На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная политика банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение 3
Глава1 Теоретическая часть
      Понятие, элементы и цели инвестиционной политики банков 5
      Разработка основных направлений инвестиционной политики банков 111.2.1  Определение источников финансирования инвестиций  13
      Современные направления реструктуризации банковской системы 16
    1.3.1 Перспективы развития инвестиционной деятельности коммерческих банков 26
Глава 2 Методологическая часть 31
Глава 3 Практическая часть
2.1 Инвестиционный  анализ 34
2.2 Анализ чувствительности  инвестиционного проекта к изменению  внешних и внутренних параметров 45
2.3 Построение  дерева решений вариантов развития инвестиционного проекта 53
Заключение 60
Библиографический список 62 
 
 
 

Введение 

       На  сегодняшний день главной функцией банков является предоставление кредитов. В странах с развитыми рыночными  отношениями органами власти специально контролируется возможность доступа  к финансовым услугам банков широких  слоев населения. Одной из наиболее жизненно важных услуг такого рода является выдача ссуд, которые используются частным бизнесом для осуществления  инвестиций и потребительских целей.
       Однако  не все банковские средства могут  быть размещены в виде ссуд. Большая  часть ссуд неликвидна, т.е. они не могут быть быстро проданы тогда, когда банку срочно требуются  наличные денежные средства. Другая проблема состоит в том, что ссуды из-за достаточно высокой вероятности  их не возврата со стороны заемщика среди всех форм банковского кредита относятся к самым рисковым банковским активам, а для мелких и средних банков большая часть выдаваемых ссуд связана с определенным регионом. Следовательно, любое значительное снижение экономической активности в этом регионе ухудшит качество кредитного портфеля банка.
       По  всем перечисленным причинам банки  стали направлять значительную часть  своего портфеля активов во вложения в другой важный вид доходных активов - в ценные бумаги. По оценкам специалистов объем направляемых в ценные бумаги средств составляет от 1/5 до 1/3 общего объема портфеля. Ценные бумаги банков включают в себя государственные  ценные бумаги и регламентированные законом категории акций. Эти  составляющие банковских портфелей  активов выполняют ряд важнейших  функций, обеспечивая банкам доходность, ликвидность и диверсификацию с  целью снижения риска, а также  выводя часть доходов банка из-под  налогообложения. Такие вложения стабилизируют  доходы банка, обеспечивая дополнительные поступления в то время, когда  остальные их источники почти истощены. Таким образом, актуальность исследования особенностей банковского инвестирования на сегодня трудно переоценить.
       Основная  цель данной дипломной работы – изучить особенности организации инвестиционного процесса отечественными коммерческими банками.
       Поставленная  цель определила необходимость решения взаимосвязанных заданий:
    определения основных элементов и целей инвестиционной политики банков;
    разработка основных направлений инвестиционной политики банков;
    проанализировать современные направления реструктуризации банковской системы.
    Курсовая  работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования. В основой части анализируется поставленная проблема. В заключении сформулированы основные результаты проведенной работы.
 


1.1 Понятие и элементы инвестиционной политики банков  

     Инвестиционная политика коммерческих банков предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения. В организационном аспекте она выступает как комплекс мероприятий по организации и управлению инвестиционной деятельностью, направленных на обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска. Важнейшими взаимосвязанными элементами инвестиционной политики являются стратегические и тактические процессы управления инвестиционной деятельностью банка.
     Под инвестиционной стратегией  понимают определение долгосрочных  целей инвестиционной деятельности  и путей их достижения. Ее последующая  детализация осуществляется в  ходе тактического управления  инвестиционными активами, включающего  выработку оперативных целей  краткосрочных периодов и средств  их реализации. Разработка инвестиционной  стратегии является, таким образом,  исходным пунктом процесса управления  инвестиционной деятельностью.
     Формирование инвестиционной тактики  происходит в рамках заданных  направлений инвестиционной стратегии  и ориентировано на их выполнение  в текущем периоде. Оно предусматривает  определение объема и состава  конкретных инвестиционных вложений, разработку мероприятий по их  осуществлению, а в необходимых  случаях — составление моделей  принятия управленческих решений  по выходу из инвестиционного  проекта и конкретных механизмов  реализации этих решений.
     Разработка инвестиционной политики  банка является достаточно сложным  процессом, что обусловлено следующими  обстоятельствами. Прежде всего, вследствие продолжительности инвестиционной деятельности, она должна осуществляться на основе тщательного перспективного анализа, прогнозирования внешних условий (состояния макроэкономической среды и инвестиционного климата, конъюнктуры инвестиционного рынка и его отдельных сегментов, особенностей налогообложения и государственного регулирования банковской деятельности) и внутренних условий (объема и структуры ресурсной базы банка, этапа его жизненного цикла, целей и задач развития, относительной доходности различных активов с учетом факторов риска и ликвидности и др.), вероятностный характер которых затрудняет формирование инвестиционной политики.
     Кроме того, определение основных  направлений инвестиционной деятельности  связано с масштабными проблемами  исследования и оценки альтернативных  вариантов инвестиционных решений,  разработки оптимальной, с позиций  прибыльности, ликвидности и риска  модели инвестиционного развития. Существенно усложняет выработку  инвестиционной политики изменчивость  внешней среды деятельности банков, определяющей необходимость периодической  корректировки инвестиционной политики, учета прогнозируемых изменений  и выработки системы оперативного  реагирования. Поэтому формирование  инвестиционной политики банков  сопряжено с существенными трудностями  даже в условиях устойчиво  развивающейся экономики.
     Предпосылкой формирования инвестиционной  политики служит общая деловая  политика развития банка, основные  цели которой являются приоритетными  при разработке стратегических  целей инвестиционной деятельности. Представляя собой важный составной  элемент общей экономической  политики, инвестиционная политика  выступает фактором обеспечения  эффективного развития банка.  1 Процесс формирования инвестиционной политики банка в наиболее общем виде представлен на рис. 7.1.
 

Формулирование  целей инвестиционной деятельности
     Основная цель инвестиционной деятельности банка может быть сформулирована как увеличение дохода от инвестиционной деятельности при допустимом уровне риска инвестиционных вложений.
     Помимо общей цели, разработка инвестиционной политики в соответствии с избранной банком стратегией экономического развития предусматривает учет и специфических целей, в качестве которых выступают:
обеспечение сохранности банковских ресурсов;
расширение  ресурсной базы;
диверсификация  вложений, осуществление которой  уменьшает общий риск банковской деятельности и ведет к росту  финансовой устойчивости банка;
поддержание ликвидности;
минимизация доли не приносящих дохода активов (наличные деньги, средства на корреспондентских  счетах в Центральном банке) за счет замещения их части краткосрочными инвестициями, имеющими сопоставимую с денежными средствами степень ликвидности, но приносящими при этом некоторый доход;
расширение  сферы влияния банка посредством  проникновения на новые рынки;
увеличение  круга клиентов и усиление воздействия  на их деятельность путем участия  в инвестиционных проектах, в создании и развитии предприятий, приобретении ценных бумаг, паев, долей участия  в уставных капиталах предприятий;
получение дополнительного эффекта при  приобретении акций финансовых институтов, покупке филиалов, учреждение дочерних финансовых институтов в результате увеличения капитала и активов, соответствующего расширения масштабов операций, мобильного перераспределения имеющихся ресурсов, диверсификации средств, выхода на новые  рынки, экономии текущих затрат.
         Инвестиционная деятельность банков имеет существенные отличия от других направлений их деятельности, в частности от такой важной, как кредитование клиентов. Рассмотрим основные отличия инвестиций от ссуд.
Идея  ссуды предполагает использование  средств в течение сравнительно короткого отрезка времени при условии возврата ссуды или ее эквивалента. Инвестирование же означает вложение денег с целью обеспечить приток средств на протяжении относительно продолжительного периода времени до того, как вложенные деньги вернутся к владельцу.
При банковском кредитовании инициатором сделки обычно выступает заемщик, а при инвестировании инициатива принадлежит банку, который  стремится купить активы на рынке.2
В большинстве  кредитных сделок банк — главный  и практически единственный кредитор, тогда как в инвестиционном процессе он, как правило, один из многих участников.
      Основные факторы, определяющие направления и цели инвестиционной политики банка, — это потребность в доходе и ликвидности, готовность руководства жертвовать ликвидностью во имя прибыли, и наоборот, т.е. готовность идти на больший или меньший риск. Однако риск связан не только с инвестиционной деятельностью, но, в частности, и с операциями с ценными бумагами. Тем не менее риск активных операций с ценными бумагами можно уравновесить осторожной политикой в других областях. При разработке инвестиционной политики необходимо иметь в виду степень риска, которую руководство банка считает приемлемой при формировании портфеля инвестиций.
     Глобальной целью политики банка можно считать максимизацию прибыли от размещаемых активов. Что касается инвестиционной деятельности, то следует выделить систему подцелей инвестиционной политики, которые реализует банк: стабильность получения доходов на протяжении продолжительного времени, использование налоговых льгот, связанных с выплатой доходов по определенным видам ценных бумаг, минимизация рисков, связанных с инвестициями, страхование инвестиций путем включения в инвестиционный портфель различных видов ценных бумаг.
     Кроме того, инвестиционная деятельность банка должна удовлетворять потребности клиентов в различных формах инвестиций, обеспечивать конкурентоспособность банка и иметь социальную направленность, т.е. поддерживать его имидж как социально значимого элемента.
     Таким образом, цель инвестиционной деятельности коммерческого банка заключается в том, чтобы обеспечить банку сохранность средств, диверсификацию и ликвидность.3
     Цели инвестирования можно выразить количественно. В этом случае инвестор определяет конкретные значения желаемого уровня доходности, формы ее получения и приемлемого риска в привязке к определенному периоду.
      Проблемы участия российских банков в инвестиционном процессе во многом связаны со спецификой становления банковского сектора в нашей стране. Это порождает необходимость анализа участия банков в инвестировании экономики, как с точки зрения оценки их инвестиционных возможностей, так и с точки зрения форм банковского инвестирования, во взаимосвязи с процессом формирования отечественной банковской системы.
      В процессе проведения рыночных реформ в российской экономике централизованная банковская система была заменена двухуровневой с многочисленным слоем негосударственных банков. Особенности становления российской банковской системы характеризуются следующими признаками: минимальные сроки ее создания и инфляционная основа воспроизводства банковского капитала.
      Главными факторами, препятствующими  активизации банковского инвестирования  производства, являются:
- высокий уровень  риска вложений в реальный  сектор экономики;
- краткосрочный  характер сложившейся ресурсной  базы банков;
- несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов.
1.2 Разработка  основных направлений инвестиционной  политики банков. 

     Определение оптимальных способов реализации стратегических целей инвестиционной деятельности предполагает выработку основных направлений инвестиционной политики и установление принципов формирования источников финансирования инвестиций. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие направления инвестиционной политики:
- инвестирование с целью получения дохода в виде процентов, дивидендов, выплат из прибыли;
- инвестирование с целью получения дохода в виде приращения капитала в результате роста рыночной стоимости инвестиционных активов;
- инвестирование с целью получения дохода, составляющими которого выступают как текущие доходы, так и приращение капитала. 

     Ориентация на одно из указанных направлений является ключевым звеном формирования инвестиционной политики, определяющим состав объектов инвестирования, источник получения дохода, уровень приемлемого риска и подходы к анализу инвестиций.
     При выборе первого направления инвестиционной политики определяющее значение придается стабильности дохода. Отражая традиционные подходы к инвестированию, данное направление лежит в основе консервативной инвестиционной политики. Оно предусматривает вложение средств в активы с фиксированной доходностью в течение длительного периода времени при минимальном риске, высокой надежности и ликвидности инвестиций. Основной целью инвестиционного анализа является выявление степени надежности вложений, гарантированности доходов, уровня рисков и возможностей их хеджирования. Особое внимание уделяется ретроспективным и текущим аспектам анализа, сбору и обработке информации, характеризующей движение процентных ставок, доходность ценных бумаг, рейтинги компаний — эмитентов ценных бумаг.4
     При ориентации инвестиционной политики на приращение капитала на первый план выдвигается стабильность увеличения рыночной стоимости инвестиционных активов, а их доходность рассматривается лишь как один из факторов, определяющих стоимость активов. Политика, направленная на рост капитала, связана с вложениями средств в инвестиционные объекты, которые характеризуются повышенной степенью риска, обусловленной возможностью обесценения их стоимости. Рост рыночной стоимости объектов инвестирования может происходить как в результате улучшения их инвестиционных качеств, так и кратковременных колебаний рыночной конъюнктуры. При этом возрастает роль спекулятивной составляющей.
Особенности данного типа инвестиционной политики определяют усиление роли перспективных  аспектов анализа по сравнению с  ретроспективным и текущим анализом при принятии инвестиционных решений. Выбор рассматриваемого направления в качестве приоритетного характерен для агрессивной инвестиционной политики, целью которой является достижение высокой эффективности каждой инвестиционной операции, максимизации дохода в виде разницы между ценой приобретения актива и его последующей стоимостью при ограниченном периоде инвестирования.
     В практике банковской деятельности оба направления инвестиционной политики могут сочетаться в различных формах, позволяющих, как правило, усилить преимущества и сгладить недостатки. Вариантом такой комбинации выступает умеренная инвестиционная политика, при которой предпочтение оказывается достаточной величине дохода в виде как текущих выплат, так и приращения капитала при не ограниченном жесткими рамками периоде инвестирования и умеренном риске. 

1.2.1Определение источников финансирования инвестиций  

     Все формы и виды инвестиционной деятельности банков осуществляются за счет формируемых ими ресурсов. Политика формирования инвестиционных ресурсов призвана обеспечить осуществление инвестиционной деятельности в заданных масштабах и направлениях, эффективное использование собственных и привлеченных средств, вложенных в инвестиционные активы.
     Разработка основных направлений инвестирования сопряжена с проведением одновременной работы по определению источников их финансирования. Прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов производится на основе сопоставления объемов, предусмотренных при формировании основных направлений инвестиционной деятельности, и долей, приходящихся на инвестиционные активы при распределении эффективного потенциала банков между различными группами активов, с учетом предстоящих потоков денежных средств в виде платежей и поступлений, оценки возможностей привлечений средств на финансовом рынке в рамках обшей финансовой стратегии банка.
При этом требуется обеспечение соответствия не только общих объемов инвестиций и источников их финансирования, но и ряда структурных показателей. Такие важные характеристики инвестирования, как доходность и риск, в немалой  степени зависят от вида используемых для финансирования инвестиций банковских ресурсов, различающихся по стоимости  привлечения, степени риска их изъятия  и др.
     Важным элементом инвестиционной политики является анализ структуры пассивов, выбор оптимального соотношения между собственным капиталом банка и его долговыми обязательствами, определение структуры долговых обязательств по срокам погашения, рискам изменения стоимости, прогнозирование альтернативных форм мобилизации инвестиционных ресурсов. Такая стратегия формирования инвестиционных ресурсов дает возможность сопоставить структурные показатели источников финансирования инвестиций с характеристикой рассматриваемых объектов инвестирования, сгруппированных по срокам, ликвидности и перспективам увеличения.
     Принятие инвестиционных решений банка должно быть ориентировано на достижение оптимального соотношения между объемом и структурой вложений и их ресурсным обеспечением с позиций максимальной доходности и минимального риска, что является целевой функцией инвестиционной политики банка. Это предполагает прогнозирование направлений инвестирования в предстоящем периоде на основе прогнозируемых изменений объема и структуры инвестиционных вложений и источников их финансирования.
     Таким образом, управление инвестиционной деятельностью должно охватывать как формирование основных направлений инвестирования, так и определение необходимого ресурсного обеспечения.
     При формировании источников финансирования конкретных видов инвестиционных вложений необходим учет специфики различных видов банковских ресурсов, позволяющий осуществить их анализ по степени стабильности, издержкам привлечения и другим критериям.
     Наиболее надежным и устойчивым источником финансирования инвестиций являются собственные средства (капитал) коммерческого банка. Собственные средства банка вследствие существенной специфики банковского дела по сравнению с другими сферами коммерческой деятельности занимают небольшую долю в общем объеме банковских ресурсов.
     Основными источниками финансирования активных операций, составляющими наибольшую долю в структуре банковских пассивов, являются депозитные средства (срочные и до востребования). Депозиты до востребования в отличие от срочных вкладов, выступая более дешевым источником ресурсов для банка, вместе с тем составляют группу пассивов, характеризующихся повышенной степенью риска изъятия.
     Значительная часть привлеченных российскими банками средств носит бессрочный или краткосрочный характер. Это обстоятельство лежит в основе негативной оценки многими экономистами инвестиционного потенциала российских банков. Однако и при сложившейся структуре ресурсной базы имеются определенные возможности использования части краткосрочных средств для финансирования средне- и долгосрочных инвестиций без нарушения ликвидности.
     Несмотря на постоянное движение средств на отдельных счетах, в общей их совокупности можно выделить некий стабильный, неснижаемый остаток. Коэффициент трансформации, характеризующий границы трансформации бессрочных ресурсов в срочные, по расчетам составляет 10—40% от суммы величины остатков на счетах до востребования.5
     Рост возможностей по привлечению средств в депозиты связан также с использованием депозитных и сберегательных сертификатов, других финансовых инструментов, появившихся на российском рынке. Увеличение объемов их выпуска, срока обращения нивелирует колебания депозитов, способствует расширению ресурсной базы инвестиций банков. Стратегия поддержания устойчивости депозитов является важнейшей составляющей общей стратегии коммерческих банков.
     В качестве источников финансирования инвестиций могут использоваться и ресурсы, формируемые за счет привлечения займов. К ним относят кредиты Центрального банка, межбанковские ссуды, средства, полученные в результате эмиссии долговых обязательств (облигаций, векселей). Заемные источники используются для финансирования инвестиций банками, проводящими активную политику. Для расширения возможностей финансирования инвестиционных активов, поддержания ликвидности они часто прибегают к обширным займам денежных средств на финансовом рынке. При этом важнейшим условием использования заемных средств является сопоставление издержек их привлечения с предполагаемыми доходами от инвестиционной деятельности.
     На основе анализа специфики движения различных видов банковских ресурсов исходя из степени стабильности можно выделить следующие три группы:
- наиболее стабильные (собственные средства банков и долгосрочные обязательства);                    
- стабильные (срочные и сберегательные депозиты, займы у других банков, неснижаемый остаток депозитов до востребования);
- нестабильные (подверженные колебаниям остатки депозитов до востребования). 

     Чем больше доля стабильной и дешевой части банковских ресурсов, тем при прочих равных условиях выше прибыльность и устойчивость коммерческого банка. Любые сдвиги в структуре активов и пассивов воздействуют на доходность и степень риска банковских операций. В основе этих сдвигов лежат изменения кредитной и инвестиционной политики банка, которые, в свою очередь, определяются целым рядом макроэкономических и микроэкономических факторов. 

1.3 Современные  направления реструктуризации банковской  системы.
     Важнейшими предпосылками активизации банковского инвестирования экономики является создание долгосрочной ресурсной базы банковского сектора и формирование условий для его эффективной деятельности по обслуживанию потребностей производства, что связано с осуществлением комплекса мер по реструктуризации банковской системы России.
Основные этапы реструктуризации российской банковской системы
     Объективная необходимость в реструктуризации банковской системы возникла еще в середине 90-х годов, что нашло свое отражение, в частности, в рекомендациях экспертов международных финансовых организаций, представленных правительству страны в 1995 г. Однако решение о проведении реструктуризации было принято лишь осенью 1998 г. в условиях острейшей фазы финансового кризиса, когда Правительство РФ и Банк России издали совместный документ «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации».6 
Процесс реструктуризации российской банковской системы включал:

1) неотложные  меры по восстановлению ликвидности  и платежеспособности банковской системы;
2) среднесрочные  меры по восстановлению способности  банковской системы оказывать  базовый комплекс услуг, по  совершенствованию банковского надзора и менеджмента;
3) стратегические  меры, направленные на полное  восстановление ликвидности банковской  системы, рост капитальной и  ресурсной базы, создание стимулов  для эффективного взаимодействия  с реальным сектором экономики. 
    В порядке проведения неотложных мер по восстановлению ликвидности кредитных организаций и предотвращению коллапса платежной системы был использован комплекс средств, включавших:

1) передачу  в Сбербанк РФ вкладов населения  из шести крупнейших коммерческих  банков, из банков, в которых частные  вклады превышали 300 млн руб., а также из других банков по их ходатайству и согласованию с администрациями субъектов Федерации;
2) корректировку  политики обязательных резервных  требований, изменение нормативов  обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
3) проведение  многостороннего клиринга межбанковских  расчетов с внеочередным регулированием  обязательных резервов и использованием  части этих резервов для покрытия недостатка средств у банков;
4) неприменение  санкций за нарушения экономических  нормативов вследствие снижения  капитала, если причиной снижения  явился кризис на финансовых рынках;
5) предоставление  стабилизационных кредитов крупнейшим  банкам, ряду региональных банков  и отдельным социально значимым банкам;
6) выпуск  облигаций Банка России, которые  могли использоваться для обеспечения кредитов ЦБ РФ;
7) корректировку  учетной политики Банка России.  
Проведение этих мер позволило ослабить напряженность ситуации в банковском секторе, повысить ликвидность и платежеспособность кредитных организаций и перейти к осуществлению среднесрочных задач первого этапа реструктуризации банковской системы.

Содержание первого этапа реструктуризации банковской системы
     Принятый подход к реструктуризации банков предполагал выделение четырех групп кредитных организаций, для каждой из которых предусматривалась особая стратегия поведения и степень участия государства. Так, к первой группе были отнесены стабильно работающие банки, не испытывавшие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью и способные работать без государственной поддержки, ко второй — региональные банки, которые должны были стать «опорными» в будущей региональной банковской системе при поддержке государства, третьей — отдельные не имевшие возможности самостоятельно продолжать банковские операции крупные банки, которые нецелесообразно ликвидировать вследствие слишком высоких социальных и экономических издержек, четвертой — банки, испытывавшие существенный дефицит ликвидности или собственных средств, или проблемные банки. 
По оценкам Банка России, из 1473 действующих на тот период банков 1032 (70%) являлись финансово стабильными, способными работать без государственной поддержки; 441 банк (30%) относился к проблемным, характеризовавшимся значительным дефицитом ликвидных средств и капитала, не способным выйти самостоятельно из кризиса. Ряду проблемных банков, в составе которых было 18 крупнейших банков, планировалось оказать государственную поддержку, учитывая их экономическую и социальную значимость (на данную группу банков приходилось почти 50% активов и 45% вкладов населения без Сбербанка РФ). 
Важная роль в процессе реструктуризации отводилась Центральному банку РФ и специально созданному институту — Агентству по реструктуризации кредитных организаций (АР КО).7

    Задачи Центрального банка состояли в разработке проекта Концепции развития банковской системы, активизации работы по восстановлению банковского сектора, обеспечению расчетов и стимулированию рекапитализации банков. Банк осуществлял контроль за реализацией кредитными организациями планов финансового оздоровления, поддерживал ликвидность платежеспособных банков посредством денежно-кредитных инструментов, отзывал лицензии у нежизнеспособных банков. 
На АРКО возлагались основные функции по реструктуризации кредитных организаций: управление государственными средствами, выделенными на данные цели, кредитование коммерческих банков, в том числе и под залог их акций, управление активами кредитных организаций, участие в процедурах банкротства. 
     Меры первого этапа реструктуризации банковской системы, предпринятые в 1999 г. исполнительной, законодательной властью и Банком России, позволили сохранить жизнеспособное ядро банков, восстановить основные операции на рынке банковских услуг. Принятие федеральных законов «О реструктуризации кредитных организаций» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» способствовало формированию правовой среды, реструктуризации банковской системы и активизации деятельности Банка России по ликвидации банков с неудовлетворительным финансовым состоянием и не имевших перспектив развития. 
     К итогам первого этапа реструктуризации можно отнести: уменьшение количества проблемных банков, рост рекапитализации банков, восстановление масштабов банковской деятельности и доверия к банковской системе со стороны клиентов, вкладчиков, кредиторов. Увеличилось присутствие иностранного капитала в банковском бизнесе, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций возросла с 4% в 1998 г. до 14% в 2000 г. Однако достижение позитивных результатов по ряду направлений не означает, что удалось добиться полного преодоления последствий банковского кризиса и оздоровления банковской системы.

Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы
     Задачи второго этапа реструктуризации состоят в обеспечении устойчивого роста капитальной базы и реальных объемов банковских операций, выведении с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций и усилении взаимосвязи банков с реальным сектором экономики. Эффективность реструктуризации банковской системы будет зависеть от того, насколько удастся обеспечить развитие взаимосвязей банковского и реального секторов экономики, использовать новые способы и формы участия государства в кредитной поддержке экономики через банковскую систему. Без учета связи с реальным сектором могут быть воспроизведены пороки прежней системы с ее ориентированностью на спекулятивные операции. 
     Поэтому реструктуризацию банковской системы следует рассматривать не как комплекс технических мер по восстановлению работоспособности кредитных организаций, а как регулируемый государством процесс эффективных структурных сдвигов в банковской сфере,сопровождающийся соответствующими изменениями в государственной финансовой политике и направленный на формирование динамично развивающейся и адекватной потребностям народного хозяйства банковской системы. 
Как показывает международная практика, реструктуризация банковской системы является длительным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Мировой опыт свидетельствует также о многовариантности путей реформирования банковских систем. Поэтому одним из основных принципов реструктуризации является выбор таких способов ее проведения, которые обеспечили бы минимизацию затрат.

     В числе вариантов восстановления банковской системы, как правило, рассматриваются: самостоятельный выход банков из кризиса посредством консолидации банков различных классов, усиление государственной поддержки банковской системы, расширение участия иностранного капитала в банковском секторе и увеличение квоты иностранного капитала в уставном капитале российских банков, устанавливаемой Банком России. 
Следует отметить, что при всей желательности варианта реформирования банков путем наращивания их собственных усилий, с учетом глубины системного банковского кризиса он недостаточно реалистичен. Если восстановление капитала банковской системы будет осуществляться только собственными усилиями банков (за счет зарабатываемой прибыли), это потребует как минимум пять лет, что вряд ли отвечает потребностям национальной экономики.      

     Осуществление широкой государственной поддержки банковской системы требует значительных средств. Страны, проводившие реструктуризацию банковской системы, несли крупные затраты: США 3—5% ВВП, Испания, Венгрия — около 1%, Чили — более 30%. Реализация государственной программы по реформированию банковского сектора в Южной Корее оценена в 1,7 млрд долл.
    Масштабное привлечение средств западных инвесторов сопряжено с созданием мощной конкуренции отечественным банкам, и так ослабленным финансовым кризисом, поскольку зарубежные кредитные организации обладают большим опытом, имеют лучшую репутацию и предлагают более широкий спектр услуг. В связи с этим наиболее приемлемым способом реструктуризации банковской системы представляется использование не отдельно взятого варианта из числа рассмотренных, а их определенная комбинация, включающая адресную селективную государственную поддержку и создание условий для деятельности жизнеспособных банков, привлечения внешних инвесторов, расширения капитальной и ресурсной базы. При этом консолидация банковского капитала, которая, по оценкам специалистов, осуществляется очень медленно, может быть ускорена при стимулирующем воздействии государства. 8
     Так, создание Агентства по реструктурированию банков, аналоги которого существовали в различных странах (США, Японии, Бразилии и др.), как раз призвано содействовать процессу слияния банков, в том числе за счет покупки Центральным банком части долгов проблемных банков, и оздоровлению кредитных организаций путем проведения работы с проблемными активами и пассивами санируемой организации. Финансовые ресурсы АРКО первоначально составляли всего 10 млрд руб., что позволяло осуществить санацию лишь части банков. По состоянию на 1 августа 2000 г. АРКО осуществлялись мероприятия по реструктуризации 19 кредитных организаций; из них 15 перешли под управление АРКО. 
При отсутствии в бюджете достаточных средств для реструктуризации банков основное значение придается созданию макроэкономических условий, благоприятствующих капитализации и расширению ресурсной базы банков, формированию законодательно-правовых основ банковской деятельности, совершенствованию банковского надзора. Важными принципами проведения реструктуризации банковской системы является индивидуальный подход к конкретному банку, осуществление государственной поддержки при условии разработки и реализации плана реструктуризации банка, ориентация на увеличение капитальной и ресурсной базы путем привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов. 
Восстановление и наращивание инвестиционного потенциала коммерческих банков в рамках комплекса мер по реструктуризации банковской системы России предполагает усиление роли государства в формировании долгосрочной ресурсной базы банковской системы, соответствующей потребностям инвестирования реального сектора, восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, клиентов, отечественных и иностранных кредиторов. В основу усиления государственной поддержки реструктуризации банковской системы должен быть положен разумный компромисс между необходимостью развития банковской сферы и возможностями федерального бюджета.

     Особенно актуальным является принятие пакета законов, необходимого для реализации этих мер, в частности федеральных законов «О гарантировании вкладов граждан в банках», «О банковских холдингах», «О государственном архиве кредитных историй», а также оперативная корректировка действующего законодательства, внесение изменений и дополнений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».
     Поскольку банковская система представлена в основном небольшими банками, масштабное инвестирование реального сектора может быть осуществлено на основе банковских объединений или создания временных альянсов. Наиболее перспективными формами являются: реорганизация системы региональных банков на основе выделения опорных банков с развитой филиальной сетью; формирование смешанных пулов российских и иностранных банков; интеграция банковского капитала с промышленным в форме финансово-промышленных групп.
     Вместе с тем в сложившихся условиях становится весьма актуальной необходимость развития системы специализированных инвестиционных банков, в том числе с государственным участием. В большинстве стран с переходной экономикой доля участия государства является довольно весомой, %: в Китае 99, Индии 88, Индонезии 85, Тайване 77, Бразилии 48, Польше 46, Аргентине 36, Венесуэле 30, Мексике 28. 
Без опоры на крупные банки с государственным участием вряд ли возможно решение задач аккумулирования достаточных финансовых ресурсов, их перераспределение между секторами экономики, удовлетворение спроса крупных предприятий на инвестиционные ресурсы, привлечение иностранного инвестиционного капитала. Участие государства в банковском секторе соответствует переходному этапу развития России. При этом следует учитывать, что при создании определенных условий государство должно уменьшать свое присутствие в банковском секторе. Это подтверждается и мировой практикой. Так, значительно сокращено участие государства в коммерческом банковском секторе в Германии (хотя оно продолжает оставаться значительным), во Франции, Италии, других западноевропейских странах.9 
     Действующие в российской экономике финансовые институты с государственным участием (Российская финансовая корпорация, Всероссийский банк развития регионов, Росэксимбанк и др.) пока отличаются низкой эффективностью. Отозвана лицензия у Российского банка реконструкции и развития. Созданный в июле 1999 г. Российский банк развития (РБР) пока не играет существенной роли в финансировании инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики. 
Однако при условии ориентации деятельности на осуществление инвестиций в производство, государственную поддержку высокотехнологичных производств, реструктуризацию предприятий, представивших обоснованные планы стратегического развития, обслуживание целевых государственных займов, привлечение сбережений населения под государственные гарантии государственные банки развития могут существенно изменить ситуацию во взаимоотношениях банковского и реального секторов экономики. 
При этом банки с государственным участием, как и кредитные организации других форм собственности, должны работать на рыночных принципах, оценивая риски своей деятельности и отвечая по своим обязательствам. 
Действительные возможности развития инвестиционной деятельности в сложившихся условиях во многом зависят от эффективной реструктуризации банковской системы. Серьезные изменения в роли и значимости не только отдельных крупных или мелких, но целых групп банков, происшедшие под воздействием финансового кризиса, ориентируют многие из них на поиск более рациональных форм взаимодействия с отечественной промышленностью, другими сферами деятельности национальной экономики. В связи с этим весьма полезным может оказаться изучение богатого опыта, накопленного в этой области в мировой практике, и возможностей его использования в российской экономике.

1.3.1  Перспективы развития инвестиционной деятельности коммерческих банков.
    Банковский сектор в Российской Федерации функционирует на принципах рынка. Как свидетельствуют результаты оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2002-2003 годах, целый ряд компонентов нормативного регулирования банковской деятельности соответствует, или максимально приближен к международно-признанным подходам.
После финансово-экономического кризиса 1998 года банковский сектор развивается на фоне в целом позитивной макроэкономической ситуации в стране, обусловленной в том числе благоприятными условиями внешней торговли. Растут производство товаров и услуг, реальные доходы населения, повышается инвестиционная активность.
Динамика  основных параметров, характеризующих  состояние банковского сектора  в 2002-2004 годах, свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российского банковского сектора в этот период.
Деятельность  кредитных организаций в большей  степени ориентируется на потребности  реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций  качество их кредитных портфелей  остается в основном удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. В результате доля Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России) в привлеченных банковским сектором во вклады (депозиты) средств физических лиц имеет тенденцию к снижению.
Повышаются  финансовые результаты деятельности кредитных организаций. За 2009 год прибыль банковского сектора составила 177,9 млрд. рублей, за 2006 и 2007 годы -- соответственно 128,4 млрд. руб. и 93 млрд. рублей [24].
К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень  бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.
К внешним  сдерживающим факторам можно отнести  высокие риски кредитования, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности  банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.10
Помимо  этого, российская экономика в целом  и банковская сфера в частности  имеют относительно невысокую инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствует  динамика инвестиций, а в отношении  банковского сектора - и снижающаяся доля иностранного капитала.
По-прежнему значительным является административное бремя, возложенное на банки в  связи с отвлечением ресурсов на выполнение несвойственных им функций. Неоправданно усложнена процедура  консолидации капитала (слияний и  присоединений кредитных организаций). Не решен вопрос представления банками  отчетности только в электронной  форме. Наряду с перечисленными факторами существуют такие проблемы методического характера, как необходимость дальнейшего развития системы рефинансирования, в том числе путем расширения круга инструментов управления ликвидностью. Основные проблемы осуществления инвестиционной деятельности коммерческими банками - высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инфраструктурных проектов, непрозрачность правовых основ, обеспечивающих защиту долгосрочных капиталовложений, в частности концессионного законодательства. Нет четкой практики налоговых льгот для инвесторов, вкладывающих средства в капиталоемкие и долгоокупаемые проекты. Системный подход к инвестициям отсутствует, вложения носят фрагментарный характер. Но согласно мнению ведущих специалистов банковского сектора, данная проблема решаема. Для этого на уровне государства следует определить приоритеты направлений инвестиционной деятельности, стимулировать приток средств через предоставление льгот и создание свободных экономических зон, с учетом отрицательного опыта 90х годов. Анализируя структуру вложений российских кредитных организаций в ценные бумаги за последние три года можно наглядно проследить тенденцию роста показателей: по сравнению с 2007 годом в 2006 году объем данного вида вложений увеличился в 2 раза, на 93,00 %. При чем доля объема вложений в рублях возросла в % к общему объему по сравнению с 2007 годом (73,80 %) достигла на начало 2009 г. 83,20%, что свидетельствует о повышении устойчивости российской валюты. Доля торгового портфеля в данной структуре вложений занимает наибольший объем - 63,30 % или в абсолютном выражении 1096,80 млрд.руб, что на 590,70 млрд. руб. больше чем за 2007 год.11
Структура вложений кредитных организаций в ценные бумаги
Таблица 1
      01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.07.2009 01.09.2009
      млрд.руб в % к итогу млрд.руб в % к итогу  
    Объем вложений всего 893,5 100 1329,3 100 1732,1
    в рублях 659,8 73,8 1003 75,5 1441,6
    в иностранной  валюте 233,7 26,2 326,3 24,5 290,5
    В том  числе:          
    торговый  портфель 506,1 56,6 706,9 53,2 1096,8
    в рублях 472,6 52,9 698,5 52,5 1086,6
    в иностранной  валюте 33,5 3,7 8,4 0,6 10,2
    инвестиционный  портфель 367,7 41,2 557,5 41,9 555,4
    в рублях 180,4 20,2 265,9 20 303,6
    в иностранной  валюте 187,3 21 291,6 21,9  
    портфель  контрольного участия 9,6 2,2 64,9 4,9 79,8
    в рублях 6,7 0,7 38,6 2,9 51,2
    в иностранной  валюте 12,9 1,4 26,2 2 28,5
Характерная ситуация складывается и при осуществлении  вложений российскими кредитными организациями  в долговые обязательства. При чем основную долю в данном случае составляют долговые обязательства РФ: около 47,5 на начало 2008 года, и 40,1 % на начало 2009 года.
Структура вложений кредитных организаций  в акции характеризуется преобладанием  вложений в такие виды как, акции  резидентов, за исключением кредитных  организаций (55,9 % к общему итогу в 2008 году), и вложения по договорам с обратной продажей (40,5 % к общему итогу в 2008 году).
Структура вложений кредитных организаций в акции
Таблица 2
  01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.07.2009 01.09.2009
  млрд.руб в % к итогу млрд.руб в % к итогу  
Объем вложений всего 121,3 100 227,9 100 311,2
В том  числе:          
акции кредитных организаций 3 2,5 2,5 1,1 3,7
из  них неконтролируемые 1,2 1 0,9 0,4 1,1
прочие  акции резидентов 92,1 76 115,6 50,7 173,9
из  них неконтролируемые 36,7 30,3 32,5 14,3 43,9
акции банков-нерезидентов 0,3 0,2 0,5 0,2 0,6
из  них неконтролируемые 0,3 0,2 0,5 0,2 0,6
прочие  акции нерезидентов 0,7 0,6 8,4 3,7 6,5
из  них неконтролируемые 0 0 5,8 2,6 5,4
по  договорам с обратной продажей 21,9 18,1 100,8 44,2  
по  договорам займа 3,2 2,6 0,1 0 0,3
Таким образом, одной из наиважнейших задач  банковского сектора является повышение  эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию  денежных средств населения и  организаций и их трансформации  в кредиты и инвестиции. 
 

Глава 3 Методологическая часть.
Анализ эффективности  инвестиционной деятельности.
Метод оценки эффективности инвестиций без учета  дисконтирующего
 множителя.
Таблица №1.
Метод Сущность Преимущества Недостатки Сфера применения
1. Метод  оценки эффективности инвестиций  исходя из сроков их окупаемости (срок окупаемости инвестиций). Срок  окупаемости  инвестиций – это период времени, за который доходы показывают единовременные затраты на реализацию инвестиционных проектов. 1. Простота применения; 2. Использование установленного экономически оправданного срока реализации инвестиционного проекта;
3. Отсутствие необходимости использования метода дисконтирования, что позволяет связать денежные потоки с данными бухгалтерского учета.
1. Не учитывает доходов фирмы, получаемые после завершения экономически оправданного срока окупаемости инвестиций; 2. При использовании метода окупаемости не учитывается временной аспект стоимости денег;
3. Субъективность подхода руководителя инвестиционного проекта в определении экономически  оправданного срока окупаемости инвестиций.
Применяется для больших фирм с маленьким  денежным оборотом, а также для  оценки инвестиционных проектов в условиях недостатка денежных ресурсов.
2. Метод  оценки инвестиций по норме  прибыли на капитал. Сущность этого  метода состоит в определении  соотношения между доходом от реализации инвестиционного проекта  и вложенным капиталом. Простота использования. 1. отсутствие необходимости  учета различной стоимости денег  в зависимости от времени их  получения; 2. усредняются показатели  первоначальной суммы инвестиций  и их остаточной стоимости.
 
 
 
Метод оценки эффективности инвестиций, основанные на дисконтированных оценках.
Таблица №2.
Метод Сущность Преимущества Недостатки Сфера применения
1. Метод  чистой приведенной стоимости. Приведенная стоимость - NPV –представляет разницу между приведенным (дисконтированным) денежным доходом от инвестиционного проекта и единовременными затратами на инвестиции. 1. Характериз. абсолютную величину дохода или убытков, получаемых инвестором 2. NPV обладает свойством аддитивности. 
Применение показателя NPV не всегда удобно, так как абсолютные величины сложно интерпретируются.
Используется в  качестве основного показателя при  проведении анализа оптимального соотношения  составляющих инвестиционного портфеля.
2. Внутренняя норма прибыли. IRR -  представляет собой ту расчетную ставку процента (ставку дисконтирования), при которой сумма дисконтированных доходов за весь период  использования инвестиционного проекта становится равной сумме первоначальных затрат (инвестициям). Характеризует резерв безопасности инвестиционного проекта. 1. В случае чередования притоков и оттоков для одного проекта может быть несколько значений IRR       2. при оценке альтернативных вариантов вступает в противоречие с NPV и IRR. Используется при анализе эффективности инвестиционных проектов.
3.Дисконтированный срок окупаемости инвестиций РР – это срок, за который окупятся первоначальные затраты на реализацию проекта за счет доходов, дисконтированных по заданной процентной ставке (норме прибыли) на текущий момент
1.Использование показателя оправдано когда менеджеры решают задачу ликвидности проекта.                            2.  Нагляден когда инвестиции связаны с высоким уровнем риска. Не принимает во внимание денежные потоки после того, как инвестиционный проект окупится. Широко используется на практике за рубежом, в том числе в малом бизнесе.
 
 
 
Окончание таблицы №2.
4. Оценка  эффективности инвестиционного проекта по методу рентабельности. Рентабельность  -индекс доходности  PI – представляет отношение приведенных денежных доходов к инвестиционным  расходам. 1.  удобен при выборе одного проекта при ряде альтернативных                2. полностью согласуется с показателем NPV и поэтому используется при комплектовании инвестиционного портфеля не характеризует  прогнозную оценку изменения экономического потенциала в случае принятия проекта. используется при  выборе одного из нескольких альтернативных вариантов.
5 Метод  аннуитета. Этот метод дает возможность определить текущую  стоимость взноса, обеспечивающего  в будущем получение заданных равновеликих поступлений при  известном  числе периодов и процентной ставке. Аннуитет – серия равновеликих платежей, относящихся друг от  другу на один равновеликий промежуток времени. Показывает средний показатель по платежам, следовательно инвестор заранее может предположить сколько ему предстоит выплатить в течении года. Не показывает реальную доходность проекта следовательно редко применяется на практике. Ипотечное кредитование, предпринимательская деятельность.
 
 
 
 
 Глава  3 Практическая часть 10 вариант.
2.1 Инвестиционный  анализ
 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.