Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Особенности бюджетной политики Российской Федерации
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 9.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение……………….…2
Глава
1. Теоретические основы определения
государственного бюджета как инструмента
государственного регулирования
Государственный
бюджет, его структура и основные макроэкономические
функции……….4
Принципы
построения бюджетной системы………11
Глава
2.Особенности бюджетной политики
Российской Федерации
2.1 Бюджетная
система России………………15
2.2 Концепция
бюджетной политики………………..25
2.3 Сальдо
бюджета. Проблемы и способы
балансирования………28
Заключение……………….33 Список
литературы...………………..35
Введение
Целью
данной курсовой работы является исследование
устройства бюджета РФ, а так же
особенности бюджетной политики.
Основная
задача финансовой политики заключается
в достижении макроэкономического равновесия
между совокупным спросом и совокупным
предложением. В этом регулирующем процессе
участвуют все элементы финансовой системы.
Прежде всего, речь идет о доходах и расходах
государственного бюджета.
Государственный
бюджет представляет собой ведущее
звено финансовой системы, объединяющее
такие категории, как налоги, государственные
расходы, государственный кредит. Через
бюджет осуществляется постоянная мобилизация
ресурсов и их расходование.
В
рамках поставленной цели необходимо
рассмотреть следующие задачи:
-
структуру государственного бюджета
и выявить его основные макроэкономический
функции;
-
сальдо бюджета, его виды, дефицит
бюджета, способы его финансирования,
мультипликатор сбалансированного
бюджета;
-
бюджетную систему России, межбюджетный
федерализм;
-
анализ динамики сальдо бюджета
РФ (1991-2000гг.), проблемы и способы
балансирования.
-
анализ динамики сальдо бюджета
РФ (2000 – 2010), проблемы и способы
балансирования.
Государственный
бюджет – это основной финансовый
план государства, который по материальному
содержанию есть централизованный фонд
денежных средств, а по социально-экономичес ой
сущности – инструмент перераспределения
национального дохода.
Проект
государственного бюджета обсуждается
и принимается представительным
органом власти (парламентом) страны,
утверждается главой государства и публикуется
в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью
бюджет должен отвечать принципам единства,
полноты и реальности.
Государственный
бюджет отражает два взаимосвязанных
процесса – аккумуляцию доходов
в руках государства и их использование
для удовлетворения государственных
нужд и потому тесно взаимодействует
с понятиями «государственные доходы»
и «государственные расходы», основу
которых составляют бюджетные доходы
и расходы. Доходы и расходы бюджета
– две стороны количественной
характеристики централизованного
фонда финансовых ресурсов государства.
Глава
1. Теоретические основы
определения государственного
бюджета как инструмента
государственного регулирования
Государственный
бюджет, его структура
и основные макроэкономические
функции
В формировании и развитии
экономической и социальной структуры
общества большую роль играет
государственное регулирование.
Одним из механизмов, позволяющих
государству проводить экономическую
и социальную политику, является
финансовая система общества. Центральное
место в системе финансов принадлежит
государственному бюджету. Существуют
следующие определения бюджета:
Государственный
бюджет – это централизованный фонд
денежных ресурсов, находящихся в
распоряжении правительства и использующихся
для содержания государственного аппарата,
вооруженных сил и сил правопорядка,
также для осуществления социально-экономичес их
функций.
Государственный
бюджет - это баланс доходов и
расходов государства за определенный
период времени, представляющий собой
основной финансовый план страны, который
после его принятия законодательным
органом власти приобретает силу
закона и обязателен для исполнения.
Государственный
бюджет состоит из двух взаимосвязанных
и взаимодополняющих друг друга
частей: доходной и расходной. Доходная
часть показывает, откуда поступают
денежные средства для финансирования
деятельности государства, какие слои
общества отчисляют на содержание государства
больше всего из своих доходов. Расходная
часть показывает, на какие цели
направляются аккумулируемые государством
средства. [2,c.126]
Главными
источниками дохода государственного
бюджета являются налоги:
-
налоги на доходы физических
и юридических лиц;
-
налоги на товары и услуги (НДС,
налог с продаж, акцизы, пошлины);
-
налоги на капитал (на наследство,
имущество, землю и т.д.).
Налоги
бывают двух видов. Первый вид –
налоги на доходы и имущество: подоходный
налог и налог на прибыль корпораций
(фирм); на социальное страхование, на фонд
заработной платы и рабочую силу
(так называемые социальные налоги,
социальные взносы); поимущественные
налоги, в том числе налоги на
собственность, включая землю и
другую недвижимость; налог на перевод
прибыли и капиталов за рубеж
и др. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица,
их называют прямыми
налогами.[8,c.13]
Второй
вид налогов – налоги на товары
и услуги: налог с оборота –
в большинстве развитых стран
заменен налогом на добавленную
стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые
в цену товара или услуги); на наследство;
на сделки с недвижимостью и ценными
бумагами и др. Это косвенные
налоги. Они частично или полностью
переносятся на цену товара или услуги.
Прямые
налоги сложно перенести на потребителя.
За исключением налогов на землю и на другую
недвижимость, которые включаются в арендную
и квартирную плату, цену сельскохозяйственной
продукции.
Косвенные
налоги переносятся на потребителя
в зависимости от степени эластичности
спроса на товары и услуги, облагаемые
этими налогами. Чем менее эластичен
спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем
менее эластично предложение, тем
меньшая часть налога перекладывается
на потребителя, а большая уплачивается
за счет прибыли. В долгосрочном плане
эластичность предложения растет, и на
потребителя перекладывается все большая
часть косвенных налогов.
В
случае высокой эластичности спроса
увеличение косвенных налогов может
привести к сокращению потребления,
а при высокой эластичности предложения
– к сокращению чистой прибыли, что
вызовет сокращение капиталовложений
или перелив капитала в другие
сферы деятельности.
Неналоговые
доходы весьма разнообразны, но среди
них в России доминируют доходы от
приватизации, сдачи в аренду государственной
и муниципальной собственности,
предоставления домохозяйствам и фирмам
платных услуг, перечисленной в
бюджет прибыли Центрального банка,
от процентов выданных за границу государственных
кредитов. [6,c.95]
В
свою очередь расходы государства
могут быть разделены по целям:
-
расходы на политические цели - обеспечение
национальной
-
обороны и безопасности (содержание армии,
полиции, судов и т.п.);
-
содержание аппарата управления государством;
-
расходы на экономические цели - содержание
и обеспечение функционирования государственного
сектора экономики; помощь частному сектору
экономики;
-
расходы на социальные цели - социальное
обеспечение (выплату пенсий, стипендий,
пособий); образование, здравоохранение,
развитие фундаментальной науки, охрану
окружающей среды.
С
макроэкономической точки зрения все
государственные расходы делятся
на:
-
государственные закупки товаров и услуг
(их стоимость включается в ВВП);
-
трансферты (их стоимость не включается
в ВВП, поскольку они являются
результатом перераспределения
национального дохода);
-
выплаты процентов по государственным
облигациям, т.е. обслуживание государственного
долга (эти расходы также не входят в ВВП,
так как выплачиваются из доходов государственного
бюджета) .
Структура
бюджетных расходов и доходов
и удельный вес отдельных статей
в государственном бюджете страны
выглядит приблизительно следующим
образом:
Налоги, в
том числе акцизные сборы и таможенные
пошлины, гербовый сбор - 75-85%.
Налоговые
поступления: доходы от государственной
собственности, государственного сектора
в экономике, государственной торговли
- 5-8%.
Взносы в
государственные фонды социального страхования,
пенсионный, страхования от безработицы
- 10-12%.
Расходы затраты
на социальные услуги: здравоохранение,
образование, социальные пособия, субсидии
бюджетам местных властей на эти цели
- 40-50%.
Затраты на
хозяйственные нужды: капиталовложения
в инфраструктуру, дотации государственным
предприятиям, субсидии с/х, расходы на
осуществление государственных программ
- 10-20%.
Расходы на
вооружение и материальное обеспечение
внешней политики, включая содержание
дипломатических служб и займы иностранным
государствам - 10-20%.
Административно-упра ленческие
расходы: содержание правительственных
органов, полиции, юстиции и прочих - 5-10%.
Платежи по
государственному долгу - 7-8%.[1,c.23]
Следовательно,
финансовые отношения, которые формируют
бюджетную политику государства, строятся,
прежде всего, на заинтересованности граждан
и хозяйственных субъектов в
получении от государства тех
или иных услуг, которые они по
существу уже оплатили как участники
распределения национального дохода
посредством передачи государству
части доходов в виде налогов
и других обязательных платежей. Но
при этом и государство, и его
граждане и хозяйствующие субъекты
в равной мере заинтересованы и в
макроэкономической стабилизации, и
в экономическом росте воспроизведенного
потенциала всего общества.
Будучи
производными от финансовых отношений,
бюджетные отношения призваны выполнять
те же государственные функции: бюджетного
регулирования и бюджетного обеспечения.
Государственный
бюджет выполняет следующие основные
функции:
Перераспределение
национального дохода;
Государственное
регулирование и стимулирование экономики;
Стимулирование
научно-технического прогресса;
Финансовое
обеспечивание социальной политики;
Контроль
за образованием и использованием централизованного
фонда денежных средств.
Содержание
функции бюджетного регулирования
характеризуется процессами распределения
и перераспределения финансовых
ресурсов не только между различными
уровнями государственной власти, всеми
субъектами бюджетных отношений, но
и между разными подразделениями
общественного производства. Сфера
этой функции определяется тем, что
в отношения с бюджетом вступают практически
все участники общественного производства.
Таким
образом, бюджетное регулирование
– это организованная система
управления бюджетным устройством
государства. Содержание функции бюджетного
регулирования реализуется в
процессе формирования доходных источников
всех уровней бюджетной системы
на всех стадиях бюджетного процесса
и их использования для проведения
экономической политики государства,
ориентированной на обеспечение
макроэкономической стабильности и
рост общественного производства. Аккумулированные
в бюджетной системе финансовые ресурсы
посредством налоговых и других обязательных
платежей хозяйствующих субъектов и граждан,
в соответствии с проводимой государством
социальной и инвестиционной политикой,
перераспределяются как в сферы материального
производства, имеющие приоритетное значение
для экономики страны, так и в сферу нематериального
производства, в основном находящуюся
на содержании бюджета.
Благодаря
этому свойству бюджет может «сигнализировать»
о том, как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы
от разных субъектов хозяйствования.
Соответствует ли размер централизуемых
ресурсов государства объему его
потребностей. При этом в бюджетном
процессе высвечиваются слабые места,
и правительство имеет возможность
посредством корректировки направления
движения централизованных финансовых
ресурсов воздействовать на активизацию
деятельности тех или иных производств
и сфер экономики.
Регулирующая
функция бюджета не носит ни запретительного,
ни ограничительного характера, она
позволяет лишь отслеживать и
корректировать степень и формы
разумного косвенного воздействия
государства на воспроизводительный
процесс.[4,c.87]
Современное
понимание регулирующей функции
бюджета заключается в том, что
он объективно через количественные
характеристики формирования и использования
фонда денежных средств государства
отображает экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях экономики. И в этих
экономических процессах государство
не выполняет роль стороннего наблюдателя,
а само является активно действующим субъектом.
Функция
бюджетного обеспечения государственных
услуг (фискальная функция) предполагает
обеспечение государства финансовыми
ресурсами для выполнения им своих
прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических
и социальных задач, т. е. тех государственных
услуг, которые на него возложены
обществом.
Государственные
услуги – это услуги, оказываемые
юридическим или физическим лицам
органами государственной власти (органами
местного самоуправления), бюджетными
учреждениями и иными юридическими
или физическими лицами безвозмездно
или по устанавливаемым органами
государственной власти (органами местного
самоуправления) ценам (тарифам).
Функция
бюджетного обеспечения не ограничивается
только предоставлением государственных
услуг. Для того чтобы повышалась
эффективность государственных
услуг, недостаточно только наращивать
их объемы, в равной степени необходимы
создание условий для эффективного
размещения и использования всех
имеющихся в государстве ресурсов
и поддержание определенного
уровня экономической активности. Поэтому
эта функция связана с регулирующей
бюджета и имеет свои специфические
формы реализации. Так как фискальная
политика государства – это политика
поддержания бюджетного дефицита на
уровне, соответствующем таким макроэкономическим
целям как контроль за инфляцией,
повышение инвестиционной активности
всех финансовых ресурсов, рост общего
экономического потенциала общества,
что в свою очередь обеспечивает прирост
доходной базы бюджета и, соответственно,
увеличение объема предоставляемых государством
услуг. Только в этом случае услуги власти
приобретают смысл платного служения
всему обществу.
В
бюджетном обеспечении реализуется
роль государства как хозяйствующего
субъекта, продающего общественный товар
(публичную услугу).
Для
того, чтобы повышать эффективность государственных
услуг, недостаточно только наращивать
их объемы; в равной степени необходимы
создание условий для эффективного размещения
и использования всех имеющихся в государстве
ресурсов и поддержание определенного
уровня экономической активности.
Решение
задачи экономического роста предопределяется
эффективностью управления всей бюджетной
системой, которое в свою очередь
охватывает как бюджетные отношения
между органами власти различных
уровней, так и структурные, технические
и институциональные аспекты
бюджетной системы и бюджетного
процесса. Эти две стороны управления
бюджетом практически невозможно разделить.[4,c.76]
1.2
Принципы построения
бюджетной системы
Бюджетная
системаРФ - совокупность бюджетов
всех уровней и государственных внебюджетных
фондов, основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ, регулируемая
нормами права.
Конституция
РФ определяет, что установление общих
принципов налогообложения и
сборов в Российской Федерации находится
в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Федерации.[3,c.176]
К
бюджетам бюджетной системы Российской
Федерации относятся:
-федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов Российской
Федерации;
-бюджеты
субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
-
местные бюджеты, в том числе:
-
бюджеты муниципальных районов,
бюджеты городских округов, бюджеты
внутригородских муниципальных
образований городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга;
-
бюджеты городских и сельских
поселений
Таким
образом, бюджетная система России,
как федеративного государства
состоит из трёх уровней:
-
первый уровень - федеральный
бюджет Российской Федерации
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
-
второй уровень - бюджеты субъектов
РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет,
55 краевых и областных бюджетов,
10 окружных бюджетов автономных
округов, городские бюджеты Москвы
и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
-
третий уровень - местные бюджеты
(около 29 тысяч городских, районных,
поселковых и сельских бюджетов).
Помимо
вышеперечисленных видов бюджетов
существует еще консолидированный
бюджет,который представляет
собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей
территории. Например, консолидированный
бюджет РФ включает в себя федеральный
бюджет плюс бюджеты субъектов Российской
Федерации.[5,c.245-2 9]
Федеративное
устройство РФ основывается на ряде принципов,
обусловленных её демократической
сущностью:
1. Принцип
единства бюджетной
системы,который обеспечивается
единством бюджетного законодательства,
денежной системы, бюджетной классификации,
форм бюджетных документов и бюджетной
отчетности, бюджетной политики и т.п.
2. Принцип
разграничения доходов
и расходов между уровнями
бюджетной системы РФ.
3. Самостоятельность
бюджетов всех уровней, выражающаяся
в наличии у каждого бюджета своих источников
доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно
расходовать их по своему усмотрению и
определять источники финансирования
дефицита бюджета; в утверждении каждого
бюджета соответствующими представительными
органами; в исполнении каждого бюджета
соответствующими исполнительными органами
власти; в недопустимости компенсации
за счет бюджетов других уровней потребности
в доходах и дополнительных расходах.
4. Принцип
сбалансированности
бюджета означает, что объем расходов
должен быть равен объему доходов плюс
источники финансирования дефицита бюджета
(размер дефицита бюджетов всех уровней
ограничен Бюджетным кодексом). При этом
бюджеты всех уровней должны быть утверждены
без профицита бюджета. Профицит - это
превышение доходов бюджета над расходами.
5. Принцип
эффективного и экономного
использования бюджетных
средств.
6. Принцип
достоверности бюджета означает надежность
показателей бюджетов, их адекватность
существующему экономическому положению.
Нарушение этого принципа ведет к серьезным
финансовым последствиям. Примером может
служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр
бюджета (пропорциональное снижение государственных
расходов по всем статьям бюджета, кроме
защищенных).
7. Принцип
полноты отражения доходов
и расходов бюджетов
означает необходимость их отражения
в бюджетах в полном объеме и в обязательном
порядке.
8. Принцип
гласности, т.е. необходимость публикации
законов о бюджетах и отчетов об их исполнении
в открытой печати.
9. Принцип
адресности и целевого
характера бюджетных
средств означает, что бюджетные средства
выделяются в адрес конкретных получателей
с обозначением цели их использования.
[10,c.63]
Эти
принципы определяют характер территориального
устройства не только самой Федерации,
но и её субъектов, и являются базовыми
для федеративного и бюджетного
устройства государства.
Глава
2.Особенности бюджетной
политики Российской
Федерации
2.1
Бюджетная система
России
Бюджетное
устройство любой страны определяется
формой государственно-правов го устройства
государства. Государственное устройство
является элементом формы государства.
Территория каждого государства
делится на составные части, определяющие
его внутреннюю структуру и территориальное
устройство. В рамках территориального
устройства государства складывается
определенная система территориальных
единиц, из которых состоит государство,
система государственных связей
между государством в целом и
этими территориальными единицами,
характер которых зависит от правового
статуса как государства в
целом, так и каждой из его территориальных
единиц. Такого рода организацию территории
государства принято называть формой
государственного устройства.
По
своему устройству Российская Федерация
– суверенное, целостное, федеративное
государство, состоящее из равноправных
субъектов. Их несколько видов: республики,
края, области, автономная область, автономные
округа, города федерального значения.
Федеральный
бюджет России представляет собой главное
звено бюджетной системы. Он выражает
экономические отношения по поводу
образования и использования
централизованного фонда денежных
средств государства.
В
федеральном бюджете аккумулируются
средства, которые затем направляются
на финансирование национального хозяйства,
оборону, социально-культурные мероприятия,
содержание органов государственного
управления, финансовую поддержку бюджетов
субъектов Российской Федерации, погашение
государственного долга и др.
Все
доходы и расходы государственного
бюджета группируются по однородным
признакам с присвоением им определенного
названия и номера раздела, главы, параграфа,
статьи бюджетной классификации. Бюджетная
классификация позволяет указать
точно, за счет каких отраслей экономики,
групп предприятий по формам собственности,
социальных слоев населения, видам
налогов или неналоговых платежей
сформирован бюджет. Она показывает
также, на какие конкретно цели, по
какому ведомству и в какую
отрасль уходят бюджетные средства.[2,c.123]
В
условиях перехода к рыночной экономике
федеральный бюджет выполняет следующие
функции:
Перераспределение
национального дохода ВВП(около 20% ВВП);
Регулирование
и стимулирование экономики и инвестиций,
повышение эффективности производства;
Финансовое
обеспечение социальной политики;
Контроль
за финансово-хозяйствен ой деятельностью
национального хозяйства.
90-е
годы ХХ века были для российской
экономики и государственных финансов
кризисными. Проявлением бюджетного кризиса
стал хронический дефицит государственного
бюджета. Его причиной является подорванность
доходной базы в результате несобираемости
налогов, в свою очередь причиной этих
явлений стал платежный кризис. Платежный
кризис или беспрецедентный по своим масштабам
развал платежных отношений начался на
фоне кампаний по либерализации цен и
ужесточению бюджетной и кредитной политики.
Если вначале он сопровождался сокращением
объемов производства, то к концу 1993 года
приобрел новые черты и выразился в массовой
остановке предприятий (в том числе заводов-гигантов),
не связанной с процедурой банкротства.
В
первые годы реформ на покрытие дефицита
бюджета привлекались огромные кредиты
Центрального банка Российской Федерации
и проводилось изъятие средств из пенсионного
фонда.
В
развитых странах положение считается
нормальным лишь тогда, когда дефицит
бюджета ниже 3% ВВП.
Покрытие
дефицита бюджета 1993 года осуществлялось
за счет продажи валюты, драгоценных камней,
находящихся в распоряжении правительства,
валюты, полученной в качестве кредита
международного валютного фонда(МВФ),
прибыли Центрального банка России.
Бюджетная
политика основывается на нескольких
теоретических концепциях, которые построены
на различных макроэкономических основаниях. Первая
концепция базируется на том, что
бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
До недавнего времени ежегодно балансируемый
бюджет считался целью финансовой политики,
обеспечивающей стабильное экономическое
развития национальной экономики. Однако
такое состояние бюджета исключает или
в значительной степени уменьшает возможности
фискальной политики государства, имеющую
стабилизирующую направленность. Рассмотрим
следующую логическую цепочку: допустим,
что экономика сталкивается с длительным
периодом безработицы. Доходы населения
падают. При таких обстоятельствах налоговые
поступления автоматически сокращаются.
Стремясь непременно сбалансировать бюджет,
правительство должно либо повысить ставки
налогов, либо сократить государственные
расходы, либо использовать сочетание
этих двух мер. Однако следствием этих
мероприятий будет еще большее сокращение
совокупного спроса.
Рассмотрим
другой пример, показывающий, как стремление
ежегодно балансировать бюджет может
стимулировать инфляцию. В условиях инфляции
при повышении номинальных денежных доходов
автоматически увеличиваются налоговые
поступления. Для предотвращения возможного
профицита правительство должно принять
следующие меры: либо снизить ставки налогов,
либо увеличить правительственные расходы,
либо использовать сочетание этих двух
мер. Следствием этого будет усиление
инфляции.[4,c.57] Вторая
концепция бюджетной политики базируется
на том, что бюджет должен быть сбалансирован
в ходе экономического цикла, а не ежегодно.
Данная концепция предполагает, что правительство
осуществляет антициклическое воздействие
и одновременно стремится сбалансировать
бюджет. Логическое обоснование этой концепции
бюджетной политики просто, разумно и
привлекательно. Для того чтобы противостоять
спаду производства, правительство снижает
налоги и увеличивает государственные
расходы, т.е. сознательно идет на временный
дефицит бюджета. В ходе последующего
подъема правительство повышает налоги
и снижает государственные расходы. Возникающее
положительное сальдо бюджета может быть
использовано на покрытие дефицита, возникшего
в период спада. Таким образом, правительство
проводит позитивную антициклическую
политику и одновременно балансирует
бюджет, но не обязательно ежегодно, а,
возможно, за период в несколько лет.
Особая
проблема, возникающая при реализации
данной концепции, — это то, что
спады и подъемы в экономическом
цикле могут быть неодинаковыми
по глубине и продолжительности.
Например, длительный и глубокий спад
может смениться коротким периодом подъема.
Появившийся в период спада дефицит бюджета
и, соответственно, государственный долг
в этом случае не покроется небольшим
положительным сальдо бюджета периода
процветания, следовательно, будет иметь
место циклический дефицит бюджета.[4,c.62] Третья
концепция ориентируется на идею
так называемых «функциональных
финансов». В соответствии с этой концепцией,
целью государственных финансов является
обеспечение сбалансированности экономики,
а не бюджета, при этом достижение макроэкономической
стабильности может сопровождаться как
устойчивым профицитом, так и устойчивым
дефицитом бюджета. Иными словами, стабильность
и устойчивое развитие экономики является
первоочередной задачей, а сбалансированность
бюджета является в данной концепции второстепенной
проблемой. Почему?
Во-первых,
налоговая система такова, что налоговые
поступления в бюджет автоматически возрастают
по мере экономического роста и процветания
экономики, макроэкономическая сбалансированность
стимулирует этот рост, следовательно,
дефицит бюджета будет автоматически
самоликвидироваться
Во-вторых,
при определенных правах правительства
в установлении налогов и создании денег
его возможности финансировать дефицит
бюджета, практически безграничны.
В-третьих,
считается, что проблемы, порождаемые
государственным долгом, не столь обременительны
для нормально функционирующей экономики.
Вторая
и третья концепция лежат в
основе финансовой политики, ориентированной
на бюджетный дефицит и опирающейся на
потенциал денежно-кредитной политики
страны. Но такая политика предполагает
наличие четкой программы финансовых
мероприятий по финансовому оздоровлению
экономики, контроль за развитием бюджетного
дефицита и поиск источников его покрытия,
выделение бюджетных средств на мероприятия,
дающие значительный экономический эффект.
Однако
при всей привлекательности политики
бюджетного дефицита, крупные дефициты
все-таки приводят к значительным отрицательным
последствиям даже для «богатых» в экономическом
отношении стран.
Что
же касается российской бюджетной политики,
то она длительное время базировалась
на первой концепции. Требование бездефицитности
бюджета являлось «альфой и омегой» нашего
экономического развития. В настоящее
время российская бюджетная политика
в большей степени ориентируется на положения
второй из перечисленных концепций.
Эффективность
бюджетной политики во многом определена
структурой бюджетной системы. В такой
большой по территории страна как Россия,
бюджетная система представляет собой
сложную иерархию бюджетов различных
территориально-административных образований.
Это вытекает из богатого мирового опыта
функционирования бюджетных систем.
Бюджеты органов самоуправления являются
относительно независимыми от федерального
бюджета.[7,c.134-13 ]
В
соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации бюджетная система
нашей страны представляет собой совокупность
бюджетов трех уровней — федерального,
субъектов Федерации и административно-территориальных
образований. Бюджетная система РФ основывается
на экономических отношениях и принципах
единства, полноты, реальности, гласности
и самостоятельности бюджетов трех уровней.
В
бюджетную систему Российской Федерации
в качестве самостоятельных частей
включаются:
—
Федеральный бюджет;
—
21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых
и областных бюджетов, городские
бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
—
10 окружных бюджетов автономных округов
и бюджет Еврейской автономной области;
—
около 29 тысяч местных бюджетов (городских,
районных, сельских).
Все
эти бюджеты функционируют автономно,
каждый из них имеет законодательно
определенные источники доходов
и направления расходования средств.
Так, правительство полностью независимо
в целях, касающихся нации в целом: расходах
на оборону, космос. Местные органы власти
финансируют развитие школ, охрану общественного
порядка и т. п.
Ведущим
звеном государственной бюджетной
системы является государственный
(федеральный) бюджет — основной финансовый
план формирования и использования централизованного
денежного фонда государства. Именно с
его помощью государство осуществляет
территориальное и межотраслевое распределение
и перераспределение валового национального
продукта (до 40% национального дохода).
Основными
доходами государственного бюджета
выступают налоги и неналоговые платежи.
За государственным бюджетом в РФ закреплены
главные налоги — налог на прибыль юридических
лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К
налоговым доходам государственного бюджета
относятся также штрафы и пени, уплаченные
за нарушение налогового законодательства.
К неналоговым доходам относятся как обязательные
платежи — доходы от использования имущ и т.д.................