Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Особенности русской философии XVIII века
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
1. Введение............3
2.
Философские взгляды
М. В. Ломоносова......5
3.
Философские взгляды
А. Н. Радищева......8
4. Особенности русской
философии XVIII века......12
5. Заключение...........19
6. Список использованной
литературы......20
Введение
Всякая философия
является мировоззрением, её совокупностью
наиболее общих взглядов на мир и
место в нем человека. Однако это
не означает, что всякое мировоззрение
является также философией. Понятие ''мировоззрен е''
шире понятия ''философия& 39;'. Это означает,
что первое включает в себя второе. Оно
включает в себя и другие виды мировоззрения--мифолог ческое,
художественное, религиозное и т. д.
Начальный период
становления русской философии -11--17 века.
Этот этап называют по-разному; древнерусская
философия, русская средневековая философия,
философия допетровского периода. Русская
философия этого времени очень близка
по своему типу к западно - европейскому
средневековью с его религиозной направленностью.
Ее отличительной особенностью является
отсутствие самостоятельного статуса
и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.
Центрами духовной жизни в этот период
являются монастыри. Несмотря на общее
единство этого исторического типа философии,
внутри него можно вычленить и более конкретные
периоды; 11-14 вв. - процесс формирования
древнерусской философии; 15-16 вв. - эпоха
ее расцвета; 17в.- начало постепенной смены
философии средневекового типа новоевропейским.
С самого начала
своего зарождения русская философия
характеризуется связью с мировой
философией, но вместе с тем ей присуща
и самобытность. Она возникает
в Киевской Руси и тесно связана
с процессом христианизации, начало
которому было положено крещением Руси
в 988 году.
Русская философия
впитала в себя идеи античной, византийской,
древнеболгарской мысли в христианизированном
виде. При этом она с самого начала
использоваласвой собственный письменный
язык, созданный в 9 веке Кириллом и
Мефодием. Характерной особенностью развития
русской философии является то, что оно
идет через развитие всей русской культуры.
Воплощение и выражение многих философских
идей осуществляется через образы литературы,
изобразительного искусства, архитектуры.
Мировоззренческая
глубина духовного состояния и опыта Древней
Руси запечатлена, прежде всего, в иконах
и храмах. Это органическое единство философии
и культуры имело положительные и отрицательные
последствия. Поскольку монастыри были
концентрацией духовной жизни Древней
Руси, то это, прежде всего и повлияло на
характер философских учений. И этическая
и историческая мысль, в общем, основывалась
на теократическом принципе христианства;
эмпирическая, земная, светская реальность
должна быть подчинена божественному
началу. Русская церковь взяла от Византии
идею священной миссии царской власти.
Согласно ей, царь подобен всевышнему
Богу. Интенсивное проникновение в Россию
западноевропейской науки, просвещения,
распространение теории Коперника, которую
преследовала церковь, - все это играло
важную роль в обмирщении всей культуры
и ее секуляризации. Светская культура,
в том числе и философия как ее важнейшая
мировоззренческая часть, приобретала
все большее значение. Все это свидетельствует
о постепенной смене в 17 веке средневекового
типа русской философии ее новоевропейским
типом. 18 век-время секуляризации философии,
освобождение ее от церковного влияния
и возникновение материализма в России. Раскол русской
церкви положил начало разрушению идеала
"Святой Руси". В XVIII в., когда Московское
государство становится Российской империей,
старый идеал замещается идеалом "великой
Руси", который и утверждается в национальном
сознании. Этому способствовала и отмена
Петром I патриаршества и установление
для церкви синодального правления. Церковь
попала под власть царя и в зависимость
от государственной власти.
В это
время Россия многое перенимает из
западноевропейской культуры, которая
развивалась под знаменем эпохи
Просвещения. Огромное значение для
развития всей духовной культуры России
имело основание в 1755 г. Московского
университета. С этого времени философия
отходит от схоластических образов и становится
свободной от церкви. Первыми пропагандистами
научного знания и философии Нового времени
на Руси были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев,
А.Д. Кантемир и др. Но наиболее видными
представителями философского знания
этого периода являются М.В. Ломоносов
и А.Н. Радищев.
Философские
взгляды М. В. Ломоносова
Михаил
Васильевич Ломоносов вошел в
историю как ученый энциклопедического
склада, оставивший глубокий след во всех
областях знания своего времени.
Ломоносов
родился в 1711 г. в семье крестьянина-помора
в деревне близ Холмогор, расположенной
в устье Северной Двины. В 1730 г. покинул
отчий дом и был принят в
Славяно-греко-латин кую академию в Москве,
в которой проучился до 1736 г. После кратковременного
восьмимесячного пребывания в Петербургской
академии наук был командирован в Марбургский
университет для изучения химии и горного
дела. В этом университете его занятиями
и занятиями двух его товарищей руководил
Христиан Вольф. По возвращении в Петербург
в 1741 г. Ломоносов назначается адьюнктом,
а с 1746 г. — профессором по кафедре химии
Российской Академии наук. Все время вплоть
до своей смерти в 1765 г. он много и напряженно
работал в разных областях науки.
Ломоносов был
прежде всего естествоиспытателем,
физиком и химиком. Из этого и
следует исходить при изучении и
квалификации его мировоззрения, которое
может быть определено как естественнонаучный
материализм. Это подтверждается также
и тем, что он никогда специально не занимался
философией. Он касался общефилософских
проблем лишь постольку, поскольку они
имели прямое отношение к его научным
исследованиям. При этом он интересовался
почти исключительно натурфилософией.
Гносеологически проблематика не получила
сколько-нибудь заметной разработки в
его трудах, помимо провозглашения некоторых
самых общих принципов научной методологии.
При всем том
его труды положили начало материалистической
традиции в воззрениях русских философов на
природу. Однако материалистические взгляды
Ломоносова на природу сочетались у него
с верой в Бога. Для Ломоносова Бог оставался
устроителем мира и источником движения.
Это не мешало первому российскому ученому
бороться с невежеством и попытками вмешательства
религиозных деятелей в дела науки.
Внимание Ломоносова
было сосредоточено на изучении общих
законов движения материи и ее
строения. Центральным пунктом мировоззрения
мыслителя являлась атомно-молекулярная
гипотеза и ряд основанных на ней теорий
(теплоты, газов, электричества и т. д.).
Все они были связаны принципом сохранения
материи и движения. Ломоносов отождествлял
материю с веществом. Он считал ее непроницаемой.
При этом он утверждал: “…природа тел
состоит в движении, и, следовательно,
тела определяются движением”1.
Ломоносов был
близок к мысли, что движение есть
изменение вообще. В целом его
представления о движении соответствовали
механистической форме материализма.
Он различал
два вида материи: собственную и
постороннюю. “Собственная материя —
та, из которой тело состоит и известным
образом определяется; при ее изменении
неизбежно применяется и само тело. Посторонняя
материя — та, которая заполняет в теле
промежутки, свободные от собственной
материи”2.
Согласно Ломоносову,
материя состоит из корпускул, атомов,
которые неделимы и неуничтожимы. Это
мнение не было подкреплено опытным путем.
Однако оно помогало ему совершить ряд
открытий в физике и химии. Одно из главных
открытий Ломоносова — обнаружение природы
тепловых явлений. Он нашел, что “теплота
тел состоит во внутреннем их движении”3
и возникает в следствие трения движущихся
частиц. Другим значительным достижением
Ломоносова была формулировка гипотезы
о сохранении материи и движения, получившей
статус теории с открытием закона сохранения
и превращения энергии.
В поиске путей
совершенствования методов познания,
высоко оценивая значение эмпирического
познания, Ломоносов отдавал себе
также отчет о важности методов
рационального познания.
Для социально-философски
и этических представлений Ломоносова
характерна озабоченность судьбами своей
страны, своего народа, отечественной
науки. Известна любовь Ломоносова к своему
отечеству и народу. Ломоносов никогда
не давал повода усомниться в его патриотизме.
В качестве одних из важнейших нравственных
принципов организации своей научной
деятельности Ломоносов видел бескорыстное
служение народу, беспристрастный и упорный
поиск истин науки. Философские
взгляды А. Н. Радищева
Наиболее крупным
среди русских философов конца
XVII в. был Александр Николаевич Радищев
(1749 — 1802). Он вошел в историю русской просветительской
философской мысли, как смелый и решительный
противник самодержавия и крепостничества.
Радищев, начав образование в России, продолжил
его в Лейпцигском университете, где он
основательно познакомился с идеями западных
философов.
Вернувшись в
Россию в 1771 г., он активно включился
в идейную борьбу, сочетая ее со
службой в Сенате и литературной
деятельностью. В своих литературных
произведениях Радищев критикует
крепостной строй. Особенно наглядное
выражение это получило в оде “Вольность”
и в “Путешествии из Петербурга в Москву”.
В трудах Радищева
можно выделить три основные политические
проблемы, поставленные им. Первая и
основная - описание и анализ русских
общественных отношений, критика крепостного
права и абсолютизма. Вторая - поиски путей
и средств освобождения крестьян, обоснование
и необходимость народной революции как
естественного акта в тех случаях, когда
социальный гнет становится нетерпимым,
а власть узурпируется тиранией. И третья,
намеченная слабее других, - построение
общества, действительно удовлетворяющего
потребности трудящихся.
Критика крепостничества
и абсолютизма ведется Радищевым
с экономической, политической и
моральной точек зрения. Общественный
порядок, при котором трудящееся население,
обеспечивая все труды страны, влачит
нищенское существование, а дворянство
ведет паразитический образ жизни, он
считал несправедливым. Крепостничество,
по его мнению, экономически изжило себя
ввиду незаинтересованности крестьян
трудиться на помещиков. Радищев полагал,
что интересы крепостных крестьян и их
господ непримиримы.
Идеалы просвещенной
монархии не были для Радищева реальным
средством изменения положения крепостных.
И все же, будучи ограниченным господствующими
представлениями и условиями, осознавая,
что в России в тот период не было революционных
сил, способных изменить общество, отменить
крепостное право, ему оставалось лишь
уповать на постепенное освобождение
крестьян с помощью реформ сверху.
Возможность революции
представлена в “Путешествии из Петербурга
в Москву” и оде “Вольность” как относящаяся
к весьма отдаленному будущему России.
Следует отметить,
что идеи Радищева оказались связующим
звеном в движении от философии дворянского
просвещения к идеям дворянской
революционности.
Радищев написал
свой основной труд “О человеке, о его
смертности и бессмертии” в ссылке. Он
состоит из четырех книг. Все они подчинены
решению вопроса о сущности человеческой
души, т. е. о природе сознания и механизме
познания. Изложение содержания трактата
осуществляется как выражение полемики
между материалистом и идеалистом. Первые
две книги посвящены рассмотрению материалистического
понимания смертности человеческой души,
а в третьей и четвертой книгах даются
аргументы, которые используются идеалистами
для доказательства ее бессмертия. В этом
трактате сталкиваются диаметрально противоположные
системы взглядов французских и английских
материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха,
Пристли) и немецких идеалистов XVII-XVIII
вв. (Лейбница, Мендельсона, Гердера).
Сопоставляя доводы
материалистов и идеалистов, Радищев
показывает их неравноценность. Позиция
идеалистов казалась ему противоречащей
фактам. Однако недостаточность развития
естествознания не позволила Радищеву,
как это сделают материалисты
после него, полностью отвергнуть бессмертие
души. Хотя он признавал его недоказуемость
с точки зрения науки, но допускал возможность
веры в него.
Мыслитель считает
понятие “бытие” наиболее общим
философским понятием, без него не
может быть никакого существования.
Бытие, по Радищеву, распадается на формы.
К ним он относит: а) “первичный хаос”,
б) “земную природу”, в) “человека и человечество”
, г) “Вселенную” (“Мироздание”).
Философ выводит
сущность человека из единства материальной
и духовной натур. Согласно Радищеву,
органы чувств связывают человека с действительностью.
Мыслитель считал
мозг особым орудием познавательной
деятельности и в то же время вместилищем
души. Человек, по его мнению, обладает
активностью и познавательные усилия
есть результат этой активности. В познающем
разуме Радищев выделяет разум теоретический,
исполнительный и общественный.
Теоретический
разум способен “пронизать завесу
неведомого”, ибо его активная сила
всеядна. Исполнительный разум имеет
своим началом “жизненные потребности”,
соединяет разум с опытом, помогает человеку
приспособиться к миру. Наконец, общественный
разум всесилен, способен, по Радищеву
“делать все”, ибо по своему происхождению
связан с родовыми функциями человека.
Заблуждения, по
его мнению, происходят чаще всего от
неверного восприятия человеком предметов
по причине отклонения чувств мышления
от нормы, т. е. вследствие слабости зрения,
слуха, обоняния, осязания человека.
Он вслед за
Локком считал основой познания ощущения,
чувственные восприятия. Однако Радищев
стремился избежать крайностей эмпиризма.
Мыслитель полагал, что представления
о реальных вещах могут быть связаны, благодаря
рациональному, абстрактному мышлению.
Это делает познание богаче. В своих рассуждениях
о познании Радищев анализирует значение
и чувственной и рациональной ступени
познания, уделяя при этом внимание проблемам
языка, логики в познании. Радищев отстаивал
идею восходящего характера исторического
процесса. Он считал, что движение к совершенству
осуществляется не одним поколением, но
многими. Движение общества от рыболовства
и охоты к скотоводству и земледелию и
даже к строительству городов, накоплению
богатства вызывается к жизни согласно
Радищеву: а) “по нужде”, имеющей тенденцию
к росту; б) в связи с ростом “хозяйственного
накопительства”; в) благодаря изобретательности.
Блага же обеспечиваются,
по мнению Радищева, благодаря “общим
усилиям” людей, которые наращивают
взаимодействие между собой в
экономических и моральных отношениях.
В этических
воззрениях Радищев отстаивал идею
моральной автономии личности. При этом
он доказывал, что рабство, возведенное
в жизненный принцип, разлагает души и
р и т.д.................