Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Инвестиционная политика банков
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 19.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание:
Введение 3
Глава1 Теоретическая
часть
Понятие,
элементы и цели инвестиционной политики
банков 5
Разработка
основных направлений инвестиционной
политики банков 111.2.1 Определение источников
финансирования инвестиций 13
Современные
направления реструктуризации банковской
системы 16
1.3.1 Перспективы
развития инвестиционной деятельности
коммерческих банков 26
Глава 2 Методологическая
часть 31
Глава 3 Практическая
часть
2.1 Инвестиционный
анализ 34
2.2 Анализ чувствительности
инвестиционного проекта к изменению
внешних и внутренних параметров 45
2.3 Построение
дерева решений вариантов развития инвестиционного
проекта 53
Заключение 60
Библиографический
список 62
Введение
На
сегодняшний день главной функцией
банков является предоставление кредитов.
В странах с развитыми рыночными
отношениями органами власти специально
контролируется возможность доступа
к финансовым услугам банков широких
слоев населения. Одной из наиболее
жизненно важных услуг такого рода
является выдача ссуд, которые используются
частным бизнесом для осуществления
инвестиций и потребительских целей.
Однако
не все банковские средства могут
быть размещены в виде ссуд. Большая
часть ссуд неликвидна, т.е. они не
могут быть быстро проданы тогда,
когда банку срочно требуются
наличные денежные средства. Другая проблема
состоит в том, что ссуды из-за
достаточно высокой вероятности
их не возврата со стороны заемщика среди
всех форм банковского кредита относятся
к самым рисковым банковским активам,
а для мелких и средних банков большая
часть выдаваемых ссуд связана с определенным
регионом. Следовательно, любое значительное
снижение экономической активности в
этом регионе ухудшит качество кредитного
портфеля банка.
По
всем перечисленным причинам банки
стали направлять значительную часть
своего портфеля активов во вложения
в другой важный вид доходных активов
- в ценные бумаги. По оценкам специалистов
объем направляемых в ценные бумаги
средств составляет от 1/5 до 1/3 общего
объема портфеля. Ценные бумаги банков
включают в себя государственные
ценные бумаги и регламентированные
законом категории акций. Эти
составляющие банковских портфелей
активов выполняют ряд важнейших
функций, обеспечивая банкам доходность,
ликвидность и диверсификацию с
целью снижения риска, а также
выводя часть доходов банка из-под
налогообложения. Такие вложения стабилизируют
доходы банка, обеспечивая дополнительные
поступления в то время, когда
остальные их источники почти истощены.
Таким образом, актуальность исследования
особенностей банковского инвестирования
на сегодня трудно переоценить.
Основная
цель данной дипломной работы – изучить
особенности организации инвестиционного
процесса отечественными коммерческими
банками.
Поставленная
цель определила необходимость решения
взаимосвязанных заданий:
определения
основных элементов и целей инвестиционной
политики банков;
разработка
основных направлений инвестиционной
политики банков;
проанализировать
современные направления реструктуризации
банковской системы.
Курсовая
работа состоит из введения, основной
части и заключения. Во введении обосновывается
актуальность темы курсовой работы, определяются
цель, задачи, предмет и объект исследования.
В основой части анализируется поставленная
проблема. В заключении сформулированы
основные результаты проведенной работы.
1.1 Понятие и элементы
инвестиционной политики банков
Инвестиционная политика
коммерческих банков предполагает формирование
системы целевых ориентиров инвестиционной
деятельности, выбор наиболее эффективных
способов их достижения. В организационном
аспекте она выступает как комплекс мероприятий
по организации и управлению инвестиционной
деятельностью, направленных на обеспечение
оптимальных объемов и структуры инвестиционных
активов, рост их прибыльности при допустимом
уровне риска. Важнейшими взаимосвязанными
элементами инвестиционной политики являются
стратегические и тактические процессы
управления инвестиционной деятельностью
банка.
Под инвестиционной стратегией
понимают определение долгосрочных
целей инвестиционной деятельности
и путей их достижения. Ее последующая
детализация осуществляется в
ходе тактического управления
инвестиционными активами, включающего
выработку оперативных целей
краткосрочных периодов и средств
их реализации. Разработка инвестиционной
стратегии является, таким образом,
исходным пунктом процесса управления
инвестиционной деятельностью.
Формирование инвестиционной тактики
происходит в рамках заданных
направлений инвестиционной стратегии
и ориентировано на их выполнение
в текущем периоде. Оно предусматривает
определение объема и состава
конкретных инвестиционных вложений,
разработку мероприятий по их
осуществлению, а в необходимых
случаях — составление моделей
принятия управленческих решений
по выходу из инвестиционного
проекта и конкретных механизмов
реализации этих решений.
Разработка инвестиционной политики
банка является достаточно сложным
процессом, что обусловлено следующими
обстоятельствами. Прежде всего, вследствие
продолжительности инвестиционной деятельности,
она должна осуществляться на основе тщательного
перспективного анализа, прогнозирования
внешних условий (состояния макроэкономической
среды и инвестиционного климата, конъюнктуры
инвестиционного рынка и его отдельных
сегментов, особенностей налогообложения
и государственного регулирования банковской
деятельности) и внутренних условий (объема
и структуры ресурсной базы банка, этапа
его жизненного цикла, целей и задач развития,
относительной доходности различных активов
с учетом факторов риска и ликвидности
и др.), вероятностный характер которых
затрудняет формирование инвестиционной
политики.
Кроме того, определение основных
направлений инвестиционной деятельности
связано с масштабными проблемами
исследования и оценки альтернативных
вариантов инвестиционных решений,
разработки оптимальной, с позиций
прибыльности, ликвидности и риска
модели инвестиционного развития.
Существенно усложняет выработку
инвестиционной политики изменчивость
внешней среды деятельности банков,
определяющей необходимость периодической
корректировки инвестиционной политики,
учета прогнозируемых изменений
и выработки системы оперативного
реагирования. Поэтому формирование
инвестиционной политики банков
сопряжено с существенными трудностями
даже в условиях устойчиво
развивающейся экономики.
Предпосылкой формирования инвестиционной
политики служит общая деловая
политика развития банка, основные
цели которой являются приоритетными
при разработке стратегических
целей инвестиционной деятельности.
Представляя собой важный составной
элемент общей экономической
политики, инвестиционная политика
выступает фактором обеспечения
эффективного развития банка.
1 Процесс формирования инвестиционной
политики банка в наиболее общем виде
представлен на рис. 7.1.
Формулирование
целей инвестиционной деятельности
Основная цель инвестиционной деятельности
банка может быть сформулирована как увеличение
дохода от инвестиционной деятельности
при допустимом уровне риска инвестиционных
вложений.
Помимо общей цели, разработка инвестиционной
политики в соответствии с избранной банком
стратегией экономического развития предусматривает
учет и специфических целей, в качестве
которых выступают:
обеспечение
сохранности банковских ресурсов;
расширение
ресурсной базы;
диверсификация
вложений, осуществление которой
уменьшает общий риск банковской
деятельности и ведет к росту
финансовой устойчивости банка;
поддержание
ликвидности;
минимизация
доли не приносящих дохода активов (наличные
деньги, средства на корреспондентских
счетах в Центральном банке) за счет
замещения их части краткосрочными
инвестициями, имеющими сопоставимую
с денежными средствами степень ликвидности,
но приносящими при этом некоторый доход;
расширение
сферы влияния банка посредством
проникновения на новые рынки;
увеличение
круга клиентов и усиление воздействия
на их деятельность путем участия
в инвестиционных проектах, в создании
и развитии предприятий, приобретении
ценных бумаг, паев, долей участия
в уставных капиталах предприятий;
получение
дополнительного эффекта при
приобретении акций финансовых институтов,
покупке филиалов, учреждение дочерних
финансовых институтов в результате
увеличения капитала и активов, соответствующего
расширения масштабов операций, мобильного
перераспределения имеющихся ресурсов,
диверсификации средств, выхода на новые
рынки, экономии текущих затрат.
Инвестиционная деятельность банков имеет
существенные отличия от других направлений
их деятельности, в частности от такой
важной, как кредитование клиентов. Рассмотрим
основные отличия инвестиций от ссуд.
Идея
ссуды предполагает использование
средств в течение сравнительно короткого
отрезка времени при условии возврата
ссуды или ее эквивалента. Инвестирование
же означает вложение денег с целью обеспечить
приток средств на протяжении относительно
продолжительного периода времени до
того, как вложенные деньги вернутся к
владельцу.
При банковском
кредитовании инициатором сделки обычно
выступает заемщик, а при инвестировании
инициатива принадлежит банку, который
стремится купить активы на рынке.2
В большинстве
кредитных сделок банк — главный
и практически единственный кредитор,
тогда как в инвестиционном процессе
он, как правило, один из многих участников.
Основные факторы, определяющие направления
и цели инвестиционной политики банка,
— это потребность в доходе и ликвидности,
готовность руководства жертвовать ликвидностью
во имя прибыли, и наоборот, т.е. готовность
идти на больший или меньший риск. Однако
риск связан не только с инвестиционной
деятельностью, но, в частности, и с операциями
с ценными бумагами. Тем не менее риск
активных операций с ценными бумагами
можно уравновесить осторожной политикой
в других областях. При разработке инвестиционной
политики необходимо иметь в виду степень
риска, которую руководство банка считает
приемлемой при формировании портфеля
инвестиций.
Глобальной целью политики банка можно
считать максимизацию прибыли от размещаемых
активов. Что касается инвестиционной
деятельности, то следует выделить систему
подцелей инвестиционной политики, которые
реализует банк: стабильность получения
доходов на протяжении продолжительного
времени, использование налоговых льгот,
связанных с выплатой доходов по определенным
видам ценных бумаг, минимизация рисков,
связанных с инвестициями, страхование
инвестиций путем включения в инвестиционный
портфель различных видов ценных бумаг.
Кроме того, инвестиционная деятельность
банка должна удовлетворять потребности
клиентов в различных формах инвестиций,
обеспечивать конкурентоспособност
банка и иметь социальную направленность,
т.е. поддерживать его имидж как социально
значимого элемента.
Таким образом, цель инвестиционной деятельности
коммерческого банка заключается в том,
чтобы обеспечить банку сохранность средств,
диверсификацию и ликвидность.3
Цели инвестирования можно выразить количественно.
В этом случае инвестор определяет конкретные
значения желаемого уровня доходности,
формы ее получения и приемлемого риска
в привязке к определенному периоду.
Проблемы участия российских банков в
инвестиционном процессе во многом связаны
со спецификой становления банковского
сектора в нашей стране. Это порождает
необходимость анализа участия банков
в инвестировании экономики, как с точки
зрения оценки их инвестиционных возможностей,
так и с точки зрения форм банковского
инвестирования, во взаимосвязи с процессом
формирования отечественной банковской
системы.
В процессе проведения рыночных реформ
в российской экономике централизованная
банковская система была заменена двухуровневой
с многочисленным слоем негосударственных
банков. Особенности становления российской
банковской системы характеризуются следующими
признаками: минимальные сроки ее создания
и инфляционная основа воспроизводства
банковского капитала.
Главными факторами, препятствующими
активизации банковского инвестирования
производства, являются:
- высокий уровень
риска вложений в реальный
сектор экономики;
- краткосрочный
характер сложившейся ресурсной
базы банков;
- несформированность
рынка эффективных инвестиционных проектов.
1.2 Разработка
основных направлений инвестиционной
политики банков.
Определение оптимальных способов реализации
стратегических целей инвестиционной
деятельности предполагает выработку
основных направлений инвестиционной
политики и установление принципов формирования
источников финансирования инвестиций.
В соответствии с этими критериями можно
выделить следующие направления инвестиционной
политики:
- инвестирование
с целью получения дохода в виде процентов,
дивидендов, выплат из прибыли;
- инвестирование
с целью получения дохода в виде приращения
капитала в результате роста рыночной
стоимости инвестиционных активов;
- инвестирование
с целью получения дохода, составляющими
которого выступают как текущие доходы,
так и приращение капитала.
Ориентация на одно из указанных направлений
является ключевым звеном формирования
инвестиционной политики, определяющим
состав объектов инвестирования, источник
получения дохода, уровень приемлемого
риска и подходы к анализу инвестиций.
При выборе первого направления инвестиционной
политики определяющее значение придается
стабильности дохода. Отражая традиционные
подходы к инвестированию, данное направление
лежит в основе консервативной инвестиционной
политики. Оно предусматривает вложение
средств в активы с фиксированной доходностью
в течение длительного периода времени
при минимальном риске, высокой надежности
и ликвидности инвестиций. Основной целью
инвестиционного анализа является выявление
степени надежности вложений, гарантированности
доходов, уровня рисков и возможностей
их хеджирования. Особое внимание уделяется
ретроспективным и текущим аспектам анализа,
сбору и обработке информации, характеризующей
движение процентных ставок, доходность
ценных бумаг, рейтинги компаний — эмитентов
ценных бумаг.4
При ориентации инвестиционной политики
на приращение капитала на первый план
выдвигается стабильность увеличения
рыночной стоимости инвестиционных активов,
а их доходность рассматривается лишь
как один из факторов, определяющих стоимость
активов. Политика, направленная на рост
капитала, связана с вложениями средств
в инвестиционные объекты, которые характеризуются
повышенной степенью риска, обусловленной
возможностью обесценения их стоимости.
Рост рыночной стоимости объектов инвестирования
может происходить как в результате улучшения
их инвестиционных качеств, так и кратковременных
колебаний рыночной конъюнктуры. При этом
возрастает роль спекулятивной составляющей.
Особенности
данного типа инвестиционной политики
определяют усиление роли перспективных
аспектов анализа по сравнению с
ретроспективным и текущим анализом
при принятии инвестиционных решений.
Выбор рассматриваемого направления в
качестве приоритетного характерен для
агрессивной инвестиционной политики,
целью которой является достижение высокой
эффективности каждой инвестиционной
операции, максимизации дохода в виде
разницы между ценой приобретения актива
и его последующей стоимостью при ограниченном
периоде инвестирования.
В практике банковской деятельности оба
направления инвестиционной политики
могут сочетаться в различных формах,
позволяющих, как правило, усилить преимущества
и сгладить недостатки. Вариантом такой
комбинации выступает умеренная инвестиционная
политика, при которой предпочтение оказывается
достаточной величине дохода в виде как
текущих выплат, так и приращения капитала
при не ограниченном жесткими рамками
периоде инвестирования и умеренном риске.
1.2.1Определение
источников финансирования инвестиций
Все формы и виды инвестиционной деятельности
банков осуществляются за счет формируемых
ими ресурсов. Политика формирования инвестиционных
ресурсов призвана обеспечить осуществление
инвестиционной деятельности в заданных
масштабах и направлениях, эффективное
использование собственных и привлеченных
средств, вложенных в инвестиционные активы.
Разработка основных направлений инвестирования
сопряжена с проведением одновременной
работы по определению источников их финансирования.
Прогнозирование потребности в общем
объеме инвестиционных ресурсов производится
на основе сопоставления объемов, предусмотренных
при формировании основных направлений
инвестиционной деятельности, и долей,
приходящихся на инвестиционные активы
при распределении эффективного потенциала
банков между различными группами активов,
с учетом предстоящих потоков денежных
средств в виде платежей и поступлений,
оценки возможностей привлечений средств
на финансовом рынке в рамках обшей финансовой
стратегии банка.
При этом
требуется обеспечение соответствия
не только общих объемов инвестиций
и источников их финансирования, но
и ряда структурных показателей.
Такие важные характеристики инвестирования,
как доходность и риск, в немалой
степени зависят от вида используемых
для финансирования инвестиций банковских
ресурсов, различающихся по стоимости
привлечения, степени риска их изъятия
и др.
Важным элементом инвестиционной политики
является анализ структуры пассивов, выбор
оптимального соотношения между собственным
капиталом банка и его долговыми обязательствами,
определение структуры долговых обязательств
по срокам погашения, рискам изменения
стоимости, прогнозирование альтернативных
форм мобилизации инвестиционных ресурсов.
Такая стратегия формирования инвестиционных
ресурсов дает возможность сопоставить
структурные показатели источников финансирования
инвестиций с характеристикой рассматриваемых
объектов инвестирования, сгруппированных
по срокам, ликвидности и перспективам
увеличения.
Принятие инвестиционных решений банка
должно быть ориентировано на достижение
оптимального соотношения между объемом
и структурой вложений и их ресурсным
обеспечением с позиций максимальной
доходности и минимального риска, что
является целевой функцией инвестиционной
политики банка. Это предполагает прогнозирование
направлений инвестирования в предстоящем
периоде на основе прогнозируемых изменений
объема и структуры инвестиционных вложений
и источников их финансирования.
Таким образом, управление инвестиционной
деятельностью должно охватывать как
формирование основных направлений инвестирования,
так и определение необходимого ресурсного
обеспечения.
При формировании источников финансирования
конкретных видов инвестиционных вложений
необходим учет специфики различных видов
банковских ресурсов, позволяющий осуществить
их анализ по степени стабильности, издержкам
привлечения и другим критериям.
Наиболее надежным и устойчивым источником
финансирования инвестиций являются собственные
средства (капитал) коммерческого банка.
Собственные средства банка вследствие
существенной специфики банковского дела
по сравнению с другими сферами коммерческой
деятельности занимают небольшую долю
в общем объеме банковских ресурсов.
Основными источниками финансирования
активных операций, составляющими наибольшую
долю в структуре банковских пассивов,
являются депозитные средства (срочные
и до востребования). Депозиты до востребования
в отличие от срочных вкладов, выступая
более дешевым источником ресурсов для
банка, вместе с тем составляют группу
пассивов, характеризующихся повышенной
степенью риска изъятия.
Значительная часть привлеченных российскими
банками средств носит бессрочный или
краткосрочный характер. Это обстоятельство
лежит в основе негативной оценки многими
экономистами инвестиционного потенциала
российских банков. Однако и при сложившейся
структуре ресурсной базы имеются определенные
возможности использования части краткосрочных
средств для финансирования средне- и
долгосрочных инвестиций без нарушения
ликвидности.
Несмотря на постоянное движение средств
на отдельных счетах, в общей их совокупности
можно выделить некий стабильный, неснижаемый
остаток. Коэффициент трансформации, характеризующий
границы трансформации бессрочных ресурсов
в срочные, по расчетам составляет 10—40%
от суммы величины остатков на счетах
до востребования.5
Рост возможностей по привлечению средств
в депозиты связан также с использованием
депозитных и сберегательных сертификатов,
других финансовых инструментов, появившихся
на российском рынке. Увеличение объемов
их выпуска, срока обращения нивелирует
колебания депозитов, способствует расширению
ресурсной базы инвестиций банков. Стратегия
поддержания устойчивости депозитов является
важнейшей составляющей общей стратегии
коммерческих банков.
В качестве источников финансирования
инвестиций могут использоваться и ресурсы,
формируемые за счет привлечения займов.
К ним относят кредиты Центрального банка,
межбанковские ссуды, средства, полученные
в результате эмиссии долговых обязательств
(облигаций, векселей). Заемные источники
используются для финансирования инвестиций
банками, проводящими активную политику.
Для расширения возможностей финансирования
инвестиционных активов, поддержания
ликвидности они часто прибегают к обширным
займам денежных средств на финансовом
рынке. При этом важнейшим условием использования
заемных средств является сопоставление
издержек их привлечения с предполагаемыми
доходами от инвестиционной деятельности.
На основе анализа специфики движения
различных видов банковских ресурсов
исходя из степени стабильности можно
выделить следующие три группы:
- наиболее
стабильные (собственные средства банков
и долгосрочные обязательства);
- стабильные
(срочные и сберегательные депозиты, займы
у других банков, неснижаемый остаток
депозитов до востребования);
- нестабильные
(подверженные колебаниям остатки депозитов
до востребования).
Чем больше доля стабильной и дешевой
части банковских ресурсов, тем при прочих
равных условиях выше прибыльность и устойчивость
коммерческого банка. Любые сдвиги в структуре
активов и пассивов воздействуют на доходность
и степень риска банковских операций.
В основе этих сдвигов лежат изменения
кредитной и инвестиционной политики
банка, которые, в свою очередь, определяются
целым рядом макроэкономических и микроэкономических
факторов.
1.3 Современные
направления реструктуризации банковской
системы.
Важнейшими предпосылками активизации
банковского инвестирования экономики
является создание долгосрочной ресурсной
базы банковского сектора и формирование
условий для его эффективной деятельности
по обслуживанию потребностей производства,
что связано с осуществлением комплекса
мер по реструктуризации банковской системы
России.
Основные
этапы реструктуризации российской банковской
системы
Объективная необходимость в реструктуризации
банковской системы возникла еще в середине
90-х годов, что нашло свое отражение, в
частности, в рекомендациях экспертов
международных финансовых организаций,
представленных правительству страны
в 1995 г. Однако решение о проведении реструктуризации
было принято лишь осенью 1998 г. в условиях
острейшей фазы финансового кризиса, когда
Правительство РФ и Банк России издали
совместный документ «О мерах по реструктуризации
банковской системы Российской Федерации».6
Процесс реструктуризации российской
банковской системы включал:
1) неотложные
меры по восстановлению ликвидности
и платежеспособности банковской системы;
2) среднесрочные
меры по восстановлению способности
банковской системы оказывать
базовый комплекс услуг, по
совершенствованию банковского надзора
и менеджмента;
3) стратегические
меры, направленные на полное
восстановление ликвидности банковской
системы, рост капитальной и
ресурсной базы, создание стимулов
для эффективного взаимодействия
с реальным сектором экономики.
В порядке проведения неотложных
мер по восстановлению ликвидности кредитных
организаций и предотвращению коллапса
платежной системы был использован комплекс
средств, включавших:
1) передачу
в Сбербанк РФ вкладов населения
из шести крупнейших коммерческих
банков, из банков, в которых частные
вклады превышали 300 млн руб., а также
из других банков по их ходатайству и согласованию
с администрациями субъектов Федерации;
2) корректировку
политики обязательных резервных
требований, изменение нормативов
обязательных резервов, депонируемых
в Банке России;
3) проведение
многостороннего клиринга межбанковских
расчетов с внеочередным регулированием
обязательных резервов и использованием
части этих резервов для покрытия
недостатка средств у банков;
4) неприменение
санкций за нарушения экономических
нормативов вследствие снижения
капитала, если причиной снижения
явился кризис на финансовых рынках;
5) предоставление
стабилизационных кредитов крупнейшим
банкам, ряду региональных банков
и отдельным социально значимым банкам;
6) выпуск
облигаций Банка России, которые
могли использоваться для обеспечения
кредитов ЦБ РФ;
7) корректировку
учетной политики Банка России.
Проведение этих мер позволило ослабить
напряженность ситуации в банковском
секторе, повысить ликвидность и платежеспособность
кредитных организаций и перейти к осуществлению
среднесрочных задач первого этапа реструктуризации
банковской системы.
Содержание
первого этапа реструктуризации банковской
системы
Принятый подход к реструктуризации банков
предполагал выделение четырех групп
кредитных организаций, для каждой из
которых предусматривалась особая стратегия
поведения и степень участия государства.
Так, к первой группе были отнесены стабильно
работающие банки, не испытывавшие значительных
затруднений в управлении текущей ликвидностью
и способные работать без государственной
поддержки, ко второй — региональные банки,
которые должны были стать «опорными»
в будущей региональной банковской системе
при поддержке государства, третьей —
отдельные не имевшие возможности самостоятельно
продолжать банковские операции крупные
банки, которые нецелесообразно ликвидировать
вследствие слишком высоких социальных
и экономических издержек, четвертой —
банки, испытывавшие существенный дефицит
ликвидности или собственных средств,
или проблемные банки.
По оценкам Банка России, из 1473 действующих
на тот период банков 1032 (70%) являлись финансово
стабильными, способными работать без
государственной поддержки; 441 банк (30%)
относился к проблемным, характеризовавшимся
значительным дефицитом ликвидных средств
и капитала, не способным выйти самостоятельно
из кризиса. Ряду проблемных банков, в
составе которых было 18 крупнейших банков,
планировалось оказать государственную
поддержку, учитывая их экономическую
и социальную значимость (на данную группу
банков приходилось почти 50% активов и
45% вкладов населения без Сбербанка РФ).
Важная роль в процессе реструктуризации
отводилась Центральному банку РФ и специально
созданному институту — Агентству по
реструктуризации кредитных организаций
(АР КО).7
Задачи Центрального банка состояли в
разработке проекта Концепции развития
банковской системы, активизации работы
по восстановлению банковского сектора,
обеспечению расчетов и стимулированию
рекапитализации банков. Банк осуществлял
контроль за реализацией кредитными организациями
планов финансового оздоровления, поддерживал
ликвидность платежеспособных банков
посредством денежно-кредитных инструментов,
отзывал лицензии у нежизнеспособных
банков.
На АРКО возлагались основные функции
по реструктуризации кредитных организаций:
управление государственными средствами,
выделенными на данные цели, кредитование
коммерческих банков, в том числе и под
залог их акций, управление активами кредитных
организаций, участие в процедурах банкротства.
Меры первого этапа реструктуризации
банковской системы, предпринятые в 1999
г. исполнительной, законодательной властью
и Банком России, позволили сохранить
жизнеспособное ядро банков, восстановить
основные операции на рынке банковских
услуг. Принятие федеральных законов «О
реструктуризации кредитных организаций»
и «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» способствовало
формированию правовой среды, реструктуризации
банковской системы и активизации деятельности
Банка России по ликвидации банков с неудовлетворительным
финансовым состоянием и не имевших перспектив
развития.
К итогам первого этапа реструктуризации
можно отнести: уменьшение количества
проблемных банков, рост рекапитализации
банков, восстановление масштабов банковской
деятельности и доверия к банковской системе
со стороны клиентов, вкладчиков, кредиторов.
Увеличилось присутствие иностранного
капитала в банковском бизнесе, доля нерезидентов
в совокупном уставном капитале действующих
кредитных организаций возросла с 4% в
1998 г. до 14% в 2000 г. Однако достижение позитивных
результатов по ряду направлений не означает,
что удалось добиться полного преодоления
последствий банковского кризиса и оздоровления
банковской системы.
Задачи
современного этапа реструктуризации
банковской системы
Задачи второго этапа реструктуризации
состоят в обеспечении устойчивого роста
капитальной базы и реальных объемов банковских
операций, выведении с рынка банковских
услуг нежизнеспособных кредитных организаций
и усилении взаимосвязи банков с реальным
сектором экономики. Эффективность реструктуризации
банковской системы будет зависеть от
того, насколько удастся обеспечить развитие
взаимосвязей банковского и реального
секторов экономики, использовать новые
способы и формы участия государства в
кредитной поддержке экономики через
банковскую систему. Без учета связи с
реальным сектором могут быть воспроизведены
пороки прежней системы с ее ориентированностью
на спекулятивные операции.
Поэтому реструктуризацию
банковской системы следует рассматривать
не как комплекс технических мер по восстановлению
работоспособности кредитных организаций,
а как регулируемый государством процесс
эффективных структурных сдвигов в банковской
сфере,сопровождающийся соответствующими
изменениями в государственной финансовой
политике и направленный на формирование
динамично развивающейся и адекватной
потребностям народного хозяйства банковской
системы.
Как показывает международная практика,
реструктуризация банковской системы
является длительным, трудоемким и дорогостоящим
процессом. Мировой опыт свидетельствует
также о многовариантности путей реформирования
банковских систем. Поэтому одним из основных
принципов реструктуризации является
выбор таких способов ее проведения, которые
обеспечили бы минимизацию затрат.
В числе вариантов восстановления банковской
системы, как правило, рассматриваются:
самостоятельный выход банков из кризиса
посредством консолидации банков различных
классов, усиление государственной поддержки
банковской системы, расширение участия
иностранного капитала в банковском секторе
и увеличение квоты иностранного капитала
в уставном капитале российских банков,
устанавливаемой Банком России.
Следует отметить, что при всей желательности
варианта реформирования банков путем
наращивания их собственных усилий, с
учетом глубины системного банковского
кризиса он недостаточно реалистичен.
Если восстановление капитала банковской
системы будет осуществляться только
собственными усилиями банков (за счет
зарабатываемой прибыли), это потребует
как минимум пять лет, что вряд ли отвечает
потребностям национальной экономики.
Осуществление широкой государственной
поддержки банковской системы требует
значительных средств. Страны, проводившие
реструктуризацию банковской системы,
несли крупные затраты: США 3—5% ВВП, Испания,
Венгрия — около 1%, Чили — более 30%. Реализация
государственной программы по реформированию
банковского сектора в Южной Корее оценена
в 1,7 млрд долл.
Масштабное привлечение средств западных
инвесторов сопряжено с созданием мощной
конкуренции отечественным банкам, и так
ослабленным финансовым кризисом, поскольку
зарубежные кредитные организации обладают
большим опытом, имеют лучшую репутацию
и предлагают более широкий спектр услуг.
В связи с этим наиболее приемлемым способом
реструктуризации банковской системы
представляется использование не отдельно
взятого варианта из числа рассмотренных,
а их определенная комбинация, включающая
адресную селективную государственную
поддержку и создание условий для деятельности
жизнеспособных банков, привлечения внешних
инвесторов, расширения капитальной и
ресурсной базы. При этом консолидация
банковского капитала, которая, по оценкам
специалистов, осуществляется очень медленно,
может быть ускорена при стимулирующем
воздействии государства. 8
Так, создание Агентства по реструктурированию
банков, аналоги которого существовали
в различных странах (США, Японии, Бразилии
и др.), как раз призвано содействовать
процессу слияния банков, в том числе за
счет покупки Центральным банком части
долгов проблемных банков, и оздоровлению
кредитных организаций путем проведения
работы с проблемными активами и пассивами
санируемой организации. Финансовые ресурсы
АРКО первоначально составляли всего
10 млрд руб., что позволяло осуществить
санацию лишь части банков. По состоянию
на 1 августа 2000 г. АРКО осуществлялись
мероприятия по реструктуризации 19 кредитных
организаций; из них 15 перешли под управление
АРКО.
При отсутствии в бюджете достаточных
средств для реструктуризации банков
основное значение придается созданию
макроэкономических условий, благоприятствующих
капитализации и расширению ресурсной
базы банков, формированию законодательно-право ых
основ банковской деятельности, совершенствованию
банковского надзора. Важными принципами
проведения реструктуризации банковской
системы является индивидуальный подход
к конкретному банку, осуществление государственной
поддержки при условии разработки и реализации
плана реструктуризации банка, ориентация
на увеличение капитальной и ресурсной
базы путем привлечения средств отечественных
и зарубежных инвесторов.
Восстановление и наращивание инвестиционного
потенциала коммерческих банков в рамках
комплекса мер по реструктуризации банковской
системы России предполагает усиление
роли государства в формировании долгосрочной
ресурсной базы банковской системы, соответствующей
потребностям инвестирования реального
сектора, восстановление доверия к банкам
со стороны частных вкладчиков, клиентов,
отечественных и иностранных кредиторов.
В основу усиления государственной поддержки
реструктуризации банковской системы
должен быть положен разумный компромисс
между необходимостью развития банковской
сферы и возможностями федерального бюджета.
Особенно актуальным является принятие
пакета законов, необходимого для реализации
этих мер, в частности федеральных законов
«О гарантировании вкладов граждан в банках»,
«О банковских холдингах», «О государственном
архиве кредитных историй», а также оперативная
корректировка действующего законодательства,
внесение изменений и дополнений в федеральные
законы «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций», «О реструктуризации
кредитных организаций», «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»,
«О банках и банковской деятельности».
Поскольку банковская система представлена
в основном небольшими банками, масштабное
инвестирование реального сектора может
быть осуществлено на основе банковских
объединений или создания временных альянсов.
Наиболее перспективными формами являются:
реорганизация системы региональных банков
на основе выделения опорных банков с
развитой филиальной сетью; формирование
смешанных пулов российских и иностранных
банков; интеграция банковского капитала
с промышленным в форме финансово-промышленны
групп.
Вместе с тем в сложившихся условиях становится
весьма актуальной необходимость развития
системы специализированных инвестиционных
банков, в том числе с государственным
участием. В большинстве стран с переходной
экономикой доля участия государства
является довольно весомой, %: в Китае 99,
Индии 88, Индонезии 85, Тайване 77, Бразилии
48, Польше 46, Аргентине 36, Венесуэле 30, Мексике
28.
Без опоры на крупные банки с государственным
участием вряд ли возможно решение задач
аккумулирования достаточных финансовых
ресурсов, их перераспределение между
секторами экономики, удовлетворение
спроса крупных предприятий на инвестиционные
ресурсы, привлечение иностранного инвестиционного
капитала. Участие государства в банковском
секторе соответствует переходному этапу
развития России. При этом следует учитывать,
что при создании определенных условий
государство должно уменьшать свое присутствие
в банковском секторе. Это подтверждается
и мировой практикой. Так, значительно
сокращено участие государства в коммерческом
банковском секторе в Германии (хотя оно
продолжает оставаться значительным),
во Франции, Италии, других западноевропейских
странах.9
Действующие в российской
экономике финансовые институты с государственным
участием (Российская финансовая корпорация,
Всероссийский банк развития регионов,
Росэксимбанк и др.) пока отличаются низкой
эффективностью. Отозвана лицензия у Российского
банка реконструкции и развития. Созданный
в июле 1999 г. Российский банк развития
(РБР) пока не играет существенной роли
в финансировании инвестиционной деятельности
в реальном секторе экономики.
Однако при условии ориентации деятельности
на осуществление инвестиций в производство,
государственную поддержку высокотехнологичных
производств, реструктуризацию предприятий,
представивших обоснованные планы стратегического
развития, обслуживание целевых государственных
займов, привлечение сбережений населения
под государственные гарантии государственные
банки развития могут существенно изменить
ситуацию во взаимоотношениях банковского
и реального секторов экономики.
При этом банки с государственным участием,
как и кредитные организации других форм
собственности, должны работать на рыночных
принципах, оценивая риски своей деятельности
и отвечая по своим обязательствам.
Действительные возможности развития
инвестиционной деятельности в сложившихся
условиях во многом зависят от эффективной
реструктуризации банковской системы.
Серьезные изменения в роли и значимости
не только отдельных крупных или мелких,
но целых групп банков, происшедшие под
воздействием финансового кризиса, ориентируют
многие из них на поиск более рациональных
форм взаимодействия с отечественной
промышленностью, другими сферами деятельности
национальной экономики. В связи с этим
весьма полезным может оказаться изучение
богатого опыта, накопленного в этой области
в мировой практике, и возможностей его
использования в российской экономике.
1.3.1
Перспективы развития инвестиционной
деятельности коммерческих банков.
Банковский сектор в Российской Федерации
функционирует на принципах рынка. Как
свидетельствуют результаты оценки финансового
сектора Российской Федерации, проведенной
миссией Международного валютного фонда
и Всемирного банка в 2002-2003 годах, целый
ряд компонентов нормативного регулирования
банковской деятельности соответствует,
или максимально приближен к международно-признан ым
подходам.
После
финансово-экономиче кого кризиса 1998 года
банковский сектор развивается на фоне
в целом позитивной макроэкономической
ситуации в стране, обусловленной в том
числе благоприятными условиями внешней
торговли. Растут производство товаров
и услуг, реальные доходы населения, повышается
инвестиционная активность.
Динамика
основных параметров, характеризующих
состояние банковского сектора
в 2002-2004 годах, свидетельствует о закреплении
тенденции развития банковского сектора.
Высокими темпами увеличиваются активы
и капитал кредитных организаций, расширяется
их ресурсная база, особенно за счет привлечения
средств населения. Рост доверия к банкам
со стороны кредиторов и вкладчиков является
одним из наиболее важных признаков российского
банковского сектора в этот период.
Деятельность
кредитных организаций в большей
степени ориентируется на потребности
реальной экономики. Сохраняется устойчивая
тенденция роста кредитных вложений,
согласно отчетности кредитных организаций
качество их кредитных портфелей
остается в основном удовлетворительным.
На рынке банковских услуг отмечается
определенное развитие конкурентной борьбы,
особенно за вклады физических лиц. В результате
доля Сберегательного банка Российской
Федерации (Сбербанка России) в привлеченных
банковским сектором во вклады (депозиты)
средств физических лиц имеет тенденцию
к снижению.
Повышаются
финансовые результаты деятельности кредитных
организаций. За 2009 год прибыль банковского
сектора составила 177,9 млрд. рублей, за
2006 и 2007 годы -- соответственно 128,4 млрд. руб.
и 93 млрд. рублей [24].
К внутренним
препятствиям относятся неразвитые
системы управления, слабый уровень
бизнес-планирования неудовлетворительный
уровень руководства в некоторых банках,
их ориентация на оказание сомнительных
услуг и ведение недобросовестной коммерческой
практики, фиктивный характер значительной
части капитала отдельных банков.
К внешним
сдерживающим факторам можно отнести
высокие риски кредитования, нерешенность
ряда ключевых проблем залогового законодательства,
ограниченные ресурсные возможности
банков, прежде всего дефицит среднесрочных
и долгосрочных пассивов, недостаточно
высокий уровень доверия к банкам со стороны
населения.10
Помимо
этого, российская экономика в целом
и банковская сфера в частности
имеют относительно невысокую инвестиционную
привлекательность, о чем свидетельствует
динамика инвестиций, а в отношении
банковского сектора - и снижающаяся
доля иностранного капитала.
По-прежнему
значительным является административное
бремя, возложенное на банки в
связи с отвлечением ресурсов
на выполнение несвойственных им функций.
Неоправданно усложнена процедура
консолидации капитала (слияний и
присоединений кредитных организаций).
Не решен вопрос представления банками
отчетности только в электронной
форме. Наряду с перечисленными факторами
существуют такие проблемы методического
характера, как необходимость дальнейшего
развития системы рефинансирования, в
том числе путем расширения круга инструментов
управления ликвидностью. Основные проблемы
осуществления инвестиционной деятельности
коммерческими банками - высокая капиталоемкость
и длительные сроки окупаемости инфраструктурных
проектов, непрозрачность правовых основ,
обеспечивающих защиту долгосрочных капиталовложений,
в частности концессионного законодательства.
Нет четкой практики налоговых льгот для
инвесторов, вкладывающих средства в капиталоемкие
и долгоокупаемые проекты. Системный подход
к инвестициям отсутствует, вложения носят
фрагментарный характер. Но согласно мнению
ведущих специалистов банковского сектора,
данная проблема решаема. Для этого на уровне
государства следует определить приоритеты
направлений инвестиционной деятельности,
стимулировать приток средств через предоставление
льгот и создание свободных экономических
зон, с учетом отрицательного опыта 90х годов.
Анализируя структуру вложений российских
кредитных организаций в ценные бумаги
за последние три года можно наглядно
проследить тенденцию роста показателей:
по сравнению с 2007 годом в 2006 году объем
данного вида вложений увеличился в 2 раза,
на 93,00 %. При чем доля объема вложений в
рублях возросла в % к общему объему по
сравнению с 2007 годом (73,80 %) достигла на
начало 2009 г. 83,20%, что свидетельствует
о повышении устойчивости российской
валюты. Доля торгового портфеля в данной
структуре вложений занимает наибольший
объем - 63,30 % или в абсолютном выражении
1096,80 млрд.руб, что на 590,70 млрд. руб. больше
чем за 2007 год.11
Структура
вложений кредитных организаций в ценные
бумаги
Таблица
1
Характерная
ситуация складывается и при осуществлении
вложений российскими кредитными организациями
в долговые обязательства. При чем основную
долю в данном случае составляют долговые
обязательства РФ: около 47,5 на начало 2008
года, и 40,1 % на начало 2009 года.
Структура
вложений кредитных организаций
в акции характеризуется преобладанием
вложений в такие виды как, акции
резидентов, за исключением кредитных
организаций (55,9 % к общему итогу в 2008 году),
и вложения по договорам с обратной продажей
(40,5 % к общему итогу в 2008 году).
Структура
вложений кредитных организаций в акции
Таблица
2
Таким
образом, одной из наиважнейших задач
банковского сектора является повышение
эффективности осуществляемой банковским
сектором деятельности по аккумулированию
денежных средств населения и
организаций и их трансформации
в кредиты и инвестиции.
Глава 3
Методологическая часть.
Анализ эффективности
инвестиционной деятельности.
Метод оценки
эффективности инвестиций без учета
дисконтирующего
множителя.
Таблица
№1.
Метод оценки
эффективности инвестиций, основанные
на дисконтированных оценках.
Таблица
№2.
Окончание
таблицы №2.
Глава
3 Практическая часть 10 вариант.
2.1 Инвестиционный
анализ
Исходная информация
Таблица
2.1.1
Исходная
информация предполагает самостоятельное
определение величины банковского
кредита и процентов по нему.
Прирост
оборотного капитала:
–
в 0-й год (на стадии строительства) составляет
75 % общей величины оборотных средств,
или 49.0,75 = 36,75;
–
в 1-й год – остальные 10 %, т. е. на
стадии освоения дополняем сумму 10 млн.
д. е.
В
проекте исходим из того, что наши
общие инвестиции были перекрыты
за счет источников .
Амортизационные
отчисления начисляются равномерно,
норма амортизации по объектам: здания
и сооружения – 4 %; оборудование – 10 %.
График реализации проекта 5 лет. Освоение
мощности происходит по возрастанию: 75
% в первый год эксплуатации и 100 % в последующие
годы.
В
прил. 1 содержатся данные о сумме
необходимых инвестиционных ресурсов
по направлениям инвестирования: это
капитальные вложения в приобретение
земельного участка, строительство
зданий и сооружений, приобретение
и монтаж оборудования, покупку технологии
и лицензий, инвестирование в создание
оборотных активов предприятия.
На основании этих исходных данных
заполняется табл. 3. Для упрощения
расчетов считаем, что все затраты
по формированию основных фондов производятся
в течение одного периода. Дадим
этому периоду номер 0.
В
исходных данных сметная стоимость
строительства дана одной строкой,
мы разделим ее на две части: 80 % на строительство
здания и 20 % на строительство сооружений.
Аналогично из суммы затрат на лицензии
и приобретение технологии 80 % составят
затраты на приобретение лицензии и
20 % –на приобретение технологии.
Прирост
оборотного капитала в табл. 3 распределяется
следующим образом: в 0-й год (на стадии
строительства) он составляет 75 % общей
величины оборотных средств, в 1-й
год – остальные 25 %, т. е. на стадии
освоения мы пополняем оборотный капитал
для увеличения объема производства.
Источники
финансирования, млн. д. е.
Таблица2.
1.3
Построение
прогноза текущих издержек и отчета
о прибылях и убытках
Прямые
издержки на материалы в исходных
данных приведены на единицу продукции,
следовательно, для получения общей
суммы необходимо объем производимой
в каждом периоде продукции умножить
на прямые издержки на материалы на одно
изделие. Объем производства в первый
год составит 75 % от производственной мощности,
а в последующие годы (со 2-го по 5-й) – 100
% производственной мощности.
Отчет о
прибылях и убытках, млн. д. е.
Таблица
2.1.5
Аналогично
и прямые издержки на персонал (оплата
труда сдельщиков) будут изменяться
при росте объема производства от
года 1-го к году 2-му.
Накладные
производственные расходы (без амортизационных
отчислений) приведены общей суммой
в расчете на год, их величина не
зависит от объема производимой продукции.
Заметим, что в отличие от представления
амортизационных отчислений в составе
накладных расходов (общехозяйственных,
общепроизводственных расходов на содержание
и эксплуатацию оборудования) при подготовке
прогнозов для оценки инвестиционных
решений и в инвестиционном проектировании
амортизационные отчисления показывают
отдельной строкой, поскольку они не являются
оттоком средств.
Сумму
амортизационных отчислений определяют
по зданиям и сооружениям по норме
амортизации 4 % в год, по оборудованию
– по норме амортизации 10 % в год,
лицензионная технология списывается
за период проекта, т. е. по норме 20 % в год.
Начисление равномерное.
Общая
сумма издержек на производство и
реализацию продукции используется
для получения прогноза прибыли.
Выручка
от реализации (доход от продаж) поступает
в том же периоде, когда производится
и продается продукция.
. Если
же отток денежных средств
выше притока (т. е. денежный поток
отрицателен), то дивиденды могут не выплачиваться
и быть равными 0.
Денежные
потоки для финансового планирования,
млн. д. е.
Таблица
2.1.6
Таблица
денежных потоков, млн. д. е.
Таблица
2.1.7
Чистая
прибыль равна чистой прибыли
за вычетом налогов.
Построение
прогноза денежных потоков для финансового
планирования и оценки инвестиционной
привлекательности
Приток
наличности состоит из потоков денежных
средств от финансовой деятельности,
в частности от учредителей (собственный
капитал), банковских кредитов
Табл.
2.1.7 предполагают определение ликвидационной
стоимости предприятия. Она рассчитывается
следующим образом:
Ликвидационная
стоимость предприятия =
= Стоимость
земли + Остаточная стоимость
зданий, сооружений + + Остаточная
стоимость оборудования +
Оборотные средства,
вложенные в проект
в 0-й и 1-й годы
Остаточная
стоимость определяется как разность
между первоначальной стоимостью зданий,
сооружений, оборудования и произведением
амортизационных отчислений в размере
4 и 10 % соответственно на общий период
производства, равный пяти годам.
Потоки
по инвестиционной деятельности представлены
величиной вложений в активы (основной
капитал и оборотный капитал), которые
определены по годам расчетного периода
и величиной ликвидационной стоимости
предприятия.
Проценты
по кредиту платятся, начиная с 1-го
года, в соответствии с установленной
ставкой по кредиту.
При
построении прогноза денежных потоков
для финансового планирования следует
обеспечивать положительное сальдо
для каждого из интервалов расчетного
периода.
Расчет
показателей эффективности инвестиционного
проекта
Для
расчета показателей инвестиционной
привлекательности проекта и
его эффективности построим таблицу
денежных потоков
Чистый
денежный поток (NCF – Net Cash Flow)
определяется
как разность между притоком и
оттоком наличности.
Кумулятивный
денежный поток определяется так: в
0-й год он равен NCF; в 1-й год равен
кумулятивному NCF 0-го года + NCF 1-го года;
во
2-й год – кумулятивному NCF 1-го года + NCF
2-го года и т. д. Графа «Итого» по этой строке
не заполняется.
Ставка
сравнения (или коэффициент дисконтирования)
rопределяется в
по
формуле . (12)
В
качестве t для каждого года выступают
значения 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Средневзвешенная
стоимость капитала (WACC, или ССК) вычисляется
следующим образом:
1.
Определяются все источники финансирования
данного проекта, их доля (удельный
вес) в общем объеме финансирования
и стоимость привлечения каждого
источника. В примере расчета
источниками выступают собственный
капитал и банковский кредит.
Стоимость их привлечения равна
соответственно дивидендам и
процентам по кредиту.
2.
ССК рассчитывается как сумма
слагаемых, каждое из которых
представляет собой произведение
доли источника финансирования
и стоимости его привлечения.
Текущая
стоимость денежного потока (NPV –
Net Present Value) определяется перемножением
NCF и коэффициента диcконтирования для
соответствующего периода. NPV нарастающим
итогом (табл. 8) определяется аналогично
кумулятивному NCF, в результате в строчке
5 получаете чистую текущую стоимость
(NPV).
В
конце первого этапа курсового
проекта строится график NPV и определяются
значения срока окупаемости, внутренней
нормы доходности и индекса рентабельности
инвестиций.
Исходные
данные для расчета IRR
Таблица
2.1 8
Рисунок.1 График чистой
текущей стоимости
2.2 Анализ чувствительности
инвестиционного проекта к изменению
внешних и внутренних параметров
Расчет
средних значений и создание базовой
модели зависимости результативного
показателя от влияния внешних и
внутренних факторов
Для
принятия эффективного инвестиционного
решения необходимо провести анализ
чувствительности и определить критические
параметры проекта.
Анализ
чувствительности инвестиционного
проекта состоит в оценке влияния
изменения какого-либо одного параметра
проекта на показатели эффективности
проекта при условии, что прочие
параметры остаются неизменными. Например,
для оценки чувствительности проекта
к увеличению цены единицы продукции
необходимо зафиксировать остальные
параметры инвестиционного решения
на базовом уровне, а цену единицы
увеличить на прогнозируемую величину,
например на 10 %. Затем вновь определить
чистую текущую стоимость проекта (как
основной результирующий показатель)
и сравнить ее с базовой величиной NPV.
В
инвестиционном анализе существует
базовая модель зависимости результативного
показателя от влияния внешних и
внутренних факторов, которая может
быть представлена следующим образом:
, (2.2.1)
где Q –
годовой объем реализации, шт.; Cv
– общие переменные издержки на единицу
продукции, в том числе: расходы на материалы
на единицу продукции и расходы на оплату
труда на единицу продукции;
Рr – цена единицы продукции; Cf
– годовые условно-постоянные затраты;
n – срок реализации; D – величина амортизационных
отчислений за один год; I0 – начальные
инвестиционные затраты; r – дисконтная
ставка, коэффициент для анализа чувствительности
принимаем на уровне 16 % в год; PVIFAr,n
– коэффициент дисконтирования для аннуитета.
В
приведенной модели было сделано
допущение, что проектный денежный
поток равен величине чистой прибыли
(после выплаты налогов), скорректированной
на величину неденежных статей затрат
(например, амортизационных отчислений).
Исходные
данные
для анализа
инвестиционной чувствительности
Таблица
2.2.1
После
определения средних значений параметров
инвестиционного проекта рассчитываются
критические точки и соответствующие
им показатели чувствительного края
(предела безопасности) по каждому
параметру.
В
соответствии с данной моделью необходимо
определить критические точки ключевых
показателей инвестиционного проекта
и величину чувствительного края
SM по каждому из них. Критические значения
показателей проекта – это значения параметров
проекта (объем продаж, переменные издержки,
цена единицы продукции, условно-постоянные
расходы, срок жизни проекта, ставка налога
на прибыль и др.), при которых показатель
эффективности принимает критическое
значение. Критическое значение чистой
текущей стоимости равно нулю, внутренней
нормы доходности равно стоимости капитала,
который можно использовать для реализации
проекта. Для наших расчетов самым простым
будет изучение влияния отдельных параметров
проекта на показатель чистой текущей
стоимости.
Величина
чувствительного края показывает, как
может измениться значение отдельного
параметра проекта до достижения
критического значения параметра эффективности.
Результаты
анализа инвестиционной чувствительности
рекомендуется обобщать в виде сводной
аналитической таблицы. Здесь также проводится
ранжирование ключевых показателей по
степени их значимости на результаты реализации
инвестиционного проекта, т. е. на величину
NPV в соответствии с полученными значениями
критической точки и чувствительного
края.
Расчет
критической точки и чувствительного
края
Таблица
2.2.2
Расчет
критической точки и чувствительного
края
Таблица
2.2.3
Наиболее
существенное влияние на результаты
проекта оказывают: переменные издержки
на единицу продукции, цена продукции
и годовой объем реализации продукции.
Следовательно,
чтобы обезопасить проект, предприятию
необходимо разработать ценовую
политику, организовать работу по поставке
материалов для недопущения роста
их цены, изменение которой приведет
к увеличению переменных издержек на
единицу продукции, уменьшению до критического
значения показателей эффективности проекта.
Проект
имеет большой запас прочности
по отношению к изменению суммы
постоянных издержек. Это обстоятельство
позволяет компенсировать высокий
риск (по цене) проекта рекламными мероприятиями,
повышающими вероятность сбыта продукции
по принятой в расчет цене. Для проекта
неопасно существенное изменение стоимости
оборудования и других первоначальных
инвестиционных затрат.
Чувствительность
контрольных точек инвестиционного
проекта
Таблица
2.2.4
Ранжирование
ключевых показателей проведена по
степени их значимости на результаты инвестиционного
проекта, т. е. на величину NPV в соответствии
с полученными значениями критической
точки и чувствительного края.
2.3 Построение
дерева решений вариантов развития инвестиционного
проекта
Построение
дерева вероятностей проводится для
определения изменений важнейших
условий реализации инвестиционного
проекта и возможных колебаний
чистой текущей стоимости и служит
инструментом анализа рисков.
Исходные
условия по вариантам для построения
дерева решений приведены в прил.
3. Выбор варианта производится согласно
индивидуальному заданию.
В
соответствии с исходными данными
изменений параметров проекта и
их вероятностей строится дерево решений.
Этапы
построения дерева решений:
-
строится «ветвь» дерева, соответствующая
первому параметру, например объему продаж;
она разветвляется на три направления,
для каждого из которых есть значение
объема и вероятность его наступления,
в результате получается три «ветви»;
-
от каждой из трех полученных «ветвей»
строится новое разветвление, которое
соответствует изменениям второго параметра,
например цены единицы продукции; в результате
получается девять «ветвей»;
-
к каждой вновь полученной «ветви» достраивается
еще по три «ветви», характеризующие изменение
третьего параметра, например ставки дисконтирования;
в результате получается двадцать семь
«ветвей».
Количество
построенных «ветвей» дерева соответствует
числу исходов, которые возможны
при реализации данного проекта;
по каждому исходу определяется вероятность
Piи NPVi.
Вероятность
Pi определяется как произведение
двух значений вероятности по каждой из
полученных «ветвей». Значение NPVi
находится по формуле (14).
Для
оценки риска проекта рассчитывают
среднеквадратическо отклонение (или
стандартное отклонение) чистой текущей
стоимости , характеризующее степень разброса
возможных результатов по проекту. Чем
меньше среднеквадратическое отклонение,
тем меньше риск проекта.
Для
проектов, имеющих разные масштабы,
лучше использовать относительный
показатель – коэффициент вариации
Cvar.
Для
удобства проведения расчетов целесообразно
построить аналитическую таблицу.
По результатам заполнения этой таблицы
необходимо определить показатели Е (NPV)
и .
Ожидаемая
величина чистой текущей стоимости
Е (NPV) находится как средневзвешенная
по вероятности событий (путей) по формуле
. (2.3.1)
Величину получаем при суммировании всех .
Среднеквадратическое
отклонение чистой текущей стоимости
определяется по формуле , (2.3.2)
где – среднеквадратическое отклонение
чистой текущей стоимости по проекту;
Рi – вероятность i-гo исхода;
Е (NPV) – ожидаемое значение чистой текущей
стоимости; NPVi
–значение чистой текущей стоимости
для i-гo варианта исхода.
Коэффициент
вариации определяется по формуле . (2.3.3)
Чем
больше коэффициент вариации, тем
выше риск проекта.
Составляется
аналитическое заключение, в котором
дается характеристика уровня рискованности
инвестиций на основе показателей стандартного
отклонения NPV и коэффициента вариации.
Результаты
анализа представляют в виде профиля
риска, графически показывающего вероятность
каждого возможного случая получения
NPVi.Часто используют кумулятивный
профиль риска. По таким графикам легко
определить, с какой вероятностью капиталовложения
не убыточны.
Расчет
параметров дерева вероятностей
Таблица
2.3.1
Аналитическая
таблица оценки рисков инвестиционного
проекта
Таблица
2.3.2
Для
оценки риска проекта рассчитывают
среднеквадратичное отклонение (стандартное
отклонение) чистой текущей стоимости, характеризующее степень разброса
возможных результатов по проекту. Чем
меньше среднеквадратичное отклонение,
тем меньше риск проекта.
Среднеквадратичное
отклонение чистой текущей стоимости
для нашего примера определяется по
формуле (16).
Чем
больше коэффициент вариации Cvar,
тем выше риск проекта. В данном случае
значение этого коэффициента не очень
высоко.
Результаты
анализа представляют в виде профиля
риска, графически показывающего вероятность
каждого возможного случая получения
NPVi. Профиль риска проекта получим,
если распределим по возрастанию на оси
абсцисс значения NPVi, на оси ординат
– соответствующие им значения Рi
Рисунок
2. Профиль риска
Покажем
расчет кумулятивных значений вероятностей
получения чистой текущей стоимости
не ниже, чем NPVi
Исходные
данные для построения профилей
риска инвестиционного
проекта
Таблица
2.3.3
Часто
используют кумулятивный профиль риска,
по таким графикам легко определить,
с какой вероятностью капиталовложения
неубыточны.
На
основании данных табл. 15 отражен профиль
риска – зависимость NPVi
от вероятности Pi для каждого из
девяти исходов.
На
рис. 3 представлен кумулятивный профиль
риска. Он отражает зависимость чистой
текущей стоимости и кумулятивных вероятностей.
Рис. 3. Профиль
риска
Исходя
из расчетов, проведенных в процессе
анализа рисков по инвестиционному
проекту, и из построенных профилей
риска, можно сделать следующие
выводы.
Проект
может считаться эффективным, так
как все значения NPV положительны,
значение ожидаемой величины чистой текущей
стоимости достаточно высоко, среднеквадратичное
отклонение, характеризующее степень
разброса возможных результатов NPV. Вышесказанное
говорит о незначительном риске данного
проекта.
Подводя
итог проведенным расчетам чувствительности
чистой текущей стоимости, анализу
рисков проекта, а также расчетам
внутренней нормы доходности, индекса
рентабельности и срока окупаемости инвестиций,
можно сделать вывод – проект следует
признать эффективным.
Заключение
В процессе
подготовки курсовой работы нами были
проанализированы как теоретические
аспекты организации инвестиционного
процесса отечественными коммерческими
банками.
Так,
нами было выявлено, что банковские
инвестиции в ликвидные ценные бумаги
играют ряд важных функций в вопросах
внутрибанковского управления. Эти ценные
бумаги обеспечивают дополнительный,
отличный от кредитов, источник дохода,
который особенно значим для руководства
и акционеров банка, когда доходы по предоставленным
ссудам снижаются. Вложения банка в ценные
бумаги также представляют собой источник
ликвидности для ограничения объема наличных
резервов, а также заимствования на денежном
рынке в случае возникновения необходимости
в средствах при изъятии депозитов или
для удовлетворения других насущных потребностей
в финансах.
Банки
покупают множество различных видов
инвестиционных ценных бумаг. При рассмотрении
того, какие ценные бумаги приобретать
и держать, руководство банка
должно учитывать ряд существенных
факторов: ожидаемые нормы доходности,
налоговые обязательства банка,
процентный риск, кредитный риск, риск
несбалансированной ликвидности, инфляционный
риск и залоговые требования.
Современный
процесс инвестирования представляет
собой приобретение инвестором различных
активов. В соответствии с принятыми
в мировой практике положениями
любая совокупность инвестиционных
ценностей, находящихся в собственности
одного инвестора называется инвестиционным
портфелем. Его составляющими являются
так называемые элементы инвестиционного
портфеля, представляющие собой инвестиционные
ценности различных видов. Каждый вид
инвестиций имеет собственные отличительные
черты.
Главная
цель инвестиционной политики коммерческого
банка заключается в формировании инвестиционного
портфеля, который представляет собой
диверсифицированную совокупность вложений
в различные виды активов. Портфель –
собранные воедино различные инвестиционные
ценности, служащие инструментом для достижения
конкретной инвестиционной цели инвестора.
Методом
снижения риска серьезных потерь
служит диверсификация портфеля, т. е.
вложение средств в проекты и ценные бумаги
с различными уровнями надежности и доходности.
Риск снижается, когда вкладываемые средства
распределяются между множеством разных
видов вложений. Диверсификация уменьшает
риск за счет того, что возможные невысокие
доходы по одному элементу портфеля будут
компенсироваться высокими доходами по
другому. Минимизация риска достигается
за счет включения в портфель множества
различных элементов, не связанных тесно
между собой, чтобы избежать синхронности
циклических колебаний их деловой активности.
Учитывая специфику российского рынка,
можно предложить еще два метода, позволяющих
существенно приблизить начальную цену
пакета акций к рыночным котировкам: метод
расчетной капитализации и метод группировок.
Библиографический
список
1.Алексеев
М.Ю. Рынок ценных бумаг. М., Финансы и статистика
1992. — 352 с.
2.Балабанов
И.Т. Банковское дело. Санкт-Петербург:
Питер, 2001, 304 с.
3.Бланк
И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебн.
курс. - К.: Эльга-Н: Ника-центр, 2001. - 448 с.
4.Ван Хорн
Дж.К. Основы управления финансами. Москва:
Финансы и статистика, 2003, 800 с
5.Грязнова
А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. Москва:
Финансы и статистика, 2003, 512 с.
6.Игонина
Л.Л. Инвестиции. Москва: Юристъ, 2005,
48 и т.д.................