На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Кризисные явления в макро и микросистемах

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 11.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема 1  Кризисные явления в макро и микросистемах.
Кризис  – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса  могут быть различными. Они делятся  на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса  могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
В понимании  кризиса большое значение имеют  не только его причины, но и разнообразные  последствия: возможно обновление организации  или ее разрушение, оздоровление или  возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.
Влияния на экономические  результаты выразятся в снижении всех показателей экономической  эффективности, росте затрат, необходимых  для функционирования предприятия.
Влияния на социально-экономические  результаты деятельности фирмы выразятся  в противоречии интересов и степени их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов общества.
По мере развития социально-экономической системы  наблюдается повышение роли человеческого  фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Признаки кризиса  дифференцируются, прежде всего, по его  типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.
Кризисы бывают самыми разными по содержанию и форме. PR-деятели имеют дело преимущественно  с социальными последствиями  природных кризисов и с кризисами  социального происхождения. Последствия кризиса также могут быть достаточно разнообразными (например, в коммерческой структуре), от необходимости уплаты штрафных санкций до смены руководства компании или ее собственника, массовых увольнений работающих, отзыва продукции с рынка, остановки производства, ликвидации (закрытия) предприятия или поглощения предприятия фирмой-конкурентом и т.д.
Социальные кризисы  в основном поддаются определенному  предвидению и позволяют управлять  их протеканием, т.к. они, в основном, вызываются действием человеческого фактора.
Существуют разные подходы к классификации кризисов. Типологизация кризисов по принципу их происхождения и последствий (Д. Ньюсом, А. Скотт).
Типы  кризисов Разрушительные, катастрофические, внезапные (человеческие жертвы и разрушения) Неразрушительные. Неожиданные угрозы, но потери, если случаются, то отсрочены 
Природные Землетрясения, лесные пожары, ураганы и пр. Засухи, эпидемии и др.
Преднамеренные  Акты терроризма, в том числе умышленная порча  продуктов, что приводит к человеческим жертвам или повреждению собственности Угрозы использования  взрывчатки, отравления продуктов, насильственных захватов, разглашение секретов, умышленные слухи и другие злонамеренные  действия
Непреднамеренные  Взрывы, пожары, отравления, другие аварии Проблемы на производстве с отсроченными последствиями, биржевые крахи, банкротства 
Приведенная типология  кризисов предусматривает применение определенных методов управления ими. В зависимости от причин возникновения  кризисных ситуаций, факторов, воздействующих на их развертывание, каждая организация в состоянии предусмотреть наиболее вероятные типы кризисов общественного происхождения, в которых она может оказаться. Это значит, что их можно предупредить заранее.
Типология кризисов исходя из длительности их развития (С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум):
    Неожиданные кризисы. Они происходят внезапно (чем и опасны), так что не бывает времени для подготовки к ним и для планирования их преодоления (пример – авиакатастрофы, порча продуктов, смерть ведущего руководителя, землетрясения, паника). Такие кризисы требуют наличия заблаговременно согласованнного между руководителями плана примерного действий.
    Назревающие кризисы. Они дают время для изучения и планирования, но могут разразиться неожиданно (пример – недовольство работников, неблагоприятный моральный климат в коллективе, злоупотребления и обиды во время работы, чрезмерные надежды на государственные заказы). Задача PR-мена – убедить руководство предпринять корректирующие шаги по предупреждению кризиса.
    Непрерывные кризисы. Они долго длятся вопреки усилиям руководства остановить их (пример – сплетни или спекуляции, сообщаемые СМИ или передающиеся из уст в уста).
Эта типологизация  кризисов предоставляет дополнительные возможности подготовиться к различным сценариям их развертывания и более целенаправленно действовать, чтобы нейтрализовать опасные для организации последствия. Ведь в условиях кризиса фактор времени является ключевым. Классификация по этому признаку дает возможность разработки плана последовательных действий с учетом различной длительности кризисов.
Типологизация кризисов с учетом неприятностей, которые они способны оказать конкретной организации (Сэм Блэк).
Первый тип  – ожидаемый и возможный кризис. Так, производство автомобилей предусматривает возможность отзыва продукции в любой момент по техническим причинам. Транспортные перевозки имеют свои специфические и известные формы вероятной опасности и т.д. То есть, авария может произойти, но неизвестно, произойдет ли она, и если да, то когда.
Второй тип  – это неожиданные кризисы, катастрофы и аварии, которые никто не способен предусмотреть. Такие кризисы – явление редкое, но работая в потенциально опасной области, необходимо иметь план мероприятий и на такой случай.
Сущность и закономерности экономических кризисов 
Первопричиной, т. е. возможностью возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров. В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь и поэтому не было условий для экономических кризисов. Возможность для них появилась и расширялась по мере развития товарного производства и обращения. Разделение труда, развитие специализации и кооперации увеличивало разрыв между производством и потреблением. Но при простом товарном производстве вероятность кризисов не могла превратиться в необходимость. Товары тогда продавались в основном на местных рынках, затруднения с их реализацией носили локальный характер и не могли вызывать нарушения процесса реализации во всем обществе. После того как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а рынок — стихийным его регулятором, разрыв между производством и потреблением как во времени, так и в пространстве резко усилился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали объективной закономерностью. 
В докапиталистических способах производства было недопроизводство материальных благ. При капитализме впервые возникло перепроизводство. Почему это произошло? Развитие экономики привело к тому, что производство носит общественный характер, а форма присвоения результатов труда в основном сохранилась частная. Это ведет к обострению противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Проявление этого противоречия в разные исторические периоды и в различных странах имеет свою специфику, которая в значительной мере влияет на характер кризисов. Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях. 
В учении об экономическом цикле отражаются закономерности 
развития воспроизводства, характеризующиеся чередованием спадов и подъемов производства. Наиболее глубоко и обстоятельно эту проблему исследовал К. Маркс. Он вскрыл причины кризисов и обосновал неизбежность их в условиях стихии и анархии производства. Известный экономист В. Леонтьев писал: «Теория делового цикла явно в долгу перед Марксовой политэкономией. Вряд ли было бы преувеличением сказать, что три тома «Капитала» в гораздо 
большей степени, чем какая бы то ни было другая работа, способствовали выдвижению этой проблемы на передовые рубежи экономических дебатов». 
Немарксистские школы первоначально выступили с отрицанием неизбежности экономических циклов, доказывали возможность преодоления цикличности как явления в рамках традиционного рыночного механизма. Развитие мировой экономики в XX в. привело к отказу от крайностей во взглядах на цикличность процесса воспроизводства. 
Первый периодический кризис произошел в Англии в 1825 г., где к тому времени капитализм стал господствующим строем. Следующий кризис в 1836 г. охватил Великобританию и США. Кризис 1847 г. затронул почти все страны Европы. Первый мировой экономический кризис относится к 1857 г. Это был самый глубокий кризис со времени начала капиталистического развития. Кризис 1873—1878 гг. охватил большинство европейских стран и США и 
превзошел все предыдущие по своей продолжительности. Мировые 
экономические кризисы происходили в 1900-1903 гг., 1907 г., 1920 г., 
но все они не шли ни в какое сравнение с мировым кризисом 1929- 
1933 гг. Он продолжался более четырех лет и охватил, весь капиталистический мир и все сферы экономики. Совокупный объем промышленного производства капиталистических стран сократился тогда 
на 46%, выплавка стали уменьшилась на 62%, добыча угля — на 
31%, производство продукции судостроения сократилось на 83%, 
внешнеторговый оборот — на 67%, число безработных достигло 
26 млн. человек, или 25% всех занятых в производстве, реальные доходы населения уменьшились в среднем на 58%. Кризис сопровождался огромным количеством банкротств. Только в США разорилось 109 тыс. фирм. 
После этого кризиса депрессия была затяжной. После некоторого 
оживления в 1937 г. наступил новый кризис, характерный тем, что 
ему не предшествовала фаза подъема. Новый кризис хотя и был слабее предыдущего, но протекал весьма остро. Общий объем промышленного производства в капиталистическом мире сократился на 11%, а в США — на 21%, выпуск автомобилей уменьшился на 40%. Развитие и обострение этого кризиса было прервано второй мировой войной 1939—1945 гг. 
После второй мировой войны в 1948—1949 гг. разразился локальный экономический кризис, который охватил США и Канаду. 
В США объем промышленной продукции тогда упал на 18,2%, в Канаде ~ на 12%, а общий объем промышленного производства развитых капиталистических стран сократился на 6%. Очередные экономические кризисы в капиталистических странах проходили в 1953-1954 и 1957-1958 гг. Но самым глубоким в послевоенный период был экономический кризис 1973—1975 гг. Он охватил все капиталистические страны и отличался высоким уровнем инфляции. Характерной особенностью этого кризиса было переплетение его с глубокими структурными кризисами, поразившими важней- 
шие сферы производства — энергетику, сырьевые отрасли, включая и сельское хозяйство, а также валютную систему.

Виды экономических  кризисов и их динамика
После Кейнса западная экономическая мысль не только признала цикличность общественного воспроизводства  и углубила исследование форм, структур и причин циклов, но и усиленно и  небезуспешно ищет пути и методы нейтрализации  отрицательных последствий влияния цикличности на социально-экономическое развитие общества. Произошло сближение позиций во взглядах сторонников различных подходов к цикличности. Баканов К. П. Антикризисное управление. - СПб.: Питер, 2003. с. 232
Во-первых, цикличность  признается как многомерное явление, ряд ее форм носит общемировой характер. Более того, в своеобразных формах цикличность существовала и в условиях директивно-плановой экономики. Во-вторых, цикличность в целом, в том числе и ее самая разрушительная фаза -- экономический кризис, признается не только и не столько как общественное «зло», а скорее как своеобразная форма обеспечения поступательного развития экономики в условиях рыночных отношений. Колебания экономической активности оцениваются в качестве одного из условий обновления и роста. В-третьих, характерная черта -- движение происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность признается формой прогрессивного развития общества. В-четвертых, необходимо углублять объективные знания о циклах, их причинах и находить эффективные методы и средства для сглаживания их отрицательных последствий.
Однако есть и другая точка зрения: циклы и кризисы -- результат особенностей внутреннего  развития каждой страны.
Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924 и 1927 гг. А в 1953--1954 и 1960--1961 гг. такие кризисы охватили только США и Канаду.
Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу  общественного воспроизводства. Характерным  примером является банковский кризис в Германии 1932 г.
Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного  хозяйства. Поводом для него могут  послужить самые разнообразные  причины. В их числе: диспропорции в  развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы  бывают национальными и международными. К последним относится кризис мирового судоходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышленности в 1977 г.
Структурный кризис является нарушением закона пропорционального  развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой. В 70-е годы экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы.
Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство. Возможности сбыта пока еще кажутся  радужными, банки продолжают кредитовать  промышленность и торговлю, способствуя тем самым расширению производства и увеличению предложения.
Раннее  обнаружение «слабых  сигналов» о возникновении  исходных экономических  явлений механизма  кризисного состояния  фирмы
Действие  механизма возникновения  кризисного состояния  производственной системы вообще и фирмы, в частности, протекает во времени. В зависимости от интенсивности воздействия на фирму внешних и внутренних факторов период времени от исходного до завершающего явления может быть разным. Тем не менее, в любом случае успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от того, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить момент возникновения исходного явления, с которого начинается движение к кризисному (переломному) состоянию. Раннее обнаружение таких исходных явлений возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством «сигналов», поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Для краткости назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.
Поддержание высокого уровня конкурентного преимущества по существу и является главной задачей антикризисного управления. Это вытекает из самого понятия КПФ как состояния, при котором все ресурсы фирмы используются настолько плодотворно, что фирма оказывается более прибыльной, чем ее ведущие конкуренты. Это одновременно означает, что фирма занимает прочное положение на рынке товаров и услуг, ее продукция конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом. Она следит за изменениями конъюнктуры рынка, своевременно и эффективно отвечая на «вызовы» внешней среды.
Естественно, такое состояние  предполагает и устойчивое финансовое положение  фирмы, при котором  потребности в  финансовых ресурсах для текущего и, особенно, для стратегического, перспективного развития удовлетворяются полностью и главным образом за счет собственных средств. Это в свою очередь позволяет фирме своевременно обеспечивать себя и другими ресурсами: техническими, технологическими, кадровыми, пространственными, информационными и др.
Вместе  с тем такое  «лучезарное» состояние  не может длиться  вечно. КПФ, как и  всякое явление, имеет  определенный жизненный  цикл, поскольку всякая производственная система  в соответствии с  закономерностью  эквифинальности обладает предельными возможностями, ограничивающими ее дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени. Следовательно, задачей руководства фирмы является определение наиболее рационального момента начала коренных преобразований, связанных с переходом в новое качественное состояние. Эти преобразования могут вылиться в диверсификацию производства, перевод капиталов в другую отрасль, преобразование организационно-правового статуса либо ликвидацию фирмы вообще и т. п. Конкурентное преимущество фирмы не может существовать вечно. Это объясняется постоянным изменением конъюнктуры рынка, изменениями параметров спроса, параметров факторов производства, моральным и физическим старением элементов стратегического потенциала фирмы. Ввиду того, что все эти изменения не наступают одновременно, уровни конкурентного преимущества фирмы в разные моменты времени будут различны. Продолжительность ЖЦКПФ для разных стран и разных фирм тоже будет различной. Однако можно с уверенностью сказать, что характер кривой для всех фирм будет одинаковым. Такой цикл называется традиционным. Графическое отображение традиционного цикла представлено на рисунке 2. Выделим этапы традиционного ЖЦКПФ. Кривая ЖЦКЛФ состоит из отдельных участков, каждый из которых описывает зависимость уровня конкурентного преимущества фирмы от условий, возникающих в тот или иной отрезок времени.
КПФ
Зарождение Ускорение  Замедление Зрелость Спад
Время
Рисунок 2 - Жизненный цикл конкурентного  преимущества фирмы (традиционный)
Могут быть обнаружены следующие этапы КПФ:
1) зарождение КПФ;
2) ускорение роста  КПФ;
3) замедление роста  КПФ;
4) зрелость КПФ;
5) спад (утрата) КПФ.
На  каждом этапе имеются  факторы, способствующие развитию кризиса  фирмы. В данной работе мы остановимся только на наиболее значимых факторах, проявляющихся в слабых сигналах о возникновении изменения состояния фирмы.
Слежение  за слабыми сигналами  и поддержание  нормального состояния  КПФ на всех этапах ЖЦ является основой  для квалифицированного решения о миссии фирмы и ее потенциале.
Таким образом, в развитии фирмы при любых  обстоятельствах  наступает резкий, крутой перелом, именуемый  кризисом. Важно своевременно обнаружить начальное  экономическое явление, сигнализирующее  о том, что появились  первые признаки возможного изменения существующего состояния фирмы. Поскольку и внешняя, и внутренняя среда фирмы динамичны, указанные исходные явления могут появляться практически в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
Установить все  возможные варианты сигналов практически  невозможно, поскольку многообразие обстоятельств, формирующих состояние  внешней и внутренней среды фирмы, учесть нельзя. Однако наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены. Предлагается «набор» таких сигналов, приведенный в приложении А( в таблицах 1 и 2).
Наиболее сложным  в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.
Подобные «цепочки», как говорилось выше, в большинстве случаев будут иметь вид сетей со сложными прямыми и обратными связями. В таких сетях должны быть найдены «узловые точки», за которыми устанавливается постоянное наблюдение; должна быть определена вероятность того или иного пути приближения фирмы к кризисному состоянию; должны быть определены варианты предотвращения, недопущения или выхода из кризисного состояния.
Важно увязать антикризисное  управление с этапами жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы - понятия разные. За время жизненного цикла фирмы может смениться несколько жизненных циклов ее конкурентного преимущества. Как видно из схемы, своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет (до определенного момента) поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе. Эти меры, как правило, не выходят за рамки маркетинговой стратегии: своевременного снятия с производства устаревших товаров и вывода на рынок новых, конкурентоспособных товаров и услуг; изменения ценовой политики; изменения стратегии формирования спроса и стимулирования сбыта; изменения стратегии распределения, предпродажного и послепродажного обслуживания покупателей; поиск новых сегментов рынка и т. п.
Интенсивность противостояния утрате конкурентного преимущества, то есть степень агрессивности маркетинговой стратегии, предопределяет продолжительность периода бескризисного состояния фирмы, или, что то же самое, продолжительность жизненного цикла существования фирмы с ее первоначальной миссией.
Однако если рассматривать  поддержание конкурентного преимущества как непрерывный процесс, протекающий в условиях использования фирмой изменчивой технологии, то можно прийти к выводу, что борьба за выживание - это и есть борьба за высокий уровень конкурентного преимущества в течение всего жизненного цикла фирмы. И кризисное состояние наступает тогда, когда все возможности поддержания конкурентного преимущества в рамках первоначальной миссии исчерпаны.
Не менее важным аспектом раннего обнаружения слабых сигналов о приближении кризисного состояния является проблема количественной оценки интенсивности сигналов, реальной возможности измерения этой интенсивности на основе доступной информации, критериев выделения из «фоновых шумов» истинного сигнала.
По-видимому, критериями разграничения «естественных» колебаний в деловой активности («фоновых шумов») от истинных сигналов, возвещающих наступление кризисного (переломного) состояния деловой активности можно считать два момента:
-- во-первых, степень  отклонения от долгосрочной тенденции,  характеризующей данный процесс;
-- во-вторых, темп нарастания  величины этого отклонения в  единицу времени.
В отличие от «фонового  шума» истинным сигналом о начинающемся движении к потенциальному кризисному состоянию является возникновение  кумулятивного роста величины отклонений тех или иных показателей, характеризующих состояние внешней и внутренней среды фирмы, от долгосрочной тенденции изменения этих показателей.
Например, в течение  относительно продолжительного периода  колебания спроса на товар фирмы  составляли ± 5% в неделю от среднемесячной величины. Наблюдения, проводимые службой маркетинга фирмы, обнаружили в определенный момент времени падение спроса на 8% (в первую неделю), а затем -- на 15% (во вторую неделю). Такое резкое изменение спроса на товар должно быть воспринято руководством фирмы как сигнал о надвигающейся угрозе положению фирмы, необходимости анализа причин такого резкого падения спроса и разработки адекватных мер противодействия потенциальной угрозе.
Следовательно, для  раннего обнаружения подобных «слабых сигналов» необходимо постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней среды фирмы. Такое сканирование возможно лишь в случае придания наблюдаемым явлениям количественной определенности. Вместе с тем, не все из перечисленных в таблицах 1 и 2 приложения А исходных явлений могут быть непосредственно оценены количественно. Однако невозможность непосредственной количественной оценки исходных явлений вовсе не означает невозможности косвенной оценки вызываемых этими явлениями последствий.
Основу косвенной  оценки последствий, вызываемых тем  или иным исходным явлением, составляет логический анализ влияния друг на друга следующих одного за другим экономических явлений. Эти влияния  вначале определяются с качественной стороны, то есть устанавливаются причинно-следственные связи между следующими друг за другом явлениями. Затем эти связи детализируются до тех пор, пока не станет возможным придать им количественную определенность или же контролировать качественную выраженность явлений.
Для примера можно рассмотреть цепочку экономических явлений, вызванных изменением одного из факторов внутренней среды фирмы (отсутствие доступной и полной информации), представленную на рисунке 3 и цепочку экономических явлений, возникающих в результате воздействия на состояние фирмы одного из внешних факторов фирмы (падение спроса на товар фирмы), представленную на рисунке 4.
На рисунке 3 цепочка  экономических явлений, вызванная  слабыми сигналами, идущими от параметров информационных ресурсов и воздействующими  на конкурентное преимущество фирмы. Из него видно, что отсутствие у фирмы постоянно актуализируемых баз данных о различных состояниях производства, кадров, оборудования и т. д., вызывает явления, приводящие к ухудшению КПФ. Отсутствие достоверной и полной информации о производственной системе (1) вызывает принятие неадекватных решений в различных областях (2), например: принятие неадекватных решений в области маркетинга (3), управления производством (4), управления финансами (5). Принятие неправильных решений в области марке-тинга может вызвать два направления развития явлений: во-первых, неадекватное управление качеством продукции (6) и, соответственно, снижение качества продукции (8), а затем снижение спроса на товар фирмы (9); во-вторых, неправильный учет параметров спроса (7) и затем то же снижение спроса на товар фирмы (9). Далее это приводит к уменьшению прибылей (10) и ухудшению конкурентного преимущества фирмы (16).
Если происходит принятие неадекватных решений в области  управления производством (4), то возможно либо повышение уровня издержек (11), либо снижение объемов производства (12), а затем переход к (10) и (16) явлениям. Принятие неадекватных решений в области управления финансами (5), возможно, приведет к тому, что вместо вложения собственных средств в развитие производства произойдет покупка ценных бумаг или выдача дивидендов (13). В результате отсутствия средств для финансирования производства (14) потребуется привлечение заемных средств к финансированию производства (15), соответственно, повысится уровень издержек (11), связанных с обслуживанием кредита и далее снизится прибыль и ухудшится КПФ. В результате развития представленных в цепочке экономических явлений происходит ухудшение КПФ и, как следствие, может развиться банкротство фирмы.
Рисунок 2 - Экономические явления, вызванные параметрами информационных ресурсов
Рисунок 3 - Цепочка  экономических явлений, которые  могут наступить под влиянием исходного явления «Падение спроса на товары фирмы».
Такая последовательность экономических явлений -- только один из возможных вариантов возникающих явлений. События могут развиваться и по-иному. То, по какому из указанных путей фирма скорее будет приближаться к кризисному состоянию в данном случае, зависит, прежде всего, во-первых, от структуры фирмы, от организации производства и т. п., и, во-вторых, на какой стадии ЖЦКПФ находится данная фирма. Также хотелось бы обратить внимание на то, что явления (7) и (8) провоцируют тенденцию к падению спроса на товар фирмы (9), а данный параметр относится к фактору внешней среды. Далее можно проследить развитие событий в цепочке экономических явлений, инициируемых параметрами спроса, независимо от того, было ли падение спроса на товар фирмы спровоцировано изменениями внутренних факторов фирмы или это произошло по каким-то другим причинам.
На рисунке 3 представлена цепочка экономических явлений, возникающих в результате падения  спроса на товар фирмы, где:
1) Падение спроса  на товар фирмы.
2) Маркетинговые исследования  причин падения спроса и выработка  новой стратегии.
3) Снижение объема продаж товаров фирмы.
4) Увеличение издержек  производства за счет постоянных  издержек.
5) Сокращение общей  выручки от продаж товаров  фирмы.
6) Сокращение массы  прибыли, получаемой фирмой.
7) Привлечение заемных  средств для реализации новой стратегии маркетинга.
8) Увеличение издержек, связанных с обслуживанием долга  фирмы.
9) Привлечение дополнительных  собственных средств для реализации  новой стратегии маркетинга.
10) Рост общих издержек  производства, связанных с осво-ением  новой стратегии маркетинга.
11) Повышение уровня  конкурентного преимущества фирмы  за счет реализации новой стратегии  маркетинга.
12) Рост спроса на  товары фирмы на основе новой  стратегии маркетинга.
13) Рост цен на  товары фирмы в связи с увеличением  спроса на товары фирмы.
14) Увеличение объема  продаж товаров фирмы и массы  прибыли.
15) Стабилизация спроса  на товары фирмы, объема продаж  и массы прибыли.
16) Утрата конкурентного  преимущества фирмы по внешним  или внутренним причинам.
17) Снижение платежеспособности  фирмы.
18) Кризисное состояние фирмы.
19) Уровень конкурентного  преимущества фирмы остался прежним  из-за нехватки дополнительно  привлеченных ресурсов.
На рисунке видно, что возможны несколько путей (в  данном случае 5) приближения к кризисному состоянию фирмы. Главным образом это зависит от того, на какой стадии ЖЦКПФ находится фирма.
Например, если фирма  находится на стадии зарождения или, наоборот, спада, то вероятнее всего, что падение спроса на товар фирмы  приведет ее к прохождению пути (1), (3), (4), (5), (6), (17), (18). Это связано с тем, что получение кредита, необходимого для соответствующих маркетинговых исследований, маловероятно, а выполнение необходимых мероприятий за счет собственных средств невозможно в силу их отсутствия. На стадии спада КПФ падение спроса на товар фирмы только еще быстрее ускорит процесс приближения к кризисному состоянию.
Следует отметить, что  экономический механизм возникновения  кризисного состояния фирмы познается  как и любой другой механизм через  постоянное наблюдение. Сложность наблюдения за экономическими явлениями, последовательность которых приводит к кризисному состоянию фирмы, состоит в многообразии и динамичности элементов внешней и внутренней среды, подвергаемых наблюдению в каждый данный момент времени.
Из таблиц 1 и 2 приложения А видно, что наблюдение должно быть организовано, по меньшей мере, более чем за пятьюдесятью параметрами внешней и внутренней среды, характеризующими условия функционирования фирмы. Совокупность же сигналов о возникновении исходных экономических явлений механизма возникновения кризисного состояния фирмы превышает 200 наименований. Если учесть, что приведенные в таблицах виды сигналов далеко не полно отражают все возможные их модификации, становится ясным, насколько сложно решается проблема их обнаружения в реальной жизни. Тем не менее сложность этой проблемы не может служить основанием для отказа от попыток ее решения.
Нам представляется, что наиболее целесообразным направлением решения проблемы обнаружения упомянутых сигналов является организация сканирования внешней и внутренней среды фирмы на основе маркетинговых исследований, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа.
Как известно, сканирование - это непрерывное упорядоченное  поэлементное просматривание пространства или объекта, осуществляемое перемещением какого-либо луча или пучка лучей.
Применительно к рассматриваемой  нами проблеме под сканированием  следует понимать непрерывное упорядоченное слежение за параметрами внешней и внутренней среды фирмы, характеризующими степень благоприятствования условий для выполнения первоначальной миссии фирмы.
В качестве «пучка лучей», просматривающих внешнюю и внутреннюю среду фирмы, должна выступать группа экспертов - специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также отдел информационного обеспечения фирмы.
Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых методических материалов, которые должны включать следующие основные разделы:
1) Перечень подвергаемых  наблюдению общих  и специфических  для каждой фирмы  параметров внешней  и внутренней среды;
2) Принципы количественной  и качественной  оценки внешних  сигналов о состоянии и динамике экономической, научно-технической, экологической, демографической, социально-политической, правовой конъюнктуры в национальной экономике и ее отдельных отраслях;
3) Принципы количественной  и качественной  оценки внутренних  сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы и достигнутом уровне конкурентного преимущества фирмы на отечественном и мировом рынках;
4) Периодичность наблюдения  установленных параметров  состояния внешней  и внутренней среды фирмы и принципы разграничения истинных сигналов и «фоновых шумов»;
5) Методы анализа  возможных последствий  выявленных в процессе  наблюдения исходных  экономических явлений  и инициируемых  ими цепочек промежуточных  экономических явлений,  которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;
6) Методы определения  «контрольных точек»  в цепочках экономических  явлений и порядок  наблюдения за  этими точками;
7) Методы внутрифирменного  экономического анализа,  обобщающего результаты  наблюдения динамики  значений параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа с точки зрения их влияния на возможность выполнения первоначальной миссии фирмы;
8) Принципы выработки  антикризисных управленческих  решений на основе  использования результатов  наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.
Порядок следования перечисленных  разделов по существу отражает порядок  проведения комплекса  работ по сканированию внешней и внутренней среды фирмы и  выработки на этой основе антикризисных  управленческих решений.
Следует отметить, что осуществление  сканирования внешней  и внутренней среды  фирмы является неотъемлемой частью процесса стратегического  управления, поэтому  рассмотрение этого  подраздела в данной дипломной работе является целесообразным. 

         Т №2 государственное регулирование кризисных ситуций.
Аналитическая основа государственного регулирования кризисных  ситуаций 
Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение —  непременные спутники
экономики промышленно  развитых стран. В эпицентре этих компонентов
экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие
фундамент жизнедеятельности  общества.
Предприятие с  позиции менеджмента -- объект управления, в котором
осуществляются  технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и
административные операции (рис. 1). С позиции акционера деятельность
предприятия связана  прежде всего с движением денег. Для государства
предприятие —  это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства
реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это
относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание
нового поколения.
 
Наше государство  стоит на пороге глобального системного кризиса, который по своим последствиям будет страшнее и длиннее всех предыдущих кризисов, если руководство страны не предпримет быстрых и кардинальных шагов по стабилизации как политической жизни, так и экономической ситуации в стране. В настоящее время Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции и реформы последних лет в экономической, социальной, техногенной сферах начинают приводить к новым типам социальной несправедливости, различного рода нестабильностям, катастрофам и бедствиям. Передел сфер влияния в стране вступил в фазу силового противостояния, что многократно увеличивает риски, повышает цену политических решений, принимаемых в настоящее время.
На системный вызов  Россия должна дать системный ответ.
Если отойти от социально-экономических экспертиз проводимых реформ, которые продавливает правительство, и с готовностью принимает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и, в первую очередь, рассмотреть системный кризис через призму политического прогноза, то вырисовывается картина с далеко идущими последствиями.
Если взять совокупность реформ и свести их к лозунгам, а  вернее к контрлозунгам, то претворение  их приведет к социальному взрыву. Потому, что механизм реализации можно  назвать капиталистическим большевизмом, который отличается от коммунистического большевизма лишь вектором направленности, но не методами исполнения.
 
Мировая практика показывает, что государство в целях повышения  эффективности управления является основным инициатором создания Центров для экспертизы и мониторинга важнейших государственных проектов, прогнозирования и разработки стратегии национальных систем и обеспечивает их развитие своими, в том числе, финансовыми ресурсами.
Россия несет значительные потери в политической, международной, социально-экономической, финансовой и других областях из-за убогой, ненаучной, субъективной и непрофессиональной деятельности аналитических служб министерств и ведомств по прогнозу результатов и последствиям принятых решений.
В этих условиях очевидна необходимость в принятии кардинальных решений, направленных на существенное повышение эффективности государственного управления. Важным шагом на пути решения этой задачи должно стать проведение независимых экспертиз, представляющих собой специализированную оценочно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на информационное и методологическое обеспечение политических решений, принимаемых всеми ветвями власти и прогноз последствий этих решений на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Важной базой для  решения сказанного должно стать:
1) развитие современной  научной базы с использованием  существующего опыта и организацией  проведения новых исследований  для формирования методологии  и схем работы государственной системы;
2) подготовка, обучение, тренинг сотрудников Центра, направленное  на качественное и фактическое  улучшение работы госучреждений;
3) создание единой  методологии исключающей неэффективное  управление.
Центр должен стать  неотъемлемой частью государственного механизма. Основными целями Центра должны являться:
    всесторонний анализ вариантов решений, связанных с выбором приоритетов и вариантов постановки и решения государственных задач;
    анализ выбора приоритетов и направлений государственной политики, а также развития экономики, науки и техники;
    объективная оценка практической значимости и текущий мониторинг предлагаемых и проводимых государственных программ;
    проведение экспертной работы для государственных учреждений, научное обеспечение новых форм контроля эффективности социально-экономической, финансовой и хозяйственной деятельности;
    анализ выбора приоритетов и направлений государственной политики;
    изучение и творческое применение зарубежного опыта осуществления экспертизы, организация эффективного использования накопленных мировой наукой знаний в условиях осложняющихся социальных, финансовых, ресурсных и демографических проблем;
    проведение комплексной независимой экспертизы результатов, достигнутых в ходе реализации государственных программ и проектов;
    проведение комплексной экспертно-аналитической оценки реализации приоритетных направлений развития экономики и науки;
    привлечение научной общественности к активному участию в решении вопросов эффективности экспертной работы, организации научных исследований фундаментального и прикладного характера;
    прогнозирование и анализ эффективности возможных последствий реализации альтернативных вариантов для решений, принимаемых на разных уровнях государственного управления.
Рис. 1. Классификация кризисов

Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление 

 Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. Институт власти как понятие означает образование:
 1) не естественноприродным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;
 2) в силу появления какихлибо общих, публичных потребностей, интересов и для их удовлетворения;
 3) на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов;
 4) имеющего возможность оказывать властноуправляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.
 Орган государственного управления – учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какуюлибо его функцию в соответствии со своим назначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в его ведение), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть должностное лицо или специализированная структура, уполномоченные государством на реализацию властноуправленческих функций.
 Органы  государственного управления представляют собой совокупность всех субъектов  государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной  власти. Они создаются как рабочий  механизм представительной, исполнительной и судебной властей, т. е. государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование. Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы государственной власти – не одно и то же. Механизмом выявления воли большинства являются референдумы по важнейшим государственным проблемам, демократические выборы.
 Ресурсы государственной власти могут быть также финансовыми, экономическими, природными, демографическими, социальными, информационными, идеологическими, силовыми. В арсенале важнейших ресурсов государственной власти – право, дающее возможность управляющего воздействия, знание и компетентность, определяющие способность лиц, облеченных властными полномочиями, принимать решения. Ресурсы позволяют поощрять и наказывать, стимулировать и принуждать, убеждать и использовать все приемы, все средства для властвования. Таким образом, государственная власть и управление как способ ее реализации – это:
 1) право и обязанность государственных органов воздействовать на всю совокупность социально-экономических взаимоотношений в стране;
 2) система органов государственной власти;
 3) деятельность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями.
 Кризис  государственного управления – это  особая форма политической системы  общества, органов государственной  власти, сопровождающаяся нестабильностью, снижением уровня управляемости социальноэкономическими процессами, разбалансированностью политических институтов, обострением политических конфликтов, нарастанием противоречий в обществе.
 Сущностными признаками кризиса государственного управления являются следующие: обострение экономических и социальных конфликтов; неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социальноэкономические процессы и отношения прежними традиционными методами. Кризис государственного управления развивается поэтапно.
 Первый, начальный этап характеризуется  многочисленными конфликтами в  обществе. Второй этап – развитие конфликтных  ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям. Третий этап – развитие и обострение кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к рассеянию, обесцениванию государственной власти, утрате властными органами своего сущностного качества – оказывать управляющее воздействие на общественные процессы. В переходный период развития общества в качестве основной конфликтной доминанты выступает всеобъемлющий социальнополитический конфликт, пронизывающий все важнейшие сферы общественной жизни.
 Суть  переходного периода в том, что  на встречных курсах протекают два  процесса – демонтаж традиционных государственных институтов, привычек и стереотипов в реализации властных функций, с одной стороны, и наращивание совершенно новых, нетрадиционных институциональных структур, а также правил и норм политического поведения – с другой. Переходный период означает также и глобальный поворот, когда в экономическом и политическом пространстве одновременно сосуществуют носители разных, подчас противоположных интересов и ценностей. Это и обнаруживается в конфликтах. Специфика социально-политических конфликтов переходного периода заключается в том, что если в условиях общественной стабильности они носят преимущественно горизонтальный характер (борьба в рамках режима), то в переходный период – вертикальный – борьба против режима, за установление нового.
 В переходный период существенно возрастает и  зачастую становится определяющей роль сознания, надстроечных механизмов, политикоидеологических факторов. Ломка старых и утверждение  новых установок в общественном сознании сопровождается стадией поляризованной культуры, когда крайне радикальные течения доминируют над центристскоумеренными.
 В целом  конфликт государственного управления, или политический конфликт, – это всегда противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения власти. Разрешение и устранение этих конфликтов, нахождение компромисса и согласия в той конкретной ситуации является важнейшим императивом, «настоятельной потребностью» государственной власти. Напряженность наступает изза неумения вовремя контролировать и регулировать этот процесс. Последовательность тактических действий по управлению конфликтом может выглядеть следующим образом: институциализация – установление норм и правил разрешения конфликта; легитимизация – постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила; структурирование противоборствующих групп; редукция конфликта, т. е. его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.
 Конечно, правительство не обязано всякий раз вмешиваться в любые формы конфликтов.
 Существуют  и другие институты, способствующие разрешению конфликтов «в обход» государства. Вмешательство государственно-административных органов необходимо в том случае, если конфликты угрожают интересам индивидов, не являющихся их участниками, если возникает угроза правовому порядку в случае совершения субъектами конфликта актов незаконного насилия, если создается угроза национальной безопасности.
 Общесистемный кризис означает, что важнейшие составляющие общества пришли в такое взаимное несоответствие, что разбалансированность системы не устраняется без кардинального изменения существующего социальноэкономического строя.
 Составляющие  элементы политического кризиса  на этапе раскола общества по «вертикали»: конституционноправовой кризис – разрыв правового пространства, ограничение или фактическое прекращение действия Конституции; правительственный кризис – потеря респектабельности и авторитета, снижение управляемости государственной системы и уменьшение государственно-административного управляющего воздействия; кризис партийной системы; идеологический кризис; внешнеполитический кризис.
 Упорядочению  конфликтов органами государственной  власти и управления способствует правовое обеспечение их деятельности, установление демократической процедуры законотворчества, действие всех государственных органов в рамках и на основе закона, соблюдение правовых процедур разрешения споров – все, что составляет фундаментальную основу и вектор движения общественно-политической системы к правовому государству, цивилизованному правопорядку.
 Другим  не менее важным средством профилактики кризисных ситуаций является упорядочение правового статуса государственных  органов, политических партий, общественных организаций и движений, местного самоуправления.
 Специфика кризисов в России проявляется в  том, что кризисы государственного управления обычно возникают при  исчерпании кредита доверия нижестоящих  инстанций вышестоящим и имеют  ярко выраженный эмоциональный (иррациональный) характер.
 Косвенным подтверждением этого является активное использование, а нередко и превалирование именно моральной лексики («обманувший  доверие», «потерявший совесть» и  т. д.).
 Для вертикального (патерналистского) общества конфликты  чаще развиваются в плоскости: центр – регион, директор – рабочий, администрация – местные жители при серьезной блокировке обратной связи и путей нахождения консенсуса. В результате получается замкнутый круг: реальное снижение социальной напряженности в конкретном городе, на предприятии за счет использования конфронтационных ритуалов разрешения конфликтов, провоцируется рост напряженности в обществе в целом.
 Другим  крупным источником конфликтности  между государственной властью  и населением является отчуждение на почве разнонаправленности интересов граждан и чиновников (политических и государственно-административных должностных лиц), которые, по мнению большинства населения, руководствуются интересами не только (и не столько) рядовых граждан, сколько ведомственными, корпоративными и собственноличными.
 Исследователи-государствоведы  вычленяют не только источники, но и  непосредственные факторы, причины, углубляющие  недоверие граждан к органам  власти. Первую группу причин условно  можно назвать технологическими, когда органы государственной власти в силу тех или иных обстоятельств (отсутствие соответствующих структур и специалистов) не берутся или не могут разъяснить гражданам цели и методы конкретной политики, аргументировать (оправдать) характер и содержание своей деятельности в условиях, в которых они вынуждены работать и принимать решения.
 Вторая  группа причин культурноисторического характера, в частности пролонгация  негативного отношения граждан  к политикобюрократической номенклатуре, присвоившей себе все и вся  и сохранившей за собой все институты государства РФ.
 Третья  группа причин – организационного характера, связанная с неумением  госаппарата в силу его низкой компетентности, непрофессионализма и  других, более глубоких причин организовать практическое выполнение принимаемых  государственных решений. В этой группе причин особую значимость приобретают стиль и методы работы органов госслужбы.
 Четвертая группа причин – политикоидеологического  характера. Преодолеть отчуждение общества и власти помогает создание программ реального подъема экономики, общественной жизнедеятельности в других сферах, объединяющих разрозненные социальные силы на достижение общезначимых и перспективных целей.
 Реформа – это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления. Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивноконсервативного характера, когда часть «прошлого» сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как «революция сверху».
 Провал  социально-экономических реформ, неспособность  системы государственной власти самоорганизоваться и выполнить  общественные функции приводят к  той критической точке, из которой  структурнофункциональный кризис перерастает  в дисфункциональный, общесистемный. Это опасный вид кризиса, избежать которого возможно только в условиях антикризисного управления.

Аналитическая основа государственного регулирования кризисной  ситуации

 Выявить и обозначить причины подъема  производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности – такова цель исследовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления.
 Это главное  условие для выработки и осуществления  мер по государственному регулированию  кризисных ситуаций. Проблемы регулирования развития народного хозяйства широко обсуждались и в СССР.
 Однако  само понятие «регулирование» применялось  больше для обозначения государственной  экономической политики. Например, государственное регулирование  заработной платы выражалось в утверждении тарифных ставок и должностных окладов работникам, введении тех или иных систем оплаты труда.
 В принципе, централизованное планирование и управление было не чем иным, как формой государственного регулирования при осуществлении  социально-экономической политики КПСС.
 Но государственное  регулирование в директивно-плановой экономике и государственное  регулирование в рыночной экономике  как понятия имеют различия. В  дальнейшем изложении мы будем исходить из следующего рабочего определения: регулирование  – это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.
 Поиск условий  распространения инноваций. Инновации  могут быть нужными и ненужными, а также преждевременными, когда  условия социально-экономических  систем не готовы к их восприятию.
 В этой связи  очень важен вопрос об условиях и  предпосылках внедрения инноваций.
 Определение различий между локальными и глобальными  изменениями. Необходимо уметь проводить  различие между дополнительными  инновациями в рамках существующей логики нововведений и структурными изменениями, затрагивающими саму эту логику.
 Переход от одного способа регулирования  к другому совершается путем  смены поколений, и это относится  как к занятому кадровому персоналу, так и к используемым зданиям, сооружениям, оборудованию.
 Установление  структурной совместимости одновременно совершающихся изменений. Это вытекает из самой логики процесса регулирования  кризисных ситуаций.

9. Роль государства в антикризисном управлении

 Анализ  итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.
 Центральная теоретическая проблема развития –  баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.
 Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п. Возникает вопрос определения границ государственного регулирования, т. е. «осязаемых» признаков выхода из кризиса.
 В широком  смысле государственное регулирование  экономики, как правило, ограничено двумя видами – финансовым, в основе которого лежат кейнсианские теории, и кредитноденежным (монетаристским). При формировании рыночной модели хозяйствования должна быть создана двухуровневая система управления экономикой – на уровне государства, основанная на подчинении, и на уровне предприятий, базирующаяся на горизонтальных взаимоотношениях.
 Современная мировая экономическая мысль  выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе  экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социальноэкономического прогресса.
 Динамика  выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой государства, а эффективность косвенного воздействия  и регулирования институциональных  форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.
 Эта функция  государства реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом, а не какихлибо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.
 Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная собственность  передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления. Это прежде всего контроль за тем, как эта собственность используется, в отношении предприятий – эффективно или нет, учреждений – по назначению или нет. При умелой постановке дела появляется возможность мониторинга финансового состояния предприятия.
 Во-вторых, это предприятия с государственной  долей в уставном капитале. Они  также являются объектами воздействия  со стороны государства путем  включения в органы управления этих предприятий представителей государства.
 Но институт представителей государства в органах  управления предприятий не всегда оправданно формировать только из государственных  служащих – специалистов министерств  и ведомств, нужно, чтобы представитель  государства в органе управления предприятием был хорошим менеджером, владел методами исследования систем управления.
 В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной  собственности, который всегда в  цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени распространенным действием остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников. В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения собственности в регионах. Формально перевести недвижимость одной формы собственности в другую не является проблемой, добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике же превалирует передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие – имущество, имеющее определенную стоимость.

10. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

 Нормативно-законодательная  деятельность.
 Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно  разделить на следующие группы: общесистемные  нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.
 «Экономической  Конституцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону – застой производства.
 Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.
 В современной  практике понятие «банкрот» введено  в Указе Президента Российской Федерации  от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур».
 В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить  механизм банкротства на основе нормативных  актов, таких как Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1993 г.
 «О мерах  по реализации законодательных актов  о несостоятельности (банкротстве) предприятий»; указы Президента Российской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», от 2 июня 1994 г.
 «О продаже  государственных предприятийдолжников»; постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. Были приняты три варианта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г. № 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ.
 В последней  редакции данного закона несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом неспособность  юридического лица в полном объеме выплатить денежный долг кредиторам и (или) исполнить требования по уплате обязательных платежей (далее – банкротство).
 Защита  интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий смешанной  формы собственности была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России.
 К числу  важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности  общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 г. «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г.
 «Об ответственности  должностных лиц, допустивших обострение кризиса в топливно-энергетическом комплексе Приморского края»  и др.
 В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Невозможно устранить государство из таких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.
 Анализ  итогов реформ за прошедшие годы показывает, что выход из кризиса невозможен без создания социальной модели экономики, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативноправовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей.
 Финансовое  регулирование. Это управление совокупностью  денежных средств, находящихся в  распоряжении домохозяйства, предприятий или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.
 Задачи  и цели бюджетной политики отражают особенности переживаемого периода, а именно:
 1) использование бюджетной политики для реализации мероприятий экономических реформ;
 2) обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;
 3) разрешение или смягчение острых социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя, а также порожденных ходом реформ;
 4) развитие новых отношений бюджетного федерализма.
 Бюджетная политика в известной мере реализует  и общие цели, которые стоят  перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.
 Глубина и продолжительность кризиса  в стране во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. В регионах напряженность финансовая нейтрализуется путем приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков. Но нужны доходы от производства.
 Механизм  корректировки денежных процессов  сложен. Поэтому главный акцент в монетарной политике делается на регулировании предложения денег, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.
 В развитых странах денежная масса состоит  преимущественно из кредитных денег (банкнот, депозитов), т. е. денег, выпускаемых в обращение по каналам кредита и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. Это означает, что инициаторами выпуска или изъятия денег выступают хозяйствующие субъекты. Ограничения эмиссии денег: государство может оказывать существенное влияние на темпы роста денежной массы и другие параметры денежного оборота. В России ситуация иная. У нас дефицит финансового капитала. Разработаны несколько программ выхода из кризисной ситуации. Первая – постепенно восстановить утраченные сбережения. Вторая – стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третья – привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертая – использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.
 Указанные способы регулирования имеют  как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений людей осуществляется путем размещения займов среди самого населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.