательства
соответствующего субъекта РФ, касающиеся
местного самоуправления, устав в значительной
степени призван детализировать и конкретизировать
все, что касается организационно-правов го
статуса соответствующего муниципального
образования. С этой точки зрения данный
документ среди других локальных актов
местного самоуправления носит базовый
характер. Все другие акты, издаваемые
органами и должностными лицами местного
самоуправления, должны соответствовать
и не противоречить не только федеральному
и субъектному законодательству, но и
уставу соответствующего муниципального
образования. Таким образом, по своему
содержанию и юридической природе устав
муниципального образования - это своего
рода «местная конституция».4
1.2.Устав
как основной нормативный акт муниципального
образования
Устав
местного самоуправления – основной
нормативно-правовой акт муниципального
образования. Как источник права
он имеет достаточно широкое распространение
в правотворческой практике нашего
государства и рассматривается как
разновидность актов кодификационного
значения. Устав является своеобразной
малой конституцией на территории муниципального
образования. Конституирующее значение
устава муниципального образования для
местного самоуправления вытекает из
статьи 44 Федерального закона “Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации”, содержащей
достаточно широкий перечень сведений,
которых необходимо включать в устав муниципального
образования.
Как
и конституция, устав муниципального
образования обладает рядом особенностей.
Наличие
особого субъекта, который устанавливает
или от имени которого принимается
устав муниципального образования.
В соответствии со статьей 44 Федерального
закона “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации” устав муниципального образования
может приниматься представительным органом
местного самоуправления или населением
непосредственно. Это часто находит свое
выражение в преамбуле, которую содержит
большинство уставов муниципальных образований.
Учредительный
характер. Как акт учредительного
характера, устав муниципального образования
придает юридический, правовой характер
фактически сложившимся или складывающимся
отношениям по самоуправлению местного
сообщества. Учредительная природа устава
проявляется и в том, что нет такой нормы,
принимаемой органами местного самоуправления
или местным сообществом, которая не могла
бы быть включенной в устав по признаку
несоответствия нормам, принимаемым органами
местного самоуправления или местным
сообществом.
Всеобъемлющий
и всеохватывающий характер правового
регулирования. Устав регулирует отношения,
которые затрагивают все стороны, все
сферы жизни местного сообщества, связанные
с решением вопросов местного значения.
Естественно, устав не может, да и не призван
регулировать указанные отношения подробно.
Более детальная регламентация осуществляется
посредством принятия иных нормативных
актов.
Устав
обладает высшей юридической силой
в массиве норм, принимаемых органами
местного самоуправления или местным
сообществом непосредственно. Это означает,
что все акты, принимаемые органами местного
самоуправления или местным сообществом
непосредственно должны соответствовать
уставу, заложенной в нем концепции, принципам
и нормам. Высшая юридическая сила или
верховенство устава муниципального образования
означает также и необходимость следования
всеми субъектами права, расположенными
на территории муниципального образования
тем правилам, которые заложены в уставе
муниципального образования.
Устав
– основа для дальнейшего нормотворчества.
Эта особенность устава муниципального
образования вытекает из предыдущих особенностей.
Устав, даже будучи по своей природе кодифицированным
актом, естественно не может урегулировать
все отношения, возникающие на уровне
местного самоуправления. Поэтому для
реализации устава необходимо принятие
иных местных нормативно-правовых актов.
Как
и конституция, устав муниципального
образования характеризуется особым
порядком принятия, а также внесения
изменений или дополнений. Конкретный
механизм определяется непосредственно
в уставе муниципального образования
и может предполагать квалифицированное
большинство депутатов представительного
органа местного самоуправления (большее,
чем количество депутатов, необходимое
для принятия обычного решения); голосование
на конференции, собрании или сходе граждан,
что является нехарактерным для принятия
обычных нормативно-правовых актов либо
голосование непосредственно населением,
например, в форме референдума.5
Принятие
муниципальным образованием устава
является одним из правовых средств, обеспечивающих
реализацию самостоятельности местного
самоуправления. В уставе муниципального
образования, в частности, указываются:
вопросы
местного значения, относящиеся к
ведению муниципального образования
(т.е. предметы ведения муниципального
образования) в соответствии с пунктом
2 части 1 статьи 44 Федерального закона
“Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации”;
формы,
порядок и гарантии непосредственного
участия населения в решении вопросов
местного значения (пункт 3 части 1 статьи
44 Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”);
полномочия
выборных и других органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления (пункт 5 части
1 статьи 44 Федерального закона “Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации”).
Таким
образом, правовое значение устава муниципального
образования заключается в том,
что он является правовым актом, которым
городское, сельское, а также иное поселение
фиксирует свой статус муниципального
образования, то есть предметы ведения,
права и обязанности муниципального образования
и компетенцию органов местного самоуправления,
обеспечивающие осуществление местного
самоуправления населением данного муниципального
образования.
Глава 2.Стуктура
и регистрация устава муниципального
образования
2.1.Стуктура
устава и основное содержание
Вопрос
о содержании устава муниципального
образования является одним из сложных
и дискуссионных в муниципальном праве
и практике муниципального строительства.
Учитывая то положение, что данный нормативный
акт является базовым для соответствующего
муниципального образования, в его содержание,
естественно, должны включаться все основные
нормы, регламентирующие его организацию
и деятельность.
Об
этом свидетельствуют подобного
рода документы зарубежных стран. Так,
например, уставы о самоуправлении
территорий в ФРГ (уставы коммун), включают
следующие положения: основы конституции
(устройства) коммуны, где говорится о
названии и символах коммуны, ее территории,
правах члена коммуны, ее обязанностях
перед своим населением; организация,
система и механизм управления коммуной,
где определяются субъекты управления,
принцип выборности представительного
органа, его компетенция, порядок выборов
бургомистра, образования комитетов, задачи
и положения управляющего коммуны как
главы исполнительного органа, его взаимоотношения
с представительным органом, с другими
профессиональными чиновниками, служащими
и рабочими коммуны; организационные и
процедурные вопросы; положения, посвященные
экономическим и финансовым вопросам
- бюджет, имущество коммуны и управление
ими, хозяйственная деятельность. В уставе
коммуны содержатся также положения о
надзоре, контроле за его выполнением.
В США конституции и законы штатов устанавливают
определенные требования к содержанию
хартий самоуправления. Например, закон
«О муниципальном гомруле ( самоуправлении
)», принятый в штате Нью-Йорк, гласит, что
хартия самоуправления должна определять
структуру местного органа и способы его
функционирования, содержать положение
о выборном Совете муниципалитета, уполномоченном
определять политику муниципалитета и
осуществлять возложенные на него функции,
закреплять право Совета на нормотворческую
деятельность, регламентировать способы
избрания, назначения и увольнения служащих
муниципалитета и т.п.Важным характерным
признаком хартии самоуправления в США
является наличие положения о праве местного
органа решать дела местного значения,
независимо от вмешательства штата. За
пределами круга «местных дел» муниципалитет
подвержен действию принципа «ultpa vires»,
то есть может делать только то, что прямо
разрешено ему законами штата. А поскольку
спектр «местных дел» в законодательстве
США точно не определен и толкуется судами
от случая к случаю, то муниципалитеты,
разрабатывающие и принимающие свои хартии
о самоуправлении стремятся, как можно
более полно зафиксировать в них свои
полномочия, свою компетенцию, предметы
ведения. Как следствие эти хартии в большинстве
случаев представляют собой объемистые
сборники. Например, Хартия города Нью-Йорка
состоит из нескольких сотен страниц.6
В
российском федеральном законе №131
закреплено не только право (в тоже время
обязанность) муниципальных образований
иметь свой устав, но, и фиксируется достаточно
полно сама архитектоника данного устава,
его внутреннее содержательное строение.
В п. 1 ст. 44 федерального закона перечисляются
положения, которые при разработке устава
муниципального образования должны быть
указаны в нем. Это требование является
обязательным для всех муниципальных
образований. В случае его игнорирования
устав данного муниципального образования
не подлежит государственной регистрации,
а, следовательно, не будет иметь юридической
силы. Можно сказать, что перечисленные
в п. 1 ст. 44 положения являются своего рода
модельным (типовым) уставом муниципального
образования в РФ. Итак, какие же положения
должны быть указаны в уставе муниципального
образования?
Во-первых,
наименование муниципального образования,
его территория, границы и символы. Если
в состав образования входят территориальные
образования, не являющиеся муниципальными
(районы, округа, поселки и т.п.), они все
должны быть перечислены в уставе муниципального
образования.
Во-вторых,
вопросы местного значения, относящиеся
к ведению соответствующего муниципального
образования. Этот перечень вопросов перечислен
в главе 3 федерального закона №131, а также
в соответствующих законах субъектов
РФ. Однако этот перечень касается в целом
муниципальных образований. В уставе же
конкретного муниципального образования
этот перечень, естественно, закрепляется
с учетом особенностей, специфики последнего.
Кроме вопросов местного значения, относящихся
к ведению этого муниципального образования,
в его уставе должны быть закреплены также
вопросы, относящиеся к ведению соответствующих
государственных органов законом переданные
в ведение органов местного самоуправления.
В-третьих,
формы, порядок и гарантии непосредственного
осуществления населением конкретного
муниципального образования местного
самоуправления населением, как местный
референдум, муниципальные выборы, собрания,
сходы, конференции граждан и т. п.
В-четвертых, структура и порядок формирования
органов местного самоуправления;
В-пятых, наименования
и полномочия выборных и иных органов
местного самоуправления, должностных
лиц местного самоуправления;
При
этом вначале в уставе четко закрепляется
статус выборного представительного органа
местного самоуправления, а затем уже
главы муниципального образования и других
органов и должностных лиц местного самоуправления,
депутатов представительного органа;
В-шестых,
виды, порядок принятия (издания), официального
опубликования (обнародования) и вступления
в силу муниципальных правовых актов;
В-седьмых,
срок полномочий представительного органа
муниципального образования, депутатов,
членов иных выборных органов местного
самоуправления, выборных должностных
лиц местного самоуправления, а также
основания и порядок прекращения полномочий
указанных органов и лиц;
В-восьмых, виды
ответственности органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления,
основания наступления этой ответственности
и порядок решения соответствующих вопросов,
в том числе основания и порядок отзыва
населением выборных должностных лиц
местного самоуправления, досрочного
прекращения полномочий выборных органов
местного самоуправления и выборных должностных
лиц местного самоуправления;
В-девятых, порядок
формирования, утверждения и исполнения
местного бюджета, а также порядок контроля
за его исполнением в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации;
В-десятых,
порядок внесения изменений и дополнений
в устав муниципального образования.
Уставом
муниципального образования регулируются
иные вопросы организации местного
самоуправления в соответствии с федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации.7
Таковы
основные положения, которые должны
найти обязательное отражение в
тексте устава любого муниципального
образования. Причем, именно в той
логической последовательности, как они
указаны в федеральном законе № 131. Вместе
с тем, в содержании устава того или иного
муниципального образования должны быть
отражены те исторические и иные местные
традиции и особенности, которые характерны
для данной территории, ее населения. Это,
например, компактное проживание на территории
муниципального образования национальных
групп и общностей, коренных (аборигенных)
народов, казачества и т.д. Более того,
федеральный закон № 131 представляет право
муниципальным образованиям включать
в содержание своих уставов другие положения
об организации местного самоуправления,
о компетенции и порядке деятельности
органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления. Однако это
должно соответствовать законам РФ и законам
субъектов РФ. В завершение данного вопроса
назовем наиболее типичные ошибки, допускаемые
при разработке уставов муниципальных
образований.
1.
Не различается статус, например,
города как муниципального образования
с его статусом административного
центра (или столицы) соответствующего
субъекта РФ.
2.
Внутригородское территориальное деление
(районы, округа, другие населенные пункты)
смешиваются с административно-территориальным
делением (устройством),
3.
Нет четкости в понятии члена муниципального
образования. Называются: жители, население,
граждане. Тогда как этим статусом обладать
могут только граждане РФ, проживающие
на территории данного муниципального
образования.
4.
В нарушение федерального закона № 124
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан в РФ» в некоторых уставах муниципальных
образований устанавливаются дополнительные
ограничения пассивного избирательного
права граждан при выборах депутатов представительных
органов местного самоуправления и глав
муниципальных образований (завышается
возрастной ценз, ценз оседлости, то есть
времени проживания кандидата на территории
муниципального образования, устанавливаются
требования к наличию высшего образования,
опыта управленческо-хозяйс венной деятельности
и т.д.)
5.
Компетенция представительного органа
местного самоуправления (в том числе
некоторые его исключительные полномочия)
незаконно ограничиваются в пользу главы
муниципального образования
6.
Неправомерно устанавливается статус
главы муниципального образования (в частности,
как председателя представительного органа,
руководящего им, и входящего в него в
качестве депутата, хотя таковым он не
избирался населением
7.
Нередко компетенция органов местного
самоуправления завышается, выходит за
рамки действующего законодательства.
8.
Собрания и сходы граждан как непосредственные
формы осуществления населением местного
самоуправления необоснованно смешиваются
с аналогичными по названию формами осуществления
территориального общественного самоуправления
на территории муниципального образования
(в микрорайонах, жилых кварталах и т.д.)
9.
В ряде уставов муниципальных образований
статус депутатов представительных органов
местного самоуправления, выборных должностных
лиц местного самоуправления особенно,
что касается их социальных гарантий,
неприкосновенности и т.п., нередко противоречит
федеральному законодательству и законодательству
субъектов РФ.
10.
В некоторых уставах городов районы в
городе, не являющиеся муниципальными
образованиями, наделены правом иметь
свои местные бюджеты, что противоречит
ФЗ № 131(п.1 ст.52).
11.
Смешивается статус муниципального самоуправления
с территориальным общественным самоуправлением
населения.
12.
Вопросы местного референдума и других
непосредственных форм осуществления
местного самоуправления излагаются в
ряде уставов схематично, неконкретно,
с нарушением действующего законодательства
(например, глава муниципального образования
наделяется правом назначения местного
референдума и т.п.).
13.
В ряде уставов заметно увлечение разработчиков
изложением вопросов организации работы
органов и должностных лиц местного самоуправления,
что является прерогативой соответствующих
регламентов, а не устава.
14.
Слишком схематично, неконкретно, без
какой - либо связи с тем или иным муниципальным
образованием излагаются в уставах вопросы
гарантий местного самоуправления, ответственности
органов и должностных лиц местного самоуправления
за свою деятельность.
17.
Тексты многих уставов содержат
значительное количество стилистических
ошибок и погрешностей, некорректных терминов
и слов, что свидетельствует о непрофессионализме
их разработчиков. В заключение отметим,
что проведенная в 2006 году прокуратурой
Свердловской области проверка зарегистрированных
уставов муниципальных образований показала,
что практически все они содержат те или
иные положения, противоречащие федеральному
законодательству и законодательству
области (Письмо прокуратуры Свердловской
области в адрес Свердловской областной
Думы, Законодательного Собрания Свердловской).8
2.2. Порядок разработки,
принятия и регистрации
Разработка
и принятие устава являются последовательными
стадиями единого нормоустановительног
процесса, при этом разработка устава
— это начальный (подготовительный)
этап на пути введения в действие устава
на территории муниципального образования,
цель которого — выработка единого текста
устава муниципального образования и
представление его на рассмотрение субъекта,
который уполномочен на принятие устава.
Стадия
разработки устава включает в себя несколько
этапов:
1) правотворческая
инициатива — подготовка первоначального
текста проекта устава субъектом правотворческой
инициативы и внесение его в представительный
орган местного самоуправления;
2) предварительное
обсуждение проекта, сбор заключений,
предложений и замечаний;
3) публичные
слушания.
Здесь
следует отметить, что в местном
законодательстве процедура разработки
уставов муниципальных образований,
как правило, не получает детальной
нормативно-правовой регламентации. Выборочный
анализ регламентов представительных
органов местного самоуправления показал,
что в большинстве случаев порядок разработки
уставов также не оговорен. Как правило,
проект устава готовится депутатами (группой
депутатов) либо администрацией. В случаях,
когда с правотворческой инициативой
выходит представительный орган местного
самоуправления, распространена практика
формирования специальных рабочих групп
(комиссий) по разработке проекта устава.
Федеральное
законодательство требует обеспечения
участия населения в процедуре разработки
уставов. В соответствии со ст. 44 Федерального
закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления»,
проект устава муниципального образования,
проект муниципального правового акта
о внесении изменений и дополнений в устав
муниципального образования не позднее,
чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса
о принятии устава муниципального образования,
внесении изменений и дополнений в устав
муниципального образования подлежат
официальному опубликованию (обнародованию).9
При этом предполагается, что граждане
вправе приносить замечания и предложения
к опубликованному проекту устава. Порядок
учета предложений по проекту устава должен
быть утвержден представительным органом
местного самоуправления и опубликован
одновременно с проектом устава.
Публичные
слушания назначаются представительным
органом местного самоуправления не
ранее, чем через 20 дней после официального
опубликования проекта устава,
по результатам публичных слушаний
большинством голосов от числа присутствующих
принимаются рекомендации. Рекомендации
по результатам публичных слушаний подписываются
председательствующи и подлежат официальному
опубликованию в кротчайшие сроки после
завершения публичных слушаний
Таким
образом, стадия разработки устава муниципального
образования имеет конечным результатом
внесенный субъектом правотворческой
инициативы проект устава (проект поправок
к уставу) с заключениями соответствующих
структур представительного органа местного
самоуправления и администрации, предложениями
граждан, рекомендациями публичных слушаний,
и, возможно, заключением независимой
правовой экспертизы.
Принятие
устава — это утверждение текста
проекта устава субъектом, выражающим
волю жителей соответствующей территории,
принимается же он большинством в две
трети голосов от установленной численности
депутатов представительного органа муниципального
образования. При этом, как правило, уставы
муниципальных образований принимается
в двух чтениях.
В
соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального
закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» устав муниципального
образования принимается представительным
органом муниципального образования,
а в поселениях с численностью жителей,
обладающих избирательным правом, менее
100 человек - населением непосредственно
на сходе граждан.
В
этом существенное отличие нового федерального
закона о местном самоуправлении
от Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», который устанавливал, что
устав муниципального образования принимается
представительным органом местного самоуправления
или населением непосредственно.
Анализ
правовых актов различных муниципальных
образований показывает, что процедура
принятия уставов муниципальных образований
недостаточно подробно регламентирована.
Указанная выше типичная процедура редко
когда полностью находит свое отражение
не только в уставах муниципальных образований,
но даже и в регламентах представительных
органов местного самоуправления. Кроме
того, фактически остаются без регулирования
такие важные вопросы как право субъекта
законодательной инициативы вносить изменения
в проект устава либо его отзыва.
Государственная
регистрация имеет иное, нежели
формальный акт, правовое значение. Государственная
регистрация - средство, которое государство
использует для проверки законности этого
правового документа в целях исполнения
конституционной обязанности по защите
прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, государственная регистрация
придает уставу муниципального образования
статус официального документа, который
может быть официально опубликован (обнародован)
для придания его нормам обязательной
силы на территории муниципалитета. Государственную
регистрацию уставов муниципальных образований
можно определить как юридический акт
признания и подтверждения государством
соответствия содержания и порядка принятия
устава муниципального образования Конституции
РФ, федеральным законам, а также принимаемым
в соответствии с ними конституциям (уставам)
и законам субъектов РФ.10
Государственную
регистрацию уставов муниципальных
образований осуществляют территориальные
органы уполномоченного федерального
органа исполнительной власти в сфере
регистрации уставов муниципальных образований.
Регистрирующий
орган:
1) проверяет соответствие устава муниципального
образования Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, конституции (уставу)
субъекта Российской Федерации, законам
субъекта Российской Федерации;
2) проверяет соблюдение установленного
в соответствии с федеральным законом
порядка принятия устава муниципального
образования;
3) присваивает уставу муниципального
образования государственный регистрационный
номер;
4) выдает свидетельство о государственной
регистрации устава муниципального образования;
5) включает сведения об уставе муниципального
образования в государственный реестр
уставов муниципальных образований субъекта
Российской Федерации.
Устав муниципального образования
направляется главой муниципального
образования в регистрирующий орган в
течение 15 дней со дня его принятия. Для
государственной регистрации устава муниципального
образования представляются в двух экземплярах,
а также на магнитном носителе:
1) устав муниципального образования;
2) решение представительного органа муниципального
образования либо решение схода граждан
о принятии устава муниципального образования,
а также протокол заседания представительного
органа муниципального образования либо
протокол схода граждан, на которых был
принят устав муниципального образования;
3) сведения об источниках и о датах официального
опубликования (обнародования) проекта
устава муниципального образования и
о результатах публичных слушаний по проекту
устава муниципального образования.
Устав муниципального образования представляется
с пронумерованными и прошитыми страницами,
скрепленными печатью представительного
органа муниципального образования (печатью
местной администрации в случае принятия
устава муниципального образования на
сходе граждан).
Решение о государственной регистрации
устава муниципального образования принимается
в тридцатидневный срок со дня его представления
для государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации
устава муниципального образования принимается
на основании проверки соответствия устава
Конституции Российской Федерации, федеральным
законам, конституции (уставу) субъекта
Российской Федерации, законам субъекта
Российской Федерации, а также проверки
соблюдения установленного в соответствии
с федеральным законом порядка принятия
устава муниципального образования. Уставу
муниципального образования присваивается
государственный регистрационный номер.
На титульном листе каждого из двух экземпляров
устава муниципального образования делается
отметка о государственной регистрации
путем проставления специального штампа.
Датой государственной регистрации устава
муниципального образования считается
день внесения сведений о нем в государственный
реестр уставов муниципальных образований
субъекта Российской Федерации.
Государственная регистрация устава муниципального
образования удостоверяется свидетельством
о государственной регистрации. Форма
свидетельства о государственной регистрации
устава му и т.д.................