Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы научного исследования тенденций развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.05.2012. Год: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита в промышленности.







РЕФЕРАТ




на тему №14: Методы научного исследования тенденций
развития

по дисциплине: Методология научных исследований.











МИНСК 2008


СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ



Термин «методология» (от лат. «logos» – наука, знание, метод-путь, направление познания) в буквальном смысле означает учение о методах познания. Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
Для конкретных наук методология познания (исследования) является совокупностью методов и средств, направленных на решение поставленных проблем [1].
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.
В своем процессуальном осуществлении исследование может быть построено по-разному. Оно может начинаться с разработки цели и последовательно проводиться до достижения определенного результата, проходя этапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишь подготовительных работ. Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.
Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.
Выбор методов исследования и комбинаторное их использование являются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.


1. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ



Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарн х наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детермини тские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.
В современной философско-методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три основных аспекта объективно-содержате ьный, операциональный и праксеологический. Первый аспект выражает обусловленность (детерминированность метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т.п.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения):
    философские методы;
    общенаучные методы;
    частнонаучные методы;
дисциплинарные методы;
    методы междисциплинарного исследования.
1.1 Философские методы научного исследования



Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и переплетались между собой в разных пропорциях. Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) - с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой и т.д.
Философские методы - это не свод жестко фиксированных регулятивов, а система мягких принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) этажах абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.
Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования.
Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм-витализм эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.
Все возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материали тическая методология. Она реально функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, рецептов и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его целостности.
Поэтому важная задача диалектико-материали тической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.
Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, которые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логически принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.
Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории развитие, противоречие, причинность и т.п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Вот почему все еще приходится слышать от ученых призывы к созданию прикладной философии - своеобразного моста между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке [2].



1.2 Общенаучные методы исследований



Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке, выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методолог ческими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность, вероятность и др.
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.
Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальны и средствами. Важным критерием философичности, диалектичности того или иного мыслительного формообразования является его необходимое участие в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).
На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциона ьный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.
Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, в упор выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.
Рассмотрим общенаучные методы познания, которые наиболее часто применяются в практике исследования.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение является основой последующих теоретических и практических действий. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и систематичность.
Метод сравнения позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Необходимо соблюдать следующие требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.
Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Оно дает точные количественные сведения об окружающей действительности.
Эксперимент - это апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии теории. Выделяют следующие стадии эксперимента:
      выдвижение научной гипотезы;
      постановка конкретной задачи;
      выбор объекта исследования;
      подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;
      выбор оптимального пути эксперимента;
      наблюдение явлений при эксперименте и их описание;
      анализ и обобщение полученных результатов.
Анализ (греч. «analysis» - разложение) - метод исследования, суть которого в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта или его признаки, свойства, отношения) и каждая из частей исследуется отдельно, например, исследование себестоимости по составу затрат на ее формирование.
Синтез (греч. «synthesis» - соединение) - этот метод исследования позволяет осуществлять соединение элементов (частей) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между ними и познавать объекты исследования как единое целое.
При изучении конкретного объекта исследования, как правило, анализ и синтез используются одновременно, поскольку они взаимосвязаны.
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений и понятий по классам, группам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков, например, классификация затрат, основных средств, материалов, счетов бухгалтерского учета и т.д.
Индукция (лат. «induction» - наведение) - это такой метод познания, при котором по частным факторам и явлениям выводятся общие принципы и законы. Это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). В таком умозаключении общий вывод о признаках совокупности элементов делается на основе исследования части элементов этой совокупности. При этом исследуемые факты отбираются по заранее выработанному плану.
Различают полную индукцию и неполную. Полная индукция - обобщение относится к конечно-обозримой области фактов и сделанное при этом умозаключение исчерпывающе рассматривает изучаемое явление.
Неполная индукция - обобщение относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, а сделанное при этом умозаключение позволяет составить лишь ориентировочное, предварительное мнение об изучаемом объекте. Это мнение может быть недостоверным
Дедукция (лат. «deductio» - выведение) - это такой метод познания, при котором частные положения выводятся из общих. Посредством дедукции вывод об отдельном элементе некоторой совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности, т.е. она является методом перехода от общих представлений к частным.
Несмотря на свою противоположность, индукция и дедукция в процессе научного познания всегда используются совместно, представляя разные стороны единого диалектического метода познания - от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, к проверке вывода и более глубокому обобщению - и так до бесконечности.
Аналогия (греч. «analodgia» - соответствие, сходство) - это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии - это когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам, качествам. Такие умозаключения являются одним из основных источников научных гипотез. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое распространение в науке.
Метод аналогий является основой другого метода научного познания - моделирования.
Моделирование (лат. «modulus» - мера, образец) - это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала. При этом модель должна содержать существенные черты реального объекта.
Моделирование является одной из основных категорий познания, на его идее базируется практически любой метод научного исследования как теоретический, при котором используются различные абстрактные (идеальные) модели, так и экспериментальный, использующий предметные (материальные) модели. К абстрактным моделям относят мысленные, логические, воображаемые (логико-математическ е) и математические модели. Последние описываются тождественными с оригиналом уравнениями. К материальным относят физические, вещественные или действующие модели. Они сохраняют физическую природу оригинала.
При исследовании проблем бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита в качестве модели выступает абстрактная, логико-математическа схема того или иного экономического процесса.
Метод моделирования опирается на содержательное знание объекта исследования и предусматривает решение таких важных вопросов, как отношение модели и объекта исследования, степень сходства модели с оригиналом, правомерность перенесения полученной при изучении модели информации на объект.
Абстрагирование - это мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей объекта познания. Научная абстракция представляет собой отвлечение в процессе познания от частных и несущественных сторон рассматриваемого явления в целях сосредоточения на общих, основных, существенных его чертах. Выделяя существенное, научная абстракция способствует углублению познания. Вмести с тем необходимо знать границы абстракции, т.е. абстрагирование в исследовании должно быть теоретически обосновано [3].



1.3 Частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования



Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарн х наук.
Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже очень важному методу. Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией. Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их механическое единство. Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д. [4].



1.4 Развитие методов научного исследования



Развитие научного познания приводит к появлению новых общенаучных методов. К их числу относятся системно-структурный анализ, математический анализ, алгоритмизация, герменевтика, гипотетический анализ и др. В познавательной деятельности все эти методы находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи, дополняют один другого, что позволяет обеспечивать объективность и истинность познавательного процесса. Их роль в процессе познания различна и определяется характером их функционирования.
Современная наука все чаще сталкивается с необходимостью изучения все более сложных объектов. Эти объекты представляют собой целые системы. Например, управление отраслью, информационным обеспечением. Сущность системного метода (анализа) заключается в том, что объект изучения как совокупность и как единая система подразделяется на части (элементы). Эти части (элементы) в свою очередь представляются как совокупность и дальше делятся на части до тех пор, пока не будет получен неделимый, с точки зрения первого принципа деления, элемент. Взаимосвязь частей (элементов) проявляется в образовании общности.
Решение вопроса о системном подходе в значительной степени предопределяется тем, что следует понимать под системой. Система (греч. «systema» - составленное из частей, соединение) - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
Следовательно, система является совокупностью отношений частей или элементов, что позволяет проводить ее структурное исследование. Структура как понятие научного познания - устойчивое единство элементов, их отношений и целостности системы. Путем выявления в структуре различных аспектов осуществляется аналитический способ изучения объекта в процессе исследования. Знание структуры системы - это знание законов формирования элементов системы и отношений между ними.
Гипотетический метод основан на разработке гипотезы, научного предположения, содержащего элементы новизны и оригинальности. Гипотеза составляет суть, методологическую основу, стержень теоретических исследований. Являясь руководящей идеей всякого исследования, она определяет направление и объем теоретических разработок.
Предвидение - метод теоретического мышления, опирающийся на объяснение, поскольку им открываются законы. Его сущность определяется как предсказание, опирающееся на теории, законы того, что появится в будущем.
Основными формами предсказания являются прогнозирование, программирование, проектирование.
Прогноз, программа, план имеют единую основу - это формы предвидения состояния управляемого объекта в некоторый период (момент) будущего.
Прогноз - это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего. Прогноз всегда локально ограничен во времени и осуществим при определенных условиях.
Проект программы в отличие от прогноза всегда является проектом управленческого решения локальной проблемы, имеющим целевую направленность и опирающимся на систему сбалансированных мероприятий по его выполнению.
Герменевтика означает искусство толкования текстов, учений о принципах их интерпретации. Герменевтика (греч. «herraeneuo» - толкование, разъяснение, перевод) - метод, с помощью которого осуществляется толкование (интерпретация) изложенного материала. Поэтому для понимания изложенной человеческой мысли необходимо ее предварительно интерпретировать или истолковать, т.е. осуществить ее декодирование или расшифровку. Например, юридическая герменевтика, которая разрабатывает правила интерпретации правовых документов. При истолковании какой-либо нормы права исследование нужно начинать с дословного текста закона. В бухгалтерском учете основу интерпретации его принципов составляет истолкование закрепленных в законодательстве норм.
Герменевтика не допускает таких результатов толкования, которые не могут быть подтверждены правовыми критериями. Она является своего рода толкованием, систематически проверяющим соблюдение всех критериев.
Герменевтика является методом текстового анализа «ненаучных» текстов, однако нельзя полагать, что рассмотрение может приводить к произвольности толкования. При герменевтическом толковании норм бухгалтерского учета (как объекта исследования) следует учитывать, что дословный текст и буквальный смысл являются исходным пунктом интерпретации [1].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Как уже отмечалось ранее, методология представляет собой совокупность системных методов и средств, направленных на решение сложных научных проблем.
Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разработки нового, еще более эффективного направления дальнейшего исследования.
Главной задачей методологии научного исследования является создание современного синтеза всех накопленных научных знаний, что позволит обеспечить всестороннее использование достижений развития науки в практических целях и дальнейшее развитие методов познания.
Следовательно, методология науки изучает те методы, средства и приемы, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Кроме этого методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания, методы анализа и построения различных систем знания, поэтому в методологии научного исследования выделяются динамический и статический аспекты. Также наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.
Каждая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки.
Таким образом, методология научного исследования - это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательн й деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Папковская П.Я. Методология научных исследований: Курс лекций. Мн.: ООО «Информпресс», 2002. 176 с.
2. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. 85 с.
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. Ростов на Дону: Феникс, 1999. 576 с.
4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 317 с.


и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.