Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
научная работа Дети улицы как социальная проблема Вар. 1
Информация:
Тип работы: научная работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение.
В России
в настоящее время актуализируется
проблема детской беспризорности, которую
все чаще связывают с явлениями
социальной и школьной дезадаптации, возникновением
наркомании и токсикомании, проституции,
бродяжничества и безнадзорности. Проблемы
детской беспризорности и безнадзорности
приобрели угрожающий характер, т.к. число
беспризорных детей из года в год неуклонно
растет.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают
власти в отношении защиты прав и интересов
подрастающего поколения в целом и его
наименее социализированных групп в частности,
убеждает в том, что затрачиваемые государством
усилия в этом направлении нельзя назвать
адекватными сложившейся острой ситуации
в отношении детей и подростков, отчужденных
от институтов воспитания.
Глобальной причиной, на мой взгляд, выступает
кардинальное преобразование российского
общества: его трансформация из тоталитарного
в демократическое, из командно-администрат вного
в рыночное. Глубинные изменения современного
российского общества сродни революционным
переменам. Изменилась ценностная система
общества. Морально-нравственные ориентиры,
существовавшие в советские времена, обществом
отвергнуты. Религиозные нормы и каноны
в стране, где 70 лет прививался атеизм,
работают слабо. Наибольшее распространение
получила идеология индивидуализма, когда
каждый пытается выжить в стихии рынка
и не интересуется проблемами ближнего.
Как следствие, основная масса индивидов
столкнулась с потерей ценностных ориентиров,
обесцениванием прежде важных ресурсов:
образования, порядочности, уважения к
законам, — с необходимостью переориентации
с коллективистских норм на индивидуалистские.
В обществе возникло состояние аномии,
которое порождает всплеск различных
видов девиантного поведения, в том числе
беспризорности и наркомании.
Кардинальные преобразования затронули
все социальные институты. Не могли они
не коснуться и основ института семьи.
Во времена Советского Союза партия и
государство осуществляли контроль над
деятельностью семьи. Весьма распространёнными
были ситуации, когда жена ходила в партком
жаловаться на собственного мужа. В современном
обществе семья рассматривается как приватная
сфера жизни индивида, административные
рычаги давления на семью уже не работают,
цивилизованные же формы отношений ещё
не сложились. Как следствие, семья часто
становится очагом девиации, в ней нарушаются
права ребёнка. С другой стороны, едва
ли не единственным средством решения
проблем, неизбежно возникающих в семейной
жизни, рассматривается развод. В России
развод стал обыденным явлением, так, в
2009 году на 1000 человек населения было зарегистрировано
6 браков и 5 разводов. Но, несмотря на то,
что взрослые всё менее ответственно относятся
к семье, дети по-прежнему остро нуждаются
в благополучной семье, состоящей из обоих
родителей. Но всё чаще им приходится жить
в неполной семье или с приёмными родителями.
Именно дети, растущие в таких семьях,
чаще оказываются на улице.
Эта социальная проблема, присуща не только
России, за рубежом она получила название
«дети улицы», которая существует в большинстве
крупных городов мира. Она является в определенной
степени признаком неразвитости экономики
и соответствующих государственных и
общественных институтов, призванных
осуществлять социальную поддержку детей
и подростков. Однако данный феномен присутствует
и в странах с развитой экономикой и отлаженными
службами социального обеспечения, из
этого следует необходимость, углубленного
изучения всех факторов, определяющих
уход и вовлечение детей в уличную жизнь
в условиях местной специфики.
Объектом
исследования являются дети.
Предметом
исследования является изучение материала
о жизни беспризорников.
Таким
образом, исходя из приведенных аргументов
и темы работы, можно сформулировать
цель работы - изучение социально-педагогиче кой
проблемы бродяжничества и беспризорности
детей, выработка предложений по
качественному улучшению ситуации
в этой области с целью ослабления проблемных
узлов.
Цель
научной работы предусматривает
решение ряда задач :
Рассмотреть
вопросы исторического понимания природы
и проблемы бродяжничества и беспризорности
в России, особое внимание заострить на
изучении проблемы бродяжничества и беспризорности
в трудах исследователей этой проблемы.
Анализировать
реальное состояние жизни беспризорников,
изучить её динамику и внутренние противоречия.
Гипотеза
- своевременное выявление и грамотная
профилактическая работа с беспризорными
и безнадзорными детьми позволит снизить
пополнение преступных слоёв общества
в целом.
В первой
главе рассматривается изучение
феномена детского бродяжничества и беспризорности
как острейшей социальной проблемы российского
общества, проблемы бродяжничества и беспризорности
в трудах исследователей этой проблемы.
Во второй
главе научной работы составляется
статистический портрет бродяжничества
и беспризорности на территории России,
проводится психолого-педагогиче кий
анализ данных познавательных процессов
и ценностных ориентаций детей.
Глава
1. 1. Приступая
к рассмотрению темы научной работы, отметим,
что проблема беспризорности одна из сложнейших
социальных проблем и стоит на стыке исторического,
социологического, педагогического и
психологического знания. Понятие
детской и подростковой
безнадзорности.
Под детской
безнадзорностью понимается «отсутствие
или недостаточность контроля за поведением
и занятиями детей и подростков, воспитательного
влияния на них со стороны родителей или
заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается
в отчуждении самих детей от семьи, детского
коллектива и одновременно — в безразличии
родителей, воспитателей к детям».
Федеральный закон РФ «Об основах профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
к категории безнадзорных относит таких
детей, «контроль за поведением которых
отсутствует вследствие неисполнения
или ненадлежащего исполнения обязанностей
по их воспитанию, обучению и (или) содержанию
со стороны родителей или законных представителей
либо должностных лиц».
Таким
образом, к категории безнадзорных
относятся дети, жизнедеятельность
которых нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут преодолеть
данные обстоятельства сами или с помощью
родителей. Ряд исследователей относят
таких детей к «группе риска»:
1) дети
с проблемами в развитии, не имеющие резко
выраженной клинико-паталогическ й характеристики;
2) дети,
оставшиеся без попечения родителей в
силу разных, не имеющих юридической силы
обстоятельств;
3) дети
из неблагополучных, асоциальных
семей;
4) дети
из семей, нуждающихся в социально-экономичес ой
и социально-психологич ской помощи и
поддержке;
5) дети
с проявлениями социальной и психолого-педагогиче кой
дезадаптации.
Среди
безнадзорных есть дети и подростки
из материально обеспеченных, благополучных
семей. Таких детей относят к категории
«избыточно-комфортн го типа». Они имеют
в семье все, что нужно, но при этом у них
нет никаких обязанностей перед родными
и близкими. Такой ребенок живет одним
днем, без собственной цели и перспектив,
стремится к развлечениям, легко попадает
под чужое влияние, чаще отрицательное. Причины
детской и подростковой
безнадзорности.
Исследования,
проводимые в стране, позволяют выделить
ряд причин, способствующих росту безнадзорности,
среди которых:
– рост
числа асоциальных семей;
– безработные
родители;
– беженцы
и вынужденные переселенцы;
– нестабильные
браки (разводы);
– низкий
уровень благосостояния семьи;
– негативный
опыт отношений с родителями;
– неготовность
школы оказывать социально-педагогиче кую
поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации;
– наличие
у части учащихся негативного учебного
опыта.
В исследованиях,
проведенных учеными Общественного
института развития школы (Санкт-Петербург)
в 2008 году, причины, способствующие росту
беспризорности и безнадзорности, классифицированы
следующим образом:
– социально-экономичес ие
причины (сложное материальное положение,
безработные родители, многодетная семья,
отсутствие жилья, малообеспеченная семья
и др.);
– социально-педагогиче кие
причины (невнимание родителей и школы
к проблемам ребенка, нежелание школы
заниматься проблемными детьми, частые
конфликтные ситуации в семье и школе
и др.);
– психолого-педагогиче кие
причины (разный уровень доступа к
образованию, негативная установка ребенка
на учебу, негативный опыт отношений в
классном коллективе и др.).
Какими
бы причинами ни было обусловлено
попадание ребенка в категорию
безнадзорных, суть заключается в
том, что он попадает в трудную жизненую
ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность
(сиротство; болезнь; малообеспеченность;
отсутствие определенного места жительства;
конфликты в семье и школе; жестокое обращение
в семье; одиночество и др.), которую он
не может преодолеть самостоятельно или
с помощью семьи. Проблемы
детской и подростковой
безнадзорности.
Экономические
и идеологические кризисы вызвали резкий
рост числа детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, детей, привлекаемых,
в силу безнадзорности, активизировавшимися
криминальными структурами к алкоголю,
наркотикам, преступной деятельности.
Это привело государство к необходимости
защиты и поддержки таких проблемных детей,
активно притягиваемых антиправовым полем
экономического и идеологического кризиса.
Успешность
социально-педагогич ской поддержки ребенка,
подростка, попавшего в трудную жизненную
ситуацию, объективно связана с необходимостью
решения социальных проблем, возникающих
в ходе идущих в стране социально-экономичес их
преобразований.
В научной
литературе эти проблемы классифицируются
следующим образом:
– проблемы
свободы выбора и социального творчества
— трудности на пути реализации ребенком
его интересов и потребностей, установления
социального статуса и др.;
– проблемы
социальной адаптации и дезадаптации
— трудности усвоения и приспособления
к существующим нормам социальной жизни,
трудности в разрушении тех норм, которые
являются социально опасными, несут в
себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;
– проблемы
социальной интеграции или дезинтеграции
— трудности воссоединения или разъединения
потребностей, интересов и возможностей
ребенка, его семьи с возможностями, потребностями
и интересами других людей, трудности
в расширении социальных связей и др.
Эффективное
решение данных проблем возможно
только в рамках формирующейся государственной
социальной политики. Однако к настоящему
времени проблемы ребенка не рассматриваются
государством и обществом целостно. Негативную
роль в решении перечисленных проблем
играет ведомственная разобщенность.
Сегодня можно говорить о том, что система
социального воспитания несовершеннолетних
в новых социально-экономичес их условиях
находится на этапе становления. Общественные
институты, институт семьи, школы пока
не стали партнерами, не определили свою
«социально-педагоги ескую нишу», свою
роль в социальном воспитании, которую
М. А. Галагузова1 определяет как
«педагогически ориентированную и целесообразную
систему помощи в образовании и воспитании
детей, нуждающихся в ней в период их включения
в социальную жизнь».
Организационно
система социально-педагогического
сопровождения является ведомственной
и подчиняется муниципальному органу
управления образованием. Однако в
целом задача реализации и защиты прав
детей имеет вневедомственный характер,
ответственность за ее успешное решение
несут все государственные и муниципальные
структуры. Важным фактором является открытость
системы социально-педагогиче кой поддержки
безнадзорного ребенка, которая означает
работу различных типов и видов учреждений
по специальным программам, что уменьшает
любого рода изоляцию ребенка от привычной
для него среды. Необходимо создание действенных
механизмов ранней диагностики проблем
детства, в том числе и безнадзорности,
что обеспечит ориентацию на предупреждение
факторов риска, конфликтов и кризисных
ситуаций, а также на сохранение и укрепление
благоприятных для развития ребенка условий. Роль
семьи в социальном
воспитании
Исследования,
проводимые
отечественными учеными, позволяют определить
модель родительской семьи, где дети встают
на путь асоциального поведения:
– нестабильный
брак или родители в разводе;
– деструктивные
взаимные отношения между членами семьи,
– низкий
уровень благосостояния;
– наличие
в семье безработных;
– наличие
в семье членов с асоциальным поведением;
– частые
социальные контакты членов семьи с носителями
асоциальных форм поведения.
Исследования
показывают негативные тенденции роста
числа таких семей. Вместе с тем
попытка переноса центра тяжести воспитания
в семью показала неготовность последней
на данном этапе развития общества к выполнению
воспитательных функций. Однако бесспорным
является то, что семья может и должна
взять на себя главную ответственность
за воспитание своих детей. Но это станет
возможным при наличии государственной
социальной политики, которая бы способствовала
включению семьи в близкий круг посредничества
(семья, школа) в процессе социализации
ребенка. Опыт многих семей показывает,
что там, где родители — первые учителя,
воспитатели, которые всегда рядом со
своими детьми, понимают и любят их, совместно
ищут выход из сложных жизненных ситуаций,
— ребенок никогда не станет безнадзорным. Роль
школы в социальном
воспитании
Школа
как социальная среда может провоцировать
различное поведение ребенка. Факторами
формирования социального поведения,
прежде всего, являются система отношений,
школьный уклад. Поэтому очень важно,
чтобы в школе были созданы
условия, обеспечивающие нормальное развитие
ученика, в том числе соблюдение его прав,
доступ к качественному образованию и
др. Среди
причин, по которым
дети и подростки
покидают школу, можно
выделить следующие:
– неподготовленность
школы к работе с «проблемными» детьми;
– «скрытый
отсев»;
– формирование
у части учащихся отрицательного опыта
учебы;
– проблемы
со здоровьем;
– физическое
и моральное насилие учителей;
– плохое
поведение;
– неуспеваемость;
– отсутствие
интереса к учебе и др.
Анализ
перечисленных причин позволяет
говорить о необходимости реализации
в школе как мер общей профилактики,
создающей условия для активного
вовлечения учеников в школьную жизнь,
предупреждения потери интереса к учебе,
неуспеваемости, так и специальной
профилактики по выявлению нуждающихся
в особом педагогическом внимании, индивидуальной
работе.
В новых
условиях воспитывающая, социально-педагогиче кая
миссия школы не должна ликвидироваться,
а, напротив, должна значительно усиливаться.
В ситуации кризиса детства, социальной
неустроенности значительной части населения,
семейного неблагополучия, усилившейся
агрессивности социальной среды все более
остро встает вопрос о необходимости социально-педагогиче кой
поддержки детей и подростков, социально-педагогиче кого
сопровождения ребенка, находящегося
в трудной жизненной ситуации.
Ребенок
приходит в нее семилетним и покидает
ее уже во многом сформировавшейся личностью
в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он
проживает в школе тот период, в котором
интенсивно происходит становление его
личности. Между тем традиционную школу
считают учебным заведением, полагая,
что ребенка или подростка в ее стенах
прежде всего учат, насыщают знаниями,
а он учится, приобретает знания и умения,
необходимые для будущей жизни. В последние
10-15 лет в связи с перестройкой и сменой
идеологических ориентиров воспитательная,
формирующая личность роль школы значительно
ослабла.
Вместе с тем следует учитывать и то, что
нормы и правила, которые устанавливаются
взрослыми в школе и дома, не осознанные
ребенком, не ставшие потребностью (просто
так удобно взрослым), вызывают у него
естественное стремление уйти из-под опеки
и влияния взрослых. А это влечет за собой
чувство одиночества, неприкаянность,
желание заявить о себе. Как итог — уход
ребенка из-под влияния взрослых, на улицу,
побеги, появление химической зависимости.
В 20-30 годы проблемой бродяжничества и
беспризорничества занимались педагоги
детских домов и коммун, они с разных методологических
позиций пытались выявить все многообразие
причин, факторов, закономерностей и условий,
вызывающих беспризорность, выстроить
систему профилактической работы. В этот
период публикуется много работ о жизни
беспризорных детей, анализируются причины,
порождающие это явление, приводятся материалы
о работе колоний и детских домов.
В их работах
содержится анализ явления детской беспризорности
и его последствий для общества. С.Бахрушин2 и т.д.................