Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Понятие и основные виды социальных норм
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ,
ПРАВА И
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Курсовая
работа
По дисциплине:
Теория государства
и права___
На тему: Понятие
и основные виды социальных
норм___
Вариант №___16___
Выполнил студент
: ___Сахранов
И.В.___
(ф.и.о.) Специальность
юриспрудения___
Курс___1___ Номер зачётной книжки__097-10_ Проверил:___Кундрюцкова
И.В.
(ф.и.о.)
Учёная степень, звание к.полит.н.,
доцент
2011г.
Содержание.
Введение.
Люди с древних пор вступали в различные
отношения друг с другом. По мере цивилизации
человечества стали появляться законы,
преобразованные из обычаев, для регулирования
этих отношений. В дальнейшем развитии,
развиваются и отношения, и это требует
создания уже специального сложного законодательства,
которое бы могло своими правовыми актами
обеспечить законную систему общественных
отношений. Род (первобытная родовая община)
представлял собой первичную ячейку организации
первобытнообщинного строя, объединенную
кровным родством, совместным коллективным
трудом, общей собственностью на продукты
производства, равенством социального
положения, единством интересов и сплоченностью
членов рода.
Тема данной курсовой работы – «Понятие
и основные виды социальных норм» – актуальна
в силу того, что понимание современной
власти и социальных норм невозможно без
учета опыта предыдущих эпох.
Рассмотрим кратко, как шло формирование
общества, которое давало возможность
человеку проявлять и развивать свои истинно
человеческие качества.
«Что было раньше — человек или общество?» —
вопрос, который интересовал ученых. С
одной стороны, очевидно, что в человеке
немало природного, а с другой, по словам
философа Н. А. Бердяева, — «человек есть
принципиальная новизна в природе»1.
В этом выражении подчеркнуто, что человек
не только существует в мире по природным
законам, но выходит за рамки запрограммированного
природой поведения. Эту же мысль высказывал
немецкий просветитель Иоганн Гердер,
называя человека «вольноотпущенником
природы».
В процессе эволюции менялся не только
способ поведения, но и формы организации
человеческого сообщества. Первоначально
люди жили в нестабильных коллективах,
именуемых человеческим стадом. Отношения
в таком коллективе во многом были сходны
с поведением высших социальных животных:
сообща охотились, согревались в холодные
дни, сражались за самку, продолжали род
и воспитывали потомство. Однако постепенно
сплоченность человеческих коллективов
становилась все более устойчивой. Люди
создали новую форму коллективной, совместной
жизни — общество.
Первоначальные общества иногда называют
простыми. Они были основаны на кровном
родстве и предполагали совместное владение
имуществом, коллективный труд, не знали
имущественного расслоения. Постепенно
структура общества становилась более
сложной. Одной из важнейших предпосылок
этого явилось усложнение трудовой деятельности
с помощью усовершенствованных орудий
техники и технологии, специализации трудовых
усилий.
Большую роль в становлении отношений
человеческого сообщества с природой
и с другими людьми играл обычай. Существует
даже мнение, что роль обычая в сфере общения
аналогична роли орудий труда в отношении
внешней природы. По существу, границы
восприятия опыта предков и фарватер деятельности
индивида как бы очерчивались существовавшими табу
(запретами),выступавшими в качестве
руководства к действию. Табу — система
запретов на совершение определенных
действий, нарушение которых, по первобытным
представлениям, карается сверхъестественными
силами. Ряд исследователей связывают
возникновение табу с потребностями общества
обуздать естественные инстинкты индивидуумов,
подчинить их интересам коллектива.
С переходом от присваивающего к производящему
хозяйству, а потом и к оседлому образу
жизни постепенно расширялись и усложнялись
отношения между людьми.
Одновременно с изменившимися условиями
тесно связан рост популяции людей и распространение
их по Земле. Достаточное количество пищи,
и относительная безопасность существования
позволяли людям больше времени уделять
заботе о потомстве.
Управление жизнью человеческого коллектива,
в котором связи между его членами строились
не только на кровном родстве, но и на совместной
деятельности, обмене, соподчинении, требовало
многоуровневых отношений. Так постепенно
складывалось не существующее у других
живых существ многостороннее образование,
сложное переплетение разнообразных связей
и отношений — общество. Именно в обществе
были созданы ценности, которые не под
силу создать индивиду.
В процессе всей своей жизнедеятельности
люди вступают во взаимоотношения с объектами
природы (материальными объектами), а так
же друг с другом. Не смотря на многообразие
связей их можно типизировать и дать таким
связям определение, какое же поведение
является распространенным, массовым,
нормальным.
Понятие
«норма» в широком смысле означает «правило»,
некое руководящее начало. Все эти нормы
О.Е. Кутафин2 разделил на две группы:
социальные нормы и нормы несоциальные.
В
нашей работе нас, прежде всего интересуют
именно социальные нормы и влияние их
на правосознание нашего общества на современном
этапе.
В самом
общем плане социальное регулирование
понимается как имманентный обществу
и определяющий социальный порядок
процесс.
Конкретный
социальный порядок устанавливается
в результате действия множества
самых разнообразных факторов. В
их числе выделяют следующие.
1.
Так называемые «стихийные» регуляторы
как непосредственное проявление
естественных законов природы
и общества. Факторы стихийного
регулирования носят естественный
характер и могут выражаться
в виде конкретных событий
общесоциального масштаба, явлений экономического
порядка, феноменов массового поведения
и т. п. Это, например, увеличение продолжительности
жизни людей, массовые сезонные заболевания,
демографические процессы, миграция населения,
инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении
к порядку общество и государство стремятся
взять под свой контроль данные факторы,
однако это удается далеко не всегда. Иногда
же их влияние вообще не отражается общественным
сознанием или отражается неадекватно.
2.
Социальные нормы как регуляторы,
связанные с волей и сознанием людей.
3.
Акты индивидуального регулирования,
выступающие в виде целевого,
адресного воздействия субъектов
друг на друга.
Указанные
факторы могут играть в обществе
как стабилизирующую, так и дестабилизирующую
роль. Правда, в юридической литературе
принято считать, что стабилизация, упорядочение
общественных отношений обеспечиваются
действием социальных норм и актов индивидуального
регулирования, а действие стихийных регуляторов
выступает фактором дестабилизирующего
влияния. Однако если в качестве основания
оценки принять критерий устойчивого
функционирования общества, то все регулятивные
факторы могут иметь и позитивное, и негативное
влияние. Вместе с тем функциональная
характеристика стабилизации, упорядочения
общественных отношений должна быть отнесена,
прежде всего, к социальным нормам.
Для
понимания природы действующих
в обществе норм, оснований и правил
социального нормирования необходимо
различать два смысла термина
«норма». Во-первых, норма есть естественное
состояние некоторого объекта (процесса,
отношения, системы и т.д.), конституируемое
его природой — естественная норма. Во-вторых,
норма — это руководящее начало, правило
поведения, связанное с сознанием и волей
людей, возникающее в процессе культурного
развития и социальной организации общества
- социальная норма.
Реально
действующие в жизни людей
нормы нельзя однозначно отнести
к естественным или социальным. Так,
естественные нормы могут быть переведены
в систему технических правил
(правила работы с техническими или
природными объектами), стать основанием
социального нормирования (например, установление
срока признания отцовства после смерти
супруга), а социальные нормы — сформировать
характер объекта, его качественное состояние.
Таким образом, в зависимости от соотношения
естественной нормативности и социального
нормирования можно выделить, как минимум,
четыре группы действующих в обществе
нормативных регуляторов.
1.
Естественные нормы, существующие
в виде сформулированного знания
о нормальном, естественном состоянии
объекта, определяемом его природой. Такие
нормы формирует, например, наука.
2.
Разработанные на основе знания
естественных норм правила работы
с техническими и природными
объектами. Подобные правила принято
называть техническими нормами.
3.
Правила поведения, базирующиеся на естественных
нормах или складывающиеся в связи с их
действием. Сюда относится большинство
социальных норм.
4.
Правила поведения, содержание
которых определяется не столько
естественной нормативностью, сколько
целями и задачами, стоящими перед
обществом, или потребностями конкретной
его сферы. Это некоторые юридические
процессуальные нормы, ритуалы и т. п.
При
обсуждении роли права в системе
социального нормативного регулирования
значение имеют нормы третьей
и четвертой группы, в литературе
именно их принято квалифицировать как
социальные нормы. Они не просто существуют
и действуют в обществе, а регулируют общественные
отношения, поведение людей, нормируют
жизнь общества. Социальным нормам присущи
следующие признаки:
1.
Они являются общими правилами. Сказанное
означает, что социальные нормы устанавливают
правила поведения в обществе, т. е. определяют,
каким может или должно быть поведение
субъектов с точки зрения интересов общества.
При этом социальные нормы действуют непрерывно
во времени, обладают многократностью
действия и обращены к неопределенному
кругу лиц (не имеют конкретного адресата).
2.
Данные нормы возникают в связи
с волевой, сознательной деятельностью
людей. Одни социальные нормы
создаются в процессе целевой
деятельности, другие возникают в многократно
повторяющихся актах поведения, не отделяются
от самого поведения и выступают как его
образцы и стереотипы, третьи формируются
в виде принципов, закрепляющихся в общественном
сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые
нормы по-разному соотносятся с волей
и сознанием людей, однако всегда возникают
в связи с ними.
3.
Названные нормы регламентируют
формы социального взаимодействия
людей, т. е. направлены на
регулирование общественных отношений,
поведения в обществе.
4.
Они возникают в процессе исторического
развития (как его фактор и результат)
и функционирования общества. Социальные
нормы, будучи элементом общества, отражают
процессы его развития, влияют на их темпы
и характер, словом, имеют свое место в
истории общества, свою историческую судьбу.
Кроме
того, они стабилизируют социум,
а значит, включены в процессы его
функционирования, являются как порождением,
так и регулятором указанных
процессов.
5.
Эти нормы соответствуют типу
культуры и характеру социальной
организации общества. По мнению М. Вебера,
именно культура позволяет людям придать
смысл миру, создать основу для суждения
о взаимодействии людей. Культура выражается,
прежде всего, в содержании социальных
норм. С этой точки зрения нетрудно заметить
различия социальных норм в обществах,
принадлежащим разным культурным традициям,
например европейской и азиатской. Можно
сказать, что представленность культурных
различий в нормах не менее отчетлива,
чем в религиозных и философских учениях,
системах ценностей и т. п. Однако существуют
различия в социальном нормировании жизни
обществ, принадлежащих одной культурной
традиции, хотя и не столь принципиальные,
связанные с индивидуальной исторической
судьбой конкретного народа.
Характер
же организации общества в большей
мере влияет на значимость того или иного
вида норм в обществе, на связи норм в социальной
нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных
обществах доминируют обычаи, традиции,
а в государствах — мораль и право.
Таким
образом, социальные нормы представляют
собой связанные с волей и сознанием людей
общие правила регламентации формы их
социального взаимодействия, возникающие
в процессе исторического развития и функционирования
общества, соответствующие типу культуры
и характеру его организации.
Глава
1 Социальные
нормы. 1.1
Функции социальных
норм.
Из
приведенного определения видно, что
в юридической литературе социальные
нормы преимущественно рассматриваются
как регуляторы общественных отношений.
Но в более общем плане их роль
не ограничивается данной функцией. Исходя
из изложенного, можно назвать, по меньшей
мере, три функции социальных норм.
1.
Регулятивная. Эти нормы устанавливают
правила поведения в обществе, регламентируют
социальное взаимодействие. Регулируя
жизнь общества, они обеспечивают стабильность
его функционирования, поддержание социальных
процессов в необходимом состоянии, упорядоченность
общественных отношений. Словом, социальные
нормы поддерживают определенную системность
общества, условия его существования как
единого организма.
2.
Оценочная. Социальные нормы выступают
в общественной практике критериями отношения
к тем или иным действиям, основанием оценки
социально значимого поведения конкретных
субъектов (моральное — аморальное, правомерное
— неправомерное).
3.
Трансляционная. Можно сказать, что в социальных
нормах сконцентрированы достижения человечества
в организации общественной жизни, созданная
поколениями культура отношений, опыт
(в том числе негативный) общественного
устройства. В виде социальных норм этот
опыт, культура не только сохраняются,
но и «транслируются» в будущее, передаются
следующим поколениям (через образование,
воспитание, просвещение и т.д.).
Анализируемые нормы имеют различное
содержание, зависящее от характера отношений,
которые они регулируют. Кроме того, разные
социальные нормы могут возникать различными
способами и на разной основе. Некоторые
нормы, будучи первоначально непосредственно
включены в деятельность, не выделяются
из поведения и являются его элементом.
Устоявшиеся в практике - образцы такого
поведения, получая общественное осознание,
оценку, могут трансформироваться в сформулированные
правила, а могут сохраняться в виде привычек
и стереотипов. Другие нормы формируются
на основе доминирующих в общественном
сознании идей об основаниях и принципах
социальной организации. Третьи формируются
как наиболее целесообразные, оптимальные
для данного общества правила (например,
процедурные нормы).
Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное
и гармоничное функционирование общества
в соответствии с потребностями его развития.
1.2 Социальные нормы и их виды.
Социальные НОРМЫ
- это правила, регулирующие поведение
людей и деятельность организаций в их
взаимоотношениях.
Как отмечалось ранее,
потребность в социальных нормах возникла
на самых ранних ступенях развития человеческого
общества в связи с необходимостью урегулировать
поведение людей общими правилами. При
помощи социальных норм достигается наиболее
целесообразное взаимодействие людей,
решаются задачи, которые не под силу отдельному
человеку.
Люди в современном цивилизованном обществе
в своей повседневной жизни и деятельности
руководствуются множеством различных
норм и правил. Норма (лат.) - это правило,
точное предписание. Будучи определенным
образцом, эталоном, моделью поведения
личности, коллективов людей, она необходима
в человеческом общежитии, особенно в
современном обществе, характеризующемся
сложностью и многообразием социальных
связей и отношений. Все нормы, существующие
в обществе, обычно подразделяются на технические
и социальные.
Технические
нормы -
это правила взаимодействия людей с силами
и объектами природы, техникой, орудиями
и инструментами труда. Это правила проведения
строительных работ, агротехнические
нормы, технические стандарты, нормы расходования
материалов, топлива и т. д. В современную
эпоху научно-технической революции, усложнения
производственных процессов, возрастания
значения экологических проблем их роль
особенно значительна. В широком смысле
к техническим нормам можно отнести также
правила математики, языка, аутотренинга,
спортивных игр, физиологические, медицинские,
санитарно-гигиеническ е и иные нормы.
Ряд технических норм закрепляется в нормативных
правовых актах, приобретая тем самым
юридическую силу. Обычно они называются
технико-правовыми. Это правила противопожарной
безопасности, эксплуатации различных
видов транспорта, энергетики, Госстандарты
и т.д.
2. Социальные нормы регулируют отношения
между людьми и их коллективами. Они объединены
тем, что создаются и развиваются на протяжении
всей истории человечества, выражают потребность
социальных систем в саморегуляции, входят
в структуру общественного сознания и
обусловлены уровнем цивилизованности
общества, его потребностями и интересами.
Все социальные
нормы обычно подразделяются на следующие
виды:
Обычаи - такие правила поведения,
которые сложились исторически, на протяжении
жизни многих поколений и вошедшие в привычку
в результате многократного повторения.
Есть обычаи нравственного содержания
(нравы), различного рода правила этикета,
обрядов, ритуалов. Традиции - близки к обычаям и
во многом идентичны им. Однако их создание
не обязательно связано с длительным существованием
соответствующей нормы, а возникает на
базе распространения какого-либо примера
поведения, воспринятого тем или иным
коллективом либо обществом в целом (например,
застолье как форма празднования определенных
памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются
не только на поддержку общественного
мнения, но и на психологические факторы
- стремление людей следовать модному
поведению, боязнь осуждения со стороны
окружающих. Привычка соблюдать обычаи
и традиции для большинства членов общества
превращается во внутреннюю потребность,
стереотип поведения. Деловые
обыкновения -
складываются в производственной, научной,
учебной деятельности людей и направлены
на повышение ее эффективности. В современном
обществе существуют как древние, многовековые
обычаи и традиции, которые носят реакционный
характер и с которыми необходимо бороться
(кровная месть, умыкание невесты и др.),
так и новые, отражающие динамику современной
жизни и основанные на идеях коллективизма,
добра и человечности. Религиозные
нормы -
правила, установленные различными церковными
конфессиями и обязательные для верующих.
Они содержатся в религиозных книгах (Библия,
Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.),
в актах, принимаемых церковными обществами,
собраниями духовенства или высших чинов
церкви, в комментариях религиозных книг.
Такие нормы регламентируют отправление
обрядов, церковных служб, соблюдение
постов. Религиозные нормы могут иметь
также нравственное содержание (например,
заповеди из Ветхого Завета - не
убий, не укради, почитай
родителей своих и др.).
В
древности и Средние века были
длительные периоды, когда многим религиозным
нормам придавался юридический характер
(каноническое право в средневековой
Европе). В современных мусульманских
государствах основными источниками права
являются религиозные книги - Коран и Сунна.
Известно также, что в первые годы советской
власти нормы мусульманского права применялись
в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне в большинстве цивилизованных стран
люди имеют возможность беспрепятственно
совершать религиозные обряды, не связанные
с насилием над личностью, нарушением
общественной морали (вступление в брак,
погребение усопших и др.). Однако правового
значения такого рода акты не имеют.
Религиозные запреты и дозволения, представляя
собой элементарные нормы человеческих
взаимоотношений, концентрируют в себе
выработанный тысячелетиями опыт социального
общежития людей. Это источник божественной
и человеческой мудрости, путеводный компас
благоденствия, нормального существования
человечества.
Политические
нормы регулируют
отношения классов, сословий, наций, иных
социальных партий и других общественных
объединений, направленные на завоевание,
удержание и использование государственной
власти. Они могут существовать как в форме
общих лозунгов (принцип народовластия,
строительство коммунизма, внедрение
основ рыночной экономики и др.), так и
в виде более конкретных политических
норм (приватизация государственной собственности,
внедрение принципов местного самоуправления,
экономическая программа, пенсионная,
налоговая реформы и т.д.). В любом случае
они выступают формой осознания и выражения
классового, коллективного, группового
интереса, оценки политического бытия.
Политические нормы могут содержаться
во взглядах философов, политических деятелей,
лидеров политических партий, социальных
движений, их публичных выступлениях,
в уставах и программах партий и иных общественных
объединений относительно структуры и
характера государственной власти, ее
задач и функций, общих и конкретных программ
и направлений ее деятельности. В зависимости
от конкретно-историческ х условий, соотношения
классовых, национальных, религиозных
сил, уровня сознания общества и его культуры,
взаимодействие таких норм бывает различным.
Это и взаимоподдержка, и компромиссное
согласование, и противоборство.
Политические нормы не могут иметь первенства
над правом. Иное порождает политический
произвол и способствует созданию тоталитарных
режимов. Только там возможны подлинно
демократический строй и цивилизованное
гражданское общество, где политика, политические
нормы опираются на закон, где право ограничивает
политическую власть, где человек, его
интересы и права являются основным объектом
деятельности государства. Нормы
общественных объединений (корпоративные
нормы) регулируют
права и обязанности членов партий, профсоюзов,
добровольных обществ (молодежных, женских,
творческих, научных, культурно-просветите ьских,
спортивно-оздоровител ных и других объединений),
порядок их создания и функционирования
(структура, порядок управления, полномочие
органов объединения, размер членских
взносов и т.д.), а также отношения таких
объединений с государственными органами
и иными объединениями. Такие нормы формулируются
в уставах и других документах объединений,
выражают волю и интересы их членов и обязательны
только для них. К нарушителям корпоративных
норм применяются меры воздействия (выговор,
исключение из состава объединения и др.),
предусмотренные уставами соответствующих
объединений.
К
числу корпоративных относятся
также нормы, предусмотренные уставами
кооперативов и других негосударственных
организаций коммерческого характера.
Некоторые наиболее важные стороны организации
и деятельности общественных объединений
регулируются также и юридическими нормами.
Законодательство создает правовую основу
организации и деятельности общественных
объединений, определяет общий порядок
их создания, взаимоотношения с государственными
органами. Конституция РФ предусматривает
право каждого на объединение, гарантирует
свободу деятельности общественных объединений.
Никто не может быть принужден к вступлению
в какое-либо объединение или пребыванию
в нем.
Законом установлены запреты создавать
объединения, имеющие преступные цели
или осуществляющие свою деятельность
насильственными методами, а также совершать
действия, выходящие за пределы задач,
предусмотренных их уставами.
Мораль - это взгляды, представления
людей о добре и зле, о постыдном и похвальном,
о чести, совести, долге, справедливости.
Одновременно это и нормы, принципы поведения,
исходящие из такого рода взглядов, а также
чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое
поведение с точки зрения добра, справедливости
и порядочности.
Будучи формой общественного сознания,
мораль, как и право, носит исторический
характер. Она находится в движении, постоянно
изменяется, отражая уровень развития
общества, его социальную структуру, национальные,
бытовые, религиозные и, в первую очередь,
экономические факторы. Мораль первобытного
общества, эпох рабовладения, феодализма
и современные нравственные представления
во многом различны, а некоторые из них
даже противоположны друг другу.
Мораль предполагает ценностную оценку
личности не только к другим людям, но
и к себе, чувство личного достоинства
и самооценку своего поведения. Высшими
моральными принципами для человека являются
его:
совесть;
порядочность;
честность;
осознание
собственного долга.
Такие выработанные
веками общечеловеческие моральные
принципы и устои, как честность,
правдивость, человеколюбие, милосердие,
справедливость, принципиальность, трудолюбие,
призваны быть руководящими основами
поведения людей, их взаимоотношений друг
с другом. Гуманное содержание морали
в концентрированном виде сформулировано
в известном еще с древних времен "золотом
правиле": "поступают в отношении
других так, как ты хотел бы, чтобы они
поступали по отношению к тебе". Общее
правовое предписание современного гражданского
общества о том, что осуществление прав
и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц3,
гармонично дополняет и развивает это
правило.
Глава
2 Нормативно-регулятив ая
система.
2.1Закономерность существования
и развития нормативно-регулятив ой системы:
1) Каждое исторически конкретное
общество объективно требует строго определенной
меры социального регулирования, иначе
неизбежны отрицательные последствия
для социальной системы — ее неорганизованность
или, наоборот, ее излишняя регламентация.
Эта мера, выражающая объем и интенсивность
социального регулирования, зависит от
этапа развития общества, уровня его внутренней
организованности. Такая мера тем значительней,
чем сложнее общественные отношения.
2) В процессе развития нормативно-регулятив ой
системы в обществе возрастает удельный
вес социальных форм. Возникает потребность
выражения и обеспечения объективных
социальных интересов в поведении людей.
В современных условиях, требующих наряду
с конкретизацией границ свободы человека,
как автономной личности возрастает нормативность,
и в связи с этим абстрактность, всеобщность
— то, что так или иначе, относится к общественному
сознанию.
3) Тенденцией развития социального
регулирования является формирование
относительно обособленных регулятивных
средств и механизмов;
4) По мере развития социальной
жизни происходит изменение качества
регулирования, усложнение, утончение,
и совершенствование регулятивных средств
и механизмов, их нарастающая дифференциация
и интеграция; создается в единстве со
всей системой регулятивных факторов
своего рода инфраструктура регулятивных
механизмов — процесс, который является
как бы ответом социального регулирования
на потребности общественной системы,
общественного развития, в том числе на
необходимость в условиях современной
цивилизации выражения и обеспечения
социальной свободы. Изменение качества
социального регулирования в свою очередь
выражается в ряде направлений, сторон
и характеристик развития и функционирования
инфраструктуры нормативно-регулятив ой
системы. Инфраструктура
— это не просто разделение социального
регулирования в обществе на виды, а сложившееся
объективно обусловленное построение
системы, выражающееся в устойчивой модели
нормативных форм регулирования, причем
такой модели, узловые звенья которой
опираются на определенные, тоже устойчивые
организационные формы. Поэтому инфраструктура
— это организационный «базис», «или «скелет»,
особое построение нормативно-организац онных
форм, от которых непосредственно зависит
и развитие, и само функционирование социального
регулирования.
Следует строго
разделять идеальную и фактическую инфраструктуру
социального регулирования.
Идеальная инфраструктура — это такая
модель основных организационно-нормат вных
форм социальных регуляторов, которая
объективно обусловлена данным социальным
строем и является оптимальной для обеспечения
функционирования общественной системы
в соответствии с ее объективными законами.
Фактическая же инфраструктура
представляет собой реальное сочетание
организационно-норма ивных форм социальных
регуляторов, действующих в данном обществе
в данное время, их реально существующее
взаимодействие, которое, выражая идеальную
инфраструктуру, в то же время исторически
находится под влиянием целого ряда разнообразных
условий, обстоятельств, причин (в том
числе и таких, которые относятся к субъективной
стороне жизни общества: к сложившимся
традициям, науке, даже личностным особенностям
отдельных людей). В соответствии с этим
фактическая инфраструктура есть особое
существующее бытие нормативно-регулятив ой
системы.
Появление
нормативного регулирования — один из
наиболее значительных поворотных пунктов
в становлении социального регулирования,
знаменующий качественный скачок в его
развитии. При помощи общих правил оказывается
возможным достигнуть единого, непрерывно
действующего порядка в общественных
отношениях, подчинить поведение людей
общим и одинаковым условиям, продиктованным
требованиями социальной жизни. Резко
снижаются возможности для господства
случая и произвола, и тем самым с максимальной
полнотой достигается главная цель социального
регулирования — устойчивость общественной
жизни.
Нормативное регулирование
имеет и свои минусы. Социальные нормы
легко становятся орудием социальной
власти авторитарного типа, носителем
авторитарной идеологии. С точки зрения
регулятивных особенностей оно само по
себе не обеспечивает того, что достигается
при индивидуальном, разовом решении жизненных
проблем: учета конкретной, индивидуальной
ситуации, неповторимых особенностей
данного случая. Этими недостатками и
объясняется потребность, которая остро
ощущается в процессе функционирования
нормативно-регуляти ной системы общества,
— заполнить в необходимой мере нормативное
регулирование, в том числе правовое содержание
индивидуальным. Так, отмечаемая в современных
правовых системах тенденция ко все большему
вмешательству публичной власти в различные
сферы жизнедеятельности человека, приводящая
к увеличению общего числа правовых норм
и к их все более изощренной детализации,
ведет не столько к единообразию социального
регулирования общественных процессов,
сколько к образованию пустот и противоречий
в многократно налагающихся друг на друга
социальных нормах и как следствие — к
правовому нигилизму и социальной дезориентации
человека.
Немаловажным фактором функционирования
нормативно-регуляти ной системы в обществе
становится знание социальных норм, регулирующих
поведение конкретного человека. Современный
механизм накопления информации о различных
социальных нормах не справляется с огромным
количеством этих норм, поэтому формирование
массива необходимых человеку для жизни
правовых норм рассматривается в качестве
одной из современных задач государства.
Поэтому особо необходимо отметить тенденцию
к вовлечению в сферу правового социального
регулирования ненормативных регуляторов,
в частности директивного. В советский
период это проявилось в функционировании
правовой системы на основе решений съездов
КПСС, формирующих содержание нормативно-правовых
актов.
2.2Директивы.
В европейском
праве существуют акты особого вида —
директивы (издаваемые институтами Европейского
союза и содержащие цели и результаты,
которые должны быть достигнуты, но предоставляющие
национальным властям право самим определять,
в какой форме, с помощью каких процедур
и механизмов эти цели могут быть достигнуты;
в них по общему правилу указываются и
сроки достижения результатов).
Существуют
директивы двух разновидностей:
— рамочные — образующие самостоятельную
группу актов, иерархически не подчиненных
регламенту, являющемуся актом общего
характера, подлежащему применению во
всех своих элементах всеми органами государств-членов
Европейского союза;
— обычные — содержат, как правило, более
детальную регламентацию, принимаются
на основе и во исполнение регламента.
Необходимо
отметить, что в условиях существования
большого числа разнообразных социальных
правил, отличающихся по многим основаниям
от правил (норм) юридических, особая задача
права состоит в том, чтобы суметь усвоить
любое другое социальное правило. То есть
имеется ввиду «нейтральный характер»
юридической нормы, которая как «прозрачный
сосуд» в зависимости от конкретной системы
может получать любое содержание, приспособленное
к требованиям, которое она должна выполнять.
Некоторые правила неприменимы как «узаконенные
средства управления», они как бы умалчиваются
в содержании конкретной формы права,
потому что они слишком абстрактны для
того, что бы быть адаптированными к тонким
нюансам реальной жизни и частным случаям
принято говорить, что традиционное китайское
право в большей мере основывается на
чувстве приличия и знании обычаев, а так
же на умении чувствовать другого человека,
чем собственно на нормах.
Таким
образом, можно констатировать, что социальное
регулирование является результатом взаимодействия
большого числа систем нормативного и
ненормативного порядка, существующих
в недрах общества, одни из которых формируются
в социальном пространстве, а другие находят
место в индивидуальном сознании.
Видный русский правовед Г.Ф. Шершеневич
считал, « что нравственность представляет
собой не требования человека к самому
себе, а требования общества к человеку.
Не человек определяет, как он должен относится
к другим, а общество устанавливает, как
один человек должен относится к другому
человеку. Не отдельный индивид оценивает
свое поведение как хорошее или плохое,
а общество. Оно может признать поступок
нравственно хорошим, хотя он не хорош
для самого индивида, и оно может считать
поступок недостойным с нравственной
стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной
точки зрения» 4
Конечно правосознание
это явление неоднозначное и
сложное, уровень его в обществе зависит
от многих факторов. Например, от политической
и экономической стабильности внутри
самого общества и от идеологической политики
проводимой политическими силами, стоящими
у власти, от степени реализации интересов
каждого члена общества или группы людей
и т.д.
В настоящее время правосознание нашего
общества находится не на столь высоком
уровне, поскольку наша страна перешла
к иным экономическим отношениям, на основе
рынка, а это потребовало коренной перестройки
правосознания всего нашего общества
и других морально-этических и правовых
норм, которые в свою очередь меняют и
правосознание.
Кроме того, правосознание
в какой-то мере является источником
права: для того чтобы какое-либо
правило стало правовой нормой оно
должно найти свое отражение в правосознании
общества и, таким образом, оказывать воздействие
на сам процесс правотворчества. Именно
через правовое сознание законодатель
может «уловить» дух эпохи и уж затем отразить
его в правовых актах и социальных нормах.
Оценка результатов этой деятельности
и каждого решения возникающего в правовой
сфере так же происходит с помощью правосознания.
Результатом оценки является признание
какого-либо правила поведения правомерным
или противоправным.
Правосознание формируется прежде всего
передовыми представителями - идеологами
политических сил доминирующих в данном
обществе, стоящих у власти в процессе
осознания ими общих интересов, которые
приобретают в сознании форму юридических
мотивов, воли этих политических сил, побуждающих
ее принять форму государственной воли.
Право, (а вместе с ним и социальные нормы)
и правосознание не создают друг друга.
Все они формируются объективными условиями
и взаимодействуют между собой. Действующие
социальные нормы оказывают влияние друг
на друга, складывая представления членов
общества об моделях их поведения, об их
правах и обязанностях. И наоборот, правосознание
влияет на действующие социальные нормы
и право в целом, определяя практику правоприменения
в интересах политических сил, обуславливая
тем самым нормотворческую деятельность
государства.
Социальные нормы и правосозн и т.д.................